Кредитки: ставки выросли

Фото: Grigory / Фотобанк Лори
Гости
Константин Ордов
директор Высшей школы финансов РЭУ им. Г.В. Плеханова, доктор экономических наук

Петр Кузнецов: Мы снова вместе, и это здорово! Оксана Галькевич, Петр Кузнецов. Пятница, «ОТРажение» дневное продолжается, второй час впереди...

Оксана Галькевич: Даже сложно выбрать, что из этого самое лучшее, правда? «Пятница», «вместе»...

Петр Кузнецов: Я за пятницу, я за пятницу.

Оксана Галькевич: Ха-ха. Я за то, что мы с тобой вместе в эфире.

Петр Кузнецов: Нет, надо было сказать, что я за Оксану Галькевич, да.

Итак, ну что? На самом деле сейчас не до шуток, потому что мы будем говорить о том, что ставки по кредитам растут, причем резко, причем это уже состоялось, банки их уже подняли.

Оксана Галькевич: Ставки по кредиткам растут.

Петр Кузнецов: А я сказал, по кредитам? По кредиткам. С кредитами такая же история.

Оксана Галькевич: Ну, на самом деле сейчас будем какую-то разъяснительную работу проводить, с экспертом свяжемся.

Петр Кузнецов: По кредитным картам.

Оксана Галькевич: Друзья, вы расскажите, кстати, нам попутно, вы пользуетесь кредитными картами?

В первую неделю сентября (почему мы взялись за эту тему) полная стоимость кредитов в сегменте кредитных карт достигла 30%...

Петр Кузнецов: Ого...

Оксана Галькевич: ...годовых, то есть так заметно, по диаграмме видите, да.

Петр Кузнецов: Самое интересное. Да, вот заметно, но так постепенно резко, потому что стоимость заимствований по кредиткам начала заметно расти с середины лета, с июньского минимума...

Оксана Галькевич: С середины лета, с 24%...

Петр Кузнецов: ...в 24%, показатель поднялся до 26% и почти до 27,5% в августе, вот этот рост динамичный, очень показательный на ваших экранах.

Оксана Галькевич: Ну и связано это, вероятно, с последним решением ЦБ по повышению ключевой ставки. Мы, знаете, не специалисты-экономисты, у нас для этого есть эксперты, умные, замечательные люди, которые нам сейчас все объяснят. Ну и так же, кстати, говорят в Объединенном кредитном бюро, кстати, об этом тоже мы сегодня поговорим сейчас в прямом эфире. ЦБ должен принять очередное решение по ставке, мы ждали его в 11 утра, но потом там перенесли, сдвинулись сроки...

Петр Кузнецов: Да, скорее всего, в 15–15:30.

Оксана Галькевич: Да, скорее всего, уже после нашего эфира, друзья, под финал сразу узнаем, что это будет.

Петр Кузнецов: И скорее всего, ссылаясь на многочисленных экспертов, речь идет о повышении, вот только на 0,25 или сразу резкое, более жесткое такое решение, на 0,5, это мы все узнаем, то есть до 7%.

Оксана Галькевич: Обычно специалисты, знаете, делают ставки. Как вы считаете?

Петр Кузнецов: Еще раз, мы ссылаемся на экспертов.

Оксана Галькевич: Да. А мы сейчас Константина Ордова спросим.

Петр Кузнецов: Константин Ордов, заведующий кафедрой финансовых рынков РЭУ имени Г. В. Плеханова, один из них. Константин Васильевич, здравствуйте.

Оксана Галькевич: Здравствуйте.

Константин Ордов: Добрый день.

Оксана Галькевич: Константин Васильевич, а давайте тогда с ваших ставок сразу и начнем. Вы чего ждете от Центрального банка сегодня? Какое, как вы считаете, решение он, вероятно, примет или может принять?

Константин Ордов: Ну, то, что он не оставит ставку в покое, это можно быть абсолютно убежденными. Ну и к этому макроэкономическая, к сожалению, ситуация предрасполагает. Мы с вами говорим о том, что инфляция, к сожалению, даже немного преувеличилась, подросла, в августе в частности, и это как раз не оставляет, наверное, шансов Центральному банку не принимать решение. Если мы проанализируем, даже не мое мнение, наверное, можно сказать о мнении рынка, примерно 70% уже на сегодняшний день заложено в доходности долговых инструментов ожидание увеличения ключевой ставки на 0,5 процентных пункта. То есть, скорее всего, с вероятностью 70% мы увидим 7% ключевую ставку, ну и, соответственно, где-то 30% вероятность того, что будет менее жесткое решение, на четверть ставки увеличение.

