Ольга Арсланова: Российских коммунальщиков больше не будут наказывать за некачественные услуги. Точнее, штрафы заменят перерасчетом стоимости этих услуг. Новым законопроектом предполагается и возмещение морального вреда граждан. Петр Кузнецов: Управляющим компаниям эта инициатива понравилась, но некоторым депутатам – нет. Так, например, первый зампред фракции «Справедливая Россия» Михаил Емельянов считает, что отмена штрафов позволит коммунальщикам оставаться безнаказанными, а гражданам будет еще сложнее защищать свои права. Какова же картина сейчас с некачественными услугами по стране? Больше всего жалоб на качество оказываемых услуг поступило из Тверской области – 9% от всех обращений по стране. В тройке лидеров Тульская и Кировская области, а в топ-10 оказались также жители Татарстана, Воронежской и Смоленской областей, Красноярского края, Челябинской области, Курганской и Самарской. На что чаще всего жаловались? Главное недовольство – то, как просто управляют домами. На втором месте по жалобам – возросшая плата за коммунальные услуги. Треплет нервы проблема и с вывозом мусора пресловутая, а также проблемы с капитальным ремонтом. Я думаю, что ничего нового в списке жалоб вы не увидели. Плюс-минус картина одинаковая по всей стране. Ольга Арсланова: Мы хотим пообщаться с вами. Удавалось ли вам повлиять на работу коммунальщиков? Что из этого вышло? Жаловались ли вы? Как на ваши жалобы реагировали? Позвоните, расскажите, как это работает сейчас. Что может измениться, будем обсуждать с нашими экспертами. Петр Кузнецов: Вера Москвина, член наблюдательного совета Фонда капитального ремонта Москвы. Вера Михайловна, здравствуйте. Ольга Арсланова: Здравствуйте. Вера Москвина: Добрый день. Петр Кузнецов: Вера Михайловна, мы знаем, что вы сначала были против этого законопроекта, с которого мы начали, но потом вдруг решили его поддержать. Так ли это, и что повлияло на перемену решения? Вера Москвина: Понимаете, отрицать, поддержать… Середину золотую нужно искать всегда. Мы все в одной лодке – и собственники, и управляющие компании, и ресурсоснабжающие организации. Все 20 лет мы строим баррикады, причем, достаточно воинственные. А пора договариваться. Другого выхода нет. Управляющие компании, которые бегут от собственника и приходят только лишь заработать на наших домах, они, конечно, в зоне риска как были, так и останутся. Никто их защищать не будет. Ни одно СРО, ни одно правительство. Для этого есть лицензионный контроль. Они рано или поздно уйдут. Нужно сейчас заботятся о компаниях, которые хотят работать, которые пришли надолго в наши дома, которые выстраивают коммуникационные связи с собственниками и собираются потом оставлять не судебные дела за своей спиной, а передавать дело дальше, как семейное, своим детям. Вот на такие компании мы должны ориентироваться и поддерживать их вместе с собственниками. Такие компании не найдешь. Собственники за ними в очередь выстраиваются. Петр Кузнецов: Это понятно. Но среди этих хороших компаний могут оказаться и нехорошие, которым на руку будет новый законопроект по смягчению этих штрафов. Так или иначе, это смягчение. И непонятно еще, каким образом кто будет контролировать возмещение некачественных услуг и все эти перерасчеты. Вот это дико интересно. Вера Москвина: Там дело в том, что никто никакого штрафования не отменил. Петр Кузнецов: Пока нет. По факту законопроект только рассматривается, если вы об этом. Никто ничего еще не принимал. Вера Москвина: Одно дело – когда длинная бюрократическая процедура меняется моментальным перерасчетом в пользу собственника. Это же лучше. Результат видно сразу. Не идет речи о вообще отмене штрафных санкций, хотя надо бы какие-то отменить, потому что иногда управляющую компанию обкладывать три раза штрафом за одно и то же… Петр Кузнецов: У вас есть понимание, кто будет следить за целесообразностью этого перерасчета и размера его? Вера Москвина: У нас всегда жилищная инспекция следит за этими нарушениями. Другого наблюдателя у нас еще жилищный кодекс не придумал. Ольга Арсланова: А как вы можете оценить качество работы жилищной инспекции с жалобами собственников? Вера Москвина: Очень тяжелая тема. Ой какой тяжелый вопрос. С одной стороны, облагать управляющую компанию за сгоревшую лампочку в коридоре очень серьезной суммой (до 250 000) – это в голове не умещается. А, с другой стороны, иногда нам управляющие компании звонят и говорят такую фразу: «Жилинспекция выходит на охоту». И охотится она за штрафами. И управляющей компании не всегда