Виталий Млечин: 52% россиян довольны своим начальством. Это данные сервиса Работа.ру. С одной стороны, это, очевидно, неплохо. Но всего год назад было заметно больше, 67%. Марианна Ожерельева: Среди тех, кто руководством недоволен, 61% отметили, что считают начальника некомпетентным специалистом. 54% пожаловались, что их не хотят повышать, а 47% указали, что их руководство может часто угрожать понижением заработной платы или увеличением объемов работ, а также задержками после рабочего дня и даже увольнением. Виталий Млечин: Да, ну это неприятный, конечно, такой шантаж. 41% респондентов недоволен тем, что начальство ведет себя агрессивно по отношению к подчиненным. А 39% отметили, что им не нравятся личные качества руководителя. Какие выводы можно сделать из этого исследования? И как складываются ваши отношения с начальником? Пожалуйста, расскажите нам, 8-800-222-00-14 бесплатный телефон прямого эфира. И мы запустим еще один опрос: повезло ли вам с начальником? Пожалуйста, напишите «да» или «нет» на короткий номер 5445. Через 20 минут подведем итоги, узнаем, как, насколько повезло нашим зрителям с руководителями. Ну и вообще, расскажите, как строятся ваши отношения? Довольны, не довольны? Что нравится, а что не нравится? А сейчас с нами на прямой связи Михаэль Гермерсхаузен, управляющий директор рекрутинговой компании. Михаэль, здравствуйте! Марианна Ожерельева: Михаэль, здравствуйте! Михаэль Гермерсхаузен: Добрый день! Виталий Млечин: Михаэль, скажите, пожалуйста, что сделать руководителю для того, чтобы понравиться своему подчиненному? И насколько это вообще важно именно с точки зрения руководителя? Михаэль Гермерсхаузен: Ну, наверное, он должен каким-то образом присутствовать. Последние два года очень много людей вообще даже своего руководителя не видели. Потому что был ковид, мы работали дома, и, наверное, уже многие сотрудники перепутали, кто же вообще мой руководитель. Были тогда даже такие случаи, когда руководитель взял человека на работу, никогда его не видел вживую, и уволил его еще, и тоже не увидел его вживую. Виталий Млечин: Ну знаете, ну, не сложилось, видимо, раз взял и уволил сразу. Михаэль Гермерсхаузен: Ну не сразу. А мы же уже два года почти работаем в таком режиме, домашний офис и так далее. Поэтому такое может быть. А в целом, если более серьезно, конечно, руководитель должен быть тот человек, который слушает своих сотрудников, он развивает своих сотрудников, он не только угрожает, как вы сейчас говорили, да? А который действительно им дает слово, он получает от них свое мнение и развивает их. И не хочет быть всегда на первом месте, а даст своей команде быть на первом месте. Виталий Млечин: Михаэль, ну это какая-то идеальная такая картинка мира. А скажите, пожалуйста, это часто вообще в практике реальной случается? Михаэль Гермерсхаузен: Ну, я думаю, если у нас такая статистика, как мы сейчас узнали, вот половина таких руководителей соответствует этому. К сожалению, очень часто бизнес делает такую ошибку, что они выбирают самого лучшего, допустим, менеджера по продажам, он становится таким экспертом, он приносит много денег компании. И думают, что хорошо, его мы сейчас промотивируем и сделаем менеджером. К сожалению, человек, который очень хорошо разбирается в продажах, он очень часто самый ужасный управленец. И из-за этого появится уже масса проблем потом. Марианна Ожерельева: Михаэль, а если мы будем сравнивать, российские, например, и немецкие рынки труда, скажите, пожалуйста… Виталий Млечин: Да, это вопрос, который мы не можем вам не задать. Марианна Ожерельева: Да. Вот эти две составляющие, да, тут и там. Вот подскажите все-таки, когда некий миф о том, что вот начальник должен