Туристический бум в Крыму. Южный берег Крыма не проплывает мимо... Больше 3 млн россиян в этом году решили отдохнуть на полуострове. Бахчисрай, Алушта, Евпатория - где больше всего туристов, дорогой ли отдых и какой уровень сервиса предлагает Крым? Ольга Арсланова: У нас новости из Крыма. Сейчас республика готовится к самой важной стадии курортного сезона, об этом сообщил сегодня местный министр курортов и туризма Вадим Волченко. Крым входит в самую жаркую пору, турпоток растет с каждым днем, и уже сегодня приезжими заняты 80% гостиниц и частных домов. Иван Князев: Там хорошо, там тепло. Этот курортный сезон стал рекордным для Крыма: с начала года на полуостров приехали свыше 3 миллионов туристов, это на 11% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Более половины добирались на полуостров через Керченский пролив по Крымскому мосту собственным автотранспортом. Ольга Арсланова: Считается, что крымский берег популярен особенно у тех, кто старается сэкономить. В этом году, кстати, и цены на авиабилеты снизились: перелет Москва – Симферополь и обратно в начале августа (числа на начало августа) на сайте «Aviasales» стоят примерно 10 тысяч рублей, как мы выяснили, а Москва – Анталия – Москва примерно на 2–3 тысячи дороже, Турция является основным морским конкурентом. Относительно комфортный проезд по мосту на полуостров привел и к росту числа путешественников-автомобилистов. Иван Князев: Наибольшей популярностью у отдыхающих пользуются Черноморский район, Алушта, Евпатория и Судак, любят туда люди ездить. Ольга Арсланова: Если вы отдыхали в Крыму или собираетесь, позвоните в прямой эфир, расскажите, сколько это стоит, что вас туда влечет. Если были там, расскажите, понравилось ли. Иван Князев: Впечатлениями своими поделитесь, что понравилось, что нет. Ольга Арсланова: Звоните, пишите SMS. Иван Князев: А сегодня у нас в гостях Александр Осауленко, директор ассоциации «Турпомощь». Здравствуйте, Александр Павлович. Ольга Арсланова: Здравствуйте. Александр Осауленко: Здравствуйте. Ольга Арсланова: Расскажите, пожалуйста, чем так хорош Крым? Ну то есть чем в первую очередь у конкурентов своих, пока что выигрывают курорты Краснодарского края, Турция, наверное, они основные сейчас? Александр Осауленко: Ну вы знаете, да, если брать зарубежное направление, безусловно, это Турция, если брать наши, российские направления, то, безусловно, это курорты Краснодарского края. И здесь, собственно говоря, вы уже обратили внимание на ряд таких основных моментов, которые стимулируют поездки российских туристов, вообще россиян в Крым. Первое – это доступность полуострова. На сегодняшний день с вводом автомобильного моста, а до конца года еще появится полноценная железнодорожная перевозка, безусловно, это стало все гораздо доступнее. Иван Князев: То есть не зря строили? Александр Осауленко: Абсолютно не зря. Иван Князев: Все сомневались, все кричали, куда столько денег, теперь поехали. Александр Осауленко: Вы знаете, да. Вы еще обратили внимание на авиационные билеты. Почему они, собственно говоря, стали дешевле? А потому что большее количество авиакомпаний захотело летать туда. А почему большее количество компаний захотело летать туда? Иван Князев: Спрос. Александр Осауленко: Да потому что спрос пошел, да. И вот спрос рождает предложение, а соответственно и ценовую линейку. Ольга Арсланова: Давайте о ценах поговорим. Мы понимаем, что авиабилеты – это еще не все. Многие люди, которые хотят сэкономить, в итоге оставляют в Крыму еще больше, чем потратили бы, не знаю, за неделю или две на «все включено». Потому что есть непредвиденные расходы, потому что жилье не такое уж и дешевое, еда не такая уж и дешевая, есть парковки, есть экскурсии, за все нужно платить. Настолько ли Крым действительно дешевый курорт сейчас? Александр Осауленко: Ну вы абсолютно правильно… Давайте начнем, подойдем к этому моменту комплексно. Мы сказали про перевозку: машина, то есть бензин, самолет и так далее… Ольга Арсланова: То есть заманивают, добраться вроде бы легко и недорого, а что там, на месте? Александр Осауленко: Но один очень важный момент, на который