Марианна Ожерельева: Мы продолжаем программу «ОТРажение». Дорогое ЖКХ – в прямом смысле этого слова. Виталий Млечин: Абсолютно в прямом. Марианна Ожерельева: Да-да-да. Все мы платим. И вот почти половина россиян заявили, что расходы на оплату услуг слишком высокие, – 43% так считают. Это данные опроса фонда «Общественное мнение». Помимо стоимости, граждане недовольны и качеством, не устраивает опрошенных содержание дома и придомовой территории. Ну, мы это тоже понимаем, да? Отопление, водоснабжение – ценники на все это. Как же изменятся цены на ЖКХ? Виталий Млечин: Вот интересный еще момент. Спросили тоже: хорошее или плохое качество ЖКХ, услуг ЖКХ, по мнению жителей? И надо сказать, что 37% сказали, что хорошее, а что плохое – только 31%. Это тоже важный такой аспект, отметим его и чуть-чуть позже обсудим. И по данным фонда «Общественное мнение», более половины россиян не задерживают оплату за услуги ЖКХ, 56% платят вовремя. Задерживают редко 14%. И часто задерживают 5% россиян. Вот такие вводные. Расскажите, пожалуйста, что вы думаете по этому поводу. 5445 – короткий номер для ваших SMS-сообщений. Довольны/недовольны качеством ЖКХ? Марианна Ожерельева: Как изменились расчетные листы ваши? Виталий Млечин: Совершенно верно. Как меняются? И самое главное – сколько платите? Сколько платите в абсолютных цифрах и в процентах от своего дохода? Ну и сколько должны стоить, по вашему мнению, вот те услуги, которые вы получаете? Какая для них справедливая цена? Об этом обо всем, пожалуйста, напишите нам – 5445. А мы побеседуем с председателем Союза жилищных организаций Москвы Константином Крохиным. Константин Викторович, здравствуйте. Марианна Ожерельева: Здравствуйте, Константин Викторович. Константин Крохин: Здравствуйте. Виталий Млечин: Константин Викторович, а вот если бы вам задали такой же вопрос: «Хорошее ли качество услуг ЖКХ или не хорошее?» – как бы вы ответили? Константин Крохин: Если говорить в целом по стране, то я бы присоединился к той группе, которая говорит, что она не удовлетворена. У нас есть примеры хорошего качества, действительно, но в процентном отношении все-таки это меньшее количество домов, где люди могут сказать, что они довольны соотношением цена/качество и тем, каким образом управляющие организации реагируют на их жалобы. В некоторых регионах, а особенно в тех регионах, которые дотационные и, скажем, удаленные от центра, очень часто приходится слышать о том, что суммы в квитанциях большие, а изменений каких-то, качества, ощущения человека, что к нему внимательно относятся, что ремонтируют подъезды, вот его нет. Поэтому все-таки, на мой взгляд, есть над чем работать. И для этого, собственно, мы с вами это обсуждаем. Виталий Млечин: А на что жалуются чаще всего? Константин Крохин: Ну, чаще всего жалуются, конечно, на рост тарифов, и особенно если непонятный рост тарифов. Вот у нас в Москве был случай в начале года, вернее, в начале февраля, когда сделали перерасчет в одном из районов, и многим людям было не понятно, почему сумма удвоилась. Но в то же время следует отметить, что органы власти и надзорные органы отреагировали молниеносно, провели проверки. И в течение недели было принято решение о том, чтобы переплату, связанную с прошлой холодной зимой, растянуть на 12 месяцев, на весь год, для того чтобы людям было, скажем, легче оплачивать. И при этом я хочу сказать, что старые правила говорили о том, что необходимо в течение квартала делать перерасчет по теплу. Получается, что когда есть разъяснения и когда власти слышат озабоченность граждан, то вопросов было бы меньше. Вот это пример. Часто люди недовольны тарифами, потому что не понимают, куда эти деньги идут и как это влияет на улучшение жизни. Виталий Млечин: Вот! Как раз одно из первых сообщений – из Ленинградской области: «А кто и кто проверял соответствие тарифов?» Вот насколько это прозрачный механизм? Насколько действительно можно понять, как та сумма, которую мы платим за ЖКХ, за услуги, соответствует