Иван Князев: Будем обсуждать последние автоновости и давать советы по выбору машины. Точнее – Андрей Осипов будет давать. Ольга Арсланова: LADA передает всем своим покупателям пакет «LADA помощь на дороге», который выручит в любых ситуациях. Спонсор программы – АО «АВТОВАЗ». Андрей Осипов: Здравствуйте еще раз. Ольга Арсланова: А это ведущий рубрики «Автомобили» Андрей Осипов, автоэксперт… Андрей Осипов: Да, еще раз здравствуйте. Ну, мы сегодня… Ольга Арсланова: Ну подождите, подождите! Андрей Осипов: Хорошо. Ольга Арсланова: Мы LADA представили, сейчас вас будем представлять. Андрей Осипов: Давайте. Ольга Арсланова: Редактор сайта osipov.pro. Прошу. Андрей Осипов: Чертовски приятно! Спасибо, спасибо большое. Мы сегодня на самом деле завершаем, дорогие друзья, небольшой цикл сюжетов, посвященных жизни крупнейшего российского производителя легковых автомобилей. Давайте посмотрим. СЮЖЕТ Иван Князев: Спасибо, Андрей. Не могу не задать вопрос. У меня все-таки остаются кое-какие предубеждения по поводу LADA. Последние модели достаточно симпатичные. Хочется спросить: ну а по качеству действительно нормальная уже машина? Можно на нее обращать внимание? Андрей Осипов: Можно. Нужно обращать внимание! Потому что надо понимать, что LADA уже давным-давно интегрирована в мировой автопром. LADA и сам «АВТОВАЗ» не являются, в общем-то, можно сказать, в полном смысле российским производителем, потому что они входят в состав концерна Renault – Nissan. Соответственно, все те стандарты качества, которые применяются в этом концерне при создании Renault и Nissan, применяются сейчас и для LADA. Это был непростой путь, кстати говоря, для самого концерна, потому что было очень непросто сломать вот эту немножко советского типа организационную структуру. Но сейчас… Вот я побывал в Тольятти, когда мы снимали, готовили, собственно говоря, этот цикл материалов. Я должен сказать, что, в принципе, они работают по тем же стандартам, по которым работают и другие. Если говорить о качестве автомобилей, то, по большому счету, и платформы сейчас для современных LADA используются в основном того же самого производства концерна Renault и Nissan. Да, остались некоторые модели, которые еще производятся на собственных платформах. Это, конечно же, легендарная «Нива». Это, к слову сказать, рекордсмен – он занимает второе место по самым долгопроизводимым и продаваемым моделям. До недавнего времени занимал третье, но Defender новый представили, и уже, соответственно, сейчас «Нива» на втором месте осталось. Кто на первом – не помню. Juke занимал первое место, дольше всех находился на конвейере. Поэтому, когда вы спрашиваете: «Стоит ли обращать?» – стоит обращать! Тем более сейчас, когда, к сожалению, большинство потребителей голосуют кошельком, многие говорят: «Ну вот, я не буду покупать LADA, я лучше куплю импортный автомобиль». Но – зачем? Давайте сравним. LADA XRAY Cross – это тот же самый Renault Sandero Stepway, только LADA XRAY Cross стоит дешевле, у нее чуть больше список оборудования. И самое главное – количество дилерских центров все равно больше. И в обслуживании он дешевле. И тут вопрос скорее заключается в том, готовы ли мы переплачивать за полностью иностранный бренд или нет. Это не вопрос патриотизма, а это вопрос элементарного выбора. Иван Князев: Весьма практичный вопрос. Андрей Осипов: Практичный вопрос. Ольга Арсланова: Кстати, о сложных вопросах. Настало их время. Андрей Осипов: Давайте, конечно. Ольга Арсланова: Время нашей рубрики… А, у нас вопрос, кстати. Не дают даже перейти к другим автомобилям, LADA просится в эфир. Андрей Осипов: Не отпускает нас LADA, я понял. Давайте. Ольга Арсланова: Алексей, Кировская область. Здравствуйте. Зритель: Добрый день. Ольга Арсланова: Слушаем вас. Зритель: Я хотел бы рассказать о друге