Оксана Галькевич: Обычно ко всему, уважаемые друзья, что связано с жильем, наши люди относятся очень трепетно, поэтому данные, которые нам попались перед этим эфиром на глаза о том, как растет численность должников по услугам ЖКХ, нас, конечно же, встревожили. Судите сами: всего лишь за год злостных уклонистов стало в 2.2 раза больше, это существенно. Константин Чуриков: На начало этого года 24 с лишним тысячи человек, соответственно, в 2 с лишним раза выросла и сумма, которую эти люди задолжали за услуги ЖКХ: с 600 миллионов в прошлом году до 1.3 миллиарда в этом году. Это данные Национального бюро кредитных историй. Оксана Галькевич: Интересно, кстати, в этих данных еще вот что. Средний размер задолженности – единственное, что за этот год не изменилось: сумма как была, так и остается на прежнем уровне, это 50 тысяч рублей. Обращаемся к вам сейчас, уважаемые телезрители, все, кто смотрит сейчас "Отражение", – расскажите нам, вы вовремя оплачиваете все ваши квитанции за услуги ЖКХ, или за вами тоже, что называется, должок имеется? Сообщения мы принимаем на наш SMS-портал 3443, первые буквы "ОТР", в конце этого часа, обсуждения этой темы будем подводить итоги. Константин Чуриков: У нас в студии сегодня Владимир Шикин, заместитель директора по маркетингу Национального бюро кредитных историй, и Артем Кирьянов, первый заместитель председателя Комиссии по общественному контролю Общественной палаты России. Добрый вечер, уважаемые гости. Оксана Галькевич: Здравствуйте, уважаемые гости. Константин Чуриков: Сначала хочется разобраться. Вот эти неплательщики – это кто такие? Это люди, частные лица, или это управляющие компании и другие юрлица? Артем Кирьянов: Я бы здесь, если позволите, отделил прежде всего юридические лица и физические лица. Константин Чуриков: Вот. Артем Кирьянов: Потому что не секрет, что у нас жильем владеют не только физические лица. Особенно меня в данном случае беспокоит тот жилой фонд, который находится в ведении муниципальных властей и различных государственных органов. Даже можно перечислять, что называется, по министерствам, по нашим, так сказать, встречающимся материалам порой очень много должно за жилье Министерство обороны. Потому что, видимо, очень много вопросов, которые надо решать, и вот не до этой мелочевки, которая, конечно, складывается в десятки и сотни миллионов рублей. Муниципалитеты считают своим правом в тяжелой ситуации пренебрегать оплатой, в том числе и за капремонт не платят муниципальные органы, что, конечно, удручает. Но как правило очень сложно объяснить мэру, этим занимается уже прокуратура, что, собственно, это его прямая обязанность. Что касается людей… Тут, что называется, социальный портрет неплательщика, который нам приходится фиксировать у себя, – это ведь не самые бедные, как ни странно, люди страны. Это как раз люди, у которых есть в том числе инвестиционная недвижимость, то есть несколько квартир, и вот эти люди как раз очень часто забывают оплачивать услуги ЖКХ в течение нескольких месяцев. Поэтому появляется задолженность в 50, 100 тысяч, еще какие-то вещи. Константин Чуриков: 50 тысяч у нас сейчас средняя задолженность. Артем Кирьянов: Да. Поэтому это не самые бедные люди, это люди, как правило, с высшим образованием, с уровнем доходов выше среднего. В каком-то смысле это такой осознанный посыл, это осознанное нежелание или есть какая-то другая мотивация. Одна из мотиваций заключается в том, что неуплата по квитанциям за ЖКХ все-таки меньше, чем взять кредит, поэтому… Оксана Галькевич: Владимир Викторович, действительно ли структура выглядит таким образом, что в первую очередь это в основном люди с нормальным благосостоянием? Потому что нам телезрители пишут, что если и дальше услуги ЖКХ будут повышаться такими темпами, то будет расти число должников по услугам ЖКХ. Люди пишут: "Уберите же вы наконец штрафы и пени, нам и так платить нечем", – Ростовская область. Владимир Шикин: Давайте я несколько слов скажу об источнике этих цифр, которые вы озвучили. Константин Чуриков: Это вы источник этих цифр. Владимир Шикин: Совершенно верно. Оксана Галькевич: Источник источника. Владимир Шикин: Но мы их не придумываем, мы их фиксируем от поставщиков услуг ЖКХ. С 2014 года в закон о кредитных историях внесены поправки, которые дают право – это очень важная оговорка – поставщикам жилищно-коммунальных услуг в случае наличия судебного решения о задолженности за коммунальные услуги вносить информацию по таким должникам в базу Национального бюро кредитных историй. Константин Чуриков: Поставщик коммунальных услуг – это в том числе управляющая компания какая-то? Владимир Шикин: В том числе управляющая компания. Поэтому когда мы говорим о росте в 2 раза за последний год, это не рост всех должников, это только рост должников, зафиксированных в Национальном бюро кредитных историй, то есть тех должников, по которым правом воспользовались поставщики, а их порядка 100 сейчас на всю Россию, это немного, и по которым есть судебное решение о том, что