Анастасия Сорокина: «Скорость подорожает». Минюст опубликовал новую версию Административного кодекса. В нем расписали, во сколько нам теперь обойдется страсть погонять. Итак, превышение от 20 до 40 километров будет стоить 3 тысячи рублей штрафа; от 40 до 60 – обойдется в 4 тысячи; а уж если вы превысили скорость на 60 километров и более, то заплатить придется 5 тысяч рублей. Александр Денисов: Вот такие предложения. Что еще предлагают? За отказ от освидетельствования на алкогольное опьянение планируют взимать штраф (40 тысяч рублей) и лишать прав (до трех лет). Если водитель все-таки оказался пьян, к тому же в машине был ребенок, то штраф уже 50 тысяч. Кроме того, новый Административный кодекс предлагает конфисковывать автомобиль в пользу государства (все-таки всплыла эта норма), если водитель, ранее наказанный за нарушение правил дорожного движения, попал в аварию на чужой машине, при этом есть жертвы. Александр Денисов: Все эти нововведения будем обсуждать вместе с вами. Подключайтесь к обсуждению, звоните нам и пишите. А на связи со студией наш постоянный автоэксперт Андрей Осипов. Андрей Осипов: Добрый вечер. Александр Денисов: Да. Андрей, вот такой вопрос. Неоднократно мы говорили, что камеры, которые фиксируют наши правонарушения на дороге, они повлияли: люди стали аккуратно ездить, уступать пешеходам и так далее. Чем тогда объяснить резкий рост штрафов, предложение так кратно увеличить, раз мы стали порядочнее, послушнее? Зачем тогда так? Андрей Осипов: Если кратко, прямо и откровенно, то это просто жажда наживы. Давайте посмотрим на статистику 2019 года. Из нее мы увидим, что более 100 миллионов постановлений, большая часть из которых как раз таки была за превышение, за нарушение скоростного режима, причем достаточно небольшое, выписаны камерами фото- и видеофиксации автовладельцам. Они обеспечили поступление в бюджет сразу нескольких миллиардов рублей. Ну, вы сами прекрасно понимаете, что с учетом того, что количество камер на наших дорогах увеличивается, с учетом того, что эти доходы становятся все более ощутимыми и осязаемыми как для федерального бюджета, так и для региональных бюджетов (а большая часть как раз таки направляется в региональные бюджеты), то вот мы с вами и получили, собственно говоря, то, что сейчас прописано в КоАП: шестикратное увеличение штрафов. То есть этот заклад, скажем так, делается на то, что надо выполнять предвыборные обещания президента. Для этого денег, в общем-то, в бюджете, к сожалению, больше не становится. Покупательская способность населения снижается. И поэтому «естественным» (тут, конечно же, в большие кавычки нужно взять) является увеличение штрафных санкций за те или иные правонарушения. На мой взгляд, это не имеет никакого отношения, конечно, к безопасности дорожного движения. Я с вами согласен, что те же самые камеры сделали нас более дисциплинированными, скорость стали превышать гораздо реже. Но, скажем так, этот эффект увеличения и улучшения безопасности скорее стал, на мой взгляд, вторичным, побочным эффектом от массового введения фото- и видеофиксации. И вообще, когда мы говорим об этих штрафах (вы уж простите меня за прямоту, скажу достаточно жестко), понимаете, в этом КоАП занятие проституцией будет стоить дешевле, чем, собственно говоря, превысить скорость на 20 километров в час. За первое предусмотрен штраф 2 тысячи рублей, а за превышение скорости от 20 до 40 – 3 тысячи рублей. Анастасия Сорокина: Андрей, если посмотреть на статистику других стран, то там более высокие штрафы, и они распространяются, скажем так, в таких действительно цивилизационных европейских странах… Андрей Осипов: Сразу перебью. Спасибо за этот вопрос! Анастасия Сорокина: Пожалуйста. Андрей Осипов: Я ждал этого вопроса. Давайте так