Марина Калинина: Продолжаем прямой эфир программы «ОТРажение». Такая вот народная тема, которая всех автомобилистов по крайней мере касается в нашей стране. Скоро нужно будет менять шины... Константин Чуриков: Ох... Сколько это будет стоить? Марина Калинина: И вообще... Сколько это будет стоить, какие шины брать, где и т. д., и т. д. В общем, вопросов много. Тем более что появилась статистика, что вообще спрос, не только на резину автомобильную, но и вообще на автозапчасти в онлайн-сегменте вырос за год в 23 раза. Это данные Wildberries. Чаще всего предпочитают автодетали из Южной Кореи, Японии и КНР. Впрочем, растет интерес и к продукции из Канады, Дании, Турции, Чехии и Узбекистана. Ну а по данным «АВТОСТАТ», каждый третий автовладелец стал экономить на обслуживании и ремонте своего автомобиля, а каждый девятый меньше ездить. Экономят на расходниках, покупая более доступные по цене. В общем, много всяких новшеств в связи со сложившейся ситуацией. Сейчас будем это обсуждать. Максим Кадаков у нас в студии, главный редактор журнала «За рулем». Константин Чуриков: Здравствуйте, Максим Александрович. Максим Кадаков: Добрый день. Константин Чуриков: Сразу зрителям: с какими проблемами вы столкнулись? С какими ценами вы столкнулись? Может быть, вы чего-то не нашли на авторынке? Марина Калинина: Да, и в чем себя ограничиваете сейчас. Константин Чуриков: Вот об этом тоже можно спросить. Максим Александрович, ну что по поводу роста вот этих онлайн-продаж? Я думаю, просто связано с тем, что люди стали использовать эти онлайн-площадки (я не буду говорить «маркетплейсы») как единственный способ, такой верный способ параллельного импорта, да? Максим Кадаков: Не единственный... Константин Чуриков: ...но важный. Максим Кадаков: …но мыслите вы в верном направлении. В 23 раза – это увеличение именно на этих площадках продаж, это не значит, что спрос на запчасти поднялся в 23 раза. Константин Чуриков: Ну да. Марина Калинина: Да, как-то было бы странно вдруг. Максим Кадаков: Просто они как раз в связи с изменившейся, новой такой вот ситуацией, в которой мы теперь живем, примерно весной маркетплейсы начали как раз активно расширять предложение по автомобильным запчастям, и все стали широко так говорить: как здорово, теперь запчасти по параллельному импорту попадают на маркетплейсы, смотрите, как здорово, как хорошо. Нужно понимать, что, по большому счету, параллельный импорт запчастей, если мы о запчастях говорим, – это... Я называю все это помягче – альтернативный ввоз, потому что везется все это по-разному. Ведь игроки на рынке не поменялись. То есть были честные компании, которые привозят хороший товар, честно его таможат, поставляют в магазины. Могут они поставлять в маркетплейсы, или их какие-то более мелкие структуры? Могут. Были игроки тоже относительно честные, которые везли аналоги, подешевле, но тоже хорошие, честно таможили, продавали. Были игроки, которые везли хороший товар, таможили из-под полы, по другой цене нам предлагали... Марина Калинина: Подешевле. Максим Кадаков: Были те, кто везли откровенный хлам, таможили не таможили и предлагали. Все эти игроки и все эти... Константин Чуриков: Любят они Россию, не любят Россию, они все остались, да? Максим Кадаков: Они все остались, только у них теперь появилась возможность: ага, вот параллельный импорт. Что некоторые крупные поставщики, крупные, у которых миллиардные обороты, что некоторые начали делать? Они открывают офис в Стамбуле, снимают там огромные склады, арендуют, потому что покупать нет смысла, и начинают отовсюду завозить все что можно и использовать Турцию, например Турцию, как перевалочную базу, а отсюда уже тащить к