они действительно должники. Константин Чуриков: То есть, как мы сказали, злостные неплательщики. Владимир Шикин: Злостные неплательщики, да, мы предпочитаем действительно такую терминологию. В чем польза такого закона, такого нормативного акта? Это помогает поставщикам жилищно-коммунальных услуг повышать, собственно, платежную дисциплину таких злостных неплательщиков. У нас есть регионы, с которыми мы начали работать в течение 2-х лет, в качестве примера могу привести Татарстан – там практически на государственном уровне эта программа ведется, передача данных, они обязывают практически, не правом пользоваться… То есть они обязывают пользоваться этим правом поставщиков ЖКХ. И коллеги из этих компаний, которые поставляют такие услуги, отмечают, что как только начали передавать таких злостных неплательщиков в Национальное бюро кредитных историй, порядка 30% сразу же пошли и оплатили свои долги. Это как раз подтверждает ваши слова о том, что у этих людей есть деньги. Более того, мы проводили исследование по поводу тех должников, и я добавлю несколько слов к портрету, о котором вы сказали. Действительно, у более чем 80% этих людей есть также неоплаченные банковские кредиты. То есть можно сказать, что у значительной части этих злостных неплательщиков вообще хромает платежная дисциплина по всем обязательствам. Константин Чуриков: Секунду, а вот здесь уже мы видим какой-то, может быть, немножко другой портрет? Потому что если человек берет в банке и тем более в МФО кредит, это вовсе не свидетельствует о его высоком благосостоянии, скорее об обратном. Владимир Шикин: Почему вы так считаете? Артем Кирьянов: Нет, это свидетельствует о том, что… Константин Чуриков: Если человек приходит в МФО, то вряд ли он очень сильно обеспечен. Артем Кирьянов: В МФО как раз Бюро кредитных историй никто не спрашивает, опрос все-таки в… Владимир Шикин: Нет, спрашивает. Артем Кирьянов: Да, уже даже до этого докатились, да? Оксана Галькевич: Дошли. Владимир Шикин: Нас закон обязывает микрофинансовые организации… Оксана Галькевич: То есть вы таким образом выстраиваете кредитную историю каждого гражданина? Этого и боятся те люди, которые бегут тут же оплачивать, узнав, что их история попала к вам. Владимир Шикин: Конечно. Вообще законодательная система как раз предполагает постепенное сведение в единую систему, в единую инфраструктуру всевозможной задолженности по всевозможным обязательствам. Это позволяет как раз очень многим участникам рынка очень быстро понимать, кто перед ними, какой перед ними человек с точки зрения его кредитных рисков. Это и для банковской системы полезно, и для страховых компаний, которые оценивают риск убыточности по страховому полису. Поэтому вот здесь как раз долги за ЖКУ пришлись, что называется, в эту тему очень хорошо. Артем Кирьянов: Как только у тебя возникает выбор заплатить по кредиту, где у тебя большие проценты, как минимум 14% годовых, но это в самых таких скромных банках, или заплатить за жилье, конечно, люди выбирают заплатить по кредиту, чтобы не получать большие штрафы. Константин Чуриков: А если возникает выбор купить продуктов для семьи или заплатить за коммуналку? Артем Кирьянов: В том-то и дело, что мы сегодня не говорим о таком выборе. Как бы это ни звучало, знаете, очень красиво, что люди последнее отдают за уплату жилищно-коммунальных услуг, не на что есть, это не наш случай. Константин Чуриков: Нет, давайте говорить обо всем. Оксана Галькевич: Подождите, Пензенская область, как раз их случай. Артем Кирьянов: Нет такого выбора. Оксана Галькевич: "Перед народом стоит дилемма, что платить: ЖКХ, кредит, лекарства". Артем Кирьянов: Нет, вот эти вот заявления, понимаете, перед народом теперь дилемма… Народ – это кто? Вот каждый конкретный человек – это конкретный человек. Когда конкретные люди начинают писать, что перед народом стоит дилемма, я вам квалифицированно отвечаю: перед народом такой дилеммы не стоит. Перед народом теперь дилемма, как сэкономить на тех или иных процентах на тех или иных отношениях с поставщиками услуг. Перед народом стоит дилемма, как сделать то, чтобы их деньги работали хорошо в ЖКХ. Вот это да. Но про то, что заплатить за квартиру или купить продуктов, нет сегодня такой проблемы выбора. Константин Чуриков: Давайте так: мы сейчас пойдем в народ. Уважаемые зрители, звоните, говорите, рассказывайте, как у вас, успеваете платить вовремя, не успеваете, хватает вам денег, может быть, их вообще вагон и маленькая телега и вы уже там вперед все оплатили. У нас есть сейчас для начала Юрий из Самары. Добрый вечер, Юрий. Зритель: Здравствуйте. Я считаю, здесь несколько другие причины. Например, подогрев воды по нормативам 0.06 гигакалории на метр кубический. При назначении платежей этот норматив доходит до 0.7, то есть в 10 раз. Константин Чуриков: Понятно, что вода должна быть одного вида, у многих в кранах она другой температуры, другого вида. Зритель: Нет, вы меня не поняли. Константин Чуриков: Тогда раскройте мысль, пожалуйста. Зритель: По