Ксения Сакурова: Россияне задолжали коммунальщикам почти 1,5 триллиона рублей. И полностью взыскать эти деньги невозможно, считают в Минстрое. По итогам первого квартала долги россиян за ЖКУ превысили 800 миллиардов – это на 7% с лишним больше, чем годом ранее. И такой рост стал рекордным. При этом с сентября в некоторых регионах за коммуналку придется платить еще больше, тарифы вырастут. Увеличится ли количество долгов при этом? Это, конечно, вопрос открытый. Это мы еще только узнаем. Константин Чуриков: Я уже смотрю на наш SMS-портал – 5445. Смоленск: «Никому не прощать! Я плачу с последнего, недоедаю и недопиваю, голодаю, но плачу ЖКХ. А тут простить кому-то? Нет, не прощать!» У нас в студии Константин Крохин, председатель Союза жилищных организаций Москвы. Константин Викторович, здравствуйте. Ксения Сакурова: Здравствуйте. Константин Крохин: Здравствуйте. Константин Чуриков: Прежде всего вопрос: в какой степени задолжали, все больше и больше должны денег – это граждане или это все-таки в основном предприятия? Или и те, и другие? Константин Крохин: Это и те, и другие. Потому что последняя цифра, которая звучала тоже с высоких трибун, – это было в районе 800 миллиардов. Это то, что задолжало население. Ксения Сакурова: Это граждане обычные? Константин Крохин: Да. А остальное – это предприятия. Поэтому примерно пополам. Константин Чуриков: Так, хорошо. Долги невозвратные. Значит, годами они копятся. Наверное, там есть какие-то регионы-лидеры. Мы примерно понимаем, какие регионы – лидеры. И всегда возникает вопрос: Как действовать в отношении этих должников? Требовать, чтобы они и дальше недоедали, чтобы дальше скатывались в бедность? Может быть, простить? Я не знаю, а может быть, не прощать? А может быть, как-то по-другому? Какие есть варианты? Константин Крохин: Видите ли, здесь немножко искаженная картина, потому что мы каждый год слышим об огромных триллионах долгов, каждый год мы слышим, что износ сетей чуть ли не 70–90%, но тем не менее страна живет, развивается и что-то происходит. Здесь лукавые цифры. Я полагаю, что в эту статистику включают невозвратные долги прошлых периодов. Помните, у нас лет пять назад была «расчистка» налоговой системы? Был указ президента. Те долги, которые по налогам свыше трех лет, их невозможно взыскать в судебном порядке – все, исковая давность закончилась. Был указ – расчистить. И у многих людей огромные суммы исчезли, и они смогли обращаться за какой-то помощью к государству, потому что они не являлись должниками, по суду они не были должниками. Я полагаю, что в ЖКХ есть очень много нарисованных, невозможных к взысканию долгов прошлых периодов, которые… Необходимо просто расчистить балансы тех организаций, которые их показывают. Ксения Сакурова: Ну, тем не менее. То есть в определенный момент организация не получила определенные деньги, которые должны были на что-то пойти, которые этой организации требовались. Кто в результате это компенсирует? Не знаю, те сознательные граждане, которые платят? То есть списать долг – это, конечно, здорово, звучит здорово, но мы понимаем, что из-за того, что этот долг списан, какая-то инфраструктура, например, не приведена в порядок вовремя или в недостаточной степени, ну и так далее. Константин Крохин: К сожалению, вот этот нарисованный долг в отчетности предприятия или коммунального комплекса никак не влияет на эффективность подготовки к зиме или на содержание общего имущества. Ксения Сакурова: Так это к счастью, это хорошо. Константин Крохин: Получается, что у нас такое зазеркалье. То есть у нас, если брать балансы этих предприятий, выяснится, что вот здесь они рисуют, что им должны миллиарды, а с другой стороны, у них сотни