посмотрим. Я абсолютно с вами согласен, что если мы возьмем европейский уровень штрафов, то он выше, чем в России. Но приведем в пример Германию и мой личный опыт. В Германии, согласно статистическому ведомству, средняя зарплата по прошлому году составила 4 093 евро в месяц. Я не так давно, в прошлом году, был остановлен полицейским в Германии за превышение скорости на 37 километров в час в зоне ремонтных работ на автобане. Это очень серьезное правонарушение. Но полицейский попался хороший. В общем-то, он говорил по-английски, оказался фанатом автомобилей. Я не буду вдаваться в детали. И он выписал мне штраф в 72 евро. 72 евро от зарплаты в 4 тысячи – мы понимаем, это меньше 2% ежемесячного дохода среднестатистического немца. Средняя зарплата, согласно данным Росстата, в России сейчас составляет – сколько? – если не ошибаюсь, 32 с небольшим тысячи рублей. Александр Денисов: 40 с чем-то, по-моему, Андрей. Андрей Осипов: 40 с чем-то? О’кей, возьмем 40. И 3 тысячи рублей – это почти 10% от среднего ежемесячного дохода. Поэтому в абсолютных цифрах – да. 70 евро – это не 3 тысячи рублей. Но если мы все-таки будем учитывать (и это необходимо учитывать) реальные доходы граждан (а ведь мы, граждане России, не получаем, как среднестатистический немец), то, простите, штраф в 3 тысячи рублей гораздо серьезнее ударит по личному бюджету и по семейному бюджету, чем тот же самый немецкий штраф. Александр Денисов: Андрей, вот такой вопрос. Что касается пьяниц за рулем, то тут, конечно, на мой взгляд, можно было бы и пожестче поступать, потому что там штрафы в 40 тысяч, а если уж совсем жутко, то 50. Но как-то не убеждают. На ваш взгляд, тут-то можно было? Андрей Осипов: Ну смотрите. У меня двоякое отношение. С одной стороны, конечно, пьяный за рулем, безусловно, преступник, и его нужно наказывать. Но у нас уже сейчас в нынешнем КоАП предусмотрена так называемая двойная ответственность. Я не юрист. У вас будет гость, и он даст правильную юридическую трактовку этого. Но там двойное наказание. Штраф – 30 тысяч рублей. И, безусловно, лишение водительского удостоверения на срок, по-моему, от шести месяцев до полутора или двух лет. Александр Денисов: Сейчас предлагается до трех даже лишать. Андрей Осипов: До трех, да, увеличить. Но давайте, во-первых, посмотрим на то количество дорожно-транспортных происшествий, которые происходят по вине пьяных водителей. Оно на самом деле меньше 10% от всех дорожно-транспортных происшествий в нашей стране. На самом деле, если мы будем учитывать статистику тяжелых дорожно-транспортных происшествий, то там, конечно же, эта цифра будет чуть больше. Но тем не менее, на мой взгляд, это не такая большая проблема. И вот эта норма ответственности выглядит, на мой взгляд, вполне себе достаточной по той простой причине, что, во-первых, это достаточно большая сумма денег и отстранение от управления транспортным средством на несколько лет. Но еще и потому, что норма промилле в 0,16 ничтожно мала – это меньше, чем так называемый эндогенный уровень алкоголя, который может находиться в крови, в общем-то, и абсолютно непьющего человека. Кроме того, не забывайте, что в этом КоАП «наконец-то» (опять же возьму в кавычку с изрядной долей сарказма) будет прописано то, что человек может находиться… в его крови могут быть обнаружены химические и прочие лекарственные вещества, которые не рекомендованы для управления транспортным средством. Я вам приведу пример. Вот если вы выпьете «Колдрекс», когда заболеете, на следующий день сядете за руль и вам, не дай бог, придется сдать анализ мочи, то вы будете отстранены от управления транспортным средством и оштрафованы, потому что в вашем биоматериале будет обнаружен… Я точно не знаю названия. В общем, это элемент, который содержится