Виталий Млечин: В финале программы будем говорить о ЖКХ, как и обещали. Повод тут, правда, весьма печальный: прорыв канализации в Волгограде оставил 200 тысяч горожан без воды и тепла. Власти заявили, что в аварии виноваты заржавевшие стальные трубы. Мы сейчас вам напомним, как это было. В ночь на 28 октября обрушился свод бетонного канала, где проходит канализационный коллектор. Жители двух районов лишились сразу и горячей, и холодной воды, в квартирах отключили отопление, в городе ввели режим ЧС. Добраться до места аварии коммунальщикам удалось не сразу, последствия устраняли несколько суток. Питьевую воду людям доставляли автоцистернами. ВИДЕО Дмитрий Затворницкий, житель Волгограда: Каждый день, уже третий день ездим, в магазин и водовозы ищем. Во двор приезжают, вчера стояла машина, а сейчас в другом места была. Ну конечно, условия такие, спартанские, так бы это... Планируем к родителям поехать в другой район на недельку пока. Тут возить тоже проблематично, дети маленькие. Сергей Островский, житель Волгограда: Очень тяжело, нелегко, особенно если маленькие дети, если лежачие больные. В этой ситуации всем надо консолидироваться и помогать, добывать воду всеми возможными способами. К сожалению, диспетчерские службы Волгограда не реагировали на звонки граждан, граждане дежурили 2 часа, больше, стояли и следили, чтобы никто не провалился в эту яму, которая образовалась. Тамара Шорникова: Вода в дома волгоградцев начала возвращаться только 2 ноября. Сейчас водоснабжение полностью восстановлено. По словам городских властей, причиной аварии стали нарушения, допущенные при прокладке коллектора в начале 1970-х гг. Губернатор региона поручил провести проверку всех канализационных сетей Волгограда. Виталий Млечин: Ну, проблемы-то, разумеется, не только в Волгограде, коммуникации стремительно ветшают во всех российских регионах. Мы сейчас вам покажем статистику. По данным Росстата, на которые опирается Минстрой, в стране нужно заменить почти треть тепловых сетей, 43% водопроводных сетей и 45% канализационных сетей. Эти цифры, конечно, производят впечатление. Тамара Шорникова: В 2021 году было зафиксировано более 7 тысяч крупных аварий ЖКХ, несколько инцидентов привели к серьезным увечьям потерпевшим. По данным Ассоциации производителей трубопроводных систем, ежемесячно на коммунальных объектах фиксируется в среднем 6 тысяч происшествий. Виталий Млечин: На модернизацию инфраструктуры в этом году в рамках федерального проекта «Инфраструктурное меню» выделено 147 миллиардов рублей. Звучит внушительно, деньги-то большие, но на что они пойдут? И самое главное, в каком состоянии коммуникации в вашем доме? Пожалуйста, звоните нам в прямой эфир по номеру 8-800-222-00-14, пишите нам SMS-сообщения на короткий номер 5445 и присылайте фото и видео в WhatsApp на номер 8-925-762-44-48. Несколько фотографий уже прислали, даже видео, сейчас покажем. Тамара Шорникова: Да. Коммуникации не только в вашем доме, но и в вашем населенном пункте, часто их видно, во многих городах трубы еще идут поверху, соответственно, можно тоже зафиксировать. Рассказывайте, как обстоят дела, как часто в вашем городе случаются аварии подобные. Виталий Млечин: Давайте разбираться со всем этим. У нас в гостях председатель Союза жилищных организаций Москвы, юрист Константин Крохин. Константин Викторович, здравствуйте. Константин Крохин: Здравствуйте. Виталий Млечин: Константин Викторович, ну вот больше 100 миллиардов рублей выделено, при этом такая статистика, да, что огромное количество, в общем, практически половину коммуникаций надо менять прямо сейчас. Когда вот такие аварии происходят, такие крупные, просто масштаба колоссального совершенно, требуется несколько дней как минимум, чтобы это все ликвидировать, когда аварии поменьше происходят, там как-то быстрее справляются... Но происходит это все регулярно. Вот скажите, пожалуйста, ведь хочется вот такого простого ответа на сложный вопрос – а вот это преодолеть все как-то