Леонид Ольшанский: Мы переходим к концепции двух наказаний за одно деяние

Гости
Леонид Ольшанский
вице-президент «Движения автомобилистов России», адвокат

Оксана Галькевич: Ну а мы начинаем наш прямой эфир, дискуссионный клуб наш объявляем открытым. Внимание, внимание, очень много важной информации для автомобилистов. Если вы управляете транспортным средством или знаете людей, которые управляют транспортным средством, скорее делайте погромче и слушайте наш выпуск.

Виталий Млечин: Пока что это именно информация к размышлению и обсуждению в программе "Отражение", а не в "Новости", потому что речь пойдет о проекте закона.

Оксана Галькевич: Поправки, если они будут приняты, здорово все-таки отразятся на нас с вами, уважаемые автомобилисты, водители. Итак, проект закона: наши депутаты предлагают увеличить штрафы для тех, кто ездит без технического осмотра, до 2 тысяч рублей, хотя прежде была идея только в районе 800 остановить этот порог.

Виталий Млечин: Ну инфляция же растет.

Оксана Галькевич: Конечно, а может быть, и аппетиты. За выдачу диагностической карты на неисправную машину или вообще без проведения осмотра придется заплатить от 5 до 10 тысяч рублей. Аналогичные суммы взыщут и за внесение этих данных в автоматизированную систему технического осмотра, сейчас наказание за такие действия установлены только для юридических лиц, а теперь присоединяют "физиков".

Виталий Млечин: Ну а если эксперт или компания-оператор проводит осмотр машины, но не имеет доступа к этой категории транспортных средств или не внесен в реестр операторов, то их тоже ждет штраф. Если поймают на этом повторно, то сумму штрафа, естественно, увеличат, а эксперта дисквалифицируют на срок до 3-х лет. Всю процедуру ТО придется обязательно фиксировать с помощью фото- или видеосъемки, а после окончания вносить данные о машине в автоматизированную систему.

Оксана Галькевич: Проект поправок в КоАП уже поддержали в Российском союзе автостраховщиков, в МВД, Ространснадзоре, Федеральной антимонопольной службе и многих других ведомствах. Вот нам интересно, что думаете вы, уважаемые телезрители. Пожалуйста, звоните нам, телефон прямого эфира у вас на экране, он абсолютно бесплатный, или пишите на SMS-портал, номер также бесплатный, все уже включено, все работает.

Виталий Млечин: Да. Ну и теперь представим нашего гостя: у нас в гостях Леонид Ольшанский, вице-президент "Движения автомобилистов России", адвокат. Здравствуйте.

Оксана Галькевич: Здравствуйте, Леонид Дмитриевич.

Леонид Ольшанский: Здравствуйте.

Оксана Галькевич: Леонид Дмитриевич, скажите, вы же поддержали, я так понимаю, организация, которую вы представляете, эти поправки? А не излишне как-то закручивают?

Леонид Ольшанский: Нет, мы не поддержали. Это союз автостраховщиков, с которыми… Это наши оппоненты, мы с ними полемизируем.

Оксана Галькевич: Да-да, я ошиблась, прошу прощения.

Леонид Ольшанский: Это монстры, это бизнесмены, а мы "Движение автомобилистов России", на наших знаменах написано, что мы защищаем человека за рулем в первую очередь от бизнесменов и чиновников.

Виталий Млечин: А почему тогда вы не поддержали?

Леонид Ольшанский: Отвечаю. Если глубоко вдуматься, теоретики права уже говорят, у нас планируются два наказания за одно деяние. Значит, общая стратегия: я за то, чтобы любые государственные функции – и не только я, а множество депутатов и ученых – выполняли государственные органы. Государственный суд, что нам понятно, прокуратура, разведка, следствие. У нас всю жизнь было хорошо, мы знали слово "ГАИ": они выдают номера, они выдают права, экзамены принимают, они проверяют техосмотр. И прежде всего на техосмотре выявляются угнанные машины, сверяют, что на бумажке и что… Не может глазами, значит, капает кислоты какой-то, приводит эксперта. Я считаю, что это было ошибкой, что отдали в коммерческие фирмы, а фирмы при ком? При страховых компаниях.

Оксана Галькевич: Понятно, есть интерес определенный.