Оксана Галькевич: Ну вот уже меньше двух часов нам осталось до сообщения.

Петр Кузнецов: Ну да, гадать не будем, совсем немного времени остается. Давайте поговорим о том, что уже состоялось. Чем объяснить такой резкий процентный рост по именно кредитным картам? Во-первых, что это за инструмент в руках простого гражданина, кредитная карта? Судя по всему, пользуются чаще, больше.

Константин Ордов: Да, речь идет, видимо, о дебетовых картах и так называемом овердрафте, который имеет льготный период, в течение которого вы ничего не должны платить, но, похоже, просрочка либо некий рост задолженности приводит к тому, что банки вынуждены проводить более такой жесткий риск-менеджмент в рамках этих операций. И для тех, кто несвоевременно вносит депозиты, погашая овердрафт, то есть избыточно, так сказать, снятые деньги с карточки либо истраченные, вне собственных средств, которыми вы обладали на этой карточке. То есть некая форма кредитования, она становится дороже. Но дороже, как мы с вами понимаем, становится все, вот. При этом опять же, мне кажется тоже немаловажным, надо отметить, что банки все-таки увеличивают суммы овердрафта, то есть ту сумму, которую вы можете перерасходовать с использованием своей карточки. Но за это тоже, видимо, надо платить.

Петр Кузнецов: А некоторые и вот этот вот свободный период, от 100 дней уже до 120, мне недавно предложение пришло, на 20 дней.

Константин Ордов: Да-да, и вот тоже связано это с необходимостью увеличивать ставку.

Петр Кузнецов: Константин Васильевич, насколько, по-вашему, дисциплинировано в этом плане наше население? Или здесь не о дисциплине речь идет, я имею в виду, когда они переходят эту линию овердрафта, когда не справляются с этим льготным периодом и здесь уже пошли проценты, новые заимствования с другой карты?

Константин Ордов: Да-да. Здесь все-таки, когда мы говорим про кредитные карты, то это обычно хорошо знакомые люди банку, поэтому банк четко понимает, что у него все риски находятся в зоне его контроля. Это не микрофинансовые организации со случайно выданными кредитами, это люди, которые имеют свою кредитную историю, количество кредитов у них бесконечно не может возрастать, какие-то неизвестные кредиты для банка появиться у этого клиента не могут. Поэтому в этом смысле это достаточно хорошие клиенты для банка, ну и для любого гражданина, наверное, особенно те, кто пристрастился к кредитам и уже не могут прожить либо от зарплаты до зарплаты, либо порой при относительно дорогих покупках привыкли рассчитывать на наличие у них вот такой кредитной линии всегда, и днем и ночью, доступной в любое время. Так что здесь все испытывают, мне кажется, исключительно положительные эмоции.

Но, но, естественно, если вы вдруг неожиданно потеряете доход, заработную плату, она сократится, то со своими подобного рода пристрастиями придется бороться, а мы, как известно, к хорошему привыкаем быстро, а отвыкать становится мучительно больно и дорого.

Оксана Галькевич: Ну, надо сказать, что кредитные карты, то, как человек их обслуживает, ведь это тоже сказывается на качестве кредитной истории, если я не ошибаюсь.

Константин Ордов: Напрямую.

Оксана Галькевич: Напрямую, да. То есть это по сути ведь тот же кредит, да, только такой вот...

Константин Ордов: Конечно.

Оксана Галькевич: Кредитный продукт, да.

Петр Кузнецов: То есть, если я не ошибаюсь, само наличие кредитной карты, даже если ее ты обслуживаешь все вовремя или даже если ее тебе навязали, ты взял ее и забыл, она у тебя лежит, не пользуешься, – это тоже усугубляет кредитную историю.

