• Главная
  • Программы
  • ОТРажение
  • Леонид Антонов: Если знак «Инвалид» выдан, человек вправе его использовать на любом автомобиле, не только на своем

Леонид Антонов: Если знак «Инвалид» выдан, человек вправе его использовать на любом автомобиле, не только на своем

Гости
Леонид Антонов
координатор общественного движения «Автомобилисты Москвы»

Виталий Млечин: Тем временем, ГИБДД хочет знать все. Госавтоинспекция разработала законопроект, который обяжет медиков информировать ведомство о водителях, которые имеют медицинские противопоказания к вождению. Речь идет, например, об алкоголизме, наркомании и плохом зрении, естественно.

Тамара Шорникова: Сегодня при получении водительских прав гражданин обязан пройти врачебную комиссию (обследование у психиатра, офтальмолога, нарколога и других врачей) и представить в ГИБДД медицинскую справку об отсутствии противопоказаний к вождению. Справка эта платная, надо сказать. Цены на нее варьируются от 1000 до 5000 рублей. Аналогичный документ надо предъявить и в случае, если автолюбитель возвращает права после лишения за пьяную езду.

Виталий Млечин: При этом информационного взаимодействия между Минздравом и полицией сейчас нет. Если у автолюбителя выявлены медицинские проблемы уже после того, как он получил права, то в ГИБДД об этом ничего не узнают. Соответственно, и водитель продолжит спокойно ездить по дорогам. Периодически таких водителей, правда, выявляет прокуратура, но в ручном режиме.

Тамара Шорникова: И вот, что предлагает ГИБДД изменить в этой порочной схеме. ГИБДД предлагает заносить данные о выданных медицинских заключениях и обследованиях (как в государственных, так и в частных клиниках) в федеральную информационную систему, которую создаст и будет содержать Минздрав. Какие конкретно данные будут в него вносить, пропишут в отдельном постановлении правительства.

Виталий Млечин: И какой же законопроект без штрафов? Их уже прописали. Поправками предлагается установить наказания для врачей и водительских комиссий. За непредоставление данных в федеральную информационную систему штраф для должностных лиц до 50 000 рублей, для юридических – до 100 000 рублей. Если у водителя выявили противопоказания, но в базу данных переданы сведения о том, что у гражданина нет проблем со здоровьем, то штраф уже до 200 000 для должностного лица и до 600 000 рублей для юридического лица. Также для юрлиц предусмотрено приостановление деятельности до 90 суток.

Тамара Шорникова: А еще, по мнению ГИБДД, это должно помочь бороться с липовыми справками. После появления бесплатных парковочных мест для инвалидов машин с соответствующими знаками стало заметно больше. Давайте разбираться, кто, во-первых, там сидит за рулем, а, во-вторых, как скажется нововведение на нашей жизни.

Виталий Млечин: Да. Откуда берутся эти машины. У нас в гостях координатор общественного движения «Автомобилисты Москвы» Леонид Антонов. Леонид, здравствуйте.

Леонид Антонов: Добрый день.

Виталий Млечин: Как вы считаете, инициатива нужная, своевременная и реализуемая ли?

Леонид Антонов: Вообще очень сложная тема. На самом деле сейчас вы упомянули о том, что в Москве стало заметно, на первый взгляд, больше инвалидов, чем раньше. Автомобилей, которые предназначены для инвалидов или перевозки инвалидов. Но на самом деле эта тема возникла не просто так. В связи с появлением такой льготы по парковке для автомобилей инвалидов и для перевозки инвалидов многие люди, которые раньше имели по медицинским показаниям возможность получить инвалидность, этим не занимались. Сейчас, когда эта льгота появилась, естественно, представьте себе парковочное разрешение, для того чтобы парковаться по всей территории Москвы стоит 300 000 рублей в год. Конечно, для инвалидов это серьезные деньги. И поэтому многие решились на этот шаг, чтобы пройти эту медико-социальную экспертизу, для того чтобы получить инвалидность. И поэтому…

Виталий Млечин: То есть нельзя говорить о том, что сейчас практически все машины с этими значками куплены, что на самом деле там инвалиды ездят в этих машинах?

