Курортный аншлаг

Гости
Эдуард Шалоносов
эксперт по туризму
Марина Бедорфас
корреспондент ОТР (г. Петрозаводск)
Александр Бурдонов
директор АНО «Турэкспертиза»

Александр Денисов: В развитие курортной темы. Нам вчера подсказали зрители, позвонили, пожаловались, что гостиницы требуют доплаты за уже забронированный номер, мол, тут столько желающих понаехало, номеров не хватает, ваш больно дешево достался вам. Связываются с теми отдыхающими, которые пока не добрались до курорта. Следует, правда, уточнить, заплатили они в полном объеме за бронь или нет, и если нет, то тут договоренности, что называется, на честном слове, захотел – дал, захотел – забрал, вот гостиница и забирает свое честное слово.

Ольга Арсланова: И то, что это слово честное, а поступок-то не очень честный, доказать довольно сложно туристам, поэтому звонят и жалуются нам. Будем разбираться, что с этим делать, как урезонить отельеров. Понятно, что сейчас они своим монопольным положением все-таки пользуются, зазвучали разговоры даже о том, что нужно регулировать цены на туристические услуги, сейчас государство должно этим заниматься. В общем, обо всем этом поговорим прямо сейчас.

Александр Денисов: И у нас на связи эксперт Александр Бурдонов, директор автономной некоммерческой организации «Турэкспертиза», он из Крыма. Александр Борисович, здравствуйте.

Ольга Арсланова: Здравствуйте, Александр Борисович.

Александр Денисов: Здравствуйте. Мы к вам с холодным приветом, вы с теплым, у вас все-таки потеплее.

Ольга Арсланова: Да. Нам звонили как раз зрители, рассказывали о том, что курорты Краснодарского края и Крым, конечно, популярны, но как раз отели в этих популярных местах позволяют себе такие вещи, отменять раннее бронирование более дешевое и увеличивать цену в 3–4 раза. Вот подтверждаете ли вы эту информацию? Есть ли у вас такие данные?

Александр Бурдонов: Ну, для начала скажу, что мы мониторим курорты крымские с 1995 года ежегодно, и эпизодически каждый год кто-то отменяет такие брони. В этом году по этому поводу ничего катастрофически мы не видим, потому что... Я вот опросил кого знаю, связался с Ассоциацией малых отелей Крыма: конкретных отелей, которые это делают, никто назвать не может, ни тот же Ostrovok, ни тот же «Тревел.ру». Поэтому заявления о том, что отели отменяют предварительные брони, а уж тем более повышают в 3–4 раза... Дайте фактаж, назовите конкретные, пожалуйста, отели, которые это делали, иначе получается огульное обвинение.

Александр Денисов: А давайте зрителей попросим.

Ольга Арсланова: Обратимся к зрителям: давайте назовите, потому что звонили, и неоднократно, нам. Давайте разбираться с конкретными названиями, ценами. Звоните в прямой эфир, пишите SMS, не стесняйтесь, присоединяйтесь.

Александр Денисов: Александр Борисович, вот сейчас мы...

Александр Бурдонов: Я жду звонков.

Александр Денисов: Да, с Олегом Зайковским, нашим собкором, в Симферополе он находится, общались, вот он все сравнивал с Турцией. У меня все время вызывает это недоумение: что нам далась эта Турция? Ну хорошо, там этот all inclusive, ну вот нужен русскому человеку этот all inclusive? Может быть, самое слово нравится какое-то заграничное, оно так звучит эффектно. В том же Крыму полным ходом этот all inclusive, в какой санаторий ни сунься, обед, завтрак и ужин, все есть, ну чем тебе не inclusive? Вот что-то все Турция им.

Александр Бурдонов: Ну смотрите, во-первых, там обманка идет реально, потому что, когда берется пакет, он... Турки делают правильно, они на входящих затратах, на выезд в Турцию, делают цены минимальные, это политика Министерства туризма Турции, не говоря о том, что на рекламу на российский рынок Турция тратит порядка 100 миллионов долларов в год, ну это цены многолетние, грубо говоря, из года в год. А сколько они тратят на антирекламу Крыма, я не знаю.

Александр Денисов: А что, такая тоже есть? Расскажите, что это за антиреклама Крыма, расскажите, Александр Борисович.

