Юрий Коваленко: Три дня по новым правилам. Звучит как начало какого-то блокбастера. Регламент работы ГИБДД вступил в силу. В нем много сказано с пометкой "ради обеспечения безопасности". На деле Интернет уже пестрит видеороликами, которые доказывают перегибы в действиях сотрудников ГИБДД на местах. Давайте подумаем о том, что же произошло, что же изменилось в регламенте ГИБДД. Прежде всего исключен, скажем так, фактор отношений между инспектором и водителем. Но тем не менее останавливают автомобиль для проверки вне постов ДПС – законно. Прячут патрульную машину на дороге. Требуют у водителя документы без удерживающих устройств. Могут использовать фото- и видеокамеры. Запрещают водителю вести видеосъемку. Могут потребовать выйти из автомобиля. А также, кстати, могут курить во время общения с водителем. Это, конечно, далеко не полный список всех требований, но почему-то мы его сейчас уже воспринимаем как закон, наверное. Тамара Шорникова: Ну а вскоре жизнь водителя станет еще более напряженной – в России также готовятся ввести институт народного инспектора. Интересно, будет ли красный нарукавник? В общем-то, и сейчас можно уже снять видео или фото нарушения, приложить к заявлению или отправить через приложение для смартфона. Но отправка файлов еще не означает, что нарушителю обязательно будет выписан штраф. С народными инспекторами можно будет перейти к практически полностью автоматизированной выписке штрафов. Но это все в будущем. Юрий Коваленко: Но прежде всего, чтобы система заработала, нужно защищенное приложение от фальсификации и каким-то образом использование электронной подписи. Но пока программа разрабатывается, живем как живем с новым регламентом ГИБДД. Давайте посмотрим, чем это может изменить жизнь водителю. У нас в гостях – Леонид Антонов, координатор общественного движения "Автомобилисты Москвы". Здравствуйте. Леонид Антонов: Здравствуйте. Юрий Коваленко: Как вы почувствовали на себе новый регламент? И почувствовали ли вообще? Леонид Антонов: В Facebook, в нашей группе (а у нас довольно большая группа – 20 тысяч человек) "Автомобилисты Москвы", в ней уже появились сообщения о том, как по новому регламенту московские водители общаются с инспекторами ГИБДД. Юрий Коваленко: Со знаком "плюс" или со знаком "минус"? Леонид Антонов: Непонятно. Тамара Шорникова: Цензурные выражения? Леонид Антонов: Пока нейтрально. Но в общем инспектора уже пытаются давить. И наверное, то предложение, алгоритм действий, который был нами предложен еще весной этого года, он на самом деле должен сейчас заработать в полный рост. То есть при встрече с инспектором ГИБДД, когда вы чувствуете, что остановка не просто так, а для того, чтобы вас "пощупать за вымя", за ваш бумажник, нужно сразу говорить: "Я чувствую, что назревает конфликтная ситуация и веду видеосъемку". В регламенте исчезнувшая вот эта фраза о том, что фото- и видеосъемку в общении с инспектором… Раньше она была напрямую там прописана, сейчас эту фразу убрали. Но… Тамара Шорникова: То есть он же может ответить: "А я категорически против". Леонид Антонов: Но это положение есть в законе "О полиции". Закон имеет более высокое значение, чем регламент. И поэтому, ссылаясь на закон "О полиции", граждане в случае возникновения конфликтной ситуации, или если она только назревает, вправе произвести фото- и видеофиксацию по своей инициативе. Да, частную жизнь инспектора вы не можете снимать, когда он без формы, дома, где-то там с детьми. Но когда он в форме, при исполнении, тогда он уже не частное лицо, а это инспектор, и его действия вы вправе зафиксировать. Юрий Коваленко: Может быть, вам мое предложение покажется каким-то странным, но вот почему бы не поставить камеру на грудь полицейского, прикрепить, и чтобы он не имел права ее выключать? Понятное дело, что можно водителя вывести из патрульного автомобиля, сесть в автомобиль водителя и там каким-то образом пытаться с него, скажем так, снять какие-то деньги, вдруг ему захотелось. Почему не существует такой камеры, которая пишет все и всегда, чтобы водитель просто не думал о том, что инспектор может что-то от него потребовать незаконного? Леонид Антонов: Теоретически так и должно быть. Ведь это хотели сделать. Но пока, к сожалению, технически воплотить эту затею нельзя, потому что представляете, какой объем информации