Курс дрессуры для хозяина

Гости

Денис Чижов: Ну, и про животных нужно поговорить, конечно. Куда без братьев наших меньших. Руководитель общественного движения «За безопасность» Дмитрий Курдесов предложил ввести обязательные курсы кинологов для хозяев крупных собак. Письмо направлено на имя главы МВД Владимира Колокольцева. Курдесов обращает внимание на участившиеся случаи, когда домашние собаки нападают как на детей, так и на взрослых.

Ольга Арсланова: В общем, идея в том, что воспитывать нужно и взрослых, и собак.

Денис Чижов: Тебя когда-нибудь кусала собака?

Ольга Арсланова: Никогда в жизни.

Денис Чижов: Нет? А у меня было. За ногу. Не укусила, но…

Ольга Арсланова: Хозяин был у этой собаки?

Денис Чижов: Нет. Ну, может, он и был, но я его не нашел. Собственно, остался без штанов любимых.

Ольга Арсланова: И это еще хорошо, в общем-то, отделался. Нужны ли обязательные курсы для собачников? Отвечайте, пожалуйста, «да» или «нет» на короткий номер. Это наш опрос. А прямо сейчас с нами на связи кинолог Евгений Цигельницкий.

Денис Чижов: Евгений Генрихович, здравствуйте.

Ольга Арсланова: Приветствуем вас.

Денис Чижов: Скажите, как вам такое предложение про обязательные образовательные курсы? Это может исправить ситуацию? Или безответственным хозяевам - им что ни делай, толку не будет все равно? Они будут покупать справки о прохождении этих курсов и все равно не будут их проходить.

Евгений Цигельницкий: Вы понимаете, что на самом деле начинание - оно благое. Т. е. это хорошая идея. Что каждый человек, ответственный владелец собаки, прежде чем ее заводить, должен поинтересоваться, что же он все-таки заводит. Книжку прочитать. Ну, как, поинтересоваться тем, что такое собака и как ее воспитывать. И более того, Российской кинологической федерацией подготовлен уже онлайн, свободный совершенно такой курс, вводный курс для будущего владельца. С которым в ближайшее время можно будет ознакомиться.

Другой вопрос, что вот эта инициатива от… как вы сказали? Совета безопасности, да? Общественного.

Денис Чижов: Это «Движение за безопасность». Общественное движение, да.

Ольга Арсланова: Это общественное движение.

Денис Чижов: Просто общественники.

Евгений Цигельницкий: А, движение. Да, у нас же очень много движений, да. Вот. От этого движения. Эта инициатива - она как бы вот, вы понимаете, мы живем в эпоху хайпа. Т. е. когда при этом хайп, увы, иногда пытаются монетизировать. Потому что на самом деле, вот если помониторить Интернет, у нас по покусам с большим отрывом лидируют бродячие животные. Каждый день, как с войны.

Ольга Арсланова: А сами они по собственному желанию ни на какие курсы не отправятся, это понятно.

Евгений Цигельницкий: Нет, они не отправятся. Более того, законодательно их можно кастрировать и выбрасывать обратно на улицу: у нас есть программа ОСВВ. Поэтому вот как бы забота, вот это беспокойство - я думаю, что надо проблемы решать по мере поступления и по мере их актуальности.

А с владельческими собаками, на самом деле, владелец несет ответственность. И при нормально работающей правоохранительной системе за любой ущерб, который его собака причиняет имуществу третьих лиц, третьим лицам и животным, он несет ответственность. Начиная от административной и заканчивая уголовной.

Денис Чижов: Евгений Генрихович, а смотрите, но все равно же есть разница небольшая между маленькой собачонкой какой-то, да, и боевой собакой, которая, знаете, как лицензия на оружие какая-то нужна.

Ольга Арсланова: Разный ущерб.

Евгений Цигельницкий: Такие собаки отсутствуют в кинологических классификациях. Их не существует в природе. Это термин выдуманный.

Ольга Арсланова: Нет-нет, вопрос же не в том, насколько она, там, бойцовская. А в том, насколько она большая. Т. е. большая собака кусает или маленькая - ну, ущерб разный.

Денис Чижов: Насколько опасна собака.

Евгений Цигельницкий: На самом деле, если кусает маленькая ребенка и, допустим, кусает его за лицо, последствия остаются на всю жизнь. Поэтому проблема не в размере собаки, я еще раз повторяю. И вот это замечательное, как вы сказали, движение, да? Движение. Вот это…

Денис Чижов: Вы продолжаете пиарить это движение и заставлять меня повторять его по несколько раз.

