Константин Чуриков: Ну а сейчас поговорим о коммунальной инфляции. Как вы знаете, – конечно же, знаете, потому что уже оплатили, я надеюсь, коммуналку за июль, – коммунальные услуги в июле стали дороже. Ну, нас уверяет Росстат, что в среднем по стране дороже на 4,5%. Но беда в том, что в некоторых регионах этот рост превышает даже 7% – а это значительно выше пределов, которые были установлены Правительством. Ну, все эти случаи, как пишет «Российская газета», намерены изучить в Федеральной антимонопольной службе. И если что, служба, в общем, подключится к проблеме и подготовит предписания местным властям устранить нарушения. Сообщается, что, конечно, довольно сильно в некоторых регионах выросли тарифы, сильнее всего на вывоз мусора, на горячую воду, на отопление, на электроэнергию. В некоторых регионах поднялись цены и на жилищные услуги – это плата за содержание и ремонт, за наем жилья в неприватизированных квартирах, ну и на некоторые другие вещи. И еще что сегодня тоже важно успеть обсудить? Буквально свежая новость: Минстрой собирается, уже прямо конкретно собирается стимулировать наших граждан ставить датчики, счетчики газа. И те, кто этого не будут делать, будут платить по полной. По сведения «Российской газеты», все должно случиться уже с марта 2023-го, то есть будущего года. У нас в студии Павел Склянчук, эксперт тематической площадки ОНФ «Жилье и городская среда». Павел Дмитриевич, здравствуйте. Павел Склянчук: Здравствуйте. Константин Чуриков: Вот обращают на себя внимание некоторые субъекты – это Тюменская область, это Республика Алтай, это Кузбасс, – где, в общем, тарифы выросли так, как они не должны были вырасти. А почему так, Павел Дмитриевич? Павел Склянчук: Ну, как вы правильно сказали, теперь это вопрос к ФАС – разобраться, почему так произошло. Ну, единственное пояснение состоит в том, что тарифы, предельный уровень роста устанавливается у нас загодя, то есть постановлением Правительства в ноябре 2021 года. Вот они сделали такую как бы «шахматку», расписав эти потолочные пределы. Но у каждого региона есть инвестиционные добавки. И если ресурсники заявляют о том, что у них, помимо текущего «латания дыр», есть еще и необходимость как-то капитально модернизировать свои объекты, то региональные тарифные комитеты могут их согласовать. Константин Чуриков: Вы знаете, я немножко другой сейчас пример использую. У нашей семьи есть наши друзья, у них ребенок поступил в одну хорошую, очень хорошую московскую школу. Прямо экзамены сдавал, там все серьезно. И они приходят такие и говорят: «Вот мы поступили!» А им в школе говорят: «Так, с вас еще столько-то тысяч. Платить будете?» – «В смысле – платить?» – «Ну как? У нас всякие секции, кружки, доппрограмма. Ну, это надо». То есть эта инвестиционная… Как вы сказали? Инвестиционная составляющая? Павел Склянчук: Инвестиционная надбавка, да. Константин Чуриков: Инвестиционная надбавка. Вы знаете, у нас эта инвестиционная надбавка сейчас почти везде. Приходишь в поликлинику – там инвестиционная надбавка. Здесь тоже. А вот как-то можно без надбавок? Сложное время. Павел Склянчук: Ну да. И в школе чтобы не сбрасываться на шторы… Константин Чуриков: Да, да, да. Вот без этого. Как это сделать без этого? Павел Склянчук: Можно, но сложно. У нас, к сожалению, все в очень запущенном состоянии находится, что все это может быть чревато такими неприятными коллапсами в системах жизнеобеспечения. Ну, те, кто постарше, они действительно помнят, как в 90-е постоянно свет отключался, воду перекрывали, тепло, из-за аварий замерзали целые жилые кварталы. Сейчас – тьфу-тьфу! – такое случается, но уже реже. Вот вся дилемма состоит в том, что у нас непонятно где случится форс-мажор, если мы будем придерживаться политики совсем минимального роста. Например, тут до