Леонид Ольшанский: Значит, сегодня наказание за что? Переходим к концепции двух наказаний за одно деяние: за езду на машине с отсутствующим полисом ОСАГО, который есть наш главный объект обстрела, чтобы наши зрители понимали, почему отдельная песня. А теперь они говорят: давайте дважды будем наказывать. Ведь нельзя по закону, строго по закону получить полис без техосмотра.

Виталий Млечин: Нельзя.

Леонид Ольшанский: Сначала осмотр. Ну они говорят, что за деньги дают, им выгодно, чтобы человек побыстрее получил техосмотр, выгодно, потому что нужно продать полис. Их главная задача какова?

Оксана Галькевич: Больше и быстрее.

Леонид Ольшанский: Продать и подороже. Поэтому нам бы надо собраться на более важную тему, что… Или мы уже собирались… Они хотят сделать открытый коридор, от фонаря устанавливать цену полиса. А моя концепция согласно части 3 статьи 55 Конституции: любое ограничение прав граждан возможно по федеральному закону. То есть штраф увеличить, нам сегодня говорят, через парламент, мы обсуждаем законопроект, а полис в тишине кабинета кто-то из сотрудников Центробанка подмахнет? Нет, давай и сколько выплат, и сколько штрафов, и сколько платить за полис, давай все через парламент, чтобы ваши коллеги камеру поставили в зале заседания Думы и чтобы все видели, кто предлагал, кто "за" и "против".

Оксана Галькевич: Леонид Дмитриевич, вы думаете, это поможет? Вы же сами сказали только что, что таким образом, если этот проект закона, все эти поправки будут утверждены, мы соответственно получим двойное наказание, чего по закону быть не может.

Леонид Ольшанский: Да, мы будем…

Оксана Галькевич: Простите, он же не должен таким образом пройти юридическую профессиональную экспертизу, этот проект закона?

Леонид Ольшанский: Значит, сегодня у нас что есть? У нас есть как бы проект еще не утвержденный.

Оксана Галькевич: Неутвержденный, но его уже одобрили те, эти, пятые, десятые.

Леонид Ольшанский: Те и эти его одобрили, а они право голосования имеют? Нет. А у нас кто по Конституции имеет официальное право вносить поправки? Президент, парламент, правительство, вот триада, и еще Думы субъектов федерации, городов, краев, областей. Поэтому их мнение носит экспертный характер, но опять-таки они все заинтересованы побольше штрафов драть. Сначала с тебя сдерут штраф за то, что ты едешь без техосмотра, а потом, раз нет техосмотра, что ты едешь без полиса – вот это безобразие.

Оксана Галькевич: У нас есть звоночек из Пензенской области, давайте побеседуем с нашим телезрителем.

Виталий Млечин: Здравствуйте, Виктор, вы в эфире.

Оксана Галькевич: Здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте, добрый день.

Оксана Галькевич: Добрый.

Зритель: У меня вопрос такой, может быть, не столько вопрос, сколько сомнение закрадывается. Вот адвокат здесь выступал, я, к сожалению, не услышал его имени и отчества, но неважно.

Оксана Галькевич: Леонид Дмитриевич Ольшанский.

Зритель: Леонид Дмитриевич, вам также добрый день. То есть все упрется опять в то, что налогоплательщик будет платить и платить. Мне 60 с лишним лет, и каждое вот это вот изменение в законе, Дума там что-то принимает, принимать ведь всегда легче, но когда претензия в 10 тысяч, я больше чем уверен, сейчас сделают техосмотр такой, что безумная будет цена, вот в чем вопрос-то, я хотел задать, то есть цена соответственно увеличится, мой вопрос вот такой.

Виталий Млечин: Спасибо.

Оксана Галькевич: Спасибо.

Леонид Ольшанский: Я понял. Согласен с нашим зрителем. Я уже говорил во всех передачах, что ни один сегмент в обществе, ни одна социальная группа (аграрии, женщины, военнослужащие, у нас есть различные социальные группы в обществе), никто так не облагается штрафами, налогами и прочим, как автомобилисты. Если мы с вами быстро, галопом по Европам будем загибать пальцы: эвакуаторы, платные дороги, платные парковки, ОСАГО. И сейчас правильно сказали, да, наверняка увеличится плата. А я подчеркну: все-таки техосмотр проводит коммерческая фирма, а не госучреждение.