достаточно быстро можно или в принципе нельзя? Константин Крохин: Ну, можно. Единственное, что, конечно, не достаточно быстро, но необходимо поменять подход, и какие-то шаги в этом направлении были сделаны, когда рассматривалась концепция развития сферы ЖКХ и строительной отрасли до 2035 года. И кстати, вот эти вот суммы, 750 миллиардов на 5 лет, это по 150 в год, это как раз первое крупнейшее вложение, продекларированное со стороны федерального центра, чтобы регионы подключились. То есть таких масштабных вложений в инфраструктуру в предыдущие годы не было. То есть что-то меняется. Но, на мой взгляд, нужно (это не только проблема Волгограда, такое может произойти и в других регионах) все-таки [менять] подход чиновников, которые отвечают именно за сферу ЖКХ, и подход надзорных органов. Потому что вот у нас есть хозяйствующий субъект... Ведь большинство труб и большинство генерирующих мощностей – это сегодня не государственные предприятия, а акционерные общества под тем или иным контролем публичной власти. Они работают как коммерческие предприятия, соответственно, у них вопрос, выгодно или не выгодно, становится во главу угла, вот как ты ни крути. А мы должны подходить с государственной задачей, что у нас 42% в среднем износа этой инфраструктуры, ее нужно менять, от этого зависит качество жизни граждан. Поэтому, на мой взгляд, недоработка надзорных органов, здесь есть технический надзор, это прежде всего Ростехнадзор, здесь есть надзор общий, это, безусловно, прокуратура, и, конечно, в жилых домах, там же тоже трубы, там тоже сети, это жилищный надзор. Виталий Млечин: Вот из Астрахани нас спрашивают как раз: «Как часто происходит ревизия инженерно-коммуникационных сетей? Есть ли графики проверок и соблюдаются ли они?» Константин Крохин: Ежегодно. То есть все сети, будь то домовые, будь то магистральные, они должны проверяться ежегодно в рамках подготовки к осенне-зимней эксплуатации. Соответственно, от качества этой работы и от качества диагностики... А я повторю, сегодня существуют технические возможности выявлять, значит, дефекты в трубах, не разрывая магистраль, понимаете. То есть там, где эту задачу ставят, где прилагают усилия, аварийность снизилась. И в целом следует отметить, что последние годы аварийность статистически снизилась. Виталий Млечин: Вот, вот хочется понять – много ли регионов могут похвастаться тем, что они вот уделяют этому достаточное внимание? Константин Крохин: Немного. Значит, первый признак, где более благополучная ситуация, – регионы финансово устойчивые. Конечно, там, где идет большое строительство, большое новое строительство, в этих регионах попутно обновляется парк сетевого хозяйства. Я не буду говорить уже про столичный регион, но есть у нас и на юге, есть те регионы, Татарстан, например, где это контролируется и финансируется. Вот там, где есть деньги на строительство, на новое строительство, тогда лучше ситуация и с сетями. Там, где мало строительства, там, где экономика находится в депрессивном состоянии или численность населения недостаточная, налоговая база за счет доходов от населения низкая, там ситуация хуже. Можно сказать, все вот эти проблемы происходят именно в таких местах и регионах. Тамара Шорникова: Есть звонок из Волгограда, давайте послушаем Ларису. Здравствуйте. Виталий Млечин: Здравствуйте, Лариса. Зритель: Здравствуйте, здравствуйте. Я звоню из города Волгограда. Тамара Шорникова: Да, слушаем вас, Лариса. Зритель: Все, наверно, на всю Россию мы прогремели с нашим коллектором совсем недавно... Тамара Шорникова: Так. Виталий Млечин: Да, Лариса, вы расскажите, пожалуйста, вы попали в число «везунчиков», которые остались без воды и тепла? Зритель: Нет, я живу в Дзержинском районе, мы не попали в это число. Но я хочу сказать, мы попадаем в это число и без этой аварии – у нас эти аварии постоянно, постоянно, хотя у нас работают концессии, которые вроде бы должны вкладывать в наш город. Но мы не видим вкладывания в наш город – мы