Петр Кузнецов: Ну что? Об обещанной жаре. Надоела она, конечно, всем. Хотя, может быть, и нет. Скоро выясним. Но, вообще-то, из Центральной России (и не только) она не собирается уходить. Нам плохо, мы изнываем. Плохо дома, плохо на работе. Ничего не спасает и не помогает. Хотя, может быть, есть те, кто получает удовольствие от жары. Давайте-ка спросим всех тех, кто нам сейчас смотрит: россияне, жаре рады? Отвечайте, пожалуйста, «да» или «нет» на короткий SMS-номер. Ксения Сакурова: А вообще температура, особенно на этой неделе, либо приближается к рекордным значениям, либо бьет их. Например, жители Брянска из-за аномальной жары скупают воду, в торговых сетях продавцы едва ли успевают выставлять на полки новые партии. Нарасхват также идут вентиляторы. И такое, конечно, не только в Брянске. Петр Кузнецов: Да. И не только по отношению к воде и вентиляторам на самом деле. Посмотрим. Этим летом продажи ведерок для льда выросли – мы решили с них начать просто потому, что выросли на 1100%. Это по сравнению с предыдущим периодом, с подобным периодом прошлого года. А форм для льда на 571% стало больше. Рост спроса на аппараты для приготовления домашнего мороженого составил 44%. Ксения Сакурова: На само мороженое спрос вырос на 55%. Россияне в жару также скупают квас, газированные напитки. Традиционно растет спрос на климатическую технику. Рост продаж вентиляторов, сплит-систем, кондиционеров в этом году составил почти… в два раза почти вырос спрос в офлайн-режиме, а в онлайне – втрое. Петр Кузнецов: Возросла популярность минихолодильников, автохолодильников, а еще бейсболок, панам и летних шляп. Напоминаем вопрос на нашем голосовании, чтобы оно получилось таким маленько объективным: россияне, вы рады жаре? «Да» или «нет» – на короткий SMS-номер. Подсказывают нам, что у нас уже есть промежуточные итоги. Все принялись голосовать. Пока – нет. Ксения Сакурова: Нет? Петр Кузнецов: Вот пишут из Саратовской области: «Петруха, а с чего ты взял, что нам плохо? Не разводи панику!» И в предыдущем часе, по-моему, тоже кто-то радовался жаре. Ксения Сакурова: Да. Петр Кузнецов: Из Москвы, в первом часе. Ксения Сакурова: Писали нам люди, да. Петр Кузнецов: Жара, особенно в Москве, потому что этот период очень короткий, сейчас ягоды, грибы и так далее. Ксения Сакурова: Поэтому если вы…о Петр Кузнецов: А откуда там грибы? Засуха же в лесу. Ксения Сакурова: Нет, ягоды, ягоды. Если вы рады, то тоже позвоните и расскажите нам, почему и как вы спасаетесь от жары. Я думаю, что те, кто умеют ею наслаждаться, могут быть полезны тем, кто, наоборот, изнывает. Петр Кузнецов: «А у меня в квартире сейчас +33». Это не у меня, а это у телезрителя из Ленинградской области. Ну, тут кондиционер поможет. Давайте об этом поговорим. Самый востребованный, судя по нашей графике, сейчас предмет. Валерий Метко, специалист по кондиционерам, нам поможет. Валерий Иванович, здравствуйте. Ксения Сакурова: Здравствуйте. Валерий Метко: Приветствую вас. Петр Кузнецов: Видим, видим, видим ваше довольное лицо. Понимаем, что у вас все хорошо. Ксения Сакурова: Валерий, хорошо у вас все с продажами, наверное, да? Заказы на сколько вперед? Валерий Метко: Ну, мы стараемся оперативно действовать. Ну, где-то на неделю-две, скажем так. Ксения Сакурова: А вас тоже, как и жителей Краснодарского края, лето кормит, да? Вы зимой отдыхаете? Валерий Метко: У хороших специалистов работа есть всегда. Ксения Сакурова: Валерий, говорят, что сейчас есть проблемы – и даже не с самими кондиционерами, а проблемы с их запчастями. Это правда так? Валерий Метко: Нет, я бы так не сказал. Ксения Сакурова: То есть это какие-то точечные ситуации, да? Для каких-то конкретных моделей может не хватать запчастей? Валерий Метко: Да. В целом кондиционер – это такая вещь, которая крайне редко ломается. Если смонтировать хорошо квалифицированными специалистами, то проблем, как правило, не возникает в течение нескольких лет. Петр Кузнецов: Вот! Давайте