миллиардов в потерях, в том, что они потратили нецелевым образом… Константин Чуриков: Своровали. Константин Крохин: …своровали, потеря ресурсов, прорывы труб и так далее. То есть когда вы говорите: «А кто платит за все это?» – общий котел, платят за это люди. Но когда мы говорим о том, что есть долги, которые невозможно взыскать… А ведь у них было три года. Они могли подать в суд и взыскать. И далеко ходить не надо. Мы на примере теплоснабжающих компаний Москвы (МОЭК) говорим о том, что у них есть список должников, у которых по 100 месяцев долги, и долги миллиардные. Почему не подавали в суд? Константин Чуриков: Константин Викторович, это же какая золотая жила, если они могут себе позволить, понимаете, не подавать в суд! Константин Крохин: Об этом и речь. Константин Чуриков: Это же как хорошо там кормят! Константин Крохин: Значит, есть резервы, есть резервы. Константин Чуриков: Да. Ксения Сакурова: А вот смотрите, кто закрывает эти долги? Новость тоже буквально последних дней о том, что с сентября, не с июля, а с сентября в некоторых регионах вырастет квартплата, и именно потому, что не хватает денег на модернизацию сетей – тех самых денег, которые можно было бы взыскать с тех, кто эти деньги должен. Константин Крохин: Ну, это печальная новость, потому что закон устанавливает повышение тарифов не чаще, чем один раз в год, и это 1 января или 1 июля. То есть коммунальные ресурсы дорожают с 1 июля, а жилищные услуги дорожают с 1 января. Поэтому если кто-то второй раз пытается население своего региона «поставить на деньги», то это неправильно. Константин Чуриков: У нас есть звонок – Валентина из Подмосковья. Валентина, здравствуйте. Ксения Сакурова: Здравствуйте. Константин Чуриков: Рассказывайте свою историю. Зритель: Здравствуйте, здравствуйте. Я пенсионерка. Я смотрю вот этот вопрос: «Простить коммунальные долги?» Это я буду долги не платить вам, а вы мне тогда прощайте? Я пенсионерка. Я получила пенсию и сразу иду платить. Копейки остались – я их трачу. Потому что прежде всего долг перед государством. Как говорится, вот это и патриотизм наш. Смотрите, сколько не патриотов, которые в долгах. Ну, еще можно сделать, когда остались дети, умерли родители… Ну, во-первых, родители должны помнить о том, что долгов детям не оставлять. Ксения Сакурова: Валентина, а если не секрет, какая у вас пенсия? Сколько? Зритель: 10 200. Константин Чуриков: 10 200? Ксения Сакурова: 10 200? Зритель: Да. Ксения Сакурова: Спасибо. Константин Чуриков: А в чем вы себе отказываете, Валентина, раз пенсия 10 200? Вот вы платите коммуналку полностью. Ксения Сакурова: А сколько вы платите за коммуналку? Зритель: Не буду ничего уточнять. Я знаю, что у меня дети нормальные, они мне помогают. Ксения Сакурова: Помогают? Ну, слава богу, слава богу. Константин Чуриков: И дети есть, самое главное. Да, спасибо. Ксения Сакурова: Спасибо, спасибо. Константин Чуриков: Вы знаете, что интересно, Константин Викторович? Мы сегодня искали информацию. Оказывается, у нас только, по-моему, 6% населения получают какие-то компенсации на жилищно-коммунальные услуги. Это почему? Это потому, что у нас ровно 6% бедных? Кажется, больше. Вот в чем тут причина? Константин Крохин: Это такая двойная статистика. У нас ведомства заинтересованы все время алармистски показывать, что ситуация тяжелая, надо побольше финансирование из бюджета. И это позволяет им не повышать эффективность своей деятельности. Если брать пенсионеров, то большинство пенсионеров – у них пенсия от 10 тысяч до 15, 18. В Москве есть 18 тысяч, есть 20 тысяч. Но когда ты задаешь вопрос: «А как же вы? У вас коммуналка от 6 до 12 тысяч? Как вы справляетесь? А еще лекарства, продукты и так