Кумандинцы: как малочисленный народ Алтая пытается сохранить язык и традиции

Кумандинцы: как малочисленный народ Алтая пытается сохранить язык и традиции
Леонид Григорьев: Мировой кризис бывает, когда грохается большая страна и происходит драматическое падение нефти
Как потребовать перерасчёт за оплату мусора и при этом добиться его своевременного вывоза
Дмитрий Гордеев: Местные бюджеты – это «тришкин кафтан»: очень большие публичные функции, а средств катастрофически не хватает
Саркис Дарбинян: Если мы хотим иметь конкурентные IT-сервисы, надо раз и навсегда отказаться от репрессивного правового регулирования этой отрасли
Погашение кредитов: какую часть семейного бюджета это отнимает?
Год в сапогах: военкоматы теперь займутся новобранцами и без официальной прописки
Таганрог остался без воды. О ситуации в городе - наш корреспондент Дмитрий Андреянов
«Матчи Евро-2020 у нас совершенно точно не отберут!»
Сокращение чиновников: станет ли в стране меньше бюрократии?
Какие пенсии в России? Достойная зарплата. Пентагон нацелился на Калининград. Лишние уроки. Тату детям не игрушка!

На пасеке семьи Шатабаловых горячая пора - началась качка меда. Правда, июнь в этом году выдался холодным, пчелы нектар почти не собирали. Поэтому меда будет меньше, чем обычно, говорит глава семьи Иван. Он - потомственный пчеловод.

Иван Шатабалов, пасечник, житель с. Солтон: «Дед занимался, вот здесь его пасека была. Правда, вот здесь, пониже. Я сюда, выше поднял. Как у нас старики говорили, на старом месте нельзя делать, даже дом строить».

Иван - представитель одного из самых малочисленных народов Алтая: кумандинцев. Пчеловодством они занимаются испокон веков. Зарабатывают этим и сегодня.

Раиса Шатабалова, пасечница, жительница с. Солтон: «Держим одну коровку для себя и всё. А так, в основном, пчёлы у нас. Идет маленько доход, конечно, сдаем задешево, но работы много».

В селе Солтон живут четыреста кумандинцев. Это - самая большая община в крае. Всего же по всей России представителей этого народа осталось не больше трех тысяч. Живут кумандинцы, как правило, скромно. С почтением относятся к старикам: дети и внуки помогают старшим по хозяйству, даже если живут отдельно - так заведено у этого народа, чье название в переводе означает «лебедь».

Правда, сохранять старинные традиции все труднее: даже взрослые кумандинцы сегодня не знают родного языка. Молодежь - и подавно.

Валентина Кызлакова, жительница с. Солтон: «Это надо, надо было начинать 70 лет тому назад. В то время у нас не было такого, и кто в школе разговаривал на своем языке, нас выгоняли на улицу, потому что не разрешалось. А теперь мы естественно возрождаем. Возрождаем, а молодежь совсем другая стала».

Чтобы сохранить свою культуру, кумандинцы открыли несколько национальных центров. Один их них работает в Солтоне. Здесь проходят тематические встречи, организованы кружки народных промыслов для детей - по изготовлению посуды из бересты и выделке кожи. А также постоянные уроки по родному языку.

Виталий Петухов, представитель Совета уполномоченных кумандинцев Алтайского края: «Вся надежда, конечно, опора - это на молодежь, их надо учить языку. Показывать свои традиции, обучать. Интерес проявляет государство, но тут как-то есть пробелы. Как говорится, программы-то есть - денег нет. А без денег далеко не уйдешь».

Летом и осенью в Солтоне в большом количестве заготавливают сушеные ягоды. Зимой их используют для приготовления народных кумандинских блюд. Рецепты хозяйки передают друг другу из поколения в поколение. Жители села хотят, чтобы власти отдали им землю, на которой кумандинцы живут веками - тогда они смогут заниматься исконными промыслами: коневодством, рыбалкой, охотой. Сейчас бесплатных пастбищ в округе нет. Ловля тайменя запрещена. Да и за возможность поохотиться придется заплатить.

Дмитрий Дробышев, Андрей Огрызков. Солтон. ОТР.

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)

Выпуски программы

  • Все видео
  • Полные выпуски