Петр Кузнецов: Прямо сейчас об автомобилистах. Вас ждет очень много важных новостей. Скоро введут коррективы в ПДД. Например, водители на перекрестке с круговым движением получат преимущество перед въезжающими на круг. В городах появятся зоны успокоенного движения – там пешеходы смогут переходить проезжую часть в любом месте, машины должны ехать со скоростью 10 км/ч, максимум – 20. Это все инициатива первого вице-премьера Игоря Шувалова. Обратите внимание, сделать не дороги европейскими, а на наших дорогах европейские правила. Ольга Арсланова: Водителей сделать по-европейски дисциплинированными. Я процитирую: "Подобная практика существует практически во всем мире. Поэтому логичное применение в России. Более того, многие наши граждане самостоятельно ездят за границу на автомобиле или арендуют его, и эта разница в правилах может лишь создавать путаницу для водителей", - именно так пояснил представитель Шувалова. Петр Кузнецов: Да. Игорь Иванович, видимо, не знает, что все меньше и меньше у нас наоборот ездят за границу, тем более на автомобилях. Ну да ладно. Еще одна новость – это в Минэкономразвития. Вы пишите, что связываете как-то с Шуваловым. Но это уже не шуваловская инициатива. В Минэкономразвития решили бороться с контрафактом на рынке. Каждая вторая автозапчасть поддельная, - посчитали в министерстве, и 8 из 10 – именно иностранного производства. Чиновники не исключают чипирование продукции. Выясним, к чему это может привести. У нас в гостях Леонид Антонов, координатор общественного движения "Автомобилисты Москвы". Здравствуйте. Ольга Арсланова: Из этих новостей давайте начнем с инициатив по правилам дорожного движения. Вообще это что? Это актуально сейчас для нашего российского движения, для крупных городов? Леонид Антонов: Давайте начнем с идеи о преимуществах тех, кто находится на круговом движении. Я считаю, что эта инициатива, конечно, давно уже напрашивалась. И существующая норма способствует при высокой загруженности вот этих перекрестков с круговым движением тому, что на них просто круг замыкает и возникает глухая пробка, которая не может очень долго разъехаться. Конечно, когда люди имеют преимущество при съезде с этого круга, эта идея правильна. Ее уже несколько лет пытаются внедрить в нашу страну. Сначала обещали, что на всех подобных перекрестках, где будет проходить этот эксперимент, будут установлены соответствующие знаки. Но, к сожалению, даже в Москве не все перекрестки с круговым движением такими знаками на сегодняшний день оборудованы. Хотя одна из немногих здравых инициатив наших чиновников, которые надо было бы детально рассмотреть и внедрять. Ольга Арсланова: А знаки – вы имеете в виду уступить дорогу перед заездом на перекресток с круговым движением. Леонид Антонов: То есть для того, чтобы люди не скапливались на этом кругу, могли бы спокойно покинуть, автомобили, заезжающие на круг, пропускали тех, кто находится в безвыходном положении, не может кататься по этому кругу вечно. Ольга Арсланова: Но довольно интересная попытка апеллировать к некоторому западному опыту и к тому, что многие наши автомобилисты уже так привыкли ездить по европейским дорогам, что теперь в России путаются. Вопрос следующий. Не сложно ли будет перестроиться нашим автомобилистам с все-таки более привычных российских правил на некие общемировые? Леонид Антонов: Я думаю, здесь вопрос все-таки не в перестроиться или не перестроиться, а в том, чтобы информация об этом была наглядна. Для этого нужно на каждом въезде на перекресток с круговым движением просто повесить знак "Уступи дорогу". И этим все заканчивается. Но у нас очень хорошо в Москве возникают знаки, запрещающие парковку, стоянку и остановку. Ольга Арсланова: Включая поплавки, которые появляются, где угодно. Леонид Антонов: Да. Но, к сожалению, очень плохо появляются знаки, которые действительно были бы необходимы и повлияли бы на безопасность движения, на разгрузку определенных мест от трафика, от пробок. Хотелось бы, чтобы наконец-то ЦОДД занялся бы своими прямыми обязанностями, организацией движения и обеспечением того, чтобы автомобили могли свободно без пробок ездить по городу. Петр Кузнецов: У нас звонок. Сергей из Оренбуржской области. Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. У нас в городе Бузулуке при съезде с виадука организовано круговое движение. Уже на протяжении нескольких лет те, кто съезжают на круг, пользуются преимуществом. Очень удобно. Очень быстро можно… Ольга Арсланова: А вы помните, как долго у вас это правило действует? Зритель: Я здесь уже около 7 лет. Ольга Арсланова: Спасибо. Смотрите, нам еще пишут: "Красноярский край так и ездит. Съезд с кольца главный, удобный". "В Северодвинске все круги главные. Когда был в Москве, понял, как у нас дома удобно". Крымск: "Давно преимущество со съезда. Удобно". Я так понимаю, что регионы сами принимают решение? Петр Кузнецов: Да, единых правил нет. Леонид Антонов: Эксперимент проводится уже не первый год. И его никак не признают успешным. Я говорю. У нас, к сожалению, успешным признается все, что связано с опустошением карманов автовладельцев. А вот меры, которые действительно направлены на разгрузку магистралей, дорог от пробок на улучшение ситуации с безопасностью движения – заставить чиновников вот это признать успешным почему-то оказывается очень сложно. Ольга Арсланова: Ваш прогноз по конкретно этой новации? Будет принята в ближайшее время? Леонид Антонов: Очень хотелось бы. Но, к сожалению, если бы касалось того, чтоб приняли какой-то очередной штраф, я бы сказал, что да, примут в ближайшее время. А вот эта инициатива – к сожалению, не от нас все зависит, а от огромной армии чиновников, которые заинтересованы в том, чтобы автовладельцы, автомобилисты нарушали правила, для того чтобы, как они говорят, пополнять бюджет. Потому что штрафы от нарушений правил дорожного движения поступают в бюджет. А это дополнительные премии чиновникам, все блага, которые мы оплачиваем. Автомобили их премиум-класса. Ольга Арсланова: В общем, нарушая правила дорожного движения, знай, автолюбитель: не пропадут твои деньги. Леонид Антонов: Да, ты помогаешь чиновнику. Петр Кузнецов: Ездить в Европу на машине каждую неделю. Куда спорнее вторая инициатива Шувалова – зона успокоенного движения. Пешеходы могут ходить, где угодно. А машины – обгон запрещен, максимальная скорость 10-20 км/ч. Норма будет актуальна для крупных городов, где есть оживленный центр города, при этом нет полностью пешеходных зон. Но у нас же уже существует знак "Жилая зона". Тоже можно ходить где угодно – по тротуарам, по дорогам, и ограничение скорости 20 км/ч. Леонид Антонов: "Жилая зона" – это все-таки знак, который устанавливается в спальных кварталах в основном, то есть там, где преимущественно находятся места не притяжения автомобиля, а там, где люди живут. Все-таки где дети могут выйти, выбежать из подъезда и так далее. А вот эти успокоенные зоны – это, наверное, все-таки пример такой можно привести: Малая и Большая Дмитровка в Москве. После этой реконструкции с этими тротуарами аэродромного типа они превратились в то самое, о чем мечтают эти урбанисты, которые сейчас старательно урбанируют центр Москвы, чтобы максимально затруднить использование автомобиля в Москве. Ольга Арсланова: Но они там просто не могут развить скорость больше 10-20 км/ч. Причем, Мясницкая даже ночью стоит. 