как раз о ценах и поговорим. У вас спрос вырос на сколько? Что с ценами у вас? Валерий Метко: Ну, всегда летом, особенно когда жара, и цены возрастают, и спрос возрастает. Ложка дорога к обеду. Петр Кузнецов: Ну, сначала спрос. И на сколько он вырос за этот период? И вообще какой период вы обозначаете? Валерий Метко: Скажем так, спрос вырос существенным образом… Петр Кузнецов: В два раза? В пять? В десять? Валерий Метко: Пока жаркие дни. Всегда, когда температура столбика больше 30 на улице, спрос очень серьезный. Петр Кузнецов: Сразу же бегут за кондиционерами, да? Просто это такая штуковина… Это не вентилятор, который принес, разобрал, поставил и включил. То есть как сразу жара – сразу бегут за ними устанавливать? Валерий Метко: Специалисты устанавливают кондиционер в течение получаса, часа-двух. Петр Кузнецов: Ну, спрос, Валерий, чтобы мы понимали. Потому что мы свою графику показали, и там чуть ли не на три тысячи процентов вырос спрос. У вас какие цифры? В десять раз? Валерий Метко: Это правильно. Петр Кузнецов: Настолько же? Валерий Метко: Да. Ксения Сакурова: Валерий, а расскажите, скажем так, про изнанку вашего бизнеса. Вот сколько стоит кондиционер, допустим, в среднем, а сколько стоит его установка, особенно сейчас? Валерий Метко: Скажем так, вне сезона кондиционер можно приобрести меньше чем за 10 тысяч рублей. И меньше 10 тысяч рублей стоит монтаж. Ксения Сакурова: А сейчас? Валерий Метко: В сезон может все вырасти кратно – в два, в три, в четыре, в пять раз. Ксения Сакурова: То есть на одну и ту же модель? И стоимость установки, и самой модели? Валерий Метко: Да, совершенно верно. Поэтому кондиционеры лучше устанавливать, конечно, заблаговременно, а не ждать, когда будет жара. Петр Кузнецов: 10 тысяч рублей – это хороший кондиционер или это тот самый, который чинить все-таки придется? Валерий Метко: Вы знаете, допустим, за 10–12 тысяч рублей можно купить вполне приличный кондиционер. Скажем так, такие марки, как Panasonic, Toshiba, Hitachi, Daikin, LG, Samsung, могут стоить и гораздо дороже. Петр Кузнецов: Какие типы сейчас берут в основном? Ну, может быть, какое главное требование? Главное, чтобы у него какой-нибудь сильный обдув был, то есть возможность вот так проходиться по всей квартире, сверху донизу? Или что? Запрос какой основной? Вот когда приходит покупатель и говорит: «Мне нужен кондиционер такой-то», – главное, чтобы он что делал? Валерий Метко: Скажем так, кондиционер мы рекомендуем ставить с запасом мощности. Например, если помещение 20 метров, то лучше поставить с запасом, метров на 28. Особенно это касается высоких этажей и солнечной стороны. Петр Кузнецов: А какую температуру он способен обеспечить в помещении? Валерий Метко: Ну, у меня Mitsubishi Electric, он обеспечивает 16 градусов. Петр Кузнецов: Сколько? Еще раз. Пропала связь. Валерий Метко: У меня Mitsubishi Electric, обеспечивает 16 градусов. Петр Кузнецов: 16 градусов. И вы как раз комфортно себя чувствуете? Ксения Сакурова: Валерий, а я слышала рекламу о том, что сейчас есть услуга такая – кондиционер-шеринг. То есть можно брать напрокат такие сплит-системы, просто на летний сезон, а потом их сдавать. У вас что-то подобное тоже практикуется? Вы что-то подобное делаете? Валерий Метко: Что-то подобное у нас не практикуется. Ну, скажем так, если человек поставил кондиционер, он же может служить и 10, и 15 лет, особенно если грамотно смонтирован. Петр Кузнецов: Спасибо, спасибо. Начинает уже пропадать связь. Валерий Метко, специалист по кондиционерам. Что это значит? Это значит, что Валерий просто посильнее включил кондиционер, поэтому уже влияет на качество связи. Ксения Сакурова: Ты думаешь, это влияет, да? Петр Кузнецов: Я думаю, да. Сейчас кондиционеры такие. Ксения Сакурова: Вот кондиционеры хорошие, а связь не очень. Давайте посмотрим, что нам скажут наши зрители. Петр Кузнецов: Ну и послушаем тоже их. Ксения Сакурова: Послушаем, да. Петр Кузнецов: Зоя, Владимирская