нам, таможить слева и привозить. Поэтому я к чему сейчас говорю про вот эти разные схемы? Я вижу во всем этом сейчас полный бардак и наслоение всего-всего. В тех же маркетплейсах, когда вы покупаете, у меня хороший пример, всем понятный, лопату, вы увидели у соседа лопату какого-то известного бренда, вы примерно представляете, как она выглядит, вы видите в маркетплейсе, вот она, лопата, выглядит так же. Когда вам привез ее доставщик или вы забираете в пункте получения эту лопату, вы можете увидеть, оценить глазами: да-да-да, вот прямо она. Если она у вас сломается, то она у вас сломается через полчаса, через два дня, и вы можете ее вернуть. А запчасть зачастую специалист визуально не может определить, это настоящая запчасть или запчасть, которая похожа, но не настоящая. И когда вы ее покупаете на маркетплейсе, вы тем более по фотографии, пока вы не получите, пока вы не посмотрите, пока вы не поставите на автомобиль, а сломается она у вас не через полчаса, а тысяч через пять километров... А потом вам скажут: «Нет, дружок, ну ты как-то не так ездил». Понимаете... Марина Калинина: «Дороги у вас такие». Максим Кадаков: Я к чему говорю? Принципиально ничего не изменилось: на рынке есть хорошие детали, их стало, правда, меньше; есть хорошие, но не оригинальные, точно такие же... Константин Чуриков: С угнанных автомобилей, наверное, есть, да? Максим Кадаков: Ну, если мы говорим про новые, наверное, нет, это как бы уже совсем... Марина Калинина: Константина уже в криминал потянуло. Константин Чуриков: Нет, ну... Максим Кадаков: Это еще одна возможность. Я говорю про новые. Хорошие аналоги, неплохие аналоги, плохие и совсем такие, на которые лучше не смотреть. Марина Калинина: А как это понять, как в этом разобраться, если вы говорите, что даже специалист не может этого понять? Максим Кадаков: Если вы не специалист, в большинстве случаев вы не разберетесь. Потому что вот есть опять же пример, который всем автомобилистам понятен... Марина Калинина: Но ведь эти запчасти тоже недешевые, а разобраться я могу через полгода. Максим Кадаков: Безусловно. Поэтому для обычного автомобилиста... У вас есть автомобиль? Марина Калинина: Да. Максим Кадаков: Вы водите сами? Марина Калинина: Да. Максим Кадаков: Вот. Едва ли вы будете самостоятельно покупать какую-то сложную часть. Скорее всего, вы пойдете неважно к кому, либо на официальный сервис, которому вы доверяете, либо на неофициальный сервис, которому вы доверяете, либо к дяде Васе, которому вы доверяете, и будете заказывать не запчасть, а работу целиком. То есть вот эта дядя Вася или этот сервис будет отвечать и за запчасть, которую он вам ставит, и за работу за саму. Если она у вас сломается, вы придете, скажете: «Вот у меня документы, 2 недели назад вы мне ставили эту запчасть, вы ее поставили, вы сказали, что она хорошая, – будьте добры заменить». Марина Калинина: А вот давайте, кстати, сейчас вот не с дядей Васей, конечно, а с Александром Михайловичем Пахомовым поговорим, потому что это председатель правления как раз Союза автосервисов. Александр Михайлович, здравствуйте. Константин Чуриков: Здравствуйте. Александр Пахомов: Да, здравствуйте, коллеги, здравствуй, Максим... Константин Чуриков: Александр Михайлович, вот такой вопрос первый – а время ли сейчас вообще этих, извините, официальных сервисов? С учетом того, как все подорожало, скольких денег это стоит... Марина Калинина: Да, как сейчас изменилось все? Константин Чуриков: Элементарное ТО, элементарно, не знаю, шины поменять – это целая теперь головная боль. Александр Пахомов: Ну да, действительно, вы абсолютно правы, это действительно головная боль. Почему это произошло, мы все с вами