Коммунальные стандарты
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/kommunalnye-standarty-65902.html
Тамара Шорникова: ГОСТ для управляющих компаний – звучит неплохо. Получится ли ввести? В России планируют внедрить единые стандарты предоставляемых управляющими компаниями услуг. Речь, в частности, идет об уборке подъездов, об уходе за дворами, ремонте, содержании лифтов. Получится ли навести порядок? Что будет с ценами на услуги, тоже как-то под единую гребенку удастся ли их подвести?
Вместе с вами, конечно же, будем говорить: 5445 – это наш короткий номер для ваших SMS. Довольны ли вы своей управляющей компанией? Если нет, какие методы борьбы с ней используете, как заставляете ее работать?
В студии у нас Константин Крохин, председатель Союза жилищных организаций Москвы, юрист. Здравствуйте, Константин Викторович.
Константин Крохин: Здравствуйте.
Тамара Шорникова: Как вам такая новость? Кажется, что-то такое мы уже проходили, пытались и так и этак подойти к работе управляющих компаний, привести это все в какой-то единый вид. Получится ли на этот раз?
Константин Крохин: Вы знаете, инициатива очень сомнительна. Буквально в 2015 году вступили в силу правила лицензирования управляющих компаний, и тогда Минстрой также говорил, что вот мы сейчас введем лицензирование и наведем порядок. Пошел 8-й год, порядка нет, качество не растет, тарифы растут. Получается, что то, что нам предлагают чиновники, очень часто нежизнеспособно.
Вот у нас был еще замминистра строительства и ЖКХ, который сегодня работает губернатором северной области, он тоже предлагал, вы знаете, «тарифное меню», и он прямо говорил: «А давайте, вот как мобильные операторы: больше платишь – меньше ставка, в какое-то время дешевле, выгоднее», – и т. д. То есть такое ощущение, что люди, работающие в Минстрое или во всяких общественных объединениях, союзах при Минстрое, они предлагают вещи, которые никак не связаны с реальной жизнью.
Дело в том, что у нас тарифы на коммунальные услуги регулируются государством, и если ты имеешь какую-то возможность для кешбэка, проще говоря, немножко завышены тарифы, которые позволяют тебе потом давать кешбэк потребителю, то тогда за это тебя посадят. В некоторых регионах есть судебные решения, где завышение тарифа по коммунальным услугам приводило к тюрьме.
Поэтому, когда сегодня нам предлагают некие стандарты... Ну вот смотрите, я знаю в Москве 100 типов домов: 3-, 5, 9-, 20-, 17-, 16-этажки и т. д. Плюс есть дома кирпичные, бетонные, блочные и т. д. Есть разное количество лифтов, где-то газ, где-то электричество... То есть типология домов только в Москве больше ста, а может быть, и тысяча, по стране, может быть, десятки тысяч домов. Каким образом в каждый такой дом, где разная площадь, разная конструкция подъездов, крыш, технических помещений, как там установить стандарты и как там определить цену? Получается, что даже арифметически эта задача нерешаема. Но кто-то ее ставит... Наверное, эти звезды будут продавать, знаете, как звезды Michelin, т. е. пошел, получил...
Тамара Шорникова: Ну или гостиничные.
Константин Крохин: Гостиничные, да. Что позволяет эта звезда? Она позволяет тебе определенный тариф, определенную ставку.
Тамара Шорникова: Вот любопытно, смотрите, это все приходит на наш SMS-портал, 5445 – номер для ваших сообщений. Туда же отправляйте коротко «да» или «нет», довольны ли вы работой своей управляющей компании, это наш SMS-опрос, в конце получасовки подведем итоги. Вот какие сообщения приходят, Ленинградская область: «Они саботируют и будут саботировать. Кадры те же». Что у нас с кадрами действительно в управляющих компаниях? Может быть, можно с этого начать как-то?