этого обсуждали в студии ситуацию в Европе, там же полноценный энергокризис. Действительно, там стоимость электроэнергии, воды кратно выше, чем в нашей стране. И это наша беда в том числе, потому что у нас что бабушка в однокомнатной квартире где-нибудь в хрущевке, что представитель какого-нибудь бизнес-класса платят одинаково. То есть у нас нет отсечки, связанной с объемом потребления, с какими-то другими параметрами. Сегодня появилось поручение президента по итогам проведенного Госсовета о том, чтобы попробовать усовершенствовать подходы к тарифной политике. Вот если они будут в том направлении усовершенствованы, что увеличится адресная помощь нуждающимся, а те, кто способен платить по экономически обоснованным тарифам, будут это делать, то всем станет полегче, мне кажется. Константин Чуриков: У нас об этой адресной помощи уже на моей памяти, ну, года три точно… может, четыре, может, даже пять говорят. И что-то все по-прежнему, никто не знает адреса. Понимаете? «Мой адрес не дом и не улица, мой адрес – Советский Союз». Павел Склянчук: Нет, адрес знают. Сейчас у нас автоматизируется выдача различных субсидий, в том числе льгот. Ну, у нас эта система тарифов, потолочная, когда устанавливается средняя температура по больнице, она имеет свои в том числе и недостатки. Вводили его в начале 2013–2014 годов на фоне как раз двузначного роста тарифов, волевым решением установили эти предельные индексы. Сейчас прошло уже почти десять лет, и участники отрасли, да и в принципе люди понимают, что нужно искать какие-то новые подходы. У нас в этом году Центробанк прогнозирует инфляцию в районе 12–15% на данный момент. И что, мы тогда в следующем году будем до 15% повышать гражданам? Константин Чуриков: Да. Павел Склянчук: Ну, по нынешним подходам… Константин Чуриков: По этой логике – да. Павел Склянчук: По этой логике, в принципе, так и должно быть. То есть нужны какие-то другие инструменты, которые позволят, как мы говорим, адресно помочь нуждающимся. Ну а для тех, кто по силам… В принципе, коммунальные услуги – это на самом деле такая вещь довольно дорогостоящая в наших климатических условиях, в наших системах городов, как они у нас строились, централизованные системы. Константин Чуриков: Мы знаем, мы знаем. Павел Склянчук: У нас же большие затраты идут на низкую энергоэффективность, на потери при поставке ресурсов. И у нас, знаете, даже по водоснабжению… Мы для сельскохозяйственных нужд используем пригодную для приготовления пищи воду. Сейчас тоже в перечне поручений президента содержится, чтобы отдельно для сельских районов, где есть населенные пункты, чтобы люди не поливали огороды очищенной до степени пригодности употребления в пищу водой грядки. Вот это рациональное зерно, которое позволит как-то более экономно, наверное, и более разумно использовать коммуналку. Константин Чуриков: Давайте послушаем звонки зрителей. Очень много сообщений! Так, сначала давайте сообщения. Ленинградская область: «Когда у нас что-нибудь подешевеет?» Ленинградская область, ну если верить Росстату, подешевели сейчас пока в моменте – ловите момент! – овощи. Ленинградская область, точнее, Санкт-Петербург: «Вывоз мусора подорожал на 30%». «Почему должны платить неодинаково? Услуга одна и та же». Давайте мы вернемся к этому и предыдущему вопросам, а пока послушаем Андрея из Подмосковья. Здравствуйте, Андрей. Зритель: Алло. Здравствуйте. Константин Чуриков: Да, пожалуйста. Зритель: Слышно меня, да? Константин Чуриков: Да, отлично. Зритель: Подскажите, пожалуйста… Вот мне хочется задать вопрос вашему эксперту. Для начала хочу поблагодарить вашу передачу. Очень хорошая передача, нужная, она нам очень нравится. Константин Чуриков: Спасибо. Зритель: Тем не менее, смотрите. Вот у нас две квартиры: одна в Долгопрудном (тоже Подмосковье), другая