Константин Васильевич, а еще об одном инструменте хотел поговорить, о тех, кто не успевает справляться с выплатами, например. Я знаю, что есть такая возможность взять две карты кредитные у банка, соответственно, с одной, когда лимит уже подходит к концу, ты понимаешь, что сейчас уже пойдут вот те самые сумасшедшие 28–30%, ты достаешь вторую, снимаешь с нее, гасишь первой, начинается 120 дней на второй карте.

Оксана Галькевич: Но вообще с кредитных карт...

Петр Кузнецов: Но там есть какие-то, по-моему, выплаты в плане увеличения суммы, если ты больше 50 тысяч рублей снимаешь, ты платишь в зависимости от того, сколько сверху...

Оксана Галькевич: Обычно с кредитных карт денег не снимают просто, за это дополнительная комиссия берется.

Петр Кузнецов: И с одной карты, в общем, переливаешь на другую, соответственно, тоже можно про это забыть, потому что 120 дней на той будут истекать, ты с этой возьмешь, на которой погасил. Вот кто в этой ситуации проигрывает? И почему банки позволяют себе выдавать аж две кредитные карты человеку на руки?

Константин Ордов: Нет, на самом деле, здесь если мы говорим про само количество кредитных карт, то оно практически не ограничено. Я вот, например, устал отказываться от предложений нашего крупнейшего банка, уже имея две или три даже действующие карты в нем, от уже присланной чуть ли не на почту карты золотой, платиновой, еще какой-то. Я уже умоляю: не надо больше, зачем? Эта история работает, и действительно меньше среди граждан, больше среди частных предпринимателей индивидуальных, когда вы открываете в нескольких банках.

И действительно, это становится неким инструментом пополнения ликвидности: если вдруг у вас в бизнесе какой-то случился форс-мажор либо так называемый кассовый разрыв, то вы можете картой одной банка, овердрафтом пополнить некий свой кредит, закрыть его в другом банке. В одном банке, естественно, эта схема работает плохо, если не сказать, что совсем не работает. А открыть две, три, четыре карты в разных банках – вот здесь банки уже могут не уследить за вашим жонглированием этими счетами и переводами, и на какое-то время, наверное, это может решить ваши текущие проблемы. Но через 120 дней час расплаты наступает, и, как мы видим, он становится, этот час, все дороже и дороже. И поэтому здесь очень легко попасть вот в этот капкан, где вы будете должны уже не одному банку в конечном итоге, и от этого ваша кредитная история может просто радикально ухудшиться и вы перестанете иметь возможность получать...

Оксана Галькевич: Константин Васильевич, но это же вопрос на самом деле дисциплины, да, и риски-то тоже нужно оценивать. В принципе, по большому счету, если ты нормально пользуешься этим инструментом, держишь себя в руках и все считаешь, оплачиваешь вовремя, как квитанции по ЖКХ, простите, то тогда у тебя проблем возникнуть не должно. Так уж говорить, что это какой-то крокодилий инструмент...

Константин Ордов: Не совсем, не совсем.

Оксана Галькевич: Нет?

Константин Ордов: Мне кажется, вы про дисциплину... Это не оттого, что людям становится лень прийти в банк и погасить кредит, как мы понимаем, просрочки и все прочие проблемы возникают. Все-таки управление риском, риск-менеджмент – это такое достаточно сложное ответвление финансовой науки, поэтому граждане должны понимать, что порой надо оценивать те последствия, которые могут следовать вот за использование подобных схем.

Оксана Галькевич: Нет, конечно, я, собственно, о том же и говорю.

Константин Ордов: То есть мы говорим... А в случае, когда доходы вам не придут, вы можете быть бесконечно последовательным, своевременным и ответственным, но обстоятельства жизненные порой бывают. И вот здесь как раз именно методы управления рисками имеют значение, вы должны изначально понимать, больше какой суммы вы никогда не должны использовать овердрафта по картам, потому что иначе дальнейшая вся история в случае просрочки ляжет тяжким бременем на долгие месяцы на ваш семейный доход.

Петр Кузнецов: Ну да, здесь уже вина самого потребительского общества.

Оксана Галькевич: Да. Константин Васильевич, но смотрите, если сравнивать это с такими распространенными в наших малых городах, каких-то небольших населенных пунктах микрофинансовыми организациями, которые тоже там выдают какие-то деньги, там проценты-то еще более бешеные. Так, может, людей научить пользоваться, больше им разъяснять про кредитные карты, простите, таких вот серьезных финансовых организаций, чем загонять их в такие МФО?