Леонид Антонов: Если посмотреть перечень заболеваний, по которым можно получить инвалидность, он огромный, многостраничный перечень. То есть там реально люди, которые раньше не заморачивались, сейчас просто взяли и решили в связи с тем, что такая льгота появилась, получить эту инвалидность и, соответственно, знак на свой автомобиль.

Тамара Шорникова: Вот Владимирская область пишет нам: «Справка легко покупается». А у нас корреспондент взял да и проверил, насколько это легко. У нас есть сюжет. Его подготовила Татьяна Григорянц. «Продам парковку для инвалидов», - еще совсем недавно интернет пестрил подобными предложениями. Наша съемочная группа решила выяснить, кто ими торгует. Ни одного подобного объявления не нашла. Неужели все уже продали? Об этом наш следующий репортаж.

СЮЖЕТ

Виталий Млечин: Леонид, скажите, пожалуйста, а есть ли вообще такое количество инвалидов в нашем городе, в нашей стране, какое количество у нас сейчас мест для инвалидов? Потому что, куда ни приедешь, действительно огромное количество мест. И что же, действительно у нас такое количество людей с ограниченными возможностями, которые ездят на машинах?

Леонид Антонов: Вообще, возвращаясь к началу нашего разговора, я уже сказал о том, что в принципе вот этот перечень заболеваний, которые дают возможность человеку получить инвалидность, очень широкий. И я изучал его. Я не могу сказать, что там есть какие-то такие заболевания надуманные. Там действительно реально все тяжелые заболевания, которые приводят к ограничениям в той или иной степени, к возможности передвижения, к ориентированию в пространстве. Конечно, инвалидам нужны такие места. И появление такого большого количества автомобилей с инвалидными наклейками, со значками о том, что автомобиль предназначен для перевозки инвалида или за рулем инвалид, связано с тем, что действительно в Москве так сложилось, что большое количество людей вправе по медицинским показаниям претендовать именно на то, чтобы получить такой значок, имеют инвалидность.

Виталий Млечин: А вы можете объяснить, как действует эта новая система? Мне, например, не очень понятно, что значит «разрешение действует, только когда в машине инвалид»? А если, скажем, инвалид куда-то приехал, припарковал машину и ушел.

Леонид Антонов: Для меня это тоже, к сожалению, загадка. У меня мама инвалид I группы. И раньше иногда подходили к машине, требовали показать действительно эту справку из медико-социальной экспертизы о том, что инвалид. Сейчас как это работает? Для нас всегда эти новации, которые пытаются нам внедрить, происходят в каком-то тестовом режиме. На людях проводят эксперимент. Хотя эксперименты на живых людях без их прямого согласия запрещены. Есть международная конвенция, которая это запрещает.

Тамара Шорникова: Разрешены абсолютно, полностью, безоговорочно вопросы к нам от зрителей в прямой эфир. К нам дозвонился Андрей из Хакасии. Давайте его послушаем.

Виталий Млечин: Здравствуйте, Андрей.

Зритель: Здравствуйте. Понимаете, я сам инвалид. Я имею возможность парковаться. Но у меня инвалидность по ногам. Но у нас же инвалиды разные есть. Надо, например, устрожить проверку на реакцию. Вот это все. Но это большой вопрос, конечно. Тема очень большая. Но меня задевает тема, почему не поднимают вопрос с возрастом. Возраст у нас. Дошло до 70 – хватит, все, отбирайте права. Но если люди здоровые, пускай они это докажут. Чтобы комиссия была очень хорошая, проверила его на реакцию. Он едет на машине. Я в городе занимаюсь машинами. Я очень много знаю людей. И я говорю: «А почему ты так ехал?». Он говорит: «Я не тороплюсь никуда». Они в зеркала не смотрят. Не видят ничего. Едет человек, 85 лет. Он одноглазый.