должна накапливать эта камера каждый день. Ну, это порядка 4 гигабайт в час. То есть каждому инспектору нужно выдать большую флешку. Да и еще не дай бог, чтобы не выяснилось потом: "Ах, всё пропало! У меня флешка не считывается", – как у нас любимое… Юрий Коваленко: Штрафовать инспектора за то, что он испортил государственное оборудование. Леонид Антонов: К сожалению, пока оштрафовать должностное лицо в нашей стране вообще очень большая проблема. Гораздо проще оштрафовать сто простых граждан, чем одно должностное лицо. Тамара Шорникова: С другой стороны, скажу в защиту инспекторов. Юра, мы, конечно, очень часто под прицелом видеокамер, но у нас есть время, когда мы в ньюсруме можем обменяться анекдотами, как прошел вчерашний день. Ты бы согласился носить такую видеокамеру круглосуточно? Юрий Коваленко: Я во всяком случае не имею возможности за анекдот ни с кого снять денег, причем против воли человека, который слушает этот анекдот. Тамара Шорникова: Ладно, продолжим обсуждать новый регламент, новые правила. Как дальше жить? Леонид Антонов: Жить? В принципе, с введением этого нового регламента процесс общения с инспектором измениться не должен. То есть если вы подозреваете… Тамара Шорникова: Но, возможно, станет чаще общение. Леонид Антонов: Да, станет чаще. Более того, вы не озвучили, а по новому регламенту инспектора ГИБДД вправе проверить документы и у пассажиров. Не только у водителя, но еще и у людей, которые сидят в машине, могут потребовать паспорт. Так что паспорт теперь должны носить все и всегда. Тамара Шорникова: А если с собой не окажется? Леонид Антонов: Значит, вправе, наверное, будут… Вот пока непонятно. Судя по всему, наверное, будут намекать на то, что: "Мы вас сейчас задержим для выяснения личности". Юрий Коваленко: Убрать человеческий фактор общения водителя с инспектором, сделать автоматические штрафы, чтобы все было беспринципно и как-то без всяких вот этих полутонов. Зачем вот это все опять? Леонид Антонов: Эти автоматические штрафы тоже, к сожалению, сегодня бьют только по простым людям. Вот они никак не могут сделать так, чтобы система отсева брака… Процент брака очень большой. При проектировании этих систем нас убеждали, что будет где-то порядка 5% некачественного материала и 5% ошибок, но в реале оказалось, что это порядка 20%. И здесь я всегда такую аналогию провожу. Представьте себе – вы пришли в магазин, покупаете коробку яиц, десять штук, а там два из них тухлые. По идее, магазин надо закрыть. Но эта система такая же, с 20% ошибочных штрафов, она действует, и ее никто не закрывает. А только радуются: "Как хорошо! Смотрите – бюджет пополняется". У нас же все для пополнения бюджета. И цифра самая красноречивая на сегодняшний день, которая существует, подтверждающая мои слова: в Москве за 2016 год штрафами с автомобилистов собрана сумма колоссальная, превышающая бюджет Владимира, – 17,5 миллиардов рублей собрано только штрафами. Из них, представьте, 20% – это брак. Это не сотни тысяч, не миллионы, а это миллиарды рублей. Ну, разве смогут чиновники отказаться от такого, так сказать, халявного пополнения бюджета? А чиновники себе ни в чем не отказывают. Ведь мы прекрасно видим, какие конкурсы проводятся на транспортное обслуживание. Они же себе выписывают не карты "Тройка" для поездок на метро и велосипеде, а они себе выписывают аренду дорогостоящих лимузинов, обязательно, чтобы ультрафиолетовая лампа была в системе очистки воздуха, DVD, телевидение. Ну, ни в чем себе не отказывают, ведут красивую и комфортную жизнь. Юрий Коваленко: Ну, это мы говорим в масштабах депутатов, скажем так, или народных избранников… Леонид Антонов: Это не депутаты, а это именно чиновники. Юрий Коваленко: Чиновники, хорошо. Леонид Антонов: Причем даже среднего звена. Это руководство префектур, управ Москвы (ну, я по Москве буду говорить), руководство департаментов Правительства Москвы. Все себе наорганизовывали этих конкурсов, и все прекрасно получают это самое транспортное обслуживание бонусом к тому, что они получают зарплату очень немаленькую и все остальные привилегии. Юрий Коваленко: Ну хорошо. Это коснулось плюсом, скажем так, чиновников. А вот что почувствовали простые водители – вот те, кого мы видим на дорогах, те, кого останавливают те самые инспекторы, которые третий день уже живут по