знаем, – потому что производители автомобилей сегодня отказались от своих дилеров в России, поэтому дилеры не получают сегодня запасные части, которые они называли оригинальными. Да, сегодня такая проблема есть. Понятно, что спрос, в значительной степени даже ажиотажный, растет. Должен сказать, что, с нашей точки зрения, потребность, как таковая потребность, т. е. это то, что требуется для того, чтобы наши с вами автомобили ездили, не увеличилась по сравнению с прошлым годом, может быть, даже снизилась. Но владельцы автомобилей, понимая, что проблемы есть на рынке, создают, во-первых, ажиотажный спрос, они запчасти пытаются купить впрок. Именно поэтому мы с вами видим, что покупают фильтры, масло, щетки, ну все такие расходники, которые расходуются в процессе эксплуатации автомобиля. Естественно, никто не покупает ни детали мотора, никто не покупает детали коробки. С этими проблемами, наверное, наши с вами граждане идут в автосервис и предлагают решить проблему. Даже я бы... Вот Максим Александрович сказал, что они не работу заказывают, – наш с вами клиент приходит и приносит проблему в автосервис: «Вот у меня что-то с автомобилем, решите мне, пожалуйста, эту проблему». Автосервис, естественно, проводит диагностику, работу, выявляет эту проблему, переводит ее на человеческий язык и говорит, что да, вот такая-то там деталька вышла из строя, ее надо заменить. Марина Калинина: А вот где вы эти детальки потом берете? Как происходит процесс поиска? Как вы выходите из этой ситуации? Александр Пахомов: Ну да, сегодня это целый детектив, можно сказать, да. Если раньше мы знали наших поставщиков как оригинальных запасных частей, так и неоригинальных, мы просто через портал заказывали запчасти, иногда через час, иногда через два дня мы эту запчасть получали, то сегодня, к великому нашему сожалению, вот значительные части, особенно оригинальные запчасти, у представителей производителей автомобилей, у дилеров они просто исчезли, их вымыло. Сегодня есть достаточно большое количество мелких торговцев, наверное, их так надо условно назвать, вот Максим Александрович на них ссылался, это те люди, которые из-за границы купили там какие-то запчасти, какой-то контейнер, паллету, не знаю, привезли и пытаются ее реализовать на нашем рынке. Но мы как специалисты автосервиса, конечно же, понимаем, разбираемся и видим, что это за запчасть. Хотя не всегда это так, вы же понимаете, что глаз не рентген, сквозь металл мы увидеть не можем... Константин Чуриков: Разбираемся, но не всегда. Александр Михайлович, а какие машины сейчас сложнее починить, вот такой дилетантский вопрос? Александр Пахомов: Ну, совершенно понятно, что европейского производителя, в основном немецкие, это самые сложные проблемы с этими автомобилями. Константин Чуриков: Да, спасибо большое, спасибо. Александр Пахомов был у нас в эфире, председатель правления Союза автосервисов. У нас есть звонок, Игорь из Республики Коми. Здравствуйте, Игорь. Зритель: Здравствуйте. Я вот хочу на примере себя выразить свое мнение о ценообразовании в магазинах на примере нашего района, грубо говоря, город Ухта. Смотрите, Renault Kaptur, двигатель 1,6, нужно было сделать ТО, т. е. замена свечей и т. п. В один магазин …, там надо пусковой коллектор, комплект свечей плюс резинки, дроссели, у меня попросили около 8 тысяч рублей. Я сказал: «Это дорого!» Я захожу в другой магазин буквально через 1,5 километра, который работает по моей марке, и точно такой же комплект они мне продали за 1 871 рубль. Ну, я подождал буквально 6 дней... Но смотрите, какая разница, грубо говоря, 2 тысячи и 8 тысяч рублей. Константин Чуриков: Что говорит о том, что цены в нашей стране во