Ларьки возвращаются. Личное мнение: Юрий Савёлов
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/larki-vozvrashchayutsya-lichnoe-mnenie-yuriy-savyolov-66232.html Виталий Млечин: Итак, новое – хорошо забытое старое или не очень даже забытое? Глава Минпромторга, вице-премьер Денис Мантуров предложил организовать нестационарную торговлю около торговых центров, то есть разместить у входов в ТЦ павильоны, киоски, палатки, лотки и автолавки. Такой подход можно использовать для продвижения продукции отечественного малого и среднего бизнеса.
Тамара Шорникова: Предоставлять эти торговые места рекомендуется без проведения торгов, на льготных условиях или на безвозмездной основе. При грамотном подходе в плюсе будут все, считают в Минпромторге. А вот предприниматели идею оценили неоднозначно. По их мнению, размещение палаток на входах в торговые центры может привести к снижению посещаемости самих центров на 20%, а она (посещаемость) и без того уже сократилась по итогам прошлого года на треть.
Виталий Млечин: Да. И интересно вот еще что. Параллельно с тем, что сокращается количество посетителей торговых центров, растут обороты у маркетплейсов. Мы вам сейчас тоже покажем, уже есть статистика. Ассоциация компаний интернет-торговли посчитала, что в 2021 году маркетплейсы, то есть интернет-магазины, продали на 1,5 триллиона рублей товаров, а в прошлом году, в 2022-м, – уже на 2 триллиона 250 миллиардов рублей. То есть рост существенный.
И вот такие параллельные процессы идут. То есть получается, что россиян уже предпочитают все больше и больше покупать в Интернете, а вовсе не приходить в торговые центры, на рынки, куда угодно.
Давайте обсудим. Во-первых, как вам идея? Что вы думаете по этому поводу? Если у входа в торговые центры появятся еще какие-то торговые точки, будь то ларьки, палатки или какие-то автолавки, нужно ли это вам, как вы считаете? А если вы занимаетесь как раз мелкой торговлей, то тоже напишите нам или позвоните. Стали ли вы в этом участвовать бы как продавец? 8-800-222-00-14 – бесплатный телефон прямого эфира. 5445 – короткий номер для ваших SMS-сообщений.
Сейчас побеседуем с Юрием Савеловым, членом президиума Объединения предпринимателей «Опора России». Юрий Михайлович, здравствуйте.
Юрий Савелов: Здравствуйте, добрый день.
Виталий Млечин: Юрий Михайлович, как вам идея? Вы поняли, в чем ее суть? Для чего это нужно?
Юрий Савелов: Конечно, конечно. Идея очень хорошая, очень нужная в связи с новыми веяниями, и она очень интересная. Только смогут ли они ее реализовать? Я сейчас вам объясню – почему.
Виталий Млечин: Давайте.
Юрий Савелов: Потому что лобби очень большое у торговых центров. Дело в том, что в свое время – за последние десять лет – было закрыто очень много небольших магазинчиков, так называемой шаговой доступности, знаете, сотнями тысяч. Вот как это определяется. Это люди, которые имели доход, которые торговали. Это малый бизнес, микро и малый бизнес. И потом все покупатели ушли в торговые центры. Вы знаете, что очень интересно? Больше половины торговых центров – это иностранцы. А эти люди потеряли работу, потеряли доход. Это первое.
Второе. Очень сложно попасть в торговый центр со своей продукцией, выставить. Сколько было сказано уже об этом, сколько было непонимания. Фермеры не могли никак поставить свою продукцию. Условия настолько кабальные, что это невозможно…
Виталий Млечин: Ой!
Тамара Шорникова: Да, связь прервалась, пока восстанавливают. Огромное количество SMS уже пришло от телезрителей.
Виталий Млечин: Конечно.
Тамара Шорникова: Почитаем, что вы думаете по поводу возвращения (пока возможного) ларьков. Сахалин: «Все вернуть. И точка». Рязань пишет: «Я в магазине два года не был. Думаете, в ларек пойду?» Москва: «То есть опять уличные лотки хотят разрешить? Мы же проходили уже это. Опять грязище будет, просрочка? Лично я против». Подпись: Алексей. Архангельская область: «Вернутся ларьки – вернется и рэкет».