далее». И очень часто выясняется, что кто-то помогает: дети помогают или есть какой-то источник дохода – ну, например, сдача в аренду квартиры, освобожденной от родственников, и так далее. То есть в целом люди справляются благодаря вот такой взаимопомощи, назовем ее семьей или семейной. Поэтому, действительно, тех, кто не может оплачивать свои расходы… А как мы это проверяем? У нас ведь в каждом регионе есть уровень: если твои доходы… вернее, твои расходы выше, чем 10 или 20% от твоего бюджета, то ты получаешь субсидию от государства. Но таких людей очень мало, кто обращается за этой субсидией. Потому что, когда они обращаются, они должны показать все свои доходы и все свое имущество. И выясняется, что все-таки доходы есть. Ксения Сакурова: Причем я знаю массу примеров, когда при обращении за этой субсидией говорят: «У вас дети есть». А если еще дети по какой-то причине прописаны в квартире… Константин Крохин: Если они прописаны, то их доход учитывается. Об этом и речь. Ксения Сакурова: Да. И неважно, где они живут на самом деле. Константин Чуриков: Скоро будут говорить: «У вас огород есть, вы прокормитесь». Константин Крохин: При постановке на учет нуждающегося в улучшении жилищных условий имущественное состояние учитывается. Ксения Сакурова: Да, и огород посчитают тоже. Константин Крохин: И огород, и дача. Константин Чуриков: Давайте сейчас обратимся к небольшому видеоопросу, который провели наши корреспонденты. В разных городах спрашивали людей, довольны ли они работой своей управляющей компании и вообще качеством услуг жилищно-коммунальных. ОПРОС Константин Чуриков: «Всегда чего-то не хватает». И еще несколько эсэмэсок вдогонку. Ростов: «У нас в доме не платят те, у кого большие доходы. Так кому прощать?» Курган: «Надо сделать так, чтобы коммунальные высчитывали из зарплаты – и не будет долгов». Ну и многие говорят: «А вообще с какой радости прощать?» В общем, не очень понятно, по вашим ответам, уважаемые зрители, какого мнения вы придерживаетесь, поэтому запускаем прямо сейчас SMS-голосование: надо ли простить коммунальные долги? «Да» или «нет» – на 5445. Через 13 минут подведем итоги. Ксения Сакурова: Константин Викторович, вот мы видели, что есть люди довольные, есть люди удовлетворенные, а есть недовольные в принципе. Как так получается? И, исходя из нашей беседы, я понимаю, что не то чтобы денег не хватает коммунальщикам, а порядка некоторым не хватает. Константин Крохин: Да. Константин Чуриков: И порядочности. Ксения Сакурова: Порядка и порядочности. В этом проблема? Константин Крохин: Да, вы совершенно правы. Я не буду далеко уходить. Вот московский пример, потому что в Москве и деньги есть, и люди готовы платить. Буквально позавчера был случай, когда граждане обратились в районный телеграм-чат, где районная управа, «Жилищник», и узнали, что два депутата кандидатами в депутаты идут, которые обслуживают их дом и которые устроили в доме хостел. А сейчас это очень опасная тема, пожары были. Просто кровью сердце обливается, когда слышишь, что люди гибнут. Они обратились, задают вопрос: «Вот вы кандидаты. Расскажите, на каком основании вы незаконный хостел устроили?» Это Тропарево-Никулино, Москва, далеко ходить не надо, хороший район. И тут же их исключили из чата, вот этот глава управы исключил их и все их вопросы снял. Вот вам пример. То есть если местная власть поддерживает неправильную эксплуатацию… А это все-таки большой дом, высотный, тридцатичетырехэтажный, опасный. И если так происходит, то в этом случае какой будет порядок? С одной стороны, это нарушение закона, там целая куча статей. И с другой стороны, какая порядочность? Ну как можно жителей твоих, которые задали вопрос в разрешенное