Тамара Шорникова: Управляющие компании больше не хотят шутить с должниками, убеждать, уговаривать платить жильцов. Они просто начали обращаться к коллекторам. Т. е. не просто баннеры на домах развешивают с адресами неплательщиков или списки на подъездах, что тоже нехорошо, но и напрямую в общем-то пошли к профессионалам по выбиванию долгов. Иван Князев: И самое интересное надо отметить: что результат есть. Уровень собираемости платежей ЖКХ в регионах, где по взысканию взносов на капремонт привлекали коллекторов, существенно повысился и в Забайкальском крае и в Вологодской области даже 100% превысил. Можете видеть: в Забайкальском крае 109%, Вологодская область 101% заплатили. Тамара Шорникова: Подожди, а в смысле – лишнего выдали как-то, да? Иван Князев: Вот как так получилось, это еще на самом деле вопрос. Может быть, действительно, за предыдущие месяцы собрали. Тамара Шорникова: Это неустойка. Иван Князев: А может быть, люди заплатили только лишь бы от них отстали, даже больше чем нужно. Но все равно, к этому опыту уже присмотрелись в Волгоградской области, где собираемость платежей и собираемость взносов составляет только 86%. Тамара Шорникова: Расскажите нам, есть ли у вас долги по ЖКХ. Обращались ли к вам коллекторы уже, может быть. Как вы вообще относитесь вот к такой профессии, к такому роду деятельности. А у экспертов, конечно, сейчас выясним, насколько вот такие меры в принципе законны. Иван Князев: Да. У нас сейчас на связи Наталья Чернышева, эксперт в сфере ЖКХ. Здравствуйте, Наталья Юрьевна. Наталья Чернышева: Здравствуйте, добрый день вам. Тамара Шорникова: Наталья Юрьевна, а у меня вопрос. Если мне не изменяет память, по закону именно взыскание долгов по ЖКХ коллекторами запрещено же? Как в регионах обходят вот этот момент? Наталья Чернышева: Да, действительно, запрещено. Но управляющие компании, к сожалению, находят лазейки. Т. е. они заключают договоры со сторонними организациями. Такие лазейки в принципе по законодательству, к сожалению, пока возможны. И сейчас еще к тому же выдвигаются новые законопроекты, чтобы это было делать проще и даже привлекать именно коллекторов. Иван Князев: Но а что значит «сторонние организации»? Это что, это какая-то юридическая контора, это частное охранное предприятие? Тамара Шорникова: Подписываются как консалтинговое агентство или что? Или просто это частный, нигде не фигурирующий какой-то коллектор? Иван Князев: Да, а при этом какими методами действуют? Наталья Чернышева: Да. Т. е. эти организации не афишируют, что они занимаются коллекторскими услугами. Но просто они как сторонние организации, оказывающие консалтинговые услуги и т. д. Иван Князев: Интересный консалтинг такой получается. Наталья Чернышева: Да. Тамара Шорникова: Скажите, пожалуйста, а если, например, вот у меня долг по ЖКХ, мне позвонил коллектор, я обращаюсь в прокуратуру или еще куда-то, – как-то связь могут определить, что это именно… Иван Князев: Консалтинг. Тамара Шорникова: Да, что это тот консалтинг, который был нанят управляющей компанией или, там, администрацией… Иван Князев: И который тебе советует вовремя заплатить. Тамара Шорникова: Кто-то за это будет отвечать? Наталья Чернышева: Вот. Вы сами, кстати, сказали. Я считаю, что нужно именно обращаться, если был такой звонок с какими-то угрозами или с предложением заплатить долг непонятно от кого, то лучший способ для жителей – это, естественно, сразу же обращаться в прокуратуру, в полицию, в жилинспекцию, с тем, что какие-то непонятные люди выбивают долги. Дело в том, что сейчас полиция и прокуратура вполне в состоянии определить связь, именно что данная организация, которая вымогает, угрожает, занимается именно коллекторскими услугами. Иван Князев: Наталья Юрьевна, я прошу прощения, мы просто юридические нюансы припасем еще для юристов, они нам это дело прокомментируют. Мне, знаете, вот что хотелось узнать у вас как именно эксперта в сфере ЖКХ. А что все к населению-то прицепились? Неужели там такие долги большие, что прямо вот выбивать их приходится? Наталья Чернышева: Да, к сожалению, долги большие. Долги выросли. Общий объем долгов примерно у населения около 800 млрд. руб. Единой методики подсчета, к сожалению, нет, но по оценкам экспертов – это где-то около 800 млрд. руб. Это достаточно большая цифра и существенная, конечно же, для управляющих компаний. Тем более, вот сейчас я боюсь, что такие вот связи управляющих компаний с такими организациями активизируются, потому что сейчас отменен мораторий на штрафы и отключения за неуплату услуг по ЖКХ. Т. е. вот с 1 января 2021 г. вернулась возможность от управляющих компаний требовать у должников деньги и отключать им услуги за неуплату долгов. Иван Князев: А должны у нас чаще всего за что, получается? Вот в Забайкальском крае – капремонт там считали, да? За что больше всего должно население? Наталья Чернышева: Нет, ну на самом деле капремонт чаще всего включен в общие платежки по ЖКХ отдельной строкой. Может быть, у