быть таким хорошим, да, заботиться социально о своих работниках, он должен помогать им в чем-то там. В Германии такое есть понимание, как бы, что начальник должен быть условно хорошим? Или самое главное, чтобы он был хорошим исполнителем, да, тот, кто трудится, а начальник хорошо распределял задачи для каждого. А какой он там человек, как он относится к каждому работнику, вообще это неважно. Может быть, мы просто очень сентиментальны в этом отношении? Нам важно, как на нас посмотрят, важно, отметят ли нас. А, может быть, в Германии это вообще не важно? И все как бы вот работают механически просто, потому что надо работать. Они понимают конкретно свою цель. Мы похожи или нет? Михаэль Гермерсхаузен: Ну, здесь есть довольно много разницы по культурам. Например, если вы работаете в Германии, вот вы работаете на «Volkswagen», да, или на крупную компанию-работодателя. И когда уходит руководитель компании, вам это без разницы, вы продолжаете работать. В России мы все-таки работаем на руководителя. И когда мы приходит вместе с этим руководителем, мы работаем. Выбирают именно сотрудников, которых они знают. Мне часто звонят из университета друзья и предлагают разные виды работ, ну, руководитель шоколадной фабрики. Я им говорю: «Ребята, почему вы мне это предлагаете? Я же в этом не разбираюсь». – «Ну мы тебя знаем». И здесь уже начинается первая ошибка. Когда мы выбираем человека по доверию, потому что мы его знаем, вместо того, чтобы выбрать именно эксперта в своем деле. И, наверное, в этом отличается Германия немножко. Также сейчас, как вы видели, наверное, или услышали, что достаточно трудно в Германии соблюдать все эти правила, которые сейчас появятся. Вот если, например, 8 Марта сейчас скоро будет. Я поздравлю, подарю цветы и позову своих девчонок, и скажу: «Девчонки, мы вас поздравляем!». Все мужчины собираются, поздравляют. Немецкий менеджер, наверное, за это может даже штрафовать, потому что может это считаться каким-нибудь там сексуальным характером. Поэтому здесь добавляется еще очень много комплексных вопросов для немецкого менеджера, которые в России, наверное, не настолько серьезные еще. Марианна Ожерельева: Вот нам много пишут: «Ты – начальник, я –дурак». Такой принцип вообще, он встречается в Германии? Или все-таки опять же вот разница, ментальная разница культур, она говорит о том, что вот такого неуважения там не могут проявлять? Михаэль Гермерсхаузен: Нет, это везде. Марианна Ожерельева: Везде повсеместно? Михаэль Гермерсхаузен: На самом деле, я перед нашим звонком смотрел нашу последнюю статистику, да? Она немножко больше именно с точки зрения, насколько мы довольны нашими руководителями. Но там столько же дураков, сколько и в России, они очень, все равно, часто бывает, руководитель оказывается на своем месте, где он не должен быть. Появится там случайно, или плохо работал, и мы, как рекрутеры, представили кандидата, который не подойдет корпоративной культуре, и так далее. Поэтому, это везде бывает. Это не особенность России. В России, наверное, особенность, что российские руководители, они очень не любят открыто коммуницировать. Вот немецким менеджерам, наверное, уже за долгое время объяснили, что надо открыто коммуницировать: какие у нас планы, дайте…, разговариваем открыто. А русский руководитель очень часто еще сидит закрыто в своем офисе, и очень часто его, генерального директора, даже никогда не видели, да? Я даже знаю случай, когда генеральный директор поднимается в здание на отдельном лифте, его вообще никто никогда не видит. Вот эта разница, наверное, есть. Марианна Ожерельева: Спасибо, Михаэль! Михаэль Гермерсхаузен, управляющий директор рекрутинговой компании, был с нами на