Андрей Крупнов: Полис имеет смысл "привязывать" к человеку, а не к автомобилю

Гости
Андрей Крупнов
директор по отраслевым решениям в страховании в компании КРОК

Марина Калинина: Ну и сейчас – об обязательном страховании автогражданской ответственности. Опять предлагается изменить работу радикально в этом плане. По проекту Центробанк будет устанавливать лишь рамки базового тарифа, а конкретную сумму будет определять непосредственно страховщик на основе некоторых факторов – например, вида собственника, типа и целей использования транспортного средства методом подбора опций.

Юрий Коваленко: И тут же всплывает несколько серьезных нюансов. Страховщик может самостоятельно вводить понижающие коэффициенты – в частности тот, который меняется в зависимости от манеры вождения автомобилиста. И вот здесь интересный момент: для его определения законодательно предусмотрена возможность установки на ваш автомобиль устройства телематики (за счет страховщика, правда). Это устройство будет "доносить" на ваш стиль езды – и "большой брат" будет знать, где вы нарушили, и сообщить куда следует.

Марина Калинина: Ну, это еще не все. Предлагается также повысить срок действия страхового полиса, чтобы он был не год, а больше (ну, по крайней мере, два), и поменять объем страховых выплат, сумму страховых выплат в сторону увеличения.

Давайте разбираться со всеми этими предложениями. У нас сегодня в гостях – эксперт Андрей Крупнов, независимый эксперт страхового рынка. Здравствуйте, Андрей.

Андрей Крупнов: Добрый день.

Юрий Коваленко: Добрый день.

Марина Калинина: Давайте прямо по пунктам пойдем. Насколько это нужно – все эти изменения – сейчас вносить? И кто от этого выиграет?

Андрей Крупнов: Ну, что касается…

Марина Калинина: И в правильном ли направлении движется вся эта затея?

Юрий Коваленко: И для кого в правильном – для водителей или все-таки для страховщиков?

Андрей Крупнов: Затея движется более или менее в правильном направлении, потому что о том, что тарифы ОСАГО пора уже выводить из такого жесткого регулирования, представители страхового рынка, по крайней мере, говорили очень давно. Регулятор шел на частичные уступки: сначала был 5-процентный тарифный коридор, сейчас это 20-процентный тарифный коридор. И то, что все движется к либерализации тарифов – это неизбежно.

Другой вопрос – как это сейчас предложено? Сейчас, как вы уже справедливо упомянули, предлагается отменить только нижнюю границу тарифного коридора. То есть страховые компании могут для тех категорий водителей, которые для них наиболее привлекательны, устанавливать пониженные тарифы. При этом повышать тарифы для тех категорий водителей, которые для них привлекательными не являются, они права не имеют. Что мы с вами получим в результате? В результате мы получим, что "плохие" (назовем их условно) водители будут продолжать платить столько же, сколько они платят, а "хорошие", предположим, начнут платить меньше.

Юрий Коваленко: А в чем подвох?

Андрей Крупнов: Подвох в математике, как обычно. Собственно, все, что связано со страхованием, там все подвохи – они все исключительно в области математики. Причем в данном случае она совершенно несложная. То есть объем премий сократится в конечном счете, а объем выплат будет только расти. Он, собственно говоря, и сейчас растет стремительно. В I квартале 2017 года страховые компании заплатили уже больше денег, чем они собрали по ОСАГО.

Юрий Коваленко: А где они берут в таком случае деньги, чтобы оплатить страховые выплаты?

Андрей Крупнов: Из резервов.

Марина Калинина: За счет добросовестных водителей, которые платят и не попадают в аварии, ездят аккуратно.

Андрей Крупнов: В данном случае денег тех водителей, которые заплатили в I квартале и не попали в аварии, их уже недостаточно. То есть сейчас страховые компании уже тратят те резервы, которые сформировали ранее. И дальше ситуация, по всей видимости, будет только ухудшаться с точки зрения того объема выплат, который страховым компаниям предстоит…

Юрий Коваленко: И вот еще один гвоздь в крышку гроба. Получается, что и выплаты будут еще увеличены до 1 миллиона, до 2 миллионов рублей. Откуда брать деньги на эти выплаты? Получается, что кто-то все-таки должен будет платить больше. Но я не верю, что когда-то эти резервы не закончатся.

Андрей Крупнов: Ну, они у многих уже закончились. Когда шла речь о повышении тарифов, все предыдущие разы по крайней мере, то та часть экспертов, которая относится к критикам страхового рынка (назовем их так), они говорили: "Вот страховые компании все время плачутся на то, что у них не хватает денег, на то, что выплаты слишком растут. Что же они все тогда остаются на рынке и продолжают на нем работать?"

