Куда поехать?
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/kuda-poehat-61727.html Тамара Шорникова: Эксперты в сфере туризма рассказали о самых бюджетных направлениях для отдыха на август. Это рейтинг туроператора «Интурист». На первом месте по доступности (вы, возможно, удивитесь) Москва – туры на неделю в столицу на двоих стартуют от 22 с лишним тысяч рублей. И это втрое дешевле, чем в Сочи, например. На втором месте Санкт-Петербург – от 29 тысяч за неделю. Замыкает тройку Калининград – отдых там обойдется в 42 с лишним тысячи, опять же на двоих, за неделю, с завтраками.
Куда собираетесь в отпуск? Звоните, рассказывайте. Если уже успели съездить – присылайте фотографии. Давайте покажем страну и вас. Номер WhatsApp: 8-925-762-44-48.
Пока вы выбираете снимки, посмотрим небольшой видеоматериал. Спросили у жителей разных городов: «Куда съездили? Где хотелось бы побывать?» Отвечают Липецк и Екатеринбург.
ОПРОС
Тамара Шорникова: Итак, расскажите. Еще раз, если уже были в отпуске – присылайте фотографии в WhatsApp: 8-925-762-44-48. Понравилось или нет? Это было новое место, куда вы отправились впервые или это ваш привычный маршрут? А если только планируете поездку – опять же, куда собираетесь? Еще раз, нас интересует сегодня внутренний туризм, путешествия по России. Слышали, в опросе звучала Абхазия. Ну, многие и ее считают Россией. Но нас в первую очередь интересует наша большая, красивая и огромная страна.
В студии у нас Арсений Аредов, эксперт в сфере развития внутреннего туризма, туроператор, гид. Здравствуйте.
Арсений Аредов: Добрый день.
Тамара Шорникова:Если вас сейчас спрошу про ваши любимые направления, вам очень сложно будет ответить? Или все-таки есть такие, которым ваше сердце принадлежит полностью и давно?
Арсений Аредов: Ну, часто вопрос этот задают, естественно. И в зависимости от настроения, в принципе, ответ меняется. Ну, я просто считаю себя человеком России. Я, мне кажется, в командировках и турах нахожусь больше, чем дома, скорее всего.
Тамара Шорникова: Чем дома?
Арсений Аредов: Поэтому в каждом регионе ты чувствуешь себя в какой-то степени как дома. Но сегодня я отвечу, что, наверное, мне нравится, несмотря на то, что я вернулся позавчера, кстати, с Камчатки…
Тамара Шорникова: Ох, завидую!
Арсений Аредов: В Петропавловске-Камчатском полночь сейчас будет, я практически сплю. Мне очень нравится Архангельская область. Я называю это, наверное, местом своей силы, во-первых, по ряду причину. Ну, Архангельская область сохранила такой генофонд русскости. Там не было татаро-монгол, там не было крепостничества, туда не дошли немцы. То есть все, что было, такое исконно русское, оно там сохранилось. Сохранилось деревянное зодчество XVIII века, например. Сохранились леса, из которых сейчас, кажется, какие-то сказочные персонажи выйдут. Сохранились люди, говор, истории и даже некоторые обряды сохранились, которые свойственные для данных времен.
Тамара Шорникова: Мы говорим как раз сейчас об Архангельской области. И вот только что в WhatsApp пришла фотография потрясающая. Очень люблю это место. У меня тоже есть такое, мне повезло. Соловки. У меня тоже есть такая фотография. Была там в командировке, посчастливилось. И это, конечно, необыкновенное и потрясающее место.
Арсений Аредов: Ну, Соловки – это часть, но это не характерный Русский Север. То есть Русский Север – это вообще в принципе большой регион. Это Мурманская область, это немножко Карелии, это Архангельская область. Соловки – тоже здорово. И, в принципе, наверное, да всегда турпоток на Соловки достаточно большой. Правда, там есть определенные трудности, в Соловках, ну, с размещением, например, и с тем, как туда добраться. А добраться не очень просто. И жить там, в принципе, практически негде, по большому счету.
Тамара Шорникова: Свердловская область, река Реж. Так, будем сейчас параллельно показывать фотографии, потому что ну невероятной красоты, конечно, снимки присылают телезрители. Надо проверить, кстати: так река называется или режиссер этого снимка – Светлана? Не все, конечно, трудно… Такая большая у нас страна, трудно запомнить все названия рек, озер. Да, спасибо, что присылаете фотографии.
