Константин Чуриков: Ну а в ближайшие полчаса обсудим судьбу уже известного, я думаю, многим курортного сбора. На рассмотрении Государственной Думой находится этот законопроект. Предполагается, что с 1 января будущего года пилотные регионы (а их четыре – это Крым, Алтай, Краснодарский край и Ставропольский) будут взимать с отдыхающих определенную плату. Вот будем разбираться во всех нюансах – да и собственно, хочется разобраться в размере этой платы – с нашим гостем. У нас в студии Игорь Фомин, член Совета Федерации Российской Федерации. Простите за тавтологию. Игорь Фомин: Здравствуйте. Константин Чуриков: Игорь Вадимович, здравствуйте. Оксана Галькевич: Здравствуйте, Игорь Вадимович. Давайте, может быть, призовем сразу наших телезрителей поактивнее участвовать в обсуждении этой темы. Уважаемые друзья, поделитесь вашим мнением. Во-первых, что вы думаете по поводу этой законодательной инициативы? Ну и расскажите – вот вы готовы дополнительный, некий курортный сбор вносить, если отправляетесь отдыхать в Крым, на Алтай, например? Константин Чуриков: На Ставрополье. Оксана Галькевич: На Ставрополье, курорты Краснодарского края, Северного Кавказа. Вот поделитесь своим мнением. Константин Чуриков: Какая сумма, скажем так, вас бы устроила, кстати? Вот такой, даже более конкретный вопрос. Оксана Галькевич: Не напугала или устроила, да. Константин Чуриков: 8-800-222-00-14. И SMS-портал: 3443, первые три буквы "ОТР". Все это к вашим услугам. Игорь Вадимович, мы запутались немного в цифрах, потому что, насколько я понимаю, в законопроекте как некий предел прописана сумма, вообще предлагается изначально 100 рублей в день с человека. Игорь Фомин: В сутки, да, совершенно верно. Константин Чуриков: Так. Далее последовали какие-то заявления некоторых ваших коллег-законодателей из ряда регионов, которые тоже курируют этот вопрос, что все-таки многовато – 100 рублей в день с человека, и нужны какие-то суммы поскромнее. Игорь Фомин: Нет, на самом деле смотрите, это максимальная предельная сумма в сутки. Дальше каждый регион – участник эксперимента, если данный закон будет принят… Потому что это обычный закон, он будет проходить обычные стадии парламентского рассмотрения и принятия. То есть в этом смысле, соответственно, каждый регион должен будет принять свой региональный закон "О курортном сборе". Оксана Галькевич: То есть я правильно понимаю, что если это предельный уровень, как вы сказали… Игорь Фомин: Да, конечно. Оксана Галькевич: Соответственно, меньше можно, а больше нельзя? Игорь Фомин: А больше ни в коем случае нельзя, да. Это первое. Второе. Формула сбора, которая в сегодняшнем тексте законопроекта прописана, она дает широкие возможности регионам, скажем, и по льготной ставке. То есть, например, регион может вообще не взимать, скажем, не в сезон данные средства. Это само собой. Константин Чуриков: Ну, логично. Зима-то. Игорь Фомин: Да, конечно, это вообще. Второе. Также регион может, естественно, понижать посуточную плату. Но регион может в принципе ввести, по сути, и фиксированную ставку, то есть не более определенной суммы. Предположим, человек приехал на несколько недель – с него взимается только за первые дни, а дальше не взимается. Оксана Галькевич: Возникает сразу вопрос у многих наших телезрителей, ну и у нас тоже с Костей. Это, так скажем, целевой сбор? Игорь Фомин: Да, это целевой сбор. Оксана Галькевич: А финансирование на какие цели пойдет? Соответственно, я правильно понимаю, что если это регионом устанавливается, то это в региональном бюджете и остается? Игорь Фомин: Да, конечно. Оксана Галькевич: Цель этого сбора? На что он? Игорь Фомин: Цель только одна. По крайней мере, если многие вопросы действительно будут решаться регионом, в том числе вот эта вариативность, про которую мы с вами говорили, и ставка, и льготы, и