Александр Денисов: Гражданка, вы стоите? Анастасия Сорокина: Да. Александр Денисов: Я за вами. Анастасия Сорокина: «Кто последний за блендером?» – так и хочется сказать. В хозяйственном магазине Нижнекамска произошел презабавнейший эпизод на днях. Александр Денисов: Там с 4 до 6 вечера устроили распродажу китайских блендеров по 199 рублей. Сейчас посмотрим, как все это интересно происходило. Мне это напоминает какую-то толкотню в последней электричке – вот уходит в ночь, и нужно торопиться. Может, в Нижнекамске не мыслят своей жизни без пирожных бизе, дни напролет взбивают белки, без блендера там никуда? Анастасия Сорокина: Саша, конечно, такой ажиотаж можно было объяснить низкой ценой. Но ведь такая же толкучка покупателей у нас выстраивается, например, за дорогими смартфонами где-нибудь, например, в ГУМе. Чем это объясняется? Почему время дефицита не закончилось, а очереди остаются у нас, несмотря на то, что купить сейчас можно что угодно и по любой цене? Вот об этом мы и поговорим. Первый наш эксперт – Олег Леонидович Чернозуб, ведущий эксперт-консультант ВЦИОМ. Здравствуйте. Олег Чернозуб: Добрый день. Александр Денисов: Олег Леонидович, вот вы бы… Анастасия Сорокина: Мы все время наблюдаем за очередями. Александр Денисов: Вы бы в какую очередь встали – за блендером или за смартфоном дорогущим, новейшим? Олег Чернозуб: Я бы и в первом, и во втором случае перво-наперво проверил бы, насколько показанное по телевидению или в интернете событие действительно является реальным событием или это очередной ход местной пиар-кампании по раскрутке магазина. Первое, что я бы проверил: эти трудящиеся, собравшиеся за блендерами, – это реальные жители или это массовка, которая разыгрывает театральную сценку в интересах продвижения или самой этой марки блендеров, или магазина? Это неслучайный вопрос, потому что мы на практике своей очень часто встречаемся с подобного рода акциями, когда якобы формируются несусветные очереди – и таким образом подогревается, разогревается и раскачивается ажиотаж, которого в целом ряде случаев на самом-то деле и нет. Это первое. Второе. С точки зрения, не знаю, человека и гражданина, я считаю, что ничего предосудительного в том, что человек хочет, хотел бы приобрести нужную ему вещь по более гуманной цене – в этом ничего предосудительного нет. Другое дело, что все мы вместе должны очень внимательно следить за тем, чтобы этим нашим совершенно естественным, разумным и нравственно безупречным чувством не играли нечистоплотные наши маркетологи, которые как раз за счет раскручивания и разжигания такого неестественного ажиотажа пытаются зачастую сбыть, продать или, выражаясь народным языком, впарить то, что человеку совершенно не нужно. Александр Денисов: Олег Леонидович, а все-таки умудряются впарить и играют нашими чувствами, как считаете? Олег Чернозуб: Да, конечно, конечно, конечно, и умудряются, и впаривают. Не так давно прочитал совершенно замечательную книжку одного американского стэндфордского профессора, который, помимо всего прочего, проанализировал состав продукции, представленной в интернет-торговле. И к очень интересным выводам он пришел, суть которых заключается в том, что до 20–25% продукции, которая там представлена – это товары заведомо не имеющие рационально обоснованного спроса. Александр Денисов: То есть не нужные нам, проще говоря? Анастасия Сорокина: Навязанные. Олег Чернозуб: Абсолютно не нужные. Например, зубные щетки с какими-то совершенно не нужными функциями, какие-то садовые приспособления, которые никогда в жизни никому нужны не будут, и так далее. То есть, действительно, в целом ряде или, скажем так, в целых группах стран (не во всех, естественно) существует избыток предложения. Производители в условиях того, что у нас, откровенно говоря, здорово затормозился научно-технический прогресс в последние несколько десятилетий, не в состоянии придумать для потребителей что-то действительно реально полезное, и поэтому год за годом выходят смартфоны, строго говоря, по своим функциональным параметрам не сильно отличающиеся друг от друга. Поэтому производители и по их поручению маркетологи, пиарщики и рекламщики вынуждены выдумывать все новые и новые методы для того, чтобы, в принципе, не особо сильно новую продукцию представить как невероятный прорыв, требующийся просто всем и каждому. Если ты немедленно не заменишь, в принципе, точно такой же смартфон на новый – это будет сопровождаться совершенно невероятными негативными… Анастасия Сорокина: Олег