область. Здравствуйте, Зоя. Ксения Сакурова: Здравствуйте. Петр Кузнецов: Был недавно там, жарко. Спасаться можно только за городом – там хорошо, во Владимирской области. Зритель: Здравствуйте. Мне вообще жара нравится. Это моя стихия, я человек южный. Я родилась в Туркмении, где +50 в тени. Так что это то, что доктор прописал конкретно для меня. Лето должно быть летом, а не вечной Англией. Петр Кузнецов: Ну, о других тоже нужно думать. Не все родились там, где вы. Зритель: Ну знаете, природа не спрашивает разрешения, как ей поступать. Петр Кузнецов: Зоя, вы говорите, что это ваша стихия, вы этим наслаждаетесь. А в чем это выражается? Вы чаще бываете на улице, на солнце выходите, проводите там очень много часов? Зритель: Да, конечно. Петр Кузнецов: Духота и жара дома вас тоже не смущают, не пугают и не приносят дискомфорт? Зритель: Абсолютно нет. У меня открыты все окна, балконы, и очень даже комильфо. Ксения Сакурова: А сколько сейчас температура воздуха во Владимирской области? Зритель: Сейчас скажу. У меня на градуснике – 30. Но у меня северная сторона. Петр Кузнецов: Нет, там пропало, наверное. Мне кажется, там должна быть вторая ключевая цифра. Ксения Сакурова: 30 ровно или больше 30? Зритель: На одном градуснике, где на северную сторону окна выходят, – 30. А вот с балкона – тоже 30. Ксения Сакурова: Тоже 30? Ну, это терпимо. Не так уж и жарко, в общем-то. Петр Кузнецов: Это и мы продержимся с такой температурой. Спасибо большое. Ксения Сакурова: Спасибо большое. Петр Кузнецов: Карелия, Раиса. Ксения Сакурова: Карелия на связи. Раиса, здравствуйте. Петр Кузнецов: В Карелию сейчас все стремятся, там можно провести время и переждать жару. Или нет? Зритель: Да-да, можно, конечно. Петр Кузнецов: Я знаю. У меня был знакомый, и он как раз летом четко в такое время, необходимо в самую лютую жару, он уезжал в Карелию. Вот такой альтернативный вид отдыха – наоборот, охладиться. Зритель: Конечно, конечно. Приезжайте, мы будем рады всем. Петр Кузнецов: Хорошо. А сколько у вас сейчас? Какая температура? Зритель: В тени – 30. На солнце, конечно, будет побольше. Петр Кузнецов: Так это же мы во Владимирскую область тоже сможем поехать, там так же на балконе у Зои. Зритель: Там озер нет карельских. Петр Кузнецов: Точно! А вам тоже комфортно в такую погоду? Зритель: Ну, бывает очень душно. Конечно, бывает. Ну, пошли в озеро, выкупались – все прошло, как рукой сняло. Надо – опять пошли. Все рядом. Ксения Сакурова: А как водичка, Раиса? Расскажите. Какая температура воды? Зритель: Водичка охлаждает. У нас озеро глубокое, поэтому верх воды теплый, а хочешь немножко охладиться – значит, ногами поболтай в водичке, будет холодно, прохладно. Петр Кузнецов: Здорово! Ксения Сакурова: Отлично! Завидуем вам. Петр Кузнецов: Главное, чтобы ножки эти не протянуть потом. Раиса, а вы наблюдаете… Вы сейчас откуда? Это Карелия. А что за населенный пункт? Зритель: Это «Марциальные воды», первый российский курорт. Мы в 3 километрах от него живем, в деревне. Петр Кузнецов: А народу больше стало? Приезжают к вам? Отмечаете всплеск туристический? Зритель: Конечно, приезжают, конечно. Едут туристы и на автобусах, и на частных машинах едут. Петр Кузнецов: Едут. Спасибо вам большое. Раиса, Карелия. Спасибо за приглашение. Воспользуемся обязательно. Пишет нам Ростовская область: «Работать тяжело. В цеху +70». Ксения Сакурова: Ого! Петр Кузнецов: Как тебе? Это у печи, что ли? Алексей Мазуров, эксперт в области управления персоналом, как раз с нами сейчас на связи. Алексей Михайлович, здравствуйте. Ксения Сакурова: Здравствуйте. Алексей Мазуров: Здравствуйте. Петр Кузнецов: Раз такую тему поднимает в этой же теме наш телезритель, такую подтему… Вот мы узнали совсем недавно, что Роспотребнадзор рекомендовал сократить рабочий день в жару, точнее – уменьшить количество рабочих часов. А если еще точнее, то если температура в помещении превышает 28,5 градуса. Скажите, это все рекомендации? И как часто