тому, что мы получаем? Константин Крохин: Вот на этот вопрос я бы ответил так: насколько человек активен и готов это узнавать, вот настолько эта информация сегодня доступна. Реально на информационных порталах органов региональных и федеральных органов власти есть информация по каждому дому о том, какой тариф установлен, какие приняты решения, вплоть до протоколов собраний. То есть если человек заинтересован, активен и захочет это узнать, то он это легко узнает. Если по каким-то причинам в каком-то регионе этого не происходит, то человек может обратиться в жилищную инспекцию, она выдаст предписание, и управляющую организацию оштрафуют. На сегодняшний день достаточно большие штрафы – до 250 тысяч рублей на управляющую компанию, а на жилищные кооперативы и ТСЖ по 40 тысяч. Поэтому в данном случае получить информацию стало гораздо легче. Тут просто нужно потратить время, если есть такая необходимость. Марианна Ожерельева: Очень много сообщений от недовольных как раз качеством услуг. Пишут: «Разобрались бы – безобразие в подъездах, в лифте, тараканы», – это из Москвы пишут. Волгоград: «У меня впечатление такое, что ЖКХ – это много вопросов и одни отписки к ним». «Капремонт – плюс 14% с 1 января». «ЖКХ пол-МРОТ будет», – пишут из Псковской области. Какие меры сейчас? И есть сообщение: «Может быть, на фоне текущей ситуации как-то поможет государство?» А как можно реально помочь? Вот сегодня в «Известиях» пишут: «Может быть введена рассрочка на установку счетчиков воды, тепла и электричества в качестве меры поддержки». А также, что рассчитывается такая штука, как поменять порядок начисления штрафов за несвоевременную оплату ЖКХ для граждан. Что получается? То есть все-таки цены на продукты увеличиваются, и человек будет принимать решение – продукты купить или за ЖКХ заплатить? Пойдут неплатежи. Вот эти меры помощи могут как-то повлиять? И когда (может быть, вам известно, уже это обсуждается) все-таки они будут введены? Потому что платим-то ведь каждый месяц. Константин Крохин: Безусловно, сегодня уже обсуждается. Первое – глава Правительства указал, что есть поручение, и отрасль ЖКХ входит в перечень отраслей, которые нуждаются в поддержке. Это и понятно, это все-таки социально значимая отрасль. В Государственной Думе рассматриваются законопроекты и должны уже выйти на принятие в третьем чтении – меры, направленные на снижение пени. Вы знаете, что выросла учетная ставка Центрального банка, а по Жилищному кодексу на нее завязан расчет пени. И вот хотят «отвязать» эти показатели, чтобы пеня не росла вместе со ставкой Центрального банка. Третье – рассматриваются на уровне Правительства и отраслевых объединений, в частности, 23 марта Торгово-промышленная палата, Комитет по ЖКХ будет рассматривать эти меры и предлагать в Правительство, по сдерживанию роста тарифа на энергоресурсы. Дело в том, что у нас наша плата включает в себя коммунальные услуги и услуги по содержанию и управлению домами. Так вот, коммунальные услуги регулируются государством, там есть естественные монополии. И учитывая, что все эти монополии – теплоснабжающие организации – являются российскими региональными или федеральными поставщиками, государство вполне могло бы остановить рост тарифов в этой сфере, учитывая, что в условиях международных санкций у нас экспорт энергоресурсов сокращается и дефицита ресурсов на внутреннем рынке не будет. Что касается второй части – содержания и управления домами, то здесь есть нюансы. Вы правильно заметили, к сожалению, есть инфляция, она выходит за те пределы, которые были в прошлом году установлены. Это значит, что необходимо повышать пенсии, пособия и оплату людей, работающих в сфере реального производства. Все это должно отразиться финансово, в том числе на тарифе, потому что, как вы знаете, мы тариф на текущий год устанавливали в прошлом. И вот 1 июля будет следующая дата, когда будут пересматриваться тарифы. То есть либо государство должно поддержать отрасль и субсидировать, либо дать налоговые