Итак, Архангельская область – что касается доступности, инфраструктуры? Вы цените как раз за ту самую исконность, невзирая на то, что нет нормальных гостиниц, нет нормальных дорог? Или это миф, и постепенно инфраструктура по стране начинает меняться?
Арсений Аредов: Ну, тут нужно разделять два термина: есть туризм, а есть отдых, скажем так. Если в Архангельской области появится инфраструктура, появятся асфальтированные дороги, появятся гостиницы, то появится большое количество туристов – и вся эта самобытность исчезнет, скажем так.
Поэтому я очень люблю Архангельскую область, я вожу туда как туроператор группы, но в то же время я… Мне стыдно за эти слова, но я не радею за увеличение турпотока в Архангельскую область, скажем так. Хотя я и дружу с правительством Архангельской области, мы там работаем в ряде направлений, но я понимаю, что если придут люди, то они все…
Тамара Шорникова: А это не может сосуществовать?
Арсений Аредов: К сожалению, нет, нет. То есть, например, тот же Байкал знаменитый. Мы даже не будем брать в расчет китайцев. Мы возьмем людей, которые просто вытоптали все, всю траву, толпами ходят. Или тот же Дагестан, где это сейчас происходит. Это боль, честно говоря, туризма. То есть я рад, что в Дагестане много туристов, что закончилось бронирование. Чтобы туда поехать, нужно гостиницу бронировать за полгода в лучшем случае.
Но когда я вижу, что люди реально вытаптывают прямо землю, то есть их толпы ходят, как саранча, и после них ничего не остается, я все время думаю: а что же будет дальше-то? Ну хорошо, сейчас они поездят, два-три года. А что мы потом будем показывать? И тут возникает вопрос о регулировании, возможно, турпотоков в тот или иной регион.
И вот поэтому я не очень-то хочу как житель страны, как турист, чтобы в Архангельской области появлялось большое количество людей. Но в то же время я понимаю, что рано или поздно там туристы появятся.
Тамара Шорникова: Я хочу, чтобы страна развивалась. Разумеется, чтобы это шло не в ущерб природе, экологии. Просто так как вы путешественник с большим стажем, так как вы уже организатор разных поездок, наверное, можете сравнить, как с этим справляются за рубежом. Ну, условно, я не знаю, Большой каньон или парк Секвойя в Америке, или в Европе национальные парки в огромном количестве, где большие турпотоки, – там тоже, не знаю, пластиковые бутылки и так далее, природа загибается, и вот-вот этим объектам осталось два-три года до полного уничтожения? Или как-то все-таки научились соединять природу с цивилизованным туризмом?
Арсений Аредов: Ну, есть люди, а есть природа. И они, в принципе, могут существовать достаточно разумно, если делать, например, настилы деревянные те же самые, если ставить урны. А урны – это проблема всероссийского масштаба, у нас их в принципе нигде нет.Если ставить видеонаблюдение. Если контролировать количество людей, посещающих тот или иной объект. При должном вложении инвестиций… да даже не то что инвестиций, а при какой-то работе, если много работать на фоне какого-то объекта, то это будет контролироваться. Но, к сожалению, мы сейчас живем в эпоху, по крайней мере в туризме, такого временного – ну, временщики. То есть: сейчас мы поработаем, хорошо, а что будет завтра и послезавтра – непонятно.
Ну, я приведу пример. В Дагестане одна из ярких точек для посещения – заброшенный аул, Гамсутль называется. Мне кажется, там все были, особенно кто был в Дагестане. Мне кажется, пол-России съездило в Дагестан.
Тамара Шорникова: Я – нет, но слышала. Конечно, видела в репортажах.
Арсений Аредов: Это заброшенный аул на горе. Когда я первый раз туда пришел, там никого не было. Когда я туда последний раз ездил, в мае, там очередь стояла, чтобы зайти и походить по заброшенному аулу. Там остались стены, нет крыш, и стены стоят. Приходят туристы и начинают на эти стены лезть. И я вижу с каждым новым приездом, что эти стены падают, заваливаются. Там сохранились какие-то красивые камни при входе в древние жилища, ну, мол: здесь жил тот-то, построил то-то. Они там стояли столетиями. Сейчас их просто кто-то забрал, и остались такие зияющие дыры.