видим их работу, концессий, как они трубы ложат и какие трубы. Это прямо вот видно наглядно. У нашего дома они копают раз в год, особенно зимой. Они эту трубу запаяли, сделали, она старая, все заложили и опять. Оттуда пар идет-идет-идет, и это у нас постоянно, постоянно. Виталий Млечин: Вы пробовали кому-то жаловаться по этому поводу? Зритель: Мы уже устали жаловаться, уже устали, вот честно... Виталий Млечин: А кому, кому? Зритель: Мы вот сидели летом, на данный момент я живу в Дзержинском районе, мы летом сидели практически 3 месяца без горячей воды. Виталий Млечин: Понятно. Кому вы жаловались? Зритель: Везде: и в жилинспекцию, и в концессии, и в администрацию – везде жаловались, везде. Виталий Млечин: Понятно. Спасибо большое, Лариса. Что делать в такой ситуации? Константин Крохин: Ну, раньше я всегда говорил: жалуйтесь в прокуратуру. Потому что прокуратура – это вот орган надзора, который может поправить и администрацию, и жилищную инспекцию. Виталий Млечин: Вот, а жилинспекция же как раз для этого и нужна. Константин Крохин: К большому сожалению, последние, может быть, полгода, а может быть, скажем, 8 или 10 месяцев мы сталкиваемся с тем, что жилищный надзор, я это могу прямо четко по фактам по Москве сказать, просто футболит граждан. Что происходит? На все жалобы, где есть действительно существующие нарушения, им отвечают: «В соответствии с решением 336-го постановления правительства проверки отменены, запрещены». И они не выходят на проверки, и всем нарушителям (управляющим организациям, ресурсоснабжающим) они отвечают: «Выдано предостережение о ненарушении закона». В отличие от предписания, которое должно быть исполнено в установленный срок, и если ты его не исполнишь 2 раза в год, у тебя отнимают лицензию, а руководителя управляющей или ресурсной организации могут дисквалифицировать на 2 или 3 года, в отличие от того, скажем, рычага теперь они направляют «письма счастья», называется предостережение. И получается, что жилищные инспекции сегодня практически ушли из надзора, ссылаясь на то, что проверки запрещены. Вот такая медвежья услуга. Виталий Млечин: А они действительно запрещены? Константин Крохин: Они не запрещены, это вот чиновничья способность ничего не делать в условиях, когда они обязаны это делать. Действительно, правительство, для того чтобы не кошмарить бизнес, сократило перечень плановых проверок. Но при этом было четко сказано отдельно, что по тем вопросам, которые касаются безопасности людей, здоровья и т. д., проверки остаются. Но тем не менее под этим соусом проверки не проводятся. И это, кстати, не только претензия к жилищному надзору, а это претензия в т. ч. к органам прокуратуры. Потому что граждане, после того как они получили «футбол» от жилищных инспекций, обращаются в прокуратуру, и оттуда приходит то же самое, но только под другим соусом. Теперь районные прокуроры говорят так: «Мы не вмешиваемся по приказу генерального прокурора в те надзоры, где есть специальный орган-надзор, например жилищный». И вот такой вот замкнутый круг. А происходит, что люди терпят бедствие и неудобства, я уж не говорю про материальный ущерб, когда 3 месяца нет горячей воды, а оплату-то наверняка взяли в Волгограде, наверняка все взыскали. А если ты не заплатишь вовремя, то тебе отключат канализацию. Вот круг замкнулся. Виталий Млечин: Да... Тамара Шорникова: Давайте еще один телефонный звонок послушаем. Из Рязанской области Лидия. Здравствуйте. Виталий Млечин: Здравствуйте, Лидия. Вы в эфире. Зритель: Здравствуйте-здравствуйте. Я из поселка Рязанской области. У меня вот такая проблема, не только у меня, а у некоторых жителей нашего поселка. У нас сейчас проводится реконструкция водопроводной сети в нашем поселке, но несколько домов, оказалось, не попали под эту реконструкцию согласно проекту, который привел к значительной изношенности труб. Но мы не можем добиться того, какая степень изношенности труб, кто это определяет, степень изношенности труб. И мы оказались, остались