Льготы пошлют по адресу. О положенных субсидиях будут уведомлять
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/lgoty-poshlyut-po-adresu-o-polozhennyh-subsidiyah-budut-uvedomlyat-40006.html Анастасия Сорокина: Льготы пошлют по адресу. В Минтруде подсчитали, сколько в стране незнаек, которые не в курсе положенных им субсидий. И решили теперь уведомлять всех нас о том, что причитается. Заодно отменив и справки, которые было необходимо собрать для оформления льгот. И даже, кстати говоря, эта инициатива уже нашла отклик у зрителей, они ждут не дождутся подробностей.
Александр Денисов: Да, ну вот льготы пошлют по адресу, меня послали к плазме, и сейчас я вам расскажу, о каких льготах мы не знаем. По данным Общественной палаты России, более 35% семей не знают о положенных им социальных мерах поддержки, потому что не в курсе, не интересуются. Самыми неизвестными оказались налоговые льготы на транспорт, землю, на путевки в оздоровительные лагеря, на подарки для детей из многодетных семей. Также не знают о своих возможностях бесплатно посещать музеи. Эксперты отмечают, что таких незнаек всех категорий, которые не в курсе своих возможностей, у нас в стране около 60% с лишним.
Анастасия Сорокина: Поговорим о подробностях с экспертами. Людмила Пронина, профессор Института государственной службы и управления РАНХиГС, на связи. Людмила Ивановна, здравствуйте.
Людмила Пронина: Добрый день, Анастасия. Алло?
Александр Денисов: Да.
Анастасия Сорокина: Да-да-да, слышим вас. Людмила Ивановна, как будет проходить информирование граждан? Как вот эти 60%, которые не в курсе причитающихся им льгот, теперь будут о них узнавать?
Людмила Пронина: Самая главная надежда – на ту систему, о которой уже в Минтруде они говорили: ЕГИССО. Но дело в том, что она не так быстро развивается, как ее пытались проектировать и ввести в действие. Она вводится только со следующего года. И то в определенных каких-то, скажем так, параметрах. Потому что это довольно-таки плотная работа. Потому что там должны быть все пособия. Не только пособия, касающиеся льгот и касающиеся семей с детьми, и другие льготы, других категорий граждан: и предпенсионеров, и пенсионеров, и инвалидов, и т. д. У нас всего 54 млн. человек, которые получают различные льготы. Поэтому это сложная работа и длительный процесс. Конечно, сейчас пока все-таки работают у нас через МФЦ, там все документы собирают и т. д. А то, что касается бездокументарного предоставления льгот, т. е. в электронном виде и все это без предоставления документов, это еще более длительный процесс. Потому что – вот как можно, например, без электронного паспорта (мы его еще не ввели) в электронном виде использовать цифровые возможности, айтишные каналы и т. д. Ну, и другие документы должны быть переведены в электронный формат. Поэтому это не так быстро все, как… Мне показалось, слишком оптимистично в Минтруде заявляют о том, что это будет уже в следующем году.
Александр Денисов: Марина Анатольевна, но казалось бы, а чего тут такого трудного? Вы говорите про паспорт. Вот, например, у МВД есть такой ЦАБ – центральное адресное бюро. Все совместить эти базы в одну – и пожалуйста, и не нужно нам с паспортами заявляться. Нам же их в МВД выдали, там все это есть, все эти сведения. Между собой пусть скооперируются.
Людмила Пронина: Нет, я имею в виду электронные. Александр, да?
Александр Денисов: Да, Александр.
Людмила Пронина: Александр, я имею в виду – в электронном виде. Если мы хотим, чтобы человек не ходил в МФЦ, для того, чтобы приносил документы соответствующие, ну любой, кто хочет получить льготы: вот, мама какая-то из семьи, пенсионер, который уже имеет свои льготы, – они должны не ходить. Такая же задумка, да?
Александр Денисов: Да.
Людмила Пронина: А все делать в электронном виде. Т. е. получил результат и получил льготы, тебе приходит, вот как мобильный банк, например, на телефон тебе приходит уже соответствующее. Если это денежное, это одно. Если это в натуральном выражении, это информация о том, как получить льготу. А для этого нужна цифровизация, т. е. документы перевести в электронную форму. Посмотрите, что мы имеем: у нас только социальная карта сейчас пока, да, в такой электронной форме, когда транспортные льготы. Мы входим в метро и социальные карты прикладываем. А то, что паспорта, например, у нас нет, в паспорте все данные, электронный паспорт, – с этим только начинают работать. Причем еще даже не решена проблема о том, будет это заявительная система или это обязательная. Т. е. много всего должно быть переведено в электронный вид. Даже вот подпись. Нотариальная подпись. Подпись нотариуса очень дорого стоит, если мы делаем это сначала в таком документарном виде. А если в электронном виде? Это тоже очень серьезная вещь. Поэтому процесс длительный. Видимо, не получится это со следующего года. Это только начало. Вот эта ЕГИССО, информационная система, о которой мы с вами говорим и Минтруд говорил, – это только начало. Это первое. И второе. Льготы же должны быть не только федеральные. А льготы должны быть и региональные, т. е. те, которые субъекты федерации у нас вводят. И органы местного самоуправления, на местном уровне. Потому что финансируются они за счет соответствующих бюджетов.
Александр Денисов: Людмила Ивановна, вопрос. Даже сейчас бывает, что человек приходит оформлять льготу, она ему положена, но приходится что-то там доказывать, куда-то ездить, дополнительную справку приносить. Не получится ли, что при этой электронной системе, когда не требуется присутствие человека, все-таки шансы на потерю, что он выпадет из списков, возрастут? Раз, тем более, он сам не пришел – и бог с ним, как говорится, система и не вспомнит о нем. Велики ли такие риски, что больше забывать будут?
Людмила Пронина: Это в зависимости от качества. От качества тех программ, которые… и от качества, как она будет работать, эксплуатироваться уже. Она еще даже не сформирована окончательно, эта ЕГИССО. Это большая работа, я еще раз говорю. Она блоками, конечно, вводиться будет. Поэтому все может быть. Все зависит и от качества программ, от качества технологий, которые применяются, но и от людей, которые эти технологии используют. Естественно, кто же может гарантировать, что все у нас будет оптимально и как в космосе, да, все как положено? Все может быть. Естественно, риски есть здесь. Тем более, сбоев с системами с электронными. Смотрите, сколько сбоев. И даже в банках, в банковской системе какое количество… не то что недобросовестных, а и хакеров, и чего только нет. Потому что льготы это тоже деньги, это же монетарные, все монетарные льготы, да, если это денежные льготы. Здесь тоже может быть и хакерство, и все. Все факторы, которые отрицательно влияют.
Александр Денисов: Все цифровые болячки, в общем говоря, и там могут быть, да?
Людмила Пронина: Конечно, конечно.
Анастасия Сорокина: Людмила Ивановна, оставайтесь, пожалуйста, с нами на связи. Сейчас дадим возможность зрителям высказаться или задать вопрос. Из Москвы до нас дозвонился Виктор.
Зритель: Алло, здравствуйте.
Анастасия Сорокина: Здравствуйте.
Александр Денисов: Здравствуйте.
Зритель: Я много лет работаю уже в Москве в школе. А прописан был в Подмосковье. Мне присвоили звание «Почетный работник образования». И никаких льгот не было, кроме электрички, все годы. Сейчас я прописался, 3 года назад, в Москву. И только что узнал, что мне положено по тысяче рублей каждый месяц выплачивают собянинские. Пошел в офис «Мои документы», а мне говорят: «Но поезд ушел уже. Мало ли что вы не знали». А когда я сюда прописывался, я у них же и спрашивал, что мне какие-то льготы положены? Они сказали: «Нет, какие вам еще льготы? Вы прописываетесь в Москву. Какие льготы?» Хотя я уже 40 лет работаю в Москве.
Александр Денисов: Скажите, а под фразой «Поезд ушел» они что имели в виду? Что задним числом деньги получить нельзя? Но в будущем-то вы можете эту льготу получать?
Зритель: Да. Это вот, знаете, Зябликово тут. И так разговаривают! Вы знаете, я просто, работая много лет уже учителем физкультуры, я мог бы, конечно, с ними поговорить вот… Но я воспитан по-другому. Но они просто дерзко себя вели. И сказали, типа того, что: «Ну мало ли что, в этой стране не надо щелкать». Типа такого выражения.
Александр Денисов: Но в итоге льготу вам оформили сейчас?
Анастасия Сорокина: Получаете ее сейчас?
Зритель: Оформили. Но я 3 года не получал. Ровно 3 года. Вот я случайно узнал. И 3 года мне не платили.
Анастасия Сорокина: А где, если не секрет? Откуда вы эту информацию узнали?
Зритель: А из офиса. А-а, что вот тысяча рублей положена быть? У товарища.
Александр Денисов: А вы знаете, мне пришла в голову идея. Вы подайте иск об упущенной выгоде. Вот как-то так. Посоветуйтесь с юристом.
Зритель: Вы знаете, у меня много знакомых, и сказали, что сейчас неофициальный такой, как, ну, что с государством бесполезно связываться, все равно проиграешь. Это заплатишь… У нас директор школы заплатила, тоже иск подавала, заплатила 70 тыс. адвокату, а на суде он на нее погнал – и все. И деньги ушли, и не выиграли суд. Вот и все. Т. е. все под государство. Чтобы выигрывало все иски государство. Вот и все.
Анастасия Сорокина: Понятно. Спасибо, Виктор.
Александр Денисов: Да, спасибо за рассказ.
Людмила Пронина: А мне можно вмешаться?
Анастасия Сорокина: Да, Людмила Ивановна, конечно.
Людмила Пронина: Я хочу сказать, что здесь невозможно применять такое понятие, как упущенная выгода. Первое. Те льготы, которые вводились в соответствующий период времени, они не были востребованы, получены. Неважно, по какой причине. Это как аналогия с законом, который не имеет обратной силы. Он может получать ее только после обращения. Никакой компенсации быть не может. Это не только по этой льготе. Какие угодно льготы. Даже то, что, например, с монетизацией льгот связано. Если вы написали заявление, давно уже было такое, что я не хочу пользоваться, например, льготой на компенсацию – льгот на проезд на электричке, проезд на транспорте. Вот у меня даже такое было. Нет, все, ты только со следующего периода. Мало ли там, хотел ты, не хотел и т. д. Здесь нет такого порядка проведения. Поэтому – вот только со следующего периода, когда он узнал, должен написать заявление и пользоваться этой льготой.
Анастасия Сорокина: Людмила Ивановна, а как вы относитесь к ситуации, когда люди, которые должны знать все о льготах и информировать о них людей, эту информацию, уж непонятно по каким причинам, но не доводят до граждан. Т. е. человек узнает буквально, можно сказать…
Александр Денисов: От соседа.
Анастасия Сорокина: …слухи. И на них уже как-то опирается, чтобы получить те деньги, которые ему положены от государства. Почему так система работает?
Людмила Пронина: Во-первых, хочу сказать, что льгот очень много всяких. И нужно интересоваться, во-первых, человеку самому. Потому что у одной категории, вот у пенсионера, который вот предыдущий говорил коллега об этом, он должен сам интересоваться, во-первых. А во-вторых…
Анастасия Сорокина: Так он же интересовался. Ему сказали: «Ничего не положено».
Людмила Пронина: Он не вовремя. Не вовремя интересовался, очевидно. Потом, нужно, знаете, здесь важна вот эта компьютеризация тоже. Т. е. надо все-таки с Интернетом работать. Надо, как я говорю всегда, людям не что-нибудь дарить, а вот планшеты дарить, и пусть они подключаются к Интернету. Нужно не просто пропагандировать ИТ-технологии. И пока еще эта ЕГИССО, о которой мы говорили с вами, она еще и не работает, и, я думаю, налаживаться будет еще не один год. Надо в том же самом МФЦ добиваться надо было более подробно.
Александр Денисов: Людмила Ивановна, скажите, а почему до сих пор не выпустили какой-то, может быть, электронный каталог хотя бы? Всех льгот.
Анастасия Сорокина: Приходишь в банк – там все льготы, все предложения…
Александр Денисов: Всех льгот, и точка. Вот человек посмотрел – он уверен. И пошел добиваться, так сказать, давить им на совесть или на другие части тела.
Людмила Пронина: Да, я хочу сказать, что в Госдуме тоже принят соответствующий закон. Правда, в первом чтении. До конца года будет принят. Они собираются тоже сделать такой информационный блог даже. Но не у всех, правда, есть компьютер. А вот то, что можно было посмотреть все льготы для различных категорий. Не только семей. И, как я говорила, пенсионеры, инвалиды и т. д. Вот такой навигатор. Социальный навигатор по льготам для различных категорий.
Александр Денисов: Спасибо большое, Людмила Ивановна. Ждем с нетерпением появления такого навигатора.
Анастасия Сорокина: Будем обязательно делать программу, когда он появится. А сейчас поговорим с Ростовской областью. Николай на связи. Здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте.
Александр Денисов: Здравствуйте.
Зритель: Я слушал предыдущего вашего…
Александр Денисов: Зрителя.
Зритель: …собеседника, да? Ну, зрителя. Мне нравятся, конечно, ваши передачи, связанные на тематику жизни и прочее. Так вот, это меня тоже поражает. А люди, я надеюсь, мои соседи даже, подскажут. Люди не знают своих льгот. Кто работает в этой системе, тот, конечно, знает. А кто не знает – ну, выпустить можно небольшую брошюрку такую, с удовольствием купил бы и посоветовал другим бы купить. Чтобы они знали, что им положено. И все. И больше ничего не надо. Не надо, как говорится, ходить спрашивать там. Ну как – заглянул и чтоб. Ну, конечно, у нас и в жизни каждый месяц, можно сказать, или через день, через два, все изменения. Это, конечно, плохо. А так, конечно, с удовольствием бы я взял эту книжечку и узнал, что мне положено.
Анастасия Сорокина: Спасибо.
Александр Денисов: Спасибо. Можно, знаете, если все готовы купить, есть модное слово такое «краудфандинг». Например, кто-то выпускает альбом, но нет денег записать его в студии, он просит поклонников сброситься. Давайте сбросимся на такой навигатор, пусть нам какая-нибудь информационная компания его разработает и сделает. Быстро сделают, я уверен.
Анастасия Сорокина: Поговорим о еще одной кампании, которая может ожидать нас всех под конец этого года.
Александр Денисов: Съехала с темы.
Анастасия Сорокина: Да.