своем, который покупает уже четвертый автомобиль LADA. Ну, он меняет LADA. На старой отъездит три года, например, ее продает и покупает опять LADA. Очень доволен. Во-первых, по цене она дешевле, чем иномарка. Сам он немец, у него вся родня живет в Германии. Он мог бы спокойненько взять Volkswagen или Mercedes, или что-нибудь, но он покупает только LADA. И ни в чем они не уступают, и скоростные, и надежные. В общем, самые положительные отзывы. Ольга Арсланова: Спасибо. А может, не покупает, потому что… Знаете, есть у нас такая категория людей: «Мы отечественное не покупаем». А там немцы такие: «Нет, нам не нужен Volkswagen, так себе». Андрей Осипов: Предубеждения, они есть в любой стране. Ольга Арсланова: А вот LADA – оригинально! Андрей Осипов: Вы знаете, почему в Германии больше всего немецких машин? Немцы в этом смысле чем-то близки к нам. Как и в Америке очень много вы найдете американских машин, несмотря на то, что в каких-то сегментах японцы правят балом, которые в свое время научили американцев, как говорят, каким может быть доступный и надежный автомобиль. Но тем не менее вот эти страновые особенности присутствуют. В конце концов, Renault и Peugeot пользуются наибольшим спросом во Франции. Как FIAT и Alfa Romeo пользуются наибольшим спросом в Италии. Есть страны, у которых нет никакого автопрома – ну, там другая ситуация, там сборная солянка. Ольга Арсланова: А китайцы любят китайский автопром? Андрей Осипов: А у них выбора другого нет, потому что любая иномарка, ввезенная на китайский рынок, стоит огромное количество денег, облагается 250-процентной пошлиной, если я не ошибаюсь, за исключением тех машин, которые производятся на территории страны. Ольга Арсланова: Вот так научат Родину любить. Андрей Осипов: Они это сделали с производителями. Они сказали: «Если вы хотите продавать на нашем рынке машины, вы должны заключить договор на условиях «50 на 50» с одной из наших китайских компаний, китайских производителей». Откуда, вы думаете, у китайцев технологии и такое массовое развитие автомобилей, причем столь быстрое? Потому что в результате этих СП они получили доступ в том числе к технологиям. Одним из пунктов договора было то, что иностранный производитель, приходя или заключая договор с китайским производителем, обязан поделиться с ним технологиями. И технологии остаются открытыми. А в Китае, где существует философия «то, что придумал один, принадлежит всем»… Это великая такая китайская, собственно говоря, мысль. Они не понимают, что такое интеллектуальное собственность. «Как это так? Я это придумал, это принадлежит только мне». У них это очень сложное понятие, его практически не существует. Вот, пожалуйста, вам и ответ на вопрос. Иван Князев: Ну а теперь будем ждать ответов на вопросы наших телезрителей. Андрей Осипов: Да, давайте. На другие. Иван Князев: «Спросите у Осипова». СПРОСИТЕ У ОСИПОВА Иван Князев: Самарская область: «Здравствуйте. Что скажете про американский Saturn Vue?» Андрей Осипов: Saturn Vue – редкая машинка, собственно говоря. Скажу, что на ее платформе базировалось немалое количество автомобилей под тем же самым брендом Chevrolet или GMC. Единственное, что меня смущает – как раз таки экзотичность этого бренда. Ну, много ли (уж простите за прямоту) таких же людей, как вы, которые хотят приобрести бренд, который никогда… Ольга Арсланова: Странных. Опустили вы слово. Иван Князев: О котором мало кто знает. Андрей Осипов: И который в России никогда представлен не был, он никогда не продавался. Это исключительно бренд для внутреннего американского рынка, который там уже, к слову сказать, закрыт. Ольга Арсланова: Понятно. Еще странный человек, видимо, тоже непопулярная история: «Почему не продают гибридные автомобили дилеры?» Андрей Осипов: Почему? У нас есть гибриды. Торгуют, собственно