послабления на то, чтобы это не было значительно; либо этот тариф вырастет, и это ляжет на плечи потребителей. Вот недавно произошло совещание по лифтовому хозяйству. Я пример приведу, чтобы вы понимали, что содержание и текущий ремонт – это не есть как бы чье-то субъективное мнение, что надо повышать тарифы. Вот реально выросли цены в 2–3 раза у поставщиков запчастей на лифты импортного производства. И так как у нас лифтовое хозяйство практически во всех многоквартирных домах, в том числе есть импортные лифты, необходимо осуществлять своевременную замену, своевременный капитальный ремонт и так далее. Вот в этой части содержания или капитального ремонта придется пересматривать расценки. И тут, конечно, взаимодействие представителей отрасли и представителей государства очень важно. Есть вещи, которые не зависят от ресурсов и не зависят от нас с вами. Это вот такие рыночные изменения цен, и на них нужно реагировать соответствующим образом. Марианна Ожерельева: Так оно-то дорожало и до того, как мы узнали, что это все импортное, и это импортное подорожало. Люди пишут, что за тот же самый лифт они платили, было увеличение и ранее. Тогда возникает вопрос: а раньше оно почему так быстро росло все равно? И очень много недовольных, говорят: «Сталкивались с этими проблемами. Чтобы что-то доказать, чего-то добиться, здоровья не хватит и нервов». Не хотят даже связываться. Получается, что просто платят из последних сил. Константин Крохин: Здесь совершенно правы наши жители, потому что проблема жилищно-коммунального хозяйства, о которой забыли в условиях… Вот сейчас всех интересует рост цен. Но ключевая проблема ЖКХ – это монополизм. И мы надеемся, что в рамках поддержки отрасли… А это то, о чем говорил президент России – что необходимо максимально дать предпринимательскую инициативу, дать людям возможность работать по месту жительства, самозанятым, индивидуальным предпринимателям, чтобы они могли по месту жительства работать, получать зарплату и улучшать качество услуг. То есть нам очень важно сейчас в сфере управления домами максимально развивать конкуренцию, чтобы сюда могли прийти не только крупные компании, прежде всего управляющие, государственные компании, региональные, муниципальные, но также чтобы мог и частный бизнес, и индивидуальные предприниматели, которые пришли из других отраслей, где сокращение рабочих мест возможно, чтобы они могли по месту жительства работать, улучшать, повышать качество и тем самым сдерживать тарифы. Вот прошедшая зима показала, что нам не хватает людей на уборку снега. Ну, это можно привлекать в том числе жителей городов, близлежащих населенных пунктов, можно развивать механизированную уборку. То есть сейчас вот эти вызовы, сложности, с которыми мы сталкиваемся, они дают возможность проявить инициативу нашим людям, которые бы хотели свои способности реализовать в этой сфере. Марианна Ожерельева: Еще вопрос. «Очень большие суммы за отопление, а температура – 20 градусов». Пока человек дошел, пока это все проверили, но он-то уже заплатил. Константин Крохин: Значит, на сегодняшний день у нас есть нормы, которые позволяют штрафовать управляющую организацию в размере 50% от неправильно начисленной платы. Это может быть не только управляющая организация, это может быть поставщик тепла, если дом находится на прямых расчетах с поставщиками тепла. И в том случае, если будет выявлен факт неправильного начисления… Ну, в данном случае речь, наверное, идет о перетопе, когда отапливается в те периоды, когда уже тепло и нет необходимости отапливать. Ну, 20 градусов – это не по всей стране. Есть регионы, где уже 20 градусов, а есть, где 4. В Москве сейчас 4 градуса тепла. Ну, тем не менее существует механизм наказания материального поставщика за нерадивое обслуживание. И в данном случае я просто уверен, что финансовые сложности побудят многих наших жителей активнее и внимательнее следить за качеством услуг и за проверками. А государственные надзорные органы, которые помогают – это прежде всего жилищная инспекция, это прокуратура, куда можно обращаться и требовать применения законов, в соответствии с действующими правилами. Марианна Ожерельева: Вопрос: «Почему без установленных счетчиков на отопление у домов нет перерасчета? У кого в доме стоят, то пришел перерасчет на 10, а то и 15 тысяч. И это только за отопление. Зачем тогда они нужны? Мы не давали согласия на его установку». Константин Крохин: Значит, с точки зрения закона, с 2012 года в каждом многоквартирном доме в России должен быть установлен домовой прибор учета тепла. Если этого не произошло, то это вина местных органов власти, которые должны были это обеспечить. Второе – отопление у нас пересчитывается в текущем году по показаниям прошлого года. То есть в данном случае все перерасчеты делаются на основании показаний приборов учета тепла. Кроме показания приборов учета тепла, иного пути как рассчитывать нормативно не существует. Поэтому в данном случае жителям необходимо обратиться в надзорные органы, чтобы проверили и обеспечили установку домового прибора учета тепла. Марианна Ожерельева: Константин Викторович… Виталий, последнее, пожалуйста. Тут спрашивают: «А как оно так все размазано по стране?» То есть совершенно разные цифры, а страна одна большая, пенсии примерно одинаковые. И вот вопрос: каждый регион это рассчитывает, каждый город отдельно, каждая деревня? И от чего это зависит, вот эти скачки? Скачки-то у всех волнообразные и везде они вверх, но удивляет людей: а почему оно так? Константин Крохин: Значит, у нас очень большая страна. У нас было, по-моему, 15 или сейчас 12 часовых поясов. Соответственно, у нас разные климатические зоны. У нас есть регионы, где действительно очень холодно и действительно отопления потребляется больше, если мы говорим об этом ресурсе. А есть южные регионы, есть центральная часть, где в меньшей степени потребляется тепло. В соответствии с российским законодательством, субъекты Российской Федерации устанавливают тарифы на коммунальные ресурсы. Соответственно, в одном регионе это может быть 5–6 рублей, например, за киловатт электричества, а в каком-то – 2,5–3 рубля за киловатт электричества, потому что там энерговооруженность большая, есть дешевая электроэнергия, гидрогенерация и прочее. То есть то, что в разных регионах разный тариф – это нормально, потому что разные климатические условия и разная энерговооруженность. Но государство должно обеспечить равные условия жизни всем гражданам, независимо от территориального проживания. Что это значит? Это значит, что если в каком-то случае, допустим, в одном регионе… Вот в Москве это 10%, в некоторых регионах 15%, а в каких-то – 22%. Если в бюджете семьи расходы на жилищно-коммунальные услуги превышают этот показатель, то государство осуществляет бесплатную и безвозмездную субсидию на оплату жилищно-коммунальных услуг. То есть я говорю о том, что существует механизм: если тарифы и плата слишком высокая для бюджета домохозяйств, государство должно помогать. И этот механизм существует. Но практика показывает, что не везде он эффективно работает. И опять же в чем неравенство? В одном регионе 10%, и уже после 10% есть право на получение помощи от государства, а в других – 22%. Вот здесь я согласен, что должны быть одинаковые условия для всех: либо 15%, либо 10%. А дальше государство помогает оплачивать жилищно-коммунальные услуги через субсидии. Марианна Ожерельева: Хорошо. Виталий Млечин: Спасибо большое. Константин Крохин, председатель Союза жилищных организаций Москвы, был с нами на прямой связи. Идем дальше. Дмитрий Гордеев, сейчас побеседуем с ним, заместитель председателя Комитета Торгово-промышленной палаты по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства. Дмитрий Павлович, здравствуйте. Марианна Ожерельева: Здравствуйте. Виталий Млечин: Дмитрий Павлович? Дмитрий Гордеев: Здравствуйте. Виталий Млечин: Сейчас мы вас увидим. Вот! Видим. Замечательно! Дмитрий Гордеев: Здравствуйте, здравствуйте. Виталий