Александр Бурдонов: Ну, я вам скажу так, рынок есть рынок, все средства хороши.

Александр Денисов: Ага.

Александр Бурдонов: Поэтому доказательств у меня нет, но есть косвенные признаки в достаточном количестве, скажем так.

Ольга Арсланова: Александр Борисович, недавно отдыхала в Крыму, еще не в сезон успела, было мало туристов, это южный берег Крыма, Форос, санаторий «Форос». Что могу сказать? Прекрасный санаторий, отличный, очень красиво, как по мне, так намного лучше Турции, и природа, и питание, и сервис идеальный. Но цены... И это еще не в сезон. Действительно, у Турции пакет, и ты понимаешь, что ты заплатил, что называется, один раз и тебя за эти деньги, ты и полетишь за них, тебя там встретят, отвезут-привезут, и трансфер, и питание, и все включено, и ты понимаешь, на что рассчитывать. Вот в Крыму так не получается, потому что проживание отдельно, питание отдельно, трансфер еще дополнительные деньги, и всегда получается дороже, чем ты рассчитывал.

С чем вы это связываете? Это какая-то непроработанность стратегии, пока неопытность тех, кто в туристическом бизнесе работает, или это отсутствие той самой политики туристической, о которой вы говорили, которая уже в Турции отработана и привлекает туристов со всего мира, плохие или хорошие курорты, но работает эта политика, а у нас, мы пока еще в этом направлении только начинаем развиваться?

Александр Бурдонов: Значит, смотрите, турецкое министерство ведет очень мощный мониторинг работы своих отелей, то есть они плотно работают с ними. Отели очень плотно работают с министерством, там, как говорится, связка работающая, нормальная. Здесь же контроль как бы есть, вот, но, с другой стороны, вот тот же «Форос» упомянули, а я еще занимаюсь выдачей звезд, и я их выдавал «Форосу», 4 звезды.

Ольга Арсланова: Да.

Александр Бурдонов: В 2018 году. Но «Форос» меня обманул и скрыл 12 номеров, в которых санузлы по 1,75 метра, так что 9 марта я им звезды приостановил до 9 июня.

Александр Денисов: Какие у них санузлы, по 1,75 метра, да?

Ольга Арсланова: Маленькие.

Александр Бурдонов: Значит, требуется санузел 3 метра, допускается -5%, у них было 12 номеров, как оказалось, как потом выяснилось, год назад это было выявлено, был составлен акт, они написали, что исправили, как выяснилось, не исправили.

Александр Денисов: А что же вы не зашли, не измерили, Александр Борисович?

Ольга Арсланова: Не показали.

Александр Бурдонов: Более того, они получили премию «Лучший санаторий России», получили премию Российской гостиничной ассоциации за 2020 год как лучший санаторий, и там, на этой премии, эти же номера выставлены, они «эконом» называются у них, вышли... с санузлом 1,75 метра.

Ольга Арсланова: Александр Борисович, просто чтобы зрители понимали, о чем мы говорим. Я смотрела в сезон, там действительно цены вскочили вот в этом санатории, 15 тысяч в сутки стоит проживание, это самый дешевый номер летом.

Александр Бурдонов: Это чудовищная цена, Ольга.

Ольга Арсланова: Да, это очень-очень дорого.

Александр Бурдонов: Ну, «Ялта Интурист», та же самая история, у них тоже цены такие же. И кстати, та же самая история в «Ялта Интурист», у них санузлы при требуемой площади 2,8 квадратных метра у них 2,4.

Ольга Арсланова: Да черт с этими санузлами, все равно мы с вами говорим о базово советских санаториях, которые были модернизированы.

Александр Бурдонов: Нет, подождите...

Ольга Арсланова: То есть там не только эта проблема существует, я вот о чем.