работодатель их выполняет, идет на такое? Алексей Мазуров: Ну, скажем так, идут, некоторые идут, многие идут, которые… Ну, как сейчас сказал зритель, что температура в цехе – 70 градусов. Это вообще катастрофа! Там уже работать нельзя. Поэтому здесь устраиваются либо перерывы на проветривание, как они называются, регламентированные перерывы на чаепитие, на проветривание, если позволяет технологический процесс, конечно же. Петр Кузнецов: Ну, такая мини-сиеста. Алексей Мазуров: Работодатели в основном идут на такой шаг, если это позволяют особенности производства. Ксения Сакурова: Алексей, а требовать можно что-то от работодателя, если он не выполняет вот эти предписания Роспотребнадзора? Если, ситуативно, в офисе сломался кондиционер и, не знаю, 30 и выше, например, солнечная сторона, можно ли как-то действительно потребовать от работодателя, ну не знаю, какие-то дополнительные перерывы, выходные? Алексей Мазуров: Конечно, потребовать можно. И обычно адекватные работодателя… Как правило, конечно, они ждут, когда люди все-таки обратятся к ним, но редко бывает, чтобы сами проявили инициативу. Поэтому нужно требовать, нужно обращаться, чтобы приняли те или иные меры по изменению ситуацию, потому что работать в таком… Ну, любой работодатель понимает, что если на рабочем месте человека ударит тепловой удар, то отвечать-то за это будет работодатель. А это и штрафы, это и лечение, это и, не дай бог, инвалидность. Много нюансов. Петр Кузнецов: Просто мы пытаемся понять, до какого предела эти требования могут дойти. Что вправе требовать сотрудник в такие жаркие часы, дни, недели? Обязательное кондиционирование? Проветривание, какой-то режим? Обязательно кулер, желательно с очень холодной водой? Не знаю, душ, душевая комната? Больше пауз на водопой? Алексей Мазуров: Ну смотрите, это в зависимости от рабочего места. Петр, это в зависимости от рабочего места. Ну, у нас же много категорий работников. Условно, где-то просто душ организовать нельзя. Ну, условно, это будет остановка техпроцесса на длительный период. Где-то можно сделать замену работников, а где-то – нельзя. Грубо говоря, в офисе люди встали и пошли в душ. А в производстве высокотехнологичном это сделать нельзя, нельзя оставить оборудование без присмотра. Но требовать можно вплоть до невыхода на работу. Это действительно право работника, потому что есть такое понятие – условия труда на рабочем месте, и они должны соблюдаться. Ксения Сакурова: Алексей, есть компании, где достаточно строгий дресс-код, который требует закрытой одежды, костюма и так далее. Может ли работник в жару потребовать у работодателя возможности прийти в шортах, например? Алексей Мазуров: Ну, обычно в шортах… Смотрите. Потребовать? Тут скорее разговор должен быть между работниками и работодателями. Обычно этот диалог выстраивается достаточно грамотно и спокойно. Работодатель в такую жару, как правило, выпускает приказ о смягчении дресс-кода. Единственное, что и работники должны думать о том, что если ты, допустим, банковский служащий, то приходить на работу в шортах и «майке-алкоголичке», наверное, все-таки не совсем правильно. Или в шлепках, в сланцах, во вьетнамках. Здесь уже, если вы работаете с людьми, вы находитесь в каком-то помещении, надо учитывать и их права, допустим. Все корректируется. Ну, просто выпускается приказ, где описывается, в какой одежде можно приходить. Ну, например, светлые легкие брюки, рубашки с короткими рукавами без галстука либо футболки, но без ярких и кричащих иллюминаций на них, картинок. Ну, что-то такое, что позволяет сохранить рабочий вид. Ну, в топиках на работу, наверное… Петр Кузнецов: Нашему ведущему Денису Чижову ничто не указ. Ходит и ходит в сандалиях! И ничего с ним не поделаешь. Ксения Сакурова: А все почему? Потому что руководство у нас лояльное. Алексей Мазуров: Ну, я про это и говорю. Здесь в зависимости от рабочей специальности, от рабочей позиции или должности. Ну и человек должен сам включать