Виталий Млечин: Сейчас полезная информация для тех, кто любит активный отдых. В Костромской области сделали бренд из внедорожья, и теперь проводят трофи-рейды на больших машинах, которым не нужен асфальт. Марианна Ожерельева: Вот сейчас в этих трофи-рейдах будем вместе с вами, телезрители, разбираться, как это вообще работает. Виталий Млечин: Станислав Афонский у нас в гостях, генеральный директор компании «Трофи-лайф». Станислав Александрович, здравствуйте! Марианна Ожерельева: Здравствуйте, Станислав! Станислав Афонский: Здравствуйте! Виталий Млечин: Ну, рассказывайте, что это такое вообще? Станислав Афонский: Ну, нашли относительно недалеко от Москвы место рядом с районным центром Костромской области Чухлома. Ряд заброшенных деревень. А поскольку сами любители бездорожья, соответственно, решили к ним прокатиться, так сказать, вне дорог. Поскольку деревни заброшенные, дороги никто давно не эксплуатирует, то есть, не поддерживают в надлежащем состоянии. Марианна Ожерельева: Как Сусанин, получается, да? Станислав Афонский: Да-да-да, ближе, к таким, к сусанинским тропам. И, соответственно, проложили такие внедорожные маршруты. Поскольку ряд деревень заброшены, но не уничтожены, то они представляют из себя очень интересный, ну, скажем так, этап прохождения бездорожья. То есть, не совсем без цели, получается, а едешь-едешь-едешь по бездорожью, потом – раз, выезжаешь в какую-нибудь заброшенную деревеньку. Там и переночевать в каких-то домах можно даже. Виталий Млечин: То есть, там что-то даже сохранилось, да? Станислав Афонский: Там довольно много сохранилось. И, что интересно, в отличие от, ну, так скажем, большинства деревень, за все деревни, конечно, России, не скажу, но от большинства таких общепринятых, где ничем не примечательные домики, и так далее, здесь очень красивая архитектура домов. И, что удивительно, непонятно даже, почему они заброшены. Потому что, ну, очень-очень красивые. Марианна Ожерельева:В чем красота? Вот что вас лично удивило и порадовало? Станислав Афонский: Это крайне необычная архитектура. То есть, там и все резное, и какие-то башенки, и еще что-то. Марианна Ожерельева: Наличники, да? Станислав Афонский: То есть, это вот что-то такое, больше, вот как мы воспринимаем замки там средневековые, и для нас это странно, так это вот такая архитектура, не замковая, но настолько необычная. То есть, мы привыкли, в деревнях пятистенки, да? Пять стен там, крыша и все. Марианна Ожерельева: Да. Станислав Афонский: А здесь башенки, и все резное. Какие-то вот, прямо, ну, такие, микродворцы что ли такие, маленькие, сельского, так сказать. Виталий Млечин:А вот мы сейчас видели картинку, что там, действительно, там такая грязь, что даже вот эти подготовленные ваши машины с большими колесами с трудом проезжают. Вот сейчас нам показывают. То есть, уже практически по днище машина. То есть, это вот прямо совсем непросто, да, туда добраться? Станислав Афонский: Добраться туда, безусловно, совершенно непросто, да. Для этого требуется и такая, подготовленная техника, и наличие там лебедок, и мужества,и отваги, чтобы, соответственно, доехать. Такие рейды у нас занимают несколько дней. Потому что, получается, как минимум, день туда ехать, день обратно, получается. Это вот сейчас картинка дороги в Ушнево, одна из таких известных деревень в наших джиперских кругах. Куда трудно добраться, и где самый большой такой дом из заброшенных, но красивых. Вот, собственно, все к нему, в эту деревню и едут. Есть еще ряд… Виталий Млечин: Слушайте, а там просто он прямо в какое-то озеро въехал. Станислав Афонский: Ну да, это брод. Там река так разливается и, соответственно, ну, просто… Виталий Млечин: Сколько машин вы утопили в этой реке? Марианна