время, когда вы пригласили обсуждать кандидатов, взять их и заткнуть? Вот это вам пример. А есть примеры, когда не надо никого погонять, а особенно в тех домах, где честный управляющий, председатель. Да даже мы сталкиваемся, когда и руководитель «Жилищника» (у нас в Москве это государственное предприятие), когда человек в режиме реального времени работает, отвечает на заявки и выполняет. Все зависит от людей. Константин Чуриков: Людмила из Оренбурга у нас на связи. Здравствуйте. Ксения Сакурова: Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Ксения Сакурова: Рассказывайте. Зритель: Вы знаете, по какому поводу я обратилась? Услуги ЖКХ повышаются с 1 июля, так ведь? Константин Чуриков: К сожалению, да. Зритель: А у нас с 1 июня наше ТСЖ «Оракул» за содержание жилого помещения сразу на 10% повысило. Это как? Ксения Сакурова: С 1 июня? То есть еще до повышения тарифов? Зритель: С 1 июня сразу на 10%. Константин Чуриков: Ну, скажем так, оракул всегда все делает раньше, он раньше знает, что будет происходить. Слушайте, а вот этот «Оракул»… Ну хорошо, они повысили раньше. А что «Оракул» вам такого полезного и хорошего, может, сделал? Зритель: Хорошего? Ой, да даже не знаю… Я позвонила и спрашиваю: «Почему? На каком основании вы подняли сразу на 10%, к тому же в июне?» Они: «Не на 10%, а на рубль с чем-то за квадрат». Я говорю: «Получается три с чем-то рубля за квадрат, а не рубль». Ксения Сакурова: Подождите. Я правильно понимаю, что никого общего собрания не было? Зритель: Было. Ксения Сакурова: Было? Зритель: Общее собрание было. Так и решено было. Я самая первая пришла на это собрание, так получилось. Ксения Сакурова: А так стоял этот вопрос? Константин Чуриков: И жильцы дружно сказали: «Мы за повышение платы!» – да? Зритель: Все против были, все проголосовали «против». Ну а кто нас слушает? Никто. Константин Чуриков: Понятно. Зритель: Они подняли. Так как народу было мало, они написали, что народ – «за». Когда меня пригласили: «Придите, распишитесь», – я пришла и опять говорила, что все «против» голосовали, и я «против». Написала, что «против». Они тогда взяли, сделали поквартирное голосование, бросили всем в почтовые ящики бумажки. Я очень сомневаюсь, что там народ голосовал… Константин Чуриков: История понятна, Людмила. Константин Викторович, вот такая история, например. Ну, скажем так, подлог. Это тянет вообще на какое-то преступление, на какую-то ответственность? Константин Крохин: Во-первых, подлог – это уголовное преступление. Но, к большому сожалению… Мы тоже с этим сталкиваемся регулярно, когда проходит формально собрание, не все люди приходят на это собрание. То есть дома большие, может быть 200, 300, 1 000 квартир. И управляющая организация – неважно, это может быть ТСЖ или управляющая компания – они делают протокол, что якобы люди проголосовали. И в нашей практике в 2020 и 2021 годах очень много было судов. Мы помогали как союз, я как юрист. Мы отменяли такие решения. Но для того, чтобы такие решения отменить, необходимо всех, которые якобы проголосовали, их найти, чтобы они пришли в суд и сказали, что они не голосовали. Обычным гражданам провести эту работу крайне сложно! Мы по 50 человек в суд водили. Это безобразие! И получается, что такие тарифы действительно могут и в июне, и в марте повышаться на основании решения собрания. 