Константин Чуриков: Ну что, сейчас будем говорить об одной, все-таки о самой главной, можно сказать, отрасли Кемеровской области – естественно, об угледобыче. Насколько мы знаем, после Австралии и Индонезии Россия занимает третье место в мире по производству угля. Вот сейчас давайте посмотрим, кстати говоря, что касается запасов, какова ситуация. На 1 марта прошлого года запасы угля на шахтах и разрезах Кузбасса оценивались в более чем 13 миллионов тонн. И даже мы видим прирост к этому году – 13,7 миллиона тонн. То есть, в принципе, запасы растут. Что касается добычи, то вот как здесь складывается ситуация. В основном – на 70% – это уголь. На 29% это коксующийся уголь. Ну, есть еще антрацит и бурый голь. Мы тоже спросим, соответственно, наших сегодняшних уважаемых экспертов… Ольга Арсланова: …в чем разница. Константин Чуриков: …да, в чем разница. Ольга Арсланова: В чем разница в добыче. Это тоже очень важный момент. Добыча угля – действительно ведущий вид экономической деятельности Кемеровской области. Разработку и добычу угля осуществляют 40 шахт и 54 разреза. В отрасли работают 106 тысяч человек – это 9% от численности всех работающих в организациях. Ну и мы показывали уже вам данные по зарплатам в регионе. Еще раз напомним, что самые высокие зарплаты как раз у тех, кто работает в промышленности в целом и в угольной промышленности в частности. Константин Чуриков: Ну а сейчас отправимся на одну из известных шахт Кузбасса – «Распадскую». Давайте посмотрим, а потом вернемся в студию. СЮЖЕТ Константин Чуриков: Вот такая ситуация на отдельно взятой шахте «Распадская». А теперь у нас в эфире Олег Токарев, министр угольной промышленности Кузбасса. Олег Сергеевич, здравствуйте. Ольга Арсланова: Здравствуйте. Олег Токарев: Здравствуйте. Константин Чуриков: Олег Сергеевич, я сначала специально обострю. Вот буквально несколько дней назад нашим коллегам из «РБК» вы заявили, что ситуация с вывозом угля из России стала критической. Здесь, с одной стороны, упала отгрузка. С другой стороны, как я понял (прокомментируйте, пожалуйста), проблема с вывозом. То есть я хочу спросить: хватает ли вагонов сейчас, чтобы вывозить уголь? Куда он вывозится? И как действовать дальше? Олег Токарев: Ну, я начну маленько с самого начала, потому что маленечко вы неправильно сказали цифру по нашим запасам угля. Константин Чуриков: Так? Олег Токарев: Я хочу всем телезрителям сказать, что в Кузбассе сегодня у нас запасов угля – порядка 60 миллиардов тонн. Константин Чуриков: Это мы так серьезно, значит, ошиблись, наши редакторы. Хорошо. Олег Токарев: В распределенном фонде на балансе у предприятий на сегодняшний день находятся 20 миллиардов, а в нераспределенном – 40 миллиардов. И по оценочным запасам у нас еще есть 500 миллиардов тонн. Если мы будем даже добывать по 300 миллионов тонн в год, то наших запасов кузбассовского угля хватит более чем на тысячу лет. Константин Чуриков: Ну, теперь самое главное, чтобы тот уголь, соответственно, у нас принимали и покупали, да? По валютам мы договоримся. Главное, чтобы, в общем, люди по ту сторону границы не были заложниками собственных каких-то, так сказать, химер, которые они себе там как бы делают. Олег Сергеевич, хорошо, а что сейчас? Как устроена эта вся логистика угольная? Кто не принимает уголь, кто принимает? Хватает ли вагонов? Как это все сейчас организовано? Олег Токарев: Смотрите. На сегодняшний день мы плотно работаем с «РЖД». У нас вполне достаточно вагонов. Мы в ежедневном режиме проводим ВКС с угольными компаниями, с «РЖД», отслеживаем, сколько вагонов уходит, сколько заходит в Кузбасс. Но у нас не хватает провозных мощностей «РЖД». Вот на сегодняшний день на Дальний Восток мы минусуем порядка 18% от установленного плана. То есть у нас было поручение президента, что в этом году мы должны вывезти не менее 58 миллионов тонн. На сегодняшний день мы уже минусуем 2,7 миллиона тонн. Плюс хотелось бы побольше везти еще на западное направление. Южное направление у нас сейчас хорошо принимает уголь. Северо-западное направление, где находятся такие порты, как Мурманск, мы опять же тоже где-то минус 20% от плана идем. И вот на сегодняшний день мы можем много поставить угля для наших зарубежных потребителей, для этого есть и контракты, есть суда. Все портовые мощности заполнены только на 50%, но не хватает провозной способности «РЖД». Это основная причина, по которой мы сдерживаем свою добычу угля. Константин Чуриков: А провозная способность – что имеется в виду? То есть долго идут эти вагоны или что? Где-то пробки какие-то возникают? Что это вообще? Олег Токарев: Не хватает… Ольга Арсланова: Вагонов? Олег Токарев: Нет, вагонов не хватает. Просто не успевает «РЖД» провезти определенный объем за определенное время. Константин Чуриков: Понятно. Ольга Арсланова: А альтернативы какие-то есть? По-другому никак? Олег Токарев: Мы находимся на сегодняшний день в сердце Кузбасса. Нам как и до восточных границ, как и до западных границ – более 4 тысяч километров. И на сегодняшний день единственный транспорт, который может обеспечить вывоз нашего угля на экспорт – это железная дорога. Константин Чуриков: Так, Олег Сергеевич, а