Вот сейчас мы с вами видим уже наглядно, что страховые компании уходят с этого рынка. Крупнейший оператор рынка ОСАГО – "Росгосстрах" – сокращает свою долю на рынке. Часть страховых компаний сдали свои лицензии на ОСАГО. Ну, мне кажется, что если это не является подтверждением того, что страховым компаниям невыгодно на этом рынке работать, то я уже не знаю, какие ще подтверждения возможны.

Марина Калинина: А может быть, тогда вообще отменить полис ОСАГО, если он вообще никому не выгоден – ни страховым компаниям, ни собственно водителям, которые жалуются, что они тоже много платят по этому полису?

Андрей Крупнов: Ну, как сказать, не выгоден…

Марина Калинина: Если хочешь – страхуешь свою машину. Не хочешь – не страхуешь свою машину. Попал в аварию – выложил деньги из кармана, заплатил за ремонт.

Андрей Крупнов: Ну, мы это уже проходили. До внедрения ОСАГО, собственно, так оно и было. Сейчас уже весь этот "фольклор" подзабылся, но анекдоты про продажу квартиры после ДТП с участием какого-то не очень удачного… так сказать, не очень удачной второй стороны, они же взялись не на пустом месте. И ОСАГО худо ли, бедно ли, криво ли, с недостатками, но тем не менее внесло значительный элемент цивилизованности во все, так сказать, взаиморасчеты в результате дорожно-транспортных происшествий. 132 миллиарда по прошлому году было выплачено в качестве компенсации ущерба автовладельцам, попавшим в дорожно-транспортные происшествия. Это серьезные деньги.

Юрий Коваленко: Менее оптимистичные водители говорят о том, что занижаются суммы выплат, всячески пытаются страховщики как-то их ущемить в правах, и в будущем, если человек попал в аварию, соответственно, повышение идет коэффициента. Вот с новыми правилами за что мы будем платить конкретно больше?

Андрей Крупнов: А с новыми правилами никто больше платить не будет. Предложения, которые сейчас рассматриваются, они же не подразумевают увеличение тарифа. Я говорил о том, что страховое сообщество настаивает на либерализации тарифов – вплоть до полной отмены всех ограничений, с возможностью увеличивать тарифы, а не только их уменьшать.

Марина Калинина: А сейчас делается наоборот?

Андрей Крупнов: То предложение, которое есть сейчас, которое обсуждается и рассматривается, оно предполагает отмену только нижней границы коридора, а верхняя по-прежнему остается.

Юрий Коваленко: Ну а вот эта самая телеметрия, которая должна будет устанавливаться на машины? Что вы скажете по этому поводу? Это ведь какое-то нарушение конституционных прав, на мой взгляд. Я имею право передвигаться и никому не должен об этом сообщать. Почему моя машина за меня будет кому-то говорить, куда и как я поехал?

Андрей Крупнов: Телеметрия не в большей степени является нарушением ваших конституционных прав, чем рассмотрение и анализ ваших персональных данных. Если вы подписываете соответствующее согласие, в соответствии с федеральным законом, то организация, которой вы сообщаете свои персональные данные, получает право на то, чтобы ими пользоваться. То же самое и с телеметрией. Вам же не будут принудительно устанавливать устройство в ваш автомобиль. Вы будете знать, что это за устройство, какую информацию оно собирает и в каких объемах оно может этой информацией пользоваться. Поэтому…

Юрий Коваленко: Ну, у нас тут часто говорят, что третьим лицам это недоступно. А все-таки это иногда утекает к третьим лицам. И как здесь быть? Кто даст гарантии?

Андрей Крупнов: Ну, у нас много чего утекает к третьим лицам, к сожалению, не только информация, но это уже относится к немножко другой сфере. Это не вопрос регулирования, а это вопрос просто нарушения норм регулирования, и норм Уголовного кодекса в том числе.

Марина Калинина: Давайте послушаем нашего телезрителя, который к нам дозвонился. Здравствуйте, вы в эфире. Алексей?

Зритель: Здравствуйте.

Марина Калинина: Здравствуйте.

Зритель: У меня вот такой вопрос. У меня водительский стаж с 75-го года. Я никогда не попадал, слава богу, в ДТП. Но вот недавно я стоял на обочине – и в меня въехал лихач, который не успел затормозить, там были встречные. Короче, так получилось. У меня страховка была еще с того года, что мне должны выплатить деньги – не ремонтом, а деньгами.

