Коронавирус. Главное: сколько держится иммунитет у переболевших?
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/koronavirus-glavnoe-skolko-derzhitsya-immunitet-u-perebolevshih-53970.html
Иван Князев: В эфире «ОТРажение», мы продолжаем. Ксения Сакурова с вами…
Ксения Сакурова: Да, и Иван Князев. И сейчас о последних новостях пандемии.
Иван Князев: Разработчики «Спутника» предложили новые вариации вакцины. «Лайт» у нас уже есть, теперь появится еще «Кидс» и «Нос». Первый специально для детей, ну английское слово kids, а второй назальный спрей, ну это когда заложен нос и т. д., пшикаешь, вот то же самое от COVID в нос.
Ксения Сакурова: Что еще? Россия уведомила Евросоюз о намерении подать заявку на присоединение к европейской системе ковид-сертификатов. Посмотрим, как с этим будут обстоять дела. Также ученые все-таки выяснили, сколько держится иммунитет у переболевших: количество антител снижается в первые полгода, но затем показатель остается стабильным до 15-го месяца.
Все это обсудим вместе с экспертами. Вы тоже звоните, задавайте свои вопросы. Приветствуем Николая Малышева, врача-инфекциониста, доктора медицинских наук и профессора. Николай Александрович, здравствуйте.
Иван Князев: Здравствуйте, Николай Александрович.
Николай Малышев: Добрый день, добрый день.
Иван Князев: Ну, также скажем, у нас сегодня опять рекорды, рекорды со знаком минус, больше 31 тысячи новых случаев, и 986 человек умерли за сутки в нашей стране. Мне кажется, сейчас вообще любые меры хороши, любые предложения.
Но хотелось бы поговорить о «Спутнике», точнее о его вариациях. Вот этот вот назальный спрей «Нос», «Спутник Нос», как он будет действовать? Вообще что это такое?
Николай Малышев: Вы знаете, сейчас так или иначе, действительно, чем больше вакцин хороших и разных, тем лучше. Безусловно, назальная вакцина, в первую очередь она, безусловно, будет, это барьерный иммунитет, то есть на слизистой, так сказать, будет отмечаться значительное увеличение защитных свойств слизистой. Ну и кроме того, он, безусловно, так сказать, будет создавать так или иначе защиту, вырабатывать антитела…
Но надо сказать, что еще нужно время, нужно посмотреть, что это пойдет. Сейчас много различных…, в том числе предложение прививать детей, и эти вопросы, безусловно, требуют решения. Но все это делается, так сказать, в течение определенного времени; вот так вот сразу сказать, как это пойдет, как это будет действовать, быстрее ли, лучше ли… Безусловно, для этого нужно время, и вот спешить мы пока не будем.
Ксения Сакурова: Николай Александрович, давайте мы с вами свяжемся по телефону, у нас, к сожалению, связь пропадает. Попробуем вам перезвонить, чтобы лучше слышать, очень много вопросов, хотелось бы все-таки, чтобы на них на все мы получили…
Иван Князев: Один из этих вопросов, вот мне интересно, вот этот спрей, его как часто нужно, один раз пшикнул и все, у тебя на какое-то время иммунитет? Либо постоянно, он дома у тебя хранится? В общем, действительно хотелось бы узнать ответы.
«Очень надеюсь на ответ, если после вакцинации не выработались антитела, нужно ли ждать ревакцинацию полгода», – это вопрос из Московской области, также адресуем его нашему эксперту. Слышите нас, Николай Александрович? Еще пока нет.
Ксения Сакурова: Еще пока нет. Казань, из Татарстана вопрос: «Я прошла полную вакцинацию «Спутником», но у меня нет сертификата, нет кода, так как нет интернета, а справка о вакцинации не дает никаких прав», – пишет нам пенсионерка. Ну, насколько я понимаю, бумажная справка, бумажный, как сказать, распечатанный QR-код дает вам все права…
Иван Князев: В поликлинике могут его выдать.