льготные категории… Потому что есть льготные категории, которые в законе прописаны. Например, с детей, конечно, ни в коем случае не будет взиматься. Константин Чуриков: А с детей до какого возраста? Игорь Фомин: По-моему, до 18 лет. Оксана Галькевич: Это важно, потому что сейчас, например, путевки все до 12. Игорь Фомин: На самом деле, да, конечно, в принципе, регион тоже вправе и расширить количество льготных категорий, пожалуйста, дополнительно. Что касается цели использования, то это абсолютно императивная будет норма. Она говорит, что можно тратить только на эти цели. А эти цели, конечно, все связаны только лишь с приведением в порядок курортной инфраструктуры и с содержанием курортной инфраструктуры, только с этим. Константин Чуриков: И еще уточнение: можно тратить именно этому региону на эти цели? Игорь Фомин: Конечно. Константин Чуриков: Или это из центра, из Москвы как-то будет? Игорь Фомин: Нет, нет. Оксана Галькевич: Это региональный бюджет. Игорь Фомин: Нет, это региональный сбор. Всю ответственность за его администрирование, взимание, конкретные суммы, льготы несет сам регион. Федеральный закон, если он будет принят, то это рамочный закон, который определяет лишь общие правила игры по этому сбору. А дальше вся ответственность, в том числе и экономическая, естественно, ложится на тот регион, который участвует в эксперименте. Константин Чуриков: Пока суть да дело, пока власти, наши законодатели обсуждают возможность и параметры этого налога, давайте посмотрим на ситуацию в Крыму. Что там говорят по поводу планируемого, как его назвали, "налога на отдых"? СЮЖЕТ Константин Чуриков: Мне очень понравилось, как один отельер сказал в этом сюжете, что "это станет маленькой финансовой напряженностью для гостей". Так вот, как прокомментируете опасения крымского туризма? Игорь Фомин: Да, давайте я сразу же прокомментирую. Смотрите, действительно министр курортов и туризма Крыма правильно сказал. То есть на самом деле позиция Республики Крым была по законопроекту жесткая. И с самого начала, в принципе, как раз, скажем так, они предложили изначально, чтобы регионы имели действительно реальные полномочия, вплоть до взимания разового сбора раз в год. И в принципе, надо сказать, что свою позицию они отстояли в Правительстве, и в сегодняшнем тексте законопроекта данный вариант предусмотрен. Соответственно, правильный был разговор. Изначально шел разговор, что Республика Крым как раз думает, в общем-то, про взимание фиксированного сбора – как раз приблизительно 300 рублей вообще за все время пребывания. Конечно, да. Мы сейчас слышали… Константин Чуриков: Секундочку! 300 рублей за все время пребывания? Игорь Фомин: На месяц. И даже вплоть до того, что… Константин Чуриков: С одного человека? Игорь Фомин: Да. Даже если вы приехали туда несколько раз в течение года, то даже вариант рассматривается, что просто они раз заплатили… Константин Чуриков: Ну, это по-божески – 300 рублей. Игорь Фомин: Да. Вот вы же слышали сейчас? А что касается, скажем, опасений по нелегальным средствам размещения, потому что они не будут данный сбор вносить за своих постояльцев – соответственно, еще более серьезно нарушится действительно баланс конкуренции. Я сразу же могу сказать, что такой риск есть, но если правильно… Предположим, мы исходим из того, что гипотетически данный законопроект будет принят. Соответственно, скажем, при правильном подходе региона это как раз инструмент для выравнивания и легализации рынка. Кстати, это постоянно как бы звучит на всех площадках. То есть наоборот – как раз те нелегальные средства, которые сейчас не взимают, ну, не платят налоги – как раз их можно через этот сбор обязать взимать налоги. И в принципе, у региона как раз появляются инструменты влияния. Оксана Галькевич: Игорь Вадимович, но ведь тогда получается, что