Ольга Арсланова: Мы продолжаем. Сегодня во всем мире наступила «черная пятница», с чем мы вас и поздравляем, по крайней мере если вам действительно это интересно и вы следите за продажами, потому что тотальные распродажи практически во всех магазинах сегодня. Эта акция по традиции проводится в конце ноября. В России магазины объявили о гигантских дисконтах еще накануне, некоторые даже устроили в рекламных целях «черный ноябрь». Скидки россиян завораживают, говорят многие эксперты, в итоге во время акции они совершают спонтанные покупки в 2 раза чаще обычного, а потом иногда даже продают купленные товары на сайтах объявлений. По прогнозам аналитиков, в этом году во время ноябрьских распродаж люди потратят 52 миллиарда рублей, вполовину больше, чем год назад, то есть более популярная пятница будет в этом году. Петр Кузнецов: Масштабы «черной пятницы» поражают, давайте сравним, начнем с 2014 года. В эти дни объем онлайн-торговли в США составил 1.5 миллиарда долларов, в 2017 году уже почти 8 миллиардов. Российские показатели все еще отстают: в 2014 году покупатели потратили онлайн лишь 10 с небольшим миллионов долларов, ну а в прошлом году сумма продаж достигла 30 миллиардов рублей или 457 миллионов долларов. В этом году ритейлеры рассчитывают на рост в 50-60%. Ольга Арсланова: Мы хотим спросить вас, наши зрители, следите ли вы за скидками. Принимайте участие, пожалуйста, в нашем опросе, отвечайте «да» или «нет», прямо сейчас мы его запускаем. И звоните в прямой эфир, высказывайте свое мнение и задавайте вопросы нашей гостьей. Петр Кузнецов: В конце этой получасовки подведем итоги. Ольга Арсланова: У нас в гостях вице-президент Ассоциации компаний Интернет-торговли Лия Левинбук. Здравствуйте. Петр Кузнецов: Здравствуйте. Лия Левинбук: Здравствуйте. Ольга Арсланова: Главный вопрос от наших зрителей – почему «черная»? Это с чем связано, известно вам об этом? Лия Левинбук: Ну к нам «черная пятница» пришла из-за границы, появилась она в России не так давно, 3-4 года назад. Появилась на именно в онлайне, хотя во всем мире она именно офлайн-распродажа. Причем было интересно, что когда она у нас появилась, товарный знак «черной пятницы» был зарегистрирован, принадлежал только одной компании, на что весь рынок очень сильно жаловался, и АКИТ тогда пожаловалась в ФАС, и ФАС в итоге забрал этот товарный знак, теперь «черная пятница», «black Friday», любые сочетания принадлежат рынку. И именно поэтому в этом году такой сумасшедший ажиотаж произошел, потому что больше нет запретов на рекламу, товарный знак никому не принадлежит, поэтому со всех… Вы зайдите в торговый центр, везде пестрят картинки «черной пятницы», SMS, ТВ, газеты, e-mail… Петр Кузнецов: SMS начинаются именно с этого словосочетания. Лия Левинбук: Постоянно идет контакт с клиентом, вот такие масштабы. Петр Кузнецов: Давайте сравним с реальной «черной пятницей», отправимся на родину, тем более что в статистике мы уже начали сравнивать это с Америкой. Как происходит у них, где реальная битва за реально дешевый товар идет, выстраиваются очереди за несколько дней, люди ночуют перед магазином. И как это происходит у нас? Насколько у нас настоящая «черная пятница»? Лия Левинбук: Хороший вопрос, даже не знаю, с чего начать. Традиция только приходит, и конечно же, не все предприниматели являются честными предпринимателями. Конечно, те предприниматели, которые являются нечестными, сначала завышают цену, а потом делают на нее мнимую скидку. И конечно, мы с этим стараемся бороться. Мы не можем всех отследить, но мы во всяком случае следим за членами нашей ассоциации, есть еще другие ассоциации, которые тоже стараются следить за этим. Есть такая компания, площадка, как РОЦИТ, это защита прав потребителей в Интернет, условно говоря, – к ним можно пожаловаться на нечестные скидки в том числе. Но по прошествии лет, в этом году у нас уже намного лучше с этим. Цены