Локдаун по-русски

Гости
Дмитрий Горин
председатель Совета директоров туристической компании
Василий Шуров
психиатр, психотерапевт

Марина Калинина: Ну а мы к следующей теме переходим, вернее к первой теме нашего эфира.

Россияне ринулись искать билеты после объявления, что дни будут нерабочими, вот с 30-го по 9-е. Спрос, по данным турагентств, возрос почти на 50%. Первые всплески интереса наших сограждан к поездкам появились, что интересно, еще когда слухи только об этом ходили, еще не подтвердились. Ну а теперь вообще, после официальных сообщений, желание поехать отдохнуть на курорты только усилилось.

Иван Князев: При этом государство просит людей не ездить без надобности никуда, в другие регионы, за границу, а поберечь свое здоровье и поменьше быть в людных местах. Откуда у нас такая безответственность? Что в головах происходит? Хотим понять прямо сейчас. Что вы думаете по этому? Звоните нам в прямой эфир.

Марина Калинина: Дмитрий Горин с нами на связи, вице-президент Российского союза туриндустрии. Здравствуйте, Дмитрий.

Дмитрий Горин: Здравствуйте.

Марина Калинина: Ну, опишите ситуацию, вообще, действительно, что происходит, так как вы ее знаете изнутри.

Иван Князев: На какие направления сейчас покупают билеты? Куда приедут самые безответственные?

Дмитрий Горин: Так как это даты осенних школьных каникул и праздников, которые давно были известны, а мы отдыхаем 4 дня, как было еще до всех слухов и объявлений, был повышенный спрос на путешествия. Но та информация, которую получили мы только вчера, вносит определенные коррективы. Надо понимать, что большинство регионов вводит QR-коды. Если в начале недели из 85 регионов таких регионов было всего 30, за вчерашний день эта цифра увеличилась на 7 регионов. Кстати, 14 регионов помимо QR-кодов для ресторанов, музеев, кинотеатров ввели также и QR-коды для заселения в гостиницу, и это QR-код о вакцинации. Это приведет все-таки к некой корректировке спроса. Говорить об ажиотаже все-таки не следует, так как невакцинированные туристы по России не так могут легко выбрать направление.

Можно сказать, наоборот, о зарубежных путешествиях. Вот сейчас основной спрос на поездки в Турцию, Египет, Объединенные Арабские Эмираты, Доминикану. Эти страны, кстати, решением оперативного штаба теперь эти четыре страны принимают и чартерные рейсы из России. Сейчас они летают только в Турцию и в Доминикану, с 9 ноября полетят в Объединенные Арабские Эмираты и Египет на популярные курорты (Хургада, Шарм-эль-Шейх). Но за границу у нас туристы путешествуют с сертификатом о вакцине, Турция и Египет их признают, это «Спутник V», или ПЦР-тест.

Иван Князев: Насколько все-таки вырос турпоток? Некоторые агрегаторы фиксируют рост обращений на 47–50% буквально вот за последние двое суток.

Дмитрий Горин: Вчера был повышенный спрос на все без исключения популярные направления, это касается и России, и за рубежом. Ведь QR-код спрашивают в России в сертифицированных объектах, а частный сектор уже с 1 августа продолжает принимать, например, в Краснодарском крае без QR-кодов. Ну, здесь надо сто раз подумать, ведь одно дело гостиница, а другое дело развлечения, отдых, экскурсии, музеи. Мы видим, что на примере Крыма, который вчера ввел QR-коды, он их не вводил даже летом, в Крыму теперь не только в гостиницу нужно предъявлять QR-код о вакцине, но и в том числе для ресторанов, музеев, театров, кинотеатров. И это, наверное, все-таки приведет к снижению спроса, мы его уже фиксируем, на 30% спрос становится меньше в те регионы, где введены QR-коды.

Марина Калинина: Давайте мы спросим сейчас у наших телезрителей: позвоните нам, расскажите, вы останетесь дома на эти праздники, или вы все-таки куда-то уедете? Ждем ваших звонков, высказывайте свои мысли по этому поводу.

Смотрите, ну вот уже Краснодарский край тоже заявил, что ужесточает контроль за соблюдением эпидмер в ресторанах, в магазинах, в крупных торговых центрах, в отелях. В общем, это такой мягкий намек на то, что вот, товарищи, сидели бы вы дома. То есть люди не понимают как бы, что ехать никуда не надо, по-прежнему едут, получается так?