Константин Крохин: Я совершенно согласен, кадры решают все. Я даже больше скажу – рыба гниет с головы. То есть пока у нас жилищно-коммунальным хозяйством во многих регионах руководят те же самые люди, которые руководили 10 лет назад, 15 лет назад, и мы уже можем сделать выводы о качестве этой работы, у нас ничего не меняется.
Нам говорили больше 10 лет назад в Москве, что создается система государственных бюджетных учреждений «Жилищник», и они сегодня доминируют в управлении, в обслуживании домов, и нам говорили, что не будет мигрантов. Однако мигранты есть, мертвые души есть. Когда убирать снег во дворах, людей нет; начинаешь обращаться, смотришь районные чаты – люди говорят о том, что «а куда делись дворники?». У меня возникает вопрос: а почему за 10 лет нельзя привлечь россиян? Почему ТСЖ и ЖСК, которые работают с россиянами, потому что работать с мигрантами очень дорого... Если ты неподконтрольная государству компания, тебя просто оштрафуют на миллион миллионов.
Тамара Шорникова: Подождите, как это дорого? Как раз многие годы нам говорили, что в этом-то, собственно, основная выгода.
Константин Крохин: В чем?
Тамара Шорникова: В том, чтобы нанять мигрантов и сэкономить на какой-то повышенной зарплате...
Константин Крохин: Это экономия не для вас – это экономия для тех, кто организует, с одной стороны, эту миграцию, она часто нелегальная. И второе: там же эти люди работают за двоих-троих, а деньги за них получают те, кто организовал этот бизнес. То есть человек никакой экономии не имеет. Он что имеет сегодня? Вот мы в Москве что имеем? Снег убирают плохо. Когда люди жалуются, а почему, им говорят: «Людей не хватает». Но по документам-то эти люди есть, ведь деньги и зарплату кто-то получает.
Если будет работать в управляющей компании россиянин, он задаст вопрос, у него есть права, он обратится в трудовую инспекцию, в прокуратуру. А мигранты бессловесны; если ты будешь возмущаться, тебя просто депортируют на 5 лет и ты потеряешь работу. Это, по сути, своеобразная коммунальная мафия, и когда мафия управляет этим процессом, никакой экономии потребитель не получит. Это не наша уникальная особенность, это во всем мире так.
Тамара Шорникова: Давайте послушаем телефонный звонок. Наталья, Москва. Здравствуйте.
Зритель: Да, доброе утро. Я по поводу своей управляющей компании хочу сказать...
Тамара Шорникова: Да, хорошо у вас утро продолжается. Москва же, да, один часовой пояс.
Зритель: Ну да, день. Здравствуйте еще раз.
Тамара Шорникова: Праздники еще, да, нужно пережить.
Зритель: Вы знаете что? Дело в том, что у нас очень плохо чистят тротуары, причем ни одного дворника я не вижу. Вы знаете что? Причем они когда появляются, их стоит несколько человек, разговаривают они на своем собственном языке и ничего не делают, с лопатами вот стоят и обсуждают все. И у нас наледь... Вот я только сегодня пришла, ходила в магазин – ну я не знаю, товарищи, мне 78 лет, я могу что-нибудь себе поломать и уже не встану вообще.
Тамара Шорникова: Да тут и с менее солидным возрастом тоже вопросы, конечно. Ну правда опасно, действительно.
Зритель: Нет, вы знаете что? Ну как-то можно же проследить, как люди работают! Ну пойдите, пусть, кто у них там главный...
Тамара Шорникова: Понятно, Наталья, контроля не хватает. Как его наладить?
Константин Крохин: Я бы сказал, контрольных органов очень много. Есть органы жилищного надзора в каждом округе в Москве, есть прокуратура практически межрайонная, в каждом районе можно до нее достучаться. Вопрос в том, что те, кто организуют эти работы, это мы с вами не знаем, потому что мы потребители, а у них это все... Он прекрасно знает, что у него всего лишь полтора человека на участок, где должно быть пять, но просто каждый день, который прошел, он заработал огромные деньги. Это может быть сам «Жилищник», это может быть его подрядчик, это могут быть те, кто там эту схему организовали. И они ждут, когда погода улучшится, когда потеплеет... У нас, кстати, по прогнозу скоро 0 градусов, это все растает...