действительно стали честными по отношению к прошлым и позапрошлым годам. Более того, их мониторят и зрители, жалуются клиенты. В общем, все направлено на то, чтобы клиент приходил и в следующий раз, а не только один раз. Ольга Арсланова: Давайте послушаем нашего зрителя Николая из Тверской области. Добрый вечер. Петр Кузнецов: У Николая как раз наблюдение по ненастоящим скидкам, да, Николай, правильно мы вас поняли? Ольга Арсланова: Расскажите, пожалуйста. Петр Кузнецов: Сейчас поймем окончательно. Слушаем, Николай, вы в прямом эфире уже. Зритель: Алло, здравствуйте. Петр Кузнецов: Здравствуйте. Зритель: Вот я смотрю, рассказываете-рассказываете, народ дурачите я не знаю как. Мне уже 70 лет, я знаю, когда подымают цены, когда опускают. Над народом издеваются как хотят, я не понимаю вообще. Ольга Арсланова: У вас есть какие-то сомнения в честности скидок в «черную пятницу»? Зритель: Я в магазинах бываю постоянно, я знаю, когда повышаются, когда понижаются. Ольга Арсланова: Спасибо большое. Давайте разбираться, насколько действительно все эти скидки честные. Как можно это проверить? Это же психологический эффект срабатывает. Петр Кузнецов: Заранее? То есть мы же знаем примерно, что «черная пятница» – это, как правило, даты чуть-чуть меняются, конец ноября, это связано с Днем благодарения, а он у них плавающий все-таки. То есть это как, заранее подготовиться, то есть заранее узнать, сколько стоит этот товар, а потом уже смотреть… Ольга Арсланова: …и покупать только то, что тебе действительно нужно. Петр Кузнецов: …не поднимется ли на него цена вдруг, а потом она якобы опустится уже в эти дни. Лия Левинбук: Отличный вопрос. Вообще рекомендация во всем мире у всех ритейлеров такая: готовьтесь заранее, выбирайте товар и ищите этот товар на распродажах, потому что только так можно убедиться, что вас не обманывают. Но есть еще другие способы, чтобы убедиться, – это Интернет. У нас Интернет является высококонкурентной средой, в которой мы можем спокойно в поисковике забить товар, посмотреть цену, причем посмотреть цену, которая была когда-то до этого, сравнить ее с ценами, которые есть у конкурентов, и таким образом можно самостоятельно для себя решить, подходит тебе эта продукция или нет. Ольга Арсланова: Понятно. Петр Кузнецов: Еще есть версия, что именно в России «черная пятница» никак вообще не отличается, а может быть, даже уступает обычным сезонным распродажам, – это так? Лия Левинбук: Наверное, в позапрошлом, в прошлом годах это было так. Но сейчас это совершенно не так, во всяком случае мы очень ждем результатов текущей «черной пятницы», она получилась глобальной, как я уже говорила, к ней присоединились даже продуктовые сети, это невероятное событие. Поэтому мы ждем результатов. Посмотрим, как оказался вовлечен потребитель. Ольга Арсланова: «Маркетологи следят за потребителями и ловят их на скидках», – пишут наши зрители. «Заметил, что когда вижу надпись «скидка», трачу в итоге больше, чем рассчитывал». Скажите, пожалуйста, такие огромные объемы продаж, которые мы видим за рубежом, чуть поскромнее в России, говорят о чем? Как раз об этом психологическом эффекте? Люди покупают, сметают абсолютно все, даже то, что им не нужно? И в итоге получается, что в «черную пятницу» все зарабатывают значительно больше, чем обычно? Лия Левинбук: Ну давайте начнем с того, что все-таки акция, распродажа глобальная направлена на то, что вызвать у клиента эмоции положительные. Ольга Арсланова: И потребительский всплеск. Лия Левинбук: Конечно. Вообще человек любит делать себе покупки, это нам приятно; мы любим сходить себе купить какую-нибудь новую вещь, гаджет или косметику. Поэтому нужно рассматривать «черную пятницу» как праздник. Это праздник, никто никого не заставляет никуда ходить, ты можешь его проигнорировать, а можешь принять в нем участие, в этом ажиотаже скидок, вот и все. Петр Кузнецов: Реально ли магазин