если… Ну, будем прямо говорить. Мы понимаем, что сейчас происходит на западном направлении. Некоторые страны вообще заявляют, что все, они теперь отказываются от нашего угля, и думают, что они как-то протянут и выживут. Что делать отрасли? Снижать добычу? Как вот разворачиваться на Восток? А может быть, они скажут: «Слушайте, а нам столько угля не надо». Вот какие сценарии вы сейчас рассматриваете? Олег Токарев: Мы рассматриваем разные сценарии. В первую очередь – есть же поручение президента об увеличении пропускных способностей на Восток. Восточные потребители ждут наш уголь с удовольствием. Наш уголь очень качественный, и он очень востребованный на восточном рынке. Мы можем в разы увеличить туда поставки угля и, соответственно, выручить необходимые валютные поступления для нашей России. Ольга Арсланова: Олег Сергеевич, я прошу прощения, а спрос со стороны Китая сейчас вырос после пандемии? Они хотят больше покупать нашего угля? Олег Токарев: Да, китайцы хотят больше покупать, но, к сожалению, мы не можем им туда увезти этот уголь, потому что опять же сдерживают «Российские железные дороги». Ольга Арсланова: Давайте поговорим о том, как сегодня работают современные шахты, потому что много предрассудков. Вот на SMS-портале пишут, что это такое тяжелое и грязное производство, многие шахты работают сейчас по устаревшим методикам и так далее. Расскажите, что делается в регионе для того, чтобы развивалась эта отрасль, была более безопасной для тех, кто там работает? Олег Токарев: Смотрите. Современная шахта – это на сегодняшний день высокотехнологическое предприятие, где есть современное оборудование, современные приборы газового контроля, вентиляция. То есть все, что есть современное, все применяется на сегодняшний день в наших шахтах. Шахты, которые ранее были опасные, они… ну, в 90-е годы порядка 48 шахт в Кузбассе уже закрыли. На сегодняшний день остались только высокотехнологические современные предприятия, которые делают труд шахтеров безопасным. Если даже посмотреть с другими отраслями, то травматизм у нас не такой и большой на угольных предприятиях. Поэтому каждый год мы это все дело отрабатываем с угольными предприятиями, смотрим. Внедряются новые технологии безопасности. Вот сейчас показывали, на «Распадской» внедряется видеоконтроль. Поэтому контроль промышленной безопасности с каждым годом увеличивается, и становится безопаснее работать. Ольга Арсланова: А насколько вообще собственники компаний готовы вкладывать свою прибыль в развитие предприятий, с точки зрения безопасности? Олег Токарев: Ну смотрите, я даже могу… Ольга Арсланова: Ну, мы понимаем, что уголь дорогой, а развитие тоже стоит денег. Олег Токарев: Безопасность стоит первоочередно. Если они не будут вкладывать в безопасность, они же, все собственники, понимают, что предприятие работать не будет. Вот за 2021 год вложено в развитие угольной отрасли, в производство 88 миллиардов рублей. На этот год у нас запланировано 90 миллиардов рублей. Даже во время, когда была пандемия, было снижение спроса угля, собственники не снижали инвестиции в угольные компании, то есть стремились поднять и сохранить свою добычу. Все это дело, все их инвестиции оправдались. 2021 год у нас был самым таким годом… Уголь в цене, очень востребованный на всех рынках – как на западных, так и на восточных. Константин Чуриков: Так, и все-таки, Олег Сергеевич, что касается работы, что касается угледобычи, темпов ее развития. Ситуация пока достаточно сложная, да? Останется ли у людей работа? Или придется сокращать объемы, я не знаю, сокращать людей, зарплаты? Вот я хочу, чтобы вы как официальное лицо сейчас сказали, я не знаю, обратились к жителям Кузбасса. Олег Токарев: У людей работа останется. Сегодня у нас недокомплект на угольных предприятиях – более 4 тысяч человек. И каждое предприятие свой коллектив держит, потому что других людей нет. И поэтому все угольные предприятия настроены сохранить весь рабочий коллектив, который у них есть. Ольга Арсланова: Олег Сергеевич, еще такой момент. Многие пишут: «Действительно красивые места в Кемеровской области, но, например, в Новокузнецке нечем дышать, грязный воздух». В общем, понятно. Одна из основных проблем – экологическая. Вот какой вклад в это угольной промышленности? И как ситуация меняется, может быть, сейчас? Олег Токарев: Мы сейчас полностью пересмотрели концепцию развития угольной отрасли. Мы очень большое внимание уделяем экологическим вопросам. Мы полностью взяли под контроль выдачу лицензий. Мы уже сейчас новые лицензии не выдаем возле населенных пунктов. Четко определяем, где она находится, как будет логистика, как будут люди жить после выдачи лицензии. И плюс мы начали уже работу по ликвидации экологических ущербов прошлых лет. То есть при выдаче новых лицензий мы уже рассматриваем вопросы, те проблемы экологические прошлых лет, которые остались нам в наследство. Мы сейчас их потихонечку начинаем исправлять. Константин Чуриков: Спасибо, Олег Сергеевич. Желаем вам удачи в этом, прямо скажем, непростом году. Ну, все получится. Ольга Арсланова: Спасибо. Константин Чуриков: Олег Токарев, министр угольной промышленности Кемеровской области.