То есть еще раз повторюсь, ключевая проблема – мертвые души. Эти «Жилищники» набирают мертвых душ, которых нет, за них получают деньги и отчитываются, что как будто работа проведена. Это проблема контроля, но она не потому, что люди не умеют контролировать, когда надо, они контролируют и налетают всей этой ратью, – в данном случае им выгодно, чтобы было меньше людей, но больше денег они за это получали. Это проблема непрозрачности и монополизма. То есть ключевая проблема не стандарты, не пять звезд, а ключевая проблема – у нас рынок ЖКХ очень сильно монополизирован и возглавляют его чиновники. То есть он сегодня под властью чиновников, что коммунальный сектор, что сектор управления многоквартирными домами.
Тамара Шорникова: Еще один телефонный звонок послушаем. Светлана, Самарская область, здравствуйте.
Зритель: Да, добрый день.
Тамара Шорникова: Слушаем вас.
Зритель: Я согласна с вашим гостем в студии, что единые коммунальные стандарты, особенно на уборку подъездов, вводить нельзя ни в коем случае, потому что разные дома, как он уже говорил. Сама очень долго работала в коммунальном хозяйстве, все это знаю прекрасно.
И, если можно, приведу один пример. Мама вот у меня все время говорила, что ранее она получала 100 рублей зарплату, за коммунальные услуги платила 4 рубля. Сейчас я получаю 40 тысяч зарплату, считаю, что это очень хорошо для женщины, я плачу 10 тысяч рублей за коммунальные услуги. Если вернемся даже к тому же предыдущему вопросу о бедности...
Тамара Шорникова: Да, понятно. У меня вопрос единственный – а с уборкой-то единые стандарты? Ну чисто – оно везде чисто. Здесь-то какие сложности могут возникнуть, по-вашему?
Зритель: Нет, я считаю, что ни в коем случае стандарты вводить нельзя.
Тамара Шорникова: Почему?
Зритель: Особенно про Москву говорил гость в студии, про Москву говорил, а вернемся вот к нашей Самарской области – у нас вообще до 1917 года постройки жилые дома, какой стандарт можно ввести в этих домах?
Тамара Шорникова: Спасибо вам за ответ.
Константин Крохин: Все правильно.
Тамара Шорникова: Не понимаю, разъясните мне хотя бы в части уборки – здесь что?
Константин Крохин: Значит, есть такой момент. Вот инициаторы этой инициативы, судя по всему, не совсем знают материальную часть. У нас стандарты уборки придомовых территорий существуют, у нас есть минимальный перечень услуг и работ, которые должны проводиться в любом многоквартирном доме, это постановление правительства России №290. То есть когда люди говорят о том, что у нас нет каких-то стандартов, я полагаю, они, с одной стороны, не понимают, о чем говорят, потому что есть административно-техническая инспекция с точки зрения придомовой территории. В отношении жилых зданий есть жилищная инспекция, у которой есть нормативы содержания. То есть здесь ничего вводить не надо, это все есть.
Тамара Шорникова: Константин Викторович, сейчас объясню. Есть стандарты, условно, сколько раз в день должен приходить человек со шваброй и с ведром...
Константин Крохин: Влажная уборка.
Тамара Шорникова: ...если это касается, например, подъезда.
Константин Крохин: Да-да, все правильно.
Тамара Шорникова: Когда убирать наледь, когда посыпать реагентами и т. д. Но люди же ведь пишут о том, что человека днем с огнем нет, поэтому покрылся грязью подъезд...
Константин Крохин: Но это же вопрос не в стандартах, это же...
Тамара Шорникова: Здесь к контролю, или все-таки, если почетче прописать, будет лучше?