зарабатывает, если мы сейчас берем настоящие скидки, если мы берем скидку в 70%, действительно магазин зарабатывает? Лия Левинбук: Тут нужно понимать, про какую категорию товаров мы говорим. Петр Кузнецов: Или именно на спросе? Лия Левинбук: Если мы говорим про электронику и бытовую технику, то там это низкомаржинальные товары, там не может быть 70% скидки, либо она может быть, но на товары, которые были 4-5 лет назад актуальны, но на флагманский телефон популярный, который и так стоит дорого, на него никогда в жизни не дадут скидку 70%. Ждать здесь не нужно, это обман. Петр Кузнецов: При этом правда, что большие бренды, совсем большие бренды стараются не присоединяться к этой акции, потому что им дороже что ли имидж, престиж, и они не хотят, чтобы с их именем связывали скидки, чтобы их товар таким образом, их товар, их лицо обесценивалось, пусть даже в этот небольшой промежуток? Лия Левинбук: Ну есть такие бренды, у которых сама политика компании настроена таким образом, что они не дают в принципе скидки. Более того, они свой товар уничтожают. Это обычно товары, которые идут luxury. Но мы же не говорим про luxury-сегмент, у нас не все его могут купить, мы говорим про масс-маркет. Петр Кузнецов: Закрепим первую половину нашего разговора: все-таки где в России скидки настоящие, более реальных скидок – в Интернете или в реальном магазине? Ольга Арсланова: Офлайн? Лия Левинбук: Все-таки, мне кажется, в Интернете. Или даже не так: в Интернете можно проверить эту скидку. Лучше всего проверять у компаний, которые имеют офлайн- и онлайн-каналы, соответственно сравнить в офлайне сколько будет стоить товар и сколько он у этой же компании выставлен в онлайне, это самый верный путь. Ольга Арсланова: У нас на связи Михаил из Новокузнецка. Добрый вечер, вы в эфире. Зритель: Здравствуйте. Ольга Арсланова: Здравствуйте. Зритель: Так. У меня такой к вам вопрос. Понимаете, я вот смотрю вопрос «Вы следите за скидками»? Да, я слежу за скидками. Но дело в том, что магазин, прежде чем сделать «черную пятницу», он накидывает на товар ту стоимость, которая пойдет по скидке. Я это знаю не понаслышке, я это знаю изнутри, понимаете? В свое время я просто взял телевизор за сумму, после того как прошла скидка, я зашел в магазин и увидел данный телевизор в 2 раза дешевле, чем он стоил по скидке, понимаете? Ольга Арсланова: Понятно. В конкретном магазине на него скинули, он был, видимо, еще дороже. Зритель: Он в 2 раза был дороже по скидке. Ольга Арсланова: Да, понятно. Зритель: По акции шел. Понимаете, когда я пришел, он был в 2 раза дешевле, чем ушел по скидке. Поэтому данная проблема, понимаете… Вот «черная пятница»… Ольга Арсланова: Не верят у нас люди. Зритель: Я вам прямо скажу, это обман. Прежде чем магазин делает «черную пятницу», он накидывает ту стоимость скидки на товар. Петр Кузнецов: Да, спасибо большое. Ольга Арсланова: Спасибо. Зритель: Вы покупаете тот же товар за большие деньги, чем он стоит в реальности. Петр Кузнецов: Да, спасибо, Михаил. Михаил, мы сейчас как раз попробуем у специалиста… Ольга Арсланова: …узнать ответ на ваш вопрос. Петр Кузнецов: Это Алексей Егармин, сопредседатель Национального союза защиты прав потребителей, он с нами на связи по Skype, правильно, Алексей? Здравствуйте. Ольга Арсланова: Слышите ли вы нас? Петр Кузнецов: Пока не видим и не слышим вас. Ольга Арсланова: Но сейчас все произойдет. Петр Кузнецов: Все наладилось, здравствуйте. Ольга Арсланова: Здравствуйте. Петр Кузнецов: Алексей, скажите, очень много SMS-сообщений, наверное, вы сейчас слышали выступающего нашего телезрителя о том, что это обман, народ «разводят», просто денег еще больше берут. Как-то мы можем защитить права потребителей в этом плане? Многие говорят, что завышают искусственно ценники, которые потом якобы в «черную пятницу» снижают. С этим можно как-то побороться, не знаю, начать наказывать соответствующие точки, которые