Ксения Сакурова: Да, попросите, просто чтобы вам его выдали, и все будет в порядке.
Николай Малышев с нами снова на связи. По поводу спрея очень много вопросов. Вот в чем принципиальная разница именно такого формата введения вакцины? Нужно ли, как спросил Ваня, будет повторно как-то вводить, держать ее дома, или так же однократно просто нужно будет сходить в поликлинику и там медсестра пшикнет куда нужно, ха-ха, и сколько нужно.
Иван Князев: Пшикнет и все.
Николай Малышев: Безусловно, этим будут заниматься медицинские работники. Безусловно, этим будут заниматься врач и медсестра, это такая же вакцинация, как и введение, как сказать, внутримышечно.
Ксения Сакурова: Но есть именно у такого способа свои какие-то преимущества? Вы уже сказали о местном иммунитете, а с точки зрения, не знаю, каких-то побочных действий, или насколько долго держится такой иммунитет, есть ли какая-то разница с традиционным способом?
Николай Малышев: А вот я начал говорить, но, вероятно, тут все, это самое, смазалось. Необходимо время, надо будет посмотреть. Ведь так же, как, например, с вакцинацией, которую проводят в настоящее время тем же «Спутником», так сказать, одни были вначале сроки, потом другой срок появился. Все решается, так сказать, во время применения. Безусловно, эти люди будут находиться под наблюдением, так сказать, выводиться общие…
Иван Князев: Да. Николай Александрович, я думаю, у Ксении больше вопрос по эффективности, потому что одно дело, когда тебе сразу в мышцу, в кровь все это дело попадает, вакцина, другое, когда через слизистую, через нос. Не будет ли там барьеров? Как усвоится эта вакцина?
Николай Малышев: Вы задаете много вопросов, ха-ха, вернее, так сказать…
Иван Князев: …на которые пока нет ответов, да?
Николай Малышев: Я понимаю, это очень интересует, но еще раз говорю, для этого нужно время, чтобы посмотреть. Да, предварительные данные, так сказать, они указывают, что это будет весьма благоприятно, но надо время, чтобы узнать, сколько это будет, как долго это будет. Ведь на протяжении последних месяцев, так сказать, вот как появились первые сообщения о вакцинах, первые сообщения о длительности иммунитета, так сказать, необходимо было время, чтобы так или иначе понять, как это действует, как долго это действует. Время нужно.
Ксения Сакурова: Но в целом у нас же есть уже какой-то опыт применения других вакцин в таком формате, или для России это первая такая назальная вакцина?
Иван Князев: Вакцина-спрей.
Николай Малышев: Нет, безусловно, такие вакцины есть, так сказать, при целом ряде заболеваний, в том числе при острых респираторных инфекциях. Еще раз говорю, эффект благоприятный, эффект особенно на местном уровне очень выраженный. Но дальше нам необходимо время, для того чтобы все полностью выяснить.
Иван Князев: Самый частый вопрос: переболел, антитела появились – сколько они держатся, когда нужно делать прививку, заболеешь не заболеешь? Как долго нам организм вообще держит антитела?
Николай Малышев: Значит, в настоящее время считается, что около 6 месяцев. Почему рекомендует Минздрав, так сказать, после заболевания через 6 месяцев провести ревакцинацию, вакцинацию, поскольку человек сначала переболел, в общем-то, в первый раз ему через 6 месяцев? Это тоже не с потолка взято, это проведены большие исследования, которые показали, что в среднем через 6 месяцев иммунитет снижается и необходима бустерная доза. Это не только при коронавирусной инфекции, при многих других инфекциях мы знаем, что необходима ревакцинация через определенное количество времени. И ВОЗ, и Минздрав, что никаких предварительных, перед этим сроков определений, значит, антител не нужно, через 6 месяцев надо вакцинироваться и не смотреть, какой уровень антител. Понимаете, уровень антител у каждого человека – это очень глубоко индивидуально, там могут быть вариации…
Ксения Сакурова: А вот эти новые данные, Николай Александрович, ученых из Швеции и из Италии нам о чем говорят? Вот то, что…
Иван Князев: …15 месяцев.
