Личное мнение: Андрей Масалович
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/lichnoe-mnenie-andrey-masalovich-63764.html Константин Чуриков: Ну а сейчас поговорим о правилах выживания в информационной войне. Как отличать своих от чужих? Чему нельзя верить в интернете и что не стоит, кстати, выкладывать?
Об этом и не только «Личное мнение» Андрея Масаловича – это президент консорциума «Инфорус», специалист по кибербезопасности. Андрей Игоревич, здравствуйте.
Марина Калинина: Здравствуйте.
Андрей Масалович: Здравствуйте.
Константин Чуриков: Во-первых, сегодня так вот совпало, в Государственной Думе депутаты решили, что нет смысла транслировать всему миру то, что они там обсуждают, потому что многое связано со специальной военной операцией, с какими-то ответными действиями. Не утихают разговоры о том, что можно, а что нельзя вот в это время. Как бы вы это сформулировали? Потому что это важно, кстати, и для нас, потому что мы обсуждаем в эфире действия наших военных, какие-то отдельные сюжеты, отдельные операции. Как нам всем правильнее действовать, чтобы работать на победу?
Андрей Масалович: Ну смотрите, когда вокруг мирное время и с вами происходит что-то неожиданное, ну хорошее, вы выиграли, вы единственный наследник, вам звонят, – это мошенники. Ну то есть в мирное время, если с вами происходит что-то такое необычное и лучше, чем обычно, вас сейчас пытаются развести. В военное время...
Марина Калинина: То есть, если вам сообщают о том, что вы выиграли, вы наследник...
Андрей Масалович: Да-да-да, вы не ждали звонка... Страшно подумать, сколько сейчас лежит в Нигерии где-нибудь денег невзятых, потому что никто не поверил, что они правда наследники.
Так вот. В военное время проблем становится три. Проблема первая: мошенники остаются. Более того, в моменты внутреннего потрясения они очень возбуждаются, потому что, когда человек волнуется, он более восприимчив к каким-то внешним предложениям...
Константин Чуриков: Импульсивен.
Андрей Масалович: Да: отмазать от мобилизации, найти какого-нибудь раненого родственника и т. д. То есть он поведется на мошенничество более легко, может быть, это раз.
Второе: сразу появляется разведка противника, и вот это надо очень четко понимать. Буквально первое, что у меня произошло 24 февраля, – пришло письмо, что, если в зоне военной операции находится ваш родственник, сейчас мы вам его найдем, мы тут Международный Красный Крест, дайте его фамилию, имя, отечество, имя командира, номер части, его воинскую специальность...
Константин Чуриков: Мне пришло письмо: «Значит так, сволочь, это твой последний iPhone», – буквально тоже где-то 25-го.
Марина Калинина: Правда?
Константин Чуриков: Да-да-да.
Андрей Масалович: Могу подсказать: у меня на YouTube есть ролик, как посмотреть, откуда это отправили. Я отправил, и это отправили из центра в городе Днепр, или Днепропетровск, того самого, из которого вот названивали, где сидели мошенники. То есть мошенники в первый же день переключились.
То есть надо четко понимать, что кроме мошенников появляется разведка противника и никаких новостей людям, которых вы не ждали, не звали, звонка у них не просили, никакой информации вообще сообщать не надо.
И появляется третья сторона – это психологическая война, когда начинают давить на мозги, т. е. заставить... Потому что это единственное поле, где Россию можно победить.
Марина Калинина: Андрей Игоревич, смотрите, вот сейчас мы говорим об информационной войне, которая вот сейчас, на сегодняшний день присутствует в данной сложившейся конкретной ситуации. Вот эти фейки, вот эти вбросы, вот эти вот дезинформации, которыми пытается Запад влиять на умы людей обычных... Ведь, на мой взгляд, страшно то, что вот эта информационная война, она вообще война без правил. Видимых разрушений нет, четкого определения противника тоже нет, применяемые методы вообще не знают границ, т. е. настолько разнообразны, что их сосчитать невозможно. А вот ключевая опасность, штука-то состоит в том, что воздействие на отдельного человека можно долгое время не замечать самому человеку.
Андрей Масалович: Все не так, все не так.
Марина Калинина: Так, интересно. Хорошо, давайте.