многих заведениях, скажем так, устанавливаются просто произвольно. Зритель: Совершенно верно. То же самое, как и сейчас происходит с обмундированием в магазинах: и у нас также все подскочило на эти рюкзаки и форму, так скажем, для мобилизованных людей, которые уходят. Константин Чуриков: Да, спасибо большое, спасибо, Игорь, за ваш звонок. Марина Калинина: Спасибо. Максим Александрович, я хочу вернуться к тому, что сказал Александр Михайлович, вот это «детектив», как он это назвал, по поиску... Максим Кадаков: Александр сказал ровно то же самое, что сказал да, – действительно детектив, да. А что вас удивляет? Марина Калинина: Нет, меня ничего не удивляет. Просто эти запчасти, которые и так сложно найти, они вот по каким-то бешеным ценам все равно... Максим Кадаков: По бешеным ценам, потому что дефицит. К сожалению, я много раз говорил в эфире ОТР: дефицит всегда восполняется по более высокой цене, неважно, что это, бронежилеты, запчасти на автомобили, телефоны, все что хотите. Это закон рынка. Если мы на него не влияем напрямую, то других вариантов мы увидеть не можем. Жаль, что телезритель не сказал, уверен ли он в том, что это те же самые запчасти за 2 тысячи, комплект он просил, и за 8, разница слишком высока. Но если бы я был на его месте, я бы там уже открыл бизнес: покупаешь по 2 тысячи вот эти запчасти, комплекты, потому что это даром по сравнению с 8 тысячами, и продаешь рядом за 6 – вот вам уже бизнес, так оно и работает. Если это те же самые, потому что сейчас очень много аналогов, очень много аналогов, хороших, плохих, и не поймешь, насколько они хороши. Константин Чуриков: Я понимаю, что все избаловались за время открытого рынка, у нас появились иномарки и т. д., заводы, которые здесь выпускали, а теперь вот, кстати говоря, не все выпускают... Как нам сейчас все-таки каким-то образом настроить, перевести, мы сейчас все время про военные рельсы такие говорим, про мобилизационные, – как нам провести такую «авто-мобилизацию», я бы сказал? Я имею в виду наши производства. Я понимаю, что все привыкли к иномаркам, но вот да, у нас есть LADA. Что сейчас там происходит? Максим Кадаков: Я не совсем понял ваш вопрос. Если вы говорите о том, как нам реорганизовать, поднять наш автопром, если вот об этом... Константин Чуриков: Да, естественно, об этом. Максим Кадаков: Потому что как только мы хотим, предыдущий ваш гость очень убедительно говорил, намекая на то, что чуть ли уже не пора какую-то военную экономику вводить, ну вот такую мобилизационную экономику точнее... Константин Чуриков: А что, не пора?.. Максим Кадаков: Ну, всегда есть плюсы и минусы. Как только вы получаете плюсы от чего-то, от жестких цен на что-то, вы получаете соответствующие минусы, мы все это проходили. Я пацаном был, но я помню Советский Союз... Константин Чуриков: Я о чем говорю? Огромная страна, нам нужен транспорт, объективно. Максим Кадаков: Безусловно, да. Константин Чуриков: И нам, наверное, нужен сейчас свой транспорт. Максим Кадаков: Безусловно. В следующем году «АвтоВАЗ» сделает 500 тысяч автомобилей. Сейчас «АвтоВАЗ» выпускает только один двигатель для переднеприводных автомобилей 90-сильный 8-клапанный, который все знают прекрасно, в следующем году будет 16-клапанный, в следующем году запустят производство Vesta, я об этом рассказывал в эфире ОТР, в I квартале следующего года. В конце этого года будет запущено производство Largus, он сразу пойдет, кстати говоря, с ABS, можно не волноваться, и, я думаю, Largus – это та машина, которая как раз нам нужна, и т. д. Кроме того... Марина Калинина: А что в ней будет, раз уж мы о ней говорим? Максим Кадаков: В ней будет ровно то, что есть в Largus