государство, не доработав с теми людьми и предпринимателями, которые не платят те самые налоги, недополучая с них, начинает получать собственно с тех, кто… Ну, вот он под солнышком. Вот они прилетели, понятно. Вот с этого человека можно взять. Получается ведь так? Игорь Фомин: Нет, я же сказал, что наоборот. Нет, смотрите, если, например, скажем, появляется данный сбор… В принципе, как раз регион его обязан и может взимать, в том числе и с этих самых средств, заводя их в реестр, контролируя, заставляя легализоваться. Это как раз из таких эффектов, который… Вот абсолютно объективно он есть. Оксана Галькевич: А каким образом заставляя их легализоваться? Игорь Фомин: Ну, сам закон позволит все-таки администрировать данные средства размещения, просто в силу этого закона. Если вы размещаете туристов, то вы обязаны с них взимать данный сбор и перечислять в бюджет. У вас появляется рычаг. Константин Чуриков: То есть приедет к ним налоговая служба в случае чего, правильно? Оксана Галькевич: Слушайте, а частные дома, частный сектор? Игорь Фомин: Ну, по сути дела, регион может проверять. Про частный сектор нет никакого разговора. Разговор мы сейчас ведем именно все-таки про средства размещения. Константин Чуриков: Тема заинтересовала наших зрителей – полно эсэмэсок. Игорь Фомин: Не сомневаюсь. Константин Чуриков: И вот Владимир из Твери что-то нам хочет сказать. Владимир, здравствуйте. Оксана Галькевич: Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Константин Чуриков: Готовы платить курортный сбор? Зритель: Нет, не готов платить. Я категорически против оплаты этого сбора. Это искусственно придуманный сбор, потому что… Мы ездили в прошлом году с женой отдыхать в город Ейск, везли свои деньги, ходили в кафе, отдыхали. Но мы жили в частном секторе. Ну, как мы сможем платить вот этот курортный сбор? Ну, возьмут с нас частники курортный сбор – и куда он пойдет? И потом – второе. Я скорее готов согласиться с министром культуры Республики Крым и этот небольшой сбор заплатить раз в год. Это достаточно небольшие деньги заплатить с человека. Вот с ним я готов согласиться, а с остальными – нет. Вот это моя позиция. Константин Чуриков: Спасибо за вашу позицию. А также всем, кто нам пишет. Давай сейчас просто тезисно, чтобы было понятно, что… Оксана Галькевич: Я просто продолжаю. Почему я спрашиваю про частный сектор? Потому что вот наш телезритель сказал, что останавливался в Ейске в частном секторе. Самарская область нам пишет: "А если я еду к дочери и к внуку на все лето в Крым?" Вот как быть? Человек приехал. Игорь Фомин: То есть, по сути дела, если вы будете находиться на территории данного региона более одних суток, то, в принципе, вы будете плательщиком данного курортного сбора. Оксана Галькевич: Подождите, к родственникам человек едет, к бабушке с дедушкой. Константин Чуриков: Он не отдыхающий. Он родственные связи укрепляет. Игорь Фомин: Я вам говорю пока, как сформулировано в законопроекте. Оксана Галькевич: Пока так. То есть в законе сформулировано вот так. Константин Чуриков: Кстати, будем надеяться, что… Игорь Фомин: Есть льготные категории. Они не связаны именно с тем, что вы сказали. Они связаны действительно с малоимущими, с многодетными семьями, с детьми. Это все есть. Константин Чуриков: На самом деле все это важно. Будем надеяться, что ваши коллеги из нижней палаты нашего парламенты внимательно к этому отнесутся. Игорь Фомин: Конечно. Константин Чуриков: Потому что, ну правда, разделять людей, понимаете, из-за этого сбора, наверное, не стоит. Оксана Галькевич: Нюансов очень много на самом деле. Совершеннолетний внук не сможет проведать бабушку в Крыму, на лето приехать на каникулы. Игорь Фомин: Нюансов, конечно, очень много. Константин Чуриков: Так вот, смотрите, что пишут люди. "Для Москвы это не деньги, но для меня, пенсионера