новому регламенту? Вы можете позвонить нам и сообщить, что изменилось за последние три дня, как вы на себе это почувствовали, насколько вы стали беднее, если вдруг такое произошло, либо вы отстояли свои права. Звоните нам – мы выслушаем и дадим авторитетный комментарий эксперта. Тамара Шорникова: Уже приходят сообщения на наш SMS-портал. С помощью эсэмэсок вы также можете спросить нашего эксперта о чем-либо или рассказать о своей истории. Очень много возмущений вызывает этот спорный момент по поводу курения, пишут резонно: "Закон запрещает курить в общественных местах". Леонид Антонов: Ну, я как человек курящий… Боюсь, что меня сейчас обвинят в пропаганде курения. На самом деле, конечно, должностные лица курить при исполнении обязанностей, именно в процессе общения с гражданами не должны. Это нехорошо. Но в общем и целом для меня как для курящего человека это не является такой большой сложностью. Я гораздо больше подводных камней вижу в том, каков порядок общения инспекторов с гражданами. Сегодня буквально утром в нашей группе в Facebook было опубликовано такое сообщение о том, как один из участников группы уже пообщался по новому регламенту с инспектором. Остановили и говорили: "Что-то у вас глаза красные, зрачки расширенные. А поедем-ка мы с вами на освидетельствование". Понятное дело, что машину надо оставить вот здесь. А где "вот здесь"? Прямо посреди дороги, где ее тут же заберет эвакуатор или выпишут штраф за неправильную парковку. Очень долго они обсуждали, как быть с машиной, ведь ее надо оставить. Причем инспектор говорит: "Что, вы отказываетесь?" Все время лейтмотивом проходило: "Вы отказываетесь? Вы отказываетесь ехать на освидетельствование?" Он говорит: "Нет, я не отказываюсь. Но машину-то как? Я же не могу ее бросить здесь. Или вы мне предлагаете оплатить вот эту поездочку, пока я буду с вами ездить, 200 рублей в час?" А это стоимость часа парковки на том месте, где его остановили. То есть очень долго, 20 минут они препирались – до тех пор, пока жена участника уже не предложила этот разговор начать как раз снимать, потому что назревает какая-то конфликтная и непонятная ситуация: "Давайте мы будем снимать". Ну, закончилось дело тем, что его отпустили, пожелав ему, конечно, счастливого пути. Но человек 20 минут вынужден был доказывать, что нормально все. Человек трезвый, сидит за рулем. Ну, приболел, может быть, не выспался. Юрий Коваленко: Устал, дорога может быть долгой. Я понимаю. Я, скорее всего… Леонид Антонов: Могут быть у человека красные глаза не только от алкогольного опьянения. Юрий Коваленко: Я, скорее всего, в ближайшее время буду покупать видеорегистратор, наверное, не для записи дорожной обстановки, а для общения с возможными сотрудниками ГИБДД. У нас есть первый звонок, нам дозвонился Денис из Саратова. Денис, здравствуйте. Как вы почувствовали на себе эти три дня регламента? Зритель: Здравствуйте. Я сам лично пока еще никак не почувствовал. Видел уже – на дорогах стоят инспекторы, в различных местах. У меня такой вопрос по этому поводу. В связи с новым регламентом ГИБДД как будут проходить проверки на дорогах вне стационарных постов в ночное время? И какие права у водителя, если его останавливает, допустим, наряд ДПС на какой-то пустынной трассе, в каком-то месте таком в темное время суток? Тамара Шорникова: Денис, вопрос понятен. Но перед тем, как мы начнем на него отвечать… Вы не сталкивались еще лично с новыми правилами. А в принципе как их оцениваете? Зритель: Ну, какие-то моменты, в принципе, нормальные. Пока еще не могу точно оценить это все. Тамара Шорникова: Пока сложно без какого-то подтверждающего опыта. Зритель: Сложно. Тамара Шорникова: Понятно. Ну вот, как же с осмотром и общением в ночное время? Юрий Коваленко: Я добавлю один момент. Ввиду этого регламента было уточнено, что они могут стоять в местах со сложным рельефом и на аварийно-опасных участках. Позвольте, у нас вся страна – аварийно-опасный участок и довольно сложный рельеф. То есть везде могут стоять? Тамара Шорникова: То есть уже можно куст доставать из багажника. Юрий Коваленко: Да, вполне. Леонид Антонов: Если вспомнить историю, то предыдущий регламент появился, когда именно количество этих так называемых засад просто стало зашкаливать. И тогда уже, когда возмущение людей достигло какой-то определенной