так делают? Алексей Егармин: Побороться с этим достаточно сложно. Действительно, такой обман существует, и вот эта вот история вечная: скидки дают, а перед тем повышают ценники. Это издержки предпринимательства, назовем так. И все-таки не все печально, иногда действительно существуют правдивые скидки, другой просто, на те товары, которые нам нужны, или не на те, которые нам нужны, но они есть. Можно прийти в магазин, купить какое-нибудь одеяло, может быть, ненужное, но оно будет дешевым. Действительно хорошие товары, которые мы хотели бы купить и ожидаем, что на скидке будет вот это вот нечто, такого, к сожалению, не бывает. Ольга Арсланова: Смотрите, у нас очень многие зрители считают, что скидки реальные, серьезные бывают только на некачественный, бракованный товар или на товар, у которого истекает срок годности, если это продукт. Бывают такие жалобы? Насколько далеки от истины вот эти вот обвинения? Алексей Егармин: Нечистоплотные продавцы действительно под скидочный ажиотаж выбрасывают на прилавок такие продукты, которые уже порою с истекшим сроком годности. Такие случаи действительно есть, это нечестные приемы, понимаете, они не подпадают под нашу категорию обсуждения «скидки», это подпадает под категорию «обман». Они могут быть и в обычные дни бесскидочные, таких случаев достаточно много. Часто бывают продавцы, которые выбрасывают на скидочные дни тот товар, у которого истекает срок годности в этот день, но это касается только продуктов питания: вы покупаете что-то съестное, а у него сегодняшним числом заканчивается срок годности. Вы его купили по закону, это законно, но вы его завтра использовать уже не можете, то есть надо понимать, что вы должны прийти, его в этот если день употребить, и тогда все это будет честно, но такие приемы бывают. Это манипулирование возможным поведением покупателей, прибегают к такому манипулированию торговые сети часто. Петр Кузнецов: Алексей, вы со своей стороны что бы порекомендовали гражданину, который собирается принять участие в «черной пятнице», тем более что она у нас как раз выходные захватывает. Ольга Арсланова: В самом разгаре. Петр Кузнецов: Да, основное. Может быть, вообще не участвовать в «черной пятнице»? Алексей Егармин: Нет, я думаю, что участвовать надо… Ольга Арсланова: Но быть осторожным. Петр Кузнецов: Давайте три основных компонента. Вы на самом важном пропадаете, Алексей. Алексей Егармин: Что-то со связью. Петр Кузнецов: Три основных пункта: первое – я бы порекомендовал сделать то-то, потом второе и третье. Алексей Егармин: Да. Вот я бы порекомендовал четко обратиться к тому, что вам нужно, покупать только те вещи, которые вы запланировали. Петр Кузнецов: Определиться заранее. Алексей Егармин: И тогда вы не попадете на ажиотажный спрос, не будете вовлечены в игру с вашим сознанием… Петр Кузнецов: Совет, который все три пункта захватывает. Ольга Арсланова: Скажите, пожалуйста, Алексей, а вы сами в последнее время по скидке что-нибудь покупали удачное? Алексей Егармин: Конечно. Сегодня пошел в магазин, купил шоколадку к чаю: она стоила 100 рублей, а сейчас стоит 80 рублей. Ольга Арсланова: А вы хорошо сэкономили, Алексей. Спасибо. Алексей Егармин: Даже срок годности у нее какой-то еще есть, я ее могу подержать и потом еще через какое-то время употребить. Ольга Арсланова: Спасибо. Сопредседатель Национального союза защиты прав потребителей Алексей Егармин был в прямом эфире. Петр Кузнецов: Сладких выходных вам. Ольга Арсланова: Вот что зрители пишут. С шоколадкой повезло, а тут не очень – Нижегородская область: «Недели 3 назад был в магазине, зимние мужские ботинки 6-7.5 тысяч рублей. Вчера был в том же магазине, на ценнике зачеркнуты вверху 8-9-10 тысяч рублей, а внизу та же цена 6-7 тысяч, что и 3 недели назад». Петр Кузнецов: Лия, давайте попытаемся нарисовать портрет человека, который гонится за этими суперскидками. Как правило, что