Виталий Млечин: Ух ты!
Тамара Шорникова: Вот так. Интересно, да. Брянщина: «За, потому что будет здоровая конкуренция и, возможно, цены. А еще нужны рабочие места». Ленинград спрашивает: «А за наличные будут торговать?» Вопрос.
Виталий Млечин: Вот сейчас все эти вопросы и зададим. Юрий Михайлович вернулся к нам. Юрий Михайлович Савелов. Слышите ли вы нас? Мы вас не слышим пока. А, вот теперь слышим.
Юрий Савелов: Понимаете, о чем разговор, да? О проходимости. Нам сейчас что нужно? Там очень четко подмечено: товары, произведенные в России, все товары. Все, что мы с вами производим. Сейчас огромные возможности у предпринимателей. Тот, кто что-то производит, что-то перерабатывает, может не зависеть от сетей, а сам продавать на очень проходимых точках. Представляете, да?
Допустим, если я произвожу какие-то сыры, я могу поставить у «Ашана» ларек, или он мне будет поставлен, привезти туда свои сыры, отвечая за качество, и буду продавать, и буду развивать семейный бизнес и так далее и тому подобное. Именно российская продукция. Вот о чем идет разговор. Вы знаете, я вам хочу сказать, что…
Тамара Шорникова: Юрий Михайлович, а в том же самом «Ашане» сейчас нет возможности сыры продавать?
Юрий Савелов: Нет. Об этом мы говорили. Нельзя войти в «Ашан», это очень сложно.
Тамара Шорникова: Даже сейчас, с учетом ухода некоторых зарубежных компаний-производителей?
Юрий Савелов: Да. Потому что «Ашан», допустим, крупные сети, они берут оптом. Это надо кооперироваться производителям, понимаете, из разных регионов, где-то на базе это складировать и отправлять. Это очень сложный процесс. Да, есть такая возможность, но это будет и потеря прибыли, и потеря по времени. Вот сейчас это происходит. Но для предпринимателя это очень сложно, для малого предпринимателя, для малого бизнеса.
Тамара Шорникова: Понятно.
Юрий Савелов: А тогда у вас будет ларек, вы можете открыть. Кстати, какая проходимость? На юго-западе в «Ашане» десять лет назад проходимость была 40 тысяч в день. Представляете такое количество? Если я поставлю там… вернее, государство поставит мне там точку, и я буду торговать неважно чем… Ну, сейчас, конечно, не 40 тысяч, а сейчас в разы меньше, но суть не в этом.
И если я предоставлю качественный продукт, интересный, то, конечно, я его продам, конечно, он будет у меня уходить, конечно, потом мне надо будет увеличивать свое производство, что-то новенькое. Люди поймут, что этот продукт нужен, что он вкусный. И неважно, что это будет. Вот о чем идет разговор, о чем речь.
Конечно, сети пострадают. Но в свое же время пострадал и малый бизнес. Сейчас бумеранг такой, да? В свое время, как я вам сказал, позакрывали 100 тысяч магазинов, не 100 тысяч, а сотни тысяч магазинов, а сейчас мы хотим сделать наоборот, чтобы мы здесь действительно производили, создавали рабочие места. Ведь самое главное в бизнесе – это сбыт. Представляете, какой огромный рынок?
Если во всех городах у торговых центров, больших или маленьких, будут стоять небольшие рынки так называемые или палатки, где предприниматели могут продавать свою продукцию, то это будет огромный плюс и для экономики, и для рабочих мест, и для доходов предпринимателей, для доходов граждан. Понимаете, они ни от кого не будут зависеть. Они все, что хотели, произвели, привезли и прекрасно понимают, востребован рынок или не востребован.
Виталий Млечин: А точно ли ни от кого не будут зависеть? Ведь если будут какие-то места, тем более бесплатно распределяемые или за какие-то очень небольшие деньги, ведь возникнет немало желающих их занять.