Александр Бурдонов: Если у нас лидеры, крупнейшие санатории и отели, грубо говоря лицо Крыма, позволяют себе мухлевать, что вы хотите от малых отелей? Это первое. Второе: значит, в массовом порядке таких исключений не происходит. Я сам попадал в такую ситуацию, привожу пример конкретный. Малый отель – это семейный отель, как правило, гостевой дом или прочее, 10–15 номеров. Вот ситуация. На майские праздники у него на конец апреля забронировано, скажем так, 4–5 номеров на 2–3 дня, как правило, первые майские праздники, 2–3 дня. И тут появляется заказчик, который берет на все 12 дней весь отель целиком, вот там у него 20 тысяч за 3 дня, а вот тут у него 200 тысяч. А вы как владелец такого мини-отеля, ваши действия, что вы делаете? Подумайте.

А мне звонят и говорят: «Борисович, ну пойми, такая ситуация, у нас сезон год кормит, давай мы найдем рядом соседние отели равноценные, мы тебя переселим, так же как и нас из 3 номеров гостей», – и прочее. И ты понимаешь, что в данном случае у людей серьезная как бы... С точки зрения рыночного выбора, да, у них, как говорится, и выбора-то нет, извините..., в зависимости от прибыли, значит, предприниматель идет на любые инициативные действия.

Александр Денисов: Александр Борисович, давайте не будем в пользу турок все-таки работать так усиленно. Ну хорошо, 15 тысяч, там где-то 200, но все равно здравый смысл-то подсказывает, что все-таки варианты есть хорошие, и приличные места есть...

Александр Бурдонов: Значит, смотрите, мы мониторим цены с 1995 года ежедневно, опрашиваем туристов, где они размещались, сколько они потратили и так далее. Средние затраты, средние затраты туриста в Крыму на отдых, с учетом детского отдыха, развлечений в жилом секторе, грубо говоря, ну пускай 35–40 тысяч на 10 дней.

Александр Денисов: С человека?

Ольга Арсланова: Ну это по-божески.

Александр Бурдонов: 500 долларов на человека из года в год, это было в 1990-х гг., это было в 2000-х гг., это и сейчас.

Ольга Арсланова: И в этом году тоже?

Александр Бурдонов: Да. При этом общие затраты в Турции, по данным того же министерства Турции, россияне оставляют в Турции 1 тысячу долларов в среднем на человека. Поэтому там еще надо посмотреть, откуда ноги растут этой картинки, я же почему и говорю, что не просто так игра идет.

Второй момент. Если мы возьмем цены ЮБК, Ялты, да, за единицу, условно говоря, то, например, цены Алушты и Евпатории будут на 15–20% дешевле для равнозначных номеров. То есть здесь играет фактор инфраструктуры курорта и, соответственно, значения климатические и так далее. Если мы возьмем при этом Черноморский район или Ленинский, то это будет 60%, то есть в 2,5 раза...

Александр Денисов: Еще дешевле. А Евпатория, между прочим, отличный город и для детского курорта, там полно вот сейчас, говоря по-старинному, пионерлагерей отремонтированных, родители в санаториях, дети в этих лагерях. Там инфраструктура великолепная, пляжи отличные, народу не так уж много даже в самый пиковый сезон, потому что их много там.

Александр Бурдонов: Во-первых, много, во-вторых, там сельские районы, они хорошо снабжаются оттуда продукцией сельского хозяйства, поэтому она недорогая. Ну и самое главное учтите опять же, что у нас турецкий курорт, 3/4 отелей – это 4–5 звезд, 3/4 4–5 звезд, у нас курорт крымские, впрочем, как и краснодарские, если убрать Имеретинку и Красную Поляну, которые недавно появились, такая же структура, где-то в среднем 3–3,5. Ну, Сочи на ползвезды выше Крыма, условно говоря, они поэтому где-то средние цены многолетние, если брать одинаковый уровень размещения, где-то +10–15% к Крыму.

Александр Денисов: Александр Борисович, а давайте еще заманим туристов в Крым, еще больше.

Ольга Арсланова: Куда уж больше?

Александр Денисов: В мае что пойдет?

Александр Бурдонов: Их не так много, как говорят, на самом деле.

Александр Денисов: Да, дай бог, чтобы было больше. Черешня, клубника уже, по-моему, в мае в Крыму своя появляется, я не вру?

Александр Бурдонов: Да, конец мая – июнь.

Александр Денисов: Ага, то есть уже можно и за фруктами-ягодами ехать к вам.

Александр Бурдонов: Лучше осенью.

