Лимит на переводы. Почему санкции предлагают для пенсионеров, а не для преступников?

Лимит на переводы. Почему санкции предлагают для пенсионеров, а не для преступников? | Программы | ОТР

И поможет ли эта мера сберечь последние деньги?

2020-11-05T14:00:00+03:00
Лимит на переводы. Почему санкции предлагают для пенсионеров, а не для преступников?
Почему не едет скорая? Что не так с дистанционным образованием? Непогода на острове Русский. «Светофор доверия» для бизнеса. Коммунальные долги. Инфляция и социальные выплаты. Экзамен на права. Пенсионные ожидания россиян
Дистанционка - образовательный фаст-фуд или новые возможности обучения?
Пенсия: завышенные ожидания
Почему не едет скорая?
Экзамен на права приблизят к жизни
Искусственный интеллект посчитает инфляцию
Как эффективно бороться с коммунальными должниками?
«Светофор» для предпринимателей
Школа удаляется на несколько лет?
Не время платить за парковки
Гости
Валерий Рязанский
первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике, председатель Союза пенсионеров России
Андрей Масалович
президент Консорциума «Инфорус», специалист по кибербезопасности

Тамара Шорникова: Очередная тема вот какая. Пенсионерам нужно запретить делать крупные переводы. Не больше 10 тыс. руб. в день. С таким предложением в Центробанк (все серьезно) руководитель общественного движения «За безопасность» обратился.

Денис Чижов: Логика такая здесь: что пенсионеры чаще всего становятся жертвами телефонных мошенников. Это действительно так. Злоумышленники входят в доверие к пожилым людям, вымогают данные банковских карт или заставляют переводить деньги на другие счета. Нередко в чужие руки уходят абсолютно все сбережения.

Тамара Шорникова: Почему санкции предлагают не для преступников, а для пенсионеров?

Денис Чижов: Это очень, кстати, да, такая интересная инициатива. Т. е. причем здесь пенсионеры-то?

Тамара Шорникова: Может, как-то все-таки ловить будем кого надо, да?

Денис Чижов: Да-да-да, ловить преступников.

Тамара Шорникова: Ну, и вдруг, если Центробанк всерьез заинтересуется таким предложением, сможет ли такая мера помочь сберечь последние деньги пожилым людям? Давайте выяснять. Звоните, пишите. Вы оказывались в такой ситуации? Может быть, ваши родственники? Сколько денег было потеряно?

Денис Чижов: А с нами на связи Валерий Рязанский, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике.

Тамара Шорникова: Да, здравствуйте.

Валерий Рязанский: Добрый день.

Денис Чижов: Добрый день.

Тамара Шорникова: Первый вопрос все-таки вам переадресуем. Действительно, ситуации бывают разные. Сейчас все болеют, на лекарства нужны деньги, дети работают в регионах – переводят родителям. Почему начали с пенсионеров? Может быть, действительно, как-то преступников лучше ловить будут?

Валерий Рязанский: Мне кажется, смысл идеи в общем-то понятен: постараться уберечь пенсионеров от таких неосторожных шагов, которые иногда им предлагают сделать злоумышленники. Но я больше чем уверен, что эта инициатива не пройдет дальше вот двух-трех эфиров. И такая инициатива вряд ли будет оформлена законодательными какими-то инструментариями. Объясню причину. Ну, хорошо, ведь злоумышленники и мошенники часто ходят и по квартирам и предлагают такие же операции провести, только по-другому: наличными и т. д. Предлагая лекарства, предлагая медицинские какие-то изделия. Мне кажется, что все-таки усилия надо направить на другое. На такие профилактические меры, которые достаточно очевидны. Это и старшие по дому, и объявления соответствующие. И, в общем-то, и финансовую грамотность пенсионеров в этой части нужно поднять. Для этого существует и система элементарной учебы, которую проводят и в муниципалитетах, и общественные организации. Но мне кажется, что эта идея, будем говорить, нереализуемая. У меня, например, сгорел холодильник. И что я должен, как я должен теперь поступить, в какие инстанции мне нужно идти для того, чтобы решить проблему холодильника, которую надо решать, условно, срочно. Кто мне даст разрешение заплатить за него, условно, 22 тыс. руб.? Поэтому я считаю, что это в общем, ну, понятное желание, но маловероятно, оно будет реализовано.

