Константин Крохин: Сейчас есть все условия, чтобы не повышать тарифы на коммунальные услуги
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/konstantin-krohin-seychas-est-vse-usloviya-chtoby-ne-povyshat-tarify-na-kommunalnye-uslugi-59912.html Константин Чуриков: А сейчас поговорим о нашем жилищно-коммунальном хозяйстве. Как раз к нему уже на протяжении многих-многих лет и десятилетий очень много вопросов у граждан. Это показывают все социологические исследования.
Так вот, теперь депутаты предлагают изменить процедуру выбора управляющей компании. В Правительстве поддержали новый формат голосования. Речь идет о том, что теперь, если закон примут, простым большинством будут избирать, выбирать управляющую компанию – 50% плюс один голос. И Правительство дополнило эту депутатскую инициативу своей собственной – возможностью проголосовать через Госуслуги, чтобы все было чисто и прозрачно.
У нас в студии Константин Крохин, председатель Союза жилищных организаций Москвы. Константин Викторович, здравствуйте.
Константин Крохин: Здравствуйте.
Константин Чуриков: Вы знаете, до сих пор, в общем-то, люди многие, я думаю, большинство, 99%, которые живут у нас, они не понимают, как та или иная компания оказалась их управляющей компанией. Что изменит этот закон? И не будет ли подтасовок?
Константин Крохин: Ну, эта инициатива, у нее есть две стороны. Одна – хорошо, что наконец-то депутаты обратили внимание и принимают решение, способное улучшить ситуацию с выбором управляющей компании.
Но, с точки зрения непосредственно сути и содержания, увеличение кворума… А по сути это увеличение кворума. Ведь раньше в собрании должны были участвовать 50% плюс один, и они уже простым большинством от принявших участие могли выбрать ту или иную компанию. И вот эта законодательная инициатива меняет порядок, то есть необходимо 50% от всех собственников.
Константин Чуриков: Ну, хорошо же.
Константин Крохин: А что хорошего? У нас сейчас в Москве и в Московской области, в других городах идет массовое строительство многоквартирных многоэтажных домов. То есть дома по 2–3 тысячи квартир сегодня не являются редкостью. И проводить собрание в таких домах будет все сложнее и сложнее. У нас проблема собраний не в том, что кворум вот такой, а проблема в том, что людям в принципе сложно…
Константин Чуриков: Понятно. Собраться, найти даже место, тем более если это какая-нибудь двадцатиэтажка. Как вообще все выйдут на улицу? Где они вообще будут?
Константин Крохин: Тридцатиэтажки строятся.
Константин Чуриков: Они спустятся – подумают, что это митинг, и там будут проблемы. Да, понятно. Но предлагают через Госуслуги это делать. Нет?
Константин Крохин: Вот эта инициатива – она хороша. И прежде всего чем? Сегодня существует право работать в специальных системах – например, ГИС ЖКХ. Также в некоторых регионах применяются местные региональные системы. Появится третья система – общегосударственная, федеральная – Госуслуги, но как сервис, как то, что… Ведь сами по себе Госуслуги, очень важно отметить, что это прежде всего оказание гражданам услуг, которые идут от государства, от госучреждений. Это большой сервис, это большой плюс. Действительно, стало легче. И мы с вами этим пользуемся.
Но вопрос проведения собрания, когда это вопрос гражданских отношений между соседями. Этот сервис – он удобен, он нужен, но он не решит проблемы участия или, условно говоря, законности, отсутствия фальсификаций и прочего. У нас фальсификации в этой сфере происходят по другой причине – не потому, что нет системы удаленного доступа. И количество собраний, проводимых через систему удаленного доступа – это мизерный процент. Все-таки основная часть идет в очно-заочной форме, через бумажные бюллетени.
И в данном случае я бы все-таки добавил еще одно. Вот Правительство добавило свое, а я бы еще добавил.
Константин Чуриков: Давайте.
Константин Крохин: Чтобы органы жилищного надзора активнее принимали участие в проверке бюллетеней, в проверке протоколов собраний. И вот если здесь добавится это, то тогда мы можем говорить: да, ситуация улучшится.
