Кому хочу, тому сдаю
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/komu-hochu-tomu-sdayu-56429.html Тамара Шорникова: Без вредных привычек, детей, животных, желательно, чтобы еще и работал круглосуточно и не дома, не на удаленке, чтобы хорошо зарабатывал, – вот такой портрет идеального квартиросъемщика, и он все обрастает новыми и новыми деталями. Соответствовать жестким критериям становится все сложнее.
Иван Князев: Снять квартиру в Москве в среднем можно лишь с третьего раза. По данным «Циан», за последний период арендодатели стали неожиданно требовательными, отказы получают больше 60% кандидатов. Что произошло и как обстоят дела в вашем городе? Легко ли найти временное жилье? Звоните, расскажите нам, напишите SMS, 5445 – это номер для вас.
Тамара Шорникова: Ждем.
Подключаем экспертов. Константин Барсуков, генеральный директор агентства недвижимости. Здравствуйте.
Константин Барсуков: Здравствуйте.
Иван Князев: Здравствуйте, Константин.
Тамара Шорникова: Да. Что случилось? Почему настолько требовательными стали арендодатели?
Иван Князев: И привередливыми.
Константин Барсуков: Ну, проблема простая. У нас был достаточно сложный период в экономике, и в рамках этого многие арендодатели столкнулись с проблемами условно неплатежей по своим квартирам. И они поняли, что они по факту в текущей условно законодательной ситуации, которая у нас в стране, находятся в некой проблематичной зоне. То есть выселить человека из квартиры, который не платит, достаточно проблематично, понудить его к оплате достаточно проблематично. И люди...
Тамара Шорникова: Подождите-подождите, мне кажется, что оказались они в такой ситуации, потому что не хотели изначально вести дела официально, не заключали договор, например, и т. д. Потому что, если он в наличии, то какие проблемы? Вызвал полицию и пожалуйста.
Иван Князев: «До свидания».
Тамара Шорникова: Да. А здесь просто неинтересно, чтобы кто-то узнавал о твоей проблеме, ни налоговая, ни правоохранительные органы. Может быть, в этом дело?
Константин Барсуков: Нет, не в этом ситуация. Смотрите, если человек не платит вам за квартиру, вы вызываете полицию, полиция вам скажет простую вещь: мы не можем его выселять, это гражданско-правовые отношения, обращайтесь в суд. Дальше человек должен подать в суд, прождать, пока судья примет исковое заявление в производство. Сторона, которая ответчиком является, может затягивать процесс, например, не явиться один раз, второй раз, потом предоставить документы о том, что они по уважительной причине отсутствовали, и прочие вещи делать для затягивания процесса, до полугода могут затянуть процесс, а в это время все они платить не будут.
А потом возникает момент. Хорошо, все, человека выселили, судебные приставы пришли, выселили человека, нужно взыскивать с него деньги. И начинается новая эпопея у арендодателя, взыскать деньги с физического лица через судебных приставов, а у него на счетах нет денег. Приставы делать ничего не будут, имущества у него нет, и все, и человек, получается, просто теряет деньги.
Поэтому арендодатели решили действовать, как это, на опережение. Кстати, я вам могу сказать, что, например, в той же самой Германии, для того чтобы человек снял квартиру, он должен предоставить справки о доходе, это совершенно нормальная ситуация, подтвердить, что он платежеспособный. Вот мы приходим по факту к этому. Коль скоро государство не защищает собственников жилья, то мы приходим вот в такую ситуацию. И действительно, теперь арендаторам становится сложнее. Более того, мы, например, ввели такую практику, что мы теперь смотрим, проверяем потенциального арендатора по открытым источникам на признаки банкротства, нет ли в отношении него исполнительных производств в службе судебных приставов, для того чтобы понять, не является ли он потенциальным неплательщиком.
Иван Князев: Тут какая-то служба собственной безопасности у вас фактически появилась. Я, честно говоря, с трудом представляю, как можно попросить человека предоставить 2-НДФЛ или что там.
Константин Барсуков: Нет, ну 2-НДФЛ мы не просим предоставлять, но мы проверяем по открытым источникам, это суды... То есть мы заходим в базу суда, смотрим по фамилии человека, есть ли в отношении него какие-то судебные процессы. Смотрим по базе банкротств, не возбуждено ли в отношении него банкротство, и смотрим на сайте службы судебных приставов, нет ли исполнительных производств. Это в принципе какую-то определенную характеристику человеку дает.
Иван Князев: Что еще требуют арендодатели?