Андрей Масалович: Первое: мышление человека – это штука, которой учат где-то в районе 3-го класса. Когда человек рождается, он рождается обезьянкой, у него т. н. предикативное мышление, опора на яркий признак: что увидел, то и правда. Ну, где-то в районе 3-го класса есть один урок в школе, на котором преподают начала математической логики, а точнее, математически называется импликация и транзитивное замыкание: если A, то B, если B, то C. Если человек вот это вот выучил, все, его уже никто никогда не разведет, ну допустим.
Марина Калинина: А если не выучил?
Андрей Масалович: Если не выучил, все, можете выучить тогда одну фразу «Пакетик брать будете?», все, больше...
Марина Калинина: Понятно... Так.
Андрей Масалович: То есть, к сожалению...
Ну смотрите, что такое логическое мышление? Все мусульмане не едят свинину; Махмуд – мусульманин, значит, Махмуд не ест свинину. Понятно, вроде бы просто.
Константин Чуриков: Все птицы летают; мертвые птицы – птицы, значит, мертвые птицы летают. Ну тоже, да, такая была ловушка.
Андрей Масалович: Вот видите, вы уже даже продвинулись чуть дальше, это уже такой следующий шаг логики.
Так вот, давайте вот на первом шаге логики, с этими несчастными мусульманами. Все пропагандистские каналы Украины врут; перед вами пропагандистский канал Украины – значит, он врет. Его даже смотреть не надо, вот. Ну то есть если человек это понимает, его не развести. Потому что структура развода сродни структуре мошенничества, она не меняется 5 тысяч лет.
Марина Калинина: Но тем не менее, ведь ведется очень активная вот эта вот информационная война, со всех сторон...
Андрей Масалович: Очень активная, да.
Марина Калинина: Тогда, если вы говорите, что все люди должны, в общем, иметь логику с 3-го класса, как в Европе, так и у нас и вообще в других странах, то в принципе тогда, по логике тех, кто эту информационную войну ведет, вот эти все люди, на которых это рассчитано, они все должны стоять говорить «Вам пакетик надо?».
Андрей Масалович: Именно так и есть. Бо́льшая часть народа, больше 80% населения начальной логики не имеют.
Что такое предикативная логика? «Успешные люди покупают вот этот шампунь». Ну-ка давайте загибать пальцы. Первое: успешные люди покупают, я подозреваю, совершенно другие шампуни. Второе: они покупают разные шампуни. Третье: они покупают шампуни по совету своего врача, а не то, что они из телевизора. Четвертое: вот этот конкретно шампунь никто из них не покупает. Пятое: они успешны не потому, что они шампунь покупают. Шестое: если ты, лох, сейчас этот шампунь купишь, ты счастливее не станешь. Седьмое: ты еще и деньги потеряешь, потому что шампунь этот без тупой рекламы не продается.
Марина Калинина: Слушайте, ну это страшно действительно.
Андрей Масалович: Это действительно страшно. Другое дело, что это выгодно и корпорациям, и государствам – растить вот такой вот туповатый народ. И это действительно проблема. Вот людей, которые не способны логически воспринимать, больше 80%.
Марина Калинина: Ну, понимаете, как вы говорите, вот вашими словами, «растить туповатый народ» – это приводит к таким последствиям, когда страдает и не туповатый.
Андрей Масалович: Да, страдают все. Но, если свести весь наш длинный разговор к одной фразе «а что делать?», – объявлять «мобилизацию мозга». То есть каждый должен просто мобилизовать свой мозг.
Константин Чуриков: «Мобилизация мозга», отлично.
Андрей Масалович: Да, все. Вот заголовок на сегодняшний день.
Константин Чуриков: Сейчас попросим показать мой компьютер. Ну старый известный плакат, Андрей Игоревич. Вот актуален он сегодня или нет?
Андрей Масалович: А я надписи не вижу.
Константин Чуриков: «Не болтай».
Андрей Масалович: А, «Не болтай»... Конечно, конечно. Он не просто актуален, а сейчас очень интересная ситуация: сейчас впервые в истории человечества, назовем это, прозрачная война. Раньше война была искусством обмана, ну там засадный полк, обманули, какой-нибудь сделали хитрый маневр, ну то есть воспользовались тем, что у противника недостаток информации, его ввели в заблуждение и силы там выскочили больше, чем надо, или не там, где надо, или не тогда, когда надо, и все, победили.
Сейчас прозрачная война: над каждым висит спутник, над каждым висит дрон, каждое движение фиксируется, все это сразу на планшетах раздается, т. е. все все видят. И сейчас, первое, либо победят шахматисты, те, кто думают на два-три хода вперед, либо победят, скажем так, путинисты, когда в следующую минуту непонятно что сделают, т. е. все карты на столе, но...