Ольга Арсланова: Александр Борисович, то есть мы правильно вас понимаем, что при желании, не слушая вот эти вот панические настроения, человек может себе даже в этом сезоне что-то на наших курортах недорогое найти?

Александр Денисов: Что-то хорошее, не просто что-то, да, Оль?

Ольга Арсланова: Ну да-да-да, недорогое какое-то размещение.

Александр Бурдонов: Давайте разберемся, что такое хорошее.

Ольга Арсланова: Скромное, но...

Александр Бурдонов: Вот что туриста точно интересует наверняка и постоянно, его интересует непосредственно сам номер, то есть он там точно будет жить, да? Инфраструктура, даже питание и так далее он может найти рядом. Если он на машине, он приехал, переночевал, уехал.

Ольга Арсланова: Да.

Александр Бурдонов: Поэтому если говорить о номерах, то из 4 тысяч отелей, которые у меня в базе, на моем портале kurortexpert.com прописаны, мы их ведем мониторинг с 2009 года, значит, там разделено оценка по расположению, по номерам, по питанию, по инфраструктуре, так называемая система распределенной звездности, разработанная нами же и зарегистрированная, кстати, в Росстандарте Российской Федерации, хотя делали мы ее в 2009 году еще при Украине. Так вот если сделать выборку по уровню номеров 3 и выше, значит, это порядка 70% номерного фонда Крыма, это уровень номеров европейская трешка.

Ольга Арсланова: Ага.

Александр Бурдонов: То есть номера с кондиционерами. Что касается всего остального там, опять же у нас десяток отелей 5 звезд, у нас порядка 50 отелей 4 звезды, это все. Турция закрылась, пошел ажиотажный спрос на высокий уровень, значит, размещения. Естественно, как предприниматели эти отельеры задрали цены по максимуму до тех пор, пока покупают, так что претензии по поводу Крыма и высоких цен или там превышения тарифов и прочее – это в основном к отелям 4–5 звезд, которые, кстати, извините, пожалуйста, «Мрия» того же Грефа, тот же «Форос» – это Татарстан, профсоюзы, или все остальные – это все, извините меня, материковые владельцы, это не крымчане завышают цены. Скажите спасибо тем, которые в Крыму поскупали крымские санатории после 2014 года, после национализации, кстати по дешевке, а вот сейчас там, значит, преобразовали, и они задирают, уважаемые россияне, для вас цены, а не крымчане, не надо путать. Вот так вот.

Ольга Арсланова: Ага. Нам вот пишут зрители, что надо открывать курорты и Крыма, и Дагестана, Азовского моря, создавать туристическую полицию, которая будет не гонять туристов, а защищать их в том числе от отельеров. Давайте поговорим немного о защите прав туристов. Есть ли вообще сейчас такая у них категория? Есть ощущение беспомощности: да, одно закрыли, другое закрыли, не предупредили... Ну согласитесь, людей тоже можно понять, у них второй год пропадают деньги, нужно срочно менять свои планы, обстановка...

Александр Бурдонов: Значит, вас понял, рассказываю. Значит, если вы наберете в поисковике Google или «Яндекс» «защита прав потребителей Крым», то наша общественная организация, «Объединение граждан по защите прав потребителей «Курортный Крым», выскакивает там практически первой везде. Значит, немного звонят, за лето где-то 5–10 звонков. С разными проблемами звонят, как правило, там или вот так вот людям почему-то, по каким-то обстоятельствам снимают брони, им деньги не возвращают, или заехали, там была дезинфекция, у девочки астма, они выезжают, им деньги не возвращают, или поселили их не там, где обещали... Значит, обращайтесь, пожалуйста. На том уровне, на котором мы работаем уже 30 лет на крымском рынке, как правило, достаточно даже... Мне звонить даже не надо в отель, достаточно мне объяснить туристу, что сказать директору отеля или директору санатория по поводу звонка к нам, вот, и в 90% случаев вопрос решается. Если нет, мы можем с вами связаться.

Александр Денисов: То есть просто сказать, что «я звонил Александру Борисовичу, гони деньги!» и все, и он тут же выложит?

Александр Бурдонов: Ну, вы грубо сказали, собственно говоря, но что-то в этом есть.

Ольга Арсланова: Но по сути правильно.