говоря, гибридами. Просто не все производители их поставляют сейчас на российский рынок. А все это связано на самом деле, уж давайте будем откровенны, с действиями нашего законодателя, который с прошлого года ввел полную пошлину на электромобили (теперь электромобили платят точно такой же налог, как и обычные машины) и сказал, что в случае с гибридным силовым агрегатом транспортный налог надо начислять не только на мощность бензинового мотора, но и на мощность гибрида, электромотора. И поэтому никаких преференций ни у гибридов, ни у электромобилей перед традиционными машинами более не осталось. Поскольку они изначально дороже по своей конструкции, они изначально дороже по цене и рассчитаны они, понятное дело, на европейский, скорее на американский рынок, то вот и результат. Они не производятся локально. Никто не будет производить такое количество. У нас гибриды не производятся в стране практически. Иван Князев: «BMW X7 – стоит искать американскую или можно калининградскую?» Правда, я не понял, почему американскую. Андрей Осипов: Просто у этой машины изначально два места производства. Одно из них – это Спартанберг, так называется. Это, по-моему, Южная или Северная Каролина, могу напутать. И второе – как раз таки Калининград. Могу заверить нашего уважаемого зрителя, что на самом деле большой разницы между этими моделями не будет. Стандарты качества, которые применяются на калининградском заводе, не уступают и еще даже более строгие, чем стандарты качества на немецком предприятии, тем более на американском предприятии. По большому счету, здесь пока X7 подсобирают, то есть нет полного комплекса окраски, сборки двигателей и так далее. Поэтому большой разницы не будет. Посмотрите, наверное, ту, на какую дилер вам даст большую скидку – вот это, мне кажется, важнее. Ольга Арсланова: Людмила из Калининградской области в эфире. Добрый день, слушаем вас. Иван Князев: Здравствуйте. Зритель: Алло. Здравствуйте, уважаемые ведущие. Иван Князев: Слушаем вас, слушаем. Андрей Осипов: Да, здравствуйте, Людмила, слушаем вас. Зритель: Здравствуйте, эксперт уважаемый. Я хотела бы услышать ваше мнение об автомобиле Geely Atlas. Это китайский автомобиль белорусской сборки. Плюс и минусы? Двухлитровый двигатель. Ольга Арсланова: Начнем с плюсов. Андрей Осипов: Начнем с плюсов. С хорошего же надо всегда начинать. О’кей, начну с плюсов. Неплохо выглядит. В общем и целом ладно скроен в салоне. Неплохая система навигации. В общем-то, опции неплохие. Даже качество отделочных материалов более или менее нормальное. И функциональный автомобиль, доступный по цене. Но на этом, к сожалению, на мой взгляд, плюсы-то и заканчиваются, потому что к минусам этого автомобиля можно отнести очень странную, такую необычную эргономику на водительском месте. Там есть очень необычные вещи. Например, блок управления справа на руле, кнопки управления – они в зависимости от кнопки, находящейся слева, могут отвечать либо за управление бортовым компьютером, либо за управление аудиосистемой. Какая логика в этих вещах – я не знаю. Но переключается их режим одной кнопкой. И конечно же, эта машина мне категорически не понравилась по управляемости, потому что она хорошо едет по неровным дорогам, по гравийным дорогам, подвеска достаточно энергоемкая, но ход ее все-таки маловат. И мы, к слову сказать, тестировали эту машину. Зайдите на сайт Общественного телевидения, ну, либо на нашем портале osipov.pro, на YouTube-канале найдите этот тест-драйв – и вы сами увидите, что даже при небольшой переставке машина выставлялась на три, а то и на два колеса. То есть у нее слишком большая склонность к переворачиванию. К сожалению, подвеска не доведена. И это вообще уникальный автомобиль. К нему подходишь… Вот представьте: машина стоит. Ты вот так ее толкаешь в