Юрий Савелов: Ваша мысль прекрасна! Это очень хорошо. Правительство к этому и стремится, чтобы было огромное количество желающих. Но первое хочу вам сказать, что все должно жестко проверяться, товар должен производиться в России на 100%, не собираться, не привозиться, а только производиться в России.
Виталий Млечин: Понятно. Юрий Михайлович, знаете, у меня мысль-то немножко в другой плоскости лежит. Действительно ли каждый желающий при таком подходе сможет получить это место? Не произойдет ли какая-то опять, не знаю, монополизация этого всего? Какие-то крупные игроки…
Юрий Савелов: Мздоимство, да? Если будет очередь – значит, кто даст взятку, тот и пройдет?
Виталий Млечин: Как это зачастую и происходит.
Юрий Савелов: Да. Нужно начать. Вы знаете, у меня опасение, что это только разговоры, к сожалению, что это не произойдет. Ведь раньше мы хотели… Я сейчас отвлекусь немножко. Раньше мы хотели, чтобы сети предоставляли фермерам пустые полки, но не за большую аренду, хотели это проллобировать. Я имею в виду малый и средний бизнес. Понимаете, в сетях вы получили три места, три метра полок и расставляете свою продукцию, сами за нее отвечаете. Не дают сети. И они не позволят сейчас, я не знаю, потому что у них и в Минпромторге, и в Правительстве огромное лобби. Конечно, сейчас они поостерегутся так открыто помогать торговым центрам, но те будут сопротивляться очень сильно.
Нужно начать пусть сейчас пилотно в каких-то регионах, понимаете, поставили, начали делать. Пусть это только не на условиях разговора. И посмотрели бы, есть ли желающие, сколько желающих. И там необязательно прямо рядом у входа. Допустим, ну, 100 метров, где муниципальная земля, где вокруг этого торгового центра можно поставить. Ну, не полгектара, я не знаю, а 100 квадратов, где можно поставить эти палатки. Но чтобы они были в шаговой доступности. Сейчас надо Правительству регионам сказать, какие регионы пилотно готовы сейчас быстро взяться и реализовывать этот проект.
Тамара Шорникова: Еще пара-тройка SMS, и возьмем звонок обязательно.
Виталий Млечин: Давай.
Тамара Шорникова: Просто отклик действительно колоссальный, из разных регионов. Краснодарский край: «Очень правильное решение. Это настоящая забота о людях. Молодцы!» Москва, предложение: «Нужны ларьки возле метро и на автобусных остановках». Также из Москвы: «Овощи, фрукты, крупы – отлично. Избегать продажи мяса и молочных продуктов, элементарно иметь санитарные условия». И Саратовская область: «Не надо нам этот бардак у торговых центров. Антисанитария, серый нал. Зачем возвращаться на десять лет назад?»
Виталий Млечин: Вот это интересно, да. Действительно, мнения разделились диаметрально: кто-то считает, что это нужно, потому что это удобно, а может быть, даже подешевле; а кто-то считает, что это антисанитария, грязь и так далее. И еще пишут о том, что там наверняка будут наличные принимать – соответственно, от наличных люди уже многие уходят. Вот как вы считаете, ближе к чему, к какому варианту?
Тамара Шорникова: Как это может проявиться?
Юрий Савелов: Как проявиться? Ну почему только наличные? Терминалы должны быть. Вы знаете, почему в Москве внесли все ларьки и палатки? Опять же, это было лобби торговых центров. Понимаете? Просто их убрали, что они портили вид, что там антисанитария. Правительству сложнее было навести порядок, легче было все снести. И также сейчас.
Антисанитария? Наказывайте предпринимателей, понимаете, штрафуйте их – и они пойдут на это, они готовы. Предоставьте им места, предоставьте условия эксплуатирования этих мест, как оно должно выглядеть. Вот он приехал, утром заехал, вечером уехал – и что должно остаться. Вот как в Москве с телефонами ходили на парковках автомобилей. Есть 15-й номер, сфотографировали – кто здесь был. Коробки валяются или что-то? Огромный штраф. Ну, приличный. Два раза наказали. И потом идеально все будет! Какая антисанитария? Каждый будет в радиусе 10 метров, где он торгует, убирать, порядок будет.