Виталий Млечин: Ну вот вы говорите, что раньше ГАИ проводило.

Леонид Ольшанский: Да.

Виталий Млечин: Но мы помним прекрасным образом, насколько было сложно пройти техосмотр, насколько это было долго, что просто любой автовладелец, когда он вспоминал о том, что ему скоро надо будет пройти техосмотр, за голову хватался. Теперь с этим как-то попроще стало.

Оксана Галькевич: Люди нам, кстати, пишут, что прежде это было кормушкой для ГАИ, я цитирую Краснодарский край: "Все возвращается обратно, за техсостоянием должен нести ответственность исключительно владелец без всяких коррупционных технических осмотров, в том числе с участием ГАИ".

Леонид Ольшанский: Правильно, они в точку попали. У нас никто не отменял статью Административного кодекса "Езда на машине с неисправностями" такими-то и такими-то, а если не дай бог собьешь кого-то, то будет усиленная ответственность за то, что ты, допустим, без тормозов поехал. Поэтому надо нам процитировать: Дмитрий Анатольевич Медведев лет 5 назад сказал, что "мы должны сделать так, чтобы техосмотр стал никому не нужной бумажкой". А вот теперь, видите, опять. Поэтому нам предстоит полемика.

Но инспектор ГАИ, который проводил, он должностное лицо, ему светила серьезная статья "Взятка". А если человек коммерсант…

Виталий Млечин: А много "садилось" таких инспекторов ГАИ за взятки?

Леонид Ольшанский: Немного, но "садилось". Плюс если ты должностное лицо, то наши горячо любимые другие органы, бывший ОБХСС, теперь УБЭП, оперативная разработка, прокладка туда-сюда, они как-то выявляли. А с коммерсантами работать невозможно, к нему слово "взятка" неприменимо.

Виталий Млечин: А знаете, тоже важный вопрос задают наши зрители: а как быть с диагностической картой новых автомобилей? Ведь их в салоне не выдают при покупке, новой машине ведь 3 года не нужно…

Леонид Ольшанский: Ну значит, нет диагностической карты. Здесь, скорее всего, ты приходишь в эту компанию ОСАГО и говоришь: "Вот новый автомобиль, давай…"

Виталий Млечин: Ну то есть, в общем, владельцев новых машин не будут штрафовать?

Леонид Ольшанский: Получается, что не будут. Но опять-таки он должен купить полис ОСАГО.

Виталий Млечин: Ну это естественно, само собой.

Леонид Ольшанский: Да. Ну вот видите, у нас на тот вопрос, который вы задали, новость еще одна.

Оксана Галькевич: Мы сейчас к ней перейдем, Леонид Дмитриевич, чуть позже, если можно. У нас есть небольшой опрос, как вы говорите, нам предстоит дискуссия. Пока мы тут с вами дискутируем или вы в профессиональных, экспертных кругах дискутируете, нашим телезрителям приходится делать выбор, проходить технический осмотр или, простите, покупать его.

Леонид Ольшанский: Так.

Оксана Галькевич: Вот давайте посмотрим, что нам люди отвечали на прямой вопрос, как они это делают.

ОПРОС

Оксана Галькевич: Вот такая картина. Кстати, спасибо большое телезрителям, которые честно на камеру не побоялись сказать, что да, не всегда есть возможность сделать это так, как требует закон.

Давайте послушаем телезрителя из Кемеровской области, Михаил с нами на связи.

Виталий Млечин: Здравствуйте, Михаил.

Зритель: Здравствуйте. Я 40 лет за рулем, более 40 лет, техосмотры всякие проходил, и раньше… Раньше было что? – проверили техническое состояние, то есть безопасность рулевой, тормозной системы, системы освещения, все. А сейчас и какие-то трещины, и прочее всякое. Но это дело прошлое, как говорится, серьезные техосмотры как бы и нужны, и не нужны. Вот проходишь техосмотр, допустим, проходит какое-то время, у тебя где-то в рулевом или в тормозах что-то случилось, тебе приписывают, допустим, штраф. За эту поломку, так скажем, отвечает тот, кто делал техосмотр, так? Вот тут как-то я не знаю, как вот это вот все связать вместе. А в основном я справедливо поддерживаю всех, кто выступал по техосмотрам до меня. Это будет просто дороже, я так думаю.

