Александр Денисов: Удаленный режим обучения компенсируют дополнительными занятиями для школьников, когда они вернутся в классы, – так министр просвещения Сергей Кравцов успокоил растревоженных родителей, что возмущались качеством этого Zoom-образования, проводили онлайн-митинги и собирали подписи, опасаясь, что удаленный режим станет не исключением на время пандемии, а нормой. Елена Медовникова: Будем узнавать и ваше мнение. И запускаем опрос: «Дополнительные занятия восполнят пробелы дистанта?» – «да» или «нет», ждем ваших мнений. Александр Денисов: Да. И у нас на связи Сергей Комков, президент Всероссийского фонда образования. Сергей Константинович, добрый вечер. Елена Медовникова: Добрый вечер. Александр Денисов: Сергей Константинович? Сергей Комков: Добрый вечер. Александр Денисов: Помните, там у Фонвизина был такой учитель Цыфиркин, он там, как говорил про себя, гарнизонный, потом стал учить... Вот неудивительно, что в глазах родителей каждый учитель в этой рамке Zoom стал теперь эдаким Цыфиркиным, с логикой: «В эдакого пня за 10 лет не вобьешь, а другие и на лету подхватят». Ну в принципе что еще ждать от такого образования, похожего на фастфуд, по-быстренькому что-то там? Елена Медовникова: Ну вот Сергей Константинович нам расскажет, что ждать. Александр Денисов: Да. Сергей Комков: Ну, что ждать, я думаю, очень трудно сейчас сказать, потому что за этот период, знаете, натворили достаточно много непонятных вещей. Я думаю, что само Министерство просвещения пока до сих пор не понимает, что понатворили. Специалистам еще придется очень и очень долго разбираться во всей этой ситуации. Но я думаю, что в любом случае пришли к очень серьезному и однозначному выводу, что никакой тотальной дистанционки не будет и быть не должно, это самый главный вывод. Хотя к нему пришли еще раньше. Вот помните если, было заседание Совета по образованию еще летом с участием президента России Владимира Владимировича Путина? И там уже стоял этот вопрос, и там уже президент сказал, что да, как чрезвычайная какая-то мера на определенном этапе дистанционка допустима, но как постоянная система обучения это недопустимо. Все равно главной формой обучения должно быть очное образование, то есть учитель является главной фигурой, учитель должен быть и должен оставаться главной, ключевой фигурой при обучении, и очная система образования должна оставаться основной. Но вот сегодня потихоньку будут переходить опять в очную форму образования, и вот сейчас Министерство просвещения начинает какие-то искать маневры, каким образом восполнить те пробелы, а пробелов оказалось действительно очень много, потому что как бы кто ни хвалил вот эту вот дистанционную форму образования, но пробелов было действительно очень-очень много. И вот возникает ситуация достаточно странная, что дополнительные уроки проводить, то есть дополнительные занятия надо проводить, дополнительные какие-то внеклассные мероприятия проводить, еще что-то делать надо дополнительно. И вот тут, знаете, мы вот, опытные педагогики, ученые-педагоги, начинаем нашим чиновникам Министерства просвещения говорить: господа, а вы знаете, что вы немножко проспали ситуацию-то? Вот у нас достаточно серьезные были наработки, и пока еще есть эти наработки, и наши ведущие педагоги российские уже давно имели такие наработки, когда можно восполнить пробелы даже при такой ситуации, как возникла сейчас... Александр Денисов: А что конкретно вы имеете в виду? Елена Медовникова: Да, что конкретно? Сергей Комков: А вот элементарно. У нас есть ведь уникальные наработки таких педагогов, как Шаталов, как Михаил Петрович Щетинин, которого уникальную школу, извините, угробили, буквально недавно мы разбирались в этой ситуации. Вот я в прошлом году в декабре месяце по этому поводу на пресс-конференции президенту России даже задавал вопрос, почему угробили эту уникальную школу, в которой дети за 1–2 года умудрялись проходить по 3–4, а иногда и 5 классов сразу, знаете, вот одолевать программу, и в 14 лет некоторые дети заканчивали полный курс средней школы, причем без перенапряга, без какого-то перенапряжения сильного. И есть эти методики наработанные, поэтому... Елена Медовникова: Сергей Константинович, как раз многие, это определенная форма ведь экстерната, как раз многие родители ее тоже очень боятся, ну по крайней мере вот когда я обучала своих детей. Сергей Комков: Это не форма экстерната, давайте не путать, это не форма экстерната. Это уникальные методики, которые вполне допустимы, которыми уже владеет целый ряд педагогов, есть разработки эти уникальные. И кстати говоря, целый ряд наших ученых в Российской академии образования эти методики очень хорошо знают, потому что общее собрание Российской академии образования даже обсуждало эту проблему, целый ряд академиков обсуждали эту проблему. Поэтому здесь ничего придумывать не надо, вы знаете, мы изобретаем лошадь. И поэтому сегодня просто Министерству просвещения надо собрать ученых, академиков Российской академии образования, собрать совет педагогов, ученых и посоветоваться с ними. Не чиновники должны решать эту проблему, а ученые-педагоги сообща, так сказать, со специалистами, с практиками, опытными педагогами должны продумать, какие шаги сегодня предпринять к тому, чтобы снивелировать эту ситуацию. Я думаю, что такие шаги будут найдены. Елена Медовникова: Ну вот вы представляете, сколько же нужно, Сергей Константинович, таких педагогов, тех, кто владеют вот этой методикой, о которой вы говорили? Конечно, их единицы. Сергей Комков: Это, знаете, методика универсальная, этой методике можно обучить достаточно быстро, и эту методику можно сделать универсальной, и этой методике можно обучить буквально вот, знаете, создать учебно-методический центр и пропустить через него огромное количество педагогов по целому ряду регионов. И это будет намного более эффективно, чем заставлять детей сидеть по 7, по 8, по 10 уроков дополнительно и заниматься дополнительными какими-то занятиями, и заниматься неизвестно чем. Елена Медовникова: Да, это вот как раз очень важный вопрос. Получается, что, компенсируя определенные пробелы, дети не смогут заниматься ничем другим, то есть забудьте про свои увлечения, про спорт, я не знаю, про хобби. Сергей Комков: Вот об этом как раз и идет речь. Эти методики как раз включают в себя, они и игровые, и познавательные, и обучающие, там целый комплекс таких, так сказать, методических разработок, которые включают в себя все вот эти элементы. Поэтому я думаю, что просто надо Министерству просвещения сегодня прекратить заниматься администрированием, обратиться к ученым-педагогам, обратиться к педагогам-практикам опытным и разработать вот эту программу, так сказать, преодоления вот этой кризисной ситуации, вот и все. Все очень, ларчик, как говорится, всегда открывается очень просто. Александр Денисов: Да. Сергей Константинович, давайте подведем итоги опроса. Вот мы спросили наших телезрителей, восполнят ли дополнительные занятия пробелы дистанта: «да» ответили 13%, «нет» 87%. То есть зрители склоняются, что вот как раз дополнительные уроки... Елена Медовникова: ...не приведут ни к чему по сути. Александр Денисов: Да-да-да. Сергей Константинович у нас, к сожалению, выпал, контакт потерян. Елена Медовникова: Но в любом случае из разговора мы поняли, что нечего изобретать велосипед, методики уже есть.