Ксения Сакурова: …15 месяцев довольно стабильно держатся антитела, – мы с этой информацией что можем сделать?
Николай Малышев: Вы знаете, так сказать… Вот вы говорите, «новые данные»…
Ксения Сакурова: Ну они опубликованы на днях.
Николай Малышев: Нет-нет, я про другое говорю, что год назад примерно такие же публикации уже были, об этом же сроке говорили. Но надо сказать, что, так сказать, вот еще раз, эти 6 месяцев ведь тоже не на пустом месте взяты. Минздрав сначала получил значительные данные, большой массив, в результате чего и разработчики вакцины, и Минздрав пришли к выводу, что надо повторять через 6 месяцев.
Иван Князев: В общем, не с потолка эти данные брали.
Николай Малышев: Абсолютно, абсолютно.
Иван Князев: Давайте послушаем наших телезрителей, уже много вопросов, очередь из звонков. Татьяна, Московская область на связи. Татьяна, здравствуйте.
Николай Малышев: Единственное, можно попросить вас, ведущих?
Иван Князев: Конечно.
Николай Малышев: Люди очень часто задают конкретные вопросы об их ситуации, но я полностью их ситуацию не знаю, тут очень легко, как говорится, попасть пальцем в небо.
Иван Князев: Ну, на что сможем, на то ответим.
Николай Малышев: Немножко фильтровать вопросы.
Ксения Сакурова: Да. Татьяна с нами на связи. Татьяна, мы слушаем вас.
Зритель: Добрый день.
Я переболела COVID 11 месяцев назад. Я мерила антитела, как и вся наша элита, несмотря на то, что все говорят, что не надо проверять, но я мерила. У меня до… 3 недели назад. Не знаю, нужно ли мне делать вторую часть? Да, померила антитела после первой части «Спутника», они у меня сильно возросли, 1 076… То есть я могла бы «Спутник Лайт» сделать, к сожалению, вот не делают, и получить сертификат. Но я не знаю, какие у меня будут антитела… Могу ли я… ?
Иван Князев: Татьяна, мы вас немножко как-то так с помехами слышим. В общем, вопрос, количество антител 1 076, нужно ли делать второй укол?
Николай Малышев: А она первый раз делает?
Иван Князев: Второй уже, первой частью «Спутника V» человек уже привился.
Николай Малышев: Ну то есть через 3 недели она должна делать второй раз.
Иван Князев: Да-да-да.
Николай Малышев: Да, конечно, обязательно.
Иван Князев: Да, хорошо, спасибо.
Ксения Сакурова: Да, хорошо.
Иван Князев: Лидия, Липецкая область.
Зритель: Алло, здравствуйте.
Ксения Сакурова: Да, слушаем вас, здравствуйте.
Зритель: У меня, знаете, к доктору такой вопрос. Вот у меня удалена щитовидная железа в 2013 году полностью. Анализ был нормальный, когда ее удалили. И вот у меня такой вопрос – мне нужно делать прививку от коронавируса? Нет никаких противопоказаний?
Ксения Сакурова: Спасибо, спасибо. Николай Александрович?
Николай Малышев: Извините, абсолютно не слышу.
Ксения Сакурова: Вопрос у нашей зрительницы в том, что ей удалили щитовидную железу, является ли это противопоказанием к вакцинации.
Николай Малышев: Значит, женщина наверняка находится, раз у нее была такая операция, под наблюдением эндокринолога. Значит, совместным решением эндокринолога, который должен ее обязательно посмотреть, и врача-вакцинолога, который обязательно смотрит перед инъекцией, они, так сказать, должны принять общее решение.
Иван Князев: Ага.
Ксения Сакурова: Да, спасибо.