Млечин:Скажите, пожалуйста… Нам пишут вот что: «ЖКХ очень дорогое, а капремонт – вообще непонятно, куда уходят деньги». Вот по поводу капремонта много было обсуждений. Многие недовольны, потому что и платить много приходится, и самое главное – не очень ясно, сколько что стоит, куда идут деньги и так далее. Вот почему не удается эту систему сделать более прозрачной для людей? Дмитрий Гордеев: Я думаю, что, скорее всего, потому что люди отдают деньги в «котел» региональному оператору и сами не занимаются капитальным ремонтом в своем доме путем внесения средств в фонд капитального ремонта на специальном счете. Если бы деньги были на специальном счете, то люди бы сами принимали решение и о том, какой будет подрядчик, и какой перечень работ, и так далее. А так они все отдали «дяде», а региональный оператор тоже имеет какой-то свой интерес. Он проводит конкурс. Возможно, кто-то получает там «откаты». Вот сейчас Правительство вообще предлагает тридцатипроцентный аванс увеличить до какого-то уровня, может быть, сделать, к примеру, 50%. А очень много случаев, когда подрядчики получают аванс и исчезают с горизонта – по понятным причинам. Поэтому самый лучший способ – это не пассивная деятельность вместе с регоператором, а открытие спецсчета. И тогда вопросов не будет возникать. Виталий Млечин: Ну, это как раз должны быть вот эти самые активные люди в управлении дома, чтобы это все реализовать. Марианна Ожерельева: Деятельные, да. Дмитрий Гордеев: А они есть в каждом доме, активные люди. То, что 3–5% активных людей есть в доме – этого вполне достаточно, чтобы в доме все организовать. 90% – это, конечно, полный пассив, у людей свои заботы и так далее. И это нормальная ситуация, абсолютно нормальная. Марианна Ожерельева: Дмитрий Павлович, ну очень много сообщений по капремонту, что вообще надо плату за капремонт отменить. Такое возможно? Можем ли мы хотя бы за что-то не платить и получить это в дар, например? Ну, потому что говорят, что не устраивает, не делают, деньги взяли, вычли, а ремонта нет. И пока докажешь все это… Дмитрий Гордеев: Вы знаете, это как в детском саду: «А ты хотел бы быть миллионером? Что бы ты сделал, если бы ты нашел миллион?» Ну никто же бесплатно ничего не будет делать. У нас бедная страна, бедное население, и деньги идут совсем не туда, куда надо. В конце концов, не всегда идут на помощь гражданам. Марианна Ожерельева: Так? Дмитрий Гордеев: Надо, чтобы у людей была хорошая зарплата, хорошая пенсия и чтобы люди могли платить за капремонт. Ведь никто же не ставит вопрос: «Отремонтируйте мне мою машину, она у меня сломалась, стоит под окном». Так вопрос никто не ставит. Никто не ставит вопрос в частных домах: «Отремонтируйте мне крышу, сделайте мне водопровод». Там вообще такая мысль не возникает. А в многоквартирных домах в городах люди говорят: «Хорошо бы, чтобы нам кто-то подарил эти деньги». Слушайте, это просто несерьезный детский разговор. Виталий Млечин: Вопрос по качеству капремонта часто возникает, к сожалению. Соответственно… Марианна Ожерельева: И как доказать все это еще? Виталий Млечин: Даже в Москве. Дмитрий Гордеев: По качеству? Я могу сказать, что по качеству… Если люди надеются, что они заплатили деньги и качество будет как бы в автоматическом режиме, то это тоже очень и очень наивно. Если подрядчика выбирали не они, если в доме нет коллектива, который как-то организовался, чтобы осуществлять текущий контроль за выполнением работ, какие материалы, кто что делает, как делает, скрытые работы и так далее, то качество будет всегда плохое. Деньги просто-напросто закопают, скажут: «Мы вам все сделали». А через год, через два, через три, через пять вылезет опять необходимость проведения капремонта. Люди должны понимать, что если только они будут контролировать сами своим коллективом, тогда есть надежда, что будет хорошо. Не гарантия, а надежда. А если они вообще ничего не будут делать, то… Марианна Ожерельева: Из Рязанской области вам отвечают, что вот у них в доме нет