точки, тогда появился регламент, который запрещал это делать. Сейчас мы почему-то (как всегда – шаг вперед, два шага назад) опять возвращаемся к тому, от чего и отказались. И я боюсь, что через некоторое время придется опять рассматривать вопрос о том, чтобы отменять это положение, что могут останавливать вне стационарных постов. Сейчас я даже, честно говоря, ситуации, которую описал позвонивший, прямо пугаюсь. Представляете – на безлюдной какой-то сельской дороге среди ночи меня остановят люди какие-то. Юрий Коваленко: И не факт, что они могут быть сотрудниками полиции. Леонид Антонов: Да. Может быть, это какие-то "ряженые", которые потребуют открыть автомобиль, выйти. А дальше что произойдет? Я в лучшем случае останусь куковать под луной на безлюдной дороге в лесу, а в худшем случае через некоторое время найдут окоченелое тело. То есть здесь это очень серьезный момент. И я переживаю, что это может начать происходить. Юрий Коваленко: С другой стороны, как говорится, как сделать хорошо? Сделать сначала плохо, а потом вернуть все, как было. Я верю, что, наверное, все-таки вернется все это к здравому смыслу. Осмысление безопасности, чувство безопасности водителя. Я не буду чувствовать себя в безопасности, будучи остановленным где-нибудь на темной трассе. Да и все-таки ситуация с этими засадами… Вот за последние три дня я увидел увеличение количества автомобилей и на трассах, и на дорогах в городе. Ну, если в городе я спокоен за себя, то за городом я уже не спокоен. Тем более уже начинают ощупывать на предмет паспорта. Нагонение страха на водителей. Леонид Антонов: А мы прекрасно помним прошлогодние истории с вот этими бандитами, которые разбрасывали шипы какие-то… Тамара Шорникова: Повреждали шины, да. Леонид Антонов: Прокалывали колеса и просто убивали людей для того, чтобы их ограбить. Почему бандиты не смогут появляться ряжеными в полицейскую форму? Вот это для меня, конечно, загадка. И на волне, когда еще это свежо, вот только-только все закончилось. Еще даже суд был буквально недавно над оставшимися членами банды, которых не уничтожили, а которых задержали. Тамара Шорникова: Хочется в этой связи вспомнить название романа Стейнбека – мне кажется, ожидает нас "Зима тревоги нашей". Давайте посмотрим, что тревожит Архангельскую область. Есть у нас звонок от телезрителя, Андрей дозвонился нам. Андрей? Зритель: Здравствуйте. Тамара Шорникова: Здравствуйте. Как вам новые правила? Зритель: Я категорически против этого беззакония со стороны инспекторов. И не только я, а, наверное, все, больше 90% населения. Потому что они и так раньше разводили, а сейчас будут разводы еще более. Понимаете, и нам вообще ничего будет не добиться. Юрий Коваленко: Может быть, у вас кто-то из знакомых уже попадал в такие ситуации? Зритель: Обязательно надо разрешить видеосъемку, чтобы она была. Тамара Шорникова: Что больше всего возмутило вас в новых правилах? С чем не согласны категорически? Зритель: Вот как можно доказать? Например, инспектор меня останавливает за одно нарушение, я с ним не соглашаюсь. Он говорит: "Хорошо, я составляю на тебя два постановления". Кстати, по этому поводу бесполезно… "Составлю два постановления". Хотя я был пристегнутый и на его глазах отстегивался. Понимаете? Он говорит: "Я этого не видел". И написал на меня два постановления. Понимаете? А сейчас будут вообще разводы полные, как в 90-х годах. Тамара Шорникова: Спасибо большое. Ну, опасения понятны, действительно. Юрий Коваленко: А вот кто-нибудь будет рассматривать эти записи камер наблюдения, если человек попробует опротестовать? Куда вообще идти жаловаться, если у меня на камере моего видеорегистратора есть нарушение инспектора? И кто вообще меня услышит? Леонид Антонов: Сейчас такой системы, конечно, нет. Вы можете приложить эту видеозапись, предложить ее рассмотреть руководству того подразделения ГИБДД, инспектор которого вас остановил. Вы можете с этой видеозаписью идти в суд, если вы совсем уже, так сказать, решили оспаривать это решение через суд. Но это могут рассмотреть, а могут не рассмотреть. То есть такой жесткой нормы о том, что ваша видеозапись является доказательством для суда или для уполномоченных органов, которые рассматривают это дело, такой жесткой нормы нет, к сожалению. Юрий Коваленко: Мы плавно подошли ко второй половине, скажем