голову, как обычно говорят. Ксения Сакурова: Алексей, а почему у нас нет сиесты? Или почему у нас нет сезонной сиесты? Почему у нас нет регионов с сиестой? Ведь немало таких регионов, где… Петр Кузнецов: И немало, кстати, в такие периоды, как правило, законодатели идут дальше рекомендаций Роспотребнадзора, часто выступают с инициативой на законодательном уровне закрепить сиесту. Алексей Мазуров: Ну да. Петр Кузнецов: А готов ли к этому наш работодатель? Алексей Мазуров: Давайте я вам тут отвечу один раз серьезно, а другой раз – несерьезно на этот вопрос. Если говорить серьезно, то у нас законодатели не принимают такую возможность. У нас нет по закону, по Трудовому кодексу возможности устраивать большие перерывы такие. Это если говорить серьезно. В принципе, работодатель может на летний период установить, учет рабочего времени поставить, гибкие графики. Главное, чтобы, условно, в 8 часов в день человек отрабатывал, это как-то отрегулировать. Другой вопрос в том, что если такая возможность. Потому что, как правило, все предприятия завязаны друг на друга. И если у нас сегодня, условно, с 12 или с 11 до 3–4 нет, то другие люди в это время работают. А технологические или производственные цепочки? И второй, такой несерьезный ответ. Если у нас устанавливать сиесту, то у нас половина работников после этой сиесты на работу не выйдет. А если и выйдет, то под таким хорошим шофе, что допускать их к работе уже будет нельзя. Петр Кузнецов: Но при этом, Алексей, жара же наверняка сказывается на производительности. Алексей Мазуров: Конечно. Петр Кузнецов: Может, кто-то это измерял? Насколько сильно? Алексей Мазуров: Ну, обычно 10–15% падения производительности из-за ухудшения условий труда. Ксения Сакурова: Вот очень интересно, учитывают ли это работодатели, когда у них, например, есть сотрудники из разных регионов. Сейчас же очень многие работают удаленно, и часть коллектива может находиться на Севере, а другая часть – на Юге, надеясь на хорошую погоду. И получается, что производительность разная, люди работают по-разному. И у работодателя могут быть претензии. Петр Кузнецов: Возможность продвинуться по карьерной лестнице человеку с Севера… Алексей Мазуров: Я хочу все-таки защитить наших работодателей. У нас зачастую все-таки там сидят разумные и грамотные люди, они стараются найти компромиссы. Опять же почти в каждом предприятии сейчас есть службы по управлению персоналом, которые решают как раз такие вопросы и являются такими посредниками между работодателями и работниками. В принципе, в большей части… Есть, конечно, частные случаи. Это везде бывает, да? Но в большей части случаев люди договариваются и идут на компромиссы. Вы помните, в 2010 году, когда жуть творилась в Москве… Петр Кузнецов: Ну, тогда был особый случай, тогда многих отпускали с работы. Алексей Мазуров: И жара стояла за 40, под 40. Тогда же многие предприятия разрешили… Петр Кузнецов: Да, по-моему, неделю отдыха давали. Алексей Мазуров: Давали отдых, разрешили выходить в более легкой одежде или разбивали часы на утренние и вечерние. То есть я хочу заступиться в этом плане за работодателей. Они у нас достаточно грамотные люди и часто идут навстречу работникам. Петр Кузнецов: Спасибо, Алексей. Алексей, кстати, у вас жарко сейчас в офисе? Алексей Мазуров: Я не в офисе, я сейчас дома. У меня жутко жарко! К сожалению, кондиционер я не поставил. Сижу под вентилятором, но это не помогает особо. Ксения Сакурова: Надо, видимо, контакты нашего предыдущего спикера вам передать. Петр Кузнецов: Не надо! У него и так все хорошо. Не дадим! Вдруг… Алексей Мазуров: Ну да. Учитывать надо, что жара в Москве бывает раз в десять лет и три недели. Тут вопрос кондиционера тоже… Петр Кузнецов: Да, мы тоже этому удивлялись. Спасибо большое. Ксения Сакурова: Спасибо. Петр Кузнецов: Алексей Мазуров, эксперт в области управления персоналом. Александр из Московской области сейчас на связи, наш телезритель. Ксения