Виталий Млечин: Да, спасибо большое, Михаил.

А давайте сразу еще один звонок из Тамбовской области, Сергей. Здравствуйте, Сергей, говорите, пожалуйста.

Зритель: Добрый вечер.

Оксана Галькевич: Добрый вечер.

Зритель: У меня вот такой вот к вам вопрос. Я вот житель сельской местности, у многих осталась еще машина "классика". Все понимают, что техосмотр на такую машину, если его так проходить, его нельзя пройти никаким способом, а многим эта машина абсолютно нужна кому для работы, кому для каких целей. Вот как быть в такой ситуации?

Оксана Галькевич: Спасибо. Как быть в такой ситуации, Леонид Дмитриевич?

Виталий Млечин: Спасибо, Сергей.

Леонид Ольшанский: Значит, вот именно не учитывает вопрос. Да, вот эти все "Жигули", "Москвичи", даже "Запорожцы" есть. Я много во время избирательной кампании езжу по городам и селам, они говорят мне прямо, при мне берет молоток здоровенный, бам 3 удара, выправил вмятину кое-как. Подходит к соседу: "Что ты делаешь?" – "Забор крашу". – "Подожди". Забрал ведро с кисточкой, брык, помазал, отдал соседу ведро с краской – все, поехали. Он говорит: "А это как влияет на что?" Все. Поэтому правильно нам сказали: тормоза, руль, свет – все. А если будут придираться к вмятинам, трещинам… И еще нам правильно сказали: ты можешь идеально пройти техосмотр, но через 5 минут тебя подбросит на кочке, и что-то там уже сломается или отойдет, не того параметра будет, все равно надо ремонтировать. Техосмотр по большому счету – это выкачивание денег из многомиллионной армии.

Оксана Галькевич: Леонид Дмитриевич, у нас есть звонок из Тулы, Игорь до нас дозвонился, у него какая-то проблема, возможно, вы советом ему как-то поможете, поддержите.

Леонид Ольшанский: Да.

Оксана Галькевич: Игорь, здравствуйте, мы вас слушаем.

Виталий Млечин: Здравствуйте, Игорь.

Зритель: Добрый вечер. У меня такой вопросик к уважаемому эксперту. В прошлом году я проходил техосмотр на станции ТО, то есть все как положено, никаких денег не платил, естественно, только оплатил госпошлину. При этой техстанции сразу же страховая компания, это было в 2017 году, все как положено застраховался. В этом году приезжаю на эту же самую станцию, прохожу опять официальный техосмотр без всяких денег, естественно, госпошлина только оплачивается. Прихожу в страховую компанию, а они мне говорят: "А как ты год без техосмотра ездил?" Я говорю: "Как год? Вот у меня, пожалуйста, номер квитанции". Они говорят: "Ты в базе данных не числишься". – "Но я у вас проходил ровно год назад и сидел вот на этом стуле". – "Ну извини, дорогой, все твои бонусы за безаварийную езду просто обнуляются". Законно ли это вообще?

Виталий Млечин: А какая связь между бонусами за езду и техосмотром?

Леонид Ольшанский: Понятно. Правильно вы уловили. Значит, жулики, у нас бонусы только есть за безаварийную езду. У нас презумпция невиновности, человек не должен доказывать, меня не колышет ваша база данных, я заявляю, что я техосмотр проходил здесь. Но друг дорогой, если ты проходил, так ты должен был бы взять с них эту диагностическую карту…

Виталий Млечин: Да, они же должны выдать диагностическую карту кроме чека.

Леонид Ольшанский: Значит, это жулик попался в страховой компании, надо было с ним судиться. Опять есть ли силы у людей нанять адвоката, деньги, судиться? Да, если бы я приехал туда, я бы выиграл суд, но это несколько месяцев.

Оксана Галькевич: То есть нужно принять решение, готовы вы потратить несколько месяцев на восстановление справедливости или нет.

Леонид Ольшанский: Да. Но самое главное, нужно ОСАГО отменить, чтобы она из обязательной стала добровольной, и тогда у нас все станет на места.

Виталий Млечин: Но как же отменить?