1 июля и 1 января по содержанию повышаются только те дома, которые не имеют у себя ТСЖ или управляющей организации, и им централизованно город устанавливает единые тарифы. А вот там, где есть ТСЖ, они могут в любой месяц провести собрание и повысить тарифы. Ксения Сакурова: Вы знаете, каждый раз, когда мы говорим про коммунальные проблемы, мы часто упираемся в эти общие собрания. Ну неэффективно это в наших огромных домах, где тысяча квартир. Может, мы уже должны придумать какую-то другую схему решения этих проблем, которая будет все-таки работать? Константин Крохин: Я вам скажу. Мы с этим пять лет бьемся, с инициативой. Мы говорим, что необходимо снизить кворум, необходимо уйти от 50% к 30%, как зарубежный опыт кондоминиумов говорит об этом. И, конечно, необходимо, чтобы органы власти… Я вот неспроста говорю, что от людей зависит, не только от управляющих, но в том числе и от органов власти и органов надзора. У нас очень много жалоб в прокуратуру и в жилищную инспекцию о том, что собрание незаконное, тариф незаконный. И сегодня получаем много ответов, где нам говорят: «В связи с тем, что указом президенте и постановлением Правительства проверки запрещены, мы даем предостережения». Хотя говорится четко, что… Ксения Сакурова: Слово-то какое! Константин Крохин: Да-да, предостережения. Это реальные ответы, где слово «предостережения». «Факты подтвердились. Да, мы видим нарушения. Да, у вас хостел. Да, у вас противопожарная норма нарушена. Тем не менее, мы ничего делать не можем». Хотя по закону там, где вопросы безопасности – а это лифты, это пожарная безопасность, – имеют право закрывать заведение, как хостел, и имеют право дисквалифицировать руководителя. Константин Чуриков: Потому что хочется и на елку влезть, и укропчик съесть, да? Константин Крохин: Да, вы правы. Константин Чуриков: Заодно себя прикрыть – знаем, с какой стороны. Раиса из Петербурга нам звонит. Раиса, здравствуйте. Ксения Сакурова: Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Вот мое мнение, что долги прощать нельзя, а если и прощать, то нужно очень хорошо разбираться. Вот живет одинокий пожилой человек. Нужно разбираться, а есть ли у него наследники, которые… Знаете, потом на квартиру все сбегутся. Вот пусть они и помогают, оплачивают. Или какая-то очень бедная многодетная семья – тоже разбираться, какие отходы. А так люди уже высказывались правильно: «Зачем я буду оплачивать, если мне простят долг?» Я знаю, у нас в парадной есть квартира, которая сдается. Но у них долг. Получается, им тоже простить? Вот такое мое мнение. Константин Чуриков: Да, надо еще подумать, кому и за что прощать, в каком случае. Спасибо большое, спасибо. Ксения Сакурова: Спасибо. Константин Чуриков: Константин Викторович, у нас повышение же происходит по среднегодовой инфляции, правильно, да? Константин Крохин: Не выше индекса инфляции. Константин Чуриков: Не выше. Константин Крохин: От 4 до 6%. Константин Чуриков: Вот! Но инфляция-то у нас сейчас гораздо выше. Я понимаю, что ЦБ прогнозирует, флаг им в руки. Но не получится ли так, что, например, к концу года ну не впишется ЦБ в этот поворот, вот не угадают они, будет не 5–7%, условно говоря, а будет больше 10%? И что, это нам в следующем году ждать на 10% с лишним? Константин Крохин: Я надеюсь, что нет, потому что в предыдущие тяжелые годы, в том числе и в пандемический год, 2020-й, государство все равно шло в переделах 6%. Если вы посмотрите эти повышения, то они все были в пределах 5–6%. Я полагаю, что это ведь часть в том числе и социальной политики, это не чистая экономика. Потому что если бы рассуждения были экономические, то тогда бы за первый квартал у нас инфляция была 18%, которая потом была снижена. И было отдельное решение Правительства о том, чтобы не применять ставку ЦБ 18 или 16%, а применять ту, которая была до этих событий февраля, 9%. Поэтому я полагаю, что государство решает с коммунальными услугами, как быть с тарифами. И в его силе, и в его праве держаться на уровне 5–6%. Константин Чуриков: Вот эту инфляцию надо таргетировать точно, потому что она стопроцентно бьет по нашему бюджету и кошельку. Ксения Сакурова: Еще одна проблема отрасли, о которой тоже говорили в Минстрое, – нехватка кадров. 