Сакурова: Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Я рад, что дозвонился до вас. Хотел бы сообщить, что я недоволен жарой. Не все люди работают в офисах. Я вот слушал ваших экспертов. Все время говорят об офисах. А я работаю на «скорой помощи». Это Подмосковье. Жара! Вы представляете, мы едем в кабине, печет свыше 60 градусов, кондиционеров нет. Сейчас идет пандемия ковида, температура до 40. Пациенты едут в салоне, задыхаются. Маршрутизация – мы кладем пациентов не по месту жительства, а куда направят. По всему Подмосковью асфальт плавится, люди жалуются, работать невыносимо! А сколько вызовов? Когда говорят, что нравится погода или нет, вы посмотрите, сколько людей на озерах тонут. Давление, сосудистые заболевания. Это – ад! Ксения Сакурова: Вот хотела вас как раз спросить: много ли вызовов, связанных именно с жарой, не с ковидом, а с погодой? Зритель: Вы понимаете, конечно, возрастает количество вызовов в разы. Так плюс еще и ковид ко всему прочему. Вы представляете, у вас температура 40, а вы едете еще в салоне, где 60. И вам еще ехать 2–3 часа до пункта назначения. Понимаете, еще нехватка людей, идет период отпусков. Люди болеют, температуры после прививок бывают. Работать просто невыносимо! А у нас все время говорят, что кондиционеры в офисах. Не все люди… Ваша предыдущая тема – удаленка. Но уголь-то нельзя добывать удаленно. И «скорая помощь» не может работать удаленно. Условия невыносимые! Петр Кузнецов: Спасибо, спасибо большое. Держитесь! Ксения Сакурова: Спасибо. Петр Кузнецов: Как быть в таких условиях? Спросим у нашего следующего эксперта. Но перед тем, как его представить, напомним, что у нас голосование продолжается, если не успели кликнуть на ту или иную строчку. На самом деле от вас требуется написать «да» или «нет» на короткий SMS-номер. Итак, россияне, вы жаре рады? Вот смотрите, промежуточные итоги: большинство – «нет». Ксения Сакурова: Большинство – недовольны. Петр Кузнецов: Больше 70%. Ксения Сакурова: Ирина Ярцева с нами на связи, врач-терапевт, иммунолог. Ирина Михайловна, здравствуйте. Петр Кузнецов: Здравствуйте. Ирина Ярцева: Здравствуйте, Петр и Ксения. Ксения Сакурова: Как пережить это все? Давайте сразу к этому перейдем, поскольку у нас очень много тех, кто явно не рад. Ирина Ярцева: Ну, начнем с того, что все-таки для нас характерна сезонность. Мы в этом регионе живем постоянно. Может быть, одно лето более жаркое, другое – менее жаркое. Ну, это то, с чем мы в своем жизни сталкиваемся неоднократно. Поэтому нужно просто раз и навсегда выучить определенные азы, как себя вести во время жары. И, конечно, нужна помощь нашего государства, чтобы весь общественный транспорт и различные места общественной деятельности обязательно оснастить кондиционерами, обязательно отслеживать температуру воздуха в помещениях, чтобы были такие перехватывающие остановки, может быть, на улицах, где люди могут, пока гуляют, зайти, передохнуть, прийти в себя, выпивать обязательно воды. Много воды нужно пить. Вода должна быть в доступе. Обязательно в течение таких жарких дней в Москве бесплатная вода – везде максимально. Таким образом, человек может, скажем так, компенсировать эту огромную жару. Я рекомендую пациентам почаще принимать прохладный душ: утром, днем, на ночь. Может быть, действительно где-то купаться в водоеме, если есть рядом водоем. И обязательно носить головные уборы. Это очень важный элемент! Причем желательно светлых тонов, чтобы они меньше нагревались на солнце. Это должны быть свободные головные уборы. И вообще одежда должна покрывать всю поверхность тела и быть из легких, летних материалов, таких как лен или легкий хлопок, чтобы была воздушная прослойка между одеждой и телом. То есть это должна быть свободная одежда. И, конечно же, ни в коем случае нельзя выходить на улицу в самый пик жары – где-то с одиннадцати до четырех. Стараться избегать, по возможности, этого времени для выхода на улицу. Но если вы вынуждены, то обязательно с собой