удается, во-первых, доказать свою безнаказанность. А, во-вторых, трусят они доказывать свою безнаказанность. Я им говорю: «Почему? Вы же понимаете, что нет вашей вины. Что не прав жилищный инспектор». А они мне отвечают: «А жилищный инспектор нам потом сказал – ну-ну, считаете, что я не прав? Вот будете дома к зиме сдавать – поговорим». Ольга Арсланова: Смотрите, а что происходит? Жилинспекция накладывает штраф на управляющую компанию. Например, эти 250 000 рублей, о которых вы сказали, за лампочку. А управляющая компания из каких-то средств (тоже интересно, из каких) этот штраф регулярно выплачивает. Нарушения часто бывают. А дальше что? С кого эти деньги в итоге взимаются, для того чтобы управляющая компания на этих штрафах не погорела? Вера Москвина: А все штрафы из нашего с вами кармана, из кармана собственника. Дело в том, что в ЖКХ других денег нет. Инвестиций нет. Спонсорства нет. Понимаете? Все, что собственник заплатил управляющей компании, тем она и распоряжается. Ольга Арсланова: То есть мы пожаловались на управляющую компанию – управляющая компания заплатила штраф. Мы в итоге его оплатили. Выгодно не жаловаться, получается, тогда вообще? Вера Москвина: Нашими деньгами оплачивают эти штрафы. Разумеется. И, как правило, управляющая компания работает без прибыли. Ей из своей кармана что-то вытащить нереально. У нее нет этих денег. А вопрос – вот она отдала сегодня 250 000, завтра собственник написал еще жалобу – еще 250 000. До 1 млн штрафов в месяц иногда собирается в управляющей компании. Вопрос: управляющая компания эти деньги пойдет в банки, что ли, занимать? Да никогда в жизни. Она на эту сумму нам с вами работ не доделает. Поэтому замкнутый круг. Мы жалуемся, приходит жилищная инспекция, забирает эти деньги, управляющая компания на эти деньги опять недоделывает работы, мы опять жалуемся. И вот такое безумное колесо крутится уже 20 лет. Ольга Арсланова: Как его остановить? Что нужно для этого? Вера Москвина: Элементарно. Собственнику не с дивана надо лежать и наизусть знать телефон жилищной инспекции и фискалить, и докладывать. Знаете, вышел сегодня, семечки разбросаны по площадке – их кто разбросал-то? Разбросал твой сосед Васька. А управляющая компания убирала в 12 часов, а в 14 часов Васька разбросал. Приходит жилищная инспекция: «Точно, семечки валяются. Управляющая компания, плати бабки». Понимаете, да? Поэтому что нужно сделать? Совет дома крепкий нужен. И нужны связи с компанией дружественные. И нужно смету принимать. И потом акты управляющей компании подписывать за каждый этап работы. Совет дома и управляющая вот так должны работать вместе. Понимаете? А не стучать на управляющую компанию. Работать с ней надо. Петр Кузнецов: Вера Михайловна, финальный вопрос к вам. Все-таки что произойдет с этим перерасчетом? Допустим, законопроект, скорее всего, примут, произойдет перерасчет. Но как это повлияет на улучшение качества этих услуг? Вот некачественная услуга. Происходит перерасчета. Ну, пересчитают. А что, вода из-под крана лучше, что ли, течь будет? Вера Москвина: Глобальный вопрос задали. Может быть, и будет. Вообще все должно быть гораздо лучше. Не может в эти 20 лет вылететь в трубу ни за что. Столько лет мы боремся за качество работ и услуг и постоянно упираемся то ли в некомпетенцию местных органов, самоуправления, то ли в некомпетенцию управляющих компаний, то ли в потребительский экстремизм собственника. Вот нет этой точки отсчета, от которой мы подошли бы к ней – и пошло только вверх, вверх, лучше, лучше и лучше, как в той же Германии несчастной. Хотя чего она несчастная? Счастливая. Сколько лет мы учились у этой Германии, сколько мы туда ездили, смотрели – ну как так у них все получается? А потому что выстроено все на системе взаимоуважения друг к другу. Никто друг на друга с вилами не бросается. Управляющих компаний там вороватых нет. Там не дай бог тебя один раз записали в штрафы – больше ты не вернешься никогда на рынок. Петр Кузнецов: Ну, да. А пока мы не в Германии. Спасибо, Вера Михайловна. Вера Москвина. Мы в Россию возвращаемся, в нашу страну. Константин Крохин, председатель Союза жилищных организаций Москвы, с нами на связи. Продолжаем вместе с ним обсуждать прежде всего готовящийся законопроект. Константин Викторович, здравствуйте. Ольга Арсланова: Здравствуйте. Петр Кузнецов: Ваше отношение к предлагаемым мерам. Чем перерасчет будет по форме, исполнению отличаться от штрафов, которые есть сейчас, за некачественные услуги? Попробуем сейчас перенабрать. Как вы