у нас в Талдоме (тоже Подмосковье). Подскажите, пожалуйста… Вот мы платим за отопление. Например, в Долгопрудном летом мы не платим за отопление, то есть с нас деньги не берут. А в Талдоме у нас за отопление берут круглый год плату. То есть холодные батареи, горячие батареи – без разницы, все равно плату берут, как будто топят зимой. У нас такой вопрос к эксперту: что нам нужно сделать и как с этим бороться, чтобы с нас плату не брали летом, например, когда отопления нет? Вот сейчас, например, 33 градуса. Какое отопление? А квартплату за отопление все берут, и немаленькую. Константин Чуриков: Андрей, маленький уточняющий вопрос, может быть, не в тему. На одну семью две квартиры? Зритель: Нет, одна квартира жены в Талдоме, а другая квартира моя. Ну какая разница? Константин Чуриков: Нет, я просто порадовался, понимаете, я порадовался тому, что крепнет средний класс в стране. Потому что нам редко звонят люди и говорят: «У меня две квадраты». Зритель: Порадовались вы? Это хорошо. А мы вот слезы горькие льем, когда нам приходят оплата ЖКХ. Константин Чуриков: Правильно! Частный собственник, конечно. Так, отвечайте, пожалуйста, Павел Дмитриевич. Зритель: Вот и пускай ваш дорогой эксперт нам ответит… Константин Чуриков: Хорошо, хорошо, Андрей, поняли вас, поняли. Павел Склянчук: Спасибо, Андрей. Я тоже порадовался. Ну, сперва небольшое отступление. Действительно, сейчас аномальная жара стоит в стране, в центральной полосе России. И, вообще-то, у нас проскальзывали в экспертном сообществе идеи: а почему бы у нас не ввести услугу холодоснабжения? Понимаете, то, что у нас тратится на кондиционирование индивидуальное в домах – это все потом выливается в кругленькую сумму, в том числе по итогам летних месяцев. Если у нас технологии не стоят на месте… В коммерческой недвижимости постоянно централизованно охлаждают здания. То есть мы привыкли, что у нас есть отопительный период, нужно отапливать. Но с изменениями климата все острее стоит вопрос с тем, что нужно здания – ну, я говорю прежде всего о новостройках, жилых домах – централизованно охлаждать, чтобы люди не переплачивали за какие-то источники, связанные с холодом. Но это отступление. А теперь отвечаю на вопрос Андрея… Константин Чуриков: Можно делать подоконники побольше, как в сталинках. Курицу эту купил – и ее туда прямо сразу. Павел Склянчук: Ну, это опять все к зиме. Теперь у нас жара – основная такая климатическая проблема. Что касается вопроса Андрея. Ну, регионы и даже на уровне муниципалитетов вольны устанавливать либо тарифы по теплу на все 12 месяцев, либо только на продолжительность отопительного периода. В этом году были большие проблемы в Москве и в Московской области, когда сделали перерасчет – и выяснилось, что у нас москвичи получили гигантские квитанции. И решили теперь все-таки не размазывать. Минстрой сделал изменение методики, и теперь регионы все-таки будут уходить от этой схемы, когда за тепло нужно платить в том числе и летом. То есть у нас такие качели. Изначально была проблема, когда начинался отопительный период, люди получали достаточно повышенные квитанции. Ввели одну двенадцатую, включив летние месяцы. Ну а теперь мы немножко двигаемся в обратном направлении. Здесь от конкретных жильцов дома не зависит выбор этого подхода, поскольку у нас, опять-таки, системы теплоснабжения очень централизованные. Что может быть? У нас, например, ряд регионов, как Казань, они переходят на индивидуальные тепловые пункты, когда у нас тепло, нагрев воды для батарей происходит уже непосредственно в доме. Это очень выгодно. Но, опять-таки, чтобы установить эти котлы, необходимо вложиться. Если такая программа у нас будет реализована, то это позволит сократить как платежи граждан, так и вообще более рационально использовать услугу