нынешнем. Отвечая на ваш вопрос и на ваш тоже одновременно, нашему человеку сейчас, если мы говорим о том, что нам нужен транспорт, не нужны излишества. Нам нужен обычный, простой Largus, чтобы там были элементарные средства безопасности, две подушки... В «базе» там будет одна, в каких-то комплектациях, более высоких, две, я про Largus говорю, и будет ABS – нашему человеку это вот так. Правда, многие еще хотят автомат... Вот Vesta сначала будет выпускаться без автомата, «АвтоВАЗ» сейчас ищет варианты, они есть, ведутся серьезные переговоры, уже есть решения... Марина Калинина: С кондиционером? Максим Кадаков: Кондиционер уже на Granta ставят. Константин Чуриков: Обижаешь. Максим Кадаков: Кондиционер – это не проблема, поскольку поставщик за забором у «АвтоВАЗа», в этом смысле все нормально. Вопрос в запчастях, мы же про запчасти говорим. Запчасти, тоже у нас много чего производится. Вот в следующем году, например, в Белебее, это Башкирия, откроется производство, например, тормозных дисков для тех же автомобилей LADA, увеличивается объем производства, нужно больше запчастей, нужно больше комплектующих на конвейер – пожалуйста, будет новый завод, хотя у нас и так выпускаются, естественно, и тормозные диски, и тормозные барабаны. «ГАЗ» уже в мае открыл новое чугунное производство чугунного литья, там все: и блоки двигателей, и отливка коробок передач, и те же самые тормозные диски и т. д. Константин Чуриков: А сейчас сюрприз: Марине из Москвы звонит тоже Марина из Москвы. Здравствуйте. Зритель: Алло? Константин Чуриков: Да, говорите, пожалуйста. Марина Калинина: Говорите, пожалуйста. Зритель: Здравствуйте. Дело в том, что вот я из Москвы звоню, и я хотела сделать техобслуживание своего автомобиля, вот. В прошлом году я делала техобслуживание, 11 тысяч. Но в этом году мне объявили, что будет стоить 27 тысяч, и там будет уже входить туда, еще поменяют свечи. Все то же самое, те же работы, воздушный фильтр меняют, масло моторное и пр., пр., плюс еще эти вот свечи поменяют. И все это, объявили, 27 тысяч. Константин Чуриков: Марина, а что вы техобслуживаете? Что у вас за машина? Зритель: У меня Ford Fusion. Константин Чуриков: Ага. Максим Кадаков: Ну, европейский автомобиль, вполне понятно увеличение стоимости запчастей. Дилеры сейчас, дилеры СТО все, не только официальные, делают очень неплохую прибыль себе, выручку как раз на том, что люди меняют постоянно фильтры, масло, те же самые свечи, тормозные диски, тормозные колодки, фильтр топливный, фильтр воздушный и т. д. Бывалые автомобилисты, у которых... даже не бывалые, а обычные, средние автомобилисты, у которых руки на месте, сами вполне могут поменять на простых машинах, даже на Fusion... Я не говорю про женщин, я все-таки про мужчин... Константин Чуриков: Да. Марина Калинина: Вот, кстати, пишут из Хабаровского края, что женщин в автосервисе всегда обманывают, такие суммы предлагают за ремонт, просто жуть. Максим Кадаков: К сожалению, да. Но я говорю о том, что кто хоть что-то понимает в автомобилях, многое что может поменять сам, в т. ч. тормозные колодки, это уже экономия. Я недавно свой Land Rover обслуживал, «недавно» – это на прошлой неделе. Многие сервисы предлагают два варианта: есть вариант, условно говоря, оптимальный, как вчера, допустим, цена, не знаю, 50 тысяч рублей, поменять масло в автомате, в двигателе, фильтр и т. д., и есть вариант более доступный с какими-то альтернативными... Масло, условно говоря, не Castrol, а Repsol какой-нибудь испанский, по характеристикам точно такой же. Фильтр, допустим, не знаю, не японский, а какой-нибудь китайский, например, или корейский, и т. д. Потребитель вправе выбирать, подешевле ему