Ксения Сакурова: Мы продолжаем и, в общем-то, продолжаем говорить на ту же тему. Минздрав утвердил новую форму сертификата о вакцинации и перенесенном коронавирусе. В нем предусмотрено место для QR-кода. Также в документе будут указаны сведения о ревакцинации и медицинских противопоказаниях. Виталий Млечин: Ранее сформированные сертификаты будут переоформлены автоматически на портале Госуслуг до 1 марта следующего года, естественно. Ну а новая форма станет доступна с 8 ноября для тех, кто ее получает вот сейчас впервые. Ксения Сакурова: Каким будет порядок получения нового сертификата? Через какое время после заболевания можно воспользоваться QR-кодом? Что делать, если после вакцинации сертификат так и не появляется на Госуслугах? И будут ли его выдавать тем, у кого есть медицинские противопоказания? Обо всем этом и о новом, все более необходимом в нашей жизни документе будем говорить в ближайшие полчаса, в том числе и вместе с вами. Позвоните, расскажите, были ли у вас проблемы с получением сертификата или QR-кода, если вы вакцинированы. Как вы их решали? Ваши истории нам всегда очень интересны. Виталий Млечин: 8-800-222-00-14 – бесплатный телефон прямого эфира, 5445 – короткий номер бесплатный для ваших SMS-сообщений. Сейчас побеседуем с Иваном Печереем, медицинским юристом, кандидатом медицинских наук. Иван Олегович, здравствуйте. Иван Печерей: Добрый день. Ксения Сакурова: Здравствуйте. Виталий Млечин: Иван Олегович, собственно говоря, по поводу этого ковид-сертификата. Почему понадобилось изменять его форму? Вроде есть уже. И какая информация там будет все-таки содержаться? Иван Печерей: Ну, информация, которая будет там содержаться, вы прекрасно ее предоставили в самом начале, потому что она стандартная достаточно. Это касательно, то есть… место для QR-кода, соответственно, место, где опять же обозначены медицинские показания, медицинские противопоказания. А что касается, почему должен обновляться документ, ну это вполне нормальная рабочая история, когда все те формы документов, которые предназначены для, соответственно, регистрации тех или иных заболеваний, модифицируются. Это касается как медицинских документов, так и… сертификатов. То есть да, просто это на самом деле вполне себе рабочий процесс. Я думаю, это не последнее изменение сертификата, я думаю, в дальнейшем они будут также модернизироваться. Явление вполне себе нормальное. Ксения Сакурова: А правильно ли мы понимаем, что теперь будет некая единая, стандартная форма? Вот до сих пор собственно бумажный сертификат в каждом регионе мог выглядеть по-разному, где-то это действительно какая-то книжечка, где-то она синяя, где-то зеленая, где-то это просто в виде справки… Теперь все, это единый документ, ну вот как паспорт, например, у всех одинаковый, да? Иван Печерей: Совершенно верно, совершенно верно. Это единая унифицированная форма, которая принята регулятором. Это абсолютно логичное и своевременное, на мой взгляд, решение. Ксения Сакурова: Но при этом его бумажная форма, она просто распечатывается на принтере. Или нет? Или все-таки есть какой-то бланк гособразца? Иван Печерей: Ну, в настоящий момент введена та форма, которая должна быть едина, в том числе должна быть едина, представлена также на сайте Госуслуг, и любой гражданин должен ее получить. Действительно, она должна быть, то есть если речь идет об электронной форме, в распечатанном виде она должна также соответствовать той единой форме, которая сейчас утверждена. То есть новый документ, какие-либо иные документы, подтверждающие наличие вакцинации либо отсутствие вакцинации, в данном случае, наверное, будут уже неуместны, поскольку регулятор ввел эту форму. Ксения Сакурова: Сейчас QR-код действует в течение года после прививки. Теперь мы видим, что в документе появляются сведения о ревакцинации, ее по новым нормам рекомендуют делать каждые полгода. Означает ли это, что QR-код будет действовать теперь тоже полгода? Иван Печерей: Я думаю, что да, мое мнение, что да. Но опять-таки, как мы с вами знаем, у нас документ, который… говорит сейчас о вакцинации, ставит определенные требования, носит название временных методических рекомендаций о вакцинации, они являются актуализированными методическими рекомендациями. То есть я допускаю, что этот документ будет меняться, в том числе, возможно, та же самая история с полугодом, с необходимостью вакцинации каждые полгода, она может быть тоже