теплоснабжения. Константин Чуриков: Вот этот вопрос из Саратовской области на самом деле резонный, имеет право человек спросить: «Почему должны платить неодинаково? Услуга же одна и та же». Павел Склянчук: Ну смотрите. У нас очень разная страна – богатая, красивая. И очень разное состояние инженерной инфраструктуры. Константин Чуриков: Очень разная страна и одинаково богатая, да? Павел Склянчук: И одинаково богатая. Но ЖКХ одинаково плохое, потому что все это строилось в советское время. Трубы, к сожалению, уже давно подлежат замене. Ну, в советское время как-то документы, где эти трубы лежат, не всегда сохранились, поэтому тут у нас есть проблема со схемами теплоснабжения, не всегда известно. Константин Чуриков: Нет, они, наверное, были известны. Просто когда Советского Союза не стало, потом был бардак…. Павел Склянчук: Ну, многое утратилось. Я не люблю эти экивоки на прошлое, но факт остается фактом. Константин Чуриков: Мы должны, так сказать, оглядываться назад и знать нашу историю. Павел Склянчук: Да. Накапливали износ жилого фонда, накапливали проблему с износом сетей коммунальных, а теперь как бы наверстываем. Ну и вся система ЖКХ очень такая автономная, то есть все заканчивается конкретной энергосистемой конкретного города. Где-то она очень, скажем так, централизованная, а город, например, очень такой разросшийся, и там в структуре тарифа велика стоимость энергопотерь. То есть пока доставят из этой ТЭЦ тепло, гигакалории, там уже половина потеряется, потому что трубы дырявые. То же самое и по водоканалам, у нас очень большие проблемы по потерям. Сейчас Минстрой взялся за эту историю, что нужно… А в тарифе учитываются потери в том числе, они ложатся на конечного потребителя. Ну, у водоканала нет других источников для того, чтобы осуществлять водоочистку, подготовку воды, опять-таки, для полива грядок, для мойки полов и для всего прочего. Вот у нас такая история, ЖКХ очень отличается по всей стране. Константин Чуриков: А вот еще, кстати, чисто управленческий вопрос. Смотрите, многие законодательные инициативы в области ЖКХ, чуть ли не все, естественно, инициирует Минстрой, потому что Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства, да? А вот на местах эти управляющие компании кому подчиняются? Местному какому-то департаменту строительства или министерству строительства? Или они подчиняются просто, извините, местной власти, для которой Минстрой – это, знаете, как килограммы и километры, это совершенно разные структуры? Павел Склянчук: Упомянутая здесь уже Федеральная антимонопольная служба, помимо отслеживания тарифов естественных монополий, следит в том числе за состоянием конкуренции в тех или иных отраслях. Собственно говоря, мне кажется, состояние конкуренции оставляет желать лучшего в сфере управления домами. Это, конечно, не панацея для того, чтобы улучшить качество, но тем не менее. У нас, действительно, во многих городах управляющие компании все дома… как это у них принято говорить, «сели на дом» и управляют ими, собственно говоря, десятилетиями. И здесь решить эту проблему можно только через конкуренцию. А у нас получается, что управляющие компании как шило на мыло меняют, не всегда это приводит к результату. Ввели лицензирование государственное, да? Сейчас будут лишать генеральных директоров права заниматься этой коммерческой деятельностью – управлением многоквартирными домами. Но все это движется очень медленно. Ну, тем не менее, рынок у нас сформирован. И по учебникам, скажем так, это должно давать свой эффект, но не дает. Константин Чуриков: По учебникам? Павел Склянчук: По учебникам. Константин Чуриков: Рынок по учебникам должен давать свой эффект. Павел Склянчук: Да. Константин Чуриков: Этим пока утешимся. Валентина нам звонит из