Леонидович, мы часто говорим про то, что не могут накопить, проблемы, какие-то трудности, связанные с финансами, потому что не хватает на все. Так, может быть, все-то покупать и не надо? Вот у вас есть свое какое-то такое видение, как надо себя уберечь от навязывания лишних покупок? Александр Денисов: Как «протрезветь», Олег Леонидович? Олег Чернозуб: Я собственно об этом и говорю. Первое. Для того чтобы «протрезветь», любой наш замечательный покупатель должен понимать, что подавляющее большинство продукции, появляющейся на рынке, по объективным научным данным не представляет никакой реальной ценности или дополнительной ценности по сравнению с такой же продукцией, которая выпускалась год или два назад и так далее. Это первое. Мы должны понимать и рационально к этому подходить. И второе. Это уже такой не научный, а нравственный, может быть, совет я бы давал, суть которого заключается в том, что потребитель является – ну как сказать? – господином рынка до тех пор, пока он не расстался со своими деньгами. То есть рынок на него работает до тех пор, пока он не расстался со своими деньгами. Как только он со своими деньгами расстался, на рынке он особо больше никому не интересен. И поэтому до тех пор, пока деньги у вас в кошельке, вы чувствуете себя уверенно, можете принимать… и можете, и должны принимать взвешенные решения. Как только вы с ними расстались, ваша возможность повлиять на рынок – и в узком смысле, и в широком, макроэкономическом – она существенным образом сократилась. Поэтому, помимо ответственности перед своим домашним хозяйством в части покупок, рациональная покупка огромное значение имеет еще в общенародном, общегражданском смысле. Александр Денисов: Спасибо большое, Олег Леонидович. Будем помнить, что нужно быть господами на рынке. Анастасия Сорокина: И хранить деньги в кошельке. Александр Денисов: С деньгами в кармане, да. Олег Леонидович, спасибо за такую хорошую формулировку. Нам понравилось. Анастасия Сорокина: Спасибо. С нами на связи был Олег Леонидович Чернозуб, ведущий эксперт-консультант ВЦИОМ. Продолжаем обсуждать покупки. И как себя обезопасить от приобретения ненужных вещей… Александр Денисов: Чтобы вас не ограбили производители. Анастасия Сорокина: Чтобы не ограбил магазин по вашей же воле, да. Александр Яковлевич Калинин на связи, генеральный директор Национального фонда защиты потребителей… Александр Денисов: Нет, Настя, извини, я тебя поправлю. Михаил Кимович Беляев, эксперт Российского института стратегических исследований, кандидат экономических наук, он у нас на Skype. Михаил Кимович, если смотрели начало нашего эфира, вот эта толпа в Нижнекамске за блендерами… Ладно блендеры. За дорогущими смартфонами по 100 тысяч стоят, выстраиваются в очереди, ночью сидят! Чем это объяснить? У нас вроде бы эпоха дефицита закончилась. Михаил Беляев: Ну, со смартфонами-то объяснение очень простое: вы покупаете не смартфон, а вы покупаете престиж. Вот вы прежде всего должны понять, что вы покупаете не товар как материальную вещь, о которой Олег Леонидович разговаривал, а вы покупаете функцию. Вы покупаете не холодильник, а его способность морозить. Вы покупаете не блендер (ну, в данном случае сомнительное качество), а его способность размешивать яблоки с бананами. Вы покупаете не смартфон как таковой, потому что эти функции есть и в дешевых телефонах теперь (и, кстати, не хуже сделанных), но вы купили престиж за 100 тысяч. Вы идете не с семитысячным телефоном и вызываете улыбку снисхождения и презрения, если вы попадаете в общество, которое себя считает элитарным, а вы достаете тот телефон, который там принят. Вот из-за этого давка. Уже не говоря о возможной спекулятивной составляющей… Александр Денисов: Михаил Кимович, сразу вас прерву. Вы сказали, что улыбка презрения. А вам не кажется, что уже давным-давно наплевать? Ну хорошо, у тебя дорогой смартфон… Михаил Беляев: Нет-нет-нет. Александр Денисов: У меня дорогой смартфон. У Насти дорогой смартфон. И все. Ну, это уже не имеет значения. Ну хорошо, кто-то с дешевым. Ну и бог с ним! Михаил Беляев: Да нет. Знаете, это надо выйти на достаточно высокие философские орбиты, чтобы у вас окружение было такое же, которое вышло на эти философские орбиты, – тогда это не будет иметь никакого значения. А если у нас троих телефон дорогой, а кто-то у нас появился в виде этого самого лоха, а мы не знаем, что за ним стоит, допустим, 10 миллиардов – это как раз тот случай, когда человек, у которого… Понимаете, миллиардер, как говорят, может