сделать то же самое с аналогами или подороже. Хорошо, что есть такая альтернатива. Я вообще за отношения с теми сервисами, за обращение в те сервисы, которые вам открыто дают полный расклад и говорят, что «вот это можно, вот это можем сделать, но не советуем». Марина Калинина: А что с резиной? Сейчас как раз вот... Максим Кадаков: С шинами, по-моему, все очень неплохо в этом сезоне, потому что еще... Зимние шины не выпускают же в сентябре, зимние шины уже все выпустили. Константин Чуриков: Мы с ними, да, успели запастись. Максим Кадаков: Да-да-да. Нет, все склады забиваются в хорошем смысле слова в летний период, начиная с весны. Зимних шин у нас много, потому что все наши шинные заводы поставляли шины в т. ч. на экспорт. Мало кто это знает, все считают, что вот у нас... ну как обычно мы считаем: вот у нас делают плохо, а вот у них там или им туда делают что-то особенное. Наши предприятия, которые работали, шинные компании и Nokian, это я уже говорил в эфире ОТР, Nokian крупнейший вообще российский был поставщик товаров народного потребления на экспорт. Не сырья, не стали, не пшеницы, не газа, а... Константин Чуриков: ...готовой продукции. Максим Кадаков: ...готовой продукции, которую покупает потребитель, крупнейший был поставщик товаров народного потребления на экспорт в денежном выражении. Pirelli, на экспорт поставляла Yokohama, на экспорт поставлял, не знаю, Bridgestone поставлял в Японию даже шины... Константин Чуриков: Но это вы говорите о локализованном каком-то производстве, бренды-то не наши. Максим Кадаков: Да, это неважно, они у нас производились. Константин Чуриков: Да, понятно. Максим Кадаков: Так вот когда экспорт закрылся, те заводы, которые сейчас работают, те же Pirelli и Nokian, они вынуждены теперь все продавать на внутреннем рынке. И в этом сезоне у нас шинный вопрос, я считаю, не стоит, потому что шин много. Константин Чуриков: Я тогда жду звонков в студию с новостью о том, что шины подешевели. Максим Кадаков: А некоторые шины, вы будете смеяться, я только что разговаривал, не буду называть бренд, только что разговаривал, пока ехал на программу, с некоторыми шинными производителями, ну они же, естественно, занимаются и дистрибуцией. Мне говорят: «Вот эту и эту модель мы сейчас продаем дешевле, чем в прошлом году». Я говорю: «Почему?» – «Потому что конкуренция». На шины сейчас, в отличие от фильтров и прочих вещей, спрос, как ни странно, пока, вот на сегодняшний день, сегодня 4 октября, на сегодняшний день спрос ниже, чем в прошлом году. Марина Калинина: Ну вот видите, какую вы позитивную информацию нам принесли. Константин Чуриков: Я надеюсь, это шутка из Смоленской области: «Продал Lexus, купил LADA, езжу и радуюсь: и комфорт, и уют. Не чета иномаркам». Марина Калинина: Ну а что ты, вот еще одно сообщение: «В базовой комплектации Largus раньше не было подушек безопасности, это уже улучшенная. Хорошему водителю совершенно не нужна коробка-автомат». Константин Чуриков: Нам звонит Владимир, Алтайский край. Здравствуйте, Владимир. Зритель: Здравствуйте. Почему карбюратор на «Жигули», допустим, взять, вот на наш ВАЗ-99, 10 тысяч у нас стоит? Стартер 4 тысячи, дороже, чем на иномарку. Почему у нас... ? Вот вы называете хоть автопром, но у нас автохлам на самом деле. Такие цены на машины, такие цены... Китайские лучше машины, чем наши. Константин Чуриков: Да, Владимир, правда ваша. Максим Кадаков: Запчасти дорогие, это правда. Кроме того, что я сказал, мне трудно что-либо еще сказать. Я всегда говорю: хорошо, а что изменилось? У меня классический пример: что изменилось в килограмме сахара? Вообще ничего, какая там импортная составляющая? Никакой. Там, правда, с