Ольга Арсланова: Купил техосмотр – заплатишь еще и штраф. Минтранс предлагает отнимать вот такие нелегальные диагностические карты и наказывать за них водителей. Петр Кузнецов: Предложение обсуждают и в ГИБДД. Новые правила признаны бороться с «черным» рынком карт техосмотра. Не секрет, что чуть ли не половина водителей получают их без прохождения диагностики автомобиля. Ольга Арсланова: И все об этом знают. Петр Кузнецов: Уверены, что вы в их числе точно, кто-то уж точно есть. Ну, пока ничего криминального. Максим Кодаков, главный редактор журнала «За рулем», с ним эту тему обсуждаем. Здравствуйте, Максим. Ольга Арсланова: Здравствуйте, Максим. Максим Кодаков: Добрый день. Петр Кузнецов: Максим, скажите, пожалуйста, а что сейчас не так вообще с техосмотром? Потому что то его хотят полностью запретить, отменить, то теперь борются с липовыми техосмотрами, то есть как будто бы, наоборот, хотят вернуть статус техосмотра. Почему за него взялись? Максим Кодаков: Потому что это финансовые потоки, которые выгодно контролировать кому-то – или одной стороне, или другой стороне, или Российскому союзу автостраховщиков, или еще кому-то и так далее. Никто нам не может четко предоставить каких-то раскладов: «Ребята, если мы сделаем вот так – безопасность повысится вот на столько-то или случится вот это». Все на рефлексии: «Знаете, давайте мы это сделаем – будет лучше». А лучше насколько? Лучше что будет? Непонятно. Тут интересный такой момент есть, смотрите. У нас в стране количество ДТП по причине неисправности транспортных средств составляет где-то около 3,8% всего от общего числа ДТП. И по этому количеству мы не знаем точного расклада: а что именно стало причиной? Колесо отвалилось? Или еще что-то случилось? Вот в США такая статистика есть. Там меньше происходит аварий по причине неисправности транспортных средств – около 2,5%. И статистика говорит о том, что львиная доля из этого маленького количества процентов – практически 82%, по-моему, из этого маленького количества – это неисправность шин, колес либо тормозной системы. То есть вы выехали с техосмотра, у вас шины были нормальные, тормозная система была нормальная, а потом что-то произошло. Или вы летом проходили техосмотр, а зимой поставили плохие зимние шины – и попали в аварию. Понимаете? То есть сам техосмотр – это не панацея от аварий и не панацея… Петр Кузнецов: Но сейчас, извините, техосмотр вообще выглядит как формальность. А он всегда был в таком статусе формальности или как раз после того, как перешел к страховщикам как операторам? Максим Кодаков: Ой, это всегда. Сейчас 80% диагностических карт покупаются. Но это было всегда, и все это прекрасно знали. То есть закручивание вот этих гаек, которое обернется в первую очередь повышением стоимости техосмотра (мы сейчас вводим фотофиксацию, думают ввести видеофиксацию и так далее), оно реально на безопасность не повлияет. Если я ответственный водитель, то я хочу, чтобы… я сам для себя делаю, чтобы у меня шины хорошие стояли, чтобы у меня тормозная система нормально работала. То есть человека просто так не заставишь. И никакой реальной ответственности нет со стороны… Ольга Арсланова: Абсолютно логично, что я как владелец заинтересована в том, чтобы безопасно ездить, чтобы моя машина не развалилась на дороге. Так какой смысл вообще тогда в этих картах, если все равно все решает ответственность водителя? Может быть, проще отменить их? Петр Кузнецов: Тем более есть техобслуживание. Максим Кодаков: Ну смотрите. Если представить, что система работает идеально, вот прямо все идеально, то, наверное, конечно, польза есть. Приезжает иногда человек на техосмотр, а ему говорят: «Ты знаешь, у тебя тормоза