Лекарство от Covid-19

Гости
Илья Ясный
руководитель научной экспертизы фармацевтического фонда «Инбио Венчурс»
Андрей Младенцев
генеральный директор фармкомпании «Промомед»

Петр Кузнецов: Отправляемся мы в аптеки наши.

Ольга Арсланова: Поговорим о лекарствах от коронавируса, они уже есть. В России официально поступил в продажу отечественный препарат от коронавируса «Арепливир». Его стоимость в рознице по предзаказу уже поразила многих, потому что она превышала 18 тысяч рублей за упаковку. Производитель заявил стоимость чуть пониже, около 12 тысяч, впрочем, это тоже не радует, дорого, говорят многие. Согласно инструкции, взрослому человеку необходимы 3 упаковки на курс.

Петр Кузнецов: Многим нашим телезрителям нужно 2 месяца поработать и ничего не есть, чтобы купить такую одну упаковку.

Но высокие цены – это еще полбеды на самом деле. Дело в том, что в аптеках эти новые таблетки пока не найти, хотя к продаже разрешены сразу 3 препарата на сегодняшний день: «Авифавир», «Коронавир» и тот самый «Арепливир».

Ольга Арсланова: Итак, цена действительно на 200 рублей выше прожиточного минимума в 2020 году, это уже многие посчитали, прошлись по этой теме. «Коронавир» будет стоить в аптеках чуть дешевле, 11 550 за 50 таблеток...

Петр Кузнецов: Ну это совсем другое дело.

Ольга Арсланова: Ну вот любопытно, что высокой цене лекарства от коронавируса нашли объяснение, процитирую: «Препарат от коронавируса «Арепливир» спасает жизни и стоит столько, сколько стоит», – это заявил председатель совета директоров фармкомпании-разработчика «Промомед» Петр Белый. Давайте сразу об этом и поговорим с представителем компании.

Петр Кузнецов: Андрей Младенцев, генеральный директор фармкомпании «Промомед», с нами на связи. Здравствуйте, Андрей Леонидович.

Ольга Арсланова: Да, здравствуйте. Я так понимаю, что это какая-то, видимо, коллегиальная позиция, общая, что цена оправдана.

Андрей Младенцев: Добрый день.

Ольга Арсланова: Здравствуйте.

Андрей Младенцев: Действительно, я являюсь главным исполнительным директором компании «Промомед» и отвечаю за всю операционную деятельность компании. Соответственно, решение о том, что цена в рознице будет не выше 12 320, это принималось нашей компанией и мной лично.

Ольга Арсланова: А можно узнать...

Петр Кузнецов: Можно экономическое обоснование?

Ольга Арсланова: Да, из чего складывается? Согласитесь, не так много лекарств, которые вот эту бы сумму, вот эту бы планку превышали в наших аптеках.

Андрей Младенцев: Я хотел бы начать с того, что данное лекарство было выпущено и зарегистрировано в условиях пандемии, и еще в январе месяце никто не предполагал, что нам придется выпускать эти лекарства и бороться с пандемией. Поэтому, конечно, и мы, и государство, и все заинтересованные стороны, включая научное сообщество, проделали большую работу, чтобы препарат вообще стал доступен. Препарат уже вращается в лечебных учреждениях 3 месяца, и недавно мы получили постоянное регистрационное удостоверение, потому что завершили весь необходимый комплекс клинических исследований. И вот наконец-то в четверг было принято решение Минздравом о том, что препарат может быть доступен в аптеках, и с понедельника препарат доступен для продажи. Но конечно, обращаю внимание, по рекомендации врача.

Ольга Арсланова: А не могли бы вы поподробнее, я прошу прощения, рассказать об этом препарате, раз его уже применяли в стационарах? Какие результаты этот препарат показывал? Что там за действующее вещество? Что конкретно он делает, как помогает?

Петр Кузнецов: Да, сами врачи, которые будут выписывать или уже выписывают, они вообще знакомы с его эффективностью, с действием?

Андрей Младенцев: Конечно, врачи знакомы по нескольким причинам. Первая причина – это то, что препарат зарегистрирован Министерством здравоохранения Российской Федерации, это означает, что информация о нем доступна для всех врачей. Второе: многие врачи уже принимали активное участие в применении этого препарата в стационарах и при проведении клинических исследований.

Но я хотел бы обратить внимание на заблуждение, которое существует среди средств массовой информации. Дело в том, что все говорят о том, что это дженерик японского препарата. Это не так на самом деле.

Петр Кузнецов: С кучей побочек, да.

Андрей Младенцев: Действительно, в основе препарата...

Ольга Арсланова: Нет, а расскажите нам тогда все-таки, какое действующее вещество, что конкретно делает, как помогает, какие доказательства эффективности – все, это, собственно, самая честная информация, которая может быть.