Александр Бурдонов: Потому что простой пример, да, я говорю: ребята, зайдите к директору, скажите, что вы обращались в общественную организацию по защите прав потребителей к Бурдонову Александру Борисовичу, который вам сказал следующее... Соответственно, я им по ситуации говорю, что надо говорить. И в случае, если, так сказать, он считает, что наша претензия правомочная, если она действительно правомочная, то есть бывают такие потребители, которые профессионально пытаются что-то накрутить. Если она реально правомочная, значит, мы просим вернуть или будем обращаться в министерство на горячую линию. Если ситуация спорная, я сам звоню директору и говорю: «Петрович, а что у тебя там такое с этими туристами?» – он мне дает расклад, вот, и как бы я в некотором роде третейский судья. Это с точки зрения, скажем так, неформальных отношений, которые нами накоплены за 30 лет.

Ольга Арсланова: Да, спасибо.

Александр Бурдонов: 10 лет каталог издавали, 10 лет журнал, премию выпускали общественную, много чего сделали за 30 лет.

Александр Денисов: Александр Борисович, спасибо большое.

Ольга Арсланова: Спасибо, удачно мы пообщались, узнали...

Александр Денисов: Рассказали, «что у вас там такое?», и сразу вопросы решаются. Спасибо.

Ольга Арсланова: Давайте узнаем, как проходит, как начинается, развивается туристический сезон в Карелии. Марина Бедорфас с нами на связи, наш корреспондент. Здравствуйте, Марина.

Марина Бедорфас: Здравствуйте.

Александр Денисов: Марина, я вот вспоминаю сразу песню Майи Кристалинской «Долго будет Карелия сниться». Сниться-то будет в хороших снах, расскажите?

Марина Бедорфас: Да, в хороших снах будет сниться Карелия, потому что мы всегда рады туристам, особенно после такой долгой паузы, которую принесла нам пандемия. Майские праздники в Карелии по погоде были холодными, вчера у нас выпал снег, сегодня вот он, к счастью, растаял, но в северных районах еще снежно. Но по количеству туристов майские праздники оказались горячими, они вот еще продолжаются. Потому что, по статистике, даже в самых небольших провинциальных городках, отдаленных от Петрозаводска, забронированы все отели и маленькие гостиницы. Очень развит сейчас в Карелии сельский туризм, он тоже пользуется популярностью.

Александр Денисов: Марина, а Карелия – это такая радость рыбака, или туризм шире можем рассматривать?

Марина Бедорфас: Шире, конечно, потому что вот 30 апреля у нас открылась навигация, теперь туристы уже пошли на остров Кижи, на остров Валаам, то есть это такой и просветительский туризм. Конечно, с открытием навигации начались сплавы, сейчас у нас, как говорят специалисты водного туризма, большая вода, то есть горные бурные реки, сейчас самый пик для тех, кто любит сплавляться на рафтах. Конечно, предлагают и рыбалку, но это в основном для тех, кто любит сельский туризм, они уезжают в деревню, в сельскую местность, снимают какие-то небольшие домики и там рыбачат.

Александр Денисов: Ага. А какая рыба-то у вас?

Марина Бедорфас: Ловят щуку, судака, окунь, плотву, в основном такая. Форель – это, конечно, уже в магазине.

Александр Денисов: А, я думал, на платных.

Марина, не могу не спросить. Карелы, вот мы спрашивали у Севрины Шамхаловой в Дагестане про национальные особенности, у вас же карелы проживают, там и свой язык, считай, как в заграницу попал, и национальные особенности, и все это у вас сохранилось, в деревнях даже карелы на своем языке разговаривают, правильно, я не ошибаюсь?

Александр Бурдонов: Да, разговаривают, но это как раз для тех, кто любит сельский туризм, уезжает в глубинку, потому что в Петрозаводске очень редко услышать сейчас карельскую речь, это если только специально какая-то экскурсия или группа языковая, ну у нас есть небольшой театр еще на карельском языке для любителей. А те, кто уезжают в глубинку, в небольшие деревни, там, да, можно услышать и… речь, и карельскую, и финскую, попробовать национальные блюда, пожить в национальном доме, то есть сохранены еще 100-летние, 120-летние дома карельские, которые построены были еще в прошлом веке. Да, можно испытать всю национальную красоту...