В целом же… Я скажу свое личное мнение, я всегда с этим выступал. Я сторонник снижения кворума при проведении собраний, потому что любое увеличение кворума… Ну, например, по капитальному ремонту – две трети голосов. Это то, что, по сути, затрудняет доступ к принятию решения. Ну, например, капитальный ремонт, нам необходимо проводить ремонты, но в таких домах, где по 2–3 тысячи квартир (а их очень много сейчас строится), две трети собрать практически нереально.
Константин Чуриков: Ну давайте это срочно переводить на электронные площадки, на сайт Госуслуг, которому все-таки доверяют, и там это делать.
Константин Крохин: Давайте, давайте.
Константин Чуриков: Потому что в любом случае решения надо принимать. И, например, многие, наоборот, возмущены, что без их ведома что-то, какие-то изменения проводятся.
Давайте сейчас обратимся к небольшому опросу, а потом продолжим разговор в студии. Спрашивали у людей на улицах, довольны ли они своими управленцами, в Якутске, в Волгограде и в Чебоксарах.
ОПРОС
Константин Чуриков: Это еще коммунальная плата не повысилась. По-моему, с 1 июля должна повыситься.
Константин Викторович, поскольку не повысилось то, о чем мы говорили в прошлом часе, вообще каждый день об этом говорим на ОТР, не повысились зарплаты, пенсии и пособия, может быть, не поднимать плату за ЖКХ с 1 июля? Есть такая техническая возможность? Скажем так, запас прочности у системы есть?
Константин Крохин: Да. И в части коммунальных услуг… Я вообще считаю, что в нынешней экономической и международной ситуации у нас хорошие возможности и доступ к энергоносителям. А коммунальные услуги – что водоснабжение, что теплоснабжение, электричество – это все производные от энергии. И в этой части, я считаю, есть все возможности, не то что запас прочности, а все есть для того, чтобы не повышать тарифы.
Что касается услуги по содержанию жилья – а это, в частности, уборка дворников, мытье подъездов – здесь ситуация сложнее, потому что в управляющих организациях работают наши граждане, которые сталкиваются с потребностями.
Константин Чуриков: Ровно с теми же ценами в магазинах сталкиваются.
Константин Крохин: Да-да, вы правы. И поэтому этот вопрос поднимается. Скажем, в домах с ТСЖ, как тут молодой человек сказал, действительно, так как ТСЖ – это объединение жителей, то здесь стараются как-то идти навстречу и не повышать. В целом же, конечно, для управляющей компании гораздо сложнее сдерживать вот этот напор, потому что опять же трудно набирать людей. Если у тебя есть курьеры, где зарплата лучше, то твои работники переходят туда. А это и трактористы, это и дворники, и так далее.
Поэтому я полагаю, что вряд ли удастся сдержать рост по содержанию и текущему ремонту, но по коммунальным услугам – вполне возможно.
Константин Чуриков: Ну а сейчас приглашаем в эфир наших зрителей, которым есть что сказать. Сначала – сообщения с SMS-портала. Воронежская область: «Из кого выбирать? У них, кроме печати, табуретки и счета в банке, ничего нет. Эти компании могут открываться хоть каждый день».
Галина, Свердловская область. Здравствуйте, слушаем вас.
Зритель: Здравствуйте.
Константин Чуриков: Здравствуйте.
Зритель: У меня такой вопрос. Я обращалась к Путину. Меня вызывали в департамент строительства нашего города Нижнего Тагила и сказали, что все правильно. Мы платим за электроэнергию общедомовую, каждая квартира зимой и летом – 116 рублей. Это 60 квартир по 116 рублей. Что, мы на 6 тысяч электроэнергии сжигаем?
Константин Чуриков: А у вас дом большой вообще? Сколько у вас там квартир, сколько жильцов?
Зритель: 60 квартир. У нас 10 квартир трехкомнатных, 10 однокомнатных, а остальные все – двухкомнатные. Если сложить, то получается, что все двухкомнатные.
Константин Чуриков: Да, странно, странно. Вы знаете, это еще не самый плохой такой случай. Вот у нас на портале уже писали, что, по-моему, три лампочки… А, вот! Приморье: «Объясните, почему мы платим ОДН за три лампочки 300 рублей. И куда идут эти деньги?» Вот такой же вопрос.