Николай Малышев: Еще раз говорю, в таких случаях очень трудно: когда удалили, как удалили, что это было, так сказать, это была опухоль, это было, в течение длительного времени она перед этим наблюдалась – в общем, очень много вопросов, поэтому вот два врача это должны решить.
Иван Князев: Николай Александрович, что касается вакцинации детей, мы у нас в стране как-то слишком вообще осторожно к этому вопросу подходили, во многих странах уже благополучно прививают детей. Вот сейчас опять же «Спутник Кидс». Пора уже? Много у нас уже данных в этом вопросе?
Николай Малышев: Вы знаете, данных, в общем-то, много, но опять-таки тут очень ведь много вопросов встает. Во-первых, кого, когда, это самое, вакцинировать. Дело в том, что многие дети переболевают, так сказать, без клинических признаков. Кроме того, надо ведь тут обязательно согласие родителей или согласие опекунов. Так что здесь вопросов пока много, очень много.
Иван Князев: Ну а с медицинской точки зрения?
Николай Малышев: С медицинской точки зрения, так сказать, вакцинация детей, мы с вами знаем, что проводится по Национальному календарю значительная работа по вакцинации начиная с новорожденных. Безусловно, в общем если говорить, вакцинация оказывает благотворное влияние на последующее здоровье детей, но в каждом конкретном случае надо опираться отдельно.
Ксения Сакурова: Елена из Карелии с нами на связи. Елена, здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте.
У меня такой небольшой вопрос. Скажите, у меня мама прошла вакцинацию, в поликлинике для предоставления QR-кода или справки с нее требуют заплатить 150 рублей. Правомерно ли это?
Иван Князев: М-м-м…
Николай Малышев: Вы знаете, все, так сказать, действия в поликлинике должны быть бесплатны, бесплатны.
Зритель: Хорошо, спасибо большое.
Николай Малышев: Это прямо даже удивительно. А где это?
Зритель: Это Карелия, Лоухский район, поселок Лоухи.
Николай Малышев: Ну это какое-то самоуправство.
Зритель: Ага. Хорошо, спасибо.
Ксения Сакурова: Да, спасибо.
Есть еще вопрос из Московской области: «Расскажите о клеточном иммунитете, как он работает против COVID». Вот что мы на сегодняшний день вообще про это знаем, Николай Александрович?
Николай Малышев: Значит, клеточный иммунитет… Так сказать, есть иммунитет у нас с вами или приобретенный, или врожденный. Что касается вакцинации или человек переболевает, у него, во-первых, появляется гуморальный и клеточный иммунитет, появляются антитела, клетки в этом участвуют, причем очень много клеток участвует. И в настоящее время известно, что клеточный иммунитет, иногда и антитела низкие, а вот клеточный иммунитет, так сказать, на высоком уровне сохраняет защитные функции. Но здесь такая есть некоторая особенность определения, так сказать, показателей клеточного иммунитета, это довольно дорогое…
Ксения Сакурова: …исследование.
Николай Малышев: …удовольствие, скажем так, да. Так вот, я должен сказать, что в настоящее время больше всего мы руководствуемся клеточным иммунитетом, по показателям гуморального иммунитета, клеточным иммунитетом меньше в практике. Клеточным иммунитетом в основном занимаются в научных учреждениях, еще раз говорю, потому, что это очень дорогое определение. Тем не менее мы знаем, что клеточный иммунитет помогает человеку в течение довольно длительного времени, примерно те же сроки, что и гуморальный.
Ксения Сакурова: Понятно, спасибо.
Нина из Свердловской области с нами на связи. Нина, здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, вот моя сводная сестра вместе со своими подругами записались на первую прививку «Спутник V»…
Ксения Сакурова: Так.
Зритель: После этой прививки, которая будет на днях, надо будет им 21 день переждать до другой прививки, так?
Ксения Сакурова: Так.
Николай Малышев: Правильно.