изменена, когда мы получим больше данных о новой коронавирусной инфекции, например, такой вариант тоже не исключаем. То есть на настоящий момент это так, но мы каждый день собираем все больше и больше информации, наука на месте не стоит, заболевание все больше и больше изучается, и, возможно, на вновь полученных данных будут скорректированы сроки той же самой вакцинации. Ксения Сакурова: И наверное, такой очень важный для многих вопрос. Появляются данные о медицинских противопоказаниях в этом документе рядом, собственно, с местом для QR-кода. Так вот если будут данные о противопоказаниях, QR-код будет? И будет ли он давать те же права и возможности, что и вакцинированным или переболевшим людям? Иван Печерей: Ну, здесь, на мой взгляд, как я это понимаю, форма сертификата, что она утверждена, это совершенно справедливо. Но мне также кажется, что необходимы все-таки какие-то жесткие достаточно требования предъявить к процедуре получения медотвода и документу, который дает именно медотвод от вакцинации. Собственно говоря, документ называется «Сертификат о вакцинации», но существует еще медицинский отвод, когда у гражданина, у пациента есть противопоказания для проведения вакцинации. И вот в данной ситуации мне не совсем понятно, учитывается ли это здесь, то есть лицу, у которого есть медотвод, будет дан такой же сертификат о вакцинации или нет. Вот, честно говоря, я пока немножко не совсем это понимаю. Как мне кажется, логично было бы все-таки один документ сделать и указать на то, что гражданин имеет медотвод от вакцинации ввиду того, что у него имеется либо противопоказание, либо присутствуют антитела, ну как бы это в зависимости от требований, которые установлены методическими рекомендациями по вакцинации. Ксения Сакурова: Но при этом у него вроде как равные с остальными возможности в плане, не знаю, посещения каких-то мест и т. д. или нет? Вот тут такой тонкий момент, мне кажется. Иван Печерей: Я думаю, что да, мое мнение, что да, поскольку любое иное мнение, в смысле любая другая ситуация уже дает почву для размышлений на соответствие всего происходящего новому законодательству. То есть у нас как бы, соответственно, здесь можно говорить о том, что законодательство построено так, что нельзя ущемлять интересы других лиц, которые болеют определенным заболеванием либо, наоборот, являются здоровыми в данной ситуации. То есть здесь чтобы не пускаться в такого рода дискуссии совершенно очевидно, что те люди, которые имеют противопоказания для проведения вакцинации и не вакцинированы, не должны быть ущемлены в правах по сравнению с вакцинированными. Виталий Млечин: Послушаем Ларису из Петербурга. Лариса, здравствуйте, вы в эфире. Зритель: Добрый день. Это не Санкт-Петербург, это Екатеринбург. Ксения Сакурова: Да, просим прощения. Зритель: Мне 63 года. У меня такой вопрос. В июле месяце у меня после перенесенного COVID был QR-код на Госуслугах. Виталий Млечин: Так. Зритель: В июле месяце QR-код этот закончился, потому что прошло 6 месяцев. В сентябре месяце я сдавала на антитела, антитела у меня еще достаточно высокие, по новой методике, что сейчас дают, 48 миллилитров, я точно не могу сказать. Что мне делать? Будет ли действителен этот QR-код? И могу ли я выходить в магазины? Виталий Млечин: Вакцинироваться, снова вакцинироваться. Иван Олегович, правильно? Иван Печерей: Да, совершенно верно. Тот код, который у вас был, у него срок действия закончился, вам нужно получить новый. Ксения Сакурова: Ну и чтобы получить новый, в данный момент единственная возможность – это, собственно, пройти вакцинацию, потому что болеть мы вам, конечно же, не рекомендуем. Виталий Млечин: Да уж… Ксения Сакурова: Спасибо большое, Иван Олегович. Иван Печерей был с нами на связи, медицинский юрист, кандидат медицинских наук. А мы продолжим обсуждать эту тему. Игорь Цикорин к нам присоединяется, сопредседатель Совета общественных организаций по защите прав пациентов при Департаменте здравоохранения города Москвы. Игорь Викторович, здравствуйте. Виталий Млечин: Здравствуйте. Игорь Цикорин: Да, здравствуйте, уважаемые слушатели, уважаемая студия. Несколько вот слов, поддержать коллегу, предыдущего выступающего, и, в общем-то, о сертификате. Ну, нужно понимать, что вот этот сертификат, форма которого появляется, она расширяет возможности, в общем-то, упорядочивает такой подход к вакцинации и к заболеванию, получению кода, когда будет все сведено в один