Жизнь по акции. Россияне отовариваются по акциям.Падение реальных доходов населения и конкуренция розничных сетей за покупателя привели к тому, что более 50% россиян приобретают товары только со скидками. В некоторых торговых сетях уже задумались о том, чтобы ограничить промоактивность. Александр Денисов: «Жизнь по акции». Большинство покупателей в стране «охотятся» за желтыми ценниками. И это не просто, знаете, ждем «Черной пятницы», чтобы отхватить телевизор или холодильник подешевле. Речь идет о повседневных товарах. Полстраны приобретают продукты только со скидкой. Ольга Арсланова: Давайте посмотрим на эти данные. По итогам прошлого года доля россиян, покупающих товары со скидками, превысила психологически важную отметку в 50%. Для сравнения: в 2016 году он был на уровне 41%, а годом позже достиг 45%. И вот наконец-то половина покупателей «охотятся» за скидками. Александр Денисов: По данным компании «Nielsen Россия», в первом квартале этого года доля тех, кто экономит, увеличилась до 69%. Выросло и число тех, кто переключается на дешевые товары – до 57%. Тему обсуждаем вместе с вами. Звоните, пишите на наш SMS-портал. А в студии у нас – Лазарь Бадалов, доцент кафедры «Финансовые рынки» Российского экономического университета имени Плеханова. Лазарь, здравствуйте. Ольга Арсланова: Добрый вечер. Лазарь Бадалов: Здравствуйте. Александр Денисов: То есть мы прочно забыли вот эту поговорку (какая она – английская или американская?): «Не такие богатые, чтобы покупать дешевые вещи». То есть это уже не про нас? Ольга Арсланова: А может, вещи не такие уж и дешевые. Александр Денисов: Может быть. Лазарь Бадалов: Здесь на самом деле можно с двух сторон, скажем так, взглянуть на ситуацию. С одной стороны, можно сказать: мы стали жить, как такие европейские северные страны, типа Германии и Швейцарии, где, в принципе, люди при достаточно неплохих доходах при этом считают нормой покупать товары по акциям, со скидками, то есть экономить. С другой стороны – что, мне кажется, скорее всего, вероятнее, ближе к нашей ситуации – это проблема уровня доходов населения. Если мы посмотрим на статистику даже официальную, то реальные доходы населения с 2014 года стабильно снижаются. И хоть в прошлом году была значительная, скажем так, остановка этого снижения, но она больше была такая чисто символическая – в связи с изменением методики подсчетов размера реальных доходов населения. Но все-таки пятилетний период времени, когда реальные доходы населения снижаются – мне кажется, здесь где-то и таится ответ на эту проблему. Александр Денисов: А кто тут у кого идет на поводу? Торговые сети подстраиваются под нас, или нас так ловко заманивают? Вот у нас желтые ценники, а там, глядишь, и не по желтому что-то купит человек. Или, может быть, по желтым ценникам тоже, знаете, с весом играют, с объемом? И еще неизвестно, действительно ли этот товар… такая уж большая скидка на него. Лазарь Бадалов: Ну, здесь тоже, понимаете, можно посмотреть, как вы говорите – с позиции того, что продавцы устраивают разного рода уловки. Но, с другой стороны, если мы все-таки к более таким экономическим терминам подойдем, то спрос и предложение регулируют рынок. Александр Денисов: То есть и тем, и тем выгодно? Лазарь Бадалов: Совершенно верно. Вот вы в самом начале сказали про то, что… упомянули статистику, в которой говорили про то, что многие россияне выбирают более дешевые товары. Александр Денисов: Переключаются, да. Лазарь Бадалов: Совершенно верно. То есть так называемые товары-субституты, товары-заменители. Товар похожий, но более низкого качества – следовательно, более доступный, более дешевый. Собственно говоря, это как раз показывает то, что не люди попадаются в маркетинговую уловку, яму, которую установил таким образом продавец, а то, что у людей есть какие-то проблемы с доходами, и они пытаются найти более доступный товар, удовлетворить свои потребности. И удовлетворение этих потребностей заключается как раз в поиске товаров-заменителей. Ольга Арсланова: Нам зрители пишут: «Есть акции по требованию производителей, акции на товары с истекающим сроком годности. Но большинство акций – это акции-фикции». Тем не менее