Ожерельева: Сколько там… Виталий Млечин: Прежде чем сняли вот эти красивые кадры? Станислав Афонский: Нет, ну мы ребята-профессионалы, мы, прежде чем топить, мы сначала привязываем, чтобы быстро вытащить оттуда, соответственно, технику. Вот сейчас, если покажут, следующие машины, они поедут уже привязанные. То есть, вот эти сами проскакивают, а следующая поедет, уже привязанная к впереди идущей как раз на тот случай, если она остановится посередине. Но это адреналин. Людям не хватает. Виталий Млечин: Да уж. Марианна Ожерельева: На самом деле, вы презентуете вот ту самую Россию, о которой мы говорим часто: где же, что сделать, где бездорожье? Может, кто-то увидит из властей, подумает: «Ой, дороги-то нет, надо сделать. Что ж такое показывают?». А это брендом стало. Как так получилось, вообще, действительно? Там, где надо дорогу делать и создавать, казалось бы, условия, переформатировали и сделали вот такое интересное времяпрепровождение для тех, кому это нравится. Станислав Афонский: Ну, вероятно, это относится к загадочной русской душе. Потому что, если привычные туристы, вообще, сфера туризма подразумевает какие-то там полеты куда-то, отели, проживание. Марианна Ожерельева: Комфорт. Станислав Афонский: Комфорт, да, автобусы и прочее. Здесь вот отдых воспринимается именно как преодоление некоторых трудностей, которые, по сути, сами же себе и выдумали. И достаточно, как сказать, популярно это дело, поэтому… Виталий Млечин:А популярно – это надо вот, чтобы у тебя такая машина была, уже подготовленная? Или можно, скажем, приехать, и там дадите машину, или дадите прокатиться на пассажирском сиденье? Станислав Афонский: Есть и такие, и такие форматы. Вот эти кадры людей, которые на своих машинах приехали. Но есть также услуги по предоставлению джип-туров, то есть, можно приехать, покататься, соответственно, за рулем такого внедорожника. Тут стоит дороже, конечно, чем автобусная экскурсия по всей там Костромской области. Но, тем не менее, достаточно… Виталий Млечин: Ну а сколько это, для ориентира? Станислав Афонский: Ну, где-то один день – 30-40-50 тысяч может стоить. Но это, как бы, все комплексно, там и с питанием, соответственно, там топливо, работа инструктора и так далее. Если это в палатках, может быть, и проживание тоже, и так далее. Марианна Ожерельева: Вот, палатки. Так все-таки где же ночь-то провести? Вы сказали, что в деревушку приезжаете, и там можно разместиться. Это какие-то мини-отельчики, это какие-то люди, у которых точно можно остановиться? Какой-то договор у вас с ними? Станислав Афонский: Ну, если мы говорим вот про такой формат жуткой грязи, то, конечно, там ни людей, ни договора нет. Там… Марианна Ожерельева: Баня ж нужна, наверное, там для всех? Станислав Афонский: Заброшенные имеются в виду дома. Просто можно зайти и там переночевать. Но, безусловно, весь этот туризм рассчитан на палаточный ночлег. То есть, вот если летом, да даже и осенью тоже ездят с палатками, разбивают палатки, ночуют. То есть, опять же, если уж ехать в такую грязь, то что уж в палатке-то не переночевать? Это уже минимальная из проблем. Виталий Млечин: Насколько это популярно? Много ли людей, которые готовы в этом во всем поучаствовать? И какой состав по возрасту, по полу? Потому что, понятно, что такие большие машины ассоциируются с крепкими мужчинами. Но это ж не всегда так. Станислав Афонский: Да, безусловно. Но процентов 90 – это все-таки мужчины. Женщины присутствуют, но, соответственно, в чуть меньшем количестве. Возраст – это 35 плюс. То есть, обычно это люди такие, ну, условно, состоявшиеся, то есть, что-то в жизни уже посмотревшие. Видимо, этим самым «наевшись», хочется что-то, вот какого-то такого разнообразия. Я бы так