расчету платежей увеличивают в 10 раз. Константин Чуриков: Завышают, все понятно. Оксана Галькевич: Спасибо. Константин Чуриков: Давайте сразу Светлану из Москвы послушаем, чтобы освободить линию. Светлана, здравствуйте, вы в эфире. Зритель: Здравствуйте. У меня, вы знаете, вопрос такой. Мы вот уже в течение года, 1 апреля будет ровно год, нас дом, находящийся в Москве по Первому Красносельскому, дом 3, мы не платим коммунальные услуги в связи с тем, что наша управляющая компания ЗАО… не хочет оформлять наш дом. Поэтому куда бы мы ни обращались, мы получаем только отписки. И что нам дальше делать, мы не знаем. Артем Кирьянов: Есть ответ. Зритель: И почему вот обслуживающие организации – тепло и так далее – не востребуют деньги? Мы не платим целый год и тишина. Константин Чуриков: Светлана, пока на линии оставайтесь. Оксана Галькевич: У Артема Юрьевича, нашего эксперта, есть ответ. Артем Кирьянов: Да. Вы знаете, что-то здесь, конечно, не вполне совпадает, потому что нет такой ситуации, при которой дом остается, что называется, без управляющей компании. Константин Чуриков: Ну вот Светлана еще на связи, если что, задавайте вопрос. Артем Кирьянов: Я пока расскажу общую практику. Если ваша управляющая компания не хочет больше с вами работать (такое бывает) и вы оказываетесь в некоей правовой, что называется, лакуне, тогда органы местного самоуправления в течение 3-х месяцев должны вас обеспечить управляющей компанией в сфере ЖКХ, соответственно вы должны уже в новую компанию… Константин Чуриков: Ну это если обеспечили. Артем Кирьянов: Это если не было ничего, никакой активности граждан, не было никаких общих собраний и так далее. Но здесь, видимо, поскольку ситуация не регулируется уже в течение года, видимо, идет какое-то такое сражение между двумя или более управляющими организациями. Константин Чуриков: Извините, или органы местного самоуправления, управа Красносельского района 4 раза не исполнила свои обязанности. Артем Кирьянов: Вы знаете, я не очень уверен в том, что такое грубое нарушение могли допустить в Москве, хотя в принципе, видите, граждане волнуются, то есть они наверняка уже в управу обращались, наверняка уже… Оксана Галькевич: И не один раз. Артем Кирьянов: Если не обращались, то обязательно надо. Наверняка писали в Государственную жилищную инспекцию по городу Москве, может быть, уже и в прокуратуру сходили с обращением. Поэтому вот эти вот 3 инстанции, конечно, должны урегулировать этот момент, потому что чтобы ни происходило с вашим домом, вы потребляете услуги, вы потребляете ресурсы, которые поставляют ресурсоснабжающие организации, и конечно, любая управляющая компания, которая придет, предъявит этот счет в полном объеме. И вот тут начинаются неприятности, потому что когда ты ритмично платишь по месяцу, это нормально, а когда тебе счет выставляют за год, это уже действительно не очень здорово звучит по деньгам. Здесь мы, конечно, обеспокоены такой ситуацией. И если вопрос, так сказать, не сдвинется с мертвой точки и людям не скажут четко, на счет какой организации перечислять средства, то, конечно, можно обратиться в том числе и в Общественную палату, мы разберемся в этой ситуации. Можно обратиться, еще раз говорю, в прокуратуру, в Госжилинспекцию и в муниципальные органы, в управу и префектуру в данном случае Москвы по месту жительства. Оксана Галькевич: Уважаемые гости, мы вот сейчас с вами попытались такой собирательный образ неплательщика, должника нарисовать, описать. У нас есть сюжет, давайте его посмотрим, нашего корреспондента Елены Тимоновой, кто не платит вовремя за коммунальные платежи, она выясняла, и почему, некий свод причин. Давайте посмотрим. СЮЖЕТ Константин Чуриков: Прямо запомнились некоторые фразы из этого сюжета. Оксана Галькевич: 3 тысячи рублей… Артем Кирьянов: Вот реакцию можно на 40% от дохода семьи? Во-первых, если у вас действительно такая ситуация, вам положена субсидия. В разных регионах по-разному, вот в Москве, например, не должно быть больше 10% за весь жилищный комплекс оплата от совокупного дохода семьи, в разных регионах по-разному. Максимальный порог 22%. То есть если у вас не очень бюджетообеспеченный регион и у вас там, например, 18% или 22%, то дальше уже вы идете и получаете субсидию, то есть поддержку государства на оплату услуг ЖКХ. Поэтому просто надо об этом говорить. Второй момент: надо тоже и нам честно рассказывать, потому что вот так вот иногда приходят люди, рассказывают о своей сложной жизненной ситуации, а потом неожиданно выясняется, что она сложная, потому что недавно они купили новый автомобиль. И получается, что для чего-то сложная, а для чего-то простая, где-то мы тут немножко зарабатываем, а где-то мы еще немножко зарабатываем, но об этом никому не скажем. Константин Чуриков: А если они недавно взяли ипотеку? Вот как раз… Оксана Галькевич: А если недавно родился ребенок? Константин Чуриков: Захотели завести семью, как нам часто говорят, плодитесь и размножайтесь. Владимир Шикин: Да, действительно очень