появиться в обществе в стоптанных ботинках. Ну, про рваные джинсы я не буду произносить, сейчас у всех они есть. Александр Денисов: Они, кстати, дороже целых стоят, рваные. Михаил Беляев: Да-да-да. А вот девушка из провинции без шпилек уже нигде появиться не может, потому что она будет думать, что все тут же как-то заподозрят, что она не оттуда, и поэтому она на шпильках даже мусор на помойку выносит. Анастасия Сорокина: Михаил Кимович, оставайтесь, пожалуйста, с нами на связи, примем звонок от телезрителя. Иван из Москвы дозвонился до нас. Здравствуйте. Зритель: Добрый день. Вы знаете, я хотел рассказать историю. Буквально несколько лет назад довелось побывать на акции, была совместная коллаборация H&M и Balmain. Конечно, поведение людей на той акции вызвало некое недоумение, потому что были случаи, когда мужчина, условно говоря, ростом под два метра вырывал у женщины юбку-блузку, видимо, чтобы для своей жены достать побыстрее. Были моменты, когда некоторым сотрудникам, которые выносили новые вещи со складов, ломали руки. Это, конечно, было ужасно. Поэтому, мне кажется, даже эта распродажа с блендерами на этом фоне выглядит… Александр Денисов: Культурно. А где эти страсти происходили-то? Анастасия Сорокина: Я сейчас подумала: жалко, что не было телефона и нельзя это видео показать. Александр Денисов: Да, где руки ломают. А где эта распродажа-то была с коллаборацией? Где это было? Зритель: Акция была в Москве, в Москве была. Александр Денисов: Ну, вы целый остались? Ушли оттуда с «добычей» и здоровые? Зритель: Да, в этом плане – да. Ну, на самом деле со стороны это напоминало, знаете, как в зомби-фильмах, когда куча народа бежит на тебя. И в этом плане было почти то же самое, то есть было не отличить. Александр Денисов: А зачем? У вас было какое-то объяснение, родилось, что так страдать? По-моему, эти вещи даже дороже продаются чуть ли не в два-три раза, чем обычно в этом бренде, который вы назвали. Зритель: Ну нет, на самом деле H&M и Balmain сделали совместную коллаборацию, поэтому там цены были значительно ниже, чем в Balmain. Ну, скорее всего, наверное, здесь хорошо постарались рекламщики, и пиар-акция была спланирована очень хорошо, поэтому, видимо, люди подняли такой ажиотаж, потому что это же вещь уникальная. Вот так и сработало: «У меня будет эта вещь, а у кого-то – нет». Александр Денисов: Понятно. Анастасия Сорокина: Спасибо. Александр Денисов: Все хотят быть уникальными. Спасибо. Анастасия Сорокина: Спасибо. Михаил Кимович, здравствуйте еще раз, возвращаемся к вам. Вы говорили по поводу престижа в случае с мобильным телефоном, когда люди покупают нечто что-то уникальное. Ну понятно, что блендер за 199 рублей – это не что-то уникальное, но тем не менее это действительно какая-то массовая просто болезнь, все придаются стадному чувству. Почему это так работает? Михаил Беляев: Тут уже срабатывает… ну, не для всей популяции людей, конечно, но есть люди, которые обладают, скажем так, повышенной жадностью и склонностью к ней. И для них слово «скидка», слово «отдам дешевле», как на рынке, нажимает на определенную кнопочку в психике этого человека – и он уже с собой сделать ничего не может. Блендер – это, может быть, предмет совершенно не первой необходимости. Но как-то кому-то, определенной категории людей сказали «отдам дешевле» – все, он уже с собой ничего сделать не может, особенно когда видят такую толпу, как сейчас показывают, что кто-то это дело хватает. «Ну а я тут рядом. Почему бы мне не поучаствовать в этом хайпе?» И это все уже помимо его воли. А другой человек, который не обладает такими свойствами, он пройдет мимо и скажет: «Мне в этой толпе делать нечего. Блендер мне совершенно никак не нужен, особенно с таким риском для жизни». Александр Денисов: Михаил Кимович, спасибо вам большое. Главный совет, как вы выразились: не бояться быть лохом. И не страшно иметь простой и дешевый телефон, такой же по функционалу. Михаил Беляев: В данном случае – да. Александр Денисов: Спасибо вам большое. Это был Михаил Кимович Беляев, эксперт Российского института стратегических исследований, кандидат экономических наук. Сейчас расскажем, что зрители нам пишут. Анастасия Сорокина: Да. Зрители пишут, что нужно… Вот из Нижегородской области сообщение: «Нужно хорошо планировать и составлять список нужных покупок и в магазине покупать только согласно этому списку». Вот такая рекомендация от наших зрителей. Александр Денисов: Мы тоже действуем по списку и переходим к следующей теме.