Константин Крохин: Нет, я считаю, что у нас есть нормативы, которые регулируют нашу деятельность, у нас есть надзорные органы – они просто должны выполнять свою работу. Я вас уверяю, 90% домов в Москве, если вы будете проверять содержание домов, вы найдете там нарушения. Но эти дома сдаются ежегодно к зимнему сезону и никаких претензий к ним нет, паспорта готовности подписывает управа, жилищная инспекция. Почему? Потому что они как чиновники хотят показать: «На моей территории все хорошо». На самом деле, еще раз повторюсь, 90% будут не готовы, вот это факт.
Если они будут выполнять свою работу, пусть не сразу, но каждый год усиливать требования, чтобы управляющие компании занимались не отмыванием денег через мигрантов, через откаты... Откаты достигают от 30 до 50% в этой сфере, это огромная экономика теневая, которая там существует. Так вот если бы надзорные органы, включая жилищную инспекцию, выполняли свою работу, тогда бы люди не жаловались.
Потому что сегодня получается что? Человек во дворе, в подъезде видит, что не убирают, однако ничего поделать не может, повлиять не может, потому что штрафы может давать только государственный орган. Ведь об этом люди говорят. Стандарты в этом смысле есть, это называется «требования», и они причем носят минимальный характер, который можно применить к любому зданию, к любому дому.
Тамара Шорникова: Москва пишет: «Недовольна работой управляющей компании. Город Электросталь мерзнет с начала отопительного сезона, никому нет дела, в квартире 16 градусов, перерасчета нет».
Можем добавить еще к этому сообщению видео, там тоже мерзнет подъезд как минимум, в квартирах не знаем как. Давайте посмотрим видео, можете прокомментировать, да, Константин Викторович. Это у нас Москва, Тропарево-Никулино район, да?
Константин Крохин: Да.
Тамара Шорникова: Расскажите об этом доме.
Константин Крохин: Значит, если вот такая ситуация в подъезде, это пути эвакуации, т. е. там на 13-м этаже, как мы видим, снег. Там холод, это значит, что там образуется конденсат, холод, это значит, все стены подъезда, все квартиры по бокам мерзнут. Вот в этом доме управляющая организация за один 2022 год похитила более 22 миллионов рублей. И люди не сидели... Это не какие-то, скажем, пассивные люди – они обращались во все инстанции, к мэру, прокурору, они обращались в жилищную инспекцию. По кругу все это прошло...
То есть там есть неправильное начисление на общедомовые нужды, более 3000% превышение общедомовых нужд. Вы помните, нам отменили 5%-й лимит и об этом спорили, хорошо или плохо, – вот вам пример, 3600% начисления на общедомовые нужды, воды, электричества на 25%. При этом начисляют за вывоз отходов в 2,5 раза дороже. Вот суммарно по всем этим позициям за всего лишь один календарный год у граждан похитили более 20 миллионов.
Тамара Шорникова: Вы сейчас какие-то материалы дела судебного цитируете, да?
Константин Крохин: Нет, это не материалы дела – это материалы жалоб, это люди обращаются в Тропарево-Никулино, мэру Москвы, и им везде приходят отписки. Это Москва, столица, где надзорные органы, скажем, на каждом шагу, т. е. ты на метро можешь объехать за один день все, вплоть до Администрации президента. И люди жалуются, у них ущерб в особо крупном размере, но никаких действий ни полиция, ни прокуратура не предпринимает, вот в чем особенность.
Конечно, если они похитили 20 миллионов рублей, они могли поделиться и с прокуратурой, и с полицией, и с жилищной инспекцией. И главное, что в данном случае никаких не нужно особых знаний: ты приходишь, у тебя в подъезде снег. Обычная нормальная жилищная инспекция честная приходит и тебя штрафует, штраф от 40 до 200 тысяч рублей, потому что снег в подъезде быть не должен. Вы говорите, температура – я уверен, что там температура ниже 16 градусов. Но это должна прийти жилищная инспекция, проверить и выписать акт и протокол. То есть те нарушения, которые происходят, в т. ч. разрушение подземной части, подвала... Там в... этажей у них живут мигранты, у них хостел, незаконный хостел – тоже никто не реагирует, понимаете?