Андрей Младенцев: Да. Смотрите, в основе данного препарата является субстанция фавипиравир. Она действительно присутствует во многих лекарственных средствах. Но наш препарат «Арепливир» регистрировался по схеме оригинального лекарственного препарата, то есть с проведением всех необходимых клинических исследований, и в отличие от регистрации дженерика у него не было препарата-сравнения. Это значит, что мы делали всю доказательную процедуру заново.

И у «Арепливира» есть такая особенность: у нас есть определенные дополнительные компоненты, у нас есть запатентованная технология производства, которая приводит к оригинальному профилю высвобождаемости данного препарата в организме у пациента. И мы доказали, что при правильном применении препарата происходит 100%-е разрушение системы репликации вируса, именно поэтому препарат называется «Арепливир», то есть тот препарат, который борется с репликацией вируса.

И если в первые дни после проявления симптомов коронавируса принять ударную дозу этого препарата, то вирус фактически останавливается, и затем необходимо просто пачку допить до конца, чтобы быть уже защищенным от, скажем, вируса. Но я еще раз повторяю, что надо, конечно, советоваться с врачом, и не для всех больных этот препарат, конечно, может быть приемлем, это решать все-таки врачу.

Ольга Арсланова: Расскажите о поставках в аптеки. Можно ли сейчас свободно купить ваш препарат? Не будет ли проблем с поставками в разные регионы? Не будет ли перекупщиков, учитывая, как вы правильно сказали, ситуацию пандемии, повышенного спроса, а то и паники, люди готовы пить уже что угодно, лишь бы не заболеть.

Андрей Младенцев: Вот именно поэтому, когда мы увидели предзаказы на препарат, когда он еще даже не был разрешен Министерством здравоохранения к продаже в аптеках, мы увидели цену 18 тысяч, это, конечно, запредельная цена. Именно поэтому мы установили рекомендованную розничную цену не выше 12 320. Но препарат, конечно, сейчас отгружается в аптечные сети, отгружается национальным дистрибьюторам с целью, чтобы он появился в Москве, городах-миллионниках и в дальнейшем уже во всех городах нашей Российской Федерации.

И здесь я вам скажу, отличие от нашей стандартной работы заключается только в том, что у нас идет пандемия, этот препарат, если бы он был обычный, мы бы были спокойны, если бы он в течение 3 месяцев оказался во всех аптеках страны. Здесь же наша задача, чтобы препарат оказался в аптеках страны в течение нескольких недель.

Петр Кузнецов: Андрей, скажите, а какая категория граждан все-таки будет основной аудиторией, как вам кажется, при цене 12 320?

Андрей Младенцев: Вот, кстати, я бы хотел обратить внимание, что один день нахождения больного в стационаре, если он заболел COVID, стоит от 20 тысяч и дороже в зависимости от региона. Поэтому вот 12 320 – это почти в 2 раза меньше, чем 1 день нахождения в стационаре, при этом...

Ольга Арсланова: Но, я прошу прощения, за стационар же гражданин не платит, это у нас входит в ОМС.

Андрей Младенцев: Вот отличный вопрос, отличнейший вопрос. Именно в ситуации, связанной с тем, что все делается в режиме ограниченности во времени… И дело в том, что мы очень рассчитываем, что в самом ближайшем будущем препарат будет включен в перечень ЖНВЛП, что государство определится с предельной максимальной ценой на данный препарат и этот препарат войдет в систему гарантий Фонда обязательного медицинского страхования, систему госгарантий.

Ольга Арсланова: Понятно.

Андрей Младенцев: И уже некоторые препараты, которые ранее применялись для борьбы с коронавирусом, были в этой программе, и пациенты их получали бесплатно, и я думаю, что и этот препарат пациентами будет в ближайшем времени, в будущем времени получаться бесплатно по программе ОМС. Потому что это выгодно государству сэкономить на больничных койках и предотвратить болезнь...

Ольга Арсланова: Вот это хорошая новость.

Петр Кузнецов: На этом спасибо. Андрей Младенцев.

Ольга Арсланова: Ждем включения в список жизненно важных лекарств. Спасибо.

Петр Кузнецов: Телезрителей наших послушаем, здравствуйте.

Ольга Арсланова: Андрей Младенцев был с нами на связи, генеральный директор фармкомпании «Промомед».

Добрый день.

Петр Кузнецов: Это не вы, это Вера, Вера просто телезритель. Здравствуйте.

Зритель: Да-да, Вера Ивановна, да.

Петр Кузнецов: Вера Ивановна?

Зритель: А?

Ольга Арсланова: Да, мы вас слушаем.

Зритель: Такой вопрос. Например, мы заболеем COVID, мы пенсионеры, мы же деньги такие нигде не возьмем. Когда это там бесплатно нам дадут или не дадут, вот.

Петр Кузнецов: Хороший вопрос.

Ольга Арсланова: Но видите...