активных жильцов, говорят, что не нужна лишняя головная боль. Прошли эту тему. А вот дальше, Волгоград: «За прошлый месяц плата за отопление выросла на 40%. Обслуживающая организация не разъясняет». Вдогонку Чувашия: «Потратила на получение информации несколько лет. Жилищная инспекция отписки дает, прокуратура тоже пишет отписки». Какие сроки установлены законом? Должны ли разъяснять? И должны ли вообще? Как получить информацию? Дмитрий Гордеев: Ну смотрите. По поводу того, что управляющая организация повысила плату. Она не имеет права это делать в одностороннем порядке. Плата устанавливается в договоре управления. Если в договоре управления написан пункт о том, что плата в соответствии с муниципальными ставками, то это значит, что собственники сказали: «Пусть «дядя» устанавливает плату непонятно за какой перечень работ – тогда мы будем платить». Люди сами согласились. Вот вы сказали: «У нас нет активных собственников». Ну, значит, собственники в доме не доросли. Я надеюсь, что регоператор плохой, плохая управляющая организация воспитает у этих людей, в конце концов, чувство, что необходимо объединяться и что-то предпринимать, какие-то активные действия. Пока люди не воспитаются, их будут учить. А учить каким образом? Плохим качеством. Надо не надеяться, что с неба все это упадет. Это только путем работы совета дома, путем контроля. Не будет этого контроля, не будет работы актива – в доме будет все плохо. И люди в этом доме этого заслужили. Виталий Млечин: По поводу платы за сбор мусора и, собственно говоря, самого сбора мусора тоже много претензий, скажем так. Вот из Бурятии пишут: «Сбор денег организовали, а переработка вся в полях и лесах, все кругом завалено мусором». И вот тоже Мурманская область: «Плачу 8 тысяч рублей за 43 квадратных метра. Мусор не разделяют, все в один контейнер. Недоволен услугами ЖКХ». На это как-то можно повлиять? Дмитрий Гордеев: Ну, с разделением мусора действительно есть проблемы. Это не совсем все организовано на нормативном уровне. Что касается вывоза куда-то в леса, то специально ввели региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, чтобы не вывозили в леса. Ну что тут можно сказать? Контроль и надзор со стороны государственных органов субъекта федерации, только так. Если люди увидят непосредственно машины – значит, надо фотографировать машины с госномерами тогда. То есть не проходить мимо, что называется. Понятно, что само по себе… Кто-то, наверное, наживается на этом, экономит. Вместо того чтобы плечо было 50 километров, везут за 10 километров и вываливают в лес. Это, конечно, бывает. Марианна Ожерельева: Дмитрий Павлович, вопрос все-таки такой общий: а почему из года в год в платежках мы видим другие цифры, увеличенные? Отчего этот рост? С чем это связано? Что там, импортозамещение какое-то надо нарастить? Я не знаю, трубы отечественные проложить? Ну давайте уже как-то объясните нам, почему увеличивается. Дмитрий Гордеев: Ну смотрите. У нас плата за содержание общего имущества устанавливается на общем собрании. Она не регулируемая, кроме той части, которая идет на оплату коммунальных ресурсов и на содержание общего имущества – эта часть оплачивается в том порядке, как устанавливает Правительство. А плата за содержание – на общем собрании. Если в доме есть грамотные люди, умеющие просто читать, разумные люди, которые прочитали свой договор управления, перечень услуг и работ, и понимают, как соотносится этот перечень к плате, то они могут сделать вывод: у них заниженная плата, завышенная плата и так далее. Что касается платежей за коммунальные услуги, то они оплачиваются по регулируемым органами государственной власти субъекта Российской Федерации тарифам. Там очень грамотные люди сидят, они принимают очень большой объем документов от ресурсоснабжающих организаций и принимают решение – я надеюсь, что исходя не из социально-политических каких-то, а только исходя из экономических соображений. Сколько стоит одна гигакалория, произвести ее и довести