Кузбасс: промышленность. Инновации в машиностроении
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/kuzbass-promyshlennost-innovacii-v-mashinostroenii-59105.html
Константин Чуриков: Алексей Горелкин, директор по развитию бизнеса ООО «Завод инновационного машиностроения». Алексей Викторович, здравствуйте.
Ольга Арсланова: Здравствуйте.
Алексей Горелкин: Здравствуйте, коллеги.
Константин Чуриков: Само название уже обязывает и говорит о том, что и инновации есть в Кузбассе. Расскажите, какие и чем занимается ваше предприятие конкретно.
Алексей Горелкин: Завод «ЗИМ» производит монорельсовые дизель-гидравлические локомотивы. Это основной вид оборудования транспортного в подземных угольных шахтах Кузбасса. Наверное, порядка 250–300 машин сегодня эксплуатируются. Мы сегодня представляем линейку самого основного вида оборудования, грузоподъемных устройств.
Соответственно, у нас проект существует с 2018 года, резидент ТОСЭР. Сейчас, в текущем году мы будем заканчивать основные разработки, чтобы полностью покрыть всю линейку производственного оборудования мощностями и обеспечить уже полную, как говорится, линейку, которую мы можем предоставить нашим клиентам.
Константин Чуриков: Очень важно то, что вы сейчас сказали – что вы тесно связаны именно с угольной промышленностью. То есть получается, знаете, такая матрешка, то есть одна отрасль зависит от другой, да? Любые какие-то, я не знаю, угрозы, проблемы в смежной отрасли неизбежно вызывают, наверное, какие-то сложности и у вас? Или нет? Или вы здесь как бы защищены, у вас есть еще какие-то партнеры по другим сферам?
Алексей Горелкин: Ну смотрите. Сегодня, на данном этапе есть такой опыт, наслоился угольный кризис. В этот момент угольные предприятия вообще в принципе «срезали» все инвестиции на закупки основного вида оборудования. И там у нас следом пошел коронавирус. Соответственно, мы приняли решение – мы открыли дочернее предприятие, которое оказывает услуги на данном виде оборудования. Данная услуга сейчас имеет стабильно растущий спрос в силу отложенного спроса, связанного с покупкой нового оборудования.
Ну и в текущем году у нас проект идет достаточно хорошо на развитие, мы начали сотрудничать с ведущими угольными компаниями. Ну а реалии, которые сейчас стали происходить, в принципе, они очень сильно поворачивают ситуацию, потому что мы в стопроцентно импортной среде работаем. Среди российских производителей данного вида оборудования вообще нет, никто не производит больше.
Константин Чуриков: То есть вы фактически такие исключительные, эксклюзивные, как сейчас говорят, да?
Алексей Горелкин: Ну конечно, да. Когда мы задумывали этот проект, в принципе, мы имели на тот момент достаточно хороший опыт работы в данной среде, готовы были к разработкам. У нас есть собственные разработки, которые базируются на системе управления. То есть это компьютерное, как говорится, сердце машины, которое за безопасность отвечать, за передачу данных, за информационную среду, связанную с ней. То есть достаточно современные устройства.
Сегодня мы в принципе готовы реализовать любое техническое задание по угольным компаниям. Ну, на определенных последующих этапах еще доводим до ума надежность машин. Сегодня мы уже, в принципе, так скажем, на одних ветках работаем с ведущими производителями, выполняем производственную задачу.
Ольга Арсланова: Пишут нам зрители: «Ну понятно, сегодня будете говорить о Кузбассе только хорошее. А то, что работоспособное население уезжает из Кузбасса и так далее – вы об этом не скажете». Нет, это факт, уезжают. Тем не менее, мы видим инновационное производство, на котором вы работаете, которым вы руководите. Я так понимаю, что и желающих работать у вас тоже достаточно?
Алексей Горелкин: У нас кадровая структура вообще очень интересная, потому что у нас подобные виды производства вообще в принципе отсутствуют. Сочетается достаточно большой объем разработок в сотрудничестве с научными институтами, которые сертификацией занимаются. Когда мы даже делали сертификат, мы первые вообще в принципе в России делали испытание на взрыв дизельного двигателя. То есть это вообще опыт поимели в принципе все. Соответственно, готовых кадров у нас вообще нет на рынке труда.
Константин Чуриков: Так?