Константин Чуриков: Это наша сила, между прочим.
Андрей Масалович: Это наша суперсила, когда даже Шойгу не знает о том, что ему скажут через час или через два.
И третье: все-таки есть моменты, где разведданные нужны, и их надо прятать, ну то есть часть информации все-таки от противника спрятана. Если кто-то у вас что-то спрашивает, это значит, он вытягивает именно вот эти недостающие кусочки. То есть сейчас «Не болтай» – это втройне важно.
Константин Чуриков: Ну вот все чаще звучит, мы, кстати, видели примеры этому на Украине, призывали власти своих жителей не выкладывать последствия каких-то ударов, атак. Кстати говоря, вот я сейчас смотрю, что разные Telegram-каналы, уже наши ребята отмечают, что и у нас перестали активно, уж так, как раньше... ну, что-то же прилетает в Белгородскую область, в Курскую... перестали выкладывать. Вот как бы вы объяснили важность этого? То есть почему это нельзя выкладывать? Какие задачи решает противник после того, как он получает вот эти подтверждения?
Андрей Масалович: Как во всех военных действиях, есть тактические операции, ну сиюминутные, есть оперативные, когда есть некоторый горизонт планирования, день, неделя, операция делается, есть стратегические. Со стратегическими все понятно: «Мы хорошие, они плохие», «Рашка все профукала» и т. д., ну то есть есть темы, которые раскручиваются...
Константин Чуриков: Вбрасываются, да.
Андрей Масалович: ...которые вбрасываются надолго. В военное время резко возрастает потребность и необходимость в сиюминутных операциях. Не важно, даже если завтра поймут, что это фигня, надо, чтобы сейчас в это поверили, ну то есть чтобы сейчас народ впал в панику, или в депрессию, или испугался, ну то есть сделал какое-то целевое действие прямо сейчас. И собственно, бо́льшая часть вот таких вот вбросов, если они целенаправленные, если ими занимаются грамотные люди, они базируются на том, чтобы раскачать сознание, вызвать неконтролируемую эмоцию. Это надо гасить.
Константин Чуриков: Ну, согласимся с тем, что сейчас в нашей стране власти совершенно не выгодно и не нужно, чтобы народ впал в панику, потому что людям и так трудно адаптироваться к этой реальности. Следовательно, те, кто хочет, чтобы мы впадали в панику, находятся немножко по ту сторону границы. Вот тот же самый вопрос – как отличать своих и чужих?
Кстати, меня один из зрителей поправил, говорит: «Неправильно ты, Костя, сформулировал задачу: отличать надо не своих от чужих, а правду от лжи», – Юрий, отчасти да, но отчасти.
Андрей Масалович: Не совсем так, отчасти так. На войне сиюминутно не побеждает правда, сиюминутно побеждает более яркая картинка. То есть сначала перехватить внимание, а потом уже рассказать правду, ну если у нас есть правда. Но сначала перехватить внимание, потому что более красивое...
Ну, я видел подвиги на поле боя: когда они настоящие, они не живописные, там вокруг серая трава... Ну вот когда, помните, парень сказал там «Работаем, парни!» и подорвался, чтобы не попасть в плен, ну подорвал гранату, – в фильме это бы сняли гораздо ярче. То есть правда, она, по-другому не скажешь, не живописная. Поэтому сначала надо перехватить внимание, дать яркую картинку, а потом рассказать свою правду. Правда важна, но одной правдой не победишь.
Соответственно, если вернуться, как отличать свой/чужой, враг не враг... А давайте представим себе, что мы тоже участники боевых действий и нас сейчас, наш мозг участник боевых действий, его хотят атаковать. Чего от нас хотят? Три вещи.
Первое – перехватить внимание, чтобы мы потратили кусочек времени на них, а не на свой, читая не свои источники, а чужие, раз. Второе – вызвать неконтролируемую эмоцию, а если повезет, и неконтролируемое еще действие, что там встали убежали или там детей куда-то утащили. Ну и третье – желание поделиться. Вот три задачи, которые от нас просят.
Соответственно, как победить? Не делать этих трех вещей: не смотреть, не включать эмоции, не делиться с другими.
Марина Калинина: Андрей Игоревич, а есть такая штука, не знаю, права я или нет, что люди некоторые предрасположены к подсаживанию на определенную информацию?