Денис Чижов: И в первую очередь же все-таки хотелось бы направить силы на борьбу с преступностью.

Тамара Шорникова: Как у нас на этом поприще дела?

Валерий Рязанский: Я считаю, что хорошо, грамотно написанные объявления в подъездах со ссылками на конкретные примеры. Дальше, какие-то профилактические советы, например. Когда звонят вам некоторые любители представиться из служб безопасности, например, Сбербанка. Они звонят, то же самое, и моим помощникам, и мне звонят. Надо спокойно спросить: назовите свою фамилию, имя, отчество. Когда вы только спокойно спросите эти фамилию, имя, отчество, запишете их, – поверьте, собеседники тут же бросают трубку. Поэтому надо людей просто умело подготовить. Вот чем сейчас надо заниматься. А не проведением вот этой инициативы. Она бесперспективна.

Тамара Шорникова: А лучше самим звонить в банк.

Денис Чижов: И уточнять надо.

Тамара Шорникова: По официальным номерам.

Валерий Рязанский: Конечно, лучше самим позвонить в банк. Совершенно верно. Перепроверить. Но сейчас-то мошенники, конечно, и ходят по квартирам. Здесь более сложно. Они вычисляют одиноко проживающих. Те пенсионеры, которые живут с детьми, которые вместе пользуются компьютером, могут обратиться, условно, к своим знакомым, друзьям, написать в СМСке и т. д. Поэтому очень важно, чтобы все-таки наши люди старшего поколения умело владели бы вот этими информационными технологиями. И, конечно, не только для того, чтобы переводить деньги.

Денис Чижов: Спасибо большое, Валерий Владимирович. И нам дозвонилась Татьяна. Татьяна, здравствуйте. Вы становились жертвой мошенников? Вам часто звонят «сотрудники различных банков»?

Зритель: Здравствуйте, здравствуйте. Меня слышно?

Денис Чижов: Да-да-да, вы в эфире.

Тамара Шорникова: Отлично. Говорите.

Зритель: Ага. Здравствуйте. Меня слышно?

Тамара Шорникова: Прекрасно, да. Продолжайте.

Зритель: Да. Я хотела бы высказать так. Во-первых, один раз меня обманули, было такое дело. Но я это запомнила, так сказать, на всю оставшуюся жизнь, если так можно сказать. И все-таки я не согласна с этой акцией нашего государства.

Тамара Шорникова: А кто, как обманул? Расскажите.

Зритель: А это обманули, вы знаете, ну, обещали, так сказать, помощь, чтобы облегчить, так сказать, кредит. Ну, помочь там. Ну, понимаете? И вот тоже так же вот: давайте, там, это, приезжайте, там надо оплатить. Ну, я это запомнила. Я больше так ни в какие организации не обращаюсь с такими помощами, вот. А вот то, что ограничивают, – мне так кажется (я буду кратко, не буду занимать эфирное время): это хотят контролировать пенсионеров, которые работают и скрывают доходы от государства.

Денис Чижов: Ага. Спасибо большое.

Тамара Шорникова: А? Интересно.

Денис Чижов: Пенсионеры-то очень богатые, ох надо их денежки посчитать, чтобы, не дай бог, не разбогатели сильно.

К нам присоединяется Андрей Масалович, специалист по кибербезопасности. Вот здесь скорее хочется же узнать: а с точки зрения программного обеспечения, я не знаю, вот этой сферы, можно как-то нам помочь, пенсионерам, чтобы их не обманывали?

Тамара Шорникова: Но не ограничивали при этом.

Денис Чижов: И не ограничивали, да.

Андрей Масалович: Сейчас обсуждается инициатива Минцифры (Министерства цифрового развития) о том, чтобы сделать некоторый центр противодействия спаму, фишингу…

Денис Чижов: Да-да-да.

Андрей Масалович: …и компьютерным преступлениям. Вот эта мера, может быть, хорошая. Потому что то, что ограничивать платежи с карт пенсионеров, – ну, минусов здесь гораздо больше. Т. е., может быть, идея здравая, но боюсь, что она не взлетит, потому что…

Тамара Шорникова: Андрей Игоревич, но у нас и цифровое правительство вроде как работает, простите, но эффекта от этого вот… и этот центр – пока только разговоры.

