Коммунальщикам – штрафы
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/kommunalshchikam-shtrafy-59343.html
Виталий Млечин: За некачественные коммунальные услуги – штраф до 100 тысяч рублей. Соответствующие поправки подготовило правительство. Госдума может принять документ уже в мае.
Марианна Ожерельева: Контролирующие органы фиксируют все больше нарушений со стороны коммунальщиков. По данным авторов инициативы, доля оштрафованных организаций в Новгородской области увеличилась с 14% в 2014 году до 90% в 2018-м, а вот в Костромской области с 17,5% в 2014-м до 100% в 2019-м. Колоссальный рост, да?
Виталий Млечин: Да, т. е. получается, что каждая компания в сфере ЖКХ была хоть раз оштрафована. Но штрафы сейчас маленькие, особо никого не пугают, говорят законодатели.
Довольны ли вы коммунальными услугами в своем регионе? Пожалуйста, расскажите нам, вы можете нам позвонить по номеру 8-800-222-00-14, бесплатный телефон прямого эфира, можете написать нам сообщение на короткий номер 5445, это тоже бесплатно из любой точки нашей страны, поэтому присоединяйтесь, расскажите, что у вас происходит, довольны вы или нет.
С нами на прямой связи зампред Комитета по экономической политике Государственной Думы Артем Кирьянов. Артем Юрьевич, здравствуйте.
Марианна Ожерельева: Здравствуйте.
Артем Кирьянов: Добрый день, здравствуйте.
Виталий Млечин: Артем Юрьевич, вот просто статистика, конечно, колоссальная, что в двух областях, Новгородской и Костромской, вот в Новгородской 90% организаций оштрафованы, в Костромской области вообще 100%. Как вы считаете, почему это происходит? Просто потому, что штрафы маленькие, или по-другому в целом не получается работать в этой сфере?
Артем Кирьянов: Ну, прежде всего давайте разделим понятия. Когда говорят о штрафах на ресурсоснабжающих организациях, то нередко думают, что к этим организациям относятся и все управляющие компании. То есть на самом деле мы-то сегодня говорим о ресурсоснабжающих организациях и, соответственно, о том, что их ответственность, в т. ч. материальная, должна быть выше.
Но что касается регионов и повышения уровня штрафов, охваченности этими штрафами, это, конечно, говорит о том, что надзорные органы хорошо работают и действительно реагируют на те ситуации, которые возникают. То есть я как депутат от Новгородской области не могу сказать, что все плохо; конечно, есть проблемы, но мы с ними разбираемся, соответственно, здесь и депутатский контроль работает, и общественный контроль.
Но тем не менее штрафы сегодняшнего дня, они ведь не индексировались с 2007 года, и действительно было бы смешно ресурсоснабжающую организацию, которая поставляет, например, воду, говорить о том, что заплатите 5–10 тысяч рублей и можете вообще ничего не делать, ну это так не работает.
Марианна Ожерельева: А вот когда говорят, что маленькие штрафы, это вот сколько? И хочется понять, что такое «некачественные коммунальные услуги». Можно конкретные примеры, на что жаловались на коммунальщиков, с чем они не справлялись и в конкретном случае сколько они за это заплатили?
Артем Кирьянов: Ну, на самом деле то, о чем мы говорим, – это штрафы, которые в действующей редакции 10 тысяч рублей штраф юридического лица, до 1 тысячи рублей штраф, по-моему, на должностное лицо. То есть это те суммы, которыми ресурсники могут пренебречь и не обращать на них внимания, что называется, это дешевле, чем исполнять свои обязательства по договору.
На самом деле нередко случается так, что ресурсники говорят: слушайте, вот у нас по каким-то объектам есть задолженности, поэтому мы будем отключать – и не вникают в ситуацию, например, что все люди заплатили и нет никаких задолженностей у собственников, но есть трудности у управляющей компании, что-то там пошло не так. Соответственно, люди от этого страдают, конечно, такого быть не должно.
Я бы сказал, что вот тот законопроект, который мы будем принимать, – а то, что мы его поддержим, это, мне кажется, уже очевидно, – он является одним из стимулов того, чтобы ресурсники более внимательно относились к выполнению своих обязанностей. Но не единственный. Конечно, очень важно, что в последние годы постоянно ведется работа с ресурсоснабжающими организациями в плане того, чтобы они свои обязательства выполняли: информационная работа, если хотите, разъяснительная. В целом идет такое вот повышение уровня информированности и сознательности ресурсоснабжающих организаций и их руководства.