частая ситуация, когда есть и кредиты. Артем Кирьянов: Вы знаете, ипотека ведь еще более скорое расставание с вашей недвижимостью, чем просто неуплата, потому что у вас еще возникает сторона банка, получается, что вообще как-то люди с ипотекой более тренированы в плане оплаты любых на самом деле услуг… Оксана Галькевич: Ну да, более дисциплинированные. Артем Кирьянов: Они понимают, что есть такая банковская дисциплина. И конечно, бывают ситуации, когда что-то произошло, когда что-то происходит. И в этих ситуациях люди в том числе обращаются в банки по реструктуризации ипотеку, обращаются к государству с просьбой что-то заплатить, чем-то помочь. Мы уже в течение полугода в качестве межведомственной комиссии выдаем людям деньги от имени государства в трудных жизненных ситуациях по ипотеке, 2 миллиарда рублей. Оксана Галькевич: Артем Юрьевич, я вот хочу обратиться к Владимиру Викторовичу. Владимир Викторович, вы отреагировали на 40% от семейного бюджета, а мы с Костей зацепились за 3 тысячи рублей, после которых приходят судебные приставы в ту или иную семью. У нас есть информация, попрошу наших режиссеров сейчас ее показать, о том, сколько дел, исков попадает сейчас в наши суды. Эта динамика тоже на самом деле впечатляет: по сравнению с 2014 годом прирост более чем в 2 раза. Посмотрите, в 2014 году исков к неплательщикам было 2.1 миллиона, а в 2017 уже 5.4 миллиона. Сумма взысканий тоже значительно выросла, в 2 раза с 60 миллиардов до 120 миллиардов. Ну и средняя сумма взыскания несколько меньше стала, в 2014 году это было 28.5 тысяч рублей, а в 2017 году это 22 тысячи рублей. У меня вот такой вопрос к вам, Владимир Викторович, а вот в ваше Бюро кредитных историй эти кредитные истории должников попадают когда? Уже после суда? После того, как должен постучать в дверь судебный пристав? Или как только появилась первая задолженность, пусть это 50 рублей, 3 тысячи рублей, как было в нашем сюжете? Когда? Владимир Шикин: Если речь идет о кредитных обязательствах, то есть перед банками, микрофинансовыми организациями… Оксана Галькевич: Нет-нет, по ЖКХ, именно по ЖКХ. Владимир Шикин: По ЖКХ долги попадают в кредитную историю в течение 10 дней после вынесения решения суда… Оксана Галькевич: Суда все-таки. Владимир Шикин: И если это решение не исполнено. Именно поэтому, собственно, средняя сумма, которую мы фиксируем, порядка 50 тысяч рублей. Оксана Галькевич: А суд, простите, здесь как происходит? С исками к неплательщикам обращаются в каком случае? Когда сумма уже достигла какого-то предела определенного критического? Откуда тогда вот эти чудовищные истории, как в Рязани? Владимир Шикин: У всех управляющих компаний, у всех поставщиков… Оксана Галькевич: …предел терпения разный? Владимир Шикин: …разная практика. И здесь мы как раз призываем управляющие компании и поставщиков электроэнергии, водоснабжения не доводить дело до такой ситуации, когда эти долги вырастают до астрономических сумм. Константин Чуриков: То есть судиться с людьми раньше? Владимир Шикин: Конечно. Константин Чуриков: 3 тысячи, 2 тысяч, 1.5 тысячи – сразу в суд? Оксана Галькевич: В суд сразу и приставов. Владимир Шикин: И более того, пользоваться всеми практиками, позволяющими эту платежную дисциплину реализовать. Потому что действительно есть практика, когда долги ЖКХ оплачивают в последнюю очередь. Совершенно верно, кредит в приоритете, а потом уже долг за ЖКХ. В этом плане коммунальщики страдают. Константин Чуриков: Мы так приписали всем, что называется, по умолчанию кредит, а может быть, правда… Вот верите, здесь каждое сообщение про то, что дилемма, поесть или оплатить коммуналку. Давайте послушаем нашего зрителя Владимира из Ульяновской области. Добрый вечер, Владимир. Зритель: Здравствуйте. Константин Чуриков: Слушаем вас. Зритель: Ага. У нас новый дом, ему 4 года, 18-квартирный дом. У нас, как говорится, никакая компания с нами ничего не заключала, а в платежах у нас есть и ОДН, и за содержание жилья, и за ОДН воды, и за ОДН света. Артем Кирьянов: Удивительное рядом, да? Зритель: Начисляют все по квадратам. Допустим, ОДН за свет начисляют по квадратам, хотя у нас стоит специальный счетчик на общедомовые, как говорится, нужды. И мы даже не знаем, приходил какой-то парень, говорит: "Мы подадим на вас в суд". Мы отказались, мы, допустим, за ОДН платим, у нас по счетчику, делим на квартиры и платим по счетчику, а за содержание жилья мы отказались платить, потому что у нас там срывало крышу, мы сами за свой счет нанимали, сами все это делаем, снег убираем сами, траву всю сами, и он нам угрожает: "Мы вот подадим на вас в суд, у вас там накопилось за содержание жилья". Нам чего лучше сделать? Артем Кирьянов: Вы знаете, вопрос, конечно, очень странный. Если у вас так все плохо с управляющей организацией, вы соберите общее собрание и приведите новую организацию или сделайте ТСЖ как управляющую компанию. Потому что вы задаете вопросы про ОДН, естественно, ОДН считается в количестве от метража: если у вас 10 метров, вы