Дмитрий Горин: Основной намек и месседж: товарищи, вакцинируйтесь, пожалуйста, и приезжайте к нам вакцинированными. Ведь по этому пути идет не только Россия, большинство стран мира сейчас сделали уже свои зеленые паспорта, QR-коды. И в этой ситуации, наверное, один путь – либо справка о том, что вы переболели, действует она 6 месяцев, либо сертификат о вакцинации.

Ну, наверное, здесь надо тоже понимать, что многие туристы сейчас, наверное, будут анализировать ситуацию, потому что в любом случае, все-таки чтобы им не преувеличивать эти цифры, надо понимать нашу статистику. У нас за рубеж и до пандемии выезжало 6–7% граждан Российской Федерации, загранпаспорта имеют от 10 до 20%. Больше всего путешествий было по России. Мы знаем предварительные цифры этого непростого года, и даже ограничения в Краснодарском крае, в целом по году показывают огромный интерес к поездкам по России. Сейчас действует как раз путешествие по программе кешбэка, люди заранее покупали эти туры, и мы будем стараться помогать либо переносить сроки поездки, либо делать возвраты. Это сложно, потому что многие покупали билеты по невозвратным тарифам и со штрафными санкциями в гостиницах.

Марина Калинина: Дмитрий, а что с ценами сейчас? Поскольку спрос так взлетел вверх, что с ценами на авиабилеты, на гостиницы, на туры?

Дмитрий Горин: Мы сегодня смотрели, как раз сравнивали цены на авиабилеты, на пакеты, и здесь очень интересное наблюдение. По турпакетам существенного увеличения цен не произошло, а при самостоятельном бронировании тура купить билет, например, в Анталью, если он 10 дней назад стоил в среднем 15–20 тысяч, то сейчас на пиковые даты, популярные, с 30-го или 31 октября на неделю билеты стоят уже 35 тысяч.

Марина Калинина: Ничего себе.

Дмитрий Горин: В турпакете вы можете за 50 тысяч купить бюджетный отель на двоих на неделю в Турции, например. Здесь нужно просто сравнивать.

Марина Калинина: У нас есть звонки. Юрий из Самарской области на связи. Юрий, здравствуйте.

Иван Князев: Слушаем вас.

Зритель: Добрый день. Самарская область, город Новокуйбышевск.

Вот, знаете, вот смотришь всех этих президентов, вице-президентов, и настолько обидно становится, что люди просто плюют на постановления правительства, которое беспокоится о нас. Вы знаете, вот у меня столько много друзей уже переболело, я сам дважды вакцинировался и третий раз от гриппа, сейчас ревакцинацию буду проходить. Но вот это разглагольствование, один «хочу», другой «не хочу», – не должно такого быть! А вот эти все экскурсии надо прекратить, а людей возить в морги и возить в реанимации, чтобы они видели, что это такое! Страшное это дело творится.

Иван Князев: Да, спасибо, спасибо вам за ваше мнение.

Марина Калинина: Спасибо.

Иван Князев: Вот что пишут нам телезрители. Из Ленинградской области: «Москва и Питер будут в течение каникул усиленно заражать регионы». А вот не совсем так-то, уважаемые телезрители. Смотрите, если брать статистику, куда, наоборот, поедут люди, то как раз-таки поедут в Москву, Санкт-Петербург…

Марина Калинина: …и в Калининград.

Иван Князев: …и в Калининград, 67% таких, уже подсчитали эксперты. То есть, наоборот, не Москва будет заражать, а в Москву поедут заражать, где ситуация и так не очень благополучная. «Пропали мы», – подпись «Сочи». Из Самарской области: «Им закон не писан, приедут и заразу привезут, будет ужас».

Дмитрий Львович, вы же, наверное, общаетесь вот в вашем туристическом сообществе, какие настроения? Другие страны же знают, что в России сейчас не очень благополучная обстановка.

Дмитрий Горин: Ну, другие страны уже давно сделали понятный протокол для поездок. Не согласен с предыдущим телезрителем, никто ни на кого не плюют. Я тоже дважды вакцинировался уже, причем не ревакцинацией, а дважды полностью «Спутником». И как раз мы призываем туристов вакцинироваться, если туристы хотят путешествовать. Если мы хотим сидеть еще 2–3 года дома, давайте продолжать упираться и верить в байки людей из интернета, которые рассказывают неправду о нашей вакцине. Наверное, только вакцинация позволит не сидеть дома, хотя дома, наверное, тоже хорошо, а отправиться в путешествие.