Петр Кузнецов: Я приплюсую к твоему вопросу SMS из Нижегородской: «Надо иметь много кредитных карт и жить в шоколаде, но только кто умеет это делать?»

Оксана Галькевич: Да необязательно их много иметь, слушай, ну имей ты одну кредитную карту в принципе и обслуживай ее нормально.

Петр Кузнецов: Все равно речь о финансовой грамотности.

Оксана Галькевич: Так вот, кредитная карта или МФО?

Константин Ордов: Ну конечно, кредитная карта. Там прозрачнее условия, там есть вот этот беспроцентный период. Там вы в каком-то большем правовом поле и правовой безопасности находитесь. И, как мы видим, 30% по сути даже, мне кажется, для сверхнадежных заемщиков МФО по таким процентным ставкам не предлагают, либо от 30–40% у них в принципе начинается дискуссия для сверхнадежных и уходит за 70% годовых и выше, даже если вдруг у вас есть и положительная кредитная история.

Но там, мы понимаем, в МФО речь идет до 30 тысяч, как правило, вы не имеете проблем и легко можете привлечь этот кредит, и он, как правило, до тех же 3 месяцев. Поэтому не везде есть в доступе банкоматы, не у всех, конечно же, есть навык, опыт и понимание этих инструментов. Необходимо обслуживать в банке, то есть иметь и зарплатную карту в нем, это все достаточно облегчает и общение с банком, получение, погашение и все остальное. Поэтому мы с вами понимаем, что, пожалуй, МФО нашло свою нишу у граждан, которые либо не верят, либо недостаточно искушены в банковских современных продукта, а этих людей немало.

Оксана Галькевич: Уважаемые зрители (я вот все-таки), вы очень активно пишете нам на SMS-портал, пишете: «Разве есть дураки, которые берут под такие проценты?», «Никогда не пользовался кредиткой и не собираюсь», «Это все просто липовый шик и фейк для дилетантов», «Зачем пенсионерам брать кредиты?», «Имеют ли банки лицензию на кредитную деятельность?» – и т. д. Вопросов много, сообщений очень много, но вы и звоните, пожалуйста, тоже, мы ждем ваших реакций в нашем прямом эфире.

Петр Кузнецов: Да. Константин Васильевич, объясните, пожалуйста, вот человек пользуется кредитной картой, кредитом, неважно, то есть он идет с ней и тратит больше, чем он может потратить, свыше своих доходов, потому что это дополнительный инструмент. Казалось бы, в этом плане потребительское кредитование – это рост экономики. Но народ у нас только беднеет, долговая нагрузка растет, люди продолжают брать кредиты. Это почему так получается? Потому что долговая нагрузка вот этот вот рост перевешивает?

Константин Ордов: Ну, очевидно, да. Хотя, если мы с вами посмотрим на макроэкономику, у нас снижается просрочка по потребительскому кредитованию. Поэтому еще люди далеки от предела своей своего рода платежеспособности, если можно так выразиться. Так что люди просто сегодня пытаются улучшить качество жизни, используя кредиты в надежде, и в обоснованной надежде, что будущими доходами они, собственно, все эти проблемы закроют. Так что у нас низкий уровень закредитованности, сегодня мы идем больше к европейскому уровню, европейскому стандарту. Но, естественно, все это связано с будущими доходами. Если мы не ожидаем роста доходов в перспективе 5–10 лет ни в экономике, ни в своем семейном бюджете, то к продуктам кредитования надо относиться сверхконсервативно и очень серьезно.

Петр Кузнецов: Вот здесь, да, вопрос интересный...

Константин Ордов: А если у вас есть желание и понимание, что вы зарплату будете получать и пассивные доходы, и мы с вами видим, какое количество людей обращаются к спекулятивным инструментам на фондовом рынке, различные иные способы получения альтернативного пассивного так называемого дохода используют, то почему бы вам сегодня не привлечь кредит? Это действительно способ жить не через 30 лет, а жить сегодня.