слева и справа хватают настолько по-разному! Справа хорошо работают тормоза, а на левой стороне – плохою. И это опасно. На скользкой дороге тебя может, условно говоря, занести». То есть если в идеале, вот так, то, наверное, польза какая-то есть. Но как выстроить эту идеальную систему? При наличии нашей низовой коррупции, бытовой, как я ее называю, которая сплошь и рядом, даже когда вы заезжаете в диагностический центр и платите деньги, то вам говорят: «Вот тебе карта. Что тебе надо еще?» И ты говоришь: «Ну, машину-то проверьте». – «Тебе еще и машину надо проверять?!» Ольга Арсланова: Вот! Тогда вопрос: кого наказывать на самом деле? Спасибо большое за ваш комментарий. Петр Кузнецов: Спасибо. Ольга Арсланова: А мы как раз поговорим о наказании с адвокатом Вадимом Рождественским. Здравствуйте, Вадим. Вадим Рождественский: Добрый день. Ольга Арсланова: Вам не видится некая логическая подмена – штрафовать водителя за неисправную карту, а не страховую компанию, например, которая просто продала ее? Вадим Рождественский: В любом случае это обязанность водителя – предоставить необходимые документы, чтобы тебя застраховали. Следовательно, страховая компания лишь удостоверяется, есть ли такой документ в базе. Она фактически его не проверяет. Она лишь проверяет на данный момент наличие. Сейчас же планируют, я так понимаю, ввести некую ответственность за то, если ты этот документ – диагностическую карту – получил с какими-либо нарушениями. Явно последствия будут серьезные для автомобилистов, потому что… Ольга Арсланова: По-моему, 2 тысячи рублей для начала, вот такая сумма, штраф. Вадим Рождественский: Ну да, это штраф первоначальный. Петр Кузнецов: Один штраф за превышение… Вадим Рождественский: А здесь я имею в виду, что, возможно, будет механизм, связанный с тем, что если ты, не дай бог, при отсутствии диагностической карты попал в ДТП и ты являешься виновником, то страховая компания, конечно, потерпевшему выплатит денежные средства, а потом, вполне возможно, скажет: «Вы не были надлежащим образом застрахованы либо застрахованы с нарушениями, поэтому давайте-ка возмещайте этот ущерб, который страховая выплатила». Петр Кузнецов: Вот! Ольга Арсланова: В таком случае надо доказать, что ДТП произошло из-за неисправности, а не из-за ошибки вождения. Вадим Рождественский: Нет, необязательно. Здесь будет формально, я думаю. Ольга Арсланова: То есть даже так? Вадим Рождественский: Да. По принципу: «Вы были ненадлежащим образом застрахованы, потому что вы не предоставили достоверные данные по диагностической карте либо она у вас признана недействительной», – или еще что-то. На данный момент механизма такого нет, но я думаю, что все это движется в эту сторону. Петр Кузнецов: Вадим, успею задать вопрос, а вы успеете ответить. Я же талон техосмотра, по правилам, могу не показывать, как СТС и права, да? Кто его проверяет-то? На дороге могут проверить? Вадим Рождественский: Это будет проверяться в автоматическом режиме камерой. Я так понимаю, что раз в сутки вас могут штрафовать за отсутствие техосмотра. Петр Кузнецов: По номеру. Вадим Рождественский: Да, просто-напросто по номеру. Петр Кузнецов: Все. Вадим Рождественский: Вы где-то ездите, засветились – все, добро пожаловать! Петр Кузнецов: Ясно. Все очень просто. Спасибо. Ольга Арсланова: Спасибо. Петр Кузнецов: Вадим Рождественский, адвокат. Спасибо, что провели вместе с нами этот час. Но никуда не уходите, мы только начинаем. В 13:15, то есть сразу же после новостей, наша новая тема, наша большая тема. Больше половины россиян планируют искать подработку. Причины и следствия будем выяснять вместе с экспертами и с вами – особенно с теми, у кого вторая работа есть.