хотел бы обратить внимание, который характерен еще со старых, с прошлого века, с советских времен для Крыма – это большая частная база для размещения. Просто пример из собственной жизни: я впервые с семьей в 1986 году поехал вот как раз, первое мое путешествие было как раз в Крым, под Феодосию. И жили мы там официально по линии БМТ «Спутник», была такая организация, она, слава богу, и есть, как раз именно в частном секторе. Именно частный сектор позволял для таких категорий, как молодежь, малоимущие граждане, студенты ездить, путешествовать, отдыхать, но в доступной для себя ценовой категории. Иван Князев: Ну знаете, качество услуг все-таки там не очень. Помните этот фильм «Будьте моим мужем»… Александр Осауленко: Безусловно. Иван Князев: …когда друг на друга спали. Прекрасный фильм… Ольга Арсланова: А там мало что изменилось, честно говоря, с тех пор. Александр Осауленко: Безусловно, и здесь мы, конечно, давайте… Скажем так, если сравнивать курорты Краснодарского края и, безусловно, Крым, понятно, что с учетом и Олимпиады, и Чемпионата мира по футболу, понятно, что инфраструктура там средств размещения достаточно шикарная, обширная, все там, начиная от одной звезды и заканчивая, так сказать, до бесконечности. Но именно сегмент вовлечения в сферу услуг или возвращения к этому частного сектора как раз и позволяет сегодня значительно снижать вот этот ценовой диапазон для размещения. Кстати, это очень сильно влияет для регулирования цен и снижения цен в сегменте отельном. Ольга Арсланова: Ну потому что кто захочет жить в отеле, когда за 500 рублей… Александр Осауленко: Да, когда к вам не идут, когда рядом с вами вот этот частный сектор. Да, пусть он, скажем так… Ольга Арсланова: Пусть вода на улице холодная в основном. Александр Осауленко: Да-да, понимаете, но зато там, если хозяева разрешают, те же персики и абрикосы можно рвать прямо с дерева и, собственно говоря, наслаждаться этим, и море буквально, так сказать, под боком. Поэтому здесь в этом плане достаточно… Что касается, конечно, сферы дополнительного обслуживания, здесь тоже сегмент разный. Безусловно, мы прекрасно знаем, что те страны или те районы в странах, которые ориентированы в первую очередь на туристский бизнес, понятно, что они работают 4–6 месяцев в году. За это время надо заработать денег, безусловно… Иван Князев: …по максимуму. Александр Осауленко: …так, чтобы хватило на весь год и для всей семьи. Поэтому да, безусловно, конечно, но это не характерно только для Крыма, это характерно в целом для подобных районов, поэтому здесь, конечно, ценовые планки серьезные. Ольга Арсланова: Наш коллега Олег Зайковский живет в Крыму, не отдыхает, а живет. Иван Князев: Везет ему. Ольга Арсланова: Да. Давайте посмотрим, каким он увидел этот туристический сезон. СЮЖЕТ Иван Князев: Ну не все вот так вот хорошо настроены по отношению к Крыму. Вот пишут нам: «Необоснованно очень высокие цены. Феодосия полупустая, нет никакого бума туристов», – Краснодарский край, Тюменская область. Как-то все не слишком радужно. Ольга Арсланова: А есть еще хуже: «Были 2 года назад, больше никогда! Задумайтесь, нет очистных сооружений, нет туалетов на пляже, тем более душа. Все дорого, кроме билетов на самолет. Зачем туда ездить?» А вот действительно, зачем? Почему не в Сочи, например? Зачем туда ехать, если действительно с инфраструктурой пока, давайте прямо скажем, не очень? Александр Осауленко: Давайте так. Во-первых, все не стоит на месте, и сейчас, собственно говоря, в сюжете сами туристы и сказали о том, что каждый год Крым меняется все-таки в лучшую сторону. Безусловно, конечно, один из основных таких моментов, которые вообще в целом на сегодняшний день находятся у нас немножко по отношению, допустим, к европейским показателям, все-таки показатель этот чуть-чуть ниже, – это уровень нашего сервиса. К сожалению, в какой-то степени это связано с тем, что все-таки нашей индустрии гостеприимства, наверное, пока немного лет, все-таки она измеряется десятками, а не сотнями, как в Европе, например, и так далее. И здесь тоже идет доработка этих моментов и процессов. Но ключевой