То есть я считаю, не надо нам новых каких-то стандартов – нам надо выполнение тех, которые есть, и действовать должны надзорные органы. Кстати, сегодня День прокурорского работника, мы надеемся, что там есть честные люди, которые обратят внимание на подобные факты... Потому что я даже боюсь предположить, что происходит в других регионах России, где далеко до надзорных органов, там ехать надо на машине, на оленях и т. д.
Тамара Шорникова: Бывает, что после таких рассказов в прямом эфире федерального канала тоже дело начинает как-то двигаться...
Константин Крохин: Мы очень надеемся, потому что это особо крупный размер и особо циничная ситуация.
Тамара Шорникова: Еще один пример: Следственный комитет начал проверку в новосибирской пятиэтажке, где треснул фасад. Жители дома говорят, на трещины в стенах они жалуются городским чиновникам не первый год, но никто не ожидал, что дом начнет буквально разваливаться пополам. С подробностями Екатерина Карпенко.
СЮЖЕТ
Тамара Шорникова: Вот такие тоже ситуации.
Есть ли четкий алгоритм? Мы сейчас, конечно, проговорили до сюжета, что даже в Москве не всегда такие дела решаются...
Константин Крохин: Да.
Тамара Шорникова: Но тем не менее сложно представить, что ситуация полностью безвыходная. Есть какие-то... ? Генпрокуратура?
Константин Крохин: Дело в том, что Генпрокуратура, вот на примере даже Москвы, всегда спускает документы вниз, т. е. ты не можешь как простой гражданин из Новосибирска обратиться в Генеральную прокуратуру: сначала должна проверить местная, потом городская и уже потом региональная или Генеральная.
Большая проблема в том, что в Новосибирске, по-моему, тоже в прошедшем году уже обвалилась в здании общежития целая секция, по счастливой случайности никто там не находился и никто не погиб. Тоже дом думали признавать аварийным или не признавать. Очень часто дома реально аварийные, но из-за недостатка средств в региональных бюджетах их не признают таковыми, потому что иначе возникает обязанность незамедлительно отселить людей. То есть здесь если бы прокуратура, Следственный комитет жестче реагировали на такие опасности... Ведь вот они сейчас думают, по их мнению, вроде бы не очень опасно, а если кто-нибудь погибнет?.. Вот как только погибает или кому-то наносится ущерб, тут же возбуждается уголовное дело.
Но я полагаю, в данном случае можно было в Новосибирске возбудить уже, когда управляющая компания отсутствует, а осмотры, ежедневные осмотры – это первейшая обязанность управляющей организации, ежедневные осмотры. То есть они должны были вот эту батарею отрезанную, перерезанную и открытую обнаружить на следующий день. Они ее не обнаружили, пустили теплоноситель, оттуда неконтролируемо шел теплоноситель, горячая вода, подмывая фундамент, и слава богу, что дом не упал. Ну то есть головотяпство, а по сути – преступная халатность.
Ну кто на это должен реагировать? Первой – жилищная инспекция. Дом этот не должны были принимать к зиме с отрезанной батареей, которая не законопачена и не закрыта, этот дом не должны были принимать к зиме. Его приняли, он работает, и вот сейчас не могут дождаться управляющей компании. Почему? То есть другая управляющая компания за такое, боясь потерять лицензию, она бы прилетела и рассказывала сказки, что она сейчас все сделает. Ее там нет, компания блатная, у нее есть «крыша», и она не боится потерять этот рынок. Поэтому если мы не победим монополизм, если надзорные органы не перестанут сквозь пальцы смотреть на такие нарушения, порядка мы не наведем.
Тамара Шорникова: Так, может, ликвидировать как класс управляющие компании, просто признаться, что навести порядок мы не можем?
Константин Крохин: Тогда государство должно признаться в своем бессилии. Ведь в других государствах, даже в странах СНГ, которые такие же советские республики, смогли навести порядок. То есть почему мы считаем, что мы не можем навести порядок? Я вам скажу простую вещь...