связи. Звоночек примем. Виталий Млечин: Спасибо, Михаэль! Звоночек. Сейчас только вот интересное сообщение из Оренбургской области пришло, поразительная совершенно история: «Мой непосредственный начальник был добр и внимателен». Хорошо? Марианна Ожерельева: Так. Виталий Млечин: «А после его увольнения узнали, что всю сложную работу он присваивал себе, работников выставлял тупицами». Марианна Ожерельева: Какой нехороший человек оказался. Виталий Млечин: Так еще и двуличный. Марианна Ожерельева: Двуличный, да. Галина из Астрахани до нас дозвонилась. Галина, здравствуйте! Виталий Млечин: Здравствуйте, Галина! Марианна Ожерельева: Мы ждем вашу историю про начальника. Зритель: Да. Я работала в свое время в центральном банке Астраханской области. Мне очень повезло, что у меня была начальница Маргарита Александровна. Вот она очень умный человек. И он не позволяла нам работать спустя рукава, будем говорить. Вот потом еще хочу отметить, что у меня был начальник такой, Мищенко. Это в «Микоме», тоже отличный человек. Он очень заботился о своих работниках, поэтому… Виталий Млечин: А в чем это выражалось? Расскажите, вот чем хороший начальник отличается от нехорошего? В чем эта забота проявляется? Марианна Ожерельева: Да, что за забота такая? Зритель: Сейчас скажу. Он мог поругать, конечно, сотрудников за плохие действия. Но в то же время он доставлял еду во все, где люди работали, по разным точкам, вот. Он всегда кормил их, это я говорю не о том, что он кормил, то есть заботился о своих работниках. Марианна Ожерельева: А за какие такие плохие поступки мог наказать? Что работник? То есть, не соответствовал его инструкции? Зритель: Ну, допустим, если человек плохо себя вел, выпил, что-то, безответственно себя вел. Марианна Ожерельева: Понятно. Зритель: Вот так вот. Но в основном, вот я говорю, много начальников в те времена, по крайней мере, компетентны. Марианна Ожерельева: Вам везло с руководителями? Зритель: Да. Виталий Млечин: Спасибо. Зритель: Ну были, конечно, с которыми не повезло, которые вылезли, будем говорить, через других. Марианна Ожерельева: Вот есть такие сообщения, что самые ужасные начальники – это те, кто «из грязи в князи». Ну и непривлекательны одинокие женщины, тоже плохие начальницы, оказалось. Виталий Млечин: Ох, надо же. Хорошо. Давайте посмотрим небольшой сюжет. Наши корреспонденты спрашивали у людей на улицах: какой он, идеальный начальник? ОПРОС Марианна Ожерельева: Красивый финал. Виталий Млечин: Ну вот два предыдущих-то оратора, по-моему, обрисовали максимально. Марианна Ожерельева: Идеального начальника, да? Виталий Млечин: Емко, да, идеального начальника, который с одной стороны и финансово мотивирует и, соответственно, какую-то эмоционально-моральную такую составляющую поддерживает, это важно, да. Побеседуем с директором Института профессионального кадровика, экспертом по трудовому законодательству Валентиной Митрофановой. Валентина Васильевна, здравствуйте! Марианна Ожерельева: Валентина Васильевна, здравствуйте! Здравствуйте! Валентина Митрофанова: Добрый день! Виталий Млечин: Валентина Васильевна, а вот пишут нам зрители: «Делай свою работу хорошо, и с начальником все у тебя сложится». Как вы считаете, вот это залог успеха? Или посложнее немножко бывает? Валентина Митрофанова: Это, конечно, основной залог успеха. Потому что все стандартные конфликты у работника с руководителем возникают именно по качеству работы скорее самого работника, чем по качеству работы руководителя. Поэтому люди, которые действительно добросовестно выполняют свои обязанности и все установленные распоряжения, как правило, в основе своей конфликтов с руководством никаких не имеют, претензий к нему тоже никаких