Расширение списка профессий для женщин удешевит сам труд. Так же, как удешевило повышение пенсионного возраста

Расширение списка профессий для женщин удешевит сам труд. Так же, как удешевило повышение пенсионного возраста
Дмитрий Гордеев: Местные бюджеты – это «тришкин кафтан»: очень большие публичные функции, а средств катастрофически не хватает
Саркис Дарбинян: Если мы хотим иметь конкурентные IT-сервисы, надо раз и навсегда отказаться от репрессивного правового регулирования этой отрасли
Погашение кредитов: какую часть семейного бюджета это отнимает?
Год в сапогах: военкоматы теперь займутся новобранцами и без официальной прописки
Таганрог остался без воды. О ситуации в городе - наш корреспондент Дмитрий Андреянов
«Матчи Евро-2020 у нас совершенно точно не отберут!»
Сокращение чиновников: станет ли в стране меньше бюрократии?
Какие пенсии в России? Достойная зарплата. Пентагон нацелился на Калининград. Лишние уроки. Тату детям не игрушка!
В ожидании индексации: какие пенсии сегодня получают в регионах и на что их хватает?
Пенсионный фонд России: сколько он тратит на свои нужды? Наш сюжет
Гости
Ксения Юркова
исполнительный директор «Национального центра занятости»

Дальнобойщица, боцманка и шахтерка. Женщинам разрешили работать дальнобойщиками, боцманами и машинистами. Минтруд пересмотрел перечень запрещенных для слабого пола профессий: их стало значительно меньше. Что стало причиной такого послабления? Будут ли они осваивать эти специальности? И будет ли их труд оплачиваться наравне с мужским?

Петр Кузнецов: Мы снова в прямом эфире, продолжаем программу «Отражение». Сейчас поговорим о конкуренции мужчин и женщин на рынке труда. Конкуренция эта ужесточается, потому что спортсменка и комсомолка – все это в далеком прошлом, а в будущем – дальнобойщица, боцманка, парашютистка и так далее. Минтруд подготовил новый перечень работ и должностей, запрещенных для женщин России. Точнее будет сказать: ведомство значительно сократило список профессий, которыми слабый пол не сможет заниматься.

Тамара Шорникова: Если в 2000-м женщинам официально были недоступны 456 профессий, то в 2021-м их будет всего 98. Согласно документу Минтруда, через два года женщины смогут работать дальнобойщиками, трактористами-машинистами, управлять электропоездом, ремонтировать автомобили и нести службу на корабле.

Петр Кузнецов: При этом для них останутся под запретом профессии, связанные с открытыми горными дорогами, прокладыванием тоннелей метро и тушением пожара.

Тамара Шорникова: Дамы, я к вам от своего лица обращусь. Расскажите, а вам эти профессии интересны? Вы обрадовались такой возможности поработать дальнобойщиком? Или это такая опция, которая «хорошо что, но вряд ли мне пригодится»? Интересно ваше мнение.

Петр Кузнецов: Мужчины, я обращаюсь теперь к вам. Интересно, напряглись ли вы? Например, дальнобойщики – что теперь у вас есть кому вас заменить. Вы-то опасались, наверное, прихода роботов, а тут есть такая прослойка в виде женщин. Неизвестно, что из этого лучше.

Тамара Шорникова: Прослойка?

Петр Кузнецов: Да уж… Я думаю, что еще пригодится мне подбор слов в этой получасовке, тем более что у нас еще одна женщина в гостях – Ксения Юркова, исполнительный директор Национального центра занятости. Здравствуйте, Ксения.

Ксения Юркова: Добрый день.

Петр Кузнецов: Спасибо, что пришли. Список значительно расширен, прямо резкий такой скачок. Вы с чем это связываете?

Ксения Юркова: Ну, как одна из версий данного законопроекта – это объяснение тем, что женщины получают у нас в стране на 30% меньше, чем мужчины, и хотелось бы повысить их уровень зарплат. Я, конечно, в это не верю. Потому что за счет чего мужчины получают больше? Явно не за счет профессии дальнобойщика и за счет профессии шахтера. Скорее, мужчины имеют возможность строить карьеру, занимать руководящие должности. И в среднем получается, что мужчины зарабатывают больше женщин.

Я думаю, что, скорее всего, это связано с тем, что женщины смогут занимать эти должности. Возможно, будет больше конкуренция в этих сферах. И можно будет либо сэкономить на зарплатах, либо, в принципе, поднабрать на те вакансии, которые не закрытые, которые вакантные на данный момент.

Тамара Шорникова: А спрос, как вы думаете, будет? То есть действительно у женщин появилась возможность устроиться дальнобойщиком или еще кем-то – и пойдут?