момент: все-таки Краснодарский край – это другой ценовой сегмент. Мы сегодня с вами, что скрывать, потребительская способность у нас, к сожалению, на сегодняшний день не на таком высоком уровне. Собственно говоря, когда в начале беседы мы с вами говорили по зарубежным направлениям, мы тоже говорили про Турцию, понимаете, не про Италию, не про Францию, а говорили про Турцию. И поэтому, безусловно, для подавляющей массы наших туристов все-таки основным критерием является цена продукта. И вот исходя из того, что за эту цену можно купить, кто-то с этим соглашается, кто-то с этим не соглашается, это право каждого, но тем не менее это так. Иван Князев: Ну то есть плевать человеку, что пляж с галькой, камни, то, что условия не очень хороши… Ольга Арсланова: А там не только с галькой, почему? Там же разные пляжи. Иван Князев: Ну я к примеру говорю. Ольга Арсланова: Мы как раз… Иван Князев: Главное, чтобы цены были пониже. А все-таки чем еще привлекать можно туристов, Крым чем может привлекать? Ольга Арсланова: Там же архитектура шикарная и погода. Александр Осауленко: Вы знаете, в принципе Крым – это не только море, не только солнце, не только фрукты, но это еще и история, это еще то, что на сегодняшний день опять постепенно начинает у нас выходить на первый план. Мы помним с вами, я во всяком случае помню такие времена, когда основным было лежать у бассейна или на берегу моря и все, собственно говоря, меня больше ничего не интересует, ну одна-две экскурсии. Крым на сегодняшний день насыщен вот как раз этой составляющей, то есть исторической, экскурсионной. Причем экскурсии на любой вкус: вы можете поехать и послушать экскурсию о том, что было здесь 2–3 века назад или больше; вы можете поехать на некую интерактивную экскурсию, например, поездить по тем винодельческим предприятиям, которым тоже достаточно много лет, поучаствовать, посмотреть, послушать, попробовать. На сегодняшний день вот это вот слово «попробовать» или это осознание «попробовать» сегодня постепенно опять выходит на первый план, и Крым в этом плане тоже один из передовиков. Иван Князев: Вот так вот мы прорекламировали все привлекательности полуострова. Ольга Арсланова: Послушаем наших зрителей. Анапа нам звонит, Виктория на связи. Здравствуйте. Иван Князев: Здравствуйте, Виктория. Зритель: Здравствуйте. Мы вот сейчас отдыхаем в Анапе, сами из Ростова-на-Дону. Ольга Арсланова: А, вот так, понятно. Зритель: Хотелось бы сказать, что я, например, для себя закрыла тему Крыма вообще абсолютно, всем своим знакомым не советую. Иван Князев: А что случилось? Зритель: Вы знаете, во-первых, мы выехали в 6 утра, мы добрались туда только в Судак к 9 вечера, то есть вы представляете, какие это пробки. А от Ростова-на-Дону до Судака 600 километров, ну представьте, сколько мы туда добирались. Ольга Арсланова: Ага, половина отпуска прошла. Зритель: После того как мы пересекли мост, у нас сразу же пропала связь, то есть связь в Крыму… Там, естественно, роуминг, хотя вроде как Крым наш. Потом заправок нет, указателей нет, дороги в ужасном состоянии, только единственное до моста и чуть-чуть после моста. Везде ведется ремонт дорог. Про то, какая грязь несусветная, это, конечно же, вообще очень сложно передать. Мало того, что ни одной лампочки, простите, утром ты просто обходишь отсутствие туалетов, понимаете? Это ужасно! Ольга Арсланова: Виктория, давайте про главное – цена. То есть если это все дешево, то можно и потерпеть. Зритель: Цена… Нет, это абсолютно не дешево. Я могу сказать, что мы сняли частный отель, он стоил 5 тысяч за номер. Мы ехали с двумя взрослыми детьми, то есть мы, получается, сняли 2 таких номера, в которых должно было быть все и очень много чего включено: и бассейн, и хамам, и баня, и завтрак, не трехразовое питание. Иван Князев: Понятно. Зритель: И за эти деньги много чего оказалось не так, скажем так, как обещалось. Ольга Арсланова: Ага, понятно. Зритель: Я даже поснимала видео своим знакомым, что обещался вид на море, в итоге это был вид на стройку, это было, естественно, далеко… Иван Князев: Присылайте нам в социальных сетях ваши видео, мы тоже