Константин Крохин: Вы знаете, по электричеству могу пример привести из собственного опыта. 28-квартирный дом в Москве, в котором три подъезда и есть лифты, есть освещение. В месяц получается, по действующим тарифам, около 9–10 тысяч рублей. То есть это, в принципе, сопоставимо. Я не знаю, есть ли в этом доме лифты, которые потребляют, но вот от 6 до 9 тысяч рублей, если есть в доме насосы (это тоже очень важно), то это, в принципе, сопоставимо за электричество. Ведь тарифы выросли за последние годы.
Константин Чуриков: Но в Москве живут москвичи (назовем нас так), а в Нижнем Тагиле живут нижнетагильцы, и у них нижнетагильские зарплаты, а не московские. Я думаю, что те же 6 тысяч рублей…
Константин Крохин: Но это зависит ведь не от зарплаты, это зависит от стоимости электроэнергии.
Константин Чуриков: Так! А вот это тоже очень интересная история. Смотрите. Уровень доходов разный. А почему уровень, скажем так, платы за ЖКХ при этом одинаковый?
Константин Крохин: Ну да. В данном случае мы исходим из чего, нашего государство, политика в этой сфере? У нас на Дальнем Востоке, совсем на Дальнем Востоке электроэнергия дороже. В Красноярском крае – там, где есть гидрогенерация – подешевле, в два раза дешевле, чем в Москве.
Константин Чуриков: Ну, плюс Иркутская область.
Константин Крохин: Да. И есть Москва, где газовая генерация, подороже. Но электроэнергия стоит столько, сколько она стоит. В том случае если у граждан их расходы по отношению к доходам таковы, что они превышают 22% на человека, то в этом случае государство дает субсидию. То есть, на мой взгляд, это более верный подход, когда мы платим за коммунальную услугу столько, сколько она стоит.
Но если нужна поддержка государства, то это надо делать из бюджета. Потому что иначе, если не платить за электроэнергию, сколько она обходится, или, допустим, за труд дворника или уборщицы, то они не будут работать. А это же тоже наши граждане. И эти компании – наши российские компании. И нужно оплачивать эту услуги. Но государство должно поддерживать слабозащищенные социальные слои населения.
Константин Чуриков: А можно это делать в автоматическом режиме? Вот сейчас, например, пособия на детей автоматически должны приходить, как говорят. Это же легко посчитать. Раз! – и тебе падает денежка.
Константин Крохин: Вы совершенно правы. Это действительно так и происходит, а особенно по тем социальным пособиям это происходит автоматически. Вот последняя выплата… Ну, я должен поделиться. Три или четыре дня прошло, как президент сказал, и детям это выплатили. То есть существует система Госуслуги, существует Налоговая служба. И все данные обо всех людях, даже о карточных счетах, куда зачисляются пособия, они известны. Я полагаю, что переход на этот сервис в части льгот и субсидий по жилищно-коммунальным услугам – это просто административное волевое решение.
Константин Чуриков: И тогда совсем другой голос мы услышали бы в эфире в трубке, да? Человек бы сказал: «Да, у нас три лампочки, у нас 6 тысяч рублей, но государство нам выделяет дотацию».
Раиса, Мурманская область. Здравствуйте, Раиса, слушаем вас.
Зритель: Здравствуйте.
Константин Чуриков: Пожалуйста.
Зритель: Я вообще хотела бы высказаться по теме: насколько люди (собственники) могут управлять через собрание вопросами ЖКХ?
Константин Чуриков: Расскажите, да.
Зритель: Вы знаете, в моем понимании это абсурдная идея. 80%, если не больше – людям вообще абсолютно все равно, что происходит в доме и какие вопросы решаются. Все прибежали домой, порешали свои домашние задачи и опять убежали на работу. Нужно, в моем понимании (может быть, я неправа), просто в законе о ЖКХ все дома передать в государственное управление, как это было раньше, определить четко и ясно, какие должны быть нормативные документы касательно этих вопросов. Сколько раз делать ремонт – раз в пять лет, в десять лет. Это раз. То есть эти все вопросы, как было раньше, эти все вопросы проговорить и оформить их законодательно.
Константин Чуриков: Ввести такое перспективное планирование, да? И по каждому дому, наверное, потому что у каждого дома своя судьба и так далее, свои какие-то болезни, недостатки.
Зритель: Какая бы судьба ни была, никогда (это по опыту нашей сегодняшней жизни) не собрать людей, даже 50%, 20% людей не собрать… Я вас не слышу.