бок – и кузов так два-три раза качается из стороны в сторону. Так это весело, я вам должен сказать. Ольга Арсланова: Как желе. Андрей Осипов: Вы можете представить, как настроен тогда этот автомобиль по своим ходовым качествам. Иван Князев: Перед звонком: «Volkswagen Tiguan или Toyota RAV4?» Андрей Осипов: Volkswagen Tiguan – однозначно! Тут даже я думать не стал, потому что Volkswagen Tiguan – это гораздо более управляемый автомобиль, гораздо более приятный внутри. И он, естественно, гораздо лучше RAV4 по качеству отделочных материалов». Ольга Арсланова: А по цене? Андрей Осипов: По цене они сопоставимые. Новый RAV4 сейчас вышел на российский рынок. Элитные журналисты имеют возможность на нем кататься. И вы знаете, даже мои коллеги говорят: «2 миллиона 600 тысяч за Toyota RAV4 с пластиком, в который можно гвозди заколачивать? Мы не понимаем за что, вот честно не понимаем!» Ольга Арсланова: Послушаем Алексея из Алтайского края. Здравствуйте. Иван Князев: Здравствуйте, Алексей. Ольга Арсланова: Говорите, пожалуйста. Не бойтесь. Иван Князев: Слушаем вопрос ваш. Зритель: Здравствуйте. У меня вопрос по Volvo V40. Ваше мнение? Андрей Осипов: А какого года? Новая? Старая? Чтобы приблизительно ориентироваться, какое поколение. Зритель: 2008 года. Андрей Осипов: А, это свежая машина, собственно говоря, относительно. Зритель: Да, свежая машина. Андрей Осипов: Я думаю, что со стоимостью запчастей у официальных дилеров вы знакомы без меня. Тут вы скорее можете меня проинформировать, нравится ли вам такая цена или нет, как говорится. В целом же могу сказать, что машина, на мой взгляд, достаточно надежная. Она неплохо ездит. Она уютная, как очень многие Volvo. И она хорошо подходит для зимних условий эксплуатации, потому что Volvo как шведский автомобиль все-таки… у него печка быстро прогревается, мотор быстро греется. И это немаловажный аспект, особенно в Иркутской области или в Алтайском крае. Иван Князев: Ну да. «Nissan Qashqai, 2008 год, «механика». Плюс и минусы?» Андрей Осипов: «Механика» – несомненный плюс, это главный плюс, в общем-то. Qashqai – в целом неплохой автомобиль. Основные нарекания были связаны с работой вариатора, особенно если машина в том числе эксплуатировалась хотя бы на легком бездорожье. Он очень не любит пробуксовок. Но если с механической коробкой передач, то от этого страдали меньше. В целом были надежные и не столь дорогие в обслуживании. Ольга Арсланова: Саратовская область, Дмитрия послушаем. Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Андрей Осипов: Здравствуйте. Зритель: Я – Дмитрий из Саратова. Ольга Арсланова: Очень приятно. Зритель: Я хотел бы узнать про Toyota Avensis, 2008 года, 1.8, «механика», 137 тысяч пробега. Андрей Осипов: Сколько проживет, хотите узнать, я так догадываюсь? Иван Князев: Брать/не брать, наверное. Андрей Осипов: Брать/не брать? Ну, вообще меня смущает пробег – 138 тысяч у машины, которой 11 лет, если я не ошибаюсь. То есть машина проезжала в год 12 тысяч километров. На ней явно ездили только в булочную за хлебом и, может быть, раз в три месяца на дачу куда-нибудь. Ольга Арсланова: Это же хорошо. Андрей Осипов: Это прекрасно, если это действительно так. Иван Князев: Если это так, да. Андрей Осипов: Но что-то мне подсказывает, что это может быть не так, что пробег на самом деле скручен, а он, может быть, больше. Но мы не будем эти варианты рассматривать. Если в целом говорить о Toyota Avensis с механической коробкой передач и этим пробегом, то это достаточно надежный, но, конечно же, все-таки скучный автомобиль, тут уже никуда не денешься. По узлам и агрегатам особых проблем нет. Как с мотором, так и с коробкой там в общем и целом все более или менее в порядке. На что обратить внимание? На работу электрики. Потому что вот эти лампочки, которые у