кого-то это разные платежки, но чаще всего это в одном счете указываются все цифры по всем услугам. И отопление. Электричество часто бывает отдельно, правда. Но на самом деле по всем услугам возвращается возможность управляющей компании отключать услуги. И единственное, надо помнить, что в зимнее время запрещено отключать отопление, в любом случае. Т. е. пугать отключением отопления никто не сможет. И еще должны обязательно знать, что необходимо предупреждать под подпись. Управляющая компания должна сказать, что она требует долги, и если это по воде, то это 20 дней, если это, например, по электричеству, это 30 дней: по разным услугам по-разному. Но необходимо уведомить должника под роспись. И потом он уведомляется повторно за 3 дня. Т. е. у него есть еще последняя попытка оплатить. Без этого никто не имеет права отключать. И если кто-то из управляющей компании волюнтаристским методом просто отключает, то должник должен идти в суд, и суд становится на сторону должника в данном случае. И я считаю, что, конечно же, только соблюдая все меры, можно этот порядок как-то проводить на практике. Иначе никак нельзя. И вот эти рэкетирские совершенно методы 90-х годов, как выбивать долги, я считаю, они недопустимы. И нужно применять в данном случае международную практику. Т. е. в международной практике (в США, в Европе) коллекторы как таковые не существуют. Это больше похоже на финансовых консультантов. Они находят способы, каким образом может человек заплатить в рассрочку, как он может договориться, чтобы заплатить это безболезненно, помогают ему в этом. И ни в коем случае не угрожают. Это просто запрещено законодательством. Иван Князев: Ну, понятно, там цивилизованный такой подход. И желательно еще каждый случай рассматривать в отдельности. Тамара Шорникова: Спасибо. Наталья Чернышева, эксперт в сфере ЖКХ. Иван Князев: Что пишут? Тамара Шорникова: Пишут нам, что «должники-то в основном бюджетные организации», – считает Александр из Хабаровска. Мол, это не конкретный Иван Петрович в своей квартире задолжал настолько, что нужно прямо с битой к этой квартире идти. Иван Князев: Это, кстати, многие эксперты подтверждают. Тамара Шорникова: Краснодарский край: «С маленькой пенсией в 9500 руб. каждый месяц вовремя оплачиваю коммуналку, и немаленькую – 6 тыс.». Как? Слов нет. Иван Князев: Еще один эксперт у нас на связи. Тамара Шорникова: Да, давайте послушаем Александра Сироткина. Адвокат. На связь с нами выходит. Иван Князев: Здравствуйте, Александр Алексеевич. Александр Сироткин: Добрый день. Иван Князев: Александр Алексеевич, знаете, вот меня что интересует: а жители могут нанимать таких вот консалтеров, консалтинговые услуги, чтобы те заставляли управляющие компании качественно оказывать свои услуги? Капремонт вовремя делать и т. д. Ну, если серьезно, все-таки о законности всех этих действий. Александр Сироткин: Конечно, имеют они право. Здесь любой закон вообще у нас создается в стране, в мире там, где есть какой-то конфликт интересов. В данном случае мы с вами тоже рассматриваем конфликт интересов между тем, что долги нужно собирать, коммунальные услуги надо оплачивать и все-таки соблюдать при этом интересы и права граждан. Если у вас управляющая компания неправильно работает, то, естественно, вы имеете право, во-первых, создать свое товарищество собственников недвижимости, выбрать другую управляющую компанию, подать в суд, если вам оказывают услуги ненадлежащим образом, и потребовать снижения оплаты либо вообще не платить, не оплачивать вот эти услуги. Это всегда такой компромисс между интересами граждан, которые оплачивают коммунальные услуги и которые хотят получать надлежащего качества услуги, и между теми, которые не хотят оплачивать, по разным причинам. Нельзя говорить о том, что у людей мало денег, и только поэтому они не оплачивают. К сожалению, статистика показывает, что чаще всего не оплачивают те, у кого есть деньги, а они по каким-то причинам не хотят оплачивать. Иван Князев: Вы все как-то говорите «суд, прокуратура». Я вот еще раз возвращаюсь. А если позвонить директору управляющей компании и начать угрожать, как те делают, с их стороны жильцам? Тамара Шорникова: Ну, не подстрекай в эфире, Ваня. Иван Князев: Нет, я все интересуюсь законностью вот этих всех методов, вот этих всех технологий. Тамара Шорникова: Непонятно (еще раз) такой пункт. Вроде бы запрещено выбивать долги, или, там, по-русски говорим «выбивать», но обращаться к таким сторонним организациям. При этом есть регионы, в которых это работает. Есть даже открытая статистика, сколько удалось таких долгов выбить. Как это возможно? Александр Сироткин: Это вообще вопрос больше, наверное, к нашей системе правоохранительных органов судебных. Которые как раз должны пресекать такие методы выбивания долгов, действительно. И когда граждане обращаются в правоохранительные органы в связи с тем, что их права нарушаются, в связи с тем, что их оскорбляют и распространяют их персональные данные, – почему