Курьер из среднего класса
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/kurer-iz-srednego-klassa-48909.html
Петр Кузнецов: «Могу себе позволить». Теперь, наверное, так говорят курьеры, беседуя с друзьями или родственниками. Дело в том, что зарплаты доставщиков в регионах достигли аж 110 тыс. руб. Это выяснил SuperJob.
Марина Калинина: Так, в столице курьеру-водителю предлагают 100 тыс. руб., курьеру в Интернет-магазине 80-90 тыс., курьеру с личным автомобилем от 80 тыс. руб.
Петр Кузнецов: В Петербурге пеший посыльный может получать до 95 тыс., с личным авто до 75. Зарплаты курьеров во Владивостоке от 45 до, опять-таки, 90 тыс.
Марина Калинина: А в Волгограде, Воронеже и Екатеринбурге вот такая вилка: от 30 тыс. до 110 тыс. руб.
Петр Кузнецов: В чем дело? Только ли в спросе, который продолжает только расти? И еще вопрос: сколько часов курьеру придется поработать за такие деньги? Ведь выходных у них может и не быть. Александр Ветерков, заместитель генерального директора сервиса Работа.Ру, знает ответы. Александр Юрьевич, здравствуйте.
Александр Ветерков: Здравствуйте.
Петр Кузнецов: Скажите, пожалуйста, так все-таки только спрос так подтянул зарплаты? Мы догадываемся, какой спрос. Мы все это видели. Мы сами заказывали курьеров, там и предновогодний период был сумасшедший. И адекватно ли это повышение спроса и предложения на рынке?
Марина Калинина: Откуда такие цифры берутся?
Александр Ветерков: Давайте я прокомментирую все-таки, что итог этого исследования и названные максимальные заработные платы – это единичные случаи предложения на рынке. Если посмотреть на реальную среднюю заработную плату курьера по городам, то в Москве этот уровень дохода будет составлять порядка 40-50 тыс. руб. при 7-дневной загрузке и 12-часовом рабочем дне. Т. е. 7 дней в неделю человек работает без выходных и выполняет очень большое количество заказов. Вот предложение зарплаты более 100 тыс. руб., да, присутствует, но это вот прямо одна-две вакансии на рынке. И поэтому говорить о том, что разброс зарплат, например, от 40 или от 30 до 100 тыс. руб., – лучше говорить о средней заработной плате, которая рассчитывается из количества реальных предложений на рынке. И она все-таки, среднее значение, меньше.
Ну и, конечно, уровень дохода курьеров вырос в том числе потому, что был отъезд большого количества мигрантов. В Москве подросли и в Питере, например, заработные платы потому, что жители других регионов России уехали по своим городам. И поэтому для того, чтобы привлечь новых сотрудников, пришлось повышать, действительно, уровень дохода. Но повышение было порядка 10-15%, но не двукратное.
Ну, и Москва, Питер – они все-таки отличаются от других городов. Москва стандартно примерно +50% к зарплате среднерегиональной, Питер где-то 25-30%, миллионники +15% к зарплате в обычных городах областных.
Марина Калинина: Александр, а когда начался вот такой бум на курьеров, на службы доставки, кто пошел в курьеры? Кто эти люди?
Александр Ветерков: Вот эта история очень интересная, да. Я могу прямо рассказать разные кейсы. В момент пандемии, например, мы видели истории, когда закрывались фитнес-клубы и в курьеры шли подрабатывать фитнес-тренеры, которые брали какие-то индивидуальные тренировки на воздухе, но основное время работали в курьерских службах либо в комплектовке товаров. Более того, спустя почти год мы проводили недавно опрос этих людей, и они остались в подработке. И, выполняя свою основную функцию (если мы говорим про тренеров или инженерный состав: есть люди, которые пошли подрабатывать курьерами), они продолжают периодически выполнять заказы и подрабатывать. Особенно это популярно у людей со своим автомобилем. И, используя классические сервисы, ставя мобильное приложение себе на телефон, они берут заказ, например, когда едут на работу, рядом находящийся, и довозят какую-либо посылку. Таким образом легко себе подрабатывают и зарабатывают в день дополнительно, там, 1-1,5 тыс. руб.
Петр Кузнецов: Александр, по зарплатам это все-таки временное повышение? Или они останутся на прежнем уровне даже когда пандемия окончательно уйдет?
Александр Ветерков: Скорей, останутся. Потому что уровень инфляции вырос, уровень спроса вырос и количество мигрантов не увеличилось. Вот мы видим сейчас историю, что Минсельхоз как раз, например, вышел с предложением вернуть мигрантов в Россию потому, что россияне не идут на предложения в агрохолдингах на те вакансии, которые есть, и на тот уровень дохода. И поэтому есть предложение открыть границы и вернуть всех мигрантов назад. Возвращение – да, опять снизит уровень дохода. Но я не думаю, что будет тот возврат, который был и то количество мигрантов, которое работало до пандемии.
Марина Калинина: Спасибо.
Петр Кузнецов: Спасибо большое. «Вот и внушай ребенку, что надо хорошо учиться. Оказывается, самая престижная работа это курьер», – пишут из Ульяновской области. Ну, нет, Александр как-то все-таки разбил эти стартовые цифры.
Марина Калинина: Ирина из Москвы у нас на связи. Ирина, здравствуйте.
