Космическая гонка разворачивается в направлении экономической эффективности

Космическая гонка разворачивается в направлении экономической эффективности
Зачем такая пенсионная реформа? Прогрессивную шкалу придётся подождать. География роста зарплат. Путин об Украине. Налог на старые машины
Бюджетные траты на пенсионеров сократили, а их жизнь к лучшему не изменили. Об эффективности пенсионной реформы
Сергей Лесков: В России власть своей герметичностью напоминает тайную ложу
Олег Бондаренко: Один из двух больших проигрышей Путина на Украине – это возвращение Крыма
Алексей Коренев: У нас несправедливы не только налоги, но и отчисления. В фонд соцстраха те, чей доход до 912 тысяч, платят 2,9%. А те, кто получают больше, не платят вообще
Действия при нападении хулигана, вооруженного ножом. Помощь пострадавшему с колотой раной
Алексей Зубец: Согласно нашим расчётам, реальные зарплаты людей будут расти практически по всей стране
Самые популярные народные поправки в Конституцию
Налог на старые машины увеличат
Зачем такая пенсионная реформа?
Гости
Натан Эйсмонт
ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН
Виталий Егоров
популяризатор космонавтики, блогер Zelenyikot

Александр Денисов: «Частные звездные войны». Космос стал ареной для соперничества не только «ястребов в погонах», политиков и государств, но и амбициозных новичков. Dragon Илона Маска таскает грузы по всей галактике. И наши тоже решили подсуетиться.

Анастасия Сорокина: Компания под названием «Международные транспортные космические системы» обещает запустить транспортный корабль «Арго» для доставки грузов на МКС.

Александр Денисов: Ну вот, для сравнения. Подсчитали, сколько стоит сейчас отправить «Арго» на орбиту. Примерная цена – это 11,5 миллионов долларов. Это очень дешево. Предполагается, что «Арго» совершит 20 взлетов и посадок. В настоящее время стоимость полета одного российского грузового корабля «Прогресс МС» (одноразового) составляет почти 30 миллионов долларов, сам корабль на обратном пути сгорает в атмосфере. Полет Dragon сейчас стоит 40 миллионов, поэтому преимущество «Арго» очевидное.

Поговорим, стоит ли нам ввязываться в такую частную космическую войну, толкаться локтями с американцами. Обсудим с нашими экспертами, а также с вами, уважаемые телезрители.

Анастасия Сорокина: На связи Натан Андреевич Эйсмонт, ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН. Натан Андреевич, здравствуйте.

Натан Эйсмонт: Здравствуйте.

Александр Денисов: Натан Андреевич, сразу вопрос. Очевидно, что началась такая бизнес-гонка в космосе. Что, нам Вселенной не хватит на всех? Почему нам нужно тут же соперничать с тем же Илоном Маском?

Натан Эйсмонт: Вы знаете, с Маском как-то все хотят посоперничать и все хотят сделать лучше, чем Маск. Получится это или не получится – сказать трудно. Но в таких соревнованиях, конечно, нужно учитывать реальные условия для того, чтобы быть участником. Сложились ли такие условия для того, чтобы наша страна включилась в эту деятельность? Ну, смысл ее, как заявляет и сам Маск, в том, что он может делать намного дешевле, но при той же надежности.

Получается ли у него? Ну, у него и получается, и не получается. Никто не верил, скажем, что у него получится многоразовый носитель. Ну, когда мы говорим о носителе, то имеется в виду на самом деле всего-навсего первая ступень. Но первая ступень – это существенная составляющая всей стоимости носителя. И там у него явно получается.

Теперь он взялся за разработку (и разработал уже) тех аппаратов, которые предназначены для того, чтобы доставить пилотов и грузы, скажем, на МКС и вернуть что-то обратно. Вот эта задача уже немножко выходит за пределы того, что имеем мы. Потому что у нас как? Пилотов доставляют и возвращают «Союзы». Грузы доставляют «Прогрессы». И речи о том, чтобы корабль, который доставляет грузы, был возвращаемым, в общем-то, до сих пор не было, ну, серьезных разговоров не было.