в «Колдрексе», в «Фервексе» и так далее. «Тизин», насморк. Это то, что мы используем часто. Александр Денисов: Противоаллергические препараты – там вообще что-то такое тоже находят, да-да-да. Андрей Осипов: Про «Корвалол», «Валокордин» – я вообще про это молчу, это спиртосодержащие препараты. «Коделак» тот же самый от кашля – там есть кодеиносодержащие, вас могут приравнять к нахождению в состоянии опьянения. Ведь на самом деле у нас, в отличие от очень многих стран, которые тоже сталкиваются с этой проблемой, нет так называемых предельных норм содержания тех или иных веществ. У нас есть вроде как минимальная (в рамках погрешности) норма – 0,16 промилле. Причем она была взята на самом деле из-за того, что это, грубо говоря, среднестатистическая по рынку погрешность измерительного прибора – 0,16 промилле. Именно поэтому и взяли за основу эту цифру. Что касается всех остальных веществ, которые могут содержаться в нашей крови… А у человека, который, допустим, болеет элементарной простудой, не говоря уже о гриппе и так далее, у него в крови может содержаться огромное количество, целая гамма запрещенных Минздравом веществ. У нас нет никакого предельного содержания, у нас «да» или «нет». Ну разве человек, выпивший «Фервекс» вечером, с утра находится в пьяном состоянии? Он разве не способен управлять транспортным средством? А будет ли он способен так же, скажем так, ездить за рулем, если он сядет за руль с температурой 39? Да, я понимаю, что если ты больной, не надо садиться за руль вообще. Но бывают, простите, ситуации, когда легкая простуда и недомогание, стало плохо на работе вечером, и для того чтобы как-то доехать, ты принял какое-нибудь обезболивающее то же самое – «Нурофен», «Ибупрофен». И опять лишение прав? Поэтому, когда мы говорим об этой норме ответственности лишения прав за алкоголь, на мой взгляд, она избыточна. Она и так самая строгая во всем мире. В той же самой Германии, к слову сказать, есть четкая градация: штраф 400 евро, только если у вас в крови будет обнаружено от 0,4 (это минимально допустимое) до 0,8 промилле; от 0,8 до 1,2 – штраф составит 700 евро, и тогда вы можете быть направлены в суд. Во всех нормальных странах всегда есть градация. А у нас жестко – «да» или «нет», черное или белое. Но мир, к сожалению, не черный и не белый, а он все-таки где-то посередине, как правило. Александр Денисов: Спасибо большое. Анастасия Сорокина: Спасибо, Андрей. На связи был Андрей Осипов, автоэксперт, редактор сайта osipov.pro. В студии у нас – Леонид Дмитриевич Ольшанский, вице-президент Движения автомобилистов России, почетный адвокат Российской Федерации. Леонид Дмитриевич, здравствуйте. Леонид Ольшанский: Здравствуйте. Александр Денисов: Здравствуйте, Леонид Дмитриевич. Анастасия Сорокина: Вы оцениваете новые предложения как обдираловку (вот мы начали с этого с Андреем) или как? Леонид Ольшанский: Обдираловка – это десятая часть. Это антиконституционные нормы, которые были подвергнуты критике ровно 20 лет назад, когда я в рабочей группе с другими коллегами, мы создавали кодекс ныне действующий. И что важно отметить? Президент нашей страны, тогда избранный, Владимир Владимирович Путин прислал на кодекс замечания. Они касались налоговой, таможенной – десятков глав. К автомобильной не было претензий. И в первую очередь вычеркнули красной ручкой главу, раздельчик «Баллы, накопительная система». Александр Денисов: Которые сейчас вводятся, кстати, предлагаются. Леонид Ольшанский: Да. И было заключение выдающихся ученых нашей страны, что накопительный принцип противоречит важнейшему положению Конституцию: за одно деяние дважды не наказывают. Александр Денисов: А давайте расскажем. Там предлагается за три грубых правонарушения лишать прав на срок… Леонид