Константин Барсуков: Ну, не требуют, тут больше смотрят и разговаривают. Спрашивают, где человек работает, спрашивают, кто будет проживать, какой состав семьи будет, кто будет проживать в квартире. Кстати, многие вот идут на уловки арендаторы, говорят, что проживать будет один человек, например, а потом потихоньку еще два-три человека появляются в квартире. Такого тоже рода вещи есть, и с ними как раз можно бороться с помощью полиции, потому что если в договоре не указан человек, который имеет право проживать в квартире, то тут можно требовать его выселения. Но опять же тут ссылаться могут на то, что это в гости человек пришел. Я еще раз говорю, в конфликтной ситуации арендодатель на самом деле находится не в лучшей позиции.
Тамара Шорникова: Константин Валерьевич, а вот как раз в связи с удаленкой, с тем, что все-таки некоторые работники разъехались по регионам, потому что там снимать выгоднее, ну и в принципе, если там свое жилье есть, родители, можно там жить какой-то период, казалось бы, что, наоборот, должны снизиться цены на арендное жилье, должны биться за арендаторов владельцы квартир, потому что им же невыгодно в такой период тоже терять крупную статью дохода. Почему этого не произошло?
Константин Барсуков: Это произошло. В 2020 году, когда карантины пошли и всех на удаленку перевели, именно это и произошло, упали цены на аренду. Но потом люди начали возвращаться с удаленки, сейчас на самом деле ситуация выглядит не так, как раньше, и студенты очно учатся, то есть тут как бы назад пошли люди возвращаться жить, это первый момент. И цены, кстати, на аренду поднялись в связи с этим, это первый момент.
Момент второй, что арендатор мыслит каким образом? Пустить кого угодно, потому что никто не снимает, или все-таки поискать того человека, который, на его взгляд, будет платежеспособный? Да, он лучше пару месяцев повыбирает и найдет того человека, которому сдать, чем он будет надеяться на то, что вот этот первый попавшийся человек будет ему платить, что он потом не будет испытывать проблем.
Иван Князев: Ага. Константин, спрос/предложение, какие сейчас соотношения?
Константин Барсуков: На мой взгляд, сейчас, наверное, больше рынок арендодателя, по моим ощущениям.
Иван Князев: Еще раз, то есть предложения больше, чем спрос на квартиры, или нет?
Константин Барсуков: Я думаю, что примерно все в равных. Но...
Тамара Шорникова: Но правила устанавливает владелец квартиры на этом рынке сейчас.
Константин Барсуков: Да, правила начинает устанавливать владелец, все правильно.
Тамара Шорникова: Смотрите, вот какие SMS приходят из разных регионов. Пишете нам много, можете и позвонить в эфир, расскажите, легко ли в вашем городе снять жилье, какие цены, какие требования владельцы квартир предъявляют. Если вы сами владелец жилья, которое сдаете, расскажите, какие трудности здесь у вас есть.
Белгородская область: «Сосед сдал квартиру с хорошим ремонтом, через полгода превратили в свинарник, затопили соседей, больше потерял», – ну, такой неудачный эпизод был. Вологодская область: «Безумно высокие, ненормальные, жирные цены на аренду! Доколе?» – просто такой крик души. Тверская область: «Люди живут в чужой квартире как варвары, на ремонте мебели и сантехники разоришься». Много вот такого негативного опыта.
Уходят владельцы квартир с этого рынка, мол, «пусть лучше пустая стоит, но вот больше не пущу» – такое есть? Есть такая тенденция?
Константин Барсуков: Ну, это больше редкость. Все-таки люди, которые входят в этот рынок, они понимают все эти проблемы; те, кто не понимают и сталкиваются с ними впервые, начинают понимать. И да, иногда бывает, что человек говорит «Да я лучше тогда продам квартиру и деньги куда-то в другое место вложу». Но все-таки чаще всего сдают квартиры люди не для бизнеса, на долгосрочную аренду я имею в виду, а для того, чтобы сохранить деньги в недвижимости. И поэтому они начинают страховать себя. Во-первых, это всегда страхование, мы всем своим клиентам рекомендуем обязательно страховать гражданскую ответственность, вот заливов чтобы не было, и свою мебель, свой ремонт, это вот чтобы не произошло как в Белгородской области, SMS была, хотя бы какую-то компенсацию от страховой получить.
Плюс вот начали арендодатели смотреть все-таки на личность арендатора, смотреть, кто снимает, смотреть, что за человек. Это всегда было, но тут начали более пристально на это обращать внимание, потому что много людей столкнулись с негативом. Поэтому уходить, такого вот, чтобы прямо брали и массово начали собственники жилья уходить с рынка аренды, – нет, я такого не наблюдаю.
Тамара Шорникова: Ага.