относитесь? Обращаемся к нашим телезрителям. Как вы относитесь к упомянутому законопроекту и предлагаемым нормам? Константин Викторович к нам вернулся, судя по всему. Еще раз приветствуем. Вы слышали вопрос, Константин Викторович? Мы видим, но теперь не слышим. Хорошо. Сейчас все-таки со связью все будет хорошо. Мы верим в это. Сегодня все-таки день такой светлый. Давайте послушаем нашу телезрительницу. Наталья, здравствуйте. Ольга Арсланова: Из Москвы. Здравствуйте. Петр Кузнецов: Да, как раз из Москвы. Зритель: Здравствуйте. Я из Москвы. У нас управляющая компания «Жилищник района Восточное Дегунино». Но там творится что-то вообще всегда… Я бывший председатель ТСЖ. Все было хорошо, прекрасно. У меня мама была инвалидом I группы. И, соответственно, получила когда-то субсидию. Она просто… Вопрос состоит в том, что нашли какой-то долг 2008 года на 1500 рублей. Якобы за газ, за что-то еще. И там очень большая сумма за водоотведение. И этот долг повесили. Но, понимаете, дело в том, что у нас не платят субсидию людям, даже которые 1 рубль должны. Вы сами понимаете. И сейчас это все всплыло несколько лет назад. Суд мне присудил заплатить. Меня на суд не вызывали, ничего. После этого у меня был перерасчет воды. То есть за 3 месяца мне вернули. Остальное не вернули. Перерасчитывать никто не хочет. Это длится уже 2 или 3 года. Я главе управы как человеку, который находится в подчинении у управляющей компании. И мне отписали просто… Ольга Арсланова: Наталья, я правильно понимаю, что теперь вы можете только через суд попробовать это вернуть? Зритель: Вы знаете, у нас суды не рассматривают. У нас суды переполнены. Я должна заплатить большую сумму за то, что я должна адвоката нанять за 3 копейки отсудиться. Понимаете, какой-то бардак. Ольга Арсланова: На это и расчет на самом деле, что судиться никто особо не хочет. В итоге эти суммы пропадают. Петр Кузнецов: У вас в связи с этим какие-то дополнительные опасения, если штрафы полностью заменят на перерасчет? Есть версия, что еще сложнее будет защищать свои права. Зритель: А они… Понимаете? Отсюда пляшем, отсюда не пляшем. А здесь рыбу заворачиваем. То есть они что назначат, что хотят, то и вытворяют. Понимаете? Не я одна. У нас все Восточное Дегунино плачет от них. Ольга Арсланова: Да, Наталья, спасибо. Петр Кузнецов: Спасибо. Ольга Арсланова: Давайте вашу ситуацию (она довольно типична, судя по сообщениям) обсудим как раз с нашим экспертом. С нами снова на связи Константин Крохин, глава Союза жилищных организаций Москвы. Константин, здравствуйте. Константин Крохин: Здравствуйте. Ольга Арсланова: Смотрите, у нас очень многие зрители жалуются на то, что даже перерасчетов (о штрафах речи не идет) добиться практически невозможно. А что изменится то, если закон новый примут? Константин Крохин: Я считаю, что защита граждан значительно ухудшится по той причине, что действительно система перерасчетов не налажена. И, на мой взгляд, именно система штрафов и угроза отзыва лицензии является серьезным стимулом, для того чтобы управляющие компании работали. К большому сожалению, коронавирус показал слабые места, которые заключаются в том, что на сегодняшний день управляющие компании практически не проверяются, жилищные инспекции не выходят на проверки. И по этой причине добиться правды крайне сложно. Если и отменится и эта последняя угроза, связанная с тем, что два штрафа в год и возможность отзыва лицензии, то в этом случае эти управляющие компании будут чувствовать себя безнаказанно. У нас прям своеобразная эпидемия в Москве и Московской области о поддельных протоколах. Вчера была ситуация в Красногорском районе. То есть там, где строятся большие дома, где новостройки, которым 5-10 лет, где очень много граждан, подделываются протоколы, которые можно опровергнуть только через суд. И жилищные инспекции не выполняют прямых обязанностей по проверке таких протоколов и по проверке начисления тарифа. Вот вам реальная ситуация, когда с людей берут по 2-3 раза выше городской ставки, они не могут никак добиться правды, потому что жилищная инспекция не проверяет. И, допустим, мы говорим о том, что жилищная инспекция теперь будет делать перерасчет. Но каким образом она это будет делать, если она не выходит уже сейчас (без всяких законодательных изменений) и не делает никаких мер по защите прав граждан? Петр Кузнецов: Константин Викторович, а можете объяснить? Вот когда коммунальщик сейчас, допустим, штрафует за некачественные услуги, вот эти деньги в каком-то виде возвращаются пострадавшему