них были… Сейчас же все на светодиоды перешли, а когда этим начинает заниматься азиатский автопром, они иногда просто не восемь светодиодов, а восемь лампочек в одну фару засовывают. Естественно, из восьми что-нибудь да перегорает когда-нибудь. Это, к сожалению, тоже такая особенность. Иван Князев: «Ford Fusion, 2007 год. Какие есть болячки?» – спрашивают. Андрей Осипов: Подвеска у него, в принципе, ходит нормально. А из болячек… Ну, зависит от версии. По моторам надо внимательнее смотреть. Но таких прямо недостатков, которые можно было бы отнести к категории «детских болезней», типичных болячек у него нет. Некоторые из них связаны с управляемостью, но это опять же дело вкуса. Кому-то кажется подвеска жестковатой, а кому-то, наоборот, кажется, что она могла бы быть пожестче. Скрип салона – вот есть, пожалуй, такое небольшое нарекание. После нескольких лет эксплуатации, к сожалению, пластик там иногда не очень хорошо себя чувствует. Иван Князев: И еще перед звонком ваше мнение про автоматическую коробку передач – Ford Focus 3 с двигателем 2.0. Андрей Осипов: Главное – ее обслуживать и все-таки менять масло, несмотря на то, что производитель говорит, что масло там менять не надо. Ольга Арсланова: Классный вопрос: «BMW или Mercedes?» Интересуется Рязанская область. Андрей Осипов: Риторический вечный вопрос, в общем-то. Ольга Арсланова: Ну а вы за кого? За красных или за белых? Андрей Осипов: Я ни за кого. Я за Alfa Romeo и Audi вообще, я за третью и за четвертую. Понимаете? Ну, скажу так, традиционно отвечу: если вы любите комфорт, то Mercedes; если вам больше нравится драйв, то тогда BMW. Традиционный ответ. Ольга Арсланова: Калужская область звонит нам. Андрей Осипов: Давайте. Ольга Арсланова: Алексей, здравствуйте. Иван Князев: Здравствуйте, Алексей. Зритель: Алло. Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, что лучше из Renault? И что лучше – Renault Captur или KIA Sportage? Андрей Осипов: Ну, KIA Sportage лучше, чем Renault Captur. Если вы меня спросите: «Чем?» – отвечу: потому что Renault Captur – это, в общем-то, Duster, просто улучшенный. Там заменено два нижних рычага и поставлены литые диски в базовой комплектации – что, по мнению конструкторов, резко снизило неподрессоренную массу и улучшило управляемость. На самом деле это не совсем так. Управляемость там точно такая же, как и у Duster. В Captur мне решительно не нравятся эти «уши», которые торчат, в общем-то, немножко от такого деревенского автомобиля. И усилие на руле там великовато. В этом смысле Sportage куда более просторный внутри. И, в принципе, по своему функционалу он приятнее. Да, там меньше возможностей, наверное, для персонализации, в отличие от Captur. У Captur можно крышу покрасить в другой цвет. Но тут возникает опять же резонный вопрос: а оно вам нужно? Иван Князев: «KIA Sorento, 2009 год – «механика» или «автомат»?» – спрашивают. Андрей Осипов: И то, и то, в общем-то, надежное. Что будет удобнее. Если вы живете… Иван Князев: В зависимости от того, какой год, наверное. Андрей Осипов: Конечно. В зависимости от состояния автомобиля. Главное – не тип коробки передач, а то, как вы ездите. Если вы ездите на бездорожье – ну понятное дело, что лучше версию с «механикой». Хотя Sorento – это, конечно, отнюдь не внедорожник. Но для крупного города удобнее будет, понятнее, с «автоматом». Иван Князев: Ну да, иначе нога устанет. Андрей Осипов: Конечно. Ольга Арсланова: Московская область у нас, Николай в эфире. Здравствуйте, Николай. Зритель: Здравствуйте. Иван Князев: Здравствуйте, Николай. Зритель: Хотел бы у вас спросить плюс и минусы Honda Jazz 2008 года. Андрей Осипов: Плюсы. Очень резвая такая машинка. Надеюсь, у вас версия с «механикой», не с роботизированной коробкой. Или с вариатором? Зритель: С «механикой», да. Андрей