Воронежа. Валентина, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте, здравствуйте. Я звоню из Воронежа, меня зовут Валентина. У меня такой вопрос к эксперту. У меня комната в коммунальной квартире, я собственник этой комнаты. В течение нескольких лет я там не проживаю, но платим мы по среднему. Счетчиков у нас нет. Сколько скажут нам в квитанции, вернее, какая сумма… Константин Чуриков: «Сколько напишут – столько и заплатим». Зритель: Да-да-да, столько и заплатим. Там 500 рублей за воду, допустим, или за газ… Константин Чуриков: «Будет исполнено». Так? Зритель: Да. Но я вообще ни газом, ни электричеством не пользуюсь и вообще не знаю, что это такое, не подхожу ни к плите, ничего. Ну как мне быть с этим? Куда мне обратиться? В управляющую компанию обращалась, они: «Нет, ничего не можем сделать». Константин Чуриков: Подождите, Валентина, а как же вы живете? Вы ни электричеством, ни газом не пользуетесь. Что, у вас печка-буржуйка или как? Зритель: Я не проживаю там несколько лет уже там. Павел Склянчук: По нормативу. Константин Чуриков: А, все, я понял. Все, теперь понятно. Зритель: Я в другом месте проживаю. Константин Чуриков: Да-да, спасибо. Павел Склянчук: Вот о чем и речь. Не только ЖКХ отличается, но и жилой фонд, по своему виду он очень разнообразный. Коммуналок осталось не так много, но они есть. Это бывшие ведомственные общежития либо дома такого формата, когда в советское время всех расселяли по коммунальным квартирам, объединяя бывшие, скажем так, большие квартиры зажиточных слоев населения. В этих домах, действительно, на основании проверок принимается решение, что установка счетчиков невозможна, поскольку неважно выделить индивидуальное потребление каждой комнаты в этой коммуналке. То есть там идет одна общая труба, и, собственно говоря, она идет по всем комнатам. Поэтому, Валентина, к сожалению, вынужден констатировать факт, что здесь вопрос только в том, чтобы был обоснованно установлен тариф, тариф нормативного потребления, чтобы муниципалитеты Воронежа не завышали его. То есть оплата по нормативу – это альтернативная методика оплаты по факту. В большинстве квартир все-таки стоят счетчики. Если вы пользуетесь водой, то сколько намотало – столько вы и платите. В тех домах и в тех квартирах, где нет счетчиков, там идет начисление по нормативу. И здесь других каких-то способов посчитать нет. Константин Чуриков: Сообщения зрителей. Много таких, кстати, эсэмэсок. Нижний Новгород: «Почему в Москве субсидии выплачиваются, если расходы ЖКУ превышают 10%, а у нас – 22%?» Самара: «ЖКХ – 8 800 рублей. Пенсия – 12 тысяч. Это соотношение за гранью добра и зла». Я помню, как еще несколько лет тому назад на Большой пресс-конференции Путину задавала этот вопрос наша ведущая Тамара Шорникова. Действительно, как, как говорится, и прожить, и оплатить коммуналку пенсионеру? Павел Склянчук: Вот этот прием… точнее, пример, связанный со сравнением пенсии, ну практически минимальной, равной прожиточному минимуму, и коммуналки – он здесь как бы не совсем, что ли, имеет место быть. Поскольку, как вы сказали, у нас действительно есть прямая адресная субсидия, в случае если уровень ЖКХ превышает 22%. То есть от пенсии в 12 тысяч невозможно заплатить больше 2 400. То есть 2 500 – это максимум, что вы можете потратить на коммуналку. Все, что сверху, покрывает государство. Да, часть регионов установили такую дифференциацию: где-то полностью 10%, а где-то, например, для семей в некоторых регионах… Я знаю, в Тюмени такая практика есть. Если у семьи доход в районе прожиточного минимума, то там 100% компенсируется. То есть, в принципе, можно здесь регионам дополнительно сверх федерального установленного норматива компенсировать расходы. Это вопрос политики, приоритетов региональных властей. Константин Чуриков: Нет, ну подождите. Если 80% фактически… У