Зритель: Может, лучше «Лайт» поставить, потому что потом еще надо 21 день ждать после второй прививки? Но дело в том, что сейчас количество больных растет и растет, по-прежнему работать на этом же месте или остерегаться, чтобы не заработать какую-то болезнь от тех, кто рядом с собой?
Иван Князев: Подождите, а зачем ждать 21 день после второй прививки? Что вы имеете в виду?
Николай Малышев: Простите, пожалуйста, я чувствую, что вы человек, наверное, моего возраста, мне 70, а вам?
Зритель: Говорите, пожалуйста, я все слышу, да-да-да.
Иван Князев: Сколько вам лет, наш эксперт спрашивает.
Ксения Сакурова: Сколько вам лет?
Николай Малышев: Возраст?
Зритель: 61.
Николай Малышев: 61. Значит, для лиц нашего возраста, так я скажу…
Зритель: Ой, простите, пойдут-то молодые, 40-летние, ставить. Я им говорю: «Может, «Лайт» поставить, чтобы быстрее выработался иммунитет-то?»
Николай Малышев: Нет-нет. Значит, послушайте меня. Что такое «Лайт»? «Лайт» – это, можно сказать, половина от обычного…
Иван Князев: …«Спутника».
Николай Малышев: Так ведь две делают, а «Лайт» – это первая из этих двух. То есть, так сказать, «Лайт» – это абсолютно та же вакцина, только первая часть. Я советую сделать две части.
Зритель: Ага, ага.
Николай Малышев: Дальше. Мы знаем, что примерно через 10 дней, немножко побольше, уже появляются признаки усиления иммунитета против COVID. (Вы извините, я такими несколько ненаучными словами говорю, но, я думаю, это более понятно.) А после второй примерно через неделю, 10 дней полностью вы получите тот иммунитет, который необходим. То есть лучше сделать две.
Ксения Сакурова: Спасибо большое за звонок.
Николай Малышев: Тем более если они до этого не болели, лучше сделать две. А потом уже для лиц 40 лет это через какое-то время, через 6 месяцев, если будет продолжаться пандемия, тогда им необходимо будет, вернее можно будет, сделать «Лайт».
Иван Князев: Ага. Да, спасибо, спасибо вам за ответ.
Ксения Сакурова: Спасибо.
Николай Малышев: Но вот я два раза сделал первый раз и два раза во время второй раз, через 6 месяцев опять два раза сделал.
Иван Князев: Во время ревакцинации.
Николай Александрович, тут вот некоторые регионы уже фактически заявляют об угрозе локдауна, в частности, об этом сказал губернатор Самарской области. Вот вы в медицинском сообществе сейчас какой позиции придерживаетесь, вот именно с точки зрения медицины, нужны уже прямо ограничения либо еще пока… ?
Николай Малышев: Вы знаете, вот с точки зрения медицины, тут большинство коллег сходятся, – это усиление санитарных мер, вплоть до локдауна. Губернатор знает лучше ситуацию на своей территории, он имеет полномочия от президента на введение тех или иных ограничений. Соответственно, с медицинской точки зрения усиление различных ограничений во время повышения, резкого повышения заболеваемости – это благо. Дальше, так сказать, это известно по другим странам, это локдаун или резкое ограничение людей в санитарном смысле и вакцинация, усиленная вакцинация.
Ксения Сакурова: Спасибо большое, Николай Александрович. Николай Малышев был с нами на связи, врач-инфекционист, доктор медицинских наук, профессор.
Есть несколько забавных сообщений от наших зрителей. Архангельская область: «Возможно ли делать прививку с помощью сигарет? Может быть, с окончанием пандемии отпала бы охота курить?» Еще одно предложение: «Очень ждем, когда появятся ковид-свечи, так ждем, так ждем!»
Иван Князев: Ха-ха.
Ксения Сакурова: В общем…
Иван Князев: Обсуждали последние новости коронавируса, пандемии в нашей стране. Дальше переходим к теме климата, и вообще кто такие климатические мигранты.