200 тысяч рабочих мест вакантны, не могут их занять. И якобы, опять же как в Минстрое говорят, все дело в том, что сфера не престижная. Константин Крохин: Вы правы, действительно есть такое. Константин Чуриков: Денежная, но не престижная. Ксения Сакурова: Но не престижная. Константин Крохин: Она денежная для руководителей, а для работников – нет. То есть необходимо повышать уровень, средний уровень оплаты рабочих: рабочие комплексной уборки, диспетчеры, сантехники. И тогда в эту сферу придут люди из других отраслей. Мы это проходили в девяностые и нулевые, когда кандидаты наук переквалифицировались в коммерсанты, потому что именно в этой сфере – в торговле – все это росло, менеджеры по продажам. Потом – бухгалтеры и так далее. Как только здесь появятся нормальные зарплаты, как только эффективность и производительность труда, а не только воровство и офшоры, то в этом случае здесь появятся, поверьте мне, нормальные люди, которые будут работать. Но только она должна быть прозрачной. Сегодня в Москве до сих пор устроиться дворником москвичу крайне сложно, потому что система, условно говоря, землячества. Дают карточку, бригадир раздает. И где-то у посредников оседают до 40%. Константин Чуриков: И им даже предостережения не приносят. Ксения Сакурова: Опять же, тот же вопрос порядка и порядочности. Константин Крохин: Возвращаемся к тому же самому. Ксения Сакурова: Это все про то же. Константин Крохин: Да. Ксения Сакурова: Давайте Галину из Калининграда еще успеем послушать. Галина, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Ксения Сакурова: Рассказывайте, слушаем вас. Зритель: Я живу в городе Калининграде, на первом этаже, у нас девятиэтажка. На лифте я не езжу, но с меня взимают каждый месяц 91 рубль за лифт. Позвонила я в ЖКХ, мне сказали: «Это ваше имущество, вы обязаны оплачивать». Я говорю: «Извините меня, мое имущество находится у меня в квартире». Константин Чуриков: Да, очень часто такой вопрос задают, Галина. Ксения Сакурова: Спасибо. Константин Крохин: Удивительно, почему этот вопрос до сих пор не решен, он все нулевые годы поднимался. Это когда офисы, нежилые помещения не пользуются лифтом, но должны платить за общее имущество, и также жители первых этажей. Но, как правило, при установлении тарифа на содержание жилья учитывается, что первые этажи платят меньше. Ну, в Москве это реализовано. Если вы посмотрите квитанцию, то в этих платежках написано, что у них тариф чуть поменьше, чем у остальных этажей. То есть необходимо идти вот таким образом – гибко. И если домом управляет ТСЖ, то этот вопрос необходимо на собрание точно так же выносить и делать определенный тариф для тех, кто на первом этаже. Константин Чуриков: Уже можем подвести предварительные итоги голосования. Итак, только 15% считают, что надо прощать коммунальные долги, большинство против этого. И объясняют, что, соответственно, за счет недобросовестных или неимущих будут платить тоже не очень имущие, но, скажем так, вовремя платящие. Ксения Сакурова: Так можно, кстати, сделать вывод о нашей аудитории: наша аудитория, видимо, все-таки платит, в основном платит, несмотря ни на что. Константин Чуриков: А вот еще, Константин Викторович, такой важный все-таки вопрос. Когда каждый раз, каждый год нам говорят, что необходимо модернизировать эту систему, что нужно это делать, возникает вопрос. Вы знаете, у нас любую хорошую идею в стране могут извратить, да? У нас сейчас продолжают по инерции, видимо, продвигать цифровизацию. И когда, например, речь идет о цифровизации