Тамара Шорникова: Юрий Михайлович, если вот таким образом это все будет организовано, то это колоссальные средства на обслуживание.
Юрий Савелов: Да.
Тамара Шорникова: Это опять какие-то однотипные… Слышно?
Юрий Савелов: Меня слышно? Я говорю: что такое обслуживание? Просто, извините, я хочу перебить. Какие колоссальные средства?
Тамара Шорникова: Ну смотрите. Во-первых, если мы все-таки хотим, чтобы это было цивилизованно, то это какие-то более или менее однотипные объекты: ларьки, киоски, как угодно называйте.
Юрий Савелов: Конечно.
Тамара Шорникова: Если это контроль какой-то за качеством уборки и так далее, то это, соответственно, какие-то контролирующие люди, зарплаты, это какие-то сервисы, которые должны это тоже учитывать как-то, куда можно отправить ту самую фотографию.
Юрий Савелов: Все за счет предпринимателей. Понимаете? И предприниматели на это пойдут. Еще раз вам говорю: самое сложное в бизнесе – это сбыт. Если мне предоставят у «Ашана» 10 метров торговых площадей, поверьте мне, я готов решать там все вопросы за свой счет. Почему? Потому что я прекрасно понимаю, что с такой проходимостью все будет у меня покупаться, и продукция будет качественная. А там можно начать.
Вы знаете, тут, конечно, нужно все прорабатывать. Сначала поставить навесные, ближе к лету, где тепло. Или предприниматель, который сам готов поставить, допустим, однотипную. Вот здесь, у этого магазина вы можете поставить такие палатки. Он сам привезет и поставить. Кстати, в инициативе, в законе сказано, что можно еще на развалах как бы – ну, тележки всевозможные, прицепы. На них тоже можно торговать.
Вот здесь нужно понимание. Здесь четко нужно прописать просто, в каком месте какие палатки или какие прицепы должны быть. Ничего страшного нет, никаких лишних затрат. Прописывается на регион, и все. Если это центр (я имею в виду – центр города), там торговый центр находится, то, конечно, определенные условия. Кто хочет из предпринимателей там торговать, должны поставить вот такие-то более или менее стационарные павильончики, однотипные, по такой-то цене. Ну, они сами купят. Все! Они приехали, предприниматели, заплатили, поставили, получили разрешение и начинают торговать. Дальше санэпидстанция проверяет. Все это можно наладить.
Тамара Шорникова: Понятно.
Юрий Савелов: Это очень хорошая инициатива. Представляете… Ну, еще коснуться такого хочу. Ведь очень много иностранных торговых центров, и вся прибыль уходит за рубеж. Понимаете, мы сломали весь малый и средний бизнес по торговле, и все деньги утекают, вся прибыль утекает за рубеж. Поэтому здесь как бы альтернатива все-таки какая-то должна быть, и именно наших товаров.
Вот вы сейчас начнете производить что-то, у вас есть желание, есть возможности. А куда вы это поставите? У вас ни одна сеть не примет, и все. Ну, на рынок поставите. А какая там проходимость, на рынке? Мы сами себе прекрасно понимаем. А здесь уже другой уровень. Вот как интересно, как должно быть.
Виталий Млечин: Вот из Башкирии пишут: «В маленьких магазинах цены заоблачные. В супермаркетах намного дешевле. Ларьки – грязь. Отходы выставляют на улицу», – и так далее. Но ведь действительно… Я помню, когда ларьки были повсеместно.
Юрий Савелов: Конечно, все это было.
Виталий Млечин: Там было дороже, по крайней мере, чем в больших магазинах. Какой смысл тогда?
Юрий Савелов: Все правильно. Правильные вопросы задаете. Все это было. И из этого надо сделать выводы. Не может быть дороже, если я предприниматель, если я приехал за 100 километров или торгую здесь, рядом с «Ашаном», у меня никак не может быть дороже. Бессмысленно. Это прямая конкуренция. Если сыр в магазине стоит 300 рублей, то у меня он будет 250, потому что оптом я его даю за 100. И мне все равно будет выгодно. Выйдет человек из магазина и скажет: «Почему вы продаете по 500, хотя в магазине сыр по 300?» И мои действия как предпринимателя?