это за категория? Ольга Арсланова: Кто это в основном? – женщины, мужчины, взрослые или не очень? Лия Левинбук: Вы знаете, сложно сказать. Во-первых, ноябрь все-таки близок к декабрю, а декабрь – это новогодние праздники. Скорее всего, тут делятся люди на тех, кто хочет купить подарки заранее, уже не попадать на новогодние распродажи, а как раз купить заранее подарки, или те, кто подверглись всеобщему ажиотажу. Я сегодня в соцсети видела, как ритейлеры наши выкладывают свои магазины, какое у них столпотворение: пришел в торговый центр в магазин за продуктами, а попал в обувной. Вот такой ажиотаж сложился. Петр Кузнецов: Обеспеченные граждане как-то игнорируют это или наоборот? Ольга Арсланова: Или наоборот, экономят, поэтому обеспеченными становятся? Петр Кузнецов: Да, или у них такой уже некий другой интерес появляется, спортивный что ли? Лия Левинбук: Вы знаете, я думаю, что скидки интересны любым слоям населения, обеспеченным гражданам и средним… Ольга Арсланова: То есть в разных категориях. Лия Левинбук: В разных категориях, и скидки тоже бывают в разных категориях. Несмотря на то, что есть люкс-сегменты, которые не дают скидки, но есть люкс-сегменты, на которые дают как раз скидки бренды. Поэтому там как раз и высматривают свой товар те категории лиц. Ольга Арсланова: Послушаем нашего зрителя Владимира из Тольятти. Здравствуйте, вы в эфире. Зритель: Добрый вечер. «Черная пятница»… Петр Кузнецов: Одни мужчины звонят. Зритель: Мне 69 лет, пенсионер уже давно. Значит, «черная пятница», нашим однозначно не верю, но в Северной Америке (там старшая дочь живет) они реально работают. То есть реально приобретал товары, которые на протяжении всех других дней были… Причем качественные товары. Насчет продовольственных я не верю у нас однозначно, за рубежом скидок на продовольственные товары не бывает, как у нас. А у нас есть очень уважаемая мною торговая сеть крупная, где электроника, бытовая техника и все остальное, даже кастрюли можно приобретать. Вот там действует бонусная система и скидки, – вот это реально, причем я мониторю обычно то, что происходит с ценами, я смотрю в других магазинах и так далее. Да, действительно, цены бывают в 1.5 раза, а с учетом бонусов я недавно сэкономил 1.5 тысячи рублей на приобретении гаджета. Петр Кузнецов: То есть все-таки у нас это возможно. Зритель: То есть все наши практически гаджеты, все устройства, что я там приобретал, со скидками приобретены, но не в «черную пятницу». В «черную пятницу» я у нас в России не верю, а вот реально в этой сети, мною уважаемой, я им даже благодарность писал в «Отзовике», они действительно очень… И нет обмана. Есть такой, допустим, не уважаемый мною спортивный магазин с человечком таким нарисованным на синем фоне, у них там эти так называемые, два пальца загибаю, бонусы, которые… Ольга Арсланова: Ну это уже нюансы. Зритель: А в этой сети, про которую я говорил… Я не буду в целях рекламы называть… Петр Кузнецов: Вы очень умело это обходите, спасибо вам за это. До сих пор сейчас думаю, что же это за человечек на синем фоне. Спасибо вам большое. Ольга Арсланова: Спасибо вам больше. Нам вот пишут: «Участие в «черной пятнице» стоит больших денег. Я продавец, а не покупатель, у меня Интернет-магазин». А что это такое? Это к системе какой-то подключаться? Лия Левинбук: Есть действительно системы, они называются площадками, к которым можно подключиться и быть во всеобщей синергии товаров с другими магазинами. Вход туда действительно платный, но тут никто не запрещает, ты можешь проводить свою «черную пятницу» самостоятельно. Но для тех магазинов, которые не имеют федеральный охват, конечно же, рекомендуется участвовать в таких площадках, потому что они тратят небольшую сумму денег, но при этом они получают трафик, соответственно весь маркетинг и охват берет на себя вот эта площадка. Ольга Арсланова: Вот еще нам пишут: «Много раз покупал по скидкам