То, что сейчас вот такие разговоры возникли – они, в общем, требуют предварительного хорошего анализа для того, чтобы понять, а много ли грузов нужно возвращать. Понимаете? Сейчас можно сказать, что почти ничего не возвращают. А то, что нужно вернуть, возвращают в пилотируемых кораблях, в «Союзах».

Александр Денисов: Натан Андреевич, а может быть, про возвращение – тут заострил на будущее? Потому что все – и американский президент, и наш президент – они говорят об освоении Марса, Луны, что туда можно летать.

Анастасия Сорокина: Доставка туда туристов.

Александр Денисов: Да-да-да. Может, мы собираемся полезные ископаемые оттуда вытаскивать и тащить сюда.

Анастасия Сорокина: Илон Маск вообще предлагает жить там.

Натан Эйсмонт: Ну, насчет полезных ископаемых сейчас большой шум во всем мире, но почему-то все забывают, что эти полезные ископаемые, даже если они будут много дороже золота, скажем – ну, во сколько раз? – в десять раз дороже золота, то все равно такие полезные ископаемые выгоднее добыть на Земле, чем извлекать их из космоса по тем технологиям, которые сейчас имеются, и даже по каким-то ожидаемым технологиям. То есть что-то должно быть такое ну совсем уж фантастическое, что стоило бы таких очень сложных миссий для доставки на Землю. Вот это главная задача: а что собственно доставлять?

Есть, правда, один вариант, когда понятно, что доставлять. Это случай, когда нужно будет доставлять в космос топливо, если нам удастся найти какие-то источники топлива в космосе. Вот тогда – да. Тогда это становится выгодным.

Александр Денисов: Натан Андреевич, короткий вопрос. Настя, прости. Короткий вопрос. Можно ли уже сказать, что космос стал такой ареной действий амбициозных новичков, что он стал дешевле? Потому что вот индусы запустили на Луну свой аппарат и говорят: «Он нам обошелся дешевле, чем снять голливудский фильм». То есть что – уже это доступно для всех?

Натан Эйсмонт: Вы знаете, здесь, наверное, сыграло роль другое – голливудские стали слишком дорогие.

Александр Денисов: Дороже.

Натан Эйсмонт: Да, вот в чем все дело. Но тенденция такая есть, это безусловно точно. И это Маск доказал созданием многоразовых носителей. Может быть, у него и дальше получится. Пока у него не так легко все идет, как пошло вначале. Я имею в виду его Dragon.

Ну, это относится не только к Dragon. Там же есть конкурент Boeing, который Orion разрабатывает. У них тоже серьезные проблемы. В чем эти проблемы заключаются? В том, что сроки запуска постоянно откладываются. И откладываются они, в общем, без надежды, что наконец-то этот период завершится. Объявили, что будет в 2019 году, но в 2019 году нет, ничего не получается ни у Orion, ни у Маска.

То есть, понимаете, первоначальные успехи как-то их окрылили настолько, что они забыли о трудностях, которые, в общем, нормально должны ждать первопроходцев. Понимаете? Ну, такое небольшое отрезвление, я думаю, произойдет.

И все-таки космос, мне кажется, станет дешевле, потому что большую роль в цене играет монополизм. А монополизм наблюдается, конечно, и в Соединенных Штатах, чего уж там говорить, а у нас тем более – все это у государства. Здесь иначе и быть не может, да? И если появляются такие компании…

Вот у компании, о которой вы сказали, мне кажется, подозрительное название. Подозрительное все, что начинается со слова «международные». Но там участники, в общем, известны, заявлены, и они внушают доверие. Это и сам инициатор Филев, и, скажем, один из ведущих участников – Брюханов. Это человек из «Энергии», он известный, и известный с хорошей стороны. Так что, может быть, у них что-то получится. Но здесь еще нужно правильно оценить рынок ближайших времен.

Анастасия Сорокина: Спасибо. На связи с нами был Натан Андреевич Эйсмонт, ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН.