этот теплоноситель до дома? Сколько стоит один куб холодно воды, насколько она чистая и соответствует всем требованиям СанПиНа? Сколько стоит один куб горячей воды, если он готовится вне дома? Сколько стоит один киловатт электроэнергии? Это все считают чиновники субъекта федерации, которые устанавливают тариф. В каждом субъекте для каждой ресурсоснабжающей организации устанавливается свой тариф. Я надеюсь, что и ведущие, и зрители знают, что такое инфляция. Она была, есть и будет. Здесь нет причины в импортозамещении. Здесь есть, возможно, причина в том, что дом имеет низкую энерговооруженность и много тепла, например, уходит или электричество нерационально используется. Здесь можно сэкономить, но тоже есть какие-то определенные пределы. Нужно делать какие-то вложения средств, чтобы вот эти контракты по энергосбережению внедрять. Я вот, например, знаю случаи, когда 15 лет назад в Эстонии взяли дом, построенный советскими стройбатовцами, сделали энергоремонт. И за счет сэкономленных средств у них появилась возможность направлять средства на капитальный ремонт дома. Там они снизили оплату по теплу на 30%. И это было 15 лет назад в Эстонии. Чем хуже наши дома? Такие же дома, такие же стройбаты строили, такие же строители. Понимаете? Но если не делать никакого энергосбережения – значит, люди просто будут платить и будут вот так вот все время сетовать: «Ой, как много платы за ЖКУ! И какая низкая пенсия и зарплата!» Это вечный разговор. Виталий Млечин: В каком состоянии вообще сейчас система ЖКХ? Потому что было много новостей о том, что в различных регионах очень сильно изношены сети. Чтобы их восстанавливать и модернизировать, надо повышать плату. А повышать, естественно, соответственно, никто не хочет. Плюс даже в Антимонопольной службе тоже были достаточно громкие заявления о том, что люди за ЖКХ переплачивают, частично это разворовывается, частично пропадает. Удалось ли каким-то образом за последнее время как-то улучшить эту ситуацию? Дмитрий Гордеев: Ну, на самом деле, вы правы абсолютно, износ достаточно высокий сетей. И одна из причин этого износа – вы ее назвали – низкая плата. Если есть потребность, например, заменить, я не знаю, 15 километров труб, а денег есть на 5 километров труб, то как вы думаете, на этих 10 не замененных километрах что будет происходить? Там будут частые аварии, будут латать заплатки. Вот и все. Поэтому плата должна быть для каждой ресурсоснабжающей организации такой, чтобы можно было сделать необходимые ремонты. Низкая плата – я думаю, что это очень большое зло, это не добро. Если речь вести о том, чтобы людям было нетяжело платить, то тогда надо вести об адресной помощи речь, а не о снижении платы всем 100%. Марианна Ожерельева: Вот и говорят: «На фоне текущей ситуации можно было бы придержать, допустим, какое-то количество месяцев не платить?» Вот такая мера могла бы быть или нет? Дмитрий Гордеев: Вы знаете, в условиях оголтелого популизма, конечно, могла бы быть. Но я думаю, что в этих условиях увеличится количество аварий. Если люди хотят, чтобы плата была низкая или заморожена, или ее вообще не было и чтобы аварий не было – я говорю, это просто детский разговор, детская постановка вопроса. Чудес не бывает – ни технических, ни экономических. Законы физики есть, где все ржавеет и выходит из строя. И законы экономики есть. Их нельзя обойти. Надо ставить вопрос о том, чтобы у людей были более высокие доходы. Марианна Ожерельева: Это да. Дмитрий Гордеев: Чтобы помощь оказывалась адресно и в большем размере только тем, кто нуждается, не всем подряд. Марианна Ожерельева: Спасибо. Мы как раз на эту тему по поводу помощи и мер будущих будем говорить вскоре. Виталий Млечин: Да. Марианна Ожерельева: А сейчас напоминаем, что с нами на связи был Дмитрий Гордеев, заместитель председателя Комитета Торгово-промышленной палаты России по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства. Виталий Млечин: Сейчас прервемся буквально на пару минут, никуда не уходите.