подключенные к старой водопроводной сети, трубам больше 40 лет, железные, металлические трубы, и мы боимся, что мы вообще останемся без воды. Как нам быть? Виталий Млечин: Понятно. Спасибо большое, ваш вопрос понятен. Можем что-то посоветовать? Константин Крохин: Ну, ответ по технической части, что, конечно, определяется износ после исследования. То есть прежде чем утвердить проект и выделить финансирование на эту работу, должна была быть проведена экспертиза, которая методом испытательным должна была подтвердить тот или иной износ. К большому сожалению, мы часто встречаемся с тем, что износ определяется бухгалтерским методом, ну то есть по сроку ввода в эксплуатацию. То есть прошло условно 30 лет, вот тебе по 2% в год, вот такой износ. Это, конечно, увеличивает риск аварий, потому что труба может быть старая, но крепкая, мы с этим часто сталкиваемся в домах, когда дома сталинские, там трубы лучше не трогать, они крепче, чем современные. Когда же это все-таки магистральный трубопровод, горячая вода или канализация, это чревато авариями, причем в зимний период, когда работы дорожают, ну и опасность увеличивается. Тамара Шорникова: То есть статистика, которую мы приводили в начале, вот Росстат, который опирается на данные Минстроя, сколько где процентов у нас каких коммуникаций изношено, – это как раз вот бумажный срок? Константин Крохин: Это как раз бухгалтерский метод, да-да, к большому сожалению. Потому что вы вспомните, примерно 2 года назад вообще говорили, что 60%, 70% [износ], да? И после вот этого Госсовета текущего года поправили, президент сказал, что 42%. Я считаю, что вот эта цифра, 42%, ближе к правде, потому что если у нас каждый год по 70%, мы за 30 лет новой России должны были потерять все трубы, но тем не менее мы живем, трубы работают. Тамара Шорникова: Цифры в любом случае внушительные, то, что нужно менять, и каждый год, исходя из того, что подолгу у нас служат трубы, прирост колоссальный тех труб, которые вот-вот могут лопнуть и это может привести к аварии. Но даже с учетом такого внушительного финансирования кажется, что нужно что-то по-другому менять, нужно менять подход. Константин Крохин: Да. Тамара Шорникова: Ну вот условно, например, в Калининграде есть городки, где коммуникации идут поверху, ну и в других регионах тоже, соответственно, это огромные теплопотери, соответственно, каждый год компании, в ведении которых эти трубы находятся, говорят о том, что у них нет денег на починку, на замену, потому что им не хватает денег, которые платят им жители, они не могут, просто нет денег. Но они никогда и не появятся при таком подходе. Константин Крохин: Вы совершенно правы. Значит, если брать глобально систему, то, конечно, ЖКХ-система страдает от монополизма. То есть мы же о ком говорим? Вот эти владельцы труб – это на регион, и в Москве, допустим, огромный, мегарегион, один поставщик тепла «МОЭК», и в Калининграде один поставщик. То есть это такие, я их называю, блатные компании, очень богатые, которые что хотят, то и говорят, их никто не контролирует. ФАС, антимонопольная служба, с точки зрения аппаратного веса не обладает теми возможностями, чтобы заставить этих людей действительно работать эффективно. Что происходит? Вот нам в Волгограде сказали, что зимой почему-то проводятся работы аварийные, ремонтные и т. д., – ну потому что зимой коэффициент выше. Вы понимаете, эта вот постоянная перекопка этих труб, когда вы делаете благоустройство, вы проводите какие-то плановые работы, – ну сделайте один раз! Нет, сначала раскопали-закопали, потом второй раз, третий, четвертый... Система направлена на то, чтобы максимально осваивать бюджет, не эффективно тратить, чтобы за один рубль сделать надолго и качественно, наоборот, делают так, чтобы... Почему вот эти металлические трубы опять кладут? Ведь запрещено, должны быть пластиковые трубы, которые более долговечные, есть системы управления, выявления недостатков дистанционные – почему не применяются? Тамара