Денис Чижов: В октябре Госдума планирует рассмотреть законопроект о запрете продажи пива в пластиковой таре объемом более чем 0,5 литра. Ольга Арсланова: И об этом стало известно сегодня. Денис Чижов: Да. Таким образом депутаты, что вы думаете, хотят решить проблему алкоголизации населения и исполнить распоряжение президента об увеличении продолжительности жизни россиян до 80 лет. Ольга Арсланова: Так ли велика проблема? Давайте посмотрим. По данным ВЦИОМ, треть россиян вообще не употребляет алкоголь, 18% несколько раз в месяц, и только 6% несколько раз в неделю, ну это вот та самая точка отсечения, где можно уже начать беспокоиться, не слишком ли много пьет человек. Из предпочтений на первом месте пиво, в среднем получается у нас 64 литра на человека в год, это по 10 бутылок в месяц, далее идет вино, или бутылка в месяц, а вот водка и коньяк на третьем месте, примерно 1,5 бутылки этого алкоголя в месяц. Денис Чижов: И вот главный вопрос, депутаты чего-то там напридумывали, а как же это скажется на отрасли? Узнаем сейчас. К нам присоединяется Павел Ольшанский, пивовар. Павел Сергеевич, здравствуйте. Ольга Арсланова: Здравствуйте. Как у вас восприняли эту чудесную новость об отмене вот этих вот пластиковых бутылочек? Денис Чижов: Больших пластиковых бутылочек. Ольга Арсланова: Да, которые у нас сейчас на экране появились. Павел Ольшанский: Ну, для начала добрый день. Во-вторых, пока еще ничего, слава богу, не отменили... Денис Чижов: Нет, если отменят, как это скажется? Павел Ольшанский: Ну, если отменят, это скажется просто на повышении стоимости конечного продукта, это единственное, что произойдет. Денис Чижов: А почему, почему стоимость-то повысится? Жидкость-то одна остается. Павел Ольшанский: Ну как бы тара, то есть основное, на что направлен этот закон, она стоит без разницы, что 1 литр, что 0,5, что 1,5, так как она выдувается из одной предформы. Соответственно, просто цена станет дороже, если говорить грубо, то это где-то рублей на 5 за литр. Ольга Арсланова: Ага. Денис Чижов: Ага. Ольга Арсланова: А скажите, пожалуйста, какую тару предпочитает ваш потребитель? В чем чаще всего покупают? Павел Ольшанский: Наш потребитель достаточно разный, то есть это как ПЭТ-кеги большие, соответственно, бары, рестораны или магазины разливного пива, и также стеклотара, соответственно, это пиво в стекле. Ольга Арсланова: Ага. Ну вот у меня как раз небольшой такой магазинчик по продаже крафтового пива и уже бутылочного пива рядом с домом, и я вижу, что люди вполне такой респектабельной внешности, это не какие-то там алкоголики, абсолютно обычные люди берут себе вот как раз вот такую большую бутылку, сразу много пива берут, я не знаю, перед футбольным матчем или просто перед выходными, это очень популярная штука. Я думаю, что они наверняка это делают, потому что сейчас так дешевле, а будет ли дешевле дальше, большой вопрос. Павел Ольшанский: Ну, вопрос, так не только дешевле, так еще и удобнее. Ольга Арсланова: Да. Павел Ольшанский: Потому что, когда у тебя много тары, тебе потом ее много и выкидывать, ты просто чаще бегаешь выбрасываешь мусор, а потом еще кто-то должен это все переработать. Поэтому, конечно же, когда ты берешь домой и планируешь какое-то мероприятие, ты думаешь не только о цене, но ты думаешь еще о том, сколько мусора, сколько тебе потом убирать. Ольга Арсланова: Ага. Павел Ольшанский: Количество стеклобутылок убирать дома неудобно, проще взять бутылки пластиковые, свернуть аккуратненько, и просто меньше мусора, он легче и, соответственно, удобнее. Ольга Арсланова: А скажите, сейчас вообще заниматься вашим делом выгодно в России, или много проблем? Павел Ольшанский: Ну, проблем, конечно же, много, особенно для таких мелких пивоварен, как наша. Но если я начну рассказывать, это, я думаю, не уложится в короткий сюжет, это там часа на 2–3 прямо вот влегкую. Ольга Арсланова: Просто есть все время такое ощущение, что какие-то инициативы придумывают