меня плохо с математикой, всегда говорю. Ну, около 80% в структуре пенсии уходит на ЖКХ. Как такое может быть? Павел Склянчук: Это физически невозможно. Значит, просто пенсионер не обращался в органы соцзащиты, где он приносит пенсию и приносит квитанцию. Константин Чуриков: А органы соцзащиты, простите, вот эти ведомства (я понимаю, что, наверное, тоже много работы, все их замучили), они могут сопоставить два фактора? Вот пенсия пришла человеку, начислена. А вот сколько он получает платежку по ЖКХ. Это, мне кажется, простая задача, знаете, на уровне Excel. Вот программа Excel способна уже вычислить, что что-то не то. Павел Склянчук: Вы правы. И здесь, знаете, есть такой момент неприятный, когда действительно есть одиноко проживающий пенсионер, у него родственников, детей, мужа, допустим, у бабушки, и у нее есть только один источник дохода, а соцзащита ей говорит: «Приходите раз в полгода и подтверждайте свой уровень дохода». Мне кажется, от этого надо отказываться. То есть это можно автоматически… Пенсионный фонд (тем более, сейчас его объединяют) может напрямую обменяться информацией и не гонять бабушку в органы соцзащиты. Константин Чуриков: Мне рассказывали знакомые про одного знакомого – инвалид-колясочник. То есть понятно, что… Павел Склянчук: Нога не вырастет. Константин Чуриков: Нога не вырастет. Нужно подходить и подтверждать инвалиду. Павел Склянчук: Вот здесь, конечно, нужно повышать размер компенсации. Опять-таки, у нас для людей, которые способны оплачивать экономически обоснованные тарифы, все-таки у нас коммуналка довольно-таки… ну, не совсем заоблачные цены. Конечно, нужно повышать вообще в целом уровень благосостояния людей, это понятно, но при этом нужно вводить некую градацию, связанную с тем, что есть определенное среднемесячное потребление. Ну сколько бабушка воды использует? Сколько электричества? Константин Чуриков: Смотря какая бабушка. Павел Склянчук: Ну да. Тем не менее. Соответственно, если она укладывается в какие-то рамки, то, конечно, должно быть все очень субсидируемым, действительно, чтобы не было такой пропорции с пенсиями, чтобы Тамара на следующей «Прямой линии» не задавала такие вопросы. А что касается высоких объемов, то здесь тарификация может быть больше. Константин Чуриков: Ну понятно, чтобы вовремя платить за коммунальные услуги, нужно повышать благосостояние людей. Чтобы повышать благосостояние людей, нужно создавать реальные рабочие места. Чтобы были реальные рабочие места, нужна растущая экономика. Только вот где ее взять? Мы каждый день бьемся с одним и тем же. Так, пока еще чуть-чуть совсем есть времени… Павел Склянчук: Газ не обсудили. Константин Чуриков: Да, по поводу газа. Вот эта история Минстроя, что… Я сейчас процитирую «Российскую газету»: «Жителей простимулируют ставить счетчики газа». Планирует это Минстрой. В поправках в Правила поставок газа для населения предусмотрено введение повышающих коэффициентов при расчетах за газ для тех, кто должен был, но не поставил приборы учета (видимо, будет какой-то специальный график), а также для тех, кто попытался «скрутить» показания счетчика. Ну, предположим, что это все не про нас с вами. Значит, как накажут? Выявление случаев использования магнитов, врезок и прочего-прочего повлечет за собой перерасчет объемов потребления по максимуму, как будто человек использовал газ на максимальную мощность 24 часа в сутки. Дальше возникают очень важные вопросы. Кто поставит эти счетчики? Не мы ли из своего кармана будем платить? А счетчики, по оценкам экспертов, стоят от 5–6 тысяч до 30 тысяч рублей. И вообще как это все заработает? Павел Склянчук: Ну давайте телезрителям дадим пояснение. У нас индивидуальные приборы учета в квартирах, если дом оборудован газом, сегодня в силу закона требуется устанавливать, но