И про антисанитарию все мы знаем. Все было бесконтрольно, все было на взятках, на все закрывались глаза. Ну что это за примеры? Когда к вам приходила проверка, вы давали 500 рублей или сколько-то – и вам подписывали акт, что у вас все хорошо. От ваших продуктов, извините, несет тухлым, а вам говорили: «А, торгуйте!» Заплатили взятку, и все. Вот что было десять лет назад.
Если с этим сравнивать, то, конечно, никакой перспективы, двигаться никуда нельзя. Но надо сразу подойти с серьезными и качественными вопросами, с хорошим наказанием, с хорошим контролем. И предприниматели – средний и малый бизнес – возьмут все на себя, поверьте, все эти затраты. Государству нужно будет снимать с предпринимателя небольшую копеечку, и только контроль: контроль за порядком, контроль за качеством продукции. Не формальный контроль, а действительно жесткий контроль.
Вы знаете, я вам хочу что сказать? Если предприниматели будут торговать своей продукцией рядом с «Ашанами», то они не позволят себе некачественный продукт. Они прекрасно понимают, что человек придет к ним за продуктом опять. И если он хотя бы раз его обманет, то человек уже не встанет за его прилавок, не подойдет к его прилавку. Вот и все, как и делает магазин. Покупатель напрямую заинтересован. Уже нет смысла сейчас, извиняюсь за выражение, как было раньше, втюхивать что-то, переклеивать этикетки. Бессмысленно, потому что: «Я сам произвожу сыр, я за него отвечаю, и я хочу, чтобы мои люди возвращались ко мне, в мою палатку». Вот так устроен бизнес.
Прекрасная инициатива, но, к сожалению, думаю, что все-таки не вытянет. Лобби настолько сильное у торговых центров, что эта инициатива… Ну, может быть, как-то, чуть-чуть. А перспективы огромные! Огромные рабочие места, огромные доходы будут у государства, огромная армия людей найдет себе применение. Не только торговые центры, где компании получают огромнейшую прибыль (а мы знаем об этом), а люди напрямую будут зарабатывать. У нас средний класс будет просто богатеть вот из-за такой вроде бы небольшой инициативы – поставить ларьки вокруг торговых центров. Вы можете там продавать не только продукты, это я про продукты говорю, вы можете продавать все что угодно, все, что вы производите. Главное – производите в России.
Тамара Шорникова: Да, понятно. Давайте послушаем телефонные звонки. Нина, Челябинск. Здравствуйте.
Виталий Млечин: Здравствуйте, Нина.
Зритель: Здравствуйте.
Тамара Шорникова: Да, слушаем.
Зритель: Я звоню вам из города Челябинска. Я вот категорически против ларьков!
Виталий Млечин: Почему?
Зритель: Там ни у кого нет туалетов. Ходят в туалет продавцы – в ведро. Руки помыть негде. Все в пыли, в грязи. Около ларьков грязь всегда. Вот у нас сейчас несколько ларьков в городе Челябинске стоит, и ведь подойти к ларьку невозможно: снег не вычищен, грязь кругом вокруг ларька, никто ничего не убирает. Вот ваш гость сказал, что предприниматель будет за это отвечать. Я не знаю. Они, конечно, должны отвечать, но ведь их никто не контролирует, грязь-то никто не убирает вокруг ларька. А самое главное – ну нельзя продукты продавать и в туалет ходить в ведро в этом же ларьке.
Тамара Шорникова: Понятно.
Виталий Млечин: Понятно.
Юрий Михайлович, а скажите, пожалуйста… Вот такая немножко парадоксальная ситуация, как может показаться. Ведь действительно предприниматель заинтересован в том, чтобы к его ларьку подошли, чтобы он как-то хорошо выглядел, чтобы там было чисто, чтобы там можно было хотя бы подойти, чтобы почищено было и так далее.