законодатели, и как раз вот крупным-то компаниям что слону дробина, а мелким пивоварням это может жизнь серьезно осложнить в итоге. Павел Ольшанский: Ну вот так всегда и бывает, потому что у нас нет разделения по закону на мелкие и большие пивоварни, мы платим одинаковые акцизы, как «Балтика», так и наша маленькая пивоварня, платим одинаковый акциз. Мы имеем всю ту же административную нагрузку, что и любая крупная пивоварня, разве что, за исключением счетчиков, вся остальная административная нагрузка, в том числе установка, обслуживание ЕГАИС, бухгалтерия, они как у любого крупного предприятия. Ольга Арсланова: Ага. Но все-таки, как вам кажется, россияне предпочитают продукцию какую сейчас? Видите, мы уже постепенно стали практически пивной страной, еще совсем недавно в основном пили крепкие напитки, теперь мы видим, что большое количество пива покупается. Что вообще это за пиво? Это в основном какой-то стандарт больших компаний, или интересуются крафтом, интересуются какими-то интересными штуками? Павел Ольшанский: Ну, по большому счету рынок поделен на сегменты, и очень серьезно, потому что есть люди, которые пьют очень дешевое пиво, для которых основным качеством данного напитка является цена. Ольга Арсланова: Ага, понятно. Павел Ольшанский: Это никак не затрагивает ту продукцию, которую производят мелкие пивоварни. Мелкие пивоварни в любом случае продукт производят более дорогой. Он может быть более качественный, может быть даже некачественный, но он все равно будет дороже по простой причине, что все ингредиенты, все исходники и нагрузка, которую несет малое предприятие, значительно больше, чем крупные заводы. Ольга Арсланова: Спасибо вам большое. Павел Ольшанский, пивовар, был у нас в эфире. Денис Чижов: Давайте узнаем мнение еще одного представителя отрасли – Кирилл Болматов присоединяется к нам, председатель «Союза российских пивоваров». Кирилл Александрович, здравствуйте. Ольга Арсланова: добрый день. Денис Чижов: Ну вот ваш коллега сказал, что в первую очередь это повлияет на цену. Но я хотел бы затронуть еще тему экологии, ведь пластик вреден, нужно избавиться от пластика и действительно перейти на стеклянную тару. Почему же пивовары так противятся этому? Кирилл Болматов: Ну, во-первых, сразу поправлю, извините, чисто технически не «Союза российских пивоваров», а Ассоциация производителей пива у нас... Денис Чижов: Ассоциация производителей пива. Ольга Арсланова: Ага, спасибо. Кирилл Болматов: Да, это две разные организации, мы, так сказать, откололись от «Союза российских пивоваров» где-то полгода назад примерно, и в нашу ассоциацию входят крупные пивовары. Ну, что касается экологии, пластик абсолютно не вреден... Денис Чижов: Как же, подождите? Кирилл Болматов: Это инертный материал... Ну с точки зрения продукта, вот с продуктом он никак не взаимодействует, это инертный материал... Денис Чижов: Так, вам, по-моему, звонят в Viber... Ольга Арсланова: Или это нам звонят. Денис Чижов: Можно отключить? Ага. Кирилл Болматов: Наверное, это что-то у вас, не у меня. Ольга Арсланова: Это нам звонят. Денис Чижов: Все-все-все, все в порядке. Ольга Арсланова: Так все-таки, да, какая тара экологичная, а какая нет, давайте узнаем. Кирилл Болматов: Знаете, вот вопрос экологии очень комплексный. Во-первых, есть то, сколько выбросов СО2 произошло при изготовлении той или иной тары. В этом плане пластик гораздо экологичнее, чем стекло или алюминий, на производство которых тратится огромное количество энергии, выпускается огромное количество углекислого газа. Ольга Арсланова: Ага. Кирилл Болматов: С точки зрения общего объема, бутылка на 1,5 литра, 1,5-литровая бутылка пластиковая весит в несколько раз меньше, чем 0,5-литровая стеклянная бутылка. Другое дело, конечно, что пластик когда где-то, особенно в азиатских странах, весь выкидывают в океан, получаются мусорные острова, это, естественно, плохо. С точки зрения влияния на продукты, на мой