Оксана Галькевич: Вот любят у нас, уважаемые друзья, жаловаться на нехватку культуры. Знаешь, часто, Костя, слышим, что люди готовы ходить в театры, на концерты, выставки, но выбор у них невелик. А на самом деле все не так с точки зрения недавнего исследования. Константин Чуриков: Все даже не совсем так. Финансовый университет при правительстве опросил жителей крупных российских городов, и там в среднем на 83% своим культурным досугом люди в принципе довольны – перед вами рейтинг топ-5. Обратите внимание, Москва тут далеко не первая… Оксана Галькевич: …потому что там далеко первый кто? Санкт-Петербург. Константин Чуриков: Санкт-Петербург, город на Неве. Оксана Галькевич: Но на самом деле, уважаемые друзья, есть и другая часть этого списка – давайте посмотрим с конца: крупные города, где с доступностью учреждений культуры все, в общем, не так здорово. Причем в Набережных Челнах, например, половина жителей сказали, что им ходить некуда. Константин Чуриков: Это мы еще не говорили о малых городах, поселках и деревнях. Вот вы позвоните нам, расскажите – у вас там, где-то в глубинке есть возможность культурно отдыхать, хотя бы элементарно в библиотеку сходить? Оксана Галькевич: Не то что уж спектакль посмотреть… Давайте, уважаемые друзья, разбираться с этим вопросом. Поможет нам в этом сегодня наш гость – представляем в студии программы "Отражение" Дениса Кириса, заместителя председателя Комиссии по вопросам развития культуры и сохранения духовного наследия. Здравствуйте. Константин Чуриков: Здравствуйте. Денис Кирис: Добрый вечер. Константин Чуриков: Денис Александрович, вот насколько можно верить этим цифрам, что на 83% у нас с культурой, с ее доступностью в принципе все хорошо? Или действительно эта статистика многого не учитывает? Денис Кирис: Вы знаете, я серьезно поспорил бы, потому что мы сейчас тоже на сайте Общественной палаты Российской Федерации, наша комиссия запустила мониторинг доступа к учреждениям культуры, он уже второй месяц продолжается, есть определенные результаты. Хотелось бы знать всю картинку, которая есть на территории всей России, а она у нас большая, 85 субъектов. И вот пока я не могу сказать, что результаты такие радующие. Результаты не очень хорошие. К сожалению, страдают в первую очередь… Люди не могут иметь доступа, что в соответствии с 44-й статьей Конституции Российской Федерации – каждый гражданин имеет право доступа к культуре. Но так складывается, что у нас граждане не везде имеют этот доступ. То есть если в глубинку куда-то попасть, то там зачастую пойти некуда, вы абсолютно правы в этом. То есть наш мониторинг направлен в первую очередь на выявление проблемных регионов, в том числе тех регионов, которые находятся в затруднительном положении, где закрываются сельские библиотеки, дома культуры уже существующие. Буквально недавно мы выезжали на форум сообщества во Владивосток, мы выехали, что называется, на места с Вероникой Музой из местной краевой Приморской палаты, и мы увидели это своими глазами. Мы выбрали специально три объекта, заехали в три сельских клуба, и… Собственно, я могу рассказать, что я увидел, и из этого можно сказать о положении культуры – собственно, везде такая картинка. Оксана Галькевич: А знаете что? Давайте проведем просто сейчас свое такое небольшое исследование, как уж мы работаем в прямом эфире, раз уж мы такие интерактивные. Уважаемые друзья, наши телезрители, пожалуйста, напишите, как у вас с культурным досугом – расскажите нам, пришлите SMS на портал 3443 (первые буквы "ОТР"). Пишите только, пожалуйста, так: город – малый город – село – деревенька. Константин Чуриков: Название обязательно. Оксана Галькевич: Да, название, чтобы мы понимали. И в конце этой получасовки подведем итоги. Константин Чуриков: Ну а сейчас давайте посмотрим материал наших корреспондентов о культурном досуге в Сызрани и Череповце. СЮЖЕТ Константин Чуриков: Уважаемые зрители, конечно, я думаю, всем было приятно узнать, что в Череповце есть филармония и такая вообще насыщенная культурная жизнь, да и в Сызрани тоже есть о чем рассказать. Но давайте все-таки в ходе этой дискуссии будем говорить о том, как есть – что есть и чего нет у вас в вашем регионе. У нас сейчас зритель из Крыма на связи – Алексей, добрый вечер. Говорите, что у вас с культурным досугом. Зритель: Добрый вечер. Культуры нет никакой практически. По праздникам, может быть, кто-нибудь с чем-нибудь приедет, что-то покажет – все, больше ничего нет. Тут даже телевизор не посмотришь по-нормальному: поставили, ввели…, но сигнал слабый, с Керчи практически… Ну как, доходит, но очень слабо. Константин Чуриков: Это еще если телевизор несет культуру, потому что он может что-то другое нести в массы. Алексей, а вот скажите, вы из какого города, поселка? У вас там, наверное, все тоже неоднородно в Крыму – есть Симферополь и есть Ялта, где, наверное, бурная какая-то жизнь. А вы откуда? Зритель: Я живу под Керчью, город Новониколаевка – село. Здесь ни работы, ни культуры, ничего нет. Константин Чуриков: Библиотека хотя бы есть в Керчи? Зритель: Наверное, есть, но мы живем в 300 километрах от Керчи, какая нам библиотека. Константин Чуриков: И у вас тоже никакой возможности? Я уж не говорю о книжном магазине. Зритель: Вы знаете, я вообще от культуры-то, в принципе, уже далек, мне под 70 лет, поэтому меня сейчас больше интересует телевизор, а телевизор не посмотришь. Константин Чуриков: Спасибо за ваш отзыв, за ваш звонок. Оксана Галькевич: Спасибо. Денис Александрович, вот смотрите, раньше были гастроли, это была налаженная, такая системная большая работа в рамках страны. Сейчас, я так понимаю, с этим сложнее, все-таки сложная довольно экономика? Денис Кирис: Нет, вы знаете, это такая на самом деле комплексная проблема. Есть президентская программа "Большие гастроли" у Министерства культуры, но это большие, крупные театры, которые ездят, опять же, по крупным городам, и сейчас вроде бы начали ездить в какие-то малые города. Собственно, тут суть-то, понимаете… Театры-то будут ездить, им будут помогать и так далее. Тут речь все-таки о том, что… Оксана Галькевич: Будут ездить, если что? Денис Кирис: Во-первых, я же говорю, есть программа. Они будут ездить и они ездят по мере возможности. Оксана Галькевич: А, вообще будут ездить? Денис Кирис: Но они не доезжают до глубинки, они не могут приехать в сельский клуб, где население, допустим, 5 тысяч человек – они туда не смогут приехать, потому что фактически в этом клубе-то и выступать нельзя. Это к вопросу о том, что мы приехали и увидели: клубы советских времен, люди работают, +15 градусов, дети занимаются хореографией. Это нормально, когда за окном -22, а дети занимаются в +15? Да, там ставят обогревать, тепловые пушки – все своими руками. Да, есть бюджет на зарплату и коммунальные услуги, но система отопления там с советских времен не менялась. Оксана Галькевич: Хочу уточнить: скажите, Денис Александрович, а установка, какая цель все-таки ставится? Вы сейчас занимаетесь мониторингом этой ситуации. Каждый гражданин имеет право на получение культурных услуг, на то, чтобы иметь культурный досуг. Но установка-то какая? – каждый должен иметь возможность сходить в театр? Каждый должен иметь возможность посмотреть спектакль, услышать концерт живой музыки или? Денис Кирис: В том числе. По крайней мере там, где есть население. Допустим, есть сельское поселение, есть деревня – там должна быть библиотека, они там были все. Огромное количество – тысяча за прошлый год (это был не наш мониторинг, было заседание в Госдуме как раз о доступности) – около тысячи с лишним библиотек было закрыто на территории Российской Федерации в том году, понимаете? То есть человек должен прийти в библиотеку, у него там должен быть доступ к Интернету, он может зайти, допустим, на портал культура.рф, там огромное количество фильмов советских, российских, книг, там и в интерактивном режиме можно посмотреть спектакли. Но это же нужно куда-то зайти, чтобы там это было, а получается, что человеку некуда идти. Константин Чуриков: Чтобы был Интернет еще как минимум. Оксана Галькевич: Да. Денис Кирис: Да. И есть государственная программа (я не помню, кто ее курирует) о том, чтобы все сельские библиотеки были подсоединены в Сети (по-моему, сейчас это не проблема), и то эта программа как бы не выполняется. Поэтому тут суть такая – комплексное решение: мы должны поднять эту проблему. Чиновники рапортуют, у них все хорошо, все замечательно, у всех есть доступ, но