Петр Кузнецов: Вот интересно, просрочка вот эта уменьшается – мы дисциплинированнее становимся или умнее, как многие наши телезрители выражаются? Или все-таки финансово грамотнее?

Оксана Галькевич: Всякий инструмент требует времени, чтобы с ним разобраться.

Петр Кузнецов: Вещи-то разные. Давайте телезрителей как раз послушаем.

Оксана Галькевич: Константин Васильевич, давайте Людмилу из Петербурга выслушаем. Здравствуйте, Людмила, спасибо за ожидание.

Зритель: Да, алло?

Оксана Галькевич: Да, алло, говорите, пожалуйста. В трубку нас слушайте, пожалуйста.

Зритель: Я хочу сказать, что, значит, у меня внук, ему 28 лет, он лечится у психиатра, вот. И ему Сбербанк навязал кредитную карту, и он эту карту пошел получил, и теперь он ее использует. А я, бабушка его, должна с пенсии погашать его кредит. И он, главное, скрыл, не сказал ничего, потому что у него не все дома с головой, вот так вот. Ну как так можно, всем кому попало дают кредиты? Ведь надо как-то, наверное, спрашивать, работает человек, не работает...

Оксана Галькевич: Вот это, кстати, вопрос очень хороший... Спасибо, Людмила.

Петр Кузнецов: Хороший момент. Константин Васильевич, давайте об ответственности финансовых учреждений поговорим.

Оксана Галькевич: Они действительно такое яростное рвение проявляют...

Константин Ордов: Да, агрессивную политику достаточно проводят. На сегодня, мы видим, это отражается в двузначных темпах роста потребительского кредита в целом, то есть банки по сути... Ну, к сожалению, банки, наверное, не знают, куда еще инвестировать. Производство не развивается такими темпами, чтобы поглотить всю эту денежную массу, поэтому банки заинтересованы в доходе, они зарабатывают на процентах, и, естественно, для них как в этих жутких условиях оскала рыночного любые способы заработка становятся хороши. Это заработок в правовом поле.

Мне кажется, важно тогда задать вопросы либо нашим законодателям, либо регулятору как раз, раз уж мы ЦБ сегодня обсуждаем, не стоит ли ужесточить требования, не стоит ли изменить подходы к оценке рисков и потенциальных заемщиков. Надо отдать должное, Центральный банк говорит действительно о том, что сегодня бум кредитования пока не вызывает опасений с точки зрения финансовой стабильности, но приведет к проблемам в области финансовой стабильности, и пытается ужесточить требования. Но поймите, здесь банк, наверное, вот мы меньше всего захотим, чтобы он за нас решал, давать нам кредит или не давать. Вы придете в банк, они и так по сути иногда без объяснения причин могут отказать вам в открытии счета компании, в частности, отказать в ипотечном кредите, отказать в простом кредите без объяснения причин.

Петр Кузнецов: Без объяснения, да, они ссылаются... Знаете, как мне когда-то объясняли: «Это робот решает, у нас нет доступа к этой информации».

Оксана Галькевич: Слушайте, ну они в последнее время все реже и реже это делают, честно говоря. Потому что получается, что они зарабатывают-то как раз на том самом, что вы сказали, на сложности того самого риск-менеджмента в индивидуальном порядке, на том, что человеку сложно оценить зачастую риски, которые он на себя берет, особенно, как ты там, вот это вот жонглирование картами...

Петр Кузнецов: Это не я, это я про своего знакомого рассказывал.

Оксана Галькевич: Не надо, друзья! Одной кредитной карты... И потом, брать больше, чем ты зарабатываешь, нельзя, даже если у тебя кредитная карта. Это определенная рассрочка, которую ты пытаешься в сроки вписать.

Петр Кузнецов: Есть такие люди, которые так и живут, так и живут, ну а что делать.

Оксана Галькевич: А как живет Сергей из Московской области?

Петр Кузнецов: Кстати, о людях, да. Сергей? Добрейшего дня, Сергей.

Зритель: Здравствуйте.

Значит, хочу просто рассказать краткую историю. Значит, банк «ВТБ», мой любимый банк, хороший я пользователь этого банка...

Петр Кузнецов: Да можно без рекламы.