не имеют, это да, это очевидно. Марианна Ожерельева: Ну бывают же истории все-таки вот, не сошлись характерами. Вроде бы и исполнитель хороший, и начальник хороший. Но вот камень преткновения в том, что не совпадают. Валентина Митрофанова: Ну, бывает, конечно, да. У нас же нельзя, ходит такая пословица, что «человек приходит работать в компанию, а уходит от человека». То есть, в любом случае, такие личные взаимодействия с руководителем, ну, и так же, как и со всем коллективом, они очень часто являются причиной того, что человек уходит из компании. Хотя, казалось бы, и работа хорошая, и нравится, и вроде справляюсь, все. Но вот не сошелся именно там характерами с руководителем или там с коллегами. Но тем не менее, если мы посмотрим даже на статистику, которая сейчас по обзору, да, и мы ее обсуждаем, все равно меньшая доля – это именно личные отношения. Большая часть – это именно профессиональные отношения с руководителем. Марианна Ожерельева: А с начальниками можно дружить? Вот тут вопрос возникал: надо ли это делать? Что вообще такое – дружба с руководством? Почему у нас кумовство, дружба, оно сразу возникает? Устраиваешься на работу, тебя сразу спрашивают: «Ну как начальник?». Ты его еще и не видела, там, коллег-то еще и не узнала, а тебе уже говорят: «Руководство какое?». Почему так? Валентина Митрофанова: Ну, относительно надо или не надо, я думаю, что здесь, конечно, каждый должен решать этот вопрос там самостоятельно. Но то, что, действительно, нам присуще, в отличие от многих других национальностей, скажем так, это то, что у нас люди смешивают очень часто работу и личные отношения, личные коммуникации. И даже когда у нас гражданин Российской Федерации попадает в такую, абсолютно иностранную среду, что, в первую очередь, всем не нравится, это вот такой именно формализм в отношениях. То есть мы, да, действительно, хотим социально общаться, спрашивать, как дела, «дружить» неким образом, то есть, это присуще именно русским людям, да. Виталий Млечин: Послушаем Марину из Владимира. Марина, здравствуйте! Зритель: Здравствуйте! Марианна Ожерельева: Здравствуйте! Зритель: Вот у вас, значит: нравится ли вам начальник? Виталий Млечин: Да. Зритель: Знаете, встречались разные начальники. Но вот последний момент, когда я устроилась на работу, поменяв свою квалификацию с повара на продавца-кассира, встретила вроде как бы очень хороших людей. Но в последовательности мягко стелется – жестко спится. Сначала, когда проходила стажировку, все, все хорошо. Когда меня поставили на кассу, каждый день у меня недостача. Каждый день. Ладно бы там, какие-то копейки, постоянно 500, 800 рублей. Потом оказалось, они отоваривают своего сына, сноху, ну как-то вот. И я вот что хочу сказать, что, мне кажется, все, все начальники, которые занимаются частным бизнесом, они все плохие и все обманщики. Виталий Млечин: Понятно. Марианна Ожерельева: Спасибо за вашу точку зрения. Виталий Млечин: Спасибо. Марианна Ожерельева: Валентина Васильевна, а еще вот пишут: «Хороший начальник – это тот, кто владеет искусством управления, менеджментом. А у нас этого нет». И ведь правда, менеджеры, да, вот само слово по себе, у него даже вот какая-то негативная окраска. Сейчас звонок был, что вот все, что частное – это плохо у нас, менеджеры – это плохо, управлять не умеем. Опять же, возникает вопрос: а действительно нет вот этого искусства управления, да? Привыкли на заводах, что у тебя тысяча людей, ты их, может быть, и не знаешь. И, как и ранее говорил вот тоже эксперт, да, сидит в своем кабинете. Может быть, ему и не надо, для того, чтобы иметь хорошие показатели, да, общаться с каждым. Но все-таки, вот менеджмент у нас есть или нет? Слово-то, оно