Это произошло буквально… Ну, Дагестан начал развиваться с 2019 года. То есть за три года уже практически все самое ценное оттуда забрали. И что произойдет через десять лет? И я когда все время приезжаю в Дагестан, как-то с общественностью местной общаюсь, говорю: «Ну давайте какую-то ассоциацию сделаем, которая сможет контролировать как-то турпоток в Дагестане, потому что рано или поздно вам просто будет нечего показывать».
Тамара Шорникова: Давайте послушаем телефонный звонок. Татьяна, Москва. Здравствуйте.
Зритель: Добрый день.
Тамара Шорникова: Где вы были или куда собираетесь?
Зритель: Я в мае месяце ездила в Адыгею.
Тамара Шорникова: Впервые?
Зритель: Да, первый раз. Мне очень понравился тот край. Там есть очень много мест, очень красивых и удивительных, где можно посмотреть именно природную красоту. Очень свежий воздух, очень легко дышится, очень приятные люди. Я влюбилась в Адыгею!
Тамара Шорникова: Татьяна, а почему выбрали Адыгею? Как сделали свой выбор?
Зритель: Просто в Адыгее вышла замуж моя дочь, и я поехала к ним в гости.
Тамара Шорникова: Понятно.
Зритель: Дочь влюбилась в Адыгею, и я влюбилась вслед за ней в Адыгею. И мы сейчас влюблены в Адыгею. Спасибо местным жителям, что они такие доброжелательные, они очень культурные люди, вежливые. И мы просто…
Тамара Шорникова: Да, спасибо вам огромное, Татьяна.
Вот рассказали об Адыгее. Давайте посмотрим еще несколько интересных маршрутов в нашем сюжете, куда можно отправиться. Вернемся и обсудим.
СЮЖЕТ
Тамара Шорникова: И еще одно направление – Ивановская область. Подключим к разговору Татьяну Кульвановскую, создателя Музея мыла в городе Шуя из Ивановской области. Здравствуйте.
Татьяна Кульвановская: Здравствуйте.
Тамара Шорникова: Татьяна Сергеевна, вы можете сказать, что в Ивановской области стало больше туристов в этом сезоне? В ваш музей приходят больше людей?
Татьяна Кульвановская: Смотря с чем сравнивать. Если мы возьмем времена СССР, то наш древний и очень интересный город Шуя посещало за выходные 45–46 автобусов туристических. Сегодня два автобуса за выходные – это подарок для города. К сожалению, туристический поток гораздо меньше, чем потенциал туристический нашего города.
Тамара Шорникова: Поняла. А Музей мыла? Музей ситца в Иваново – понятно. А вот Музей мыла – это о чем история?
Татьяна Кульвановская: Это самый логичный для нашего города музей, потому что на гербе города Шуя – кусочек мыла. У Шуи очень богатая история. Шуйское мыло когда-то – в XVI, XVII, XVIII веках – гремело по всей России. Музей этот я создавала с 2001 года, он открылся в 2014 году. Нас очень здорово поддерживает Фонд президентских грантов. Мы сейчас осуществляем уже второй проект социальный на средства Фонда президентских грантов, «Шуя – город контрастов». Принимаем бесплатно школьные группы из Ивановской области на экскурсии. А вы сейчас видите только что созданный арт-объект. Вот так сегодня выглядит входная зона в музей. Это детские эскизы на тему мыла, мыльных пузырей. Великолепные! Мне очень нравится, как сегодня выглядит вход в наш музей.
Тамара Шорникова: Да, приглашаем всех в Музей мыла в городе Шуя. Татьяна Кульвановская была с нами на связи, создатель этого музея. Музей находится в Ивановской области, если планируете поездку туда. А может, как раз этот разговор и станет поводом для поездки.
Арсений, хотелось бы успеть поговорить еще о том… Вы как профессиональный путешественник наверняка сможете подсказать, как сэкономить в путешествиях для тех, кто собирается туда еще в августе.
Арсений Аредов: Ну, чем раньше, тем лучше, покупать авиабилеты, конечно же. На самые перспективные направления, о которых мы сейчас говорили, в принципе, уже сейчас билеты достаточно дорогие, но все равно можно что-то найти. То есть первый мой совет, наверное: отслеживать билеты, подписаться на направления и отслеживать билеты. Как только цена нормальная – сразу их покупать.