Евгений Цигельницкий: Да, да, очень это да. Вот, понимаете, в чем фокус. Они зоотехнически как будут определять - крупная, средняя, маленькая?

Денис Чижов: Нет, но это же просто. Например, в холке такая-то высота.

Евгений Цигельницкий: … небольшие, но злобные. А есть собаки крупные, но абсолютно мирные. Т. е. давайте мы этот вопрос как-то кинологам оставить.

Ольга Арсланова: А вопрос, понимаете, какой? Вопрос вот, простите, что перебиваю, но, согласитесь, ответственность хозяина - это вещь абсолютно конкретная…

Евгений Цигельницкий: Абсолютно конкретная. И в законодательстве есть ряд статей, которые это все регулируют. И человек, который заводит собаку, но при этом не берет труд на себя ее воспитывать, он находится в группе риска.

Другой еще момент, который вот нас, кинологов, беспокоит. Такой момент. Что сейчас во многих регионах России нет земли, где с этими собаками заниматься. Потому что для того, чтобы собаку воспитывали… Мы можем сколько угодно прекрасных решений принять о том, что все должны быть завтра воспитаны, - но это слова, которые просто брошены в воздух. Потому что собак воспитывают на земле, на учебно-дрессировочных площадках. Есть города, в которых этих площадок просто нет. Есть города, в которых до ближайшей площадки надо ехать 300-400 км. И от того, что мы примем решение, что все должны быть воспитаны, но при этом на местах администрации не будут идти навстречу людям, которые эти площадки хотят организовать, - у нас это будет мертворожденное очередное дитя. Т. е. мы громко пропиаримся, кто-то отщипнет бюджетика, да. Но при этом ничего абсолютно не произойдет. Ну, лишнюю бумажку будут кому-то выдавать. Уплатон для владельцев.

Причем самое интересное, что попадут в эту историю самые законопослушные, которые не создают проблем. Их легче всего найти, их легче всего посчитать. Маргиналы в любом случае уклонятся, их просто даже искать никто не будет. А проблема покусов бродячими собаками - она просто полностью останется такой, какой она и были. Вот как бы краткое саммари.

Денис Чижов: Хорошо. А вот если добросовестный владелец собаки хочет пройти вот этот мини-курс для крупных собак. Сколько это стоит? Дайте нам цифру для ориентира. Приблизительно.

Евгений Цигельницкий: Вы понимаете, что человек одомашнил собаку, по разным оценкам, от 20 до 40 тыс. лет тому назад. И при этом он обходился без движений и без площадок и без многого другого. Т. е. нормальный владелец базовые навыки послушания и понимания, что такое хорошо, что такое плохо, как себя можно вести, как себя вести нельзя, любой собаке должен обеспечивать (я еще раз повторяю: нормальный, ответственный владелец) по дефолту, так сказать. По умолчанию. И если он с ней занимается хотя бы 10-15 минут в день, со щенка, это не стоит ему нисколько денег и нисколько хлопот и времени.

Денис Чижов: Т. е. это можно по книжечкам просто, да? Необязательно…

Евгений Цигельницкий: Да. Элементарно, по книжечкам, по изустным преданиям. По культуре кинологической. Если он хочет, чтобы собака освоила какой-то спортивный норматив, он идет на те самые учебно-дрессировочные площадки. Если собака сложная, которая требует коррекции, с которой не удается справиться по каким-то причинам владельцу, опять-таки он идет к специалисту на учебно-дрессировочной площадке. Сейчас, к сожалению, довольно много еще шарлатанов на этом пытаются кормиться. С этим тоже что-то надо делать.

Денис Чижов: Спасибо. Спасибо большое.

Ольга Арсланова: Евгений Цигельницкий, кинолог, с таким разъяснением.

Денис Чижов: Время уже закончилось, но давайте узнаем результаты опроса. Нужны ли обязательные курсы для собачников, для владельцев крупных животных? «Да» ответили 79%…

Ольга Арсланова: …ну, и остальные, собственно, «нет». 21% против. Пока мы делаем перерыв, скоро вернемся. После выпуска новостей будем выяснять, должна ли женщина работать. А точнее, что об этом думают опрошенные россияне.