Настроения нормальные, люди понимают, и как раз я о чем и говорю, что те цифры, которые приводятся, – это цифры иногда по спросу, а люди, понимая то, что, может быть, и в Москве будут введены ограничения, мы знаем, что указ мэра может быть и дополнен, как это сделали в Крыму и Краснодарском крае. И надо понимать, что приехать, мы же не будем сидеть только в гостинице, наши туристы хотят посещать экскурсии. И если все будет закрыто, конечно, будут переносить поездки, такая наша новая реальность.

Иван Князев: Ну, пока это не останавливает. Спасибо вам большое! Дмитрий Горин, вице-президент Российского союза туриндустрии, был с нами на связи.

Марина Калинина: У нас есть еще звонки. Надежда из Московской области. Надежда, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте.

Я, вы знаете, обращаюсь с возмущением тоже и согласна с предыдущим человеком, который звонил. Вы знаете, очень обидно, что вот эти люди, которые не вакцинированы, относятся к тем, кто вакцину сделал, очень плохо. Моя дочь, моя семья сделали вакцину, я сама вакцинировалась, сейчас на ревакцинацию иду, и моя семья будет сидеть дома в эти выходные дни. А люди куда-то ехать… Да запретить все эти поездки, закрыть все это! Если локдаун, значит, для всех. Это просто непослушание, просто плохое отношение к тем, кто уже сделал вакцину. Я прошу людей: опомнитесь ради бога! Спасибо.

Иван Князев: Спасибо вам.

Марина Калинина: Спасибо.

Иван Князев: «Какие могут быть праздники? Люди концы с концами свести не могут», – это мнение из Ульяновской области. Однако вот желающих отдохнуть достаточно много. Из Ленинградской области: «Везде QR-коды, кешбэки все ваши пропадут». И из Московской области мнение: «Государство должно не просить, а просто запретить все нерабочие загранпоездки». Еще один эксперт на связи.

Марина Калинина: Василий Шуров у нас на связи, психиатр, психотерапевт. Здравствуйте, Василий Александрович.

Василий Шуров: Здравствуйте, добрый день.

Марина Калинина: Вот с точки зрения психологии, психиатрии, уж не знаю, это психология или уже нет…

Иван Князев: Возможно уже говорить о психиатрии?

Марина Калинина: Или уже психиатрии… Вот как можно объяснить такое поведение людей? Что у людей творится в голове?

Василий Шуров: Если мы говорим о серьезном локдауне, достаточно серьезной изоляции и отсутствии перемещений без повода значимого, то, конечно, очень тяжело такую изоляцию выдерживать. Люди к этому не готовы, они не привычны, это для них первый опыт. И даже когда был пик эпидемии в прошлый раз, классическую изоляцию соблюдало меньше 50%. Сейчас уже эта история продолжается больше 1,5 лет, люди устали, люди некоторые поверили в свое бессмертие, поэтому как-то их изолировать очень тяжело.

Иван Князев: Так вот в том-то и дело, понимаете, вы говорите, был для людей первый опыт, – ну мы 2 года уже живем с коронавирусом, мы уже привыкли к ограничениям к различным. И вот, казалось бы, сейчас ухудшение ситуации, ну посиди ты дома, пообщайся с семьей, с ребенком со своим пообщайся. Нет, тебе нужно обязательно, именно в этот период, когда всех просят сидеть дома, куда-то ехать, тратить деньги, заражаться и умирать в конечном итоге. Где у нас инстинкт самосохранения?

Василий Шуров: Вы совершенно верно сказали слово «просят», правильно. Если мы возьмем Европу, жесточайшие штрафы, жесточайший контроль, камеры. Там никто не рассчитывал на сознательность людей, просто прописали очень серьезные штрафные санкции, разрешили в определенное время с определенными пропусками, взяли под контроль и все смогли быстро остановить. У нас все время просят, вот вам выходные, вот вам то, работодатель оплатит, и люди как-то не готовы это серьезно воспринимать, не хотят. Кто-то действительно едет за границу, кто-то впадает в запой. Вот, к сожалению, это больше уже напоминает какое-то иррациональное безумие, которое объяснить с точки зрения психиатра, с точки зрения здравомыслящего человека очень тяжело.

Марина Калинина: Василий Александрович, а вот то, что люди едут за границу и тратят свои деньги, потом говорят, что денег нет, жить не на что, – может, их как-то сэкономить на будущее, как-то вот на семью потратить, в конце концов?