привнеслось, но не прижилось. Валентина Митрофанова: Слово-то, оно, конечно, привнеслось, у нас даже образование есть такое. Марианна Ожерельева: «Менеджмент», да. Валентина Митрофанова: Но я здесь согласна с тем, что вы сказали, что это все-таки искусство. То есть, обучиться управлению персоналом, ты можешь, да, освоить какие-то определенные инструменты, которые там тебе расскажут, что нужно давать обратную связь, как правильно проводить совещания. Это инструментарий. Но научиться и быть вот таким грамотным, эффективным руководителем, у которого есть еще вот высокое доверие со стороны персонала, уметь мотивировать – это все-таки, скорее, личностные характеристики. То есть это человек должен быть и психологом, и педагогом, и здесь же управленцем, и болеть за свое дело. И еще быть справедливым при этом. То есть, еще обладать определенными личностными характеристиками. Марианна Ожерельева: А такие есть? Валентина Митрофанова: Боюсь, что этому нигде не научат. Марианна Ожерельева: То есть, надо таким родиться? Виталий Млечин: Нет, есть. Вот нам пишут наши зрители, Тверская область: «Моей подружке начальник закрыл кредит на машину, когда у нее было горе». Благородно? Да, благородно. Пермский край: «Брат со всей семьей съездил в Египет. Его начальник так решил, что пора дать возможность отдохнуть своим работникам, и купил путевки на отдых». Ну есть же. Марианна Ожерельева: Вот какая перезагрузка хорошая, да. Значит есть все-таки, они существуют. Виталий Млечин: Но насколько… Валентина Митрофанова: Они, конечно, существуют. Мы не имеем права с вами говорить, что у нас нет хороших управленцев. Они, конечно, существуют. Но здесь же, вот обратите внимание, если поспрашивать людей, с чем именно не согласны, там почему плохие отношения с руководством, да, опять же, возвращаясь к опросу, мы же видим удивительную вещь. Что очень часто люди перекладывают на руководителя общую проблему компании. Например, «мне задерживают зарплату», «нас часто привлекают сверхурочно» или там «работодатель не платит». И это все выливается непосредственно на руководителей, которые прежде всего, хотят по-хорошему, ведь это проблемы компании. Вот, например, даже слушатель, который вам звонил, он говорит: «Все в частном мелком бизнесе – плохие руководители». Наверняка, там много прекрасных руководителей. Но у нас есть проблема мелкого частного бизнеса, как несоблюдение определенных там норм, правил, гарантий. И это перекладывают уже на человека. Вот в этом тоже проблема есть. Виталий Млечин: А вот, пожалуйста, госпредприятие, Самара: «С начальником «повезло». В день по пачке сигарет в кабинете выкуривает, мы, некурящие, дышим. Он нас травит так. Кто за утраченное здоровье заплатит?». Ну вот это тоже проблема. Марианна Ожерельева: Да. Виталий Млечин: С курением-то. Марианна Ожерельева: Да-да. А еще пишут, что… Валентина Митрофанова: И с курением, и с нецензурными выражениями бывают проблемы. Я думаю, что мы тоже понимаем, с уважительным отношением к людям. Ведь это вот и есть базовые навыки культуры, этики делового общения. К сожалению, тоже есть не у всех руководителей, скажем так. Марианна Ожерельева: Еще пишут из Краснодарского края: «Все не так, на самом деле. Потому что никаких компетенций нет. Нужно сегодня угодить начальству». Вот это ключевое. Это опять же о нашем менталитете, да? Понравиться, угодить, не важно. Виталий Млечин: Но только стоп, а почему сегодня? А разве раньше этого не было? Марианна Ожерельева: Не всегда так? Виталий Млечин: Это же в классической литературе же описано. Марианна Ожерельева: Абсолютно точно. Виталий Млечин: То есть, там 100, 200, 300 лет назад было все то же самое. Валентина Митрофанова: Ну