Зритель: Да, выдали кредитную карту на 110 дней беспроцентную. После некоторого периода и погашения в срок, значит, у меня не сошлось, сколько я снимал и сколько положил обратно.

Оксана Галькевич: Ага.

Зритель: Разница составляла где-то за полгода около 10 тысяч. Когда я обратился в банк, сказали, что странно, так сказать, они разберутся. После того как, соответственно, они разбирались-разбирались, сказали, что это не отражаются все списания, которые там сделаны, какие-то комиссии, они не отражаются в выписках, потому я их и не видел. Значит, я делал обращение в группу поддержки и в банк сам ходил и т. д. В результате все спущено на тормозах, то есть многие операции банка не отражаются даже в выписках для клиентов. Поэтому...

Оксана Галькевич: Прекрасно.

Петр Кузнецов: Нет-нет, а чем вам обернулось это? То есть у вас была разница, соответственно, с вас за это время взяли по этому дикому проценту, что ли?

Зритель: Да, представляете, просто обалденный...

Петр Кузнецов: Ого... А, подождите, вот эта сумма 10 тысяч, она образовалась в результате... ?

Оксана Галькевич: Да-да-да.

Петр Кузнецов: А-а-а, я думал, 10 тысяч...

Зритель: Полгода, представьте.

Петр Кузнецов: Все, понял.

Зритель: Я... кредитными деньгами...

Петр Кузнецов: Я-то сначала подумал, вы недоложили 10 тысяч...

Оксана Галькевич: Нет, наоборот.

Петр Кузнецов: Думаю: ну как их можно не заметить... Там какие-то копейки, которые превратились...

Зритель: Нет-нет-нет, оплачивал, все... Самое смешное, что они не отражают для клиентов в выписках вот эти все комиссии, проценты, которые они где-то там берут.

Оксана Галькевич: А вы не пытались обратиться на сайт Центрального банка, например?

Зритель: У меня есть и переписка и т. д., и т. п.

Оксана Галькевич: Регулятору просто так, знаете, тум-тум-тум-тум, постучать.

Зритель: Ну вот смотрите, так как я в принципе в достатке, меня это не так сильно беспокоит, я готов был потерять, но... Но все-таки как бы неприятная ситуация.

Оксана Галькевич: Да, более чем. Спасибо.

Петр Кузнецов: После этого, Сергей, вряд ли захочется пользоваться кредитной картой, правда? Вы, наверное, просто их сдали и все, забыли про них?

Зритель: Да, вот... Это остережение просто, предостережение для таких людей...

Петр Кузнецов: Потеряли клиента.

Зритель: ...которые имеют эти карточки. Просто не все умеют складывать, сколько они положили и сколько потом туда-сюда двигаются деньги. Люди за этим не следят, и банки этим очень сильно пользуются.

Петр Кузнецов: Одна копейка способна этот портал открыть уже. Да, спасибо большое, Сергей.

Оксана Галькевич: Вот так вот. Константин Васильевич, а как же так, слушайте? Не отображаются полностью операции для клиентов – это ведь, знаете, это уже даже не мелким шрифтом что-то там в соглашении, это прямо как-то совсем некрасиво.

Константин Ордов: Ну, это надо разбираться. На самом деле вряд ли это какая-то осознанная политика банка, крохоборства подобного. Но вот невнимание банка к своим клиентам иногда проявляется в подобных тоже примерах.

А я тоже могу рассказать, у меня не далее как вчера и жена тоже в такую аналогичную, можно сказать, но не настолько финансово тяжелую историю попала, закрыв в одном из банков карточку, через месяц мы получаем SMS, что у нас задолженность. Позвонив, нам сказали, что, ой, что-то заявления-то нет, поэтому 55 рублей вам начислено за обслуживание карты. Вчера она приехала, буквально через 2 дня, и пришлось заплатить уже 110 рублей, потому что за это время начислили еще за месяц обслуживания карточки. Поэтому здесь, вполне вероятно, действительно, если полгода мы бы тоже не реагировали, то и нам бы насчитали, ха-ха, какую-нибудь круглую сумму. Но это к вопросу о том, что с банками, естественно, надо ухо держать востро, финансы требуют двойной, тройной перепроверки несмотря даже на то, что вам будет казаться, вы сделали все правильно, написали все нужные бумаги. Но вот тут, видите, такие подводные камни и побочные эффекты тоже бывают, и к этому надо, видимо, относиться с настороженностью, аккуратно и всегда перепроверять в том числе и свои счета.