Андрей Масалович: Предрасположены. Более того, это вызывает привыкание, это вызывает построение альтернативной реальности, это вызывает ломку, если человека этого лишить. И многие каналы построены именно на том, что они вот так вот «подкармливают»: зато здесь хорошо, зато...
Марина Калинина: Ну вот вы сказали, например, такую формулу, что украинские СМИ врут, значит, если это СМИ украинское, значит, оно врет.
Андрей Масалович: Значит, точно врет, да.
Марина Калинина: Но есть же люди, согласитесь, которые специально читают это все, как подсаживаются на это...
Андрей Масалович: Да.
Марина Калинина: И у них, может быть, подспудно вот это все откладывается, что... И оно для него становится какой-то правдой.
Андрей Масалович: Это так. Но чем нам повезло вот в этой спецоперации? У нас с нашей стороны работает оружие страшной разрушительной силы, на российской стороне в информационной войне, – это такой Алексей Арестович. Я бы ему полковника российской армии дал.
Почему? Когда он выступает, он четко делит аудиторию на две части: те, кто ему верят, – все, они безнадежны, на них можно поставить крест, их уже не «переоблучишь», ну там уже разжижение мозга. Но те, у кого что-то от мозга осталось, слушая его, просыпаются и говорят: «А ну-ка дай-ка я посмотрю, как на самом деле».
И после его выступлений реально трафик Russia Today и Sputnik, причем не только в Украине, но и в Европе, увеличивается в 4–5 раз. Вот я занимаюсь задачами информационной войны больше 10 лет, с 2012 года; если бы мне такую задачу поставили, я бы ее сорвал. Увеличить одномоментно, вот в такие часы...
Константин Чуриков: А ему удалось!
Андрей Масалович: А ему удается, вот. То есть из 8 миллионов человек, которые перешли в Россию, 800 тысяч на его совести, которые решили, что «нет, все-таки нам лучше в Россию».
Константин Чуриков: Вот смотрите, два сообщения, и они примерно про одно, только разные взгляды. Белгородская область, вот пишет зритель: «Я живу в Белгороде, и я, и все знакомые, и соседи хотим знать ВСЮ ПРАВДУ», – четыре восклицательных знака. И Москва, Алексей спрашивает: «Скажите, а как вы относитесь к введению военной цензуры хотя бы на период СВО на Украине?»
Андрей Масалович: Военная цензура с контрразведывательной точки зрения нужна 100%, это часть... Собственно, в любой структуре военизированной или специальной есть первое управление, это разведка, и второе управление – это контрразведка, без них все остальное, все технические уже имеют бо́льшие номера, т. е. начинается все с разведки и контрразведки, без нее просто не обойтись.
Введение цензуры культурной имеет смысл, только если... Побеждает не тот, кто затыкает рот другим, а побеждает тот, кто ярче, – надо свою цензуру, нужна своя военная пропаганда, своя культурная пропаганда.
Константин Чуриков: Умная пропаганда.
Андрей Масалович: Красивая.
Марина Калинина: Мудрая.
Андрей Масалович: Вот смотрите, я как-то в этих стенах пример приводил, он красивый. Озеро Хасан – мало кто вспомнит, где оно, мало кто вспомнит, что там было...
Константин Чуриков: Дальний Восток, ну здрасьте.
Андрей Масалович: Ну, на Дальнем Востоке. Там вся история заняла 2 недели, активных действий там было 2 дня, тем не менее инцидент на озере Хасан, ну кроме печальной судьбы Блюхера, – это песня «Три танкиста, три веселых друга», это песня «Когда нас в бой пошлет товарищ Сталин», это фильм «Тракторист», т. е. три бессмертных произведения, которые до сих пор на слуху, из одного инцидента. То есть военные действия – это потрясающий такой, как бы сказать, капсюль-детонатор для творчества.
Константин Чуриков: Военные песни сейчас активно появляются...
Андрей Масалович: Да. Вчера только Маргарита Симоньян написала, что выпуски стихов и песен издательства не берут, говорят: «Нет, если «Z» на обложке, мы печатать не будем». Вот это надо вводить.
Константин Чуриков: Ага.
Андрей Масалович: Вот такую цензуру вводить надо, чтобы...
Марина Калинина: Андрей Игоревич, а вот все-таки хочется вернуться к «мобилизации мозга» – как это сделать? Вот для тех людей, которые, в общем, не «мобилизованы» пока.