так, нашей темы – это народные инспекторы. Это люди, которые… Абсолютно любой человек, совершенно любой россиян может снять на камеру видеорегистратора, мобильный телефон, на что угодно какое-то нарушение и отправить его – и нарушителю грозит какая-то кара. Если сейчас, даже отстаивая свои права, невозможно добиться справедливости, как будут обрабатывать миллионы отправленных видеозаписей от этих народных дружинников и инспекторов? Леонид Антонов: Здесь предлагается несколько другая модель. На регистратор снять это не получится. То есть это должен быть обязательно смартфон, в который вы скачиваете с сайта госуслуг специальное приложение, которое исключает возможность видеомонтажа, которое прикладывает к вашей видеозаписи точное время и геолокацию. Тамара Шорникова: Место, геолокацию. Леонид Антонов: Только в этой ситуации, когда эти все данные совпали, и ваше описание того, что произошло, совпадает. Вы там тоже должны будете написать, что произошло, какое нарушение вы зафиксировали. Только тогда это может явиться материалом для возбуждения дела. Непонятно, будет ли, как во всеобщей этой системе фото- и видеофиксации, которая наложена в Москве, будет ли там сидеть какой-то человек, который будет проверять качество этих материалов. То есть по этому материалу ведь должно быть возбуждено какое-то административное производство, если это речь об административном правонарушении – парковка не в том месте или еще что-то. То есть должен сидеть человек, который будет проверять качество этих материалов. Но по тому, как качество материалов проверяется на сегодняшний день, мы можем говорить о том, что люди подходят очень формально. То есть на рассмотрение каждого материала у контролирующего человека считанные секунды, потому что они в день выписывают десятки тысяч вот этих постановлений по материалам фото- и видеофиксации стационарных камер, которые развешаны по Москве. Их уже более 2 тысяч висит в Москве только. И представьте себе – сейчас пойдет вал этих народных инспекторов. И что будет там? Без системы, которая первоначально будет фильтровать качество предоставляемых фото- и видеоматериалов для возбуждения этого дела и вынесения постановления. И второе – то, о чем мы говорим уже пять лет – это вопрос об оспаривании. То есть если кто-то из недоброжелателей ваших прямо конкретно захотел вас проучить, как это называется, наказать или просто сделать вам гадость… Тамара Шорникова: Ну, не симпатичны вы ему. Леонид Антонов: Он пошел, общелкал ваш автомобиль, как вы стоите, подобрал так ракурс, чтобы где-нибудь вдалеке висел такой знак. Может быть, там что-нибудь похимичил с координатами, где это место конкретно находится. А еще в условиях плотной городской застройки спутниковые системы геолокации дают очень большую ошибку. Если в чистом поле, в идеале, когда нет рядом какого-нибудь радиопередающего центра, типа Останкино, или еще чего-то, там точность позиционирования может быть 10 метров, 5 метров, то в городе из-за плотной застройки, из-за многократных отражений радиоволн, которые посылает спутник, может точность падать до 200 метров. А что такое в городе 200 метров? В Москве есть улица Ленивка длиной 72 метра. То есть 200 метров… Вы стоите на соседней улице, а вам говорят: "Нет, вы стоите вот здесь, а здесь висит знак". Все. И вы получаете штраф. И за 15 секунд человек, который рассматривает и выносит решение о том, чтобы возбудить дело, выписать, так сказать, штраф, постановление и так далее, за 15 секунд он не успевает чисто физически принять правильное решение. Юрий Коваленко: Ну что же, дорабатывать и дорабатывать… Тамара Шорникова: Будем надеяться, что эти изъяны обсуждаем не только мы, но и ответственные за эту инициативу люди. Так что будем следить. Юрий Коваленко: Ну, регламент – это не закон, его можно и поправить во всяком случае, сделать как-то более полезным. Леонид Антонов: Да. Эту систему с народным инспектором уже окрестили, так сказать, "народный стукач". В общем, такие референсы к нашему советскому прошлому. Юрий Коваленко: Ну, надеемся, что все-таки этого не произойдет, во всяком случае так, как вы это описали. Большое спасибо. У нас в гостях был Леонид Антонов, координатор общественного движения "Автомобилисты Москвы". Большое спасибо. Тамара Шорникова: Спасибо. Леонид Антонов: До свидания.