Шорникова: Ну, в Волгограде в данном случае говорят, что вообще бетонные должны быть... Константин Крохин: Ну, в данном случае я там не был и не могу вам сказать, в чем там действительно причина, потому что причины могут быть разные, должна быть серьезная проверка. Это же ЧП, это должна прокуратура провести расследование досудебное. Но я вам хочу сказать, что проблема, что все вот эти монополисты, которые реально управляют нашим сетевым хозяйством в любом регионе, они не заинтересованы в эффективности – они заинтересованы, чтобы каждый год тариф рос, чтобы вы платили за потери тепла, в форточку вы обогреваете, перетоп ли у вас или трубы, а они получали больше денег и финансирования на это. Поэтому все время звучит, что не хватает денег. Тамара Шорникова: Чтобы закрыть именно этот вопрос, все-таки еще один дополнительный хочу задать. Если мы понимаем, что вот такие злые монополисты, которые думают о том, чтобы набить только свой карман, может быть, не знаю, Минстрою разработать свод правил, условно, если у вас трубы проходят поверху и вы говорите о том, что такие огромные теплопотери, не знаю, укройте фуфайками (я сейчас банально говорю)... Константин Крохин: Есть, это СНиП, они есть. Тамара Шорникова: ...и тогда в вас, возможно, будут деньги на что-то другое, на замену, например. Константин Крохин: Это все вы правильно говорите. Более того, такой свод правил существует в каждой отрасли, и есть общий строительный. То есть, когда т. н. bypass, когда не в земле коммуникации, а по воздуху, там тоже есть правила. Но они же не соблюдаются. Вопрос – а контролирует-то кто? Вы понимаете, что... Вот я просто приведу простой пример. У нас были пожары в хостелах, да, в Москве, и вот сгорели люди, восемь человек задохнулось и погибло. И ваши коллеги-журналисты с телеканала «Россия» проводили новое исследование, сняли: другие хостелы в Москве работают, и точно так же решетки на окнах, и вот только до пожара, чтобы кто-то еще погиб. Понимаете? То есть ведь есть контролирующие органы, в данном случае МЧС, полиция, местная администрация. И так же с трубами: не должно быть потерь – но кто их проверяет? А кто проверяет проверяющих? То есть пока наша население, наши граждане не получат реальную возможность контролировать поставщика, не на словах, не на бумаге, а реально, вот это безобразие будет, потому что за все недостатки коммунальщиков платят люди. А у людей денег нет, т. е. сегодня все-таки доходы так не растут, как хотелось бы. Поэтому я считаю, что правильно вы заметили, что надо менять систему, и система должна быть в изменении контроля, все больше людей должны в этом участвовать. Виталий Млечин: Вот про контроль сейчас зададим вопрос эксперту тематической площадки ОНФ «Жилье и городская среда» Павлу Склянчуку, он с нами на прямой связи. Павел Дмитриевич, здравствуйте, слышите нас? Павел Склянчук: Добрый день. Да, добрый день. Виталий Млечин: Да. Вот расскажите, пожалуйста, сейчас все-таки как-то контролировать коммунальщиков удается? Павел Склянчук: Да конечно удается. Вот я бы хотел сказать, что хоть они и монополисты, но других коммунальщиков у нас с вами нет и других труб у нас с вами нет. Что касается системы, то вспомнился советский анекдот, когда сантехника пришлось арестовать за то, что он сказал, что вся система прогнила, когда он менял отдельную трубу. Я бы здесь, наверное, так не обобщал и не драматизировал. Мне кажется, с нынешним состоянием наших инженерных коммуникаций нам вообще-то повезло, что вообще только одна такая крупная авария произошла в Волгограде, а не три, пять или десять. Потому что мы долго этому вопросу не уделяли необходимого внимания, а теперь вот в буквальном смысле латаем дыры и вынуждены в экстренном порядке сейчас устранять последствия таких техногенных катастроф, а по сути в Волгограде произошла прямо катастрофа. Виталий Млечин: Ну так а как же сделать так все-таки, чтобы не было больше этого? Павел Склянчук: Ну как? Здесь задача минимизации