прошла информация о том, что некоторые торговые сети подумывают всерьез даже отказаться от скидок и акций. Это вообще выгодная история? Или уже сейчас достигнут определенный уровень? Лазарь Бадалов: Ну, здесь, вы знаете, если мы говорим с позиции маркетологов, с позиции увеличения продаж, то, безусловно, многие торговые сети отслеживают тенденции, поведение покупателей и контролируют ситуацию, связанную с тем, что потребитель выжидает нужного времени, для того чтобы приобрести тот же самый товар, который он хотел, но со скидками, по акции и так далее. Но опять-таки, вспоминая ту самую ситуацию с товарами-заменителями: а если потребитель в принципе не ждет акций, а просто отказывается от более качественного товара в пользу более дешевого товара, но менее качественного? Александр Денисов: Вот Ольга спросила, что они считают, что, может быть, достигли нижнего предела. А у них выбора нет, понимаете? Один из них перестанет выставлять акции, а другой продолжит – и все, они тут же проиграют. То есть они заложники той игры, которую не остановить. Ольга Арсланова: Может быть, нужно договариваться? Лазарь Бадалов: Как я вам сказал, не надо забывать про регулирование рынка, спроса и предложения. Безусловно, сейчас, конечно, в современном мире современный рынок не идеалистичен. И только лишь уповать на то, что спрос и предложение будут регулировать цены на рынке – это, конечно, безусловно, неправильно. Но тем не менее полностью отказаться от таких подходов нельзя – то, что, безусловно, и предложение влияет на спрос, и спрос, соответственно, влияет на предложение. И продавцы отслеживают ситуацию на рынке и, соответственно, меняют свою ценовую политику, исходя из того, какие предпочтения у потребителей и какие возможности у них есть. Ольга Арсланова: Кстати, о потребителях. Наши корреспонденты в разных городах спрашивали у жителей, что они покупают по акциям. Давайте посмотрим. ОПРОС Ольга Арсланова: А вот для некоторых наших зрителей это уже образ жизни. «Покупаю только качественные товары по желтым ценникам. Еще два года бесплатно ездил на такси. Ем по бонусам бесплатно в кафе и ресторанах. Путешествую за полцены. Заказываю наборы еды бесплатно. И еще в аптеке покупаю со скидкой до 90%». Может ли быть так, что сейчас снижение доходов в корне поменяет отношение россиян к собственному потреблению? Вот люди просто это примут как аксиому: хочешь жить – умей вертеться. Лазарь Бадалов: Ну, скажем так, да, на поведенческие мотивы влияют не только, безусловно, доходы населения, хотя и играют важную роль. Даже исходя из того опроса, который мы сейчас видели, большинство населения заявляет о том, что приобретают продукты питания по акциям в связи с тем, что нужно экономить, то есть делая упор именно на сторону, связанную с доходами. Поэтому – безусловно. Кроме этого, очень много разных исследований в части того, как наши доходы позволяют нам какие виды товаров приобретать. И действительно, эти исследования показывают, что многие люди просто-напросто из-за снижения доходов вынуждены только удовлетворять первичные потребности – продукты питания, максимум одежда. Приобретение долгосрочных товаров – это уже просто-напросто рассматривается как роскошь. Поэтому с точки зрения того, что как-то в будущем повлияет, возникнет ли привычка – сложно сказать. Если сравнивать с тем, что уже было в истории нашей страны, то 98-й год, дефолт… Мы не думали о каких-то перспективах, да? А прошло буквально несколько лет – и за «тойотами» и «маздами» выстраивались очереди на полгода вперед. Поэтому кризис ничему не научил, можно сказать. Вот что будет дальше – тоже сложно предположить. Ольга Арсланова: Послушаем нашего зрителя Валерия из Санкт-Петербурга. Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Ольга Арсланова: Вы в эфире. Зритель: Можно говорить? Ольга Арсланова: Говорите. Зритель: Я тоже действую по акции. У вас же про акции? Ольга Арсланова: Да. Зритель: Когда хожу в магазин, проделываю минимум часовой путь, прохожу магазины «Пятерочка», «Магнит», «Дикси» – и сравниваю цены. А когда потом возвращаюсь, я беру то, что мне надо, и покупаю минимум, потому что без этого минимума у нас не прожить. По-моему, наше правительство заинтересовано, чтобы люди вымирали, потому что есть некачественные продукты, прошли сроки хранения. Получается, что люди и болеют, люди вымирают. Александр Денисов: Валерий, но вы-то качественное стараетесь брать со скидкой? Или там не бывает качественных? Зритель: А какие качественные? Вы по магазинам ходили, вы видели? Ольга Арсланова: Ну, куда же мы денемся? Конечно, мы ходим. Разные продукты. Валерий, а вы знаете, что интересно? Вы такую «научную работу» проделываете ежедневно, проходите разные магазины. Вот какой может быть разница в цене на один и тот же товар? Зритель: Разная бывает – 5–10 рублей, а бывает и больше. И каждый день разница. Разница каждый день, я вас уверяю. Александр Денисов: Спасибо. Ольга Арсланова: Спасибо. Это Санкт-Петербург был. Давайте еще Алтайский край послушаем, Галина с нами на связи. Добрый вечер. Зритель: Здравствуйте, здравствуйте. Мне 75 лет. Я хочу сказать, что в студенческие годы у нас была такая песня: «От сессии до сессии живут студенты весело». А вот сейчас мы поем: «От акции до акции живем совсем мы весело». С утра мы встаем и начинаем бегать, ну, грубо говоря, бегать – ходить по магазинам и выяснять, где какие акции. Потом перезваниваемся и говорим… Как в советское время говорили: «Там-то выбросили курицу, там-то выбросили то-то». Таким образом, я хочу сказать, вот мы, 75-летние, ведем здоровый образ жизни и считаем… Спасибо нашему руководству за заботу о пенсионерах. И хочу сказать вот такое. В 30-е годы я, внучка раскулаченного дедушки, когда я у деда спросила, 17 лет мне было: «Ты обижаешься, что так выслали вас в Сибирь?» – он говорит: «Нет. Вначале обижался, а потом – нет. Мы же, кулаки, не только Сибирь освоили, но и накормили бедных». Как вы считаете… Я хотела гостя и вас, ведущих, спросить. Ольга Арсланова: Мы уже насторожились! Зритель: Может быть, раскулачивание тоже провести коррупционеров и направить их конфискованное богатство, накормить людей, пенсионеров, низкооплачиваемых и так далее? Спасибо. Александр Денисов: Спасибо, Галина. Ольга Арсланова: Да, спасибо вам большое. Да, действительно унизительно вот такую ревизию проводить ежедневно. Потому что для рублей вот эта разница в 5–10 рублей… Александр Денисов: Кстати, зритель наш ходит, а из Владимирской области пишут: «Пользуюсь мобильным приложением для сравнения цен». То есть сидит дома, проглядывает. Лазарь Бадалов: Ну, я думаю, все-таки пенсионеры не все столь продвинутые для того, чтобы пользоваться гаджетами. Ну, это, в принципе, извечная проблема. Вспомните римлян. Хлеба и зрелищ – главное давать народу, чтобы не было предложений поднимать кого-то на вилы, раскулачивать и делить чье-то, чтобы лучше жить. Ольга Арсланова: Ну, судя по всему, с хлебом как-то пока не очень складывается. В больших городах… Лазарь Бадалов: Ну, безусловно, потому что как раз влияют доходы. Опять-таки есть еще косвенный фактор, который свидетельствует о том, что есть проблемы с доходами, – это рост кредитной нагрузки, о чем говорит и Центральный банк, и, собственно говоря, официальная статистика. Действительно, россияне за последние годы существенно увеличили долю свою долговую в части получения новых и новых кредитов. Александр Денисов: Лазарь, вот насчет долга. Тут же появилось предложение торговых сетей – вводить карты рассрочки. Ольга Арсланова: Еда в рассрочку. Александр Денисов: Да. Лазарь Бадалов: Абсолютно верно. Александр Денисов: Так сказать, кредит приходит во время еды. Лазарь Бадалов: Именно об этом как раз… Александр Денисов: А чем опасно вот такое предложение? Просто еще непонятно, нет точной информации. Или они будут беспроцентными? Или только на товары, которые недешево стоят и, так сказать, не особо выгодно их приобретать? Ольга Арсланова: Там же подвох точно будет. Лазарь Бадалов: Опять-таки единого стандарта, безусловно, не существует. Все будет зависеть от того, как договорится продавец, торговая точка с кредитором, например. Александр Денисов: С банком? Лазарь Бадалов: Да, безусловно, наверняка будет участвовать и третья сторона в лице банка. Возможно, это будут какие-то рассрочки от торговой сети. Ну, это уже вопрос маркетинговых