Ксения Юркова: Ну, к сожалению, не все законы у нас в России имеют практическую пользу. У нас, в принципе-то, и вакансия грузчика не запрещена в России для женщин, но, как мы знаем, немного женщин стремятся построить свою карьеру на позиции грузчика.

Тамара Шорникова: Мне просто интересно – список расширили механически или по запросам трудящихся?

Ксения Юркова: Ну, я думаю… У меня такой информации нет, ответить точно не могу. Но я думаю, что в любом случае какая-то аналитика велась, и приняли это решение.

Петр Кузнецов: Вопрос даже другой еще: есть ли дефицит кадров в тех сферах, где с 2021 года можно будет работать женщинам, в этих основных, которые мы перечислили?

Ксения Юркова: Ну, все зависит от уровня зарплат. Мы понимаем, что там, где платят, там, в принципе, и нет проблем с набором персонала. Дальнобойщики получают достаточно хорошую зарплату, приличную зарплату, поэтому там проблем с набором нет. Единственное – это определенный склад ума, специфика профессии. Вряд ли женщина будет на трассе ночью в мороз ремонтировать машину.

Петр Кузнецов: Нет, все-таки условия труда во многих сферах поменялись, причем радикально, с приходом всяких современных технологий.

Ксения Юркова: Конечно.

Петр Кузнецов: Мне кажется, что если раньше ей приходилось бы, например (если мы сейчас о дальнобойщиках говорим), менять колесо, то сейчас она совершенно спокойно может вызвать какую-то мобильную бригаду, которая сделает за нее это, она работает круглосуточно.

У нас, кстати, Юрий из Твери на связи, и он дальнобойщик. Сейчас узнаем, во-первых, сколько Юрий получает, потому что Ксения сказала, что дальнобойщики получают прилично. Юрий?

Тамара Шорникова: Можете подтвердить?

Петр Кузнецов: А во-вторых, напряглись ли вы с появлением нового списка?

Тамара Шорникова: Или обрадовались?

Зритель: Здравствуйте. Вы знаете… Ха-ха-ха!

Петр Кузнецов: Ну, нервный, нервный смешок такой.

Зритель: Конечно, утверждение, что дальнобойщики получают прилично – это, конечно… Как вам сказать? Это не деньги, а это слезы в нашей профессии. Копейки – можно сказать так.

Петр Кузнецов: Ну а женщины, может, и согласятся?

Зритель: Ну, женщины у нас сильные в России.

Петр Кузнецов: Перестраховываетесь заранее, да?

Зритель: Понимаете, это не профессия, как ее называют, а это состояние души. Не каждый мужчина способен работать на этой работе. А женщина… Вы представляете женщину, которая будет монтировать колесо, менять запаску весом около 100 килограммов? Я не представляю.

Петр Кузнецов: Ну, мы же сейчас приводили пример. Спасибо.

Зритель: Мобильная бригада к вам в степь не приедет. Если только кто-то остановится из своих. Да и то сейчас – навряд ли. Сейчас многие летят, просто не отвечают на просьбы. Поэтому не знаю, как женщины будут…

Петр Кузнецов: Даже не успеют разглядеть, кто меняет колесо – женщина или мужчина.

Зритель: Да-да-да.

Петр Кузнецов: Спасибо, Юрий из Твери.

Людмила из Ростовской области с нами на связи, давайте ее послушаем сразу же. Здравствуйте, Людмила.

Зритель: Здравствуйте. Вы знаете, я в свое время попала… В ельцинские времена жили в Тынде мы, и не было работы как раз, вот это все на свете. Нам предложили… Просто я умела работать немножко на пиле. И нам предложили распиливать лес, раскряжевывать. Вы представляете, какой это адский труд? Привозили шестиметровые бревна, и мы их распиливали циркулярной пилой. Зимой все замерзши. Приходила домой никакая. Да, нам деньги стали платить. Это было очень хорошо, а тогда денег не было.

Что я хочу сказать? Мужики спивались, потому что мы заняли их места. И что я хочу сказать? В конце концов, из-за моей усталости, из-за этого всего у нас распалась семья. Муж загулял, потому что я все время усталая, разбитая. А принимали только женщин. Я не знаю, какой смысл из этого был. А мужчины, как говорится, были в отказе. Короче говоря, мы разъехались с мужем.

Здоровья у меня никакого сейчас. Вот я сейчас смотрю на это законодательство просто-напросто… А мужчины у нас для чего остались в России? Или у нас вообще мужиков уже опускают? Вот я сейчас вспоминаю себя. Мне жалко сейчас своего мужа, что я его просто-напросто довела, сама довела. Спасибо.

Петр Кузнецов: Спасибо вам большое, Людмила из Ростовской области.

Ксения, скажите, а можно ли нарисовать какой-то общий портрет женщины, которая бы пошла в эти мужские профессии, для нее открывшиеся сейчас? То есть возраст, не знаю, может быть, какой-то конкретный регион, социальный статус, семейное положение.