Андрей Масалович: Простые правила, вот совершенно простые.
Правило первое: вспомнить такую как бы насмешливую улыбочку из девяностых и просто произносить фразу «завтра». «А вот, ты это видел?» – «О, давай завтра посмотрим», – и вы увидите, как это сшибает. Не надо втягиваться посмотреть, не надо втягиваться, не надо пытаться переспорить или в дискуссию – давайте посмотрим завтра.
И вы увидите, если правда это так и сделать, т. е. на любое сообщение, которое не касается вашей текущей деятельности прямо сейчас, смотреть не сейчас, а завтра, и выяснится, что вот это уже фейк, который все развеяли, про это вообще все забыли, это уже изменилось на 180 градусов, т. е. время тратить не стоило, раз.
Второе. Если все-таки вы что-то собираетесь читать, ну без этого не можете, то мораторий на ответ на любой. Если меня что-то зацепило, отвечать все равно буду через сутки. Ну не могу не прочитать, не могу не ответить, но не сразу.
Третье: всем говорю – держите рядом со мной мультик «Паровозик из Ромашкова». Хочется ответить, хочется забеспокоиться, заплакать, поспорить, подраться – включаете мультик, смотрите...
Марина Калинина: А почему именно «Паровозик из Ромашкова»?
Андрей Масалович: Он добрый.
Константин Чуриков: К «мобилизации мозга» это не приведет, нет?
Андрей Масалович: Нет-нет-нет, это как раз очень здорово, как это сказать, мозг приводит к рабочее состояние.
Дальше. Посмотрите на китайцев. У китайцев есть как раз четкая, 100%-я цензура, т. е. каждый китаец видит только то, что соответствует точке зрения официальных СМИ, а кто не видит, у себя начинает накапливать отрицательные баллы. Он может как-то посмотреть, но у него начнет социальный рейтинг...
Константин Чуриков: Социальный кредит, да, вот это?
Андрей Масалович: Да-да-да, у него социальный рейтинг начнет падать. Так вот, я подозреваю, что они не то что там Мелитополь от Мариуполя не отличат, они Украину на карте не найдут, и нормально живут, своих забот хватает.
Константин Чуриков: Ну слушайте, мы в китайских провинциях тоже плохо разбираемся.
Андрей Масалович: Да, но нам же это не мешает в жизни и мы не пытаемся туда лезть.
Константин Чуриков: Ну да-да-да, понятно.
Андрей Масалович: А вот про «провинции» Украины мы почему-то все лезем и начинаем разбираться, что там сейчас в Херсоне. То есть это тоже часть работы, отрезать противника.
Еще одна часть работы – найдите профессиональные каналы, где фейки обсуждают те, для кого это профессия. Это сейчас, поверьте, очень сложно, т. е. дефейк – это настолько сейчас тонкая технология, что без специальной экспертизы даже специалист не разберется.
Константин Чуриков: Я скажу так. Вот я же тоже человек обычный; когда я вижу на экране слово «фейк» написано и кто-то это обсуждает, я уже вижу это слово «фейк», у меня защитная реакция просто выключить, потому что я в любом случае, априори уже на подсознании не могу этому полностью доверять.
Андрей Масалович: Тем не менее бо́льшая часть населения, большая часть населения ведется до сих пор. Вот вчерашний случай феерический: а, русские перешли последние крайние линии и стали стрелять по поездам, расстреляли мирный поезд. Я смотрю этот «мирный поезд», я его уже видел – это фотография 1999 года из Сербии, поезд, который бомбанули американцы. Причем американцы же и «разгоняют».
Константин Чуриков: Но это хорошо, когда есть фотография, а вот эти вбросы про виагру, про вот эти случаи изнасилования...
Андрей Масалович: Ну, это... Это вообще феерия.
Константин Чуриков: Слушайте, подождите, они врут и не краснеют, вот эти люди из ООН, из США.
Марина Калинина: Нет, смотрите, просто в издании Politico, что, собственно, как инфоповод этой беседы сегодняшней нашей: «Бывший руководитель разведуправления Минобороны США Дэвид Шедд призываетпродолжать раскачивать ситуацию в России». Что он предлагает делать? Первое: «Расшатывать чувство гордости народа за свою страну путем внедрения мысли, что специальная военная операция превратила Россию в международного изгоя». Второе: «Разжигать межнациональную рознь и внушать нацменьшинствам, что их угнетают русские». И третье: «Внедрять мантру о мобилизации представителей малых народов на СВО и о многочисленных жертвах среди них». То есть они даже не скрывают того, что...