потребителю? Константин Крохин: Нет, эти деньги идут в бюджет, потому что административные штрафы зачисляются в федеральный либо в местный бюджет. Но проблема в том, что у нас очень высокая коррупция. По крайней мере, я могу говорить про московский регион, это московская жилищная инспекция. Практически все управляющие компании крышуются Мосжилинспекцией. И у нас есть вопиющие случай, когда нанесет ущерб по 200 млн рублей поставщикам ресурсов, гражданам, однако ни полиция, ни жилищная инспекция не проверяют эти управляющие компании. То есть проблема в том, что мы говорим, что это будет делать орган жилищного надзора, но в реальной жизни он этим не занимается, он просто зарабатывает на этом. Ольга Арсланова: Александр Викторович, смотрите, какой момент. Если действительно, как вы утверждаете, система настолько порочная, ее этим одним законом, естественно, не исправишь, что остается делать жителям? Если вдруг жители станут более ответственны и будут управление дома брать на себя, смогут ли они таким образом эту систему расшатать и создать естественную конкуренцию? Константин Крохин: Конечно, конечно! Ключевой вопрос – каким образом в системе жилищного управления навести порядок, этот ответ давно дан. Это в 2005 году, когда жилищный кодекс вступил в силу. Нужно развивать конкуренцию. Развивать конкуренцию между частными управляющими компаниями, государственными и ТСЖ и кооперативами, когда люди сами берут в свои руки управление. Если люди объединятся… И мой более чем 15-летний опыт работы в ЖКХ говорит о том, что единственный случай, когда люди защищены, когда не надо гоняться с жалобами и просить перерасчета – это когда в доме ТСЖ или жилищный кооператив. Вот единственный случай, когда люди могут контролировать своих управленцев, потому что они выбираются на общем собрании и живут в том же доме. Во всех остальных случаях… ну нет идеальных компаний. Как ни крути, а после того как ввели лицензирование, на рынке остались одни блатные компании при Мосжилинспекции. И, к сожалению, эта система не работает. Вы можете в любой дом в Москве… далеко не надо ходить. Пойти и увидеть, что там пожарная безопасность нарушена, дезинфекция… это просто бутафория, а не дезинфекция. И в период самоизоляции просто вал этих жалоб. Никаких наказаний, изменений не происходит. Петр Кузнецов: Константин Викторович, еще один небольшой вопрос. У нас вообще есть четкое определение некачественной услуги? Есть четкий перечень, нормативы? Константин Крохин: Конечно. Если говорить о текущем ремонте, то должна быть ежедневная уборка 1-2 этажа. Это в течение месяца выше второго этажа должна быть влажная уборка. Есть норматив дезинфекции, есть норматив пожарной безопасности. А если говорить о коммунальных ресурсах (о воде, тепле), то там есть определенные градусы, в пределах которых у вас должна быть, допустим, температура в жилом помещении, температура в помещениях общего пользования и температура теплоносителя. Это все измеряется. Но в большинстве случаев нарушения происходят – и они латентны, их не видно. Потому что орган надзора, который должен этим заниматься, он этим не занимается. Ольга Арсланова: Константин Викторович, говоря все-таки о ТСЖ, какой процент россиян сегодня может и хочет взять на себя такую ответственность? Даже если сравнить по количеству ТСЖшников и управляек. Мы вообще к этому готовы? Или нам проще отдать коррумпированным управляющим компаниям и жилинспекции, и потом на них жаловаться? Константин Крохин: Если вы сделаете опрос, то вам никто не скажет, что он готов отдать управляющим компаниям или коррупционерам. В этом никто не признается. И я думаю, что люди этого не хотят. Если брать процент активных граждан, это по аналогии с тем, сколько граждан пытались создать собственный спецсчет по капремонту, проведя сложные собрания с 2/3 голосов, это более 20% граждан хотели этого добиться. Смогли этого добиться в 2015 году только 12%, потому что процедура голосования очень сложная. И еще очень важный момент. Что, в отличие от управляющих компаний, которым достаточно представить протокол с двумя подписями, для того чтобы создать ТСЖ, мы должны представить протокол, который подписан всеми проголосовавшими за ТСЖ. И вот представьте, у нас есть дома по 500-1000 квартир. Как вы себе представляете такое полотнище, этот протокол? То есть в 2011 году законодатель, та же Государственная Дума, сделала все, чтобы мы не могли создавать ТСЖ в наших домах. Петр Кузнецов: Спасибо вам большое. Комментарий Константина Крохина. Впереди еще одна тема.