Осипов: С «механикой»? Вот это самая лучшая и самая надежная, в общем-то, модификация этого автомобиля. Ну, я не нахожу в нем больших уж недостатков, вот честно вам скажу. Ну, наверное, к недостаткам можно отнести то, что фирменные запчасти Honda дорогие, и некоторые из них приходится ждать и заказывать. Вот это, может быть, в каком-то смысле… Иван Князев: А сколько «кушает»? Андрей Осипов: Она малолитражка, поэтому там реальный расход зависит, как обычно, от условий эксплуатации. Ну, в районе 6–7 литров она потребляет нормально. Иван Князев: Вот интересный вопрос: «X-Trail, 2018 год, 2,5 литра, «автомат». Какие есть минусы?» Ну, такая новенькая модель уже. Андрей Осипов: Это совсем новая модель. Скорее всего, вы рассматриваете, наверное, рестайлинговую версию этого автомобиля. Ее имеет смысл рассматривать, потому что там были несколько изменены настройки подвески – она стала, с одной стороны, чуть мягче, но, с другой стороны, как раз таки, как это парадоксально ни звучит, чуть более управляемая. Из таких уж прямо недостатков… Ну, традиционно вариатор не любит, конечно же, бездорожье, он не любит серьезных пробуксовок. Но в целом больших нареканий на X-Trail нет. Хотя был один момент… Я его брал прошлой зимой и достаточно долго на нем ездил. Жарко в нем. Иван Князев: Жарко? Андрей Осипов: Вот прямо жарко! Зимой ставишь температуру: 20 – жарко, 19 – жарко. Хочется прямо в майке… Ольга Арсланова: Специально для России. Андрей Осипов: Такое ощущение, как будто совсем специально для России сделан. Ольга Арсланова: Кстати, о тепле: «Нужно ли долго прогревать современные автомобили с автоматической коробкой передач?» – спрашивает Белгородская область. Андрей Осипов: Прогревать современные автомобили, в принципе, необязательно. Все современные автомобили проходят… Ольга Арсланова: Уже прогрели до вас. Андрей Осипов: Ну, они проходят… Сейчас и холодная, и горячая есть обкатка у многих производителей. Поэтому что нужно сделать? Нужно завести мотор, дать ему поработать пару минут. У вас, как правило, в этот момент обороты с 1 500 упадут на отметку, собственно говоря, холостых оборотов – где-то в районе тысячи. Тогда можно ехать. Что касается автоматической коробки передач – да, ее лучше прогреть. Но это делается не на ходу. Вы для начала включаете Drive или плавно с паркинга переводите сначала в заднюю передачу, соответственно, R включаете, потом Drive и по ступенькам, если у вас дальше есть какие-то положения, и постепенно переключаете передачи. Еще лучше – активировать ручной режим трансмиссии на первые десять минут езды, не раскручивая двигатель, не заставляя его крутиться больше чем 3 000 оборотов, плавно переключая передачи, чтобы прогнать всю коробку по всем передачам – с первой, скажем так, до последней. Это самый правильный прогрев. Ольга Арсланова: Давайте Илью послушаем. Андрей Осипов: Давайте. Ольга Арсланова: Здравствуйте, Илья. Мы вас слушаем. Иван Князев: Только быстро. Зритель: Здравствуйте. У меня вопросик. Выбирают между двумя автомобилями новыми: Mitsubishi ASX в максимальной комплектации и Hyundai Creta в комплектации Rock Edition. Что посоветуете? Андрей Осипов: Что вам больше нравится, вот честно скажу. У ASX чуть получше с шумоизоляцией дела обстоят, но Creta может быть более востребованной на вторичном рынке. Поэтому дело ваше. Посмотрите, что по комплектации вам больше подходит и какая машина вам лично ближе и приятнее по управляемости. Проедьтесь и на том, и на другом – и тогда делайте выбор. Потому что вы приобретаете новый автомобиль. И та, и та – обе модели достаточно надежные и, в общем-то, неприхотливые. Иван Князев: Спасибо большое, Андрей. Андрей Осипов: Спасибо. Иван Князев: Андрей Осипов был у нас в гостях (точнее – мы у него в гостях), автоэксперт, редактор сайта osipov.pro.