Ксения Юркова: Ну, я думаю, что здесь больше играет, наверное, роль не регион, не социальный статус, а состояние души, наверное, то, как себя эта женщина ощущает. Это первый вопрос.

А второй – это, наверное, финансы. Вот женщина говорит, что они выполняли достаточно сложную работу, платили хорошо. Но их же никто не заставлял туда идти. И потерять семью, разрушить семью можно не только в такой сложной профессии, а можно работать в медицине, сутками пропадать в больнице и потерять свою семью. То есть здесь тяжелая профессия ни при чем.

Мы сейчас говорим про те варианты, которые выбирают женщины, у которых нет выбора, которым надо кормить свою семью, возможно, ухаживать за родителями, не дай бог, с инвалидностью или просто на пенсии. Поэтому здесь два фактора. Первый – это осознанный выбор, когда женщина говорит: «А я могу быть дальнобойщиком». И второй – это все-таки погоня за деньгами или необходимость зарабатывать эти деньги.

Тамара Шорникова: Возможно, портрет, хотя бы конкретные черты мы сможем понять из нашего соцопроса. Мы конкретно у женщин спросили: «Вы бы хотели освоить мужскую профессию?» И вот какие ответы получили, давайте посмотрим.

ОПРОС

Петр Кузнецов: У девушки, кстати, татуировка, как у дальнобойщика, уже как будто готовится. Вот последняя выступающая.

Тамара Шорникова: А вот есть знакомая у телезрительницы нашей из Ярославской области, которая уже работает дальнобойщиком. То есть будущее, в принципе, уже наступило, и такие примеры есть.

Я сейчас хочу поговорить о настоящем. В каких сферах профессиональных за последнее время стало больше женщин? И с чем вы это связываете?

Ксения Юркова: Ну, больше стало женщин-руководителей. Мы к этому долго шли, это постепенно происходило. С чем это связано? С тем, что женщины сейчас не сидят дома, они рожают позже, чем раньше, чем это было 10–20 лет назад, и занимают достаточно высокие посты сейчас. В политике стало очень много женщин. То есть в любом случае все это – профессии, которые не требуют физических нагрузок, больше интеллектуальный труд и там, где можно совмещать все-таки личную жизнь и работу.

Если мы говорим про тяжелые работы, то, наверное, если вы заметили, трамваи, троллейбусы – ну практически везде сейчас женщины. Наоборот, редкость – встретить мужчины за рулем. Вот такие профессии.

Петр Кузнецов: Смотрите. Мы совсем недавно в этой студии обсуждали то, как мужчинам в России после 50 намного сложнее и труднее найти работу, чем женщинам после 50. Вот эти новые правила расширения, скажем так, списка профессий и уход, возможный уход в мужские профессии может ударить существенно по мужскому рынку труда?

Ксения Юркова: Я не думаю, что это отразится на мужском рынке труда, особенно если мы говорим про кандидатов 45–50+. Почему? Потому что эти профессии все-таки, которые сейчас разрешаются, – это сложные, тяжелые физически профессии. И я думаю, что какие-то ограничения по возрасту там все-таки будут. То есть на пенсию можно будет уйти намного раньше, чем в обычных профессиях.

Петр Кузнецов: Ну и в целом на рынок труда появление (ну, назовем их условно) женщин-машинисток не особо скажется, не повлияет на рынок труда, да?

Ксения Юркова: Я думаю, что…

Петр Кузнецов: Общее число безработных практически не изменится, например?

Ксения Юркова: Я думаю, что это удешевит труд – так же, как и повышение пенсионного возраста, когда возрастные кандидаты готовы идти на меньшие зарплаты. То же самое сейчас с женщинами произойдет, запустив в какие-то профессии женщин – те же водители в метро, машинисты. Это просто позволит снизить затраты на зарплаты.

Петр Кузнецов: Ах, вот зачем Минтруд это делает! Я-то думал: может быть, хотя бы отчитаться перед ООН тем же самым о том, что у нас тоже есть равенство полов в профессиях…

Тамара Шорникова: Нет, сэкономить на рабочей силе.

Ксения Юркова: Конечно.

Тамара Шорникова: Конечно. Если говорить об условиях, которые женщины-соискатели сейчас ищут, просят от работодателей, то какие в основном? Что сейчас в приоритете?

Ксения Юркова: Ну конечно, как был легкий труд у нас в почете среди кандидатов, так и остался. Женщины хотят много зарабатывать и минимально работать – как и мужчины.