некоторым оборудованием переработки, но в принципе... Сырье изменилось? Продукт конечный изменился? Почему сахар сейчас дороже в 2 раза, чем он был несколько лет назад? Когда мы говорим о сложном производстве запчастей, там все подорожало, есть импортозависимость. У нас импортозависимость практически везде, даже в производстве продуктов питания. Марина Калинина: Упаковка. Максим Кадаков: Линии, на которых обрабатываются продукты и т. д., – это все как раз у нас импортное. И когда я разговариваю с депутатами или с сенаторами, когда я говорю: давайте, почему мы не хотим инвестировать дополнительные деньги в развитие автопрома? – меня прижимают к стенке вопросом... Говорят: у нас импортозависимость в производстве продуктов питания и импортозависимость в производстве запчастей. Если мы говорим о безопасности государства, то, о чем вы говорили в предыдущей части программы, на что ты будешь в первую очередь тратить деньги, на производство, на поддержку, решение вопросов с продуктами питания или с автомобилями? И они меня припирают к стенке, я говорю: продукты питания тоже важны. Поэтому это вопрос очень такой сложный. А вообще, да, я тоже хожу в те же самые магазины и, конечно, тоже ужасаюсь ценами на запчасти. Я вот говорил, я сервис провел своего автомобиля, не буду сумму называть, но прилично, прилично. Но, слава богу, это из серии... Константин Чуриков: Ну назовите, ну убейте. Максим Кадаков: Нет, там ничего такого нет, но я поменял масло, масло в двигателе, в коробке, фильтр топливный, я там заплатил 30 тысяч рублей. Константин Чуриков: Слушайте, это две минимальные зарплаты в нашей стране. Максим Кадаков: Это дорого. Константин Чуриков: Конечно. Максим Кадаков: Это дорого. Ничего там... Причем я это делал как раз по тому альтернативному варианту, про который я говорил, т. е. не дорогой, а, условно говоря, потому что я на нем... Марина Калинина: Но это у официальных? Максим Кадаков: Нет, это альтернативная станция. Константин Чуриков: В том-то и дело, вот нам телезритель звонил, у которого «Жигуленок» обычный, а деньги, как говорится, и вы, и он платите примерно одинаковые за... Максим Кадаков: В общем-то да, конечно. И когда карбюраторы у нас практически... Они производятся на самом деле, но выбор-то небольшой: либо этот карбюратор, либо, условно говоря, больше никакой. Ну кто у нас сейчас будет ввозить сюда в больших объемах карбюраторы? Когда мы говорим о колодках, они бывают и китайские, и еще бог знает какие, и наши такие и сякие, выбор шире, соответственно, чем больше предложений, чем шире выбор, тем, как правило, ниже и цены. Марина Калинина: А вообще, буквально коротко, официальные сервисы сейчас у официальных дилеров вообще актуальны, или они так сыплются? Константин Чуриков: Или они просто деньги собирают? Максим Кадаков: Сервисы работают. Некоторые компании официальные, те, кто еще приостановили свою деятельность, но не ушли, на самом деле поддерживают дилеров и пытаются в зависимости от возможностей, которые есть на данный момент... Марина Калинина: Но им же тоже это выгодно. Максим Кадаков: Конечно. Они поддерживают сервисы и стараются делать так, чтобы все-таки запчасти были. Константин Чуриков: SMS, Пермский край: «Недавно купили Kalina. Машине 10 лет, взяли за 250 тысяч. Сейчас частично разобрал на мелкий косметический ремонт, будет лучше новой, учтены огрехи производства на заводе», – вот такие у нас... Марина Калинина: Вот так вот. Максим Кадаков: Люди с руками, это приятно. Марина Калинина: Кулибины. Константин Чуриков: Спасибо, спасибо большое, Максим Александрович! Максим Кадаков, главный редактор журнала «За рулем», был у нас в студии. Мы продолжим уже вечером.