Марианна Ожерельева: Артем Юрьевич, коммунальщики с чем не справляются в нашей стране? Я хочу все-таки на примерах остановиться. Вот, например, Волгоградская область: «Очень нужна стяжка на канализационную трубу. Капремонт платим, услуг вообще никаких», – но это пример, что что-то необходимо. А вот с чем коммунальщики не справились и за это поплатились, пусть и потолок 10 тысяч рублей, но все-таки они за это заплатили?
Артем Кирьянов: Да все что угодно: водоснабжение, водоотведение, вопросы по электричеству, по газу – это ведь все ресурсоснабжающие организации.
Марианна Ожерельева: То есть дом остался без электричества – виноваты коммунальщики. Доказывать это необходимо?
Артем Кирьянов: Нет, дом если остается без электричества, то виноваты электросети, но, соответственно, это ресурсоснабжающая организация, конечно, вот такие истории. Ресурсоснабжающая организация – это все те структуры, которые поставляют ресурсы, и это структуры, которые можно с натяжкой назвать «коммунальщиками». Все-таки коммунальщики – это управляющие компании, это какие-то в нашем понимании люди, которые обслуживают. А вот ресурсники – это те, кто поставляют. И вот от того, как они справляются со своими задачами, у нас и получается в итоге, как живут люди, на что они жалуются.
Марианна Ожерельева: Вот давайте спросим, из Саратова звонок. Тамара, здравствуйте.
Виталий Млечин: Здравствуйте, Тамара.
Зритель: Здравствуйте. Здравствуйте.
Виталий Млечин: Расскажите, мы вас слушаем.
Зритель: Так, я хочу сказать, вот такой у нас вопрос. В нашем доме установлен счетчик на отопление и горячую воду. Но вода горячая к нам в дом поступает, теплая, но поставщик коммунальных услуг начисляет нам по нормативу, не обращая внимания на показания счетчиков на горячую воду. Мы платим за нее 138 рублей по нормативу, и они объясняют тем, что они правильно нам начисляют по формуле. Я с ними спорю: какая формула? – №23. При чем здесь формула, когда у нас установлен общедомовой прибор учета на отопление, горячую воду? Но нам так и продолжают начислять. Это очень уже давно. В доме вода у нас...
Марианна Ожерельева: Тамара, а только у вас такая проблема?
Зритель: Вот такая проблема у нас.
Марианна Ожерельева: Только у вас? У соседей нет, у них горячая вода?
Зритель: Зачем? Это по всему дому.
Артем Кирьянов: Это по всему дому, конечно.
Виталий Млечин: Понятно. Спасибо, Тамара.
Марианна Ожерельева: Спасибо. Артем Юрьевич, вот в этой ситуации что делать?
Артем Кирьянов: Да. Значит, с ходу могу сказать, что это две проблемы разные. Во-первых, то, что вода у вас не горячая, а теплая, т. е. она не соответствует нормативу, за это вообще платить не надо. Здесь нужно составлять акт, и у нас есть ГОСТы, что называется, по воде, она должна поступать определенной температуры; если она ниже, то услуга считается некачественно оказанной или не оказанной. То есть вообще за это платить не надо, надо требовать перерасчета и на самом деле чтобы вода соответствовала температурным нормам горячим.
Второе. Пренебрежение счетчиками – это на самом деле материал для Госжилинспекции и для прокуратуры. Поэтому здесь уже, мне кажется, не надо, извините за выражение, бодаться с ресурсниками, которые будут отстаивать свою точку зрения, пока им, так сказать, контрольно-надзорные органы не подскажут, что они неправы. Здесь вот такой алгоритм, и я думаю, что надо обращаться в принципе в прокуратуру.
Виталий Млечин: Вот наши зрители пишут буквально через одно сообщение, что штрафы-то они оплачивают из их кармана. То есть если повысить штрафы, то они просто поднимут плату за свои услуги.
Артем Кирьянов: Нет, не так. Значит, когда мы говорим об управляющих организациях, вот те, которые на доме, еще откуда-то, да, действительно, они получают свои деньги от собственников и, соответственно, им действительно платить штрафы достаточно затруднительно. Но мы-то с вами говорим о ресурсоснабжающих организациях, у них другая экономика. И конечно, никто не позволит поднимать тарифы, что называется, потому что вы плохо работаете и у вас есть штраф. То есть здесь вот это опасение, оно именно то, о чем я говорил сначала, что не надо смешивать РСО, ресурсоснабжающие организации, и организации по управлению собственностью.