Виталий Млечин: Андрей, во-первых, то, что вы говорите, на 100% неэтично. Нельзя так говорить о всех людях. Во-вторых, то, что вы предлагаете, это еще и незаконно. Нельзя ограничивать людей в правах только потому, что они дожили до преклонного возраста. Поэтому давайте даже не будем это обсуждать. Спасибо вам большое за ваше мнение. Но это не годится.

Тамара Шорникова: Но есть мнение при этом ужесточить все-таки ограничения по существующим болезням. Как вообще сегодня ГИБДД узнает о том, что находящийся за рулем имеет на это право по состоянию здоровья или нет?

Леонид Антонов: Мы в сюжете сейчас увидели, что пытаются создать какую-то базу, для того чтобы можно было оперативно определить, имеет ли право человек на парковку на инвалидном месте или нет. Но зная о том, как работают эти системы межведомственного взаимодействия, конечно, у меня всегда возникает очень много вопросов к этой системе, которая постоянно сбоит. То есть так называемая криворукость присутствует здесь, к сожалению. И мы знаем о том, как тяжело оспорить существующие штрафы. Хотя власти нас уверяют о том, что будет выработан механизм, когда эти легко назначаемые штрафы с автоматических средств также легко будут отменяться. Но разговоры об этом идут уже не первый год. Но, к сожалению, воз и ныне там. И мы пока еще не видим способ и стремление наладить эту систему, когда бы неправомерно назначенные штрафы, как нам обещают, во всех таких ситуациях трактовались бы в пользу людей. Но, к сожалению, пока эта система не налажена.

Тамара Шорникова: Давайте примем еще один звонок. Валерий из Новосибирска к нам дозвонился.

Виталий Млечин: Валерий, здравствуйте. Что вы думаете по этому поводу?

Зритель: Здравствуйте. Я не слушал. Я думал о своем. Я 17 октября проходил комиссию. И мне выдали знак «инвалид» для автомобиля. У меня III группа. На что сотрудники мне говорят, что я не имею права такой знак ставить на машину и пользоваться бесплатной стоянкой, этими льготами.

Виталий Млечин: Леонид, насколько это обосновано?

Тамара Шорникова: То есть знак выдали…

Леонид Антонов: Это самоуправство. Если этот знак выдан, то человек вправе им пользоваться и может его использовать на любом автомобиле. Не только на своем, но и на автомобиле приятеля, который поможет ему доехать из одного места в другое. То есть это и раньше так было в принципе. Автомобиль надо было регистрировать в медико-социальной экспертизе. Но и в Москве для получения этой льготы на парковку на инвалидных местах надо было получать (и сейчас, наверное) инвалидное парковочное разрешение, которое довольно легко оформляется. Имея эту справку, вы приходите во многофункциональный центр. И там инвалид пишет заявление о том, что он просит предоставить вот это разрешение на такую-то конкретную машину. Как сейчас это будет работать, для меня пока загадка. Я, честно говоря, не могу вам сказать, насколько это будет качественно.

Тамара Шорникова: Много СМС. Правда, непонятно, они от пешеходов или от водителей. Но люди переживают действительно за состояние тех, кто находится за рулем. Вот Алтайский край. У некоторых водителей болезнь глаз. Видимо, начали настороженнее относиться к своему здоровью после нашей предыдущей темы. Красноярский край: «Медосмотр сильно упростили. Даже невролога, терапевта, кардиограмму не проходят». Свердловская область: «Страшное дело – автоаварии с пассажирским транспортом. Контроль должен быть ответственнее и серьезнее», - Сергей, Красноуральск. Опасений много, но насколько воплотима система с единым реестром данных, которые будут передаваться из Минздрава в ГИБДД по оперативному состоянию водителей?