его нет, и мы теряем те очаги культуры, которые были еще когда-то заложены. Их нужно всего лишь поддержать, чтобы они выжили, чтобы они могли нормально функционировать. И тут комплексная программа в первую очередь финансирования, потому что, поймите, федеральное финансирование финансирует федеральные объекты, там все нормально худо-бедно. Константин Чуриков: Это мы еще говорим просто о доступности, о количественных показателях, потому что еще есть качественные показатели. Я не буду называть одну из московских библиотек, в которую я записан, но там, например, стеллаж российской и русской классики – на букву "П" (Пушкин) это вот такой небольшой рядок книг; рядом находятся другие авторы, они представлены в большем ассортименте (даже есть такая автор Пушкова, я вот узнал)… Оксана Галькевич: Не зря сходил в библиотеку. Константин Чуриков: А Пушкина всего несколько книжечек. Денис Кирис: Я хотел бы уже резюмировать. Федеральное финансирование – это одна ситуация, региональное финансирование – это другая ситуация. И даже есть программа в регионах… Мы были в Приморском крае, там есть программа финансирования культуры аж до 2020 года. Там есть все статьи расходов. Понятно, что бюджет как бы складывается – федеральный, местный бюджет. Но суть в том, что, допустим, клуб принадлежит сельскому поселению, у сельского поселения нет денег на ремонт. Мы идем выше, на муниципальный уровень, 131-й Федеральный закон муниципального управления – в муниципалитете тоже денег нет, чтобы его отремонтировать, видите как. А в крае в конечном итоге свои проблемы. И вот что мы получаем: то, что есть, что можно поддержать, пропадает и исчезает. И люди не могут… Детей некуда водить. Я потом дорасскажу. Константин Чуриков: Давайте послушаем звонок – Борис из Омска у нас на линии. Добрый вечер, Борис. Зритель: Здравствуйте. Я из Омска, у нас все хорошо с культурой – есть музеи, театры, есть куда сходить. Вот такая просьба – может быть, посодействуете: в крупных городах (в Петербурге, в столице нашей) для пенсионеров есть льготы, даже в музеи бесплатно, а у нас никаких льгот в Омске для пенсионеров нет. Я считаю, что это неправильно, тем более мы даже писали письмо в Академический театр драмы, чтобы хотя бы ветеранам, врачам разрешили посещать не гастроли, не премьеры, а обычные спектакли – ответ отрицательный. Константин Чуриков: Тем более, сдается мне, что омские пенсионеры явно не богаче московских. Тут я слышал, что в будущем году рассматривают вопрос о том, чтобы сделать минимальную пенсию в Москве 17 тысяч рублей, так что вопросы есть. Денис Кирис: Я бы хотел сказать, что вообще странно: обычно для пенсионеров, насколько я знаю, есть программа специальная. По крайней мере по Москве могу сказать, что в местных московских библиотеках, во всех библиотеках для пенсионеров постоянно устраивают какие-то культурные мероприятия бесплатно – подключают совет ветеранов и так далее, то есть это присутствует. Видите, в Омске, значит, с этим есть проблемы. Но это вопросы уже к губернатору, к тем, кто там руководит культурой, почему они не дают социально не защищенным слоям населения участвовать в культурной жизни – это к ним вопросы в первую очередь. Оксана Галькевич: Вы знаете, я, может быть, сейчас такой вопрос задам странный, может быть, очень наивный. Но я понимаю: когда за окном -20-25, а в доме культуры нет условий, для того чтобы там выступал более-менее какой-то коллектив серьезный, себя уважающий, сложно организовать приезд интересного спектакля. Константин Чуриков: Тут нужны концертные валенки. Оксана Галькевич: Но есть же, в конце концов, какие-то, может быть, альтернативные подходы? В свое время я наблюдала, как на острове Ольхон в практически 350 километрах от областного центра летом приезжали творческие коллективы, труппы, проводили там какой-то местный театральный фестиваль – это было очень интересно, люди по возможности приезжали туда летом. Потому что да, свой дом культурки – он такой очень слабенький, зимой там действительно может быть нездорово, да и сцена не такая замечательная, но летом под открытым воздухом в этих замечательных совершенно природных интерьерах это выглядит совершенно иначе. Таким образом, у нас то же самое можно делать и на