Во-вторых, надо понять, как поехать: дикарем… Ну, возьмем такое традиционное слово. Это когда приезжаешь сам, набираешь себе активностей, сам находишь себе жилье и питание. Либо ты находишь туроператора, с которым ты едешь. В принципе, я не могу сказать, что дикарем ехать дешевле, но дикарем точно ехать не безопаснее, потому что непонятно, с кем ты поедешь, непонятно, куда ты поедешь. И вот сейчас часто слышу…
У меня тур сейчас закончился на Камчатку. У меня люди прилетели раньше, и они сняли квартиру, потому что гостиниц на Камчатке не было, ну, чтобы буквально три дня подождать. Они сняли квартиру, а потом рассказывали: «Штор нет». Мы такие начали шутить: «Обоев тоже нет?» И так далее, и так далее. То есть непонятно, куда ты едешь, то есть неизвестность. А деньги все-таки большие.
Поэтому надо все-таки заниматься заранее, планировать и доверять свой отдых, скажем так, профессионалам.
Тамара Шорникова: Например, вам. А если говорить опять-таки про август, про напряжения, то вы бы какие советовали? Что хорошо посмотреть в августе в нашей стране?
Арсений Аредов: В принципе, август – это, наверное, пик туризма в России, потому что мы можем поехать и в северные регионы, где десять месяцев холодно, мы можем поехать и на Дальний Восток, где уже тепло, но нет еще сезона дождей (это Приморье, Сахалин, Камчатка, разумеется), этот тот же Алтай.
Ну и в последнее время я, естественно, советую более такие неординарные места – например, Поволжье. У меня есть тур, называется «Тоже море», потому что на море трудно попасть, а на Волге в Самарской области огромные песчаные пляжи, никем не занятые, теплая вода, чистая, множество гостиниц. Поэтому приезжайте в Самарскую область.
Тамара Шорникова: Посмотрим еще несколько фотографий, нам прислали. «Привет с Камчатки!» – прислал Виктор. Показываем. Так, увеличиваем. Видимо, дочь Виктор. Очень красиво! Был Домбай еще, да? Да, в апреле Домбай. Ох, красота! И следом у нас Карелия, национальный парк… Я не выговорю. Светлана прислала. Вот так.
Арсений Аредов: Ну, Карелия у нас вообще в последние годы прямо в топе туризма, тоже очень трудно попасть, ну, потому что близко к Центральной России, достаточно удобно прилететь или в Петрозаводск, или в Питер, «Ласточки» ходят. Короче говоря, Карелия – это прямо всегда хорошо.
Тамара Шорникова: И все равно то, что мы сегодня обсуждали, более или менее на слуху. Как вы думаете, вслед за Дагестаном, который сейчас такой большой туристический всплеск переживает, какие регионы начнут разведывать? Где потенциально есть как раз возможности для развития туризма?
Арсений Аредов: Ну, сейчас, опять же, та же самая Камчатка развивается, уже начали аэропорт строить, скоро достроят аэропорт. Соответственно, это даст возможность увеличения количества рейсов. Появляются новые гостиницы. Поэтому Камчатка постепенно станет более таким популярным регионом. И даже этот девятичасовой перелет из Москвы… восьмичасовой перелет из Москвы не будет таким сложным.
Алтай начинает развиваться. Алтай очень красивый, но там практически негде жить, то есть это турбазы и так далее. Но уже там что-то появляется, появляются глэмпинги, появляются гостиницы.
Тамара Шорникова: Дорого?
Арсений Аредов: Дорого, да, но тем не менее все равно что-то появляется.
Сейчас развивается Дальний Восток, Сибирь, Карелия. Все регионы очень хорошо развиваются. А кто не развивается – тем желаю немножко собраться и привлечь своего туриста.
Тамара Шорникова: Собраться, да.
Арсений Аредов, эксперт в сфере развития внутреннего туризма.
Арсений Аредов: Благодарю.
Тамара Шорникова: Это была программа «ОТРажение», Тамара Шорникова. Хороших вам выходных! Спасибо, что смотрите. До встречи!
Арсений Аредов: До встречи! До свидания.