ходов, это вопрос экономической целесообразности. То ли выгодно ежедневно, как зритель сказал… Александр Денисов: Ходить по магазинам? Лазарь Бадалов: Да. И выискивать вот эти вбросы продуктов, сравнивать – 5 или 10 рублей. То ли продавец будет стимулировать не тем, что он снижает стоимость товаров, а тем, что позволяет оплачивать эти товары в рассрочку. Но здесь есть другая проблема. Если покупать продукты питания в кредит, то эта долговая нагрузка будет увеличиваться ежедневно. Все-таки когда приобретаются хотя бы бытовые товары в кредит или товары длительного пользования, то эта покупка совершается один раз на несколько лет. Александр Денисов: А едим мы каждый день. Лазарь Бадалов: Совершенно верно. Более того, три раза в день. Ольга Арсланова: В лучшем случае. Самарскую область послушаем, Ангелина на связи с нами. Добрый вечер. Зритель: Добрый вечер. Я, к сожалению, не смогла дозвониться, когда речь шла о зарплате, и не успела отправить даже эсэмэску. Я хочу поговорить… Вот «Жизнь по акции». Я согласна, вот читаю эсэмэски и согласна, что это обман на 99%. Ольга Арсланова: Почему обман? Зритель: Потому что у нас четыре магазина продовольственных, три чисто хозяйственных и один универсам, «Пеликан». В нем шесть дней скидка пенсионерам 6%, в понедельник – 11%. Но в понедельник, когда 11%, все хорошее убирают и ставят то, что мало можно купить. И ценники расставлены так, что… Вот покупаем по акции. Подходим к кассе, и когда оплачиваешь уже, смотришь на чек – оказывается, что там цена первоначальная. И знаете, в большинстве случаев… Допустим, мне 73 года в ноябре будет. Я ушла на пенсию в 55 лет, 43 стажа всего, еще после пенсии 9 лет работала. И конечно, пенсию я заработала, потому что на заводах работала энергетиком, женщина. Вы можете представить, что это такое. Я не понимаю, как живут люди, у которых 12 тысяч пенсия, если 3 тысячи… Вот у меня двухкомнатная квартира, и 3–3,5 тысячи – квартплата в месяц. Ольга Арсланова: Понятно, спасибо большое, да, спасибо. У нас не так много времени, а хочется ответить на ваш вопрос. Есть действительно скидки для пенсионеров в определенное время дня, по социальной карте, в Москве в частности. Но достаточно ли этого? Могут ли себе торговые сети, например, позволить, может быть, при помощи каких-то госсубсидий из бюджета, еще каким-то образом сделать все-таки продукты хотя бы более доступными для пенсионеров? Лазарь Бадалов: Вы понимаете, требовать что-то еще от торговых сетей – это тоже не совсем правильно. Все-таки это коммерческие структуры, это бизнес. Ольга Арсланова: А кто должен в этом участвовать? Лазарь Бадалов: И они не занимаются социальной благотворительностью и так далее. Хотя сейчас, скажем так, модная тема, связанная с социальной ответственностью бизнеса. И она, безусловно, присутствует. Здесь говорить о том, кто должен, кто обязан – это, скажем так, весьма многосторонний вопрос. Здесь нужно понимать, насколько широки возможности торговых сетей. Не стоит забывать о том, что мы импортозависимая страна. И хоть за последние годы в части тех же самых продуктов питания мы сделали большой шаг в части импортозамещения… Ну, действительно это заметно, что практически импортные продукты питания исчезли с полок торговых сетей. Но в то же время не стоит забывать о том, что даже те же самые производители продуктов питания, несмотря на то, что производят что-то здесь, что-то вынуждены закупать за рубежом. Александр Денисов: Оборудование. Лазарь Бадалов: Оборудование, семена, какие-то удобрения и так далее. Это валюта. А вы сами знаете, как изменился курс рубля за последние пять лет, с 2014 года по настоящее время. Следовательно, это также повлияло на стоимость, на себестоимость товаров. И возможности торговых сетей как-то снижать или продавать больше товаров по сниженным ценам – они тоже не безграничные. Ольга Арсланова: Спасибо большое за ваш комментарий. Александр Денисов: Спасибо. Ольга Арсланова: У нас в гостях был доцент кафедры «Финансовые рынки» РЭУ имени Плеханова Лазарь Бадалов. Мы говорили об акциях и скидках, которые все более популярными становятся у россиян. Александр Денисов: И будут, наверное, и дальше популярными.