из Тульской области, нет лишней копейки". Ну, говорят: "Сначала уровень сервиса пускай у нас сравняется на наших курортах и в пресловутой Турции, а потом уже можно и за сборы приниматься", – это из Кировской области была эсэмэска. И город Москва резонно задает вопрос: "А разве отдыхающие недостаточно оставляют денег на наших курортах?" Оксана Галькевич: Смотрит, кстати, курорты. Вот я открыла сайт, совершенно случайная выборка в интернете, и смотрю, сколько стоят сутки проживания в санаториях. Даже не буду называть, где и как. Константин Чуриков: Как говорил Киса Воробьянинов: "Однако", – открыв меню. Оксана Галькевич: Пансионат "Звездный", санаторий "Солнечный" и так далее, и т. д. и т. п. 3 400, 2 500, 4 500… Вот есть за 1 500. Это уже, я так понимаю, бюджетненько. Это сутки! Это так, в общем… Я еще полистаю дальше – там будет и дороже. Константин Чуриков: Название какое красивое – пансионат "Шаляпин"! Оксана Галькевич: Если я еду, простите, с супругом и с двумя детьми – это умножай сразу… На сколько? А плюс еще курортный сбор. Игорь Фомин: Совершенно правильно. То есть, в принципе, главный риск данного закона, естественно, вы правильно говорите, действительно в том, что российские туристы будут уходить с наших направлений. Но давайте так рассуждать. Еще раз вам говорю: законопроект, в принципе, появился по результатам Госсовета прошлого года о развитии санаторно-курортной отрасли. Он появился, в принципе-то, скажем так, именно по инициативе регионов, которые принимали участие в Государственной совете, которые считают, что у них ограниченное количество других видов деятельности. Они не могут разрешить строить заводы. Они не могут развивать, скажем, сельское хозяйство. Они вынуждены работать именно в туристической сфере. Они считают, что данный сбор позволит им наполнить бюджет и, соответственно, содержать в нормальном состоянии и развивать инфраструктуру курортов. То есть была инициатива от них. Дальше. В законопроекте, который сейчас подготовлен, по максимуму все их предложения учтены, даже все практически. Дальше. Соответственно, конечно, есть риски, безусловно, – в первую очередь экономические – для самих же этих регионов. Но давайте исходить из того, что они, в принципе-то, заинтересованы в том, чтобы у них турпоток не упал. И конечно, они проработают сейчас собственные региональные законы "О курортном сборе". И если они начнут это делать, то они будут тоже постоянно анализировать ситуацию. И безусловно, они сами первые, кто заинтересован в том, чтобы у них не было экономических проблем. Константин Чуриков: А у меня вопрос. Вы говорите, что есть определенная "вилка" и регионы сами все решают. Ну, давайте так, по-честному. Если, например, какой-то регион скажет: "Нет, нам как раз таки надо наращивать долю присутствия россиян на нашем курорте, и мы не будем вообще вводить этот налог", – косо из Москвы не посмотрят? Игорь Фомин: Ну, хорошо, у нас была такая ситуация – Севастополь отказался от участия в эксперименте в прошлом году. Константин Чуриков: Хорошо. Давайте послушаем звонок. Оксана Галькевич: Звоночек. Игорь Фомин: Официально отказался участвовать в эксперименте. Оксана Галькевич: Еще одна красочка, так скажем, в палитру мнений – из Екатеринбурга на этот раз, Артур. Артур, здравствуйте. Зритель: Добрый вечер. Тут вопрос уже поднимался о родственных связях. Немножко отступили от моего вопроса. Дело в том, что у меня реально родственники в Симферополе. Я ездил в Крым, еще когда он украинским был. Родители похоронены. Это получается, что за свои деньги я буду внуков на могилу возить, общаться с братом родным и так далее? Объяснили уже, что, в принципе, регионы сами выходили на этот сбор. Тогда другой вопрос: у них денег не хватает по какой причине? Им ввели льготы в плане игровых зон и так далее. Почему