Оксана Галькевич: Тогда у нас половина не будет покупать просто ОСАГО.

Виталий Млечин: Мы же помним, когда ввели ОСАГО, какие были проблемы. Вот если в тебя кто-то въехал, невозможно было потом никакую компенсацию получить, для этого и ввели ОСАГО.

Леонид Ольшанский: Сейчас – я это говорю во всех передачах – россияне по судам ходят еще больше. Первый суд с ГАИ: вы говорите, что я виноват, нет, Иванов виноват. Первый суд – кто же виноват? Второй суд: страховая компания или отказывает в выплатах, или дает половину. Самый их любимый прикол: "Подождите, вашей машине 5 лет, крыло-то изношенное, капот изношенный, как это мы вам заплатим всю?" – "Минуточку, но я-то купил новое, вот чем, посмотрите!" – "Нас не колышет, ты хочешь нажиться". И третий вариант, наша любимая журналистская метафора: горбатый "Запорожец" въехал в 600-й Mercedes. Ну страховая компания даст Mercedes 100, 200, 300, 400 тысяч, а еще миллион от дорогой машины? Ответ: вы юристы вообще или нет, или сапожник? Разницу – через суд. Значит, дедушка, ветеран войны на "Запорожце" будет ответчиком, а Mercedes – истцом. Поэтому только увеличилось хождение по судам в связи с этим ОСАГО.

Оксана Галькевич: Справедливости больше не стало.

У нас, кстати, звонок по ОСАГО из Пензы, давайте побеседуем с Натальей.

Виталий Млечин: Здравствуйте, Наталья.

Зритель: Да, добрый день, здравствуйте.

Оксана Галькевич: Слушаем вас.

Зритель: Вы знаете, я в советское время проходила, помню, только один раз в год техосмотр, больше не проходила на своей памяти, хорошо помню. Сейчас какие-то новые правила ввели, что я должна чуть ли не каждый год проходить техосмотр, и это для меня очень-очень дорого, вы знаете. И какие-то новые вот эти законы Государственная Дума придумала. Им там делать нечего, они от нечего делать, извините, пожалуйста, за такое выражение, с ума сходят, я должна проходить каждый раз техосмотр. Но то, что это вообще какой-то произвол, я думаю. И вы знаете, моей машине, вы не поверите, 50 с лишним лет, она у меня советского образца, я всего лишь один раз делала ремонт и все. Но меня принуждают сегодня, заставляют делать техосмотр. Вы знаете, я думаю, что это вообще несправедливо, я считаю, что в советское время было лучше, было хорошо. Поэтому я всегда, знаете, люблю свою машину, я опытный водитель с большим стажем.

Виталий Млечин: Если у вас машина исправна, то в чем сложность пройти техосмотр?

Зритель: Ну вы знаете, меня заставляют это делать, я не хочу проходить, это мое личное дело.

Леонид Ольшанский: Да нет, уважаемые ведущие, я-то понял нашу зрительницу.

Оксана Галькевич: Спасибо.

Леонид Ольшанский: Ведь сам факт прохождения техосмотра платный.

Оксана Галькевич: Это дорого.

Леонид Ольшанский: Если придрались, это уже ужас, повторно плати. Нет денег! Я уже сама люблю машину, она у меня сверкает, я видел такие и "Жигули", и "Москвичи".

Оксана Галькевич: Конечно.

Леонид Ольшанский: Но денег у меня проходить нет, может быть, вы мне предоставите возможность спокойно работать? То есть простые люди… И они забывают слова президента, президент несколько лет назад сказал: "Любой документ должен отвечать трем требованиям: законность, обоснованность и справедливость". Термину "справедливость" документ, который мы сегодня обсуждаем, я думаю, не соответствует.

Виталий Млечин: Спасибо вам большое, мысль ваша понятна.

Оксана Галькевич: Спасибо.

Виталий Млечин: У нас в гостях был Леонид Ольшанский, вице-президент "Движения автомобилистов России", адвокат. А мы не прощаемся, вернемся через пару минут.

Оксана Галькевич: Спасибо, Леонид Дмитриевич.

О штрафах за езду без техосмотра
  • Все выпуски
  • Полные выпуски
  • Яркие фрагменты
  • Интервью
  • Сюжеты