Виталий Млечин: Ну а не приведет ли это все-таки к тому, деньги-то на штрафы откуда-то надо будет брать ресурсоснабжающим организациям, вот откуда они их будут брать?
Артем Кирьянов: У них есть доходная часть, естественно, и вот они из своего дохода и должны их брать. А если мы говорим о штрафах на должностных лиц, то это они должны платить из зарплаты.
Марианна Ожерельева: Как и с ПДД, тоже обсуждали: все требуют повышения штрафов – значит, ситуация на дорогах будет лучше. А здесь повышение штрафов сыграет во благо?
Артем Кирьянов: Ну, однозначно мы должны использовать все механизмы. То есть есть, что называется, механизмы поощрения, есть механизмы наказания. Вот штрафы – это, конечно, механизм наказания. Но еще раз повторю, идет большая работа, информационная работа, идет цифровизация ЖКХ, и это все направлено на то, чтобы не было таких проблем, чтобы все действовали абсолютно прозрачно, в рамках закона, чтобы не было какого-то такого волюнтаризма. Вот эта вот фраза «а не будут брать – отключим газ», она совершенно неприемлема в сегодняшних условиях.
Виталий Млечин: Послушаем Николая из Вологды. Николай, здравствуйте.
Марианна Ожерельева: Николай, здравствуйте.
Зритель: Добрый день.
Я звоню вот по какому поводу. У нас как конец отопления, отопительного сезона, коммунальщики у нас жарят вообще капитально. Приходится открывать окна, в общем, жарко очень топят. Я не знаю, для чего топят, все открывают окошки, улицу топим, что ли, а счета потом офигенные выставляют.
Виталий Млечин: Понятно, спасибо. Ну, я, кстати, готов подтвердить, у нас в квартире тоже жарковато.
Артем Кирьянов: Да есть, конечно, такая проблема, у нее даже есть название, это проблема перетопа, и жалобы по сезону делятся примерно пополам: половина жалуется на то, что холодно, половина жалуется на то, что очень жарко. Но на самом деле с этим можно справляться, это вопрос, который надо задавать своим управляющим, вот кто у вас, ТСЖ в доме, управляющая компания, надо сформулировать. Соответственно, эти организации обсуждают с органами местного самоуправления, и в конце концов происходит все-таки выравнивание. Потому что, конечно, совершенно необязательно платить за все то, что вот навязывается, т. е. по сути перетоп – это навязанная услуга.
И мы понимаем, с одной стороны, инерцию вот этих организаций, которые запланировали исходя из среднегодовой температуры, исходя из того, что обычно происходит, топить вот в таком температурном режиме, но это все надо менять, и инженерные схемы это делать уже позволяют. Поэтому здесь надо добиваться своей правды, и добиваться ее на уровне органов местного самоуправления, вот они могут повлиять на эту ситуацию.
Виталий Млечин: Но есть же еще норматив. Вот мы позвонили в диспетчерскую, вот лично пример из моей жизни, у нас действительно сейчас жарковато в квартире. Позвонили в диспетчерскую, сказали: «У нас достаточно тепло, может быть, поменьше топить?» Нам был ответ, что нет, есть норматив, что должно быть теплее определенной температуры на протяжении нескольких дней, по прогнозу должно быть тепло, а у нас по прогнозу будет еще прохладно ночью в Москве, поэтому мы еще потопим. И на этом наша беседа закончилась.
Артем Кирьянов: Вы знаете, норматив – это как раз то, чем должны заниматься регулирующие органы. Вот на сегодняшний день мы видим, что можно менять ситуацию, можно принимать оперативные решения, и для этого не надо, знаете, принимать отдельный федеральный закон. Вот об этом я говорю, что надо общаться.
И конечно, с одной стороны, мы понимаем, что при прогнозе минусовых температур, заморозков, да, наверное, отключать совсем неправильно. Но мы также понимаем, что есть, например, 22 градуса в жилых помещениях, 18 градусов в прочих помещениях, это то, что должно соблюдаться. Но совершенно не нужно, чтобы было 27–30 градусов, ну куда это годится?