Тамара Шорникова: А что они там сделали?
Константин Крохин: У них просто жестко работает прокуратура. То есть там запрещено... Там страны более бедные, там нельзя воровать миллиарды. Вот я вам пример приведу. Рынок управления в России примерно 900 миллиардов, до 1 триллиона рублей в год. Половина из этих денег разворовывается. Нигде, ни в одном государстве СНГ не позволяют разворовывать половину денег на управление. Я уж не говорю о коммунальных услугах, там у нас 4 триллиона весь рынок, я не буду брать коммунальный сектор, а вот именно управление.
То есть, если разрешают воровать такие деньги, у управляющих компаний нет стимула качественно работать: им проще стащить, отправить в «офшорики», поехать в Арабские Эмираты и рассчитаться с «крышей». То есть пока здесь мы честно не скажем, что у нас большие проблемы в ЖКХ, не начнем их устранять, я вас уверяю, все бесполезно. Вы повышаете тариф в 10 раз – все будет растаскиваться.
Тамара Шорникова: Еще один телефонный звонок успеем принять. Людмила, Удмуртия, здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте. Людмила, Ижевск, Ленина, 166. Нас обслуживает «Ижкомцентр». Мы очень довольны, у нас все очень хорошо, и тепло. И в этот раз нам даже к Новому году сделали перерасчет, по ОДН вернули, вот мне, например, вернули 3 500.
Тамара Шорникова: Людмила, я вам, безусловно, верю, но наверняка сейчас посыплются сообщения, что звонок подставной, звонят из управляющей компании. Вы ее долго выбирали или... ?
Зритель: Что вы, что вы...
Тамара Шорникова: Как вам так с ней повезло?
Зритель: И представляете, еще «Энергосбыт» тоже так же нам перечислил. Так что у нас праздник, вот у меня итого к оплате по «Энергосбыту» 825 рублей.
Тамара Шорникова: Здорово, да, поздравляем вас, Людмила. Хорошо, что и такие примеры все-таки есть и какой-то свет в конце тоннеля.
Константин Крохин: Тамара, это как раз ответ, надо ли нам ликвидировать управляющие компании или нет. Ну вот есть же примеры, есть компании, которые хорошо работают. И я в целом скажу, порядка 10–11% у нас управляются либо частными компаниями, либо ТСЖ и ЖСК. Вот если вы возьмете средний дом ТСЖ/ЖСК, там нет этих проблем, которые мы с вами сегодня обсуждаем, потому что контроль жителей.
Тамара Шорникова: В подтверждение Пермский край, сообщение: «Надоела управляющая компания, создали ТСЖ, все проблемы решили за 6 лет. Через суд добились капремонта; в подъездах чистота; с водой проблем нет. Стандарты есть, их надо выполнять. Нужно заставить работать госорганы, а это почти нереально», – это телезритель из Перми нам пишет...
Если все-таки говорить об альтернативах. ТСЖ? Но это если повезет с жильцами активными в доме?
Константин Крохин: Во-первых, но их не может быть много, их не может быть больше 90%, 10–15%. Я еще раз повторюсь: государство должно выполнять функцию надзора, честно, открыто. И их поддержат, люди поддержат, вера появится, доверие, авторитет поднимется. Я считаю, что те люди, которые идут на госслужбу, должны идти по призванию, а не зарабатывать деньги, вот это должно произойти, и тогда все наладится, уверяю вас.
Тамара Шорникова: Понятно...
Спасибо! Константин Крохин, председатель Союза жилищных организаций Москвы, юрист, был в нашем эфире. Спасибо вам за ваш комментарий.
Вам спасибо, дорогие телезрители, за ваши звонки и сообщения.
В студии работала Тамара Шорникова. Мне помогали переводчики жестового языка Ирина Егорова и Лариса Истомина.
Смотрите «ОТРажение» вечером, вечерний блок проведет Константин Чуриков. Ну а я прощаюсь с вами до завтра. Не переключайтесь, впереди большой выпуск новостей на ОТР.
Счастливо.