3-4 утра, многие клубы, кафе. Петр Кузнецов: То есть зона успокоенного движения – это плохие дороги в России? Ольга Арсланова: Или узкие дороги. Леонид Антонов: Это зауженные дороги с широченными бестолковыми тротуарами. Ольга Арсланова: И скопление каких-то мест пребывания большого количества людей. Леонид Антонов: Да. И скопление мест притяжения, куда ночью, наверное, никак по-другому и не доедешь, кроме на машине, но зато напакостили чуть-чуть автомобилистам. Петр Кузнецов: Если серьезно говорить об этих зонах, которые, возможно, появятся, ведь как будто бы инициаторы не учитывают психологию европейских водителей и наших. Наши то при 20 км/ч ведут себя не вполне адекватно через раз. Леонид Антонов: Не сказал бы. Конечно, паршивая овца все стадо портит. Но здесь можно и в защиту автомобилистов сказать, что у нас абсолютно нет культуры пешеходов. Ведь пешеходы даже сейчас лезут на проезжую часть, считая, что они в какой-то компьютерной игре, как будто сейчас сохранятся и начнут по новой. Хотя в правилах дорожного движения есть пункт 4 – это "обязанности пешехода". И в них довольно четко написано, что когда пешеход выходит на нерегулируемый пешеходный переход. Я не говорю о том, что вообще в неположенных местах правила не поощряют переход улицы. А там, где нерегулируемый пешеходный переход, в простонародье называемый "зеброй", пешеход обязан убедиться, что он не создает помех движущемуся транспорту. А у нас почему-то считается… Ольга Арсланова: "А я ногу занес, глядя в смартфон и вот в таких наушниках". Петр Кузнецов: Вы правильно сейчас обозначили манеру перехода. А у нас информирование неправильное. С недавних пор, когда появились эти новые изменения по зебрам, "пешеход всегда прав", - говорят пешеходы. И он даже не глядя уже идет… Леонид Антонов: Вот эта бестолковая пропаганда… Петр Кузнецов: На пешеходном переходе. И, как правило, сбивают как раз на пешеходных переходах. Леонид Антонов: Приводит к тому, что повышается аварийность и смертность в дтп пешеходов. Посмотрите на статистику по дтп с пешеходами и с велосипедистами за последние 2 года. Вы увидите там взрывной рост вот этих случаев. Почему? Потому что эта бездумная пропаганда, причем, ложная, привела к тому, что люди, совершенно не осознавая опасности выхода на проезжую часть, чешут, напялив капюшон, уткнувшись в сотовый телефон наперерез, думая, что автомобиль сейчас остановится, как вкопанный. А ведь самый легкий автомобиль гораздо сложнее остановить, чем самую толстую пятую точку. Поэтому пешеход должен осознавать, что он точно такой же участник дорожного движения, как и все остальные. И у него есть, помимо прав, еще и обязанности. Ольга Арсланова: Справедливости ради, в защиту пешеходов я вот, что могу сказать: мне кажется, что здесь срабатывает реваншизм ущемляемого меньшинства, если говорить о большом городе. Люди понимали, что очень долго им было трудно. И автомобилисты доминировали. И сейчас наконец-то им дали какие-то права – переходить дорогу, много разных мест, где они теперь это могут сделать. И вот пока, наверное, какой-то переходный период привыкания не пройдет, надо с этим считаться. Леонид Антонов: Я бы так не сказал. На самом деле пешеходы при всех встречах на круглых столах – с представителями Союза пешеходов, есть даже союз пассажиров общественного транспорта. Они всегда заявляют, что их гораздо больше. Здесь, наверное, они так общаются с автомобилистами с позиции даже силы и пытаются диктовать. Но есть вещи необходимые и есть вещи, которые исходя из логики. Просто законы физики нельзя нарушить, к сожалению, постановлением правительства Москвы или постановлением, пролоббированным Союзом пешеходов. Поэтому все правила должны в первую очередь учитывать естественные те самые законы физики и природы, которые отменить никак нельзя. Петр Кузнецов: Леонид, перед чипами на автозапчасти, к третьей инициативе, но уже не Шуваловской. Коротко прогноз: каковы перспективы у второго предложения Шувалова по этим зонам? Ольга Арсланова: Извините, я прочитаю пару сообщений. "У нас в городе (Омская