будете ОДН в этой доле платить, если у вас 100 метров, значит, в 10 раз больше. Константин Чуриков: Да и пользование лифтом тоже, кажется, по квадратным метрам у нас оплачивается. Артем Кирьянов: Это все естественно. Просто если есть проблема с компанией, которая к вам плохо относится, ничего не делает и тем более вашему дому всего 4 года, вообще в течение 5 лет срок рекламации тем строителям, которые ваш дом строили. Если у вас вдруг снесло крышу, то, в общем-то, это судебный иск и компенсация всех затрат, понесенных жильцами дома, с компании-строителя. Константин Чуриков: Уважаемые гости, вы же наверняка слышали такие истории, их масса в нашей стране, когда управляющая компания, понимаете, как любящая женщина, она тебя просто не выпускает из своих объятий, люди хотят от нее уйти, пытаются, делают все возможное и невозможное, ТСЖ создать, но нет. Мы, кстати, показывали, просто сейчас нет возможности, времени просто эфирного не хватит показать и эти зарисовки, это тоже часто бывает. Оксана Галькевич: Давайте еще один звонок примем, на этот раз Михаил из Московской области. Михаил, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Очень люблю смотреть вашу передачу. У меня такой вопрос. Значит, в прошлом году у меня получилась такая… Я сейчас постоянно не проживаю по месту регистрации. У меня оказался просроченный счетчик электроэнергии и счетчик на воду. Фактически расхода у меня не было никакого. И мне начислили, значит, 4 тысячи за электроэнергию по нормам расхода прописанным и за воду около 5 тысяч. И вот я сколько ни обращался и в "Мособлэнерго", и в управляющую компанию, они все ссылаются на федеральный закон. Федеральный закон… Если я являюсь постоянным налогоплательщиком, у меня задолженностей никаких нет, неужели нельзя эти виртуальные деньги как-то решить? Куда мне обращаться, я не знаю. Как мне из этой кабалы вылезти? Я куда только ни обращался, с марта месяца уже целый год бьюсь, никто не хочет решать вопрос. Оксана Галькевич: Если есть вопрос телезрителю, задавайте. Артем Кирьянов: Ситуация понятна. Вы знаете, я тут, наверное, вряд ли вас утешу, потому что действительно если вы не опломбировали своевременно, то есть не подтвердили релевантность счетчиков, то с вас берут деньги по нормативу. Соответственно, здесь только одна история – надо быть более внимательным к таким вещам. Я понимаю, что оно так складывается, вы там, может быть, полгода не были… Константин Чуриков: Ну как складывается? Человек там не живет, у него счетчик. Артем Кирьянов: Да. И каким образом человек докажет, что он там не живет, если вот эти вот данные счетчика признаны ничтожными в рамках юридических отношений? То есть у вас как бы нет счетчика, если он не подкреплен тем, что он действительно верифицирован и функционирует, то есть он имеет право замерять все показания. То есть получается, что у вас его нет. Константин Чуриков: Владимир Викторович, получается, что ваша статистика, которую вы получаете через этих прекрасных людей в управляющих компаниях, тоже сильно искажена, верно? Владимир Шикин: Она искажена в той мере, насколько суды подтверждают эти данные. Потому что еще раз повторю, как раз для того чтобы избежать передачу долгов сомнительных, введено вот это ограничение, наличие судебного решения. Более того, должнику дается 10 дней на исполнение. Если он после решения суда в течение 10 дней оплатит эту задолженность, никакой записи в кредитной истории не будет. Оксана Галькевич: Владимир Викторович, вот средняя сумма взыскания через суды с помощью судебных приставов, меня вот эта динамика тоже интересует. Вы подтверждаете, что действительно сумма взыскания снижается, стало быть, государство начинает тревожиться и обращаться в суд за взысканием… Артем Кирьянов: Не государство. Оксана Галькевич: Не государство. Владимир Шикин: Я думаю, не столько государство, сколько хозяйствующие субъекты, как принято говорить. Оксана Галькевич: Хозяйствующий субъект обращается в суд. То есть вот эта терпимость к долгу становится все… Владимир Шикин: Совершенно верно. Потому что идет процесс более трепетного отношения к денежным средствам, к ресурсам, и это позитивный процесс. Артем Кирьянов: Да чего там более трепетного? Надо объективно говорить, что сегодня деньги дорожают, количество их уменьшается. И вот что такое долги по ЖКХ для управляющей компании? Если у вас не платит, например, 5% жильцов вашего дома вовремя, не то чтобы вообще, а вот, например, платит раз в 3 месяца, то у вас эти 5% в отношениях коммерческих лиц, вот этого покрытие кассового разрыва… Владимир Шикин: Кассовый разрыв, да. Артем Кирьянов: …кредитование и так далее с нашими кредитными ставками выливаются в 20% минуса в год, потому что вы ресурсоснабжающим организациям просто обязаны заплатить, неважно, взыскали, не взыскали, обязаны заплатить в полном объеме. Через 5 лет честно работающая управляющая организация в сфере ЖКХ банкрот. Константин Чуриков: Вы меня извините, Артем Юрьевич… Артем Кирьянов: Поэтому, естественно, получается, что