Юрий Савелов: Конечно.
Виталий Млечин: То есть получается, что в данном случае, который описала сейчас наша телезрительница, предпринимателю все равно. А за счет он выживает тогда?
Юрий Савелов: Вот я не знаю, я хочу понять. Ему все равно, чем он торгует, этот ларек. Понимаете? Очень трудно понять. Вот я сейчас нахожусь в Анапе, просто пример приведу. Тут много кто печет чебуреки, ну, такие небольшие. И в одном месте я просто увидел очередь, человек двадцать. Я сначала не понял. Я говорю, прогуливаясь: «А что происходит?» А там стоит очередь. И она постоянно стоит. Я шел – туда очередь, она не уменьшается. Оказывается, пекут чебуреки. Пример. Чистота, порядок, столики стоят.
Понимаете, я не знаю, где ларьки в Челябинске расположены, в каком месте, чем они торгуют, что там за ларьки, какого типа – с сигаретами или что. Мы говорим про совершенно другие, не просто ларьки, мы говорим про совершенно другие цивилизованные. Не в ведро там в туалет ходят, а цивилизованно. Есть стационарные туалеты (я имею в виду – привозимые), которые тоже обслуживать. Это надо все прописать, как должно быть и что должно быть. И за это нужно отвечать. Это все делается.
И предприниматель, я еще раз говорю, готов. Я еще раз повторюсь для страны: если мою точку поставят около «Ашана», в 50 метрах, я сделаю все, потому что я прекрасно понимаю, какая там огромная проходимость. Я сделаю все, чтобы ко мне как к предпринимателю не было никаких претензий: ни мусора, ни шума…
Тамара Шорникова: Да, понятно. Еще телефонный звонок.
Виталий Млечин: Валентина из Воронежа. Здравствуйте.
Зритель: Да-да, здравствуйте.
Тамара Шорникова: Слушаем вас.
Зритель: Вы знаете, я хочу сказать по поводу ларьков. Вот за две остановки от моего дома есть много-много ларьков, это как рыночек получается, мини-рынок, там много ларьков. И я завидую людям, которые живут там рядом, потому что у меня проблемы с ногами, я не могу туда дойти. У меня напротив «Пятерочка», но дело в том, что я не могу там купить овощи, которые мне хочется, яблоки, которые мне хочется и которые я могу есть. Я, например, могу только местные есть, у меня аллергия, я только местное яблоко ем.
Поэтому я считаю, что вот организации очень много зависит – будет грязь или будет все хорошо. А там все хорошо, все чисто, все убрано, очень хороший товар. И всегда там можно и рыбу купить, какая нравится, и овощи, и фрукты. Я считаю, что это было бы очень хорошо.
Виталий Млечин: А цены? А как с ценами там?
Зритель: Что?
Виталий Млечин: Цены, цены как? С ценами как?
Зритель: Цены? Ой, ну, цены… Вы знаете, в «Пятерке» цены выше, выше. На овощи и на фрукты цены выше.
Виталий Млечин: Понятно.
Зритель: Ну, на рыбу тоже, естественно. Я рыбу никогда в «Пятерке» не покупаю.
Виталий Млечин: Понятно, спасибо вам большое.
Давайте теперь узнаем, что Людмила из Тулы думает. Людмила.
Зритель: Алло.
Тамара Шорникова: Слушаем.
Виталий Млечин: Здравствуйте. Слушаем вас.
Зритель: Алло. Меня слышно?
Виталий Млечин: Слышно.
Зритель: Значит, так. Необязательно продавать то, что в супермаркетах: курица, мясо, еще что-то такое. Раньше в наших ларьках… А у нас было два ларька около дома прямо, ну, недалеко. Во-первых, никакой грязи не было. Руки протирали спиртовыми салфетками. В туалет ходили в магазинчик электротоваров, то есть там все на свете есть. То есть было очень чисто.