Петр Кузнецов: Здравствуйте, Ирина.
Зритель: Але?
Марина Калинина: Да, говорите, пожалуйста.
Петр Кузнецов: Слушаем вас.
Зритель: Да, здравствуйте. Да, вы знаете, мы москвичи. И мой муж работал два раза курьером. И, конечно, ни о каких таких зарплатах даже ничего близко не было. Это, могу сказать, это «Сервис-Экспресс», на своей машине, с 9 утра до 2 ночи, два через два, 40 тыс. С натяжкой. С натяжкой! Это просто был кошмар.
Петр Кузнецов: А бензин это потом еще… Ну, как бы мотор-часы на личной машине, это тоже, да, нужно закладывать туда?
Зритель: Да, да.
Марина Калинина: И свое здоровье.
Петр Кузнецов: И запчасти. Вот сколько накатал, еще…
Зритель: Вы знаете что, да, в этой фирме, да, бензин оплачивали. Бензин оплачивали.
Петр Кузнецов: Ну, спасибо и на этом.
Зритель: Но припарковаться – вы понимаете, как это возможно, да? Т. е. это все он тащил на себе.
Петр Кузнецов: Сколько он выдержал?
Зритель: Два месяца.
Петр Кузнецов: Два месяца, и все.
Зритель: Два месяца, да.
Петр Кузнецов: И заработал, значит, 80 тыс., да? По 40 в месяц.
Зритель: Да, по 40 в месяц. Но здесь выплатили все. Ну, вот, т. е., как они говорили: 40, а вы будете зарабатывать до 100. Т. е. потом процент идет. Но никто там не заработал даже 50 тыс. Ну, это просто умереть надо, да?
Петр Кузнецов: Да, здоровье дороже.
Марина Калинина: Понятно. Спасибо.
Петр Кузнецов: Артем Соколов, президент Ассоциации компаний Интернет-торговли, с нами сейчас на связи. Здравствуйте, Артем Вячеславович.
Артем Соколов: Здравствуйте.
Петр Кузнецов: Еще раз, там с 9 до… с 12?
Марина Калинина: С 9 утра до 2 ночи.
Петр Кузнецов: С 9 до 2 ночи 40 тыс., это ж как надо работать, чтобы 110-то получить?
Артем Соколов: Ну, разная есть зарплата, разная загрузка и разные компании на рынке. Их довольно большое количество. И сейчас логистических сервисов десятки тысяч различных. Честно, не знаю, в какой конкретно компании работал супруг телезрителя, но, действительно, там и зарплаты разные, зависят от регионов, от загрузки. И в ковидную эпидемию загрузка была настолько высокая, что количество заказов превышало все возможные, мыслимые и немыслимые, параметры. И там магазины не могли их обслужить, эти заказы. Поэтому практически все возможные, так скажем, сервисы, которые так или иначе занимались доставкой, они были в этой доставке задействованы. Очень активно задействовали самозанятых людей, которые на своих машинах или передвигаясь на своих, что называется, ногах доставляли заказы.
Да и в принципе за время пандемии мы трудоустроили больше 60 тыс. человек в сферу доставки. Это были сборщики заказов, комплектовщики, экспедиторы, логисты и т. д. Т. е. эта сфера, вот коллега до меня говорил из Работы.Ру, она до сих пор остается востребованной. Это та позиция, которая всегда открыта в компаниях, и на нее постоянно идет хайринг, и в общем довольно такая ротируемая позиция. Потому что не всегда курьеры долго задерживаются. Многие рассматривают это в принципе как подработку. Довольно много молодых людей работает. Там есть приезжие, есть там студенты наши, которые таким образом зарабатывают себе стипендию. Поэтому – разные зарплаты, они абсолютно разные и зависят от загрузки…
Марина Калинина: Понятно. Артем, ваш прогноз? Пандемия, как мы очень надеемся, уже пошла вроде как на спад, как нам говорят эксперты. Скорее всего, это когда-нибудь закончится. А ваш прогноз, упадет ли спрос на курьеров? Вот такой ажиотажный спрос.
Артем Соколов: На мой взгляд, этот спрос сохранится. Он сохранится, совершенно точно. Потому что привычки у людей остались. Вот те люди, которые начали заказывать что-то в онлайне, а в онлайн сейчас…
Марина Калинина: Т. е. они так и будут продолжать это все заказывать?
Артем Соколов: Совершенно верно, да. Людям понравилось, они распробовали e-commerce. И продолжают это делать. Мы, кстати, тоже ожидали, что после того как первая волна закончится, ну, и люди уйдут обратно в торговые центры, отток какой-то произойдет такой из онлайна. Ничего не произошло такого. Количество клиентов не сократилось. Более того, они продолжили покупать в Интернете, продолжили делать заказы, возвращаться и еще и друзьям подсказывать про то, как это удобно. Поэтому – мы понимаем, что эти привычки и паттерны поведения сохраняются, а, собственно, сохранится и спрос в Интернет-канале, а значит, и на соответствующие сервисы по доставке.
Петр Кузнецов: Спасибо.
Марина Калинина: Спасибо.
Петр Кузнецов: Артем Соколов, президент Ассоциации компаний Интернет-торговли. А мы отправляемся в школу. Там тоже есть изменения.