Василий Шуров: Совершенно верно, это логика здравомыслящего человека. Более того, заболеешь ты за границей, там безумно дорого лечиться; как ты будешь домой возвращаться, если ты инфицирован? Миллион вопросов, которые логически должны привести к тому, что сиди дома, пережди это время. Нет, действия абсолютно иррациональные, нужно солнце, нужно море. Напоминает пир во время чумы, как будто вот последний день живешь, когда они в замке закрывались и творили всякий беспредел, вот наши люди тоже.

Иван Князев: Да, хорошая аналогия.

Марина Калинина: Да. И смотрите…

Иван Князев: И кстати, вот срочная новость только что пришла.

Марина Калинина: Да, срочная новость.

Иван Князев: Мэр Москвы Сергей Собянин объявил с 28 октября…

Марина Калинина: …нерабочие дни.

Иван Князев: …нерабочие дни, то есть уже…

Марина Калинина: Еще 2 дня прибавилось.

Иван Князев: Еще 2 дня уже в Москве.

Василий Александрович, у нас, я так понимаю, в России надеяться на самосознательность людей дело неблагодарное?

Василий Шуров: Мы уже это проверили, самосознательности нет, и пожилые люди не соблюдают, хотя они мишень в первую очередь, и все остальные. И я вижу, что творится в общественном транспорте, маски дай бог у трети людей, все уже привыкли, все относятся наплевательски. Я лично на сознательность наших сограждан не рассчитываю.

Иван Князев: Вот смотрите, что пишут, я прошу прощения, в чате прямого эфира на сайте ОТР: «Я не верю в COVID-19, это все вранье». Ну 2 года, люди умирают по больше чем тысяче человек в день…

Василий Шуров: Ну конечно, да, не верю и все. Отрицание – это основной психологический механизм: не верю, не существует. У нас есть ВИЧ-диссиденты, кто-то в рак не верит, кто-то в COVID. Но только COVID – это та вещь, когда ты источник, суперисточник, ты можешь заразить сотни, причем ты не умрешь, ты не веришь, у тебя все хорошо, а из-за тебя погибнут десятки. Поэтому… Ну, государство должно озаботиться и уже прямо более жесткие меры ввести, вот особенно в отношении таких, которые не верят…

Марина Калинина: Василий Александрович, а скажите, это такая вот черта, безответственность и безалаберность, это только нам характерна, россиянам?

Василий Шуров: Да нет, конечно, не только нам.

Марина Калинина: И здесь мы особенные или… ?

Василий Шуров: Да. Нет-нет-нет, мы никакие не особенные. Это защитный механизм, особенно когда психика устает, когда это продолжается уже многие годы и человек имеет опыт, вот он ни разу не болел, и он действительно начинает считать, что все это выдумано. Хотя уже миллионы историй, огромные потери по количеству людей. Я как врач постоянно сталкиваюсь с заболевшими, я вынужден признать, что эпидемия очень сильная, очень тяжелая. Я привился в первую очередь, всех агитирую, всем рассказываю, но вот…

Иван Князев: Но не работает.

Василий Шуров: …большинство людей предпочитают на своем опыте получать информацию.

Иван Князев: На самом деле одни мы такие или нет, легко проверить – можно посмотреть количество вакцинированных в разных странах, и все станет понятно.

Вы сказали, нужно действовать по-другому. Как тогда? В Госдуме уже озаботились этим.

Василий Шуров: Я считаю, что вот это, что просят, дают выходные, пытаются убедить – наверное, нужно вводить жесткую систему QR-кодов, поводов, по которым ты можешь выйти из дома, контролировать и делать побольше штрафы, не символические, а более реальные, более ощутимые. Ничего не поделаешь, речь идет о спасении жизней людей, а количество ковид-диссидентов у нас какое-то гигантское, привито меньше 40%, ну это просто феноменальный позор, и это может иметь тяжелейшие последствия для страны. Поэтому государство должно вспомнить, что оно государство, перестать уже просить и навести порядок жестко.

Иван Князев: Да, спасибо большое.

Марина Калинина: Спасибо.

Иван Князев: Конечно, разделение людей по этому признаку дело, конечно, не очень хорошее, но здесь вы правильно сказали, по-другому, видимо, уже, может быть, и нельзя.

Марина Калинина: Василий Шуров, психиатр, психотерапевт, был у нас на связи. А мы переходим к следующей теме.