сегодня уже управляющие организации начинают биться за каждый рубль. Если они этого не делают, кстати, то возникает вопрос, на чем же они тогда зарабатывают и как они обманывают граждан, чтобы покрывать эти долги. Константин Чуриков: Артем Юрьевич, вы извините, но вот стокгольмский синдром, то есть сочувствие к тому, кто тебя поработал, честно говоря, здесь испытывать не хочется, потому что… Артем Кирьянов: А это не сочувствие, я вам рассказываю бизнес-модель вот такую, это не сочувствие управляющим организациям. Константин Чуриков: Так, а в том случае, если бизнес-модель устроена таким образом: здесь мы вам сделали вид, что починили крышу, здесь мы сделали вид, что мы еще что-то сделали, но мы с вас пытаемся стрясти деньги конкретно. И естественно, всегда находятся протестно настроенные люди, которые говорят: "Нет, я не буду платить, вот этого не было и я не буду". В этом случае кто виноват? Артем Кирьянов: Вы знаете, всегда есть основания. Я вот сейчас как раз не привожу конкретных ситуаций, когда управляющая организация совсем ничего не делает, а деньги берет. Это вообще основание для возбуждения уголовного дела, если что. Поэтому мы говорим о другом, что какие-то параметры сметные у управляющей организации завышены, чтобы покрывать кассовые разрывы, и это реальность. И в принципе дотошный, что называется, собственник всегда может посмотреть и найти несостыковки, может быть, где-то завышение в каких-то вещах, которые трудно проверить. А какие вещи трудно проверить? Начиная даже с каких-нибудь зарплатных вещей: вроде как кто-то работает, а как эти люди работают? Кто за них платит в фонды социального страхования, в Пенсионный фонд? Как они оформлены? То есть никому же не приходит в голову из обычных нормальных людей идти и задавать вопрос, на каком основании у нас работает дворник, если он работает, работает же. Константин Чуриков: Иногда приходит такое в голову как раз. Артем Кирьянов: Вот если он не работает, если его нет, тогда это невыполнение услуги, тогда за нее можно не платить и так далее. Константин Чуриков: Вы знаете, многим в Москве и в других городах… Оксана Галькевич: …после этой зимы… Константин Чуриков: …это пришло в голову как раз. Артем Кирьянов: Это мы с вами как-то уже обсуждали, сколько стоит дворник. Оксана Галькевич: Владимир Викторович, вот такой вопрос жизненно важный для человека, нашего телезрителя из Адыгеи: как выйти человеку из черного списка, если вот так случилось несколько лет назад, он туда попал, сейчас у него все наладилось и есть стабильный доход? Владимир Шикин: Черных списков никаких нет, кредитная история – это всего лишь сбор фактов, эти факты остаются до конца у этого человека в его кредитной истории. Оксана Галькевич: То есть исправить ее невозможно, только не портить вариант? Владимир Шикин: Совершенно верно, только не портить. А исправить можно в том случае, если получать новые кредиты и все свои будущие обязательства уже исполнять в строгом соответствии с договором – там появляются не только негативные записи, но и положительные записи. Собственно, коллеги из Совета Федерации, как раз видя, насколько хорошо работает норма по вот этому праву добавления злостных неплательщиков в Бюро кредитных историй, вообще предлагают расширить эту норму и вносить туда и положительные записи о платежах, чтобы в кредитные истории и положительные вносились записи. Оксана Галькевич: Кстати. Константин Чуриков: Чтобы завтра этим людям звонили из всех банков, предлагали новые кредитные продукты, чтобы завтра они перекочевали из одной категории в другую. Оксана Галькевич: Чтобы при необходимости человек спокойно мог получить новый кредит. Владимир Шикин: Конечно. Это вот действительно регулярные платежи, которые характеризуют человека как ответственного и заемщика в будущем, совершенно верно. Оксана Галькевич: "Виноват, исправился", примерно так. Давайте послушаем еще одного телезрителя из Петербурга, его зовут Павел. Павел, здравствуйте, добрый вечер, мы вас слушаем. Зритель: Алло, здравствуйте, добрый вечер. Извините, у меня такой вопросик. Была задолженность 30 тысяч коммунальных платежей, пришел судебный приказ вернуть 33 тысячи плюс пени 16 тысяч. Вот эти пени огромные законны разве? Артем Кирьянов: Да. У нас ставка финансирования в день сколько там сейчас, 1.03 или 1.150? Владимир Шикин: Не могу сказать. Артем Кирьянов: В общем, если вы копили долги несколько месяцев, то уже такие пени внушительные, потому что они где-то подбираются, за 10% выходят, как правило. Владимир Шикин: И плюс судебные издержки, насколько я понимаю. Артем Кирьянов: Да, и издержки, конечно, лежат на той стороне… Владимир Шикин: …проигравшей стороне. Артем Кирьянов: …которая платит, да. Константин Чуриков: Вы знаете, нам пишет Волгоградская область, резонная постановка вопроса: "Сделайте скидку пенсионерам, тем, кто платит вовремя постоянно, тяжело выжить". Смотрите, у нас что касается оплаты штрафов за нарушения правил дорожного движения: человек нарушил эти