Лимит на переводы. Почему санкции предлагают для пенсионеров, а не для преступников?
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/limit-na-perevody-pochemu-sankcii-predlagayut-dlya-pensionerov-a-ne-dlya-prestupnikov-46886.html
Тамара Шорникова: Очередная тема вот какая. Пенсионерам нужно запретить делать крупные переводы. Не больше 10 тыс. руб. в день. С таким предложением в Центробанк (все серьезно) руководитель общественного движения «За безопасность» обратился.
Денис Чижов: Логика такая здесь: что пенсионеры чаще всего становятся жертвами телефонных мошенников. Это действительно так. Злоумышленники входят в доверие к пожилым людям, вымогают данные банковских карт или заставляют переводить деньги на другие счета. Нередко в чужие руки уходят абсолютно все сбережения.
Тамара Шорникова: Почему санкции предлагают не для преступников, а для пенсионеров?
Денис Чижов: Это очень, кстати, да, такая интересная инициатива. Т. е. причем здесь пенсионеры-то?
Тамара Шорникова: Может, как-то все-таки ловить будем кого надо, да?
Денис Чижов: Да-да-да, ловить преступников.
Тамара Шорникова: Ну, и вдруг, если Центробанк всерьез заинтересуется таким предложением, сможет ли такая мера помочь сберечь последние деньги пожилым людям? Давайте выяснять. Звоните, пишите. Вы оказывались в такой ситуации? Может быть, ваши родственники? Сколько денег было потеряно?
Денис Чижов: А с нами на связи Валерий Рязанский, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике.
Тамара Шорникова: Да, здравствуйте.
Валерий Рязанский: Добрый день.
Денис Чижов: Добрый день.
Тамара Шорникова: Первый вопрос все-таки вам переадресуем. Действительно, ситуации бывают разные. Сейчас все болеют, на лекарства нужны деньги, дети работают в регионах – переводят родителям. Почему начали с пенсионеров? Может быть, действительно, как-то преступников лучше ловить будут?
Валерий Рязанский: Мне кажется, смысл идеи в общем-то понятен: постараться уберечь пенсионеров от таких неосторожных шагов, которые иногда им предлагают сделать злоумышленники. Но я больше чем уверен, что эта инициатива не пройдет дальше вот двух-трех эфиров. И такая инициатива вряд ли будет оформлена законодательными какими-то инструментариями. Объясню причину. Ну, хорошо, ведь злоумышленники и мошенники часто ходят и по квартирам и предлагают такие же операции провести, только по-другому: наличными и т. д. Предлагая лекарства, предлагая медицинские какие-то изделия. Мне кажется, что все-таки усилия надо направить на другое. На такие профилактические меры, которые достаточно очевидны. Это и старшие по дому, и объявления соответствующие. И, в общем-то, и финансовую грамотность пенсионеров в этой части нужно поднять. Для этого существует и система элементарной учебы, которую проводят и в муниципалитетах, и общественные организации. Но мне кажется, что эта идея, будем говорить, нереализуемая. У меня, например, сгорел холодильник. И что я должен, как я должен теперь поступить, в какие инстанции мне нужно идти для того, чтобы решить проблему холодильника, которую надо решать, условно, срочно. Кто мне даст разрешение заплатить за него, условно, 22 тыс. руб.? Поэтому я считаю, что это в общем, ну, понятное желание, но маловероятно, оно будет реализовано.
Денис Чижов: И в первую очередь же все-таки хотелось бы направить силы на борьбу с преступностью.
Тамара Шорникова: Как у нас на этом поприще дела?
Валерий Рязанский: Я считаю, что хорошо, грамотно написанные объявления в подъездах со ссылками на конкретные примеры. Дальше, какие-то профилактические советы, например. Когда звонят вам некоторые любители представиться из служб безопасности, например, Сбербанка. Они звонят, то же самое, и моим помощникам, и мне звонят. Надо спокойно спросить: назовите свою фамилию, имя, отчество. Когда вы только спокойно спросите эти фамилию, имя, отчество, запишете их, – поверьте, собеседники тут же бросают трубку. Поэтому надо людей просто умело подготовить. Вот чем сейчас надо заниматься. А не проведением вот этой инициативы. Она бесперспективна.
Тамара Шорникова: А лучше самим звонить в банк.
Денис Чижов: И уточнять надо.
Тамара Шорникова: По официальным номерам.
Валерий Рязанский: Конечно, лучше самим позвонить в банк. Совершенно верно. Перепроверить. Но сейчас-то мошенники, конечно, и ходят по квартирам. Здесь более сложно. Они вычисляют одиноко проживающих. Те пенсионеры, которые живут с детьми, которые вместе пользуются компьютером, могут обратиться, условно, к своим знакомым, друзьям, написать в СМСке и т. д. Поэтому очень важно, чтобы все-таки наши люди старшего поколения умело владели бы вот этими информационными технологиями. И, конечно, не только для того, чтобы переводить деньги.
Денис Чижов: Спасибо большое, Валерий Владимирович. И нам дозвонилась Татьяна. Татьяна, здравствуйте. Вы становились жертвой мошенников? Вам часто звонят «сотрудники различных банков»?
Зритель: Здравствуйте, здравствуйте. Меня слышно?
Денис Чижов: Да-да-да, вы в эфире.
Тамара Шорникова: Отлично. Говорите.
Зритель: Ага. Здравствуйте. Меня слышно?
Тамара Шорникова: Прекрасно, да. Продолжайте.
Зритель: Да. Я хотела бы высказать так. Во-первых, один раз меня обманули, было такое дело. Но я это запомнила, так сказать, на всю оставшуюся жизнь, если так можно сказать. И все-таки я не согласна с этой акцией нашего государства.
Тамара Шорникова: А кто, как обманул? Расскажите.