Виталий Млечин: Ну так все же хочется понять конкретный алгоритм действий. Вот если есть такая проблема, вот куда надо обратиться и как? Письмо кому-то написать, сходить? Что сделать?
Артем Кирьянов: Через управляющие компании, органы местного самоуправления, которые должны собрать на самом деле ресурсников, собрать служащих организации и посмотреть, что происходит, принять решение.
Виталий Млечин: Через управляющую компанию, понятно.
Марианна Ожерельева: Из Коми: «Коммунальщики лишь квитанции присылают. Снег убираем сами, ремонт подъезда за свой счет». Почему так происходит? Недовольны люди услугами, недовольны.
Артем Кирьянов: Ремонт подъезда за свой счет, я не знаю, почему так происходит, потому что есть схемы и текущего ремонта, и капитального ремонта, в общем-то, это не функция граждан. Но что касается снега, вы знаете, снег должен убираться, есть опять же на эту тему все стандарты, мы даже знаем, при каком уровне осадков должны дворники соскребать до черноты асфальт, при каком они могут, что называется, утрамбованный снег посыпать песком или солью. Это все есть, вопрос, как это все исполняется в каждом конкретном месте.
Вот если управляющая компания не справляется со своими обязанностями, то, соответственно, ее надо менять. Менять ее... Скажем так, мы постоянно упрощаем и создаем возможности для собственников в упрощенном порядке принимать решения, и поэтому смена управляющей компании не должна пугать. Вы должны ставить задачи тем людям, которым вы платите зарплату, они должны их выполнять.
Марианна Ожерельева: Артем Юрьевич, еще вопрос, Тульская область: «Каждую весну из крана идет очень грязная вода. На звонки отвечают, говорят, что ремонтируют, но все по-старому не первый год». Причем сообщений таких много, что либо не того качества вода, либо не той температуры. Вот с этой грязной водой, получается, не справляются коммунальщики? Вроде как они говорят, что ремонтируют, но у граждан одна и та же проблема из года в год. С этим как разбираться?
Артем Кирьянов: Ну как разбираться? Вы же понимаете, что сегодня на замену всех сетей, вот то, что называется водоканалом, нужны огромные деньги, и действительно правительство России уже сформулировало такую задачу, выдает инфраструктурные кредиты, которые как раз будут менять трубы, уже такая работа пошла по регионам. Но все одномоментно сделать нельзя.
Совершенно понятно, что ржавая вода каждую весну идет потому, что идут ремонтные работы. Вот мириться с тем, что так происходит каждую весну, – это неправильно, но сделать так, чтобы одномоментно все пришло в норму, тоже не получается. Вы же понимаете, как только меняется напор в трубе при ремонтных работах, так начинается вот эта вот вся грязь, ржавчина, она начинает просачиваться уже в кран. На самом деле здесь на определенном этапе, в определенных периодах можно не платить за холодную воду вот в таком вот качестве, потому что она не соответствует заявленной услуге.
Марианна Ожерельева: То есть просто не оплачивать квитанцию? Так мне же прилетит.
Артем Кирьянов: Есть определенная процедура, т. е. надо, что называется, заактировать это все, экспертиза подтверждает, что вода недолжного качества, и тогда, конечно, происходит перезачет, если вы заплатили, если не заплатили, то, соответственно, снимается с вас эта обязанность.
Марианна Ожерельева: Еще по отоплению, Челябинская область: «Отопление отключили в апреле, а платить будем полностью за апрель и за май. Что это такое и почему это происходит?»
Артем Кирьянов: Не знаю, почему вы будете платить за апрель и за май. На самом деле есть два варианта по отоплению, это отопление вообще как бы, которое распределено на целый год и которое только в сезон. Ну как, отключили и платим, это как-то очень странно звучит.
Марианна Ожерельева: Да, причем многие пишут, кстати, что отключают условно в середине апреля, а все равно платят за полный месяц.
Артем Кирьянов: Надо разбираться, надо требовать перерасчета.
Марианна Ожерельева: Спасибо, спасибо.
Виталий Млечин: Спасибо большое! Артем Кирьянов, зампред Комитета Госдумы по экономической политике, был с нами на прямой связи.
Очень много жалоб на ЖКХ, но ожидаемо, к сожалению, эта сфера у нас требует еще улучшения. Ну, будем надеяться, что, если поднимут штрафы, качество тоже вырастет. Будем наблюдать и обсуждать, естественно, тоже.