Андрей Масалович: Но это не сегодняшняя новость, это он давно сказал...
Марина Калинина: Да-да-да, но просто мы взяли...
Андрей Масалович: Некоторое время назад. Ну, я просто один из примеров хотел про это привести. Если вы хотите посмотреть на профессиональную... Ну понятно, что про виагру – это, во-первых, до крайности непрофессионально, а во-вторых, это из старой методички, из методички 2011 года еще.
Константин Чуриков: Да-да-да, это еще в Ливии работало.
Андрей Масалович: Значит, касательно вот этого вот раскачивания малых народов и единства нации. Вот прием профессиональной работы. Если вы посмотрите отклики на песню Shaman «Я русский», «Я русский, я иду до конца, Я русский, моя кровь от отца», то там появятся сообщения примерно такого вида: «Почему все эту песню хвалят? А мне ее слушать обидно, я алтаец, я хочу, чтобы со мной говорили по-алтайски». Читаешь дальше: «А вот почему все хвалят песню Shaman «Я русский»? Я, например, тундрюк и хочу, чтобы со мной говорили по-тундрюкски». И когда их видишь 5–7, видишь, что это работа ЦИПсО, Центра информационно-психологических специальных операций, потому что каждое отдельное сообщение вроде читаешь как осмысленное, но когда видишь, что их 10...
Константин Чуриков: IP-адреса посмотришь, кто когда регистрировался...
Андрей Масалович: Да-да-да. Видно, что это целенаправленный такой вброс.
Кстати, если интересно, я могу сказать, есть точная дата, когда началась информационная война против России в ее современном виде.
Константин Чуриков: Так.
Андрей Масалович: 30 ноября 1853 года, Синопское сражение. Напомню, там был очередной момент некоторых непоняток между Россией и Турцией, которые то ли начали, то ли должны были превратиться в войну. Турки решили сыграть на опережение, собрали в бухте маленького города Синоп флот, чтобы ударить по Сухуму. Наши об этом узнали, и Нахимов с флотилией пришел и, значит, за полдня их там раздолбил.
Это была чистая победа русских, но она не входила в планы ни французов, ни англичан. Французы и англичане считали, что турки сейчас русских побьют, соответственно, их влияние в этой части света ослабят, а получилось наоборот. И Франции и Англии понадобилось вмешаться на стороне Турции, а повода не было. Что делать? Напомню, тогда и авиасообщение, и интернет, и даже просто телетайп былигораздо слабее, ну в 1853 году, т. е. журналисты туда попали через неделю.
Но что написали эти журналисты французские и британские? Появилось, вот тогда первый раз употребили слово «резня», massacre, Sinop massacre. У нас в Википедии написано «Синопское сражение», у них написано «Синопская резня», что «мы приехали и ужаснулись». Во-первых, «они раздолбили мирную военную флотилию турецкую»; во-вторых, «они стреляли по городу, и город сгорел»; в-третьих, «они добивали женщин, а кого не добивали, насиловали»; в-четвертых, «вся бухта усеяна моряками, которых русские добивали в воде раненых». В общем, звери, а не люди. Причем все это было написано через неделю после событий.
И вот с этого начались первые британские методички, первые употребления слова «резня», первая попытка такого обесчеловечивания противника. Кстати, тогда они свою задачу выполнили, т. е. в едином порыве население Франции и Англии одобрило...
Марина Калинина: С вами всегда очень интересно.
Константин Чуриков: Подытоживают вас наши зрители. Да, с вами всегда интересно, это пишет Белгородская область, «Масалович всегда интересен». Архангельская область: «Короче, все дураки, а мы одни умные», – вот так нас понял зритель, тоже неплохо. И Ленинградская область: «По-русски «фейк» – это надувательство», – ну, можно было и совсем по-русски написать, но уж не будем, мы в эфире.
Марина Калинина: Спасибо.
Константин Чуриков: Спасибо! Андрей Масалович был у нас в студии, президент консорциума «Инфорус», специалист по кибербезопасности.
Для вас сегодня «ОТРажение» вели Марина Калинина...
Марина Калинина: ...и Константин Чуриков. И нам помогали переводчики жестового языка Светлана Елисеева и Ольга Иванова.
Константин Чуриков: Но не забудем о том, что завтра у нас День региона, День Магаданской области. Смотрите, что вас ждет в «ОТРажении».