Овощи свои, с грядки. Вечером выбрали, а то и ночью выбрали, в шесть утра уже привезли. Зелень, первая редиска, лук, укроп, петрушка с грядки. Прямо видно, его привозят с росой. Ну и ягоды, и ягоды свои. Конечно, небольшое количество. Ну как? Успел – купил. Ну, не больше 50 килограмм. Но привозят 50 этого, этого, этого. В наших – ну как сказать? – магазинах нет красной смородины, белой смородины.
Виталий Млечин: Понятно. А сколько все это там стоило?
Зритель: Вы знаете, стоило… Ну, во-первых, яблоки свои дешевле, зелень своя была дешевле, редиска дешевле. Как сейчас – я не знаю. Я последние три года из дома не выхожу. Но вот три года назад все это было. И было дешевле.
Виталий Млечин: Понятно.
Зритель: И было то, что невозможно купить там, в магазине.
Виталий Млечин: Понятно, спасибо вам большое.
Тамара Шорникова: Да, спасибо.
Еще две SMS. Дагестан: «Надо поддерживать своих фермеров, у них должна быть возможность реализовать свою продукцию. Остальное можно организовать». И вот вопрос или предложение из Камчатского края: «Нужно обязать сети 10% торговой площади передавать в аренду местному бизнесу. Так, как раньше, сдал дом: несколько квартир – городу, а остальное – строителям».
Вот сейчас кажется, что в крупных торговых центрах пустующие площади явно прибавились, потому что уходят какие-то магазины, разрывают контракты и так далее. Ну, им в любом случае выгодно, чтобы к ним приходили.
Юрий Савелов: Да, выгода. Но аренда, наверное, будет дорогая, понимаете, для предпринимателей. Вы не сможете столько продавать, сколько будете платить за аренду. Торговые центры вам не сдадут по льготной какой-то цене, им невыгодно. Тем более вы будете продукцию… вы будете устанавливать свою цену на нее…
Тамара Шорникова: А им выгоднее, чтобы были эти закрытые блоки, отсеки, где раньше были Zara и так далее?
Юрий Савелов: Ну, видимо, они сейчас ищут рынки закупки товаров. Полки не должны быть пустыми. Ну, это уже мы проходили… я не помню, в каком году-то. В 2019-м, по-моему, да? Когда тоже магазины начинали без продуктов. Ничего, торговые центры найдут. Полки у них не могут быть пустыми. Они сейчас ищут пути заполнения полок. Хотя товара хватает, насколько я понимаю.
Невыгодно, понимаете. Вот ларек – я могу делать в нем все что угодно. Ну, я имею в виду… Я вообще могу продавать по минус 20%, понимаете, потому что мне так надо. А вот в торговом центре, наверное, мне не позволят. Почему, допустим, такая продукция у меня будет по 200 рублей, а в самом торговом центре – 400? Конечно, они этого не позволят. Внутри там огромная конкуренция. Здесь есть такие моменты.
Мы же говорили, мы инициировали, чтобы они выделяли торговые площади. Вот сейчас с Камчатки сказал предприниматель, что 10%. Ну, не пошли. Лобби настолько большое! Не дали, не получилось, не нашли контакта, как это должно выглядеть. А вот именно с ларьками, с палатками… Давайте их лучше будем называть палатками. Ларьки как-то у нас ассоциируются – знаете с чем? – с грязью, с бардаком, я не знаю, с некачественными продуктами. Давайте будем их палатками называть, что ли, или какое-то другое слово придумаем.
Это мой кусочек на проходимом месте, огромное количество, огромный поток покупателей И там я могу устанавливать любые цены, даже несмотря на то, почем продает «Ашан». Я все про «Ашан». Ну, бог с ним. Почем продает торговый центр. Даже несмотря на это. Пусть у них дешевле, в торговом центре, но я четко понимаю, что у меня качественнее, что у меня соответствует всем заявленным моим требованиям продукт, и я его постоянно держу в этих рамках.
Виталий Млечин: Спасибо, спасибо вам большое. Юрий Савелов, член президиума Объединения предпринимателей «Опора России», был с нами на прямой связи. Это была точка зрения предпринимателя. Сейчас прервемся на минутку и побеседуем с экономистом.