Мария Карпова: У нас на связи Лариса Овчаренко, кандидат психологических наук. Петр Кузнецов: Лариса Юрьевна, здравствуйте. Лариса Овчаренко: Доброе утро. Мария Карпова: Здравствуйте. Петр Кузнецов: Вот смотрите, передо мной есть опрос работников и они... у них спрашивали: «Какие качества начальника важны?» Добрый, честный и внимательный – лидируют. То есть личностные качества, получается, преобладают. Почему, как вам кажется профессионал руководителя... профессионализм руководителя на втором плане? Ведь это развитие компании прямое, развитие самого сотрудника и больше перспектив. И вообще, показателен ли этот опрос? Лариса Овчаренко: Ну, в общем, он довольно показателен. Почему? Потому что понятно, что начальник организует процесс, но реализует его коллектив. И в этой связи коллектив, для того чтобы он работал в максимальном объеме, то, конечно, коллектив надо настроить, его надо организовать и надо дать ему некоторые импульсы. Поэтому дает импульсы этому руководитель, а это – наличие определенных личностных качеств. Поэтому при наличии, ну понятное дело, профессионализма, который, кстати, в коллективе ну не каждый может оценить, потому что каждый разной сферой деятельности занимается, не смотря на одну какую-то общую задачу. А вот личностные качества оценить возможно, и поэтому прежде всего – какой человек, могу ли я его, действительно, как наш телезритель говорит: "Могу ли я пойти за ним? Могу ли я быть в его команде?" Это определяет. Мария Карпова: А как понять, что начальник какие-то границы переходит, что он не прав? Лариса Овчаренко: Ну тут, наверное, 2 будет момента, 2 важных фактора: не прав ко мне лично как к человеку и не прав ко мне по отношению как к профессионалу. Мария Карпова: Но это же может быть очень субъективно. Лариса Овчаренко: Конечно, это будет почти всегда субъективно, ну потому, что это все равно взаимодействие человек-человек, и в любом случае начальник, несмотря на весь его профессионализм, он все равно будет субъективизировать. Понятно, что все мы хотим, чтобы он тянулся к объективной оценке, но, тем не менее, это все равно будет его субъективный взгляд. Начальник – живой человек, он имеет свое настроение, какую-то свою философию жизненную, свое отношение к тем производственным и бизнес-процессам, которые есть. Мария Карпова: Стоит ли бояться своего начальника, и можно ли выполнять тогда свою работу качественно, если мы его боимся? Лариса Овчаренко: Если мы его боимся, начальника, то здесь тоже надо посмотреть, почему именно я испытываю эти чувства, почему я боюсь своего начальника? Либо я что-то делаю не так, и поэтому я ожидаю угрозы, и это моя тогда проблема. Либо это начальник ну так предлагает о себе думать, что ему нельзя доверять, и от него можно ждать эмоциональной или даже иногда физической угрозы в любой момент. Поэтому если я боюсь начальника, это надо поработать с собой либо менять начальника. Петр Кузнецов: С другой тогда стороны зайдем: могут ли отношения начальника и подчиненного быть приятельскими? И чем может быть опасно это сближение? Я сейчас не про интимные какие-то дела. Лариса Овчаренко: Да-да-да, я понимаю. Ну вы знаете, это больше опасно для бизнес-процессов, для начальников. Почему? Потому что, если я, подчиненный, дружу с начальником, то прежде всего я буду вкладывать эту эмоциональную компоненту в наши отношения. Я буду ждать от начальника отношения к себе как к другу, а значит не всегда могу попадать вот в те рамки требований, которые выдвигаются ко мне как к профессионалу, как к работнику. И в этой связи это, в большей степени, опасно для управленца. Мария Карпова: Спасибо большое. Петр Кузнецов: Спасибо большое. Лариса Овчаренко, кандидат психологических наук.