описал. Виталий Млечин:А там вообще какие условия? То есть, там мобильная связь-то хотя бы ловит, вот в этих лесах? Или даже такой детокс там происходит? Станислав Афонский: Нет, не везде. Раз деревня заброшенная, значит, там не проведено ни электричество, то есть, соответственно, никто не будет ставить такую связь. Кто-то пользуется, я знаю, спутниковой связью. Вот. Но мы ездим группами всегда. То есть, мы не путешествуем в одиночку. Марианна Ожерельева: Это сколько машин группа? Станислав Афонский: Ну, группа – хотя бы минимум машин пять получается. Марианна Ожерельева: Так. Станислав Афонский: Поэтому… Вот сейчас как раз кадр, когда одна машина тащит другую. То есть, это вот на тот случай, чтобы машина не застряла и не остановилась в реке. И, соответственно, ее лихо преодолела. Вот. Поэтому в плане того, что, если не ехать в одиночку, то нет проблем, другая машина может оказать помощь. Вплоть до того, что машину можно оставить там и экипаж эвакуировать оттуда. А с машиной уже потом приехать на эвакуацию и вытащить ее оттуда. Виталий Млечин: Если люди вот сами подготавливают свои машины, сколько это примерно стоит? Сколько это по времени, и приходится ли ремонтировать машину после каждого такого заезда? Станислав Афонский: Ну, как правило, приходится ремонтировать. Даже если ничего явно не сломалось, что тоже крайне редко происходит. Требуется делать ей техобслуживание. Подготовить такую машину стоит, ну, примерно, там хорошо подготовить, примерно стоимость, еще одну стоимость машины. Ну, в нынешних условиях не совсем понятно, как это… Виталий Млечин: Да, это понятно. Станислав Афонский: Какие цены называть. Абсолютные величины, ну, в общем, достаточно дорогостоящее это увлечение. Если говорить вот именно про такой формат. У нас есть формат и более простой, называется «Для кроссоверов». Когда… Виталий Млечин:А сейчас вот вы видите русскую женщину, которая тянет на тросе машину за собой. Станислав Афонский: Да, очень много семейных пар ездят. Ну, примерно, наверное, треть или половина экипажей ездят семьями, вот. Ну и, соответственно… Марианна Ожерельева:А дети бывают? Станислав Афонский: Дети тоже достаточно часто ездят. Причем, интересно, что дети ездят либо младшего возраста, либо уже там 20 плюс. А вот средний возраст, подростковый, ездят меньше. Не знаю вот, с чем связано. Марианна Ожерельева: Они же могут отказаться от поездки. Станислав Афонский: Да, да, видимо, да. Имея возможность отказаться, они ею пользуются. Виталий Млечин:А на каких машинах, в основном? На отечественных, которые не жалко, или наоборот, на иномарках, которые вроде понадежнее? Станислав Афонский: Я думаю, любую машину, которую купил за миллион, жалко, отечественная она или нет. Я думаю, что отечественные – не отечественные 50х50. Вот по факту присутствуют. Потому что кому-то нравится именно брутальность отечественного автомобиля. Вот, в частности, УАЗика. Он такой, не совсем автомобиль. Если вот именно рассматривать Хантер, а не Патриот. Патриот – он уже похож на современный автомобиль. А вот Хантер – он ближе к такому полутрактору – полуавтомобилю. И это определенный такой дух. В него, когда садишься, у тебя сразу все отключается, полный такой цивилизационный детокс. Вот. И все, значит, у тебя эта баранка, переключатель, и ты поехал, глаза горят и все. А в иномарке ты заходишь внутрь и садишься. Там, может, еще и кондиционер работает, пока грязью не забился радиатор. Ну, машина и машина. Ты едешь, что-то не едет почему-то. Да, то есть атмосфера немножко сглаживается этим буфером комфорта. Марианна Ожерельева: Вы всех берете в подобную вот непроходимую экспедицию, кто подает заявки? Или все-таки у вас есть какой-то там отбор естественный? Станислав