Алексей Горелкин: Мы выстраиваем собственную цепочку обучения. У нас за столько лет существования много примеров, когда у нас люди из слесарей в руководители уже вырастали, меняли подразделения, то есть уходили из производства в услуги. В общем, ротация кадров – и вертикальная, и горизонтальная – идет. Сегодня мы, в принципе, находимся в стабильном постоянном поиске.
Константин Чуриков: Алексей Викторович, а почему так плохо, так сказать, воспитывают и учат кадры? В чем проблема?
Алексей Горелкин: Здесь не вопрос: плохо или хорошо? Я еще раз говорю: это такое очень узконаправленное инженерное направление, где надо сочетать и знания мобильной гидравлики, которые в принципе у нас в шахте в таком объеме нигде не используются, в тяжелом машиностроении не используются. То есть мобильная гидравлика – это тракторы, экскаваторы. Соответственно, эти все производства сосредоточены в других регионах России. Это даже не от качества подготовки зависит, а именно…
Ольга Арсланова: То есть вы готовы даже из других регионов привозить себе кадры?
Алексей Горелкин: Ну, у нас пока сейчас ротация по области идет. Я думаю, второй проект наш, «Транс Логистик», который связан с оказанием услуг, там линейный подбор. В принципе, мы сегодня ведем переговоры и планируем начать обучать рабочим специальностям, на машинистов дизелевоза, потому что кадров на рынке труда сейчас практически не осталось по этому направлению. И мы для себя видим задачу, чтобы покрывать растущий спрос, нам необходимо будет обучать самостоятельно людей.
Константин Чуриков: Очень интересно! Несколько минут назад вы сказали, что есть возможность быстро сделать карьеру, быстро вырасти. Вот молодому рабочему с какой зарплаты придется начать, если он просто рабочим пришел к вам, и какие перед ним перспективы? То есть до какой дорасти, например?
Алексей Горелкин: Ну смотрите. Я по минимальным текущим планкам скажу, что у нас слесаря приходят на 30–35 тысяч рублей сегодня. Ну, в срок от 3 до 8 месяцев, если ребята талантливые, выходят уже на заработок выше 60. Ну, у нас 53 рабочих места. В компании средняя зарплата – 60 тысяч рублей. У нас инжиниринговый проект, то есть у нас большое количество инженеров-разработчиков, тех людей, которые, в принципе, достаточно экспертными глубокими знаниями обладают.
Ольга Арсланова: Ну, 60 тысяч по региону – это хорошая зарплата, на нее можно неплохо жить?
Алексей Горелкин: Ну, возможно.
Константин Чуриков: Возможно?
Ольга Арсланова: Возможно.
Константин Чуриков: Да, спасибо за честность, Алексей Викторович. Есть куда расти и зарплатам, давайте уж так по-честному, да?
Алексей Горелкин: Смотрите, коллеги. Ну, это, как правило, вопрос же относительный, понимаете? Поэтому говорить, достаточно, хорошо или много, я бы не стал.
Ольга Арсланова: Просто вы же лучше понимаете, какой у вас там уровень цен, что можно на эти деньги купить, какие на других предприятиях зарплаты. Я поэтому вас и спросила.
Алексей Горелкин: Нет, у нас приоритет – в любом случае мы более интересные, с точки зрения заработной платы, чем предприятия аналогичной производственной линейки. То есть у нас в принципе проект, понимаете, интересный, потому что мы сейчас, помимо дизелевозов, активно занимаемся распространением этой компетенции, которую сегодня наработали, нам просто в принципе интересно ее транслировать дальше. Поэтому есть еще очень много видов горно-шахтного оборудования, и не только на угольных шахтах.
Я думаю, что с реализацией данного этапа за счет текущей ситуации нам надо кратно увеличивать производственные мощности, готовиться покрывать этот отложенный спрос, вот эти все ситуации, которые возникнут. Ну, мы новые продукты отодвинем немножко на попозже.
Константин Чуриков: Отлично! Спасибо, спасибо.
Ольга Арсланова: Спасибо.
Константин Чуриков: Я думаю, стране полезно узнать, что есть производства. Да, есть проблемы, но все впереди. Алексей Горелкин, директор по развитию бизнеса ООО «Завод инновационного машиностроения.
Мы сейчас ненадолго прервемся, чтобы после новостей вернуться к вам.