сертификат. В прошлом сертификате у нас было только указание на первую и вторую дозу, не было ревакцинации, не было медотвода так называемого от прививки, о котором коллега говорил. Но тут такой тоже момент достаточно, скажем, обсуждаемый, потому что медотвод может быть как временным, так и постоянным, поэтому это тоже функция, которая может каким-то сроком быть записана, то есть вот в данный момент какое-то серьезное заболевание хроническое, обострение, и в данный момент прививка не показана. А вот вопрос о нарушении прав в данном случае пациента, когда ему, к сожалению… Потому что прививка, мы переболели или мы сделали ПЦР-тест, это вот доказательство, что мы не болеем, не переносим заболевание, то есть в данный момент мы каким-то образом подстрахованы. А вот у пациента, которым получен медотвод, у него такого подтверждения нет, поэтому, скорее всего, он будет ограничен в некоторых своих правах, хотя, в общем-то, вопрос действительно обсуждаемый. Нарушение прав пациентов – это действительно нехорошо. Но мы боремся, мы прерываем развитие вот этой новой волны, останавливаем, мы прерываем развитие заболевания, поэтому здесь как раз вопрос такой вот необходимости защиты нас, защиты этого же пациента. Ксения Сакурова: Игорь Викторович, я, простите, перебью вас. Очень много вопросов на нашем SMS-портале: «Привился, до сих пор не получил QR-код», «Можно ли получить QR-код, если телефон только кнопочный?» – ну и т. д., и т. п. Ну вот, во-первых, да, что делать тем, кто прививку сделал, но ни сертификата, ни QR-кода почему-то не видит на Госуслугах? Игорь Цикорин: Да. Я с такой ситуацией столкнулся сам, лично, делая летом прививку двухкомпонентную. Сделал ее, прививку, на выездной такой сессии, не в самом медучреждении, а за пределами… Ксения Сакурова: Мобильный пункт. Игорь Цикорин: …где мне было удобнее, да. И соответственно, к сожалению, возникла ситуация с тем, что ни на второй, ни на третий день… Тогда была рекомендация Минздрава, появление QR-кода на Госуслугах через сутки, но вот ни на второй, ни на третий, ни на пятый день не появилось. Я стал с этой ситуацией разбираться, дошел до медучреждения и поговорил с главврачом, когда мне было объяснено, что действительно ситуация в стране напряженная, ну мы все с вами прекрасно понимаем, врачи все заняты, и провести вакцинацию, после этого ввести эти данные на Госуслуги – это достаточно длительный период, и здесь необходимы дополнительные люди. Мы с этим сталкиваемся, сталкиваемся во всех регионах, поэтому ситуация действительно сложная, и вот эти вот задержки чаще связаны с нехваткой вот этих ресурсов в медицинских учреждениях. Как их перебороть, как расширить медицинские вот эти вот, посадить специалиста, который, может быть, вводил бы код, тоже действительно юридически не так просто, потому что нужно человека принимать на работу. То есть вот эти вещи нужно рассматривать уже Минздравом, Минздравом региона, как быстро ускорить. Ксения Сакурова: А человеку-то куда обращаться в этой ситуации? И сколько ждать? Игорь Цикорин: Да, вот что… Ну, это теория, а вот теперь как бы практические шаги, что мы делаем, если мы сделаем прививку, а через 2–3 дня у нас не появился QR-код на Госуслугах. Первое: проверяем на Госуслугах прежде всего, что ваша запись на Госуслугах является сертифицированной. Это не просто вы зарегистрировались, но подтвердили свою запись, это первый момент. Второй момент. Те данные, которые вы подавали, которые шли на прививку, вы заполняли анкету, заполняли определенные данные. Эти данные должны быть достоверны, в них не должно быть ошибок, то есть если где-то ошибка, соответственно, не дойдет QR-код. Поэтому, когда заполняете перед самой прививкой, внимательно вносите их, ну и если вдруг возникла ошибка, тоже проверяйте. Третий момент. Прошло время, у вас на руках, вы получили сертификат, который сегодня действует, это бумажечка, где указано… Вот, к сожалению, при первой вакцинации ее дают, а при второй крайне редко дают, хотя там есть две графы, сделали вторую дозу вакцинации. Вот у вас есть этот документ, просите, чтобы он у вас был на руках, там указаны, во-первых, все ваши данные, которые вы можете сверить, правильные они или не правильные, и, во-вторых, там, самое главное, указана медицинская организация, куда вы обращались. Так вот, если не появился код, вы пишете на Госуслуги в техподдержку обращение о том, что 3 дня назад, 4 дня назад, 5 дней