Леонид Антонов: Здесь тоже есть вопросы к этой всей задумке. Во-первых, это вопрос врачебной тайны. Потому что если информация о диагнозе будет каким-то образом передаваться от врачей в ГИБДД, это прямое нарушение действующего законодательства. То есть на это, наверное, не пойдут. А каким образом…

Тамара Шорникова: А если ряд диагнозов может повлечь за собой опасность на дороге и смерть кого-то из пешеходов?

Леонид Антонов: С таким диагнозом даже и раньше нельзя было получить справку для прав.

Тамара Шорникова: Но после получения справки ты свободен определенное количество лет. Ты прошел техосмотр, ты прошел комиссию. А через год твое здоровье изменилось.

Леонид Антонов: Если оно ухудшилось так, что уже человек не соответствует по своим медицинским показаниям, для того чтобы водить автомобиль, скажем, да, это серьезная проблема. Но, опять-таки, мучить тех же инвалидов постоянными переосвидетельствованиями мы же не можем. То есть врачи выдают справку, понимая, каким образом развивается заболевание и сколько времени оно будет еще в рамках того, что человеку разрешается управлять автомобилем.

Поэтому, опять-таки, здесь очень много вопросов. И, наверное, те, кто придумывают эти новации, они не совсем до конца понимают, как это работает. То есть стремление получить побольше денег в виде штрафов. Потому что сейчас такая тенденция вообще наметилась не только в Москве, но по всей стране. Потому что штрафы идут в бюджет. Бюджет у нас, как известно, худой и требует постоянного пополнения. И вот попытка найти новый источник. Но при этом почему-то залезают постоянно в карман простым людям. Это для меня очень странная такая тенденция, если не сказать тревожная.

Виталий Млечин: Давайте все-таки попробуем сформулировать. Зачем это делается – понятно. Кроме того, чтобы штрафов собрать. Естественно, если человек вдруг запил, стал алкоголиком, то ему не стоит садиться за руль. И как-то следовало бы, наверное, ГИБДД об этом узнать. То есть все-таки, возможно, это движение в правильном направлении?

Тамара Шорникова: Но, возможно, неправильными методами реализуется, или планируется реализация.

Леонид Антонов: Здесь, к сожалению, я не медик. И посоветовать, как эту ситуацию исправить, направить ее в нужном направлении…

Тамара Шорникова: Мы сейчас не спрашиваем о том, как вылечить конкретного человека . Это личный выбор каждого. Мы спрашиваем о том, как ГИБДД оперативно узнать о том, что кто-то из тех, кто едет со справкой, стал опасен на дороге?

Леонид Антонов: Здесь, к сожалению, как в любом случае таких дтп…. Это известная процедура. Обязательно проводится освидетельствование на состояние алкогольного или наркотического опьянения. То есть если в результате выяснилось, что человек был под воздействием каких-то препаратов или алкоголя, то, наверное, да, здесь требуется уже повторная медико-социальная экспертиза, которая может установить, вправе ли человек при существующем его состоянии управлять автомобилем, может ли он это делать безусловно для окружающих и себя. Здесь надо, чтобы специалисты именно садились вместе за один стол и вырабатывали эти правила, которые будут понятны, самое главное – удобны и безвредны для тех, кто является добропорядочным человеком и пользуется и льготами, и не имеет ограничений для управления автомобилем.

Виталий Млечин: Леонид, буквально за 10 секунд ответим коротко на вопрос. «У меня ребенок инвалид. Могу ли я получить знак для машины и парковаться на местах для инвалидов?».

Леонид Антонов: Да, конечно.

Виталий Млечин: Это возможно? Отлично. В Курскую область этот ответ отправляется. Можете получить. Спасибо большое. У нас в гостях был координатор общественного движения «Автомобилисты Москвы» Леонид Антонов. Мы беседовали о новых инициативах ГИБДД относительно того, чтобы следить за нашим здоровьем. Сейчас о том, о чем будут говорить наши коллеги в программе «Отражение» сегодня вечером.


Подписаться на ОТР в Яндекс Дзене

Комментарии

  • Все выпуски
  • Полные выпуски
  • Яркие фрагменты
  • Интервью
  • Сюжеты