область) и так быстрее вряд ли разгонишься". Петр Кузнецов: Уже так пошутили. Ольга Арсланова: Еще раз хочу так пошутить. Леонид Антонов: Это шутка, которую департамент транспорта Москвы очень хочет воплотить в жизнь. Если мы вспомним, в прошлом году всерьез обсуждалась (даже на портале "Активный гражданин") инициатива о том, чтобы снизить разрешенную скорость в населенных пунктах до 40 км/ч. К счастью, у нас люди довольно трезвые. И эта инициатива была отклонена, потому что большинство проголосовало против. В этом году за вход уже не до 40, а хотя бы до 50, но все равно снизить. Причем, одна из ключевых задач того же департамента транспорта Москвы – это повышение средней скорости движения транспорта в Москве. Причем, они об этом отчитываются регулярно, что, вот, мы сейчас ввели платные парковки, на 12% скорость повысилась. Но другой они демонстрируют то самое, что называется когнитивный диссонанс: давайте скорость снижать. Это как-то не очень понятно. Какое-то раздвоение личности у чиновников департамента транспорта. То есть, с одной стороны, отчитываются о том, что скорость повышается, а с другой стороны – нет, давайте ее понизим. Ольга Арсланова: Давайте тогда поговорим о последней инициативе, о которой мы сегодня узнали – это возможное чипирование деталей с целью как-то бороться с фальсификатом. Насколько они подорожают? Леонид Антонов: Здесь очень интересная история. Сейчас вообще такая модная тенденция – зачипировать все. Я думаю, что после того, как удалось зачипировать дубленки и меха, тема с продажей вот этих дополнительных бумажечек или каких-то там электронных небольших чипов, она, конечно, кому-то тоже не дает покоя. Наверное, слишком прибыльный бизнес. Говорят, что себестоимость этого чипа порядка чуть ли не 15-20 рублей. Я не знаю, по какой цене продают эти чипы на меховые изделия. Наверное, эти чипы будут того же самого типа. И, наверное, их тоже будут продавать совсем не по себестоимости. Надо посмотреть, какие будут цены и как это вообще повлияет на весь рынок запчастей. Если нам их будут продавать условно по себестоимости 15-20 рублей, наверное, в стоимости многих автозапчастей это не сыграет большую роль. Но надо заметить, что даже в дорогих премиальных иномарках есть автозапчасти стоимостью несколько рублей. Ольга Арсланова: Сам чип будет раз в дцать дороже. Леонид Антонов: Сам чип будет стоить дороже самой запчасти. Я приведу пример. Какие-то пластмассовые заклепки или крепежные элементы стоят несколько рублей. И здесь непонятно: будут сертифицировать только какие-то важные запчасти или все подряд. И кто будет определять, что является важным, а что неважным. Петр Кузнецов: Потом, есть запчасти, куда чип просто не поставишь, не нарушив каких-то технологий. Леонид Антонов: Вероятно, чипировать будут не саму запчасть все-таки, а упаковку. То есть либо этот чип будет приклеиваться к ней, либо вкладываться туда каким-то образом. То есть это как будет внедрено чисто физически, тоже непонятно. Но вопрос все-таки о том, как повлияет стоимость этой затеи на стоимость действительно расходных каких-то материалов. Петр Кузнецов: И поборемся ли мы с ее помощью контрафакт вообще? Леонид Антонов: Да, не будут ли подделывать эти чипы? Потому что, как я видел в одной из программ, контрафактный чип - там просто какие-то бумажки, на которых QR-код напечатан. Простите, это могут печатать все, кому не лень. Если мы посмотрим рынок автомобильных ламп, то мы увидим, что огромное количество подделок, и фирмы-производители просто на уши встают для того, чтобы защитить свою продукцию от этих недобросовестных бутлегеров. Петр Кузнецов: Спасибо, Леонид. Время у нас. Леонид Антонов, координатор общественного движения "Автомобилисты Москвы". Думаю, нам будет еще что обсудить в ближайшее время. Спасибо огромное. До свидания.