Оксана Галькевич: Но я вот не зря спросила нашего зрителя, который вот последний звонок у нас был из Московской области, Сергея, обращался ли он на сайт регулятора. Потому что если в принципе возникают какие-то проблемы, там ведь есть форма обратной связи, и здесь можно как минимум такой сигнал отправить регулятору, что такой-то игрок (достаточно, кстати, крупный был назван в нашем эфире) ведет себя не совсем, так скажем, достойно, есть повод присмотреться и разобраться. Иногда это работает.

Константин Ордов: Ну, мы с вами не слышали вторую сторону. Мне кажется, что там юридически бы не было проблем доказать, что и банк тоже в чем-то, наверное, чувствовал бы себя правым. Так что иногда мы попадаем в такие с этими новыми цифровыми дистанционными средствами связи и трат, расходов коллизии, когда, к сожалению, правы все, а платить приходится конечному потребителю, то есть клиенту, нам с вами.

Оксана Галькевич: Вы знаете, просто там, в этих банках, работают тоже живые люди. Всегда вспоминаю, собственно, свою историю, как один из банков при обслуживании ипотечного кредита, когда досрочно какую-то сумму вносишь, присылал нам неправильные расчеты по следующим выплатам. И только высшее математическое образование моего мужа помогло разобраться в этой ситуации, а они, конечно, там...

Петр Кузнецов: ...в свою пользу, естественно?

Оксана Галькевич: Естественно, конечно.

Петр Кузнецов: Более чем. Так, ну хорошо, Александра еще послушаем.

Оксана Галькевич: Там был целый математический батл.

Петр Кузнецов: Муж молодец. Так он как, потом объяснил, что это все неправильно?

Оксана Галькевич: Естественно, конечно.

Петр Кузнецов: Удалось добиться.

Оксана Галькевич: Да, удалось добиться, но в том числе при подключении регулятора.

Звонок у нас еще один, Александр из Ярославской области. Здравствуйте, Александр.

Зритель: Здравствуйте. Хотел бы по поводу последнего звонившего прокомментировать, который попался на скрытые комиссии банка.

Оксана Галькевич: Да-да-да.

Зритель: Необходимо... Вот я пользуюсь кредитными картами с 2003 года и все прекрасно, никаких просрочек, никаких скрытых комиссий, ничего. Все необходимо отслеживать с помощью приложения, которое ставишь на смартфон, и каждый день проверять, ну или хотя бы 2–3 раза в неделю обязательно контролировать остаток, и тогда никаких проблем не будет.

Оксана Галькевич: Ну, видите, вы дисциплинированный такой человек. Я вот, честно говоря, отказалась от кредитных карт в последнее время, но тоже все время, никогда не брала больше, так скажем, чем зарабатываю, потому что это уже чревато, это уже действительно какие-то риски.

Зритель: Ну вот у меня четыре кредитных карты, четыре дебетовых карты.

Оксана Галькевич: Ого! Вы прямо...

Зритель: И никаких проблем.

Оксана Галькевич: Ну да, слушайте, это такой совет бывалого, вы эквилибрист такой, да. Спасибо, спасибо, Александр.

Ну вот, слушайте. Но все равно сообщения на нашем портале просто полны, так скажем, негодования от наших зрителей. Тверская область пишет: «Подруга взяла кредитку на зубы, бьется в кабале уже 5 лет, просвета не видно». «Почему банк не возвращает деньги по какому-то вкладу?» – жалуется нам Калининградская область. Есть и с нашего сайта сообщение: «Пользуюсь кредиткой 15 лет, тоже никаких проблем у меня не возникает», – пишет нам зритель.

Спасибо!

Петр Кузнецов: Спасибо большое! С нами на связи был Константин Ордов, заведующий кафедрой финансовых рынков РЭУ имени Г. В. Плеханова.

Никуда не уходите, сейчас вернемся, еще одна тема впереди в этом часе.

Из-за повышения ключевой ставки Цетробанком, говорят эксперты. Так есть ли в этом манёвре острая необходимость?