Есть у нас звонок от зрителя – Владимир из Коми до нас дозвонился. Здравствуйте.

Александр Денисов: Владимир?

Зритель: Да-да, я слышу вас. Добрый день.

Анастасия Сорокина: Добрый день.

Зритель: Я слушаю вашу программу. Конечно, предыдущий человек, который говорил о том, нужно ли нам ввязываться в эту гонку, связанную с космосом и с тем, чтобы туда запускать корабли, которые могли бы и туда доставлять груз, и обратно возвращать какой-то груз из космоса… Я не знаю, может быть, сейчас какая-то часть вашей аудитории встанет на мою сторону, а какая-то часть скажет, что я не прав, но все-таки я хочу выразить свое мнение.

Предыдущая тема, которая у вас затрагивалась, связана с отсутствием жилья у многих людей, они теряют деньги в долгостроях. Я считаю, что прежде всего государству нужно посмотреть на людей, которые нуждаются в том, что им нужно для жизни нормальной. Люди высказывают свое мнение, вот такие, как ваш эксперт, который до меня сейчас высказывался. Я думаю, что у него все в порядке и благополучно в его жизни, то есть у него и нормальная зарплата, и нормальное жилье. А те люди, которые смотрят и думают сейчас: «Ну сколько еще миллионов и миллиардов уйдет на то, чтобы опять ввязываться в эту ситуацию?» – конечно, они будут против.

Александр Денисов: Короче говоря, нужно достроить жилье, а только потом лететь в космос за грузом и обратно?

Зритель: Конечно, конечно.

Александр Денисов: Спасибо, спасибо.

Зритель: Нужна экономика нормальная, а потом уже…

Александр Денисов: А потом уже и все остальное, да.

Анастасия Сорокина: Спасибо, Владимир.

Есть у нас еще одно мнение экспертное. На связи Виталий Егоров, популяризатор космонавтики, блогер Zelenyikot. Здравствуйте, Виталий.

Виталий Егоров: Здравствуйте.

Александр Денисов: Здравствуйте, Виталий. Вы знаете, вопрос. Мы с Анастасией не специалисты в космических технологиях. Вот эта компания, которая собирается строить «Арго», «Международные транспортные космические системы» (немного напоминает «Российские железные дороги», как будто мы туда, в космос, проложим пути), чем она знаменита уже? Может похвастаться какими-то достижениями, чтобы вот так сразу обещать за 10 миллионов аппарат, который будет туда-сюда курсировать, как Shuttle?

Виталий Егоров: Ну, пока можно говорить только о том, что в основателях этой компании, в сотрудниках этой компании достаточно профессиональные люди, связанные с космонавтикой не первый год и даже не первое десятилетие. В остальном, поскольку компания появилась буквально меньше года назад или около года, пока серьезных достижений она не совершила, по крайней мере тех, о которых бы стоило говорить публично.

Вероятно, там сейчас идет конструкторская работа, проектирование этого самого космического корабля, определены его характеристики, его возможности, примерная стоимость. Ну и сейчас ведется его разработка, то есть подготовка конструкторской документации, определение подрядчиков основных. В общем, первые шаги к тому, чтобы его создать, уже есть.

Ну и понятно, что пытаются заинтересовать этим проектом государство, потому что без государственных заказчиков в таких делах подняться практически невозможно. Тот же самый Маск свой корабль и свою ракету, по сути, разрабатывал на государственные средства.

Анастасия Сорокина: Виталий, у вас такое позиционирование – популяризатор космонавтики. Очень много зрителей наших пишут, например, Ростовская область: «Сколько можно заниматься ерундой? Пусть занимаются экономикой, строят заводы, фабрики, восстанавливают хозяйство». То есть волнует наших людей то, что здесь, не там, в космосе, где-то далеко, а то, что здесь проблемы остаются нерешенными.

Как оценить масштаб этих необходимых исследований, этих затрат? В этом сейчас действительно есть такая необходимость? Или это, скажем, опять сложившаяся исторически гонка за лидерство?