Тамара Шорникова: Так, еще «адцать» лет назад громко рассмеялись бы в этой студии, потому что, конечно, «много зарабатывать и мало работать»…

Что реально дают работодатели женщинам? Что-то меняется в понимании? Готовы ли они идти на гибкий график, например? Или по-прежнему, я не знаю, «Сколько лет?» и «Есть ли дети?» – это главные вопросы на собеседовании, а не диплом и опыт?

Ксения Юркова: Ну, в том числе, да, работодатель до сих пор смотрит, была ли женщина в декрете, собирается ли она туда идти, сколько у нее детей, как часто она будет уходить на больничный со своими детьми. Конечно, это все до сих пор, к сожалению, играет роль.

Но в общем и целом женщины равны, в том числе в IT-сферах, в дизайне. Если раньше программистами 1С были практически 99% мужчин, то сейчас я скажу, что женщины потеснили мужчин. Да, кстати, они просят меньше зарплату, они готовы работать за меньшие деньги, но я скажу, что это не хуже специалисты, чем мужчины.

Петр Кузнецов: Вот сообщение, Ленинградская область: «Женщина-сантехник или сварщик? Лазить по подвалам и коллекторам? Оригинально!» Красноярский край: «Безобразие! Для чего этот бред?» Тверская: «Женщины будут дальнобойщицами, а мужчины встанут на трассу?» «А у нас всю жизнь женщины сеют, женщины пашут». И Краснодарский край: «Женщину превращают в мужика. Позор России!» – подписался Михаил, пенсионер.

А у нас Галина из Псковской области на связи. Здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте. Я сейчас на пенсии, но, закончив санкт-петербургский институт, работала всю жизнь инженером по транспортной сигнализации, инженер-диспетчер по безопасности движения поездов на Октябрьской дороге. Это очень сложная специальность, почти мужская, требует очень высокой ответственности. Там и днем, и ночью надо работать. И очень трудная специальность.

Но я всю жизнь отработала и нисколько не жалею об этом, потому что у нас на железной дороге, на Октябрьской дороге был очень хороший коллектив. Да и сейчас очень хороший коллектив. У меня много благодарностей, почетных грамот. Направления осваивали Санкт-Петербург – Москва, «Сапсан», сигнализация, южное направление. Я нисколько не жалею об этом. Надо всегда стремиться, чтобы получить специальность женщине, грамотную специальность, чтобы пригодиться. Понимаете?

Петр Кузнецов: Понимаем. Но не совсем все-таки понятно, как вы относитесь к новому перечню – то, что женщин теперь пускают официально (правда, через два года, с 2021 года) в мужские профессии.

Зритель: Ну, как я к этому отношусь…

Петр Кузнецов: Вы начали с того, что тяжело, почти мужская профессия, мужское дело, тяжести.

Тамара Шорникова: Но не жалеете об этом тем не менее, да?

Зритель: Если человек ответственный, очень хочет и имеет все данные, например, будь она женщиной грамотной, умной, то вполне возможно, да.

Петр Кузнецов: Ну, это если хочет. А если от безысходности она теперь с 2021 года пойдет туда, куда далеко не хотела бы, но тем не менее, раз такая возможность есть?

Зритель: Нет, я только за то, чтобы в данных специальностях работали очень ответственные, грамотные и умные люди – тогда будет все хорошо. А если так, то я не согласна.

Петр Кузнецов: Понятно, спасибо.

Тамара Шорникова: Спасибо. Как вы думаете, судя по тем сообщениям (опять же возвращаясь к SMS, которые прочитал Петр), готово ли общество к тому, что женщины эти профессии будут занимать? Потому что, помимо зарплаты, помимо условий труда, очень важно и отношение, и статус профессии, и отношение общества к тебе как к профессионалу в этой сфере.

Ксения Юркова: Ну, у нас женщины давно отстояли свои права в России. Я думаю, что общество готово.

Другой вопрос: насколько женщины захотят все-таки воспользоваться своими правами и занять эти профессии? Еще раз говорю о том, что у нас сейчас нет женщин – машинистов метро, но есть женщины – водители трамвая. Я думаю, что разницу особо не заметят. И вряд ли мужчины, стоя на перроне, не будут заходить в те составы, где женщина является машинистом.

Другой вопрос: насколько, например, смогут и спокойно будут летать женщины… вернее, не женщины, а пассажиры в самолетах, где полностью на сто процентов состав пилотов будет женский? Это другой вопрос. Поэтому общество готово. Я думаю, что не будет каких-то всплесков, все нормально будет.

Петр Кузнецов: Спасибо большое, спасибо. Мы обсуждали расширение списка женских профессий. Женщин с 2021 года все больше будет в мужских профессиях – уже официально, это решил Минтруд. Ксения Юркова нам помогла разобраться в этом новом правиле, исполнительный директор Национального центра занятости. Спасибо, что пришли.

Тамара Шорникова: Спасибо.

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)

Выпуски программы

  • Все видео
  • Полные выпуски