Иван Князев: Недавно «Циан» просто запретил национальности упоминать, когда публикуешь объявления...
Тамара Шорникова: Вот это вот «Только славянам» традиционное.
Иван Князев: Да-да-да. Не боитесь, что новые санкции последуют при таком вот подходе, что слишком уж избирательно, этот лицом не вышел, этот с собакой, этот с ребенком?
Тамара Шорникова: Ну что запретят устанавливать владельцам квартир просто сами агрегаторы какие-то такие жесткие требования.
Константин Барсуков: Ну, будут создаваться тогда другие агрегаторы. «Циан» на самом деле вступил на шаткий путь, все понимают, почему они это написали, потому что у них зарубежные IPO, акции продают на зарубежных рынках, им нужно, чтобы у них было чисто перед западным потребителем, который толерантность...
Иван Князев: А вы считаете это несправедливым?
Константин Барсуков: Ну, я считаю, что собственник жилья имеет право писать все что угодно, он на то и собственник. Он собственник, он...
Иван Князев: А собственник жилья при этом дает регистрацию, например?
Константин Барсуков: Он вообще по закону обязан это делать. Ведь у нас штрафы за отсутствие регистрации по месту пребывания не только на того, кто должен регистрироваться, но и на того, кто предоставляет жилье, накладываются. То есть если вам человек, который сдает квартиру, вы к нему приходите, говорите «Пропиши меня, дай мне временную регистрацию», и он вам отказывает, вообще, на самом деле он может штраф получить, по закону они обязаны это делать. Собственники боятся этих вещей...
Иван Князев: А стоимость аренды как меняют?
Константин Барсуков: Что, еще раз?
Иван Князев: А стоимость аренды как меняют в течение года, например?
Константин Барсуков: Ну, вообще, на самом деле в основном люди придерживаются стандартной позиции: вот пока действует договор, цена не меняется. Ну то есть если кардинальное какое-то событие произошло... Кстати, могу вам сказать, что, когда наступила пандемия и ввели карантин, очень многие арендодатели снизили цену несмотря на то, что договор еще действовал. Они уже, понимая, что арендаторы могут съехать, начали на опережение снижать стоимость, предоставлять каникулы какие-то арендные и прочие вещи. Поэтому это игра в две стороны.
Если вдруг резкий скачок цен произойдет, то понятно, многие арендодатели начнут пересматривать в рамках действующего договора свои ценники. Но в основном действует правило: пока срок действия договора, он обычно 11 месяцев, цена не меняется, а дальше она пересматривается уже.
Иван Князев: Какая-то идеальная картина пересматривается.
Тамара Шорникова: Ну, на самом деле по-разному, об этом пишут и наши телезрители. Вот в чате написали: «Сдавать в аренду жилье приходится вынужденно, продавать не получается, приходится идти на риски в таком сложном деле». Ленинградская область, Кингисепп: «Благодаря стройке в Усть-Луге цена на аренду двухкомнатной квартиры подскочила до 80 тысяч рублей».
Многих интересует, что в этом году будет с ценами на арендное жилье: поднимутся, упадут в связи со стройками с новыми, с тем, что возвращаются с удаленки, как вы говорите, многие сотрудники? Что ждать?
Константин Барсуков: Ну, по моим ощущениям, рынок недвижимости в целом и рынок аренды в частности будет следовать одинаковым тенденциям. Мое личное мнение, я еще раз говорю, прогнозы на рынке недвижимости – дело неблагодарное в текущей ситуации, но мое личное мнение, что с большой долей вероятности цены на аренду останутся примерно на том же уровне, может быть, немножко увеличатся, чуть-чуть, незначительно. Это самая большая вероятность событий.
То, что цены упадут, например, для этого, мне кажется, самая меньшая вероятность. Но введут очередной какой-нибудь длительный локдаун и всех запрут, например, по домам и люди начнут уезжать, понимая, что денег нет, на работе проблемы, ну вот как было в начале 2020 года в апреле – мае, может это опять спровоцировать падение цен на аренду локально.
Тамара Шорникова: Спасибо.
Иван Князев: Спасибо. Константин Барсуков, генеральный директор агентства недвижимости, был с нами на связи.
Астраханская область пишет: «Все, что говорит ваш эксперт, не совсем так. Мы снимали квартиру в Москве, плату берут за 3 месяца, просто потом скрывают доходы». Из Саратовской области вопрос во вселенную: «Надо строить жилье наемное, почему это у нас невыгодно и не происходит?»
Тамара Шорникова: Ну и Ростовская область: «Сын с невесткой снимают в Москве двухкомнатную квартиру за 50 тысяч официально, по договору. Все устраивает».
Иван Князев: Идем дальше.