в Финляндии, там все просто, старый и новый ценник просто разного цвета». Курская область: «Хотели купить ребенку игрушку, до скидки 800 рублей, со скидкой 900 рублей». Ну это на самом деле, судя по SMS-порталу, самая частая жалоба, когда скидка выдуманная. Можно как-то добиться, я не знаю, от продавца реальной скидки, к совести его как-то взывать? Что вообще можно сделать в такой ситуации? Лия Левинбук: Все зависит от продавца. Понимаете, если продавец нацелен на то, чтобы развивать свой бизнес и развивать свою аудиторию лояльную, то он будет работать исключительно для потребителя и при этом не забывать, конечно, о своей прибыли, потому что ни один бизнес не будет работать без прибыли, это глупость. Есть продавцы, которые настроены на ежеминутный трафик, на ежеминутную выгоду, в общем-то, все получили и дальше как-то продолжают существовать, закрываются или переименовываются. Ведь торговля достаточно большая у нас в России, она разная, федеральная, региональная, локальная, поэтому разные предприниматели. Повлиять на них очень сложно, все зависит от того, какие они цели перед собой ставят. Петр Кузнецов: У нас Сергей из Краснодара на связи. Здравствуйте, Сергей. Зритель: Здравствуйте. Ольга Арсланова: Здравствуйте, мы вас слушаем. Петр Кузнецов: У вас, мы так понимаем, тоже был опыт покупки по скидке за границей. Ольга Арсланова: Можно сравнить российскую пятницу и зарубежную. Петр Кузнецов: Расскажите, пожалуйста. Зритель: Да. Есть два примера у меня. Я на протяжении года учился в Германии, и получалось так, что я в один и тот же магазин заходил, присматривал куртку, обувь и там уже примерно знал эти цены. Потом прихожу, говорят: «Эти кроссовки стоили 30 евро (они действительно стоили 30 евро), а теперь со скидкой 50%», – то есть реальная скидка на 50% уже 15 евро, это существенно. Петр Кузнецов: Ну да. Зритель: И действительно купил с такой скидкой. Потом у нас в России был такой случай. Кстати, у нас в России тоже бывают действительно хорошие скидки. У меня такой был случай... Петр Кузнецов: Бывают все-таки. Расскажите. Зритель: Да, но это, наоборот, немножко негативно. Купил «Филипс» бритву, она стоила 1 600 летом. Прихожу, смотрю, эта же бритва уже 4 тысячи стоит. Ага, думаю, сейчас идет к скидкам, получается такая игра с цифрами. Я просто обратил внимание на цену, а может быть, другие люди подумают: «Ага, она стоила 4 тысячи, а сейчас я ее куплю со скидкой 50% за 2 тысячи», – а на самом деле она даже не подешевела, а даже подорожала. Вот такой пример, это просто игра с цифрами. Ольга Арсланова: Да, спасибо за ваш рассказ. Петр Кузнецов: Да, спасибо. Это Сергей из Краснодара. Давайте подведем итоги. Знаете как, покупательскую способность если в целом возьмем, вы как бы ее сейчас оценили? – она падает, растет, не меняется? Лия Левинбук: Она перманентно падает, перманентно поднимается. Все зависит от настроения самого потребителя, его веры в свой собственный кошелек и желание покупать. Вот в данном случае мы проводили опрос перед «черной пятницей», и покупательская способность была оценена достаточно неплохо. По прошлому году у нас вообще средний чек составил 5 тысяч 300 рублей, это очень неплохо. Что будет в этом году… Мы очень ждем результатов, как я уже говорила. Плюс еще раз хочу всем подчеркнуть, что на электронику и бытовую технику скидка 90%, 70% и 50% быть не может, потому что максимум 10%, так как это низкомаржинальные товары. Скидки нужно искать в одежде, в обуви, в косметике, в аксессуарах, там могут быть до 90% скидки. Петр Кузнецов: Спасибо за совет. И итоги голосования. Ольга Арсланова: Мы спрашивали наших зрителей, следят ли они за скидками. «Да» ответили всего 35%, 65% не следят. Видимо, не очень доверяют. Спасибо большое за то, что пришли к нам. У нас в гостях была Лия Левинбук, вице-президент Ассоциации компаний Интернет-торговли. Петр Кузнецов: Спасибо. Лия Левинбук: Спасибо.