нашем Севере, и на нашем Юге тем более, и в Сибири, и на Дальнем Востоке – да где угодно. Вопрос, чтобы только поехали. Денис Кирис: Вы знаете, я с вами согласен. Несмотря ни на что эти, так скажем, очаги культуры живут активной культурной жизнью: они ездят на какие-то смотры, конкурсы по району, туда все возят своих детей, потому что там они имеют возможность действительно заниматься, получать дополнительное образование, с ними занимаются. Но тут я опять хочу вернуться к тому, что мы посмотрели три клуба. Один в шикарном состоянии, им даже инвалиды могут пользоваться, во втором, о котором я сказал, проблемы с системой отопления, а третий… Мне страшно говорить, потому что я увидел барак 1954 года и с табличкой на нем "Государственное учреждение культуры, клуб такой-то". То есть он фактически в аварийном состоянии, и люди там, там 700 человек живет. Туда дети приходят, занимаются с человеком музыкой, они все равно занимаются, понимаете? И опять же, это все можно и нужно решать. Я просто хотел в общем сказать, что тот же Дальний Восток, Приморский край – огромный регион…  Хочу докончить мысль: если вы сказали о том, что какая цель нашего мониторинга – мы должны дать абсолютно ясное и четкое понимание, так как мы Общественная палата Российской Федерации, президент дал нам всем поручение о том, что мы должны говорить то, что говорит народ снизу. Константин Чуриков: Вот что говорит народ снизу, сейчас хочу вам как раз зачитать. Денис Кирис: Да, давайте послушаем. Константин Чуриков: Из Нижегородской области такая интересная SMS: "Раньше ругали коммунистов, которые из церквей делали хлебопекарни, а сейчас из домов культуры сделали общественные туалеты и свинарники – нашу действительность не победить". Ставропольский край – это уже вопрос качества: "В Ставрополе драмтеатр со слабенькой труппой, – пишет нам зритель. – Есть филармония, камерный хор. Скучаю по опере, по консерватории, люблю классическую, органную музыку". Запрос есть. Оксана Галькевич: И, кстати говоря, я вспоминаю наш эфир, посвященный именно работе домов культуры на селе. Очень запомнилось то, что люди говорят, что самодеятельность, там веселые задорные люди работают в этих домах культуры, самодеятельность – это хорошо, они там уже всех собрали, они уже из одной деревни в другую гастролируют, гастроли на "ура", но они хотят, чтобы к ним приехали из областного центра, из соседнего областного центра, из Москвы, из Петербурга. Они же тоже хотят высокой культуры. Денис Кирис: Такие были проекты... Оксана Галькевич: А проходимость они вам организуют, все приедут. Денис Кирис: Был такой "Товарищ кино", когда все наши советские известные актеры приезжали с фильмами. Народная артистка России Лариса Лужина, мы с ней ездили с актерским… Помню, она рассказывала, что их привозили на поезде к точке какой-то, сажали на трактор и везли туда, куда даже без трактора не пройдешь, и они выступали в сельском доме культуры. Это было. Константин Чуриков: Нам зрители сейчас пишут, вспоминают: "Георгий Вицин приезжал в Ставропольский край, в село Ивановское, а сейчас замани звезду за копейки". Просят нас вспомнить великого Рихтера, посмотреть на карту его выступлений – это тоже, наверное, вопрос и к артистам, и к Министерству культуры, и к организаторам. Оксана Галькевич: Белгородскую область давайте послушаем – Валентина, наша телезрительница. Валентина, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Я из Белгородской области, поселок Ракитное. Я хочу вам сказать: у нас такая культура! – на высшем уровне! У нас дворец прекрасный, один ледовый дворец, два бассейна плавательных. У нас столько людей ходит заниматься! Константин Чуриков: Подождите, мы не о физкультуре, мы о культуре, понимаете, о возвышенном. Зритель: Я и говорю о возвышенной культуре. У нас столько детей ходит во дворец культуры – танцевальные коллективы, песенные коллективы. У нас столько хоров организовано, я лично участвую в хоре ветеранов. Мы ездили недавно, в Москве выступали даже со своим хором. Оксана Галькевич: Вот это да. Зритель: Я хочу вам сказать, что у нас в Белгородской области на этот счет… Сегодня к нам приезжал симфонический оркестр с хором вместе! Константин Чуриков: Да что вы говорите? В село? Оксана