какой-то новостройки, которая сегодня сдана, «умные» счетчики – все прекрасно. Но когда мы себе представляем некий барак, понимаете, ну зачем на ржавые эти трубы ставить эти счетчики воды? Какую пользу эта цифровизация принесет? Так вот, с какого края подойти к проблеме модернизации? Константин Крохин: Каждый собственник и управляющая организация должны решать сами. Я сам жил в разных домах – и в столетних, и пятидесятилетних, и в двадцатилетнем сейчас проживаю. Я вам хочу сказать, что когда ты видишь, когда ты управляешь, у тебя ТСЖ или ты собственник активный в совете дома, то ты видишь экономию, и ты будешь эту цифровизацию, например, с освещением, с датчиками движения, со всей этой экономией, ты сам выйдешь, найдешь лучшую цену и реализуешь, убедишь соседей. А когда тебе сверху это приносят и говорят о миллиардах на какую-то новую программу в старые дома, где в принципе все разваливается, там людей выселять надо, то это идет в карманы тех, кто, скажем, заинтересован в этом проекте, кто как бы получает от этого выгоду. Поэтому собственник должен решать, профессиональная управляющая компания, когда всегда предложит жителям, чтобы повысить свой рейтинг. Не должно быть кампанейщины в этом – это самое главное. Константин Чуриков: Еще есть вопросы. Многие регионы жалуются, что при оплате в некоторых банках, в крупных государственных банках возникает комиссия, в частности 50 рублей. Нормально это или нет? Можно с этим побороться? Константин Крохин: Побороться сложно, потому что это рыночные отношения, расчеты. И, к сожалению, очень важный, большой, самый крупный наш банк этим грешит. Я тоже всегда удивлен: народные деньги лежат, а он такую комиссию берет. Но при этом мы нашли варианты. Есть банки, достаточно крупные, надежные, которые комиссию не берут. И для этого часто нужно просто управляющей организации заключить соответствующий договор. Я сам такие договоры заключал. У человека открывают там эту карточку, и он платит без комиссии. А есть банки, которые просто без всяких: «Пожалуйста, оплачивайте». Просто надо выбирать, находить, ну, проявить инициативу. Константин Чуриков: Каждый день и каждый час в нашем эфире обсуждаем вот эту новую реальность, как она на нас скажется. Вот сейчас самые такие чувствительные вещи… Давайте об импортозамещении в ЖКХ коротко поговорим. Где самые слабые и чувствительные места для нас сейчас? Константин Крохин: Наша отрасль самая мощная в плане устойчивости, потому что такая очень наша. Есть один только момент, от которого мы зависим, – это, конечно, лифты, с которым мы столкнулись. Все остальные вопросы… И то лифты не все. Всего лишь 15% лифтов – импортные, а 85% – наши всегда были. Сегодня… Константин Чуриков: Старый добрый лифт-клетка. Константин Крохин: Нет, не клетка, нет. Уже они красивые, они с зеркалами. Вы выбираете. Как говорится, на кошелек и цвет… Но здесь проводится большая работа, чтобы зависимость в лифтах от импорта победить. Во всех остальных случаях – газ, вода, электричество – это все наши ресурсы. И у нас есть все возможности для нормальной жизни. Ксения Сакурова: Спасибо вам. Константин Чуриков: Да, спасибо У нас в студии был Константин Крохин, председатель Союза жилищных организаций Москвы. Многие зрители спрашивают: «С чего вдруг, – я так мягко скажу, – вы стали обсуждать эту тему?» Ну, с того вдруг, что представитель Минстроя заявил, что накоплено очень много долгов – порядка 1,5 триллиона, и многие из них невозвратные. Вот мы и задались этим простым вопросом. Ксения Сакурова: Прощать или не прощать? Константин Чуриков: Да. Вот мы решили подойти по-христиански, но не получилось. Продолжим через несколько минут, будем говорить об электросамокатах.