Афонский: Ну, естественный отбор там где-то в начале происходит. Да нет, потому что, если человек, как бы, в принципе, заинтересовался, и его все эти картинки не испугали, и он готов поехать… Марианна Ожерельева: Вот. То есть, все-таки человек сначала отсматривает, вы его как-то готовите? Может быть, какое-то собеседование есть? Вы ему рассказываете: «Послушай, подожди, все, что в интернете, бывает еще хуже». То есть, вы его как-то предостерегаете, может быть, и предупреждаете, чтобы он понимал, в какую реальность он потом попадет? Станислав Афонский: Не-не-не. Марианна Ожерельева: Нет? Станислав Афонский: Нам деньги нужны, мы всех берем. Марианна Ожерельева: Коммерсанты. Виталий Млечин: Что с собой надо брать в такую поездку, да? Какое-то топливо, что, еду, питье, обогрев? Марианна Ожерельева: Спальник. Виталий Млечин: Ну, это само собой. Марианна Ожерельева: Да. Станислав Афонский: Ну безусловно, полная экипировка. Вот если бы вы пошли в лес, на автономное проживание. Марианна Ожерельева: Ну скажите. Станислав Афонский: Ну, соответственно, палатки, столы для питания, соответственно, посуда для еды, горелки, чтобы питаться, газ, чтобы греть. Еда, чтобы было чего греть и чем поесть. Вода обязательно в большом количестве, потому что бывает период, там умыться, помыться надо, приготовить какую-то еду, там чай, как минимум, Дошираки те же заварить. Вот. Плюс, бывает, вода требуется, если радиатор, не дай бог, пробивается, в него залить. Поэтому запас воды нужен большой. Что касается машины, безусловно, это и запас топлива, потому что деревни заброшенные, и бывает, что до них и добраться там тяжело. И плюс, если на лебедке едешь, это все очень медленно, и топливо тоже расходуется уже в мото-часах, а не в километрах, как мы привыкли. А именно вот по времени очень много расходуется топлива. Запас какого-то инструмента, минимальных запчастей, потому что, ну, какие-то есть ряд поломок, которые в течение получаса можно исправить прямо вот на ходу. Соответственно, такие запчасти лучше иметь с собой. Ну и там лопата, там топор, опять же, вот это вот то, что поможет при преодолении каких-то таких тяжелых участков. Виталий Млечин: Слушайте, очень интересно. Спасибо. Марианна Ожерельева: Неплохой набор. Виталий Млечин: Спасибо вам огромное за то, что рассказали. Марианна Ожерельева: Спасибо. Виталий Млечин: Любителям экстрима явно было очень интересно. Марианна Ожерельева: Да, очень много сообщений, что интересно. Но спрашивают: «Как же шины не жалко?». Виталий Млечин: Ну, наверное, выкидывают просто каждый раз. Марианна Ожерельева: Видимо, сейчас будет жалко уже так быстро портить. Станислав Афонский: Ну, кстати, шины, в принципе, меньше всего там страдают, поэтому… Марианна Ожерельева: Не жалко. Станислав Афонский: Не жалко. Виталий Млечин: Спасибо большое! Станислав Афонский, генеральный директор компании «Трофи-Лайф», был у нас в гостях. Буквально пара сообщений. Марианна Ожерельева: Сообщения. Виталий Млечин: «Я – коренная костромичка, – пишут нам, – и чем дольше живу в Костроме, тем больше ее люблю. Была возможность переехать в Москву, но не хочу. Кострома – это истинная душа России во всей ее красоте». Вот поэты нас просто смотрят. Марианна Ожерельева: Да. Ярославская область: «Кострома – мои студенческие лучшие годы жизни». «Была с внуками на Рождество в гостях у Снегурочки. Огромное удовольствие. Всем советую», – пишут нам из Ленинградской области. Действительно советуем, там очень здорово. Виталий Млечин: Да. Мы сейчас прервемся на несколько минут. Потом большой выпуск новостей на Общественном Телевидении России. И сразу после него программа Отражение продолжится. Будем дальше говорить о Костромской области. Оставайтесь с нами.