Ольшанский: Не имеет значения – за какие. Да, конечно, можно взять и сказать, что выезд на встречную полосу, превышение скорости более чем на 60 километров и так далее, и так далее… Главное не это. Водитель как честный человек заплатил штраф. Все! Он чист перед законом. Александр Денисов: Леонид Дмитриевич, но раньше же талон дырявили. Леонид Ольшанский: Еще раз. Тогда мы с вами катим в другую сторону. Я был в рабочей группе по талонам. Как только началась перестройка Горбачева, у нас на повестке дня встали три вопроса. Первый – многопартийность. Второе – парламентская реформа, выборы, судебная реформа. И отмена талонов предупреждения. Александр Денисов: То есть вы к завоеваниям демократии это приравниваете? Леонид Ольшанский: Да. Везде круглые столы, перестройка, первый съезд депутатов. И везде одно: независимые судьи, многопартийность, выборы по партийным спискам, отмена талонов предупреждения. Вот на каком уровне это было. Поэтому это одно и то же. Нет разницы, что дырка… А три дырки – лишение. Александр Денисов: …что баллы. Леонид Ольшанский: Да. Александр Денисов: Безусловно. Леонид Ольшанский: А теперь давайте, чтобы наши зрители знали. Четыре наказания за одно деяние. Значит, первое – штраф заплатил. Второе – учли. Третье – по совокупности этих трех дырок или трех надписей фиксации лишение. И у нас есть такая метафора. Вы себе можете представить, что открываются ворота тюрьмы – и тут же закрываются! Говорят: «Не-не-не! На свободу не пойдете, – хотя срок сегодня вышел. – Все пойдете сдавать экзамены по знанию Уголовного кодекса». Правда смешно? Александр Денисов: Леонид Дмитриевич, строго говоря, они выходят и некоторое время обязаны отчитываться, где они живут. Леонид Ольшанский: Отчитываться, да. Александр Денисов: Они под контролем, поэтому… Леонид Ольшанский: У нас ведь права получить нельзя по окончанию срока лишения автоматически. Переэкзаменовка! А теперь что важно еще отметить? Кодекс новый – это гигантский кирпич. И этот толстый. Там сотни глав ответственности за нарушение паспортных, таможенных, экологических, строительных и еще бог знает каких правил и норм. Но не начисляют баллы или в ином виде ни капитану корабля, ни летчику, ни браконьеру, ни нарушителю правил охоты, ни нарушителю правил митингов (что актуально), а только водителю. Значит, водителя ставят в наихудшее положение по отношению к другим административным нарушителям. Поэтому я думаю, что по поводу этого кодекса предстоит очень и очень… Я вот сейчас ехал. Я могу сказать, что целый ряд депутатов, причем от разных фракций, сказали: «Ты там едешь – передай, что мы будем против и будем критически оценивать этот законопроект». Анастасия Сорокина: Давайте узнаем, что зрители думают насчет этого предложения. На связи с нами Ростовская область, Олег дозвонился. Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Слышите меня, да? Анастасия Сорокина: Слышим, Олег. Говорите, пожалуйста. Зритель: Хотел высказаться по поводу увеличения этих штрафов. Я категорически против! Вы понимаете, что у нас страна не такая уж и богатая, чтобы платить такие деньги. Леонид Ольшанский: Да, да. Зритель: Допустим, я сам попадал в такую ситуацию. Я еду по трассе М-4 «Дон» у нас, и она в одном месте становится очень узкой и проходит через… Там деревня, грубо говоря, поселок какой-то городской. Там же скорость должна снижаться по правилам, она должна быть 60 километров. А ты едешь 90. Стоит камера тут же. Хоп! – и ты сразу уже на 30–40 километров превысил. И получается, что я буду платить 5 тысяч штрафа? За что? И точно так же… Вы сделайте сначала нормальные дороги и нормальные условия для того, чтобы это все происходило. Нельзя повышать штрафы. И по поводу лишения прав, вот если ты пьяный. Такое ужесточение вообще ни