рисков. Особенности размещения труб на поверхности или под землей действительно накладывают свои особенности. Как ты проконтролируешь тысячи километров водопроводных сетей? У нас же вот летом отключают воду и пускают под высоким давлением, как раз там, где прорвет, там начинают раскопки, замену небольшого участка трубы, хотя по факту поменяли 5 метров трубы, а надо менять 50 или 100, потому что одни и те же природно-климатические условия, одни и те же были технологические особенности укладки, поэтому гарантии, что на следующую зиму не прорвет в 20 метрах сбоку, практически нет. И в этом смысле, конечно, мне кажется, не стоит переводить стрелки только на коммунальщиков – это проблема всего государства, если хотите, всего нашего общества. Мы на самом деле забыли такую простую истину, что канализация – это цивилизация. Виталий Млечин: Да мы не забыли, Павел Дмитриевич, мы пытаемся разобраться все-таки, как сделать так, чтобы вот этот налет цивилизованности как раз не слетал. Вот смотрите, что нам пишут из Хабаровского края: «Поселок Солнечный, весь сентябрь горячей воды не было вообще, с 6-го числа, по причине ремонта. Но, видимо, ремонт не принес результата, так как вода горячая с запахом мазута». И вот нам видео прислали, мы сейчас его покажем. Вот такого цвета вода, сейчас вы увидите тоже на своих экранах. Пожалуйста, вот такого цвета вода, поселок Солнечный, Хабаровский край. Ну вот смотрите: «Коммунальщики на вопросы отвечают, что трубы надо менять, что в них вода поступает чистой». Вот, Павел Дмитриевич, как вы считаете, как быть в такой ситуации? Павел Склянчук: Ну, в свое время, я помню, даже президент на Прямой линии жаловался, что у него из крана течет ржавая вода, и в этом смысле ЖКХ – это такой всеобщий уравнитель, что не важно, какое у тебя социальное положение, экономический статус, мы все потребляем одни и те же коммунальные ресурсы. Вот по поводу коммунальщиков и того вообще, что нужно делать, – безусловно, нужно менять трубы, и делать это надо, конечно, с умом. Но, к сожалению... Тамара Шорникова: Павел Дмитриевич, еще раз, не знаю, может быть, уточню просто вопрос – хочется понять, какие рычаги есть в т. ч. и у вас, например, чтобы этот контроль был жестче. Например, у жителей не получилось достучаться до коммунальщиков, до администрации и т. д., обратились к вам. У вас есть какие-то дополнительные рычаги? Может быть, есть примеры, обратились – сделали проблему более резонансной – сработало? Павел Склянчук: Тамара, я понял вас. В том году Общероссийский народный фронт проводил мониторинг, мы как раз смотрели теплоизоляцию на трубах и измеряли те участки, в которых нет теплоизоляции, в кошках. Ну то есть если там нет теплоизоляции, там обычно собираются коты и греются. И вот выяснилось, что у нас можно обогреть всех кошек мира, поскольку большие участки без теплоизоляции. А что касается общественного контроля, я на самом деле здесь скептически к этому отношусь. У граждан есть свои дела, и как бы контролировать еще трубы – это не приведет к какому-то эффекту. А к эффекту приведет действительно большая система, связанная с вложением средств. Если мы будем вкладывать за счет тарифа, здесь это будет болезненный вопрос; за счет бюджета – у нас такого количества средств нет. Поэтому остается только надеяться на то, что у нас не будут эти аварии повторяться. Виталий Млечин: Спасибо, спасибо большое. Будем надеяться. Павел Склянчук, эксперт тематической площадки ОНФ «Жилье и городская среда». Давайте еще сейчас покажем пару фотографий. Нам вот из Москвы присылают, многие наши зрители пишут, что вот вы там из Москвы... Константин Крохин: Такая вода может быть и в Москве, это не только... Виталий Млечин: Да, вот нам просто многие зрители пишут: «Вы там в своей Москве сидите, у вас-то все прекрасно, а вот у нас не очень». В Москве тоже бывает не очень. Вот смотрите, улица Россошанская, видимо, – знаете такую? Константин Крохин: Да, конечно, Южный округ. Виталий Млечин: Да, это