Александр Денисов: А вы понимаете, в деревню к карелам попадете, найдете общий язык?

Марина Бедорфас: Да, найду, потому что я знаю немного финский, а они очень схожи.

Александр Денисов: Ага.

Ольга Арсланова: Интересно было бы послушать... Спасибо. Марина Бедорфас из Карелии, наш корреспондент, была с нами.

Мы продолжаем беседу. Эксперт по туризму Эдуард Шалоносов у нас на связи. Эдуард Олегович, здравствуйте. У нас вот зрители некоторые пишут, кто-то очень доволен отдыхом уже, люди ездят на курорты, поехали отдохнули в Крыму и в Сочи, а кто-то пишет, что «нечему радоваться, аншлаг и отсутствие конкуренции – это плохо, только здоровая конкуренция способна поднять российский пляжный отдых». Как вам кажется, ситуация, которая сейчас сложилась, позволит нашему туризму развиваться, вливание денег, интерес безальтернативный, увы, но это может быть полезно, или действительно отсутствие конкуренции принесет больше вреда?

Эдуард Шалоносов: Давайте все-таки говорить о конкуренции. Что такое конкуренция? Это когда она действительно здоровая и отели поднимают стоимость исходя из инфляции. Я приведу собственный опыт: 2020 год, те же самые даты, и 2021 год. У меня был санаторий с лечением, это практически 87 тысяч рублей, чуть меньше, в хорошем номере, в 2021-м это 170 тысяч рублей без лечения. Давайте вместе подумаем, что это. На самом-то деле кто-то скажет: да, цены поднялись. Друзья, ну не в 2 и не в 3 раза, совершенно верно. Поэтому...

Я достаточно много отельеров знаю, обслуживаем мы в том числе отели, санатории, и один или несколько совладельцев санаториев сказали: «А что вы хотели?» То есть в реальности, как только закрылась Турция или же ограничения по вылету российских граждан на территорию Турции, то цены на самом-то деле взлетели. И вот что меня больше всего удивило – они взлетели у большинства, то есть если мы берем Черноморское побережье, то они взлетели у большинства. У меньшинства остались низкие цены, это какие-то гостевые дома, кто не может конкурировать с каким-либо отелем. Почему? Потому что, во-первых, у него нет питания, во-вторых, у него нет достаточно большого объема территории или же выхода, личного пляжа и так далее, то есть они не могут конкурировать. Вот они выстрелят в этом году. При этом на эти гостевые маленькие дома на территории разных курортов, будь то Крым либо Черноморское побережье, их достаточно мало.

Поэтому то, что сейчас происходит, не приведет к улучшению. Почему? Потому что российский бизнес, к сожалению, любит брать и очень мало отдавать. Давайте возьмем территорию Турции. Что делает турецкий отельер? Он взял и вложил, взял и инвестировал, получил – инвестировал. Российский курорт, почему он никогда не выстрелит сильно, за исключением, если принудительно мы не закроем наши границы или ограничим выезд? Потому что наша территория привыкла так, к сожалению, жить, это наша ментальность, мы никуда от этого не денемся.

Ольга Арсланова: Я прошу прощения, а что наши отельеры делают с вот этими... ? Ну хорошо, в этом году есть возможность заработать, кто ею не воспользуется. Куда они тратят эти сверхдоходы, как вы говорите? Они не инвестируют в развитие отелей, в улучшение инфраструктуры? Куда они тратят?

Эдуард Шалоносов: К сожалению, нет. Объясню почему. Отель инвестируется, да, при этом я могу сказать следующее, что исходя из тех отзывов, которые я изучаю, или туристы, когда летают по нашей стране, как было, так и остается, или иногда еще хуже. Куда дели деньги? Давайте я без фамилии просто один...

Александр Денисов: Эдуард Олегович...

Ольга Арсланова: Так, куда, куда? Интересно просто.

Эдуард Шалоносов: Один из владельцев попросту купил себе загородный маленький домик на Рублевке. Он сказал: «На Рубле купил коттедж, всего 1,5 тысячи квадратных метров».

Александр Денисов: Так говорят «на Рубле», да?

Эдуард Шалоносов: Да, «на Рубле купил».