правила, заплатил долгосрочно штраф – он же со скидкой это делает, правильно? Оксана Галькевич: Да, 50%. Константин Чуриков: Как бы нам стимулировать, вот опять-таки, идти не от противного, всем закручивать вентили, понимаете, унитазы выдирать… Артем Кирьянов: Не кнутом, но пряником. Константин Чуриков: …как-то стимулировать людей платить вовремя. Артем Кирьянов: Вы знаете, у нас ведь много льготных категорий. Оксана Галькевич: Вы знаете, кнута нам достаточно просто, нас часто бьют, правда, а вот чтобы погладить, как-то простимулировать… Артем Кирьянов: У нас много льготных категорий. Если вы открываете, пролистываете Налоговый кодекс, например, там 17 льготных категорий, 23 льготных категорий, а это все огромное количество. Оксана Галькевич: Хорошо, нельготных категорий, Артем Юрьевич. Артем Кирьянов: Вот опять же, мы говорим про пенсионеров. Оксана Галькевич: Вот как про штрафы. Артем Кирьянов: Вы знаете, со штрафом ведь… Надо просто понимать, что такое штрафы – это совершенно четкое прозрачное наказание. Штраф – это наказание за то, что вы не выполняете закон. Оксана Галькевич: Прозрачное? Артем Кирьянов: И другого назначения у него нет, то есть штраф как раз кнут в чистом виде, он дисциплинирует. А уменьшить наполовину оплату потребленных вами ресурсов за то, что вы вовремя платите, звучит несколько странно, потому что все-таки эти цифры рассчитываются тарифные, они берутся не с потолка, они имеют некую себестоимость, они имеют в том числе и огромные дотации, в том числе и очень сильно скрытые, со стороны государства. Оксана Галькевич: Но пени – это ведь штраф, начисленный на ваш долг по сути дела. Артем Кирьянов: Ну хорошо, вопрос-то звучал так: если вы вовремя платите, значит, у вас нет пеней, нет штрафов, все хорошо, то давайте снизим как-то сумму оплаты. Это невозможно. Я просто не могу не поделиться. Вот если мы действительно с вами посмотрим на опыт каких-то стран, у которых (пусть даже бывшего Советского Союза) нет наших нефтегазовых ресурсов и иных доходов и которые живут, что называется, затянув пояса, так вот у них квартплата-то гораздо выше. Проблема в том, что не заплатил и ты уже на улице. Мы все как-то пытаемся не рассказывать людям почему-то, сколько на самом деле стоит содержание их жилья. Простой пример: однозначные, равные, равнозначные, как угодно квартиры по метражу, Москва и Московская область – соотношение цены где-то в 2 раза. Почему? Потому что Московская область не может себе позволить дотировать в таком объеме, как Москва, жилищно-коммунальное хозяйство своего субъекта. И просто если мы сегодня умножим раза в 3 то, что мы сегодня платим, это примерно будет действительная стоимость потребляемых жилищно-коммунальных услуг. Это вот просто для понимания. А если мы это не умножаем, то становится вопрос, как будет поступать вода через 20 лет. Константин Чуриков: А может быть, не все измеряется здесь деньгами? Может быть, есть что-то, что измеряется, извините, профессионализмом? Потому что когда приходит очередной дворник непонятно откуда взявшийся… Артем Кирьянов: Но это ваш двор. Константин Чуриков: …с лопатой и начинает скрести по кровле, понимаете, и она там вся уже дырявая крыша, понимаете, и так далее… Оксана Галькевич: Или долбит снег и коцает тебе машину. Артем Кирьянов: Коллеги, вопрос профессионализма никто не отменял, то есть услуги должны быть выполнены четко в срок в соответствии с ГОСТами, это все нормальная история, за это надо бороться, люди чтобы это делают. Государство в этом плане, законодатель идет навстречу: если услуга не оказана или оказана недолжным образом, вы за нее не должны платить; если вы ее оплатили ранее, но она не оказана, это зачитывается вам. То есть есть эти механизмы, люди ими пользуются. Поэтому вопрос в другом: платить-то надо за идеальную услугу и добиваться этой идеальной услуги, естественно. Константин Чуриков: Мы поняли: уважаемые граждане, законодатель идет всем навстречу. Оксана Галькевич: Слышим звонок, подразумеваем зрителя. Зритель из Ленобласти, Наталья, добрый вечер. Зритель: Добрый вечер. Оксана Галькевич: Слушаем вас, говорите, пожалуйста. Зритель: Первое, что отвечу: за ЖКХ платим всегда, за капремонт платим всегда, все вовремя, без проблем. Но к сожалению, за нашу оплату получаем фонтан из фекалий, так как первый этаж. Дом 1978 года постройки, ремонта не было с самого того момента, как он построен, нигде, ни в подъезде нашем, тем более с трубами. Может быть, дом просел, может быть, изначально эти трубы канализационные были неправильно построены, либо по еще каким-либо причинам, не установить. Но 2-3 раза в месяц приходится звонить, приходят и пробивают эти пробки. Все это в подвал, все эти каловые…, все это сбрасывается в подвал. Естественно, запах, естественно, мошкара, естественно, антисанитария, все это проникает и в квартиру… Константин Чуриков: Наталья, это все противоестественно, что вы говорите. Оксана Галькевич: Наталья, а какая у вас квартплата? Сколько вы платите? Зритель: 6 300. Константин