такое дело получается, что все-таки вводят этот налог? Скажите, пожалуйста. Константин Чуриков: То есть какая, наверное, целевая необходимость? Оксана Галькевич: Целесообразность? Оксана Галькевич: Понятно, что нужно строить дороги. Понятно, что нужно, чтобы приобретал божеский вид этот курорт, чтобы там были, извините, туалеты. Тоже у нас такая проблема есть. Оксана Галькевич: Может быть, просто больше налогов в регионе оставлять, а не забирать в Москву – вот из тех, что сейчас, допустим, собираются? Может быть, такая логика? Игорь Фомин: Нет, в принципе, скажем, все-таки у нас устоявшаяся такая система налогообложения. Мы уже не сможем ее постоянно пересматривать. Все-таки тот баланс, который сейчас есть, он уже сложившийся. И я не очень верю в то, что удастся именно, скажем так, в курортных территориях больше оставлять денег именно из тех налогов, которые собраны федерально. А почему тогда в других регионах нельзя будет это делать? То есть должны быть какие-то общие правила игры. Понимаете? Константин Чуриков: Нам пишут из Пермского края: "А турки-то, наверное, счастливы". Игорь Фомин: Не знаю. Наверное. Константин Чуриков: Вы знаете, я знаю как минимум одну европейскую страну, где… Да, существует, естественно, во многих странах, в том числе европейских, существует курортный сбор. Но, кажется, до сих пор 1 евро в сутки? То есть по курсу ЦБ РФ это где-то 62 с копейками рубля. Вопрос тоже: почему именно до 100 рублей? Откуда это? Игорь Фомин: Нет, смотрите, дело в том, что на самом деле курортный сбор (или курортный налог, или туристический налог) существует во многих странах и во многих городах. Более того, вообще ряд, скажем так, туристических городов тех же самых, раскрученных – они, по сути дела, даже злоупотребляют суммами сбора. Например, в Париже значительные суммы взимаются. Например, скажем, в немецком Баден-Бадене взимают 3 евро в сутки. Ну, например. В Чехии взимают тоже сбор, но он небольшой – порядка 30 рублей, по-моему, или 40 рублей. Поэтому здесь действительно разные подходы. Ну, вы же знаете, что… Мы с вами уже не раз говорили, что мы не должны здесь, скажем так, всегда копировать этот зарубежный опыт. Потому что когда нам выгодно, мы начинаем на них ссылаться и говорить: "Вот, у них этот опыт есть, а у нас его нет!" Это есть, конечно. Оксана Галькевич: Но здесь ведь важно, чтобы формулировка… Игорь Фомин: Да, совершенно верно. Смотрите, эта тема есть, она используется. Другое дело, что, конечно, скажем, они уверены в своей эксклюзивности – например, Париж. Константин Чуриков: Ну, понятно – туристическая столица мира. Игорь Фомин: Конечно, туристическая столица мира, поэтому… Константин Чуриков: По поводу того, кому это выгодно. Сейчас обратимся к небольшому опросу, который провели наши корреспонденты в Челябинске, в Самаре и в Новосибирске. Спрашивали людей, а готовы ли они платить вот этот потенциальный курортный сбор. ОПРОС Константин Чуриков: Мало времени у нас. Короткий комментарий по поводу мнений зрителей. Игорь Фомин: На самом деле, безусловно, мы в Совете Федерации прекрасно понимаем риски данного законопроекта. Я могу пообещать, что мы очень внимательно будем и сам законопроект рассматривать, оценивать все риски, советоваться с отраслью. Константин Чуриков: И если что, то вернете его обратно? Игорь Фомин: Соответственно, искать тот возможный компромисс, который устроит и отрасль, и наших граждан, скажем так, и наши курорты. Константин Чуриков: Спасибо. Оксана Галькевич: Спасибо. Игорь Фомин, член Совета Федерации, был у нас в студии. Мы говорили о курортном сборе, о возможном его введении. Константин Чуриков: Мы берем паузу на полчаса, будем смотреть новости на ОТР. Кстати, через несколько минут узнаете все подробности сегодняшнего ЧП – взрыва бытового газа в жилом доме в Волгограде. Будьте с нами.