посмотрим, наши телезрители тоже посмотрят. Ольга Арсланова: Спасибо большое. Смотрите… Иван Князев: Александр, я вот видел, вы улыбались… Ольга, прости. Я вот на самом деле ждал, когда дозвонится такой наш телезритель и всю правду-матку нам расскажет. Ольга Арсланова: Дело в том, что понятно, что зарубежные инвесторы в Крым не могут прийти, я имею в виду те, кто действительно может создать нормальную конкуренцию в туристической сфере. Но у нас же тоже есть отели, например, в Краснодарском крае, которые работают по системе «все включено», они недешевые, но они все равно всегда заполнены, особенно невыездными. Мы сами без зарубежных инвестиций можем создать хороший сервис, открыть отели «все включено», которые очень популярны у россиян, за деньги, которые люди платят, действительно предоставлять им качественные услуги? Александр Осауленко: Конечно, можем! Собственно говоря, это не голословно. Вот пример, вот человек отдыхает в Анапе, курорты Краснодарского края. Мы видим, какие средства были инвестированы за последние, скажем так, 7–8 лет в развитие курортной зоны Краснодарского края, и мы прекрасно понимаем, что в основном это деньги российские. Что-то я так особо там тоже зарубежных денег, в общем-то, не видел. Ну и если мы говорим о том, что произошло за последние 3 года в Крыму с учетом тех же санкций и так далее, и тому подобное, то в принципе определенные подвижки есть. Но я бы вот хотел обратить внимание на то, что сказала телезрительница. Это относится к категории неоправданных ожиданий. Мы вот сейчас перед этим в сюжете видели, какую ценовую категорию предпочитает турист, который едет, сразу 3 семьи назвали от 1,5 до 2 тысяч. Здесь мы услышали цену в 5 тысяч, 5 тысяч и частный отель с определенными моментами. И здесь надо, наверное, скорее говорить о неоправданных ожиданиях не в отношении всего Крыма, а в отношении того продукта, который был приобретен непосредственно. Ольга Арсланова: Скажите честно, вот мы сейчас смотрим на статистику, говорим, что турпоток растет по сравнению с прошлым годом, позапрошлым годом. Если сравнивать турпоток украинских времен и нынешний? Александр Осауленко: Вы знаете, я хочу сказать, что уже в прошлом году этот поток, который был во времена Украины, мы перекрыли. Более того, я хотел бы обратить внимание, вы непроизвольно затронули тему, какое количество украинцев в тот период ездило в Крым и какое количество россиян. Иван Князев: Двести пятьдесят тысяч гостей из Украины, я могу сказать, вот сейчас… Александр Осауленко: А сколько было до 2014 года? Иван Князев: Таких данных нет. Александр Осауленко: Вот, хороший вопрос. Так вот я хочу сказать, что там измерялось все тоже в миллионах, там было где-то ориентировочно, по-моему, до 4 миллионов, какая-то вот такая цифра. И недавно совсем, мы с вами знаем, в социальных сетях президент Украины, жители Украины, так сказать, подписали петицию, сейчас она набирает обороты, для того чтобы восстановить железнодорожное сообщение и чтобы вот эти потоки, которые сегодня стоят на границе украинских туристов, тех, кто хочет посетить Крым, все-таки наладить это сообщение и дать возможность людям отдыхать в Крыму. Поэтому это как раз и есть еще дополнительный тот потенциал, который в перспективе, так сказать, будет повышать в ближайшие годы вот этот вот уровень посещений. Ну и еще хочу отметить. Вы сегодня назвали эту цифру, рост 11%, в прошлом году рост чуть меньше, но тоже значительный, где-то порядка 8%, перед этим 6% и так далее, и тому подобное. То есть мы видим динамику. Но если так все плохо… Иван Князев: …то почему же едут? Александр Осауленко: …то что же тогда происходит? Тогда, видимо, что-то где-то не совсем так. Иван Князев: А давайте спросим это у нашего телезрителя, Руфина из Уфы. Ольга Арсланова: Здравствуйте. Иван Князев: Она нам дозвонилась. Узнаем, как она отдохнула в Крыму, все ли ей понравилось. Руфина, здравствуйте. Ольга Арсланова: Если отдыхала. Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Мы вот с мужем ездили в Крым, мы пенсионеры. Мы вот начиная с 2015 года каждый год ездили в Крым, нам давали субсидированные билеты на самолет, а в этом году не дали, нам пришлось не ехать. Поэтому… Вот мы ездили, в Новофедоровке были 3 года, а вот в прошлом году мы были в Феодосии, поселок Береговое. Нам очень понравилось в Береговом, у них там кафе дешевые. Потом мы вот в мини-гостинице были, 750 рублей с нас с мужем брали за проживание за один день, там очень дешевое проживание, и кафе очень дешевые, нам очень понравился. Поэтому мы за зиму немножко подкапливали денежку с пенсии и ездили, а в этом году не смогли, потому что очень дорогие билеты. Иван Князев: Спасибо, спасибо большое. Ольга Арсланова: Спасибо. Нам вот пишут: «Далеко люди живут от Крыма», – не очень, наверное, дешево туда летать. Но все равно Биробиджан пишет нам: «Обожаю Крым! Восхитительный и величавый». А вот Архангельская область сообщает, что все не очень хорошо: «Зачем в Крыму уничтожили частные мини-рынки, частные новостройки, хостелы? Ограждают повсеместно 2-метровым забором пляжи». Это, кстати, до сих пор там? Их не снесли еще? Александр Осауленко: Ну не везде. Ольга Арсланова: «Собирают каждодневно курортный сбор, а цены на продукты дороже, чем в Москве». Иван Князев: А я вот хотел спросить то, что наша телезрительница сказала, они пенсионеры с мужем ездили. Мы фактически всей страной вкладывали в развитие Крыма, каждый понемногу свою лепту внес. Для социально незащищенных слоев населения, для пенсионеров, для малоимущих есть ли какие-то программы, где они могут действительно отдохнуть подешевле, и насколько это развито? Александр Осауленко: Да, безусловно. Я хочу сказать, что эта тема набирает обороты, то есть мы вот слышим, что это было в позапрошлом году, в прошлом году, в этом году в принципе это есть. И тема набирает обороты, то есть растет поток таких социальных различных категорий туристов. Соцстрах очень активен в этой теме, профсоюзы очень активно в этой теме задействованы. Поэтому в этом плане движение достаточно серьезное. Но я хотел бы еще обратить внимание: дело в том, что вот в Крым пошли наши крупные российские операторы, то есть это операторы первой пятерки… Иван Князев: Туристические. Александр Осауленко: Туристические операторы. Чем это характерно? Это характерно тем, что создается вот этот так называемый комплексный продукт, который в совокупности получается, вот как мы видим на примере Краснодарского края, гораздо дешевле, чем люди вот самостоятельно через Сети, через Интернет бронируют для себя. Иван Князев: Наверное, это еще об одном говорит, что с приходом крупных туроператоров, соответственно, и качество сервиса, их услуги, которые они предоставляют, повысится. Александр Осауленко: Безусловно. Ольга Арсланова: Должны по крайней мере. Александр Осауленко: Однозначно, это вот как раз тот комплекс услуг, те же шведские столы, all inclusive и все-все-все в этом плане. Ольга Арсланова: Но пока все очень противоречиво. Вот нам приходят одновременно SMS: «Все нормально, 15 лет ездим в Крым, становится только лучше» и «Один раз ездил, ноги моей там больше не будет». Мы понимаем, что пока нет ровного туристического продукта. Сколько времени, по вашим расчетам, нужно для того, чтобы стало как-то более комфортно? Александр Осауленко: Теперь мы с вами точно знаем, что это точно не 3 года, да, под будущие проекты. Конечно, на это требуется время; конечно, все идет в динамике, динамика достаточно значительная. Но я думаю, что вот людям, которые на сегодняшний день не нашли для себя достойного продукта, считают, что это надо подождать, – я думаю, что года через 3–4 вполне можно им в очередной раз, так сказать, попробовать поэкспериментировать. Я думаю, это будут более удачные эксперименты. Потому что, еще раз обращаю внимание, динамика достаточно мощная. Иван Князев: Пускай она таковой и остается. Ольга Арсланова: Спасибо. Иван Князев: Спасибо вам. Александр Осауленко, директор ассоциации «Турпомощь», был у нас в гостях. Разговаривали мы о том, как хорошо и почему нужно ездить отдыхать в Крым. Оля, будем бронировать билеты с тобой как-нибудь, да. Ольга Арсланова: Подумаем об этом, подумаем. Вот какие темы мы обсудим сегодня в программе «Отражение» вечером.