должна быть бутылка воды. Пить максимально. Вода не должна быть ледяной. Это может быть слегка прохладная вода или комнатной температуры. Но очень-очень много пить именно простую воду, не сладкую воду, не соленую воду. Петр Кузнецов: А обычную. Ирина, а вот здесь из Рязанской области телезритель пишет: «Горячий душ с горячим чаем помогает от жары». Ирина Ярцева: Это аккуратно. Людям, у которых все-таки есть уже какие-то сердечно-сосудистые заболевания, такие экстремальные нагрузки, изнутри горячее – это все равно, что в баню пойти во время жары. Это может быть слишком, перегруз. Я рекомендую воду комнатной температуры или слегка прохладную. Она хорошо утоляет жажду и действительно насыщает человека. Человеку легче сразу, не нужно тратить время на ее согревание или на остужение. Он сразу ее запускает в работу, наша кожа начинает дышать, испаряться. Нужно много потеть. И это, кстати, показатель. Если вы потеете мало – значит, дефицит жидкости. Очень важно допивать. Это очень важно! Ксения Сакурова: А что делать тем, у кого есть те или иные хронические заболевания? Очень много таких сообщений на нашем SMS-портале. Жалуются, что, к сожалению, им здоровье не позволяет радоваться. Ирина Ярцева: Ну, хронические заболевания – значит, они из года в год. Люди должны научиться себя вести каждое лето или каждую зиму, каждую смену климата. И здесь все индивидуально. Кому-то, скажем так, корректировать базисную свою терапию таблетками. У кого-то может давление в этот период понижаться, у кого-то может повышаться давление. Здесь все индивидуально. Просто нужно быть более бдительным к себе, внимательно и почаще измерять свои параметры: например, гипертоникам – давление, диабетикам – по утрам сахар. В такие особо экстремальные периоды более четко следить. И опять же держать связь со своими лечащими докторами, которые всегда подскажут, как себя вести в той или иной ситуации. Петр Кузнецов: А обычному человеку как распознать перегрев, потому что не совсем понятно? И этот перегрев можно даже сейчас в городе подхватить. Ирина Ярцева: Конечно. Давайте расскажу, что такое тепловой удар. Именно солнечный удар, например, – это когда начинает болеть голова. Это может сопровождаться рвотой, тошнотой, головокружением. Обязательно человека нужно убрать с солнца немедленно в прохладное помещение, в тень. Обязательно приложить к голове максимально холодное полотенце, смоченное в воде или даже, может быть, лед через тряпку приложить. Напоить его, максимально напоить. Можно обтереть его прохладной водой. Часто это сопровождается подъемом температуры тела. Парацетамол, например, дать или любой другой жаропонижающий препарат. Но очень важно отпаивать и отпаивать человека, хотя бы маленькими глоточками, но чтобы это была бутылка – литр, а то и полтора. Есть еще общий перегрев, действительно. Это если в помещении очень душно и жарко. Особенно группы риска, люди с сердечно-сосудистыми заболеваниями, у них так перегружен малый круг кровообращения, и им, конечно, тяжелее дается жара. Вот таким людям желательно максимально находиться в помещении, где есть кондиционер, или какие-то более прохладные помещения. Может быть, подвальные помещения, первые этажи – они более всегда прохладные. Рекомендую дачникам спать на первом этаже, не на втором этаже – на втором всегда жарче и тяжелее переносится та же самая ночь. Создавать какие-то проветривания, может быть, сквозняки. Это лучше, чем духота и закрытые помещения. Петр Кузнецов: Спасибо вам, спасибо за советы. Это наш эксперт Ирина Ярцева, она врач-терапевт, иммунолог, была на связи. Ксения Сакурова: Ну а мы подводим итоги голосования. Спрашивали у вас: рады ли вы жаре? 28% сказали «да», но большинство – 72% – не рады. И это подтверждают в том числе сообщения на нашем SMS-портале. Петр Кузнецов: Закончить хочется сообщением из Рязанской области: «Россияне никогда не рады тому, что имеют. Всегда хотят зимой лета и так далее». Совсем скоро продолжим, друзья.