к чему. Зачем вводить такие драконовские меры? У меня зарплата, допустим, 18 тысяч рублей. Я вообще никогда не смогу заплатить эти 30 тысяч рублей, если я вдруг попадусь пьяный. Александр Денисов: Так вы и не садитесь пьяным за руль. Зачем вы в теории даже это рассматриваете? Анастасия Сорокина: Ну а препараты, о которых мы говорили, Саша? Зритель: Даже теоретически. Ну, не у одного меня такая зарплата. Вся деревня наша получает так, это самая большая зарплата. Понимаете, пол-России будет просто… Леонид Ольшанский: Наш слушатель, зритель подвел к очень важной теме. Александр Денисов: Спасибо, спасибо. Анастасия Сорокина: Спасибо, Олег. Леонид Ольшанский: Некорректно себя ведут представители некоторых правоохранительных органов. Они начинают нам пальцы загибать: «А вот в Нью-Йорке за это 2 тысячи долларов. А вот в Лондоне за это 3 тысячи евро». У нас зарплата другая. Это необъективно, социологически неправильно и аморально – сравнивать штрафы. Зарплата там другая. У нас в российской глубинке… Вот мы услышали голос глубинки: 18 тысяч. Значит, никуда не годится. Следующий вопрос, который должен отметить. Десять лет назад Владимир Владимирович Путин проводил Совет безопасности на тему «Безопасность дорожного движения». Он сказал, что в деле безопасности дорожного движения на первом месте – строительство новых дорог, тоннелей, эстакад; на втором месте – оперативное прибытие «скорой помощи» к месту ДТП; на третьем месте – повышение качества подготовки водительских кадров. Все это делается в нашей стране? Александр Денисов: Леонид Дмитриевич, я бы добавил еще свет на трассах, потому что большая часть трасс не освещена, и разделительные конструкции. Леонид Ольшанский: Да. Но президент не сказал, что номер четыре, к примеру, – репрессии. Я, может быть, несколько пафосно скажу, но ведь противоречит концепция кодекса концепции президента. Значит, мы будем опираться на слова десятилетней давности президента, а с этим кодексом будем полемизировать, если вежливо сказать. Анастасия Сорокина: Еще дадим пополемизировать зрителям. Любовь из Московской области на связи. Здравствуйте. Зритель: Алло. Анастасия Сорокина: Да, слушаем, Любовь. Зритель: Да, здравствуйте. Алло-алло. Слышно? Анастасия Сорокина: Слышно прекрасно. Говорите, пожалуйста. Зритель: Я тоже бы хотела… Нет, это не Московская область, а это Москва, Зеленоград. Я хотела сказать, что тоже поддерживаю Ростовскую область. Такие меры штрафов делать нельзя, потому что, действительно, 20 километров в час, если чуть-чуть увеличишь скорость, и 3 тысячи – в общем-то, мало кто сможет даже такие деньги вообще заплатить. Это получается, что 50 тысяч придется платить. А откуда люди будут получать такие деньги? Александр Денисов: Любовь, а вы сами водите автомобиль? Зритель: Я не вожу, но у меня муж водитель. И у меня дети водят машину. Александр Денисов: А часто его штрафуют? Часто штрафуют? Зритель: В общем-то, они никогда не превышают, но бывает такое, что… Вот мы, например, едем на Селигер, и там тоже очень много населенных пунктов. Вроде бы трасса пустая, и едем, например, где-то 70–80. И по дороге… И уже несколько раз было, что приходят бумаги потом о том, что превысили скорость. Но там-то было 500. Это значит, что съездить на Селигер, то сколько мы должны платить? По 9 тысяч, что ли, если три штрафа? А вы там даже не заметите, когда едете за рулем, что вы едете 60, 70 или 80. Анастасия Сорокина: Согласна с вами, Любовь. Еще так часто бывает, что деревни, которые стоят, где ограничение скорости, они уже вымерли, там вообще никто не живет. Леонид Ольшанский: Да. Анастасия Сорокина: Стоят пустые дома, но при этом ограничение, что это жилой участок. Александр Денисов: Спасибо. Леонид Ольшанский: У нас еще самое главное… Зритель: Но тем не менее ограничения действуют. Анастасия Сорокина: Действуют, да. Любовь, спасибо. Леонид Ольшанский: О самой главной репрессии мы с вами еще не сказали: конфискация автомобиля, если повторно совершил деяние, авария. Александр Денисов: На чужом автомобиле и есть жертвы. Там еще поправка. Леонид Ольшанский: Значит, автомобиль. А автомобиль хоть свой, хоть чужой – не имеет значения. Даже на чужом. А на своем – тем более. Александр Денисов: Это достаточно странное условие – на чужом. Леонид Ольшанский: Ну, имеется в виду, что вы мне доверенность дали, и все. А отберут-то у вас. Александр Денисов: Ну да. Леонид Ольшанский: Значит, Конституционный Суд сказал, вот если простым языком, а не научным: винегрет недопустим. Собственник автомобиля, дачи, гаража, квартиры – это категория гражданского права; водитель, охотник, рыболов – это категория административного права. Не может собственник отвечать за грехи водителя. Я такой пример приведу. Группа страшных и ужасных мафиози на машине ограбила банк, стрельба была. В камеру попал номер. У дедушки, который им продал или дал временную доверенность, туда-сюда, отберут автомобиль? Нет? Будут искать того, кто банк ограбил. Александр Денисов: Нет, ну если продал, то это уже их автомобиль. Леонид Ольшанский: Да. Ну, дал доверенность, дал ключи или угнали. И прочее, прочее, прочее. Поэтому конфискация, наказание собственника за грехи водителя ну никак недопустима! Анастасия Сорокина: Дадим слово еще зрителям. Николай до нас дозвонился из Московской области. Здравствуйте, Николай. Зритель: Да, здравствуйте. Алла. Меня слышно, да? Анастасия Сорокина: Да-да-да. Зритель: Спасибо. Вы знаете, сегодня утром по какому-то радио, не помню какому, обсуждали эти штрафы. И там сказали, что штрафы будут накладываться не по записи видеокамер, а будут останавливать работники ГАИ и составлять протокол. Правильно ли я услышал эту информацию? А то с «протоколом» можно и договориться. Понимаете, о чем речь? Анастасия Сорокина: Спасибо, Николай. Зритель: Ваш эксперт об этом знает или нет? Александр Денисов: Спасибо. Леонид Ольшанский: Вы слышали половину информацию. Итак, штрафы накладываются двумя путями. Первое – старинным путем, от царя Гороха: остановил, придрался, составил протокол. Но в этой песне есть свой плюс. Можно говорить, что неправда, туда-сюда, можно привести свидетелей, можно потребовать адвоката. Давность привлечения к ответственности – два месяца. А камера наказывает заведомо невиновного собственника (чего нет в других главах кодекса) без прокурора, без депутата, без адвоката, без свидетелей – автоматом. А потом бегай. И практически доказать ничего невозможно. Так что, отвечая на вопрос нашего зрителя, наказывать будут двумя путями. Александр Денисов: Леонид Дмитриевич, вопрос: кто писал? Прошлый КоАП, раздел писали вы. А почему Минюст, не МВД, не ГИБДД? Леонид Ольшанский: Нет-нет-нет. Значит, еще раз. Минюст – это аккумулятор. Александр Денисов: Аккумулятор, естественно, да. Леонид Ольшанский: Каждое ведомство предлагает свой вариант. Александр Денисов: То есть это все-таки ГИБДД предложило? Леонид Ольшанский: Это, конечно же, предложение, по моему мнению (я аккуратно, чтобы к нам не было претензий), по моему мнению, это предложение ГИБДД, которое концентрирует рычаги власти в своих руках только одним путем – репрессии в кодексе. И в Думе предстоит Куликовская битва, в первую очередь по автомобильной главе. Александр Денисов: Спасибо большое. Анастасия Сорокина: Будем следить за ее ходом. В студии у нас был Леонид Дмитриевич Ольшанский, вице-президент Движения автомобилистов России, почетный адвокат Российской Федерации. Спасибо, что были с нами. Леонид Ольшанский: Пожалуйста. Александр Денисов: Спасибо, Леонид Дмитриевич.