назад вы прошли вакцинацию там-то и там-то, ваш QR-код не появился, он вам недоступен. Если это техническая проблема или проблема ошибки, вам ее быстро устраняют, в течение нескольких часов, то есть технически это быстро. Вот если это ошибка медицинской организации, то есть она не успела ввести, или что-то ввела неверно, или где-то удалились ваши данные, то, к сожалению, на сегодняшний день вам придется, ну это самый быстрый способ, ехать в эту организацию… То есть делали в самой поликлинике, значит, в эту поликлинику, если на выезде, то смотрите в заполненном документе, какая поликлиника, едете в эту поликлинику и уже, соответственно, начиная с регистратуры, доходя до главврача, если это необходимо, решаете этот вопрос, спрашиваете, когда появится. Виталий Млечин: Да, это небыстрый путь, конечно. Игорь Цикорин: Да, это небыстро. Виталий Млечин: Давайте сейчас Лидию из Тверской области послушаем, она уже достаточно долго ждет. Лидия, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Ксения Сакурова: Здравствуйте. Зритель: Я ходила вот в МФЦ узнавать про сертификат, но меня, как говорится, отфутболивают везде. У меня телефон кнопочный, нет у меня интернета, помочь некому. И где я могу это получить? Сейчас в больших городах уже не пускают в магазины, а если у нас начнут не пускать, кто мне продукты носить будет? Виталий Млечин: Ну, в магазины пока пускают, но вопрос очень важный. Из Самарской области нам пишут практически то же самое: «Сделала прививку, в поликлинике дали справку, с Госуслуг пришло извещение, что я зарегистрирована. QR-код распечатать не смогла, в МФЦ посоветовали обращаться на Госуслуги несколько раз, так как «виснет». Жду 8 ноября, чтобы распечатать в МФЦ». Вот скажите, пожалуйста, Игорь Викторович, можно ли как-то повлиять, ускорить процесс распечатки? Игорь Цикорин: Да. Ну вот по двум обращениям. Первое: наши пациенты, наши пациенты, которые возрастные, и действительно, не всегда им доступны услуги или возможность пользоваться интернетом или каким-то гаджетом современным для быстрого доступа. Ну и тут вот только у меня единственная просьба ко всем родственникам, ко всем знакомым таких вот пациентов, чтобы они помогли и оказали содействие. А второй момент – наши волонтеры, которые работают по разным направлениям, доставляют продукты, обслуживание, медикаменты, попросить их, чтобы они также поучаствовали в этой процедуре. Ну действительно, для молодого человека это 20 секунд, а для пожилого это несколько дней, чтобы разобраться вот в этой ситуации. То есть только помощь, только наши совместные действия, это первый момент. Ну а второй момент. Действительно, когда, так скажем, футбольный мяч находится не на стороне самого пациента, того, кто сделал прививку, когда он не может, а когда он находится на стороне либо Госуслуг, либо медучреждения, если тяжелый случай, вот тяжело, никто с вами не хочет разговаривать, ну это повод для жалобы, для жалобы в Росздравнадзор, в Роспотребнадзор, который сейчас отвечает за эпидсостояние, за наше с вами здоровье. Ну, только так. К сожалению, пока мы не перейдем, пока мы не отработаем возможности новых современных технологий цифровых, а мы к ним все равно будем переходить, мы от этого никак… Вот надеюсь, что вот этот приказ новый, о котором мы сегодня говорим, там есть ссылка как раз о том, что не всегда это доступно. Надеюсь, что в разъяснениях местных Минздравов, региональных Минздравов появится о том, что подобные, не знаю, терминалы, устройства можно будет установить в поликлиниках и с помощью тех же волонтеров или девушек, которые быстро, оперативно это умеют делать, получить этот сертификат для… Виталий Млечин: Вот это было бы очень здорово. Ксения Сакурова: Конечно, это было бы, конечно… Виталий Млечин: Это бы помогло. Игорь Цикорин: Это самый простой и самое на поверхности решение – там, где мы делаем прививку, там же его и получить. Виталий Млечин: Да-да, это самое правильное. Игорь Цикорин: После того, как он будет зарегистрирован на Госуслугах, потому что единая база должна быть. Виталий Млечин: Да. Спасибо. Ксения Сакурова: Конечно. Спасибо большое. Виталий Млечин: Спасибо. Игорь Цикорин, сопредседатель Совета общественных организаций по защите прав пациентов при Департаменте здравоохранения города Москвы. Говорили о сертификатах о вакцинации. А через несколько минут будем говорить о размере оплаты труда, который повысят, так что оставайтесь с нами.