Константин Чуриков: Да-да-да. Мы вас услышали. Да-да-да. Ну, тут еще вопрос: в какое время вы их пытаетесь собирать? Мне кажется, если в 8 вечера, то, наверное, многие могут собраться. Да, спасибо.
Константин Крохин: Сейчас очно-заочно.
Константин Чуриков: Что-что?
Константин Крохин: Сейчас собрания проходят очно-заочно.
Константин Чуриков: Это как?
Константин Крохин: Собрать в один день в 6 часов вечера, в воскресенье, людей невозможно. То есть если в доме проживает больше 50 квартир, ну, 100, 200, в один день собрание не проведешь. Поэтому закон позволяет проводить очно-заочные собрания.
Назначается день, в этот день люди собираются – ну, обычно 10, 15, 20 человек. Кворума нет. Но есть возможность глаза в глаза обсудить вопросы повестки дня. И после этого собрание переходит на месяц, на два – в зависимости от того, насколько большой дом – в заочную форму, когда граждане могут бюллетенями передавать свои голоса. То есть подавляющее большинство собраний сегодня проходят именно в очно-заочной форме. Иначе не соберешь.
Константин Чуриков: Ну да. Даже интересно, что же у нас такие люди-то занятые, оказывается. Чем же все так заняты?
Константин Крохин: Зрительница очень правильно сказала. Действительно, большая часть людей не готова самостоятельно управлять своими домами. Потому что в тех домах, где готовы (а это в пределах 10–13% по стране), создаются ТСЖ и ЖСК.
Константин Чуриков: Нет, подождите. А что значит «не готовы управлять»? То есть я думаю, что подавляюще большинство жильцов знают, какие проблемы у дома, что их не устраивает: не знаю, качество уборки, состояние дома, ремонт, лифт, еще что-то. И у нас люди в этом как раз соображают. А вот что касается непосредственно управления, что делать, то вот тут как раз сложнее.
Константин Крохин: Мы об этом и говорим. Вы говорите о том, что они себя ощущают, правильно, как клиенты, как потребители.
Константин Чуриков: Да.
Константин Крохин: Очевидно, они знают, чего они хотят. А вот как это наладить? Только десятая часть населения теоретически и практически готова к этому приступить. А 90% – им нужна управляющая компания. А за управляющей компанией должен быть надзор.
Константин Чуриков: А вот Раиса еще предлагала сделать государство главной управляющей компанией.
Константин Крохин: Вот здесь не соглашусь.
Константин Чуриков: Как вы на это смотрите?
Константин Крохин: Я понимаю посыл. Она очень верно сказала, я согласен с ее посылом, что большая часть населения не готова управлять. Но решения… Вы понимаете, у нас вся наша реформа и последние поручения Правительства и президента говорят о том, что нужно развивать предпринимательство (в хорошем смысле). Это не коммерция, не торговля, а именно…
Константин Чуриков: Не бизнес, а предпринимательство.
Константин Крохин: Предпринимательство. Наше русское слово. То есть нужно, чтобы люди по месту жительства оказывали услуги управления, уборки, самозанятые, то есть малый бизнес, индивидуальные предприниматели. Сейчас очень много в ЖКХ поставляют продукции и услуг предприниматели. Например, альпинисты, да? То есть это небольшие компании, это люди. И они очень помогают.
То есть я считаю, что и опыт наш предыдущий, и опыт 30 лет Российской Федерации уже как рыночной экономики, он показывает, что государство должно заниматься очень сложными и важными системами, большими предприятиями, медициной, образованием, а вот сфера ЖКХ, а особенно в части управления, – здесь должен быть мелкий и средний бизнес, который будет оказывать качественные услуги, потому что он напрямую зависит от рубля, который заплатил житель. А вот если мы опять ДЭЗы вернем, ЖЭКи, то будут жалобы, что ничего не делают.
Константин Чуриков: Нет, ну а разве на самом деле… Как сказать? Разве дом, многоквартирный дом, тем более со столетней историей, – это не сложное дело? Это сложный, как говорится, бизнес, сложное предпринимательство, потому что он, например, объект культурного наследия какой-нибудь. Его попробуй еще, так сказать, отреставрируй и восстанови. Это какие-то сложные инженерные конструкции.