Зритель: А это обманули, вы знаете, ну, обещали, так сказать, помощь, чтобы облегчить, так сказать, кредит. Ну, помочь там. Ну, понимаете? И вот тоже так же вот: давайте, там, это, приезжайте, там надо оплатить. Ну, я это запомнила. Я больше так ни в какие организации не обращаюсь с такими помощами, вот. А вот то, что ограничивают, – мне так кажется (я буду кратко, не буду занимать эфирное время): это хотят контролировать пенсионеров, которые работают и скрывают доходы от государства.
Денис Чижов: Ага. Спасибо большое.
Тамара Шорникова: А? Интересно.
Денис Чижов: Пенсионеры-то очень богатые, ох надо их денежки посчитать, чтобы, не дай бог, не разбогатели сильно.
К нам присоединяется Андрей Масалович, специалист по кибербезопасности. Вот здесь скорее хочется же узнать: а с точки зрения программного обеспечения, я не знаю, вот этой сферы, можно как-то нам помочь, пенсионерам, чтобы их не обманывали?
Тамара Шорникова: Но не ограничивали при этом.
Денис Чижов: И не ограничивали, да.
Андрей Масалович: Сейчас обсуждается инициатива Минцифры (Министерства цифрового развития) о том, чтобы сделать некоторый центр противодействия спаму, фишингу…
Денис Чижов: Да-да-да.
Андрей Масалович: …и компьютерным преступлениям. Вот эта мера, может быть, хорошая. Потому что то, что ограничивать платежи с карт пенсионеров, – ну, минусов здесь гораздо больше. Т. е., может быть, идея здравая, но боюсь, что она не взлетит, потому что…
Тамара Шорникова: Андрей Игоревич, но у нас и цифровое правительство вроде как работает, простите, но эффекта от этого вот… и этот центр – пока только разговоры.
Андрей Масалович: Ну, смотрите, я не совсем соглашусь. В Штатах такая первая подобная инициатива была, если я не ошибаюсь, в 2008 году, называлась «Программа Эйнштейн», которая отлавливала всякие странные околохакерские активности. Потом стали делать центры. Вот в России есть центр, называется ГосСОПКА. Он защищает предприятия критической инфраструктуры. В Центробанке есть центр, который называется ФинЦЕРТ. Он защищает банки. И, пожалуй, самая работающая часть в этих центрах – это быстрый обмен информацией. Появилась новая атака – о ней сразу же оповестили, поставили в рассылку, все банки в курсе.
Вот сейчас то же самое нужно проводить для пенсионеров, для, там, студентов, для всех, кого разводят мошенники. Потому что все виды атак – короткоживущие. Как только о них народ узнает, мошенникам приходится придумывать новую атаку. Поэтому такой центр, надеюсь, заработает.
Денис Чижов: Андрей Игоревич, а есть какое-то программное обеспечение, которое мы можем порекомендовать нашим телезрителям, чтобы они установили его на телефоны, например, бабушкам, и как-то бабушки видели, что – раз! на экране высвечивается: «Звонит мошенник, будьте осторожны». Есть что-то такое, практическое?
Андрей Масалович: Можно просто сделать, чтобы при любом звонке, если вы не знаете этот номер телефона, это точно не ваш родственник, – вот, чтобы у вас высвечивалось: «Звонит мошенник». Тут самое главное – это бдительность. Т. е. подходить к каждому звонку как к потенциально опасному. Потому что программы есть; есть так называемые списки белых номеров, списки черных номеров, т. е. которые просто будут блокировать. Но отдельные пальцы, пока их в кулак не собрали, ими не ударишь. Тут нужно и усилия провайдеров, и усилия правоохранителей, и усилия банков. Потому что каждый день может появиться новая симка и новый номер, каждый день может появиться новая схема и вы к ней будете не готовы.
Денис Чижов: А операторы связи как-то отслеживают, борются с мошенниками или нет? Потому что складывается…
Тамара Шорникова: Блокировать эти номера?
Денис Чижов: …впечатление, что нет. По количеству звонков.
Андрей Масалович: Я вас огорчу. Для оператора сотовой связи любой звонок – это лишний трафик, чего с ним бороться? Т. е. они будут бороться только когда у них будет прямое указание и прямые, понятные действия, которые они должны сделать. Вот тогда будет борьба. Пока это… В качестве инициативы они это делать не будут.
Тамара Шорникова: Нас через чат нашего телеканала спрашивают, может быть, разъясните? А перевод – это именно перевод с одной карты на другую? Или оплата покупки какой-то в Интернете тоже сможет лимитироваться благодаря этому законопроекту?
Андрей Масалович: В … звучало, что любое снятие денег с карты пенсионера больше чем на 10 тыс. должно блокироваться до последующего разбирательства. В общем, понятно, откуда взялась идея, и зерно, может быть, и здравое. Но гораздо эффективнее, мне кажется, просто в подъездах развешивать большие плакаты: «Будьте бдительны! Если вам сегодня позвонят, это мошенники».
Тамара Шорникова: А мы вот сейчас разомнемся. (Мы просто скоро будем как раз и тему мошенников обсуждать, чтобы были подготовлены, так сказать). Легко ли сейчас найти вот адреса-то, кто там, на той стороне трубки? Мошенника, в общем. Легко ли найти?
Андрей Масалович: Если он совсем новенький или нахальный – элементарно. Т. е. если он действительно пользуется симкой, с которой звонит напрямую. Но, к сожалению, большое количество колл-центров сейчас немножко самообразовались. Они используют так называемые виртуальные АТС, в том числе зарубежные.
Тамара Шорникова: И там не разберешь уже, кто конкретно набирал. Да. Спасибо. Встретимся после новостей. Будем обсуждать МРОТ и прожиточный минимум.