вот, пожалуйста, вот такая вот картина, видимо, в подвале. Не очень хорошо это все выглядит, скажем так. Ну вот в Москве-то хотя бы почему не удается такие проблемы решить? Константин Крохин: Во-первых, и по цвету воды, и по тому, что если в доме есть подвал или подземный гараж, значит, это и не только Россошанская, проспект Вернадского у нас есть, там большая высотка на Юго-Западной – эти проблемы есть везде. И я хочу записать вот это выражение уважаемого Павла о том, что «ЖКХ – это всеобщий уравнитель». Значит, я все-таки вернусь к тому, что контроль должен быть профессиональный. Вот по части строительства и труб это технический контроль, он существует, есть СНиПы, есть необходимые правила, как это должно работать. Но когда у нас в управленческой системе есть дефект, а он заключается в том, что монополизм... Вот я начал с монополизма поставщиков, а я хочу перейти к монополизму управляющих организаций. Сегодня и управляющие организации, которые нарушают... Ведь когда у тебя в квартире вот эта грязная вода коричневая, это значит, что было отключение, она постояла в трубах, получила ржавчины и пошла к тебе. То есть в этой части качество услуг – это уже ответственность управляющей организации, они должны следить за фильтрами, должны взаимодействовать с поставщиками, с водоканалами, чтобы этого не происходило. Как правило, они этого не делают, т. е. все сосредоточились на повышении тарифа, собирании денег и все. И если уже говорить о том, каким образом население и общественность должны влиять, я не говорю о том, что нужно плодить подобные организации какие-то дополнительные, «ЖКХ Контроль» и т. д., у нас очень много этих структур... У нас есть депутаты, мы по московским проблемам обращались неоднократно в Государственную Думу. Но никто не может повлиять на то, чтобы управляющие организации выполняли свои обязанности. Тамара Шорникова: Хорошо, тарифы ЖКХ повысят на 9% в декабре этого года – куда пойдут эти деньги? Будет ли часть из них использована как раз на устранение этой проблемы? Константин Крохин: Вот это самое таинственное изменение, которое произошло, и мы несколько месяцев назад это обсуждали, когда эта новость еще к 1 сентября, это был информационный повод. Никто не знает, куда они пойдут, потому что тарифы эти поступят как поставщикам коммунальных услуг, так и управляющим организациям. Я примерно посчитал на примере среднестатистической двухкомнатной квартиры для россиянина, получилось, что за дополнительные 7 месяцев, которые с нас будут взыскивать повышенный тариф, это порядка 5 тысяч рублей на квартиру. Если взять примерно в России около 40 миллионов квартир, около 200 миллиардов рублей за эти 7 месяцев поступят в систему. Виталий Млечин: Неплохо. Константин Крохин: Нигде не написано, что это пойдет на улучшение с трубами, никто не написано, что это пойдет на улучшение благоустройства или качества обслуживания, – никто не знает. То есть к тем 150 миллиардам, которые федеральное правительство по программе модернизации выделяет, добавятся еще примерно 200 миллиардов по России, т. е. это огромные суммы. Но никакой прозрачности и никакого целевого назначения мы сейчас не видим. Это не значит, что его нет, но просто никакого информационного, скажем, сопровождения, чтобы люди знали, мы как специалисты знали, этого нет. Я очень боюсь, что это пойдет как обычно, т. е. потратят, а потом будут говорить, что «денег давай». Виталий Млечин: Спасибо, спасибо вам! Нерадостная нота, но уж как есть. Константин Крохин, председатель Союза жилищных организаций Москвы, юрист, был у нас в гостях. Говорили о ЖКХ. Вот из Санкт-Петербурга нам пишут: «В прошлом году прорвало трубу с горячей водой, 4 дня хлестал кипяток. Ничего не делали! У людей паркет дыбом встал и обои отвалились», – Санкт-Петербург, не где-то очень далеко.А еще из Ленинградской области нам пишут: «Я работал в ЖКХ 9 лет. Снабжение было так себе. Мы объявляли старые трубы новыми и снова их ставили на место». Спасибо всем большое!