правоохранительные органы не реагируют на такие заявления или реагируют ненадлежащим образом? Я бы все-таки адресовал этот вопрос правоохранительным органам. У нас достаточно на сегодняшний день законодательной базы, чтобы пресечь любую деятельность, связанную с тем, что когда человека морально оскорбляют или, не дай бог, физическое насилие к нему применяют, распространяют персональные данные, вывешивая списки людей-должников. У нас все это отрегулировано. Почему не работает правоохранительная система, давайте зададим им вопрос. Я как адвокат часто задаю им этот вопрос. Тамара Шорникова: Хорошо. Тогда такой вопрос у меня возник, соответственно. У нас часто правоохранительные органы все-таки работают в основном по заявлениям. Насколько активно граждане обращаются, указывают на вот такие противоправные действия и пытаются как-то свои права отстоять? Вот, может быть, исходя из своей практики. Александр Сироткин: Часто. На самом деле довольно часто обращаются они в правоохранительные органы, используя просто телефон 02, или вызывая участкового, или вызывая наряд. Но, к сожалению, очень часто правоохранительные органы или вообще не реагируют никак, не регистрируя такие обращения, либо не находят состава административного правонарушения или уголовного преступления в действиях так называемых коллекторов, которые, как-то маскируясь, скорее всего, не признавая себя коллекторами под какие-то услуги. Я бы все-таки усилил правоохранительную … к органам, к ним вопрос задам. Иван Князев: Давайте послушаем наших телезрителей. Иван из Санкт-Петербурга нам дозвонился. Иван, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Иван Князев: Слушаем. Зритель: Я бы хотел задать такой вопрос. Вот мы сейчас обсуждаем тему законности, незаконности. Хотелось бы понять, вообще вот, коллекторы – у них же прописана определенная функция, определенная задача, зачем мы сейчас об этом говорим? Они этого права не имеют. Второй вопрос. Мы говорим о том, что отключение и т. д. это право компаний. Никакого права они такого не имеют. Есть суд. Компания обращается на должника в суд. Все, вопрос уже закрыт. Другого варианта не может быть. Иван Князев: Да, понятно. Спасибо, Иван. Ну, вот мы как раз таки сейчас и выясняем, что можно, а что нельзя. Александр Алексеевич, вывешивать списки, там, вот эти позорные столбы, баннеры и т. п., – можно? Тамара Шорникова: Какую информацию в них можно указывать, в любых таких объявлениях, будь то на доме баннер либо информация на сайте управляющей компании? Списки… Александр Сироткин: Ну, не знаю, где вывешивали такую информацию. Потому что в данном случае управляющая компания злоупотребляет тем, что она является оператором сбора персональных данных и, используя эти данные, вывешивает списки. Неважно, где она вывешивает: в лифте она вывешивает, на баннерах или на своем сайте. Нельзя. Это всегда персональный спор, это всегда обращение в суд, это всегда обращение к приставам, но никак не объявление персональных данных. Иван Князев: Вот так вот. Тамара Шорникова: Александр Алексеевич, я видела просто разъяснение от ваших коллег (может быть, вы уточните что-то или опровергните), такую информацию, что, мол, есть тоже определенные лазейки, и так появляются эти баннеры и эти списки. Мол, адрес там, имя, фамилию нельзя, а… Иван Князев: Квартиру? Квартиру можно? Тамара Шорникова: Ну, подожди. Адрес, имя, фамилию нельзя, потому что это персональные данные. Номер квартиры и сумму долга можно, потому что квартира – это собственность, там, здания. Александр Сироткин: Да, было разъяснение, действительно, Роскомнадзора относительно того, что можно, что нельзя распространять. И они указали, что номер квартиры не является персональными данными и вроде как его можно распространить. Но в данном случае для всех управляющих компаний, они должны понимать, что когда они пытаются найти лазейку и обойти закон, они действуют на свой страх и риск. Каждый раз, когда их будут привлекать к административной ответственности, а это судья будет решать, насколько это персональные данные, а насколько нет, независимо от этого письма Роскомнадзора. Они, во-первых, несут риск, что будут привлечены к административной ответственности. А дальше – что им будет запрещено вести деятельность как управляющей компании. Она у нас, слава богу, хорошо отрегулирована, эта деятельность. И права заниматься такой деятельностью они будут лишены, если они будут постоянно привлечены к административной ответственности. Поэтому всем гражданам, которые столкнулись с этим: не бойтесь, обращайтесь в свою управу, или в прокуратуру, или непосредственно в суд, если какие-то персональные данные о вас распространяются. Неважно, номер это квартиры, фамилия, имя, отчество. Все, сфотографировали и обращайтесь в суд. Тамара Шорникова: Спасибо. Иван Князев: Спасибо. Александр Сироткин, адвокат, был с нами на связи. Говорили мы о том, как и кто из нас может либо уже сейчас выбивает долги за ЖКХ. К следующей теме переходим.