Ольга Арсланова: А сам он откуда, простите? Из Крыма, из Сочи?

Эдуард Шалоносов: Из Сочи.

Александр Денисов: А что же они такие бестолковые, Эдуард Олегович? Прямо турки сознательные, а русские вот прямо бестолочи бездарные, лишь бы «на Рубле» им...

Эдуард Шалоносов: Я объясню, я просто объясню. Когда мы говорим об отельной сфере и сфере гостеприимства, то в Турции лучшая база, первое. Если вы хотите получить образование в сфере гостеприимства или отельного бизнеса, куда отправляют учиться? Как ни странно, это территория Турции. Почему? Первое: очень хорошая база. Второе: есть практика. Третье: достаточно большой или огромный поток тревела, туризма из различных стран и можно получить огромный опыт. На территории Российской Федерации... Почему, к сожалению, говорят «наша Раша», как бы это печально ни звучало... При этом сделаю акцент, что на территории России можно отдыхать, «Мрия», например, отель, всего-то 500–700 тысяч рублей за полторы недели.

Ольга Арсланова: Но он шикарный, давайте скажем прямо, таких в Турции нет, такой природы нигде нет.

Эдуард Шалоносов: Абсолютно верно.

Ольга Арсланова: На самом деле с нашей базой, которая есть у нас, нашей природой, людьми, которые готовы работать, чуть-чуть набраться опыта, мы могли бы вполне конкурировать и побеждать, как вам кажется?

Эдуард Шалоносов: Я приведу пример и назову этот санаторий, вы позволите?

Ольга Арсланова: Ну, уже все сегодня называли, давайте.

Эдуард Шалоносов: Ну давайте. Дмитрий Богданов, санаторий «Знание». Он много лет назад приходит в этот санаторий, я лично с ним знаком, и он говорит: «Я хочу сделать его самым улыбчивым санаторием на Черноморском побережье», – и это самый улыбчивый и самый доброжелательный санаторий.

Александр Денисов: А за сколько они улыбаются?

Ольга Арсланова: Ха-ха-ха!

Александр Денисов: За сколько они улыбаются? В «Мрии» за 500 тысяч рублей, мы поняли, а там за сколько?

Эдуард Шалоносов: В этом году цены 250.

Александр Денисов: Это за сколько дней?

Эдуард Шалоносов: Три недели.

Александр Денисов: Три недели, номер 250 тысяч.

Ольга Арсланова: Дорогая улыбочка.

Эдуард Шалоносов: Совершенно верно. В прошлом году было это дешевле. И давайте говорить откровенно: я периодически езжу по разным санаториям к клиентам, к знакомым и так далее, и я редко встречу, чтобы мне на ресепшене действительно улыбнулись. Это будет улыбка натянутая, как где-нибудь в пригороде Калифорнии, когда вы, эмигрант, приехали и вам говорят... Ну то есть вынужденная улыбка.

Ольга Арсланова: Ну слушайте, это уже...

Александр Денисов: Эдуард, да нужна вам эта улыбка? Главное, чтобы пришел, там чистота была, вкусный обед...

Эдуард Шалоносов: Конечно.

Ольга Арсланова: Море, красивая природа.

Александр Денисов: Ну и бог с ним, что они там, пусть молча, пусть улыбаются.

Эдуард Шалоносов: Доброжелательность, она все-таки отображается на отдыхе. Почему мы едем в Турцию ту же, если мы говорим о закрытой Турции по факту? Потому что нам любят улыбаться, показывать сервис, вот с этого начинается, как говорится, отель, а не с того, что чисто в номере. В номере чисто обязательно должно быть, грязный номер – это все, отель лучше закрывать и не работать, просто все, замок и уехать.

Ольга Арсланова: Ох, высокие стандарты...

Александр Денисов: Да, вот мы Турцию нахваливали, но сейчас так там ситуация улыбается, что не дай бог, поэтому лучше, может, без улыбки и по домам в Крыму.

Ольга Арсланова: Спасибо.

Александр Денисов: Спасибо. Эдуард Шалоносов, эксперт по туризму, был у нас на связи.

После новостей поговорим про социальную программу газификации, запускается такая, правительство уже утвердило план, дорожную карту. Вернемся после новостей.

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)