по факту это не является, скажем так, наказуемым деянием, если у вас нет прибора учета. То есть самое главное, что сейчас ходят и проверяют газовщики – это исправность газового оборудования. Сюда могут входить в том числе и приборы учета, но это в основном газоиспользующее оборудование в виде плит, нагревателей воды и так далее. Вот эти меры, связанные с борьбой, с кражей газа, они прежде всего касаются частного сектора, индивидуального жилищного строительства, где есть индивидуальное потребление газа. Чего таить? У нас есть такая проблема, когда действительно начинают врезать непонятно каким образом ответвления для нужд – в гараж провести, допустим, теплый гараж сделать и так далее, и так далее. Константин Чуриков: Ну да. Это все, конечно, очень опасно, естественно. Павел Склянчук: Да. И этот фактор опасности как бы вынуждает использовать такие рычаги воздействия. Ну, здесь тоже не должно быть перекосов, иначе у нас действительно… Как мы все знаем, газ – это национальное достояние, но по факту, действительно, это монополия. И здесь у конечного потребителя все-таки должны быть какие-то рычаги соблюдения собственных жилищных прав, чтобы не было… Вот у нас проблема, допустим, связанная с подключением, с газификацией социальной. Это же последняя миля, когда нужно по земельному участку подключить дом. То есть абсолютно разное тарифообразование, которое в десятки раз может различаться. То же самое и здесь. Ну, все нужно соблюдать по правилам техники безопасности, но процедурные моменты, связанные… Вот пропустили прибор учета, я не знаю, проверку, нарушена пломба, я не знаю, возможно, случайным способом – и на тебе, вбухали в 20–30 раз дороже того, что ты платил по счетчику. И приехали! Вот нужны какие-то такие механизмы, которые бы людей защитили. Ну а так, конечно, линия Минстроя в этой части понятна. Константин Чуриков: И самый последний, короткий вопрос, спрошу от себя. Многие жалуются, во всяком случае в Москве точно, что сейчас почему-то выставляют эти платежки, даже еще месяц не закончился, а тебе уже приходит – должник. Вот это розовое «письмо счастья» должнику. Или как там? То есть у нас до какого числа человек имеет право оплачивать коммуналку и не быть должником при этом? Потому что сейчас уже счет выставляется… Ты должник, если ты за июль платишь, 26.07 ты не оплатил – и все, ты уже должник. Павел Склянчук: Ну, все правильно. Потому что до 25-го числа нужно оплачивать. Константин Чуриков: До 25-го, да? Павел Склянчук: Здесь единственное, что я бы поддержал: уведомление о том, что нужно платить коммуналку, вообще должно приходить в максимально удобной форме. Это одна из причин, почему у нас люди с достатком накапливают квитанции за полгода, а потом разом погашают. Они, например, постоянно там не проживают. Константин Чуриков: Во-первых, это удобно. Павел Склянчук: Во-первых, это удобно, да. Но неудобно для ведения хозяйственной деятельности. А так платежная дисциплина есть. Сейчас действует мораторий по начислению пени до конца октября. Но потом нужно все-таки соблюдать график, иначе будут капать пени. Константин Чуриков: Хорошо, спасибо. Будем надеяться на то, что проверка Федеральной антимонопольной службы пройдет успешно, и не просто успешно, а что будут устранены те нехорошие нарушения, о которых мы говорили. У нас в студии был Павел Склянчук, эксперт тематической площадки ОНФ «Жилье и городская среда». Через несколько минут, через полторы минуты поговорим о климате и о жизни. Вы видите, какая жара в Москве. Тут еще и леса горят. В Европе засуха, у нас реки мелеют. Что происходит? Как это повлияет не просто на нашу жизнь, а жизнь нашей планеты и на самое ценное, что у нас есть, у людей, на братьев наших меньших – на животных. Об этом – с академиком Малаховым через несколько минут.