Андрей Масалович: Ну, смотрите, я не совсем соглашусь. В Штатах такая первая подобная инициатива была, если я не ошибаюсь, в 2008 году, называлась «Программа Эйнштейн», которая отлавливала всякие странные околохакерские активности. Потом стали делать центры. Вот в России есть центр, называется ГосСОПКА. Он защищает предприятия критической инфраструктуры. В Центробанке есть центр, который называется ФинЦЕРТ. Он защищает банки. И, пожалуй, самая работающая часть в этих центрах – это быстрый обмен информацией. Появилась новая атака – о ней сразу же оповестили, поставили в рассылку, все банки в курсе.

Вот сейчас то же самое нужно проводить для пенсионеров, для, там, студентов, для всех, кого разводят мошенники. Потому что все виды атак – короткоживущие. Как только о них народ узнает, мошенникам приходится придумывать новую атаку. Поэтому такой центр, надеюсь, заработает.

Денис Чижов: Андрей Игоревич, а есть какое-то программное обеспечение, которое мы можем порекомендовать нашим телезрителям, чтобы они установили его на телефоны, например, бабушкам, и как-то бабушки видели, что – раз! на экране высвечивается: «Звонит мошенник, будьте осторожны». Есть что-то такое, практическое?

Андрей Масалович: Можно просто сделать, чтобы при любом звонке, если вы не знаете этот номер телефона, это точно не ваш родственник, – вот, чтобы у вас высвечивалось: «Звонит мошенник». Тут самое главное – это бдительность. Т. е. подходить к каждому звонку как к потенциально опасному. Потому что программы есть; есть так называемые списки белых номеров, списки черных номеров, т. е. которые просто будут блокировать. Но отдельные пальцы, пока их в кулак не собрали, ими не ударишь. Тут нужно и усилия провайдеров, и усилия правоохранителей, и усилия банков. Потому что каждый день может появиться новая симка и новый номер, каждый день может появиться новая схема и вы к ней будете не готовы.

Денис Чижов: А операторы связи как-то отслеживают, борются с мошенниками или нет? Потому что складывается…

Тамара Шорникова: Блокировать эти номера?

Денис Чижов: …впечатление, что нет. По количеству звонков.

Андрей Масалович: Я вас огорчу. Для оператора сотовой связи любой звонок – это лишний трафик, чего с ним бороться? Т. е. они будут бороться только когда у них будет прямое указание и прямые, понятные действия, которые они должны сделать. Вот тогда будет борьба. Пока это… В качестве инициативы они это делать не будут.

Тамара Шорникова: Нас через чат нашего телеканала спрашивают, может быть, разъясните? А перевод – это именно перевод с одной карты на другую? Или оплата покупки какой-то в Интернете тоже сможет лимитироваться благодаря этому законопроекту?

Андрей Масалович: В … звучало, что любое снятие денег с карты пенсионера больше чем на 10 тыс. должно блокироваться до последующего разбирательства. В общем, понятно, откуда взялась идея, и зерно, может быть, и здравое. Но гораздо эффективнее, мне кажется, просто в подъездах развешивать большие плакаты: «Будьте бдительны! Если вам сегодня позвонят, это мошенники».

Тамара Шорникова: А мы вот сейчас разомнемся. (Мы просто скоро будем как раз и тему мошенников обсуждать, чтобы были подготовлены, так сказать). Легко ли сейчас найти вот адреса-то, кто там, на той стороне трубки? Мошенника, в общем. Легко ли найти?

Андрей Масалович: Если он совсем новенький или нахальный – элементарно. Т. е. если он действительно пользуется симкой, с которой звонит напрямую. Но, к сожалению, большое количество колл-центров сейчас немножко самообразовались. Они используют так называемые виртуальные АТС, в том числе зарубежные.

Тамара Шорникова: И там не разберешь уже, кто конкретно набирал. Да. Спасибо. Встретимся после новостей. Будем обсуждать МРОТ и прожиточный минимум.

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (1)
Непутин
Это затрагивает конституционные права и по сути является преступлением.