Чуриков: Суммарно за фонтаны фекалий. Артем Кирьянов: Вы знаете как… Оксана Галькевич: Несоответствие качества оказываемых услуг… Артем Кирьянов: Это не качество, тут, конечно, вопрос об отдельных видах капремонта стоит, надо просто понимать, когда этот дом, по каким видам капремонта хотя бы планируется сделать. Второе: конечно, надо разговаривать с местными властями, потому что вопрос составления графика капремонта туда. Но вот в данном конкретном случае я бы посоветовал уже такое, знаете, заготовить исковое заявление в суд о возмещении вреда, в котором просто проставлять новые даты, и вот где-то после третьего-четвертого решения суда, я думаю, у вас будет сделан капремонт в подвале. Константин Чуриков: Артем Юрьевич, я, честно говоря, поражаюсь и вашему спокойствию – ну у вас-то это, может быть, такое экспертное, вы уже давно этими вопросами занимаетесь – и честно говоря, нашей зрительницы Натальи из Ленобласти. Потому что в принципе такая ситуация, если она на постоянной основе и ты еще за это платишь и ты еще должен, значит, бороться, куда-то писать, звонить – это же ад. Артем Кирьянов: Вы понимаете, как уже неоднократно говорилось, спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Константин Чуриков: Да, и в чем они утопают, мы только что слышали. Артем Кирьянов: Люди должны об этом писать и рассказывать, потому что если никто не знает, что у вас проблема, так вроде как и нет проблемы. Константин Чуриков: Слушайте, так они же знают, что есть проблема, им же граждане звонят. Оксана Галькевич: Владимир Викторович, подключайтесь. Артем Кирьянов: Граждане звонят знаете когда? Вот они позвонили, когда что-то случилось, пришли какие-то рабочие, не знаю уж какие, и на какой-то момент сняли вопрос. Но звонить надо постоянно, а лучше, конечно, писать и лучше, чтобы от этих писем оставались, что называется, копии с входящими номерами. И, конечно, Ленобласть – это просто стыдно, потому что все-таки мы говорим с вами о достаточно развитом субъекте федерации. Я сейчас обращаюсь просто к администрации Ленинградской области, к губернатору Дрозденко – вы как-то уже сделайте что-нибудь. Я специально повторяю и фамилию губернатора, чтобы это легло в утренний мониторинг СМИ. Константин Чуриков: У нас даже камера наверх как-то туда заехала, можно обратиться. Артем Кирьянов: Здесь эти вопросы надо решать, конечно, это нетерпимо. Тем более дом, опять же, 1978 года. Владимир Шикин: Должен быть капремонт. Артем Кирьянов: Это не то что там XIX века, это не то что бараки, где не делали подвалы, что называется, вот так вровень уложили трубу, а это типовая застройка, панельная, по всей видимости… Константин Чуриков: Платить и жаловаться надо постоянно. Артем Кирьянов: Поэтому важно понять, почему такой бардак-то. Оксана Галькевич: Мало времени остается, еще один звонок успеваем принять. Валентина из Свердловской области, здравствуйте, если можно, очень коротко. Зритель: Здравствуйте. Константин Чуриков: Здравствуйте. Зритель: Вот сейчас я смотрю вашу передачу, и оппонент говорит, что есть люди, которые содержат по 3-4 квартиры и не могут платить за них или не хотят… Артем Кирьянов: Забывают. Зритель: И у них счет 50 тысяч. А ведущий говорит, что 50 тысяч сейчас получает каждый средний, допустим, средняя заработная плата. Вот у меня, допустим, 4 800 оклад, он не менялся с 2000 года, можете себе представить? 4 800 оклад, я работаю на "Хромпике", завод хром изготавливает, это вредное предприятие. Артем Кирьянов: Вредное производство, да. Зритель: И мы не можем даже оплатить оплату за квартиру. Как вот это все? Оксана Галькевич: Как нам сказал сейчас Артем Юрьевич, наш эксперт в студии… Артем Кирьянов: За субсидией. Оксана Галькевич: …вам нужно обращаться за субсидией, потому что не больше 22%, это самая высокая ставка по России, должны составлять услуги ЖКХ в вашем бюджете. Спасибо, уважаемые гости. Давай подведем итоги нашего опроса. Константин Чуриков: Итоги. Спросили: "За ЖКХ платите вовремя?" – и здесь, наверное, для Национального бюро кредитных историй, я думаю, хорошая новость, потому что "да" отвечают 89% наших зрителей… Артем Кирьянов: Так оно так примерно и есть. Владимир Шикин: Так оно примерно и есть, да. Оксана Галькевич: А может быть, наоборот, это плохие новости для Бюро кредитных историй? Артем Кирьянов: Это нормальные новости. Владимир Шикин: Нет, они просто подтверждают статистику. Нет, мы, конечно, хотим, чтобы у нас у всех граждан были хорошие кредитные истории. Константин Чуриков: Кто-то за людей, а вы за людей за людей. Оксана Галькевич: За людей за людей. Владимир Шикин: За все хорошее. Оксана Галькевич: Спасибо большое. В нашей студии, уважаемые друзья, сегодня были Артем Кирьянов, первый заместитель председателя Комиссии по общественному контролю Общественной палаты России, и Владимир Викторович Шикин, заместитель директора по маркетингу Национального бюро кредитных историй. Спасибо. Артем Кирьянов: Спасибо вам. Константин Чуриков: Спасибо большое. А у нас это еще не все.