Галькевич: В село Ракитное? Зритель: Выступали у нас. Прекрасно провели время сегодня. В общем, я вам хочу сказать, что у нас в Белгородской области жалоб, я думаю, ни у кого нет. Просто если кто не хочет, тот не ходит в дом культуры, а для того чтобы пойти туда, нужно просто подняться от телевизора и идти во дворец. Оксана Галькевич: Нет, ну ОТР все-таки смотрите иногда, пожалуйста – с перерывами, но смотрите. Зритель: Конечно, я смотрю. Константин Чуриков: А потом в дом культуры с гармошкой или без. Оксана Галькевич: Вот это правильное, мне кажется, сочетание. Денис Кирис: Какая область? Константин Чуриков: Белгородская область, село Ракитное. Денис Кирис: Вот видите. То есть в каждом регионе есть своя… И я вас уверяю, что не везде… Видите, там, значит, есть, там руководство – это же все равно зависит от руководства, как оно работает, в том числе муниципальное. Соответственно, оно эффективно работает, а где-то вообще никак не работает, и им надо помогать. Еще раз скажу, что суть нашего мониторинга – мы должны на выходе выдать четкую ситуацию по стране, и ту систему финансирования, которая сейчас существует, надо менять, иначе мы потеряем многое из того, что еще можно сохранить. Константин Чуриков: Вы знаете, я специально отложил одну вчерашнюю SMS, которую прислал зритель из Кемеровской области – он просит нас рассмотреть в эфире такой прозаический вопрос (мы его отдельно рассмотрим, конечно), как наличие общественных туалетов в городах (например, в городе Кемерово), если уж мы просто заговорили о культуре. А если обобщать: вы знаете, у нас же есть программный документ "Основы государственной культурной политики", есть соответствующий указ президента №808, который ссылается на это. Что в этом указе? Мониторит ли кто-то исполнение этого указа? Денис Кирис: У нас много, так скажем, нормативных документов за подписью президента. Точно сказать, насколько это все четко соблюдается, я сейчас не могу, потому что сложно сейчас на этот вопрос ответить. Но тем не менее… Если про городские туалеты, я думаю, что у нас пример можно привести простой в Москве – видели, сколько поставили кабин? Я как-то смотрю, что они не все и не всегда работают. Поэтому тут уже другой, наверное, вопрос – это больше, наверное, к власти на месте, если там такой вопрос возникает. Константин Чуриков: Просто это все взаимосвязано: и пепельница, и урны – это все звенья одной цепи. Оксана Галькевич: Культура начинается с малого. Денис Кирис: Да. Мне показали в том сельском доме культуры, где холодно, но люди работают несмотря на это – говорят, вот здесь у них стиральная машинка стоит, потому что мы здесь костюмы шьем, у нас свои коллективы. Понимаете, там люди все равно все сделают сами, своими руками и тем самым выживают, но так нельзя. Оксана Галькевич: Смотрите, вспоминаются кинопередвижные… Денис Кирис: "Товарищ кино", о котором я вам сказал. Оксана Галькевич: Да. Вот нам просто люди пишут, что раньше там-то был кинотеатр, а теперь и этого нет. Простите, передвижки какие-то могут… Денис Кирис: Лучше всего, чтобы была хоть какая-то… Оксана Галькевич: С кинофильмом-то проще, наверное, чем с труппой театральной, правда? Денис Кирис: Поймите, здесь нужно четко… Как я сейчас вижу, здесь нужна отдельная федеральная целевая программа, которая должна поддержать вот эти небольшие учреждения культуры, как сельские библиотеки, как дома культуры. Потому что в краевом бюджете это все по остаточному принципу, они не могут… Константин Чуриков: Подытоживая, сообщение из Новосибирской области – просто интересен размах запросов: "Картин Левитана нет, яиц Фаберже нет – культура не для всех". В общем, за то, чтобы и картины Левитана, и яйца Фаберже хотя бы в большинстве городов были. Оксана Галькевич: Алтайский край, Костя, у меня лучше: "Вагнер – это мой досуг". Константин Чуриков: Подпись? Без подписи, да? Оксана Галькевич: Алтайский край. Константин Чуриков: Хорошо. Мы говорили о доступности учреждений культуры. В студии у нас был Денис Кирис, заместитель председателя Комиссии Общественной палаты России по вопросам развития культуры и сохранения духовного развития. Спасибо, Денис Александрович. Денис Кирис: Спасибо. Константин Чуриков: Мы через пару минут к вам вернемся.