Кумандинцы: как малочисленный народ Алтая пытается сохранить язык и традиции

Кумандинцы: как малочисленный народ Алтая пытается сохранить язык и традиции | Программа: ОТРажение | ОТР

Сюжет из алтайского села Солтон

2019-08-09T15:48:00+03:00
Кумандинцы: как малочисленный народ Алтая пытается сохранить язык и традиции
За что платим налоги. Регионам надо больше. Мигранты. Карантинный беби-бум. «Дорогая передача». Темы недели с Сергеем Лесковым. В поисках идеала
Россиянки описали идеального мужчину. А похожи ли они сами на женщину мечты?
Налоги много на себя берут?
Сергей Лесков: У нас поддерживаются традиционные ценности, но вопрос: не поддерживаются ли они только в докладах, а в действительности глубинная молодёжь живёт совсем другими ценностями?
Россиянин или мигрант: кого выбирает бизнес после пандемии?
Дорогая передача: жалобы на плохое качество услуг ЖКХ
Велика ли налоговая нагрузка на россиян?
Мигранты: мы без них не можем?
В марте в России случился беби-бум
Регионам надо оставлять больше заработанных денег

На пасеке семьи Шатабаловых горячая пора - началась качка меда. Правда, июнь в этом году выдался холодным, пчелы нектар почти не собирали. Поэтому меда будет меньше, чем обычно, говорит глава семьи Иван. Он - потомственный пчеловод.

Иван Шатабалов, пасечник, житель с. Солтон: «Дед занимался, вот здесь его пасека была. Правда, вот здесь, пониже. Я сюда, выше поднял. Как у нас старики говорили, на старом месте нельзя делать, даже дом строить».

Иван - представитель одного из самых малочисленных народов Алтая: кумандинцев. Пчеловодством они занимаются испокон веков. Зарабатывают этим и сегодня.

Раиса Шатабалова, пасечница, жительница с. Солтон: «Держим одну коровку для себя и всё. А так, в основном, пчёлы у нас. Идет маленько доход, конечно, сдаем задешево, но работы много».

В селе Солтон живут четыреста кумандинцев. Это - самая большая община в крае. Всего же по всей России представителей этого народа осталось не больше трех тысяч. Живут кумандинцы, как правило, скромно. С почтением относятся к старикам: дети и внуки помогают старшим по хозяйству, даже если живут отдельно - так заведено у этого народа, чье название в переводе означает «лебедь».

Правда, сохранять старинные традиции все труднее: даже взрослые кумандинцы сегодня не знают родного языка. Молодежь - и подавно.

Валентина Кызлакова, жительница с. Солтон: «Это надо, надо было начинать 70 лет тому назад. В то время у нас не было такого, и кто в школе разговаривал на своем языке, нас выгоняли на улицу, потому что не разрешалось. А теперь мы естественно возрождаем. Возрождаем, а молодежь совсем другая стала».

Чтобы сохранить свою культуру, кумандинцы открыли несколько национальных центров. Один их них работает в Солтоне. Здесь проходят тематические встречи, организованы кружки народных промыслов для детей - по изготовлению посуды из бересты и выделке кожи. А также постоянные уроки по родному языку.

Виталий Петухов, представитель Совета уполномоченных кумандинцев Алтайского края: «Вся надежда, конечно, опора - это на молодежь, их надо учить языку. Показывать свои традиции, обучать. Интерес проявляет государство, но тут как-то есть пробелы. Как говорится, программы-то есть - денег нет. А без денег далеко не уйдешь».

Летом и осенью в Солтоне в большом количестве заготавливают сушеные ягоды. Зимой их используют для приготовления народных кумандинских блюд. Рецепты хозяйки передают друг другу из поколения в поколение. Жители села хотят, чтобы власти отдали им землю, на которой кумандинцы живут веками - тогда они смогут заниматься исконными промыслами: коневодством, рыбалкой, охотой. Сейчас бесплатных пастбищ в округе нет. Ловля тайменя запрещена. Да и за возможность поохотиться придется заплатить.

Дмитрий Дробышев, Андрей Огрызков. Солтон. ОТР.

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)
Сюжет из алтайского села Солтон