Петр Кузнецов: Его же задает, кстати, телезритель из Иркутской области: «Если заболел COVID, дома не оставят, а больницы этим препаратом лечить не будут?» Да, спасибо.

Ольга Арсланова: Давайте как раз об этом поговорим.

Петр Кузнецов: Давайте поговорим, попробуем с Ильей Ясным, это руководитель научной экспертизы фармацевтического венчурного фонда Inbio Ventures. Здравствуйте, Илья.

Ольга Арсланова: Здравствуйте.

Илья Ясный: Здравствуйте.

Ольга Арсланова: Собственно, главный вопрос, понятно, что за 12 тысяч мало кто пока может себе позволить купить этот препарат. Насколько велики шансы попадания в список жизненно необходимых лекарств и снижения цены, а то и бесплатной выдачи по крайней мере тем, кто попал в больницу?

Илья Ясный: Ну, я, кстати, хочу уточнить, что 12 тысяч стоит упаковка из 40 таблеток, а для курса в соответствии с инструкцией нужно 2 с лишним упаковки, там нужно 90 таблеток. То есть в первый день нужно принять 18 таблеток в соответствии с инструкцией и дальше по 8 таблеток в день 9 дней. То есть это не 12 тысяч в действительности, а больше, 24 или 36 тысяч для полного...

Петр Кузнецов: Ага, смотря как болеешь.

Илья Ясный: Вот. Что касается принятия решения о включении в ЖНВЛП, здесь я ничего, к сожалению, прокомментировать не могу, это такая процедура, которой не делятся с широкой общественностью, она достаточно закрытая, и все остается на решение участников, которые отвечают за эту процедуру.

Ольга Арсланова: А что вы можете рассказать об этом препарате? Я так понимаю, что это вещество, которое уже было известно, и все российские препараты от коронавируса, которые сейчас выходят в продажу, основаны вот на этом веществе. Насколько оно эффективно, доказало свою эффективность?

Петр Кузнецов: Но результаты исследований так и не были опубликованы при этом.

Илья Ясный: Есть публикации, сейчас я о них расскажу. Значит, во-первых, да, это вещество, разработанное в Японии для борьбы с гриппом. Правда, оно никогда широко не применялось, а лежит на случай эпидемии гриппа в японских хранилищах. Оно показало действительно на клеточных культурах, что предотвращает заражение новым коронавирусом, это дало предпосылки для его исследований у людей.

Значит, японское... Там было китайское исследование, которое показало небольшую эффективность на небольшом количестве людей, затем японское исследование, которое не показало никакой эффективности в плане ускорения выздоровления или снижения титра вирусов. И два российских исследования опубликованы, одно из них... Каждое из них показало небольшую эффективность, и в принципе как бы они дают предпосылки для дальнейших исследований.

Но на мой взгляд, они не дают предпосылки для того, чтобы утверждать, что препарат эффективен и безопасен, потому что эти исследования открытые, то есть и пациенты, и врачи знали, что принимают пациенты, и это пациенты довольно легкие, то есть они в принципе выздоравливают и сами. То есть там критерием являлось либо отрицательная реакция ПЦР, либо улучшение пациента, то есть пациент... Это все были амбулаторные пациенты, которые находились дома, по крайней мере в одном из исследований. То есть сейчас можно сказать, что препарат, возможно, помогает, но требуется дальнейшее исследование.

Что касается его безопасности, вот это очень важный вопрос, и меня, честно говоря, взволновало то, что он поступит в аптеки, потому что по данным на животных он вызывает тератогенные эффекты, то есть он опасен для развития плода и развивающихся...

Ольга Арсланова: То есть беременным лучше его не употреблять.

Петр Кузнецов: Беременным противопоказан, понятно.

Илья Ясный: Его нельзя применять беременным, кормящим и тем, кто собирается беременеть, в том числе мужчинам, потому что он попадает в сперму и в молоко попадает, и это, в общем, такой препарат с этой точки зрения небезопасный. Необходимо применение теста на беременность перед его применением обязательно.

И кроме того, вот в инструкциях Минздрава, которые сейчас опубликованы на сайте, написано, что препарат должен применяться только в условиях стационара, это неслучайно там написано, только под наблюдением врачей. Почему он сейчас попал в аптеки, на каком основании, это нам не говорят, то есть это только сообщение Минздрава, что разрешается его продавать в аптеках по рецепту.

Ольга Арсланова: Спасибо. Тогда будем следить за ним вместе с вами. Спасибо. Илья Ясный был с нами в эфире.

Петр Кузнецов: Основные отзывы наших телезрителей. Владимирская область: «Дешевле похоронить». Краснодарский край: «Хорошо на нас наживетесь». «Очень дорого», – сообщение из Челябинской области. «У таблеток много побочных эффектов», – уверены в Ленинградской области. Краснодарский край уверяет: «Хорошее дешевым не бывает».

Ольга Арсланова: А мы продолжаем, сейчас к другой теме.