взгляд, самая лучшая упаковка – это алюминиевая, потому что она не пропускает ни солнечный свет, ни кислород, в отличие от остальных. Ну, пластик немножко пропускает и того и другого, поэтому пива срок хранения у него поменьше, оно может просто прокиснуть, если полгода хранится... Ольга Арсланова: Вот эта законодательная инициатива, о которой мы сейчас говорим, она на что направлена? Ведь речь же не идет о том, чтобы изъять пластиковую тару, а речь об исключительно объемах. Так вопрос, проще купить одну 2-литровую или, я не знаю, несколько 0,3, не очень понятен профит, кому это нужно вообще. Кирилл Болматов: Кому это нужно? – ну, наверное, тем, кто производит дешевый крепкий алкоголь, в том числе нелегальный алкоголь. Потому что он и сейчас существенно дешевле, чем пиво, вот в пересчете на градус, на грамм чистого спирта, а будет еще дешевле, то есть чтобы сделать пиво очень дорогим продуктом. Потому что, действительно, большие пластиковые бутылки удешевляю производственный процесс, удешевляют продукт для потребителя. Денис Чижов: Но ведь алкоголь должен быть дорогим... Кирилл Болматов: Полулитровых бутылок практически не бывает, просто пластиковых 0,5-литровых бутылок мы не встретим ни в одном магазине, они не производятся; когда 0,5 литра, то это стекло или алюминий, когда большие... Не 1,5 даже, у нас сейчас и 1,5-литровых нет, у нас сейчас в основном на рынке распространены 1,35, 1,4 литра. Ольга Арсланова: Да-да-да. А поясните, пожалуйста, свою мысль. Вы говорите, что это выгодно производителям крепкого алкоголя, – а что, автоматически, если цены на пиво вырастут, на этот алкоголь они снизятся, что ли? Это же разная структура потребления. Кирилл Болматов: Вы знаете, вот парадокс, но мы последние 20 лет это замечаем: вырастает доля пива, сокращается доля крепкого алкоголя и наоборот. Самый такой быстрый рост замещения крепкого алкоголя пивом происходил в 2000-е гг., тогда рынок пива рос стремительно, рынок крепкого алкоголя сокращался. Но вот начиная где-то с 2011–2012-х гг. это вот где-то стабилизировались наши доли, мы примерно так чуть-чуть колеблемся, иногда мы повышаемся, иногда они повышаются в доле в потреблении. Да, такое происходит замещение. Денис Чижов: Скажите, вот смотрите, в 2017 году уже тару ограничили 1,5 литрами, и тогда вот это тоже сказалось на цене и так далее? Пережили же вы этот удар, переживете и 0,5-литровый удар тоже. Кирилл Болматов: Нет, тогда было просто потому, что из всего объема пластика на рынке примерно половина была в бутылках больших, 2,5 литра, другая половина в 1,5-литровых, поэтому, в общем, так вот более-менее ничего, но все равно немножко рынок сократился. А сейчас это сделать, будет это фактически полный запрет пластика, потому что 0,5-литровых бутылок просто не существует, ну нет. Денис Чижов: Да-да-да. Кирилл Болматов: То есть сделать-то их можно, изготовить при желании, но сейчас их просто нет, и это будет, под большой удар подпадет, собственно, вся пивоваренная промышленность. Вот вы тут сказали несколько минут назад, что крупным пивоварам как слону дробина, – не совсем. Ольга Арсланова: Так. Кирилл Болматов: У нас в нашем портфеле тоже 35–40%, это у крупных пивоваров, занимает продукция в пластике, потому что мы, в общем-то, нацелены на потребителей с разными доходами, и с высокими доходами, и с низкими доходами, средними, чтобы каждый потребитель мог выбрать себе продукцию по карману и по вкусу, чтобы эта продукция могла быть на рынке от крупных пивоваров, от средних и от малых и в разной упаковке. Иногда, я не знаю, если куда-нибудь ехать на дачу, проще легкую упаковку везти с собой, не тащить огромные килограммы стекла, например, тоже... Ольга Арсланова: Ну, по крайней мере, когда есть выбор, это всегда удобно, и получается, что, когда есть выбор, оказывается еще и дешевле. Спасибо вам за этот комментарий. Денис Чижов: Ну что ж, пока это только инициатива, планы Госдумы чем закончатся, будем следить.