называется: читайте классиков. Это правда, да, то есть, ничего нового в данном случае здесь нет. И опять же, я со своей стороны могу сказать, что вот это вот, когда человек говорит: «Важно угодить, важно угодить», действительно, бывает реальная проблема, связанная там с руководителем. Но очень часто это, к сожалению, может быть, связано с тем, что сам человек работает некачественно, и ему нужно найти вот этому объяснение, да? «Почему меня? Почему ко мне предъявляют? Ага, потому что меня руководитель не любит». То есть, мы же тоже должны понимать, что определенное количество людей будет перекладывать свою проблему на проблему того, что плохой руководитель. Марианна Ожерельева: Давайте послушаем Нину из Воронежа. Виталий Млечин: Успеем. Нина, здравствуйте! Марианна Ожерельева: Здравствуйте! Зритель: Здравствуйте! Виталий Млечин: Нина, как у вас с начальством? Зритель: У нас с начальством? Я уже на пенсии. Но я у этого начальства, у нас было три директора, три женщины разного возраста. Прекрасные, доброжелательные, очень хорошо к нам относились. У нас была команда, мы обслуживали турбазу. Это каждый день мы готовили на 100, на больше человек. У нас за пять лет, вот, за пять сезонов ни одной не было жалобы. Вот к нам люди постоянно приезжали. Виталий Млечин: В чем секрет хорошего начальника? Зритель: В чем секрет хорошего начальника? Во-первых, она всегда нас собирала, ну, выбирала время, приезжала к нам и говорила: «Девочки, дорогие мои, давайте подумаем, чтобы обновить наш ассортимент». Виталий Млечин: То есть, она с вами. Марианна Ожерельева: Общалась, да. Виталий Млечин: Поддерживала с вами контакт? Марианна Ожерельева: Коммуницировала. Виталий Млечин: Понятно, спасибо большое. Марианна Ожерельева: Спасибо, Нина, большое, спасибо! Виталий Млечин: Валентина Васильевна, если можно, коротко. Все-таки, кому важнее выстраивать хорошие отношения: начальнику с подчиненными или подчиненному с начальником? Марианна Ожерельева: Или подчиненным, да. Валентина Митрофанова: Конечно, важнее это руководителю. Потому что руководитель должен обеспечить эффективное функционирование компании, структурного подразделения, достижения результата. Но если говорить, кто больше страдает от того, что эти коммуникации не выстраиваются, я бы сказала, что, конечно, люди. Марианна Ожерельева: Спасибо, Валентина Васильевна, спасибо. Виталий Млечин: Страдают люди, да. Спасибо. Марианна Ожерельева: Валентина Митрофанова, директор Института профессионального кадровика, эксперт по трудовому законодательству, была с нами на связи. Виталий Млечин: Давай подведем итоги нашего опроса. Марианна Ожерельева: Да. Что же получилось? Виталий Млечин: Мы спросили: повезло ли вам с начальником? И только 23% ответили, что «да». А «нет» – 77%. Это жаль, конечно, печально. Марианна Ожерельева: Ну вот, судя по смс, здесь обратная история. Потому что задают вопрос из Москвы: «Где же такие добрые начальники, о которых вы говорите? Я не верю, что есть такие». И вот пишут, что «начальник упивается своей властью, у него куча амбиций в статусе вот такого господина, хозяина, а вообще не товарища». Виталий Млечин: Нет, много разных сообщений. И негативных тоже полно, вот: «У меня на работе плохой начальник, взял, уволил ни за что сына». Из Московской области нам пишут. Нам очень повезло с начальниками, с коллегами и, самое главное, с нашими зрителями. Спасибо вам большое за то, что были с нами. Марианна Ожерельева: Спасибо, что смотрели. Виталий Млечин: Программа «ОТРажение» вернется сегодня в шесть. А мы с Марианной Ожерельевой уже завтра, в 12 по Москве. Очень надеемся вас увидеть и завтра. Марианна Ожерельева: Виталий тоже будет. Виталий Млечин: До свидания!