Виталий Егоров: Ну, бюджет Роскосмоса – меньше 1% государственного бюджета, поэтому там не какие-то колоссальные расходы, которые могли бы существенно изменить экономическое состояние страны. И когда обсуждается, что космос где-то далеко, деньги выкидываем в вакуум и все остальное… Деньги остаются на Земле. Деньги идут на зарплаты рабочим, ученым, инженерам. По сути, это точно так же поддержка отечественной экономики.

Ну, естественно, космос, конечно же, сейчас должен быть направлен на экономическое развитие. И вот здесь как раз, если мы говорим о том же космическом туризме, то это прямой способ, как зарабатывать – то есть продавать билеты иностранцам и зарабатывать на этом. Конечно, это гораздо сложнее, чем продавать билеты в музей или на самолет, но как раз развитие сейчас туда и идет.

Если раньше была гонка за государственное превосходство, демонстрация своего превосходства, престиж, то сейчас уже все разворачивается в направлении именно экономической эффективности. И индийцы те же самые запускают коммерческие спутники, китайцы постоянно стремятся к этому. В России, впрочем, в общем-то, неплохо в свое время… Лет десять назад Россия зарабатывала на космосе, но при этом где-то порядка одной трети расходов на нашу космонавтику возвращалось обратно на коммерческой деятельности.

Сейчас как раз, я считаю, нужно стремиться к тому, чтобы повышать этот процент и делать нашу космонавтику не просто героической, сложной, заслуживающей гордости, но и полезной для государства и для государственной экономики. И тогда вопросов «деньги на ракеты или на дома?» не будут задавать, потому что деньги на ракеты будут деньгами на дома.

Александр Денисов: Виталий, вопрос, смотрите. Раз уж мы толкаемся локтями, Вселенной для всех мало, нужно конкурировать, бежать вперед, лететь вперед, то, может быть, мы тогда используем свое конкурентное преимущество? Все знают, что американцы летают на наших движках космических. Может быть, мы перестанем им их продавать, чтобы у нас было преимущество? Наши двигатели, мы летаем – и мы дальше улетим.

Виталий Егоров: Мы прошли это время. У них уже десять лет как есть свои двигатели, и без нас они спокойно проживут. Просто с нами им выгоднее это делать.

Александр Денисов: То есть мы делаем двигатели дешевле все-таки?

Виталий Егоров: Мы делаем двигатели дешевле, качественнее, но при этом нам это тоже выгодно. На этом заводы работают – на тех деньгах, которые платят американцы. Поэтому здесь взаимовыгодное сотрудничество.

И те ракеты, которые летают на наших двигателях, они экономически неэффективные, они слишком дорогие. Они дороже Falcon Маска, они дороже российских «Протонов», поэтому они в коммерческих запусках очень редко используются. Как правило, они летают по государственным задачам. Спутники военные или научные Америка на них запускает. Поэтому конкуренцию мы здесь никак не выиграем, если «отключим газ».

Анастасия Сорокина: Понятно, спасибо.

Александр Денисов: Спасибо, Виталий. Ну что же, пожелаем нашим ученым успехов в конкуренции, чтобы улетели дальше и американцев, и всех остальных. Спасибо.

Анастасия Сорокина: На связи с нами был Виталий Егоров, популяризатор космонавтики.

Ты знаешь, Саша, забавные сообщения приходят, как-то они вместе с «Реальными цифрами». Вот из Ленинградской области пришло сообщение: «Нам надо лететь в космос, пока продовольственная корзина не очень тяжелая, чтобы достичь своей цели».

Александр Денисов: Ну как не тяжелая? На мужчину – почти тонна.

Анастасия Сорокина: Это если готовится к годовому проживанию на Марсе. Я думаю, что это как раз в далеком будущем.

Александр Денисов: Ну, грузовик космический потянет, я думаю. Дальше поговорим о здоровых и нездоровых регионах.

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)

Выпуски программы

  • Все видео
  • Полные выпуски