Я не знаю, у нас… Я живу в сталинке, сталинский дом. У нас с крыши ведет труба и почему-то проходит через стену. Понимаете? То есть там протечки у жильцов постоянные. И нам говорят: «Ну, это строили в 40-е годы, это при Сталине строили. Тут, так сказать, без пол-литры не разберешься, что с ним делать». Понимаете? Я так и вижу здесь эти маленькие компании, микрокомпании, которые что-то придумывают.
Константин Крохин: Ну, вы знаете, с точки зрения того, насколько это сложно, я бы сказал так. Сфера ЖКХ, эта отрасль, она в физическом смысле, с точки зрения физических принципов, она самая простая. Я имею опыт работы и в высоких технологиях. Могу вам сказать, что ничего сложного там нет. Там вода, тепло и атмосферные явления, ну и плюс, скажем, законы физики.
Вот вы рассказали про сталинский дом. Да, действительно, у нас есть дома разных периодов домостроения. Соответственно, разные подходы к размещению тех же труб. Были периоды, когда трубы отопления прямо замуровывали в стены, потом их оттуда вытаскивали. То же было и с газовыми трубами. И так далее. Но ничего сложного для людей с технической подготовкой… А таких у нас в стране очень много. И совершенно необязательно, что из ЖКХ, они могут приходить и из других отраслей. Их много, их можно привлекать, лишь бы была, скажем, мотивация и хорошая зарплата в этой сфере.
И сейчас очень хороший момент для нашей экономики, чтобы в тех отраслях, где вакансий уже сегодня нет и избыток рабочей силы и инженерной мысли, они могли бы прийти в ЖКХ, потому что здесь не хватает людей на всех уровнях – и управленческих, и технических, и непосредственно уборка территории.
Константин Чуриков: А деньги в этой сфере крутятся большие…
Константин Крохин: Огромные, да. Вот сегодня главная проблема, которую мы должны решить (еще раз повторюсь: у нас очень хороший шанс сегодня), – это повысить эффективность. Вот я так скажу не грубо. А что снижает нашу эффективность? Непрозрачность, коррупция. Вот нам нужно в ЖКХ с этим бороться. А здесь победить ее можно только конкуренцией, чтобы люди имели возможность голосовать, выбирать правильную управляющую компанию, а органы надзора не прикрывали, как это бывает иногда, а помогали людям, не прикрывали нерадивых исполнителей.
Потому что вот те недовольства, о которых говорят граждане, они вызваны чем? Что не реагирует управляющая компания. А почему? Она от вас не зависит, она зависит от дяди, от жилищной инспекции, от кого-то, а от жителей не зависит.
Константин Чуриков: Правильно, правильно.
Константин Крохин: Но чтобы она от жителей зависела, надзорные органы – прежде всего жилищная инспекция – должны реагировать и выполнять свои функции. Например, проверять те же собрания или помогать людям выбрать правильную управляющую компанию. Вот поверьте, все жилищные инспекции примерно знают, какая компания хорошая, а какая плохая, что происходит в этом доме или нет. Но не всегда у них есть силы и люди в надлежащем количестве, чтобы эти проблемы решать, поэтому они по чиновничьей привычке стараются как-то смягчить и уйти от проблемы. В данном случае, еще раз повторюсь, поддержка надзорных органов очень важна.
Константин Чуриков: Давайте сейчас послушаем еще Татьяну из Калуги. Что там происходит? Татьяна, здравствуйте.
Зритель: Доброго дня, уважаемый ведущий, уважаемый эксперт! У меня вот такой вопрос. Предусматривается ли в новом законе о ЖКХ все услуги, которые мы оплачиваем сейчас с квадратного метра? И будут ли они продолжаться? Потому что, смотрится, в каждой квартире проживают либо пенсионеры, либо люди работающие, по пять человек. Вот мы с мужем – два пенсионера, а платим одинаково. Люди работают (и слава богу, что они работают), у них как-то хватает, может быть, денег, но у нас, конечно, прямо внатяжку-внатяжку. Тем более сейчас цены такие, лекарства очень дорогие. И с квадратного метра мы как-то… Ну где логика? Объясните нам, пожалуйста.
Константин Чуриков: Вы имеете в виду, что с квадратного метра… Вы что имеете в виду? Что конкретно?
Зритель: Смотрите. И капремонт, и жилищные эти…
Константин Чуриков: И мусор, и все остальное, да?
Зритель: Да-да-да. Вот смотрите…
Константин Чуриков: Татьяна, а по формальным признакам вы подходите под описание человека с низкими доходами, с низкой пенсией, то есть малоимущего человека, чтобы вам была бы положена какая-то компенсация, предположим?
Зритель: Ну, мы пока этим не занимались. Нам помогает сын, у нас сын в полиции работает, как-то он умудряется нам помогать, спасибо ему. Ну, тяжеловато, тяжеловато. Просто вот хотелось бы знать, почему с квадратного метра…
Константин Чуриков: …а не с человека. Да, спасибо большое. Очень часто звучит этот вопрос.
Константин Крохин: Ну да, действительно, здесь есть такой момент. А особенно это остро с отходами, потому что образуют отходы все-таки люди, а не квадратные метры. И когда перевели именно на квадратные метры, то это вызвало много вопросов.
Но я хочу отметить, что выбор системы начисления по отходам – это полномочия регионов. То есть в одних регионов, как правило, в городских регионах… Ну, Москва, например, выбрали по квадратному метру. И это понятно, потому что так легче считать. И остальные платежи тоже по квадратному метру. И люди психологически привыкли к этому. А вот в тех регионах и населенных пунктах, где сельская местность, там берут по людям, потому что отходообразователи – это физические лица.
Здесь это полномочия регионов. Я надеюсь, что те регионы, которые услышат глас народа, они будут прислушиваться и будут применять те меры, которые снизят нагрузку на граждан.
Вторая часть касается льгот. Это то, о чем сказала телезрительница. Ну, на сегодняшний день все льготы инвалидам, ветеранам и пенсионерам – а там до 50% скидка с жилищно-коммунальных услуг – они действуют. И если в каком-то случае это не происходит, то необходимо обратиться в жилищную инспекцию или в прокуратуру, потому что часть льгот – федеральные, а часть – региональные. Ну, на практике эти льготы людям предоставляются.
Константин Чуриков: Что нужно сделать, чтобы избавиться от плохой управляющей компании и, соответственно, так сказать, нанять новую? Вот как избавиться? Я спрашиваю почему? Потому что рынок, будем говорить честно, мафиозный, и выгнать сейчас управленцев не так просто.
Константин Крохин: Да, очень сложно. Вы прямо самую суть в данном случае отразили. Вот закон позволяет поменять управляющую компанию в любое время, но для этого необходимо провести общее собрание собственников. И если дом большой, то это главное препятствие. Тем не менее, жить нужно.
И в этих условиях мы всегда советуем и стараемся, чтобы граждане, которые столкнулись с проблемой недобросовестной управляющей компании, взаимодействовали с жилищным надзором, с жилищными инспекциями. Почему? Потому что сегодня жилищные инспекции имеют все полномочия для контроля и штрафования.
А штрафы – ну, драконовские, начиная от 40 тысяч для ТСЖ и от 150 до 200–300 тысяч для управляющих компаний. То есть если жилищные инспекции будут применять эти драконовские штрафы, то любая компания рано или поздно либо начнет работать, либо уйдет из этого дома, потому что она разорится.
Поэтому в данном случае я советую (а этот механизм работает, Административный кодекс – там четко прописаны все эти нарушения) чаще обращаться в жилищную инспекцию. И в совокупности этих двух рычагов, возможностей можно добиться какого-то результата. Потому что, еще раз повторюсь, абсолютный вариант – это самим выбирать на собрании.
Но когда я буду это говорить, зная, как трудно собрать собрание, то это значит, что мы человека пошлем, как говорится, в суд. Как говорят: «Идите в суд». А если говорить о действенных мерах, то это административный контроль. И сегодня он существует. Надо учиться взаимодействовать с жилищными инспекциями.
Константин Чуриков: Да, спасибо вам большое.
Константин Крохин был у нас в студии, председатель Союза жилищных организаций города Москвы. Говорили о новой процедуре, которую, может быть, введут: как раз простым большинством выбирать управляющую компанию – 50% плюс один голос; да и не очно, а можно и через Госуслуги. Предлагают это депутаты и Правительство.
Продолжим через несколько минут, говорить будем о летнем отдыхе. Хотя летняя погода не везде, но все-таки отдыхать людям хочется. Где они будут отдыхать в этом году? Узнаем.