И получается что? Когда начали считать… Вот бампер на Duster стоит во всех магазинах… ниже 14 тысяч его нет. Плюс еще снять, поставить, покрасить его. Плюс глушитель. Там еще были попутные вмятины. А получается, когда начали выплату делать, то глушитель… то есть бампер мне посчитали за 5900, меньше 6 тысяч – чуть ли не в 2,5 раза дешевле. Я спрашиваю: "Где вы взяли такие цены?" Говорят: "Нам дает Центробанк вот эту сумму, по которой мы должны выплачивать". Тогда я говорю: "Вы мне дайте за эту сумму бампер. Мне не нужны 6 тысяч. Он стоит 14 тысяч во всех магазинах".

Как быть с этими выплатами? У нас в Старом Осколе только один сервис (и тот частный), который берет. Очередь там до трех месяцев бывает. Или гнать машину за 150 километров в областной центр. Говорят: "Хотите – гоните. Хотите – не гоните". Какой вывод? Откуда они суммы берут, если такой цены нет?

Марина Калинина: Спасибо за ваш звонок. В общем, вопрос понятен.

Юрий Коваленко: Я таких историй слышал, наверное, десятка три только за последний год.

Марина Калинина: Очень много, да.

Андрей Крупнов: Вопрос понятен. Ну, десятка три – это мало. Именно потому, что таких историй было очень много, и было введено натуральное возмещение, когда у автовладельца уже не должна болеть голова относительно того, сколько будет стоить ремонт, который необходим. Он поврежденную машину сдает в ремонт – и он получает исправную машину. А сколько это стоит – это уже вопрос…

Марина Калинина: Но вопрос – куда он сдает ее в ремонт?

Юрий Коваленко: И сколько по времени это занимает?

Марина Калинина: В гараж или в официальную компанию?

Андрей Крупнов: Почему? Те сервисы, которые осуществляют ремонт по ОСАГО, они должны быть сертифицированы, они должны предоставлять услуги надлежащего качества. И в конечном итоге страховая компания несет ответственность за качество тех услуг ремонта, потому что услугу по страхованию все равно предоставляет страховая компания, а не какой бы то ни было сервис. Сервис является посредником.

Марина Калинина: Но в любом случае, если человек хочет получить деньги, а не ремонт своей машины, почему при такой оценке он получает меньшую сумму, чем на самом деле должен был бы получить?

Андрей Крупнов: Ну, случаи, когда страховые компании занижают действительно объем выплат, они, к сожалению, не единичные. Собственно говоря, натуральное возмещение было введено в значительной степени именно как ответ на вот эти случаи, когда страховые компании занижали. Для решения этих проблем существовала и существует независимая экспертиза, существует большое количество страховых юристов, которые стали уже притчей во языцех на страховом рынке, которые в ситуации, аналогичной той, что рассказал зритель, они с большой охотой включаются в процесс и помогают получить полную сумму возмещения. Но работа через страхового юриста, каким бы праведным ни был вопрос, который отстаивается, – все равно это нарушение системы работы страховой отрасли как таковой. Поэтому натуральное возмещение – это адекватный ответ. Оно, собственно, уже запущено.

Другое дело, что оно еще не успело полностью… То есть рынок, что называется, не отыграл, да? Оно появилось относительно недавно. В случае со старыми полисами еще остаются, и проблема там полностью еще не снята. И мы еще полностью не видим даже статистику рынка, которая обязательно изменится после того, как эта процедура натурального возмещения заработает уже в полную силу.

Марина Калинина: Смотрите. С одной стороны, можно понять страховые компании, которые вынуждены уходить с рынка, потому что они терпят убытки из-за того, что сейчас происходит на рынке страхования ОСАГО. С другой стороны, можно понять водителей, которые приходят и хотят купить обычный полис, а им начинают навязывать какие-нибудь дополнительные услуги – страхование жизни, еще чего-то, еще чего-то. Ну, понятно, что страховые компании так пытаются выжить, да? То есть это какие-то дополнительные услуги, которые они оказывают, и получают за эту оплату. Есть ли какой-то консенсус, к которому можно было бы прийти и водителям, и страховщикам по этому вопросу? И как он должен решить?

Андрей Крупнов: С моей точки зрения, консенсус состоит в том, что каждая услуга страховая должна стоить столько, сколько она стоит. Со страхованием в этом отношении все достаточно просто – опять же все определяется статистикой. То, что страховые компании навязывают дополнительные продукты, которые нужны и которые не нужны клиентам, – это тоже правда. С этим уже давно и много разбирался и Центральный банк, и судебных исков огромное количество. Для этого был введен "период охлаждения", когда клиенты, которым, скажем так, продали очень настойчиво эти псевдодобровольные продукты, клиенты имеют право эти договоры страхования расторгнуть и свои деньги получить назад – и таким образом от этих навязанных им расходов избавиться.

Юрий Коваленко: Вот такая ситуация: заявлено о том, что человек может получить 500 тысяч рублей страховой выплаты, миллион и 2 миллиона. При этом все мы прекрасно понимаем, что ни одна машина при страховом случае не стоит 2 миллионов, даже если она стоила 10 миллионов. 30% автомобиль теряет от цены с момента продажи. Потом идет износ действительно семимильными шагами. Плюс ко всему, если внесены какие-то изменения в конструкцию либо во что-то еще – опять же изменение цены. Если человек вложил в это какие-то свои деньги – это недоказуемо. То есть фактически человек получает, ну, в лучшем случае десятую часть от этих 2 миллионов… ну, даже не половину, ну, четвертую часть от этих 2 миллионов. Как искать правду? Ведь страховые юристы не помогут в этом случае.

Андрей Крупнов: Мы же с вами говорим не о страховании собственного автомобиля, а мы говорим о страховании ответственности. Грубо говоря, человек может в одном и том же дорожно-транспортном происшествии нанести ущерб не одному автомобилю, а десятку. Он может собрать "паровоз" – и вот вам будет 2 миллиона, что называется, не вставая с места просто.

То есть здесь как раз проблема с этими тремя тарифами в другом. Я не очень понимаю, зачем они нужны, учитывая, что сейчас уже у автовладельцев возможность покупать дополнительное покрытие по ответственности существует. Более того – она существовала всегда, она существовала еще до появления ОСАГО как такового. Есть добровольное страхование ответственности автовладельцев.

Юрий Коваленко: То есть это приближение ОСАГО к КАСКО? Ну, еще ближе стало.

Андрей Крупнов: ОСАГО к КАСКО приблизить нельзя, потому что это про разное, то есть это разные виды страхования вообще. Если мы говорим о том, что владельцу недостаточно суммы покрытия… Он считает, допустим, что 400 тысяч по "железу" и 500 тысяч по жизни, которые предоставляет стандартное ОСАГО, ему мало. Он хочет больше. Он хочет чувствовать себя абсолютно спокойным на случай, если вдруг вот что-то такое с ним случится. Есть добровольное расширение, которое он может купить, причем оно не ограничивается миллионом или 2 миллионами. Сумма покрытия может быть достаточно значительной.

Да, страховые компании смотрят всегда подозрительно на желание клиента приобрести такое дополнительное страховое покрытие, потому что среди клиентов, изъявляющих такое желание, достаточно высокий риск мошенничества. Но это не значит, что это купить невозможно. Это есть, это предлагается на рынке. Есть статистика продаж. Поэтому, мне кажется, в этом смысле изобретать велосипед совершенно необязательно.

Марина Калинина: У нас есть еще один звонок. Здравствуйте, вы в эфире. Сергей, мы слушаем вас.

Зритель: Добрый вечер.

Марина Калинина: Здравствуйте.

Зритель: У меня вот такой вопрос. Страховые компании жалуются постоянно, что они находятся в убытке. Причем они не прекращают свою деятельность, а просто переходят из одного региона, где они считают, что у них убытки, и действуют в другом регионе. У меня отсюда вопрос: не проще ли не увеличивать тарифы, ставки все вот эти, которые по страховым выплатам, а просто внести изменения в федеральный закон 40-й о том, что не обязательное страхование, а добровольное? И здесь, мне кажется, будет больше цивилизации. То есть люди, которые верят страховым компаниям, они будут страховаться. А люди, которые не верят страховым компаниям, а верят больше юристам, автоюристам… Вот как вы считаете – допустимо это или нет в нынешней ситуации? Спасибо.

Марина Калинина: Спасибо.

Андрей Крупнов: Ну, что касается убыточности, то я уже сказал. Страховые компании не просто голословно жалуются на свои убытки. Можно посмотреть статистику Центрального банка по страховому рынку (она абсолютно открытая, в открытом доступе) и убедиться, что это действительно так.

Что касается регионов. Да, действительно, уровень выплат по разным регионам разный. Но лицензия на ОСАГО, условия лицензирования по ОСАГО таковы, что любая страховая компания, имеющая такую лицензию, обязана предоставлять услуги обязательного страхования автогражданской ответственности на всей территории Российской Федерации. Поэтому здесь нельзя уйти только в низкоубыточные регионы и не продавать полисы ОСАГО в тех регионах, где финансовая ситуация плохая.

Что касается добровольного и обязательного, то здесь же вопрос в том, что почему ОСАГО можно сделать обязательным, допустим, а КАСКО – нельзя? Потому что страхует человек не свою собственность, которой он может распоряжаться, как ему заблагорассудится (он может на этом автомобиле ездить, может в стенку на нем въехать, если есть сильное желание – по большому счету, ему это никто не запрещает), а страхуется ущерб, который автовладелец может причинить другим лицам. Поэтому…

Марина Калинина: Вы знаете, я тут одного не понимаю. Извините, что я вас перебью. Почему тогда ОСАГО привязывается не к водителю, а к машине? Ведь один водитель может ездить на одной машине, а может ездить на другой машине. И он же свою ответственность страхует.

Андрей Крупнов: Совершенно верно, да.

Марина Калинина: Ну? Тогда почему, если у меня две машины, я должна покупать для полиса ОСАГО, если я на одной машине езжу и одна же я на другой езжу? И ответственность моя же и там, и там.

Андрей Крупнов: Глобально вы правы, потому что действительно главным источником риска… Автомобиль автомобилем, но источником риска всегда является тот, кто за рулем этого автомобиля. Другой вопрос, что от самого автомобиля тоже кое-что зависит. На одном автомобиле человек может быстрее разогнаться, на другом – медленнее. У одного автомобиля масса больше, у другого – меньше. И как фактор риска это тоже свою роль играет.

Юрий Коваленко: Шутки ради: а если два одинаковых автомобиля?

Андрей Крупнов: Ну, два одинаковых полиса получается. Но, в принципе, считаю, что в этом отношении вы правы. И система коэффициентов, которая сейчас существует в ОСАГО, она тоже уже давно нуждается в реформировании. Здесь действительно полисы имеет смысл привязывать к человеку, а не к автомобилю.

Юрий Коваленко: А страховщики будут за вот это реформирование, когда страховать нужно собственно человека, когда с человека нужно брать деньги, а не с количества автомобилей?

Андрей Крупнов: Ну, деньги-то в любом случае берутся с человека, а не с автомобиля. У автомобиля денег нет. Поэтому с точки зрения страховых компаний… Опять же вопрос: во что это выльется с точки зрения тарифов? Это просто надо посчитать. То есть как рынок работает сейчас – известно. Статистика за все годы, начиная с 2003-го, имеется. Если проводить такие кардинальные преобразования, то это нужно просто посчитать и посмотреть, что это будет получаться. Возможно, ничего не изменится. Возможно, тариф станет выше. То есть все то же самое. Сейчас вы платите, условно, за две машины. Одна из них не ездит, рисков на дороге не создает, но деньги вы в страховую индустрию внесли таким образом.

Марина Калинина: Так получается, что я два раза внесла.

Андрей Крупнов: А где-то есть обратная история, где три человека ездят на одной машине. То есть в данной ситуации могут выиграть владельцы больших или маленьких собственных автопарков и проиграть как раз те, кто пользуется, допустим, автомобилем семьей, когда у автомобиля есть несколько пользователей, и каждый будет покупать… заключать договор страхования на себя, при этом машина будет одна и та же.

Марина Калинина: Нет, каждый не будет. Там просто вписываются все, кто там…

Андрей Крупнов: Нет, это сейчас вписывается, потому что сейчас вы заключаете договор страхования, привязанный к автомобилю, и у вас есть список лиц, допущенных к управлению. Если сделать то, как вы предлагаете – договор будет заключаться, исходя… ну, единицей учета будет водитель, а не автомобиль, то получается, что каждый водитель должен будет заключить договор страхования индивидуально на себя. Поэтому еще неизвестно, что будет выгоднее и кому будет выгоднее.

Юрий Коваленко: Ну, на самом деле…

Марина Калинина: По крайней мере, это было бы логично.

Юрий Коваленко: Это было бы логично, если бы кто-нибудь этим занялся. Но я сомневаюсь, что в ближайшее время разгребут эти поправки к ОСАГО, которые на данный момент еще неизвестно к чему приведут. С ужасом об этом говорят водители. С ужасом говорят об этом страховщики. С ужасом это ждут в так называемых проблемных регионах, у которых действительно большие страховые задолженности, очень серьезная ситуация. Но опять же… Не хочется говорить такого пресловутого "поживем – увидим", но в ближайшее время, во всяком случае, будет ясно, хотя бы сколько это